У ПРАКТИКА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НАРКОУГРОЗЕ. ПОМОЩЬ ВЕДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
УДК 343 2/7
Вероника Владимировна ТИХОМИРОВА,
старший научный сотрудник отдела проектного обеспечения оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности ФКУ НИЦ ФСКН России (г. Москва)
ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ БОРЬБЫ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ СИНТЕТИЧЕСКИХ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ
LEGAL MECHANISMS OF COMBATING ILLICIT TRAFFICKING OF SYNTHETIC PSYCHOACTIVE SUBSTANCES
В статье раскрываются вопросы, связанные с незаконным оборотом новых видов синтетических наркотиков, поднимается проблема правового статуса аналогов и производных наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; рассматриваются порядок проведения химико-фармакологической судебной экспертизы, возможность введения механизма временного запрета на новые психоактивные вещества, зарубежный опыт в отношении введения института временного запрета на психоактивные вещества.
The article deals with the issues related to illegal trafficking of new types of synthetic drugs and the problem of legal status of analogues and narcotic derivatives, psychotropic substances and their precursors. The procedure of conducting a chemical and pharmacological forensic examination and the possibility of introduction of temporal prohibition of new psychoactive substances are considered in the article; a review of foreign experience in introduction of the institute of temporal prohibition of psychoactive substances is analyzed.
Ключевые слова: синтетические наркотики, дизайнерские наркотики, аналоги и производные наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, судебная экспертиза, химико-фармакологические исследования, временный запрет на психоактивные вещества.
Keywords: synthetic drugs, designer drugs, analogues and narcotic derivatives, psychotropic substances and their precursors, forensic examination, chemical and pharmacological researches, temporal prohibition of psychoactive substances.
В настоящее время противодействие наркомании и незаконному обороту наркотиков выходит на первый план среди вопросов государственной важности в Российской Федерации, так как указанные явления наносят вред физическому здоровью и духовному воспитанию населения страны, порождают преступность и нестабильность в обществе, ряд негативных экономических последствий, как следствие - возникает угроза для национальной безопасности государства в целом.
На сегодняшний день одним из актуальных вопросов в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров является прогрессирующий рост немедицинского употребления новых психоактивных веществ (ПАВ), обладающих неопределенным правовым статусом. Отсутствие закрепленного за подобной группой веществ конкретного правового статуса создает определенные трудности при установлении мер контроля за ними, а также условия для беспрепятственного нахождения таких веществ в гражданском обороте.
Дизайнерские ("легальные") наркотики определяют как синтетические наркотические препараты, имеющие свойства какого-либо натурального наркотического вещества, но отличающиеся от него по химической структуре. Новые виды "легальных" наркотиков сравнительно недавно появились на российском рынке и за короткое время набрали бешенную популярность среди населения, особенно в молодежной среде. В основном это курительные смеси, основой которых являются синтетические каннабиноиды, воздействующие на соответствующие рецепторы головного мозга намного сильнее, чем природные каннаби-ноиды, содержащиеся, например, в марихуане. В настоящее время достаточно серьезной проблемой стали и другие синтетические вещества, обладающие свойствами наркотических, которые могут быть замаскированы под соли для ванн, ароматизаторы, корм для аквариумных рыб, удобрения для комнатных растений, легальные
порошки и др. По мнению экспертов, синтетические наркотики более разрушительно воздействуют на организм их употребляющего, чем, например, героин, так как в силу своей концентрированности синтетика практически полностью разрушает организм и центральную нервную систему человека.
Дизайнерские наркотики можно рассматривать в рамках следующей классификации [см. подр.: 4]:
1) спайс - синтетические агонисты кан-набиноидных рецепторов;
2) пиперазины - 1-бензилпиперазин и др.;
3) катиноны - мефедрон ("легальный" кокаин), метедрон, метилон, МДПВ и др.;
4) новые депрессанты - гамма-бутиро-лактон и др.;
5) новые амфетамины - 4-флюороам-фетамин и др.
Следует отметить, что после ряда смертельных случаев, вызванных приемом ме-федрона, подтвержденных результатами токсикологических исследований, он был запрещен к обороту в Великобритании, Норвегии, Дании, Швеции и ряде других странах. В России мефедрон и метилон постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2010 г. № 578 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с совершенствованием контроля за оборотом наркотических средств" включены в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации и отнесены к наркотическим средствам Списка I, оборот и производство которых на территории Российской Федерации запрещены.
Для привлечения к уголовной ответственности за приобретение, хранение, контрабанду, сбыт так называемых дизайнерских наркотиков (ст. 228, ст. 228.1, ст. 229.1, ст. 230, ст. 232 УК РФ, ст. 6.8 КоАП РФ) необходимо положительное заключение химико-токсикологической экспертизы о признании вещества аналогом или производным конкретного наркотического средства или психотропного веще-
ства, включенного в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации. Соответственно, для успешной правоприменительной практики в данном направлении требуется выработка единого и однозначного подхода к понятиям аналогов и производных наркотических средств и психотропных веществ, а также четких критериев их отграничения от других видов веществ.
В ст. 1 Федерального закона от 8 января 1998 г. № З-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" дано следующее определение аналогов наркотических средств и психотропных веществ: "аналоги наркотических средств и психотропных веществ - запрещенные для оборота в Российской Федерации вещества синтетического или естественного происхождения, не включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и со свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят".
Соответственно, выделяются следующие признаки аналогов наркотических средств и психотропных веществ [5]:
1) вещества синтетического или естественного происхождения;
2) вещества, не включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации;
3) вещества, воспроизводящие психоактивное действие веществ, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации;
4) вещества, химическая структура которых сходна с химической структурой наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят;
5) вещества, свойства которых сходны со свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят.
Постановлением Правительства от 19 ноября 2012 г. № 1178 "О внесении изменения в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации" примечания к Перечню наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров дополнены определением производных наркотических средств и психотропных веществ. Согласно этому определению производными наркотических средств и психотропных веществ признаются вещества синтетического или естественного происхождения, которые не включены самостоятельными позициями в государственный реестр лекарственных средств или в Перечень, химическая структура которых образована заменой (формальным замещением) одного или нескольких атомов водорода, галогенов и (или) гидроксильных групп в химической структуре соответствующего наркотического средства или психотропного вещества на иные одновалентные и (или) двухвалентные атомы или заместители (за исключением гидроксильной и карбоксильной групп), суммарное количество атомов углерода в которых не должно превышать количество атомов углерода в исходной химической структуре соответствующего наркотического средства или психотропного вещества.
Для отнесения вещества к аналогам и производным наркотических средств и психотропных веществ необходимо определение экспертным путем сходства химической структуры и свойств исследуемых веществ со структурой и свойствами наркотических средств и психотропных веществ и воспроизведение психоактивного действия на организм человека. Вопрос о сходстве химической структуры и свойств может быть решен в рамках физико-химических исследований и экспертизы наркотических средств и психотропных веществ. Для окончательного отнесения исследуемого
объекта к аналогам или производным наркотических средств и психотропных веществ необходимо заключение эксперта о его психоактивном действии на организм человека, что выходит за рамки компетенции эксперта-химика и требует проведения комплексной экспертизы с привлечением специалистов со специальным медицинским образованием и проведением соответствующих химико-токсикологических и химико-фармакологических исследований.
Таким образом, в настоящее время в органах ФСКН России при выявлении веществ, обладающих схожим с наркотическими средствами или психотропными веществами воздействием на организм человека, назначается комплексная экспертиза с участием экспертов разных специальностей (эксперт-химик, эксперт-фармаколог, эксперт-медик) и четко поставленными вопросами, в частности: является ли исследуемое вещество аналогом или производным наркотических средств и психотропных веществ (сходство по химической структуре и свойствам с химической структурой и со свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят).
Экспертная практика показывает, что процесс признания вещества аналогом или производным в каждом конкретном случае довольно сложен и длителен, требует определенных исследований пролонгированного характера. Так, экспертиза по признанию вещества аналогом или производным, как правило, является комплексной и состоит из двух частей. Первая часть - это химическое исследование, в ходе которого устанавливается схожесть химической структуры исследуемого вещества с химической структурой вещества, включенного в Перечень. Вторая часть - фармакологическое или токсикологическое исследование, в ходе которого устанавливается схожесть психоактивных свойств исследуемого вещества со свойствами веществ, запрещенных к обороту.
Схожесть химической структуры устанавливается хроматографическими методами, которые позволяют осуществить на-
глядное сравнение структурных формул исследуемых веществ. Психоактивные свойства веществ исследуются фармакологически, изучается влияние конкретного вещества на поведенческую активность лабораторных животных (как правило, мышей). Если при проведении соответствующих экспериментов исследуемое вещество вызывает значительные изменения поведенческой активности животных, эксперт приходит к выводу, что данное вещество формирует специфическое поведение, характерное для состояния опьянения веществами конкретного вида (например, ряда синтетических каннабиноидов), обладающих психоактивными свойствами.
Рассмотрим механизм установления сходства психоактивного вещества с наркотическим средством на конкретном примере из экспертной практики одного из региональных экспертно-криминалистичес-ких подразделений ФСКН России.
В ходе оперативно-розыскного мероприятия проверочная закупка было изъято вещество ^адамантадан-1-ил-1-(5-фторпентил)-1Н-индазол-3-карбоксамид (АКВ48-^ АСВМ(ЭД-2201). Перед экспертом был поставлен вопрос: является ли изъятое вещество сходным по своим психоактивным свойствам и химической структуре с наркотическим средством 3-адаманто-илиндолом, включенным в Список 1 Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 г. № 681. В результате химико-токсикологическое исследования экспертом было установлено, что вещество АСВМ^)-2201 имеет сходную химическую структуру с наркотическим средством 3-адамантоилиндол и является его химическим аналогом. На основании полученных данных о воздействии этого вещества на лабораторных животных сделан вывод о том, что АСВМ(^-2201 обладает психоактивными свойствами класса синтетических каннабиноидов.
Психоактивное действие каннабинои-дов основано на их взаимодействии с
каннабиноидными рецепторами, локализованными в центральной нервной системе. Интенсивность действия каннабиноидных молекул зависит от специфичности их связывания с активным центром рецепторов. ACBM(N)-2201 по химической структуре является производным наркотического средства ^адамантадан-1 -ил-1 -пентил- 1Н-индазол-3-карбоксамид (АКВ-48,
ACBM(N)-018, APINACA), которое внесено в вышеуказанный Список 1. В заключении эксперта приведены результаты химико-токсикологического исследования о наличии психоактивного действия данного вещества на лабораторных животных. При однократном введении вещества в дозе, аналогичной 150 мг для человека, наблюдались изменения в поведенческой активности: возникновение у животных чувства страха, снижение критичности восприятия и мышления, сильное подавление ориентировочно-исследовательской активности, что характерно для веществ, обладающих психоактивным действием. В ходе химико-фармакологического исследования был сделан вывод о том, что ACBM(N)-2201 вызывает временное изменение сознания, сходное с опьянением, характерным для психоактивных веществ ряда синтетических каннабиноидов.
На основании проведенного химического и фармакологического исследования эксперт пришел к выводу, что ^адаман-тадн-1-ил-1-(5-фторпентил)-1Н-индазол-3-карбоксамид является сходным по психоактивным свойствам с наркотическим средством 3-адамантоилиндолом, которое включено в Список I "Список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен" Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства от 30 июня 1998 г. № 681.
Учитывая длительность и необходимость использования специального дорогостоящего оборудования, которое не всегда имеется в распоряжении экспертного учреждения, проводящего химико-фарма-
кологические исследования, отсутствие единой методики проведения экспертных исследований такого рода, а также отсутствие в ряде экспертных подразделений ФСКН России соответствующих специалистов, актуален вопрос упрощения процедуры внесения вещества в перечень запрещенных к обороту. В качестве одной из форм противодействия обороту новых синтетических наркотических средств является возможное введение института временного запрета, заключающегося в закреплении на законодательном уровне за ФСКН России возможности временно ограничивать оборот данных веществ с целью их классификации и решения вопроса об их включении в списки I, II, III Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации (данное предложение было обосновано в структурных подразделениях ФСКН России).
В рамках создания института временного запрета на территории Российской Федерации в настоящее время организована работа по разработке проектов правовых актов, направленных на наделение директора ФСКН России полномочиями по приостановлению сроком до одного года оборота на территории Российской Федерации веществ, в отношении которых законодательством Российской Федерации не установлены ограничения и запреты, обладающих воздействием на организм человека, схожим с наркотическими средствами или психотропными веществами.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации, утверждающим Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. № 681, ФСКН России наделена полномочиями по разработке предложений, являющихся основанием для внесения изменений в указанный Перечень.
Проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законода-
тельные акты Российской Федерации по вопросам, связанным с оборотом наркотических средств и психотропных веществ" предлагается дополнить ст. 53 Федерального закона № 3-ФЗ положением о наделении руководителя федерального органа исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ полномочиями по приостановлению сроком до одного года оборота на территории Российской Федерации (за исключением ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации) веществ, в отношении которых законодательством Российской Федерации не установлены ограничения и запреты, обладающих воздействием на организм человека, схожим с наркотическими средствами или психотропными веществами.
Предполагается, что принятие данного федерального закона обеспечит введение дополнительных мер государственного контроля за оборотом веществ, обладающих схожим с наркотическими средствами или психотропными веществами воздействием на организм человека, в отношении которых организована работа по отнесению их к категории веществ, находящихся под контролем в Российской Федерации.
В целях создания системы раннего выявления и предупреждения новых видов психоактивных веществ целесообразно рассмотреть следующие предложения (разработаны в Научно-исследовательском центре ФСКН России с участием автора статьи):
1) создание Центра мониторинга новых видов наркотиков и наркомании, направлениями деятельности которого будет активное сотрудничество и обмен информацией между странами о новых видах появляющихся в гражданском обороте психоактивных веществ;
2) организация механизма передачи органами исполнительной власти образцов новых психоактивных веществ в экспертные и научно-исследовательские организации для проведения экспертизы их воздействия на организм человека;
3) разработка системы оперативного приема сообщений от населения о случаях появления в гражданском обороте новых психоактивных веществ, в том числе синтетических и дизайнерских наркотиков;
4) составление перечня запрещенных к обороту химических формул (структурных групп) веществ, обладающих наркотическим воздействием на организм человека;
5) организация работы специальных подразделений по выявлению новых психоактивных веществ и установлению мер контроля за их оборотом в составе компетентных ведомств стран СНГ.
В целях повышения эффективности расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом синтетических наркотических средств и психотропных веществ, целесообразно осуществление следующих мер (разработаны в Научно-исследовательском центре ФСКН России с участием автора статьи):
- разработка единых критериев экспертной оценки веществ по вопросу отнесения их к аналогам и производным наркотических средств и психотропных веществ;
- разработка единой методики проведения химико-токсикологических экспертиз по отнесению вещества к аналогам или производным наркотических средств и психотропных веществ;
- организация взаимодействия следственных, оперативных и экспертных подразделений в ходе сбора и изучения результатов ОРД на предмет наличия данных об умысле на сбыт, приобретение и хранение аналогов синтетических наркотических средств, входящих в различные курительные смеси, соли для ванн и иные товары бытового назначения;
- взаимодействие ведомственных подразделений ФСКН России с интернет-провайдерами в целях пресечения преступлений, связанных с незаконным оборотом синтетических наркотиков посредством сети Интернет;
- взаимодействие ведомственных подразделений ФСКН России со службами, осуществляющими пересылку почтовых и багажных отправлений.
На сегодняшний день вопрос регулиро- более эффективному и качественному рас-
вания незаконного оборота синтетических следованию преступлений в сфере неза-
наркотиков становится все более актуаль- конного оборота наркотических средств и
ным. Представляется, что реализация психотропных веществ синтетического про-
предложенных мер будет способствовать исхождения.
Библиографический список
1. Батыршин, И.И. Временное ограничение на оборот новых видов синтетических наркотиков как мера противодействия незаконному обороту психоактивных веществ / И.И. Батыршин, В.В. Тихомирова // Юридический мир. - 2013. - № 12. - С. 60-64.
2. Корчагин, О.Н. Временное ограничение на оборот новых видов наркотических средств и психотропных веществ / О.Н. Корчагин // Наркоконтроль. - 2012. - № 4. -
3. Моисеева, Т. Ф. Методы и средства экспертных исследований : учебник / Т. Ф. Моисеева. - М. : Изд-во Моск. психол.-социол. ин-та : Багира-2, 2006.
4. Тихомирова, В.В. Правовые вопросы регулирования незаконного оборота синтетических наркотиков / В. В. Тихомирова // Наркоконтроль. - 2013. - № 4. - С. 22-27.
5. Федоров, А.В. Определение аналогов наркотических средств и психотропных веществ для целей уголовного законодательства / А.В. Федоров // Наркоконтроль. - 2012.
С. 32-34.
№ 3. - С. 3-15.