УДК 343.9+351.761
Ильнур Ильдарович БАТЫРШИН,
начальник Федерального казенного учреждения "Научно-исследовательский центр Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков"
research_institute@fskn. gov.ru
Олег Николаевич КОРЧАГИН,
заместитель начальника Федерального казенного учреждения "Научно-исследовательский центр Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков", кандидат юридических наук
éà
Дмитрий Константинович ЧИРКОВ,
ведущий научный сотрудник Федерального казенного учреждения "Научно-исследовательский центр Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков", кандидат юридических наук, доцент
КОНТРОЛЬ ЗА ОБОРОТОМ НОВЫХ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ В КОНТЕКСТЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИКОВ
CONTROL OVER THE CIRCULATION OF NEW, POTENTIALLY DANGEROUS PSYCHOACTIVE SUBSTANCES IN THE CONTEXT OF COMBATING ILLICIT DRUG TRAFFICKING
Проанализирована одна из основных криминологических тенденций в сфере незаконного оборота синтетических наркотиков, которая определяется, с одной стороны, сложностью выявления, раскрытия, расследования и предупреждения деяний, направленных на незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ, с другой - увеличением количества наркопотребителей, случаев интоксикации с летальным исходом при несовершенстве национальной системы мониторинга новых видов наркотиков и наркомании.
Определены основные особенности и проблемы, возникающие в процессе мониторинга новых видов наркотиков и противодействия их незаконному обороту, рассмотрены и проанализированы возможные изменения и дополнения в национальное законодательство, сформулированы альтернативные предложения.
The article analyzes one of the major criminological trends in the field of illicit trafficking of synthetic drugs, which is defined: on the one hand, by the complication of identifying, detecting, investigating and preventing acts aimed at trafficking of new, potentially dangerous psychoactive substances; and on the other hand, by the increase in the number of drug users, frequent cases of fatal intoxication and deficiencies of the national system of monitoring of new narcotic drugs and drug addiction.
The main peculiarities and problems arising in the process of monitoring of new types of drugs and in the process of combating illicit drug trafficking are described in the article. The authors consider and analyze possible changes and additions to the national legislation and formulate alternative proposals.
Ключевые слова: незаконный оборот наркотиков, синтетические, дизайнерские наркотики, предупреждение, мониторинг, уголовная ответственность, раннее выявление.
Keywords: illicit drug trafficking, synthetic, designer drugs, warning, monitoring, criminal liability, early detection.
Одной из основных криминологических тенденций развития незаконного оборота наркотиков в настоящее время в Российской Федерации, да и во всем мире является постоянное увеличение производства синтетических наркотиков, что обусловлено рядом факторов.
Во-первых, при производстве и изготовлении синтетических наркотиков не требуется больших человеческих и (или) природных ресурсов, отсутствует нужда в дорогостоящем оборудовании и особых климатических условиях (как, например, в случае с коноплей, опийным маком или кокой).
Во-вторых, производство и изготовление синтетических наркотиков может быть налажено практически в любом месте, конечный продукт имеет низкую себестоимость и высокую прибыльность на рынке.
В-третьих, при производстве и изготовлении синтетических наркотиков может использоваться не только ключевой прекурсор, но и его заменители, с помощью которых имеется возможность получить не один, а несколько различных видов синтетического наркотика. [5, с. 4]
Следует отметить, что основными потребителями синтетических наркотических средств и веществ являются молодые люди, возраст которых не превышает 30 лет, - это студенты, учащиеся техникумов и лицеев, молодые специалисты, работающие в государственных и муниципальных структурах, финансовых, коммерческих учреждениях и на производствах, то есть основной кадровый ресурс и производственный потенциал государства. Указанная возрастная категория граждан также является главной репродуктивной частью населения страны, а употребление этими гражданами психоактивных веществ в перспективе может крайне негативно сказаться на демографической ситуации в стране.
Сегодня важнейшей проблемой в сфере борьбы с незаконным оборотом синтетических наркотиков является рост оборота новых видов психоактивных веществ (или дизайнерских наркотиков) [12, с. 3234; 10, с. 35-37; 16, с. 25-28], обладающих неопределенным правовым статусом.
В настоящее время в результате экспериментального поиска, цели которого могут быть как законными, так и незаконными, путем реакций между химическими веществами все чаще создаются психоактивные вещества, отличающиеся химическим составом от известных наркотиков. В обществе для обозначения данной группы веществ используются такие сленговые названия, как "дизайнерские" наркотики, "легальные" наркотики, "спайсы", "соли", "мик-сы" и др. Новые виды "легальных" или "дизайнерских" наркотиков сравнительно недавно появились на российском рынке и за короткое время набрали популярность среди населения, особенно в молодежной среде. [16, с. 25] Это различные стимуляторы амфетаминового ряда, синтетические анальгетики, синтетические опиаты, синтетические каннабиноиды, которые очень хорошо "прижились" в Российской Федерации благодаря низкой цене, молодежной моде на "клубную культуру" и электронную музыку.
Актуальность борьбы с новыми видами психоактивных веществ отмечается на международном уровне. Управлением Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности (УНП ООН). Во Всемирном докладе о наркотиках за 2012 г. указывается, что реализуемые как "легальные" и "дизайнерские" наркотики новые психоактивные вещества распространяются с беспрецедентной скоростью и создают непредвиденные проблемы для общественного здравоохранения и безопасности. [6]
В упомянутом докладе также содержится информация о том, что количество новых психоактивных веществ, о которых было сообщено в УНП ООН, выросло со 166 в конце 2009 г. до 251 в середине 2010 г., то есть более чем на 50%.
Уже в 2014 г. в аналогичном докладе УНП ООН сообщает, что число новых психоактивных веществ возросло до 348 (данные по состоянию на декабрь 2013 г.). [7] Эксперты констатируют, что новые психоактивные вещества появляются на рынке наркотиков с неизменной регулярностью,
а международная система контроля наркотиков в настоящее время сталкивается с трудностями, вызванными скоростью их появления и применением "творческих подходов" к их производству.
Схожей позиции в отношении новых видов психоактивных веществ придерживаются в совместном докладе Европол и Европейский центр Мониторинга наркотиков и наркомании (ЕЦМНН). [9] Так, заместитель председателя Еврокомиссии по вопросам юстиции, основных прав и гражданства В. Рединг в выступлении на пресс-конференции, посвященной данному вопросу, привела неутешительные данные по распространению так называемой "легальной дури" (LegalHighs) в странах Евросоюза. Всего с 1997 г. государства-члены Евросоюза зарегистрировали более 300 новых веществ, а в последние годы в среднем каждую неделю выявляется одно новое психоактивное вещество, и эти показатели, как ожидается, будут только расти. [10, с.72]
Проблема распространения новых видов психоактивных веществ становится все актуальней, и уже рассматривается нами наравне с угрозой распространения афганского героина. Подобные выводы основаны на том, что против героиновой и опийной угрозы в арсенале государства имеются отработанные правоохранительные меры, оборот этих наркотиков уголовно наказуем. Что касается новых синтетических наркотиков, то их производство и появление на рынке сбыта наркотических средств и веществ пока еще опережает российские меры контроля и успевает сформировать широкий круг наркопотребителей, а наркоторговцы при этом получают сверхприбыль, не опасаясь ответственности. Таким образом, увеличивающийся оборот новых видов синтетических наркотиков создает угрозу общественной безопасности и безопасности страны в целом.
Изъятие синтетических наркотических средств в 2013 г. составило 1966 кг, что составляет 5,7% от общего количества изъятых из незаконного оборота на момент
возбуждения уголовного дела наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и сильнодействующих веществ правоохранительными органами и спецслужбами Российской Федерации, больше на 51,7%, чем в 2012 г. (1296 кг), а за 9 месяцев 2014 г. было изъято 3355 кг, прирост составил - 165% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (АППГ) (1267). [11, с. 28]
За 6 месяцев 2014 г. темп прироста объемов изъятия синтетических наркотических средств в Южном федеральном округе составил - 509,8% (195 кг). Наиболее явно тенденция массовости распространения синтетических наркотиков прослеживается в Астраханской области и Республике Калмыкия - 2188% (118 кг), Кабардино-Балкарской Республике -1700%. [11, с. 28]
Лидирующую позицию по количеству изъятия синтетических наркотических средств занимает Уральский федеральный округ (6 месяцев 2014 г. - 504 кг), далее следует Сибирский федеральный округ (6 месяцев 2014 г. - 489 кг), Северо-Западный федеральный округ (6 месяцев 2014 г. - 174 кг).
Более 90% синтетических наркотиков, по имеющейся информации, поступает из КНР. Тем не менее в Дальневосточном федеральном округе, граничащем с КНР, за 6 месяцев 2014 г. изъято 40 кг синтетических наркотиков, и этот показатель на 10,2% больше АППГ. Дальневосточный федеральный округ занимает последнее место по объемам изъятия из незаконного оборота синтетических наркотических средств. Такая динамика обусловлена в первую очередь способами доставки синтетических наркотиков из КНР в Россию посредством почтовых отправлений и наличием в округе собственной, объемной сырьевой базы для изготовления традиционных видов наркотиков, например наркотики каннабисной группы.
Отмечаем, что либеральность законодательства КНР, наличие большого количества предприятий химической отрасли и дешевизна конечного продукта позволили
российским и международным организованным преступным формированиям за последние несколько лет практически полностью переориентировать рынок синтетических наркотиков.
В дополнение следует отметить, что в КНР производство синтетических наркотиков носит организованный, промышленный характер. Данный фактор, безусловно, сказывается на качестве предлагаемого товара, производящегося в высокотехнологичных условиях, что существенно повышает его популярность среди потребителей.
За период с 2011 г. по 2013 г. на территории Российской Федерации в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. №681 [3] (далее - Перечень), по проектам ФСКН России постановлениями Правительства Российской Федерации внесены 52 новые позиции наркотических средств.
Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2012 г. №1178 (по проекту ФСКН России во взаимодействии с компетентными органами исполнительной власти и ведомствами) в Перечень внесено понятие "производные наркотических средств и психотропных веществ" [18, с.50-62; 17, с. 2-3], призванное обеспечить однозначность толкования задач судебной экспертизы, а также установить критерии отнесения веществ к подконтрольным.
В результате проведенной работы по установлению производных наркотических средств и психотропных веществ и постановки вновь выявленных производных под контроль можно условно говорить о том, что фактически под контроль поставлены 798 новых вида синтетических наркотиков.
В 2011 г. в Перечень по проектам ФСКН России постановлениями Правительства Российской Федерации от 25 февраля №112, от 7 июля №540 и №547, от 6 октября №822 введена 21 новая позиция наркотических средств (80% из которых - вещества, входящие в состав ку-
рительных смесей), 2 позиции прекурсоров, а также внесены дополнения в 3 позиции, принятые ранее.
В 2012 г. постановлениями Правительства Российской Федерации от 22 февраля №144, от 18 мая №491, от 1 октября №1003, от 23 ноября №1215 в Перечень внесены 12 новых позиций наркотических средств и психотропных веществ (80% из которых - вещества, входящие в состав курительных смесей) и 3 позиции прекурсоров.
В 2013 г. постановлениями Правительства Российской Федерации от 13 июня №496, от 10 июля №580, от 9 сентября №788, от 7 ноября №998 в Перечень внесены 24 вида наркотических средств и их производные (80% из которых - вещества, вхо-дящие в состав курительных смесей), а также 1 прекурсор наркотических средств и психотропных веществ амфета-минового ряда и 1 сильнодействующее вещество.
В 2014 г. постановлениями Правительства Российской Федерации 22 марта №224, от 31 мая №498, от 23 июня №578, от 25 октября №1102 в Перечень внесены 24 вида наркотических средств, 1 психотропное вещество и их производные, а также 4 прекурсора наркотических средств и психотропных веществ амфета-минового и катинонового рядов.
С сентября 2014 г. ряд регионов Российской Федерации (Алтайский край, Кировская, Владимирская, Магаданская, Оренбургская, Курганская, Тюменская, Нижегородская, Ленинградская, Московская и Вологодская области, Республики Мордовия, Чувашия и Башкортостан, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа) буквально всколыхнула волна массовых отравлений новым неподконтрольным синтетическим веществом 3,3-диметил-2-[1-(4-фторбензил)-1Н-инда-зол-3-карбоксамидо] бутановой кислоты, входящим в состав курительных смесей (спайсов) и распространяющимся под сленговым наименованием - MDMB(N)-BZ-F (3,3-а1те1Ьу1-2-[1-(4-ЛиогоЬе^у1)-1Н-indazo1e-3-carboxamido]-3-methy1butanoate).
По настоящее время зафиксированы более 100 фактов изъятий указанного вещества как в виде порошка, так и в составе курительных смесей.
По данным региональных департаментов здравоохранения, по состоянию на 27 октября 2014 г. за помощью в медицинские учреждения и бригады скорой медицинской помощи обратились 879 человек, в том числе и несовершеннолетних, с симптомами отравления (возникновение судорожного приступа, угнетение сознания, остановка дыхания, неадекватное поведение) после употребления синтетического вещества MDMB(N)BZ-F, около половины обратившихся госпитализированы. Зафиксированы 23 случая отравления данным синтетическим веществом с летальным исходом.
На сегодняшний день ситуация стабилизировалась, оперативная обстановка находится под контролем. Правительством Российской Федерации по инициативе ФСКН России принято постановление от 9 декабря 2014 г. №1340 "О включении новых психотропных соединений в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров". [2; 19, с.75-114] Данным нормативным правовым актом вещество 3,3-диметил-2-[1-(4-фторбензил)-1Н-индазол-3-карбоксамидо] бутановой кислоты ^МВ^ДО^ (3,3^теШу1-2-[1-(4-fluorobenzyl)-1H-indazole-3-carboxamido]-3-теШу1ЬЫ:апоа1е) было поставлено под контроль.
3 февраля 2015 г. принят Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"[1], направленный на противодействие обороту новых видов психоактивных веществ. Принятие данного закона будет является логичным завершением кропотливого труда федеральных органов исполнительной власти, экспертного сообщества и неравнодушных граждан нашей страны на протяжении последних трех лет.
Нормы принятого Федерального закона позволят в разы сократить сроки реагирования на появление новых веществ синтетического происхождения, которые
вызывают у человека состояние наркотического или иного токсического опьянения, опасное для жизни и здоровья, в отношении которых уполномоченными органами государственной власти не установлены санитарно-эпидемиологические требования либо меры контроля за их оборотом.
Безусловно, говорить об эффективности принятых правовых норм пока преждевременно, так как для успешной реализации их на практике необходим комплексный правоприменительный механизм, создание которого потребует повторного акта нормотворчества, но уже на подзаконном уровне. На взгляд авторов статьи, с учетом предстоящей вовлеченности в процесс противодействия незаконному обороту новых потенциально опасных психоактивных веществ различных государственных органов власти и управления в дальнейшем потребуется принятие единого согласованного акта, направленного на регулирование отношений в целях реализации принимаемого законодательства в рассматриваемой сфере. Полагаем, что в данной ситуации необходимо разработать и закрепить межведомственным нормативным правовым актом единую инструкцию о мерах по установлению контроля за оборотом новых потенциально опасных психоактивных веществ и противодействию их незаконному обороту.
Так, принятые правовые нормы не устанавливают порядок производства медицинского освидетельствования лиц, возможно, употребивших новое потенциально опасное психоактивное вещество, в целях установления факта того, что потребитель употребил вещество конкретного химического состава. В настоящее время ни один наркологический диспансер в Российской Федерации подобного рода освидетельствования с установлением конкретной химической формулы вещества не проводит, устанавливается исключительно факт наркотического опьянения. Установлением химического состава вещества в целях его дальнейшего внесения в реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ должны будут заниматься эксперты-
химики, имеющие соответствующую лицензию. Такие исследования по установлению химической формулы в настоящее время успешно проводятся в территориальных органах ФСКН России и в органах внутренних дел. Далее результаты экспертного исследования (заключение эксперта) и заключение врача-нарколога должны передаваться в специализированное подразделение ФСКН России для полного отождествления выявленной формулы, проверки совместно с экспертами-химиками вещества на предмет раннего установления в отношении него уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации санитарно-эпидемиологических требований либо мер контроля за их оборотом (возможно, ранее вещество было отнесено к аналогам наркотических средств или психотропных веществ и т.д.), подготовки представления директору ФСКН России для включения вещества (химической формулы) и возможных производных в реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ.
Кроме того, успешное противодействие распространению синтетических наркотических средств предполагает наряду с правовым регулированием наличие у правоохранительных органов, учреждений здравоохранения и общественных организаций, специализирующихся на данной проблематике, как информации о самих наркотиках, так и механизма, предусматривающего возможности их однозначной идентификации. Распознание новых синтетических (дизайнерских) наркотических средств чрезвычайно затруднено в силу вариативности их химического состава. Выявление таких наркотических средств в их начальном состоянии (чистом виде) оперативно-следственным путем не всегда эффективно в силу незначительности первых партий, попадающих на отечественный рынок, и в ряде случаев их локального проявления. Однако, на наш взгляд, принятие указанного Федерального закона при всех его достоинствах не устраняет все существующие недостатки распознавания новых потенциально опасных психоактивных веществ.
Авторам статьи представляется актуальной реализация мер, направленных как на усиление контроля со стороны органов исполнительной власти и правоохранительных органов за деятельностью объектов легального оборота наркотических средств и психотропных веществ (химико-фармацевтических заводов и предприятий), так и на своевременное обнаружение, идентификацию и ранее упреждение распространения новых потенциально опасных психоактивных веществ. В связи с этим целесообразно реализовать ряд мер:
1) унификация формы подачи информационных сообщений гражданами и организациями в Россздравнадзор о появлении в гражданском обороте лекарственных средств, используемых в качестве прекурсоров для изготовления наркотиков (предложение приобретает особую актуальность в связи с развитием в Российской Федерации так называемой аптечной наркомании [11, с 42-43]), а также подачи информационных сообщений о новых потенциально опасных психоактивных веществах, реализуемых под видом товаров народного потребления, в органы, уполномоченные осуществлять контроль за исполнением законодательства о наркотических средствах и психотропных веществах. (Для справки: в связи с введенными ограничениями на приобретение в аптечных учреждениях коде-иносодержащих препаратов наркопотребители стали более активно использовать в немедицинских целях лекарственные средства, действующие вещества которых не внесены в Перечень. Данное явление получило название "аптечная наркомания". Некоторые лекарственные препараты ("Тропикамид", "Лирика", "Мидриацил", "Цикломед", "Пипольфен", "Баклофен", "Триган-Д", "Залдиар" и др.) используются наркозависимыми лицами в целях получения одурманивающего эффекта в качестве заменителей наркотиков).
ФКУ НИЦ ФСКН России в 2013 г. был изучен опыт Великобритании по противодействию обороту синтетических наркотических средств и оперативному выявлению новых, не внесенных в соответству-
ющий перечень психоактивных веществ [13, с. 4]. В частности, был изучен механизм работы Агентства по контролю за качеством лекарственных средств и медицинской продукции, которое уполномочено выносить решения о запрете на оборот психоактивных веществ на национальном уровне.
Одним из эффективных способов оперативного получения информации о появлении в гражданском обороте нового психоактивного вещества или медицинского препарата, обладающего наркотическими свойствами, является система сбора спонтанных сообщений о неблагоприятных побочных реакциях "Желтая карта", по которой ежегодно поступают около 200 000 сообщений. В рамках системы "Желтая карта" возможна отправка населением информации о нежелательных эффектах применения тех или иных препаратов или веществ. Граждане, в том числе работники сферы здравоохранения и сотрудники фармацевтических фирм, могут отправить сообщение о нежелательных побочных реакциях медицинских препаратов и иных веществ, после чего агентством принимаются соответствующие меры о запрете оборота подозрительных веществ. Система предусматривает следующие формы подачи сообщений:
- заполнение онлайн-формы "Желтой карты" на сайте агентства;
- заполнение распечатанной формы "Желтой карты" с последующей отправкой по почте;
- звонок по бесплатной горячей линии системы "Желтая карта".
После получения сообщение заносится в единую базу данных, после чего происходит детальное рассмотрение случая специалистами сферы здравоохранения, оценка сигнала и проведение регуляторных мероприятий.
С целью унификации формы подачи сообщений населением возможна разработка аналогичной системы приема сообщений от населения о случаях появления в гражданском обороте новых потенциально опасных психоактивных веществ и лекарственных препаратов, используемых в
качестве прекурсоров при изготовлении синтетических наркотиков. Функционирование данной системы может быть реализовано в следующих формах приема информации от граждан и организаций: электронная форма подачи сообщения, подача сообщения на бумажном носителе, подача информации по телефонной горячей линии, подача сообщения через социальные сети.
Таким образом будут осуществляться своевременный сбор, регистрация и анализ информации о новых тенденциях в немедицинском употреблении наркотиков и распространении в гражданском обороте новых видов синтетических психоактивных веществ.
Авторы статьи уверены в необходимости предоставления возможности гражданам для подачи анонимных сообщений о появлении того или иного вещества и в дальнейшем прохождения анонимного медицинского освидетельствования с целью установления химической формулы нового потенциально опасного психоактивного вещества, тем более, что аналогия в российском обществе уже существует (например, возможность анонимной сдачи анализов на наличие ВИЧ);
2) создание в Российской Федерации специализированной химико-аналитической лаборатории (далее - Лаборатория). Цель создания Лаборатории заключается в возможном мониторинге и прогнозировании развития наркоситуации в стране, в том числе в сфере создания новых видов потенциально опасных психоактивных веществ. Безусловно, решение данной проблемы лежит за пределами традиционной аналитики и требует привлечения возможностей современной исследовательской химии.
К основным задачам деятельности Лаборатории целесообразно отнести следующие:
- проведение синтеза новых видов веществ, которые потенциально могут обладать психоактивными свойствами, опасными для жизни и здоровья граждан, в целях упреждающего внесения их в соответству-
ющие списки Перечня и устранения возможности появления таких веществ в незаконном обороте на территории Российской Федерации;
- выявление ранее неизвестных (новых) химических веществ (соединений), в отношении которых есть подозрения их аналогичности известным наркотическим средствам, в различных пробах и образцах, включая биоматериалы человека (во взаимодействии с судебно-медицинскими учреждениями Минздрава России и иными организациями, осуществляющими деятельность по выявлению фактов употребления наркотических средств и иных психоактивных веществ в различных группах населения);
- решение вопросов об аналогичности выявленных новых потенциально опасных психоактивных веществ по химическому составу определенному наркотическому средству, а также организация комплексного (совместного с соответствующими структурами Минздрава России) исследования его аналогичности по психоактивному воздействию на организм человека, с последующей подготовкой предложений о включении таких веществ в соответствующие списки Перечня, а также разработкой методических материалов по их выявлению (обнаружению) и идентификации;
- создание и ведение натурной коллекции образцов наркотических средств и их прекурсоров в целях их использования в качестве стандартных образцов при проведении диагностических и идентификационных исследований;
- создание и актуализация библиотек спектров в целях обеспечения единообразной интерпретации результатов хроматог-рафических исследований, в том числе на межведомственном уровне;
- исследование и реконструкция технологий производства различных наркотических средств в целях выявления признаков, позволяющих идентифицировать такое производство, в том числе по побочным признакам его деятельности, в целях подготовки соответствующих методических рекомендаций для оперативного, следственно-
го и экспертного составов ФСКН России и иных правоохранительных органов;
- проведение (участие в проведении) скрининговых исследований, направленных на выявление фактов содержания в организме человека наркотических средств и иных психоактивных веществ, в целях обнаружения новых видов наркотиков, популяционного (регионального, возрастного, профессионального) распространения различных наркотических средств;
- проведение лабораторных исследований (подтверждающих анализов) по положительным результатам скрининговых исследований, проводимых с участием или под контролем ФСКН России и иных правоохранительных органов;
- проведение анализа сточных вод и эпидемиологии в целях мониторинга новых видов наркотиков и наркомании, новых тенденций и определения уровня населения, вовлеченного в незаконный оборот наркотиков.
В целях обеспечения качества исследований и их легитимации, в том числе на международном уровне, Лаборатория должна соответствовать требованиям действующего законодательства Российской Федерации, а также Управления ООН по наркотикам и преступности, быть аккредитована по международному стандарту КО/1ЕС 17025 (стандарт ИСО 17025), что необходимо учитывать уже на стадии ее проектирования и создания;
3) для уменьшения фактора латентнос-ти злоупотребления синтетическими наркотиками и усиления мер по выявлению фактов отравления такими веществами с летальным исходом целесообразно нормативно закрепить обязанность врачей, патологоанатомов, судебно-медицинских экспертов при вскрытии всех умерших и погибших лиц в возрасте старше 6 лет обращать внимание на наличие признаков соматических нарушений алкогольной этиологии, признаков, свидетельствующих о хронической интоксикации наркотическими средствами или психотропными веществами; проводить необходимые химико-токсикологические исследования биологических
объектов умершего на наличие алкоголя и предварительные (скрининговые), а при возможности подтверждающие исследования биологических объектов на наличие наркотических средств и психотропных веществ. Положительные результаты должны быть отражены в ч. 2 п. 1 8 медицинского свидетельства о смерти (форма 106/ у-98). Здесь же необходимо отражать данные, полученные из медицинской документации или от родственников пострадавшего о том, что он был болен хроническим алкоголизмом или наркоманией. Эту же информацию должен указывать в медицинском свидетельстве о смерти лечащий врач или врач, установивший причину смерти.
Реализация перечисленных предложений в совокупности с введением институтов ограничения оборота новых потенциально опасных психоактивных веществ и уголовной ответственности за незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ, на наш взгляд, и есть не что иное, как планомерное создание в Российской Федерации комплексной системы раннего выявления и предупреждения распространения новых видов наркотиков и наркомании, о которой авторы статьи уже неоднократно писали. [8, с. 27-36; 12, с. 3234; 14; 15, с. 87-93; 19, с. 75-114]
Библиографический список
1. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 3 февраля 2015 г. № 7-ФЗ.
2. О включении новых психотропных соединений в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров : постановление Правительства РФ от 9 декабря 2014 г. №1340. - URL: http://www.fskn.gov.ru/includes/periodics/news/2014/1213/ 185234184/detail.shtml.
3. Об утверждении Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации : постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 г. №681 // Правовая система ГАРАНТ, 2015.
4. Батыршин, И.И. Временное ограничение на оборот новых видов синтетических наркотиков как мера противодействия незаконному обороту психоактивных веществ / И.И. Батыршин, В.В. Тихомирова // Вестник Сибирского юридического института ФСКН России - 2013. - №2 (13).
5. Борьба с деятельностью незаконных химических лабораторий по производству наркотиков как один из элементов механизма противодействия незаконному обороту синтетических наркотиков : аналитический обзор / О.Н. Корчагин и др. ; под ред. И.И. Ба-тыршина. - М.: ФКУ НИЦ ФСКН России, 2015.
6. Всемирный доклад ОО Н о н аркотиках за 2012 г.
7. Всемирный доклад ООН о наркотиках за 2013 г.
8. Диченко, А.А. Изучение зарубежного опыта в части, касающейся создания системы раннего выявления и предупреждения новых видов наркотиков и наркомании (в том числе и новых психоактивных веществ) с целью выработки предложений для реализации подобной системы на территории России и на пространстве СНГ / А.А. Диченко, О.Н. Корчагин, В.В. Тихомирова // Наркология. - 2014. - №7.
9. Доклад Европейского Центра Мониторинга Наркотиков и Наркомании (ЕЦМНН), ЕС, 2013 г.
10. Карпов, Я.С. Дизайнерские наркотики и новые прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ: вопросы правового статуса / Я.С. Карпов // Наркоконтроль. -2013. - №1.
11. Корчагин, О.Н. Анализ и прогноз развития криминогенной обстановки в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации : аналитический обзор / О.Н. Корчагин, Д.К. Чирков ; под ред. И.И. Батырши-на. - М.: ФКУ НИЦ ФСКН России, 2015.
12. Корчагин, О.Н. Временное ограничение на оборот новых видов наркотических средств и психотропных веществ / О.Н. Корчагин // Наркоконтроль. - 2012. - №4.
13. Корчагин, О.Н. Об опыте Великобритании по противодействию обороту синтетических наркотических средств : аналитическая справка / О.Н. Корчагин, В.В. Тихомирова. - М.: ФКУ НИЦ ФСКН России, 2013.
14. Корчагин, О.Н. Синтетические наркотики в России как актуальная угроза национальной безопасности / О.Н. Корчагин, Д.К. Чирков, А.С. Литвененко // Актуальные проблемы экономики и права. - 2015. - №1.
15. Корчагин, О.Н. Создание системы раннего выявления и предупреждения новых видов наркотиков и наркомании в рамках СНГ как один из основных факторов противодействия незаконному обороту наркотиков на территории государств-участников СНГ / О.Н. Корчагин // Международное сотрудничество государств-участников СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотиков и противодействии наркомании : сборник материалов международной научно-практической конференции, 26 ноября 2012 г., г. Москва. - М., 2013.
16. Тихомирова, В.В. Правовые механизмы борьбы с незаконным оборотом синтетических психоактивных веществ / В.В. Тихомирова // Эксперт-криминалист. - 2014. - №2.
17. Федоров, А.В. Комментарий к постановлению Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2012 г. №1178 "О внесении изменений в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации" / А.В. Федоров // Наркоконтроль. - 2013. - №1.
18. Федоров, А.В. Определение производных наркотических средств и психотропных веществ для целей уголовного законодательства / А.В. Федоров // Теория и практика судебной экспертизы. - 2013. - №1 (29).
19. Чирков, Д.К. Преступления в сфере незаконного оборота наркотиков: современный криминологический взгляд / Д.К. Чирков, О.Н. Корчагин // Вопросы безопасности. - 2014. - №5. URL: http://e-notabene.ru/nb/article_13649.html.