Научная статья на тему 'Пути совершенствования кассового исполнения бюджета Департамента финансов Приуральского района'

Пути совершенствования кассового исполнения бюджета Департамента финансов Приуральского района Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
455
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Область наук
Ключевые слова
BUDGET / CASH EXECUTION OF THE BUDGET / FINANCIAL CONTROL / PERSONAL ACCOUNTS / RATING INDICATOR / БЮДЖЕТ / КАССОВОЕ ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА / ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ЛИЦЕВЫЕ СЧЕТА / РЕЙТИНГОВЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сядай Артём Прокопьевич

В статье проведен анализ путей совершенствования кассового исполнения бюджета Департамента финансов Приуральского района. Разработанная единая для всей финансовой системы государства структура, предоставляет возможность воплотить не только разнообразные варианты кассового обслуживания бюджетов бюджетной системы РФ, однако и с развитием казначейских технологий будет вероятным расширение раздела инструментов и добавочных сервисов, предоставляемых Федеральным казначейством финансовым органам субъектов РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO IMPROVE THE CASH EXECUTION OF THE BUDGET OF THE DEPARTMENT OF FINANCE PRIURALSKY DISTRICT

In the article the analysis of ways of improving the cash budget execution of Finance Department of the Ural district. The developed unified structure for the entire financial system of the state provides an opportunity to implement not only a variety of options for cash management of budgets of the budget system of the Russian Federation, but also with the development of Treasury technologies will be likely to expand the section of tools and additional services provided by the Federal Treasury to the financial authorities of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Пути совершенствования кассового исполнения бюджета Департамента финансов Приуральского района»

WAYS TO IMPROVE THE CASH EXECUTION OF THE BUDGET OF THE DEPARTMENT OF FINANCE PRIURALSKY DISTRICT Syaday A.P. (Russian Federation) Email: [email protected]

Syadаy Artyom Prokopyevich - Undergraduate, DEPARTMENT OF ACCOUNTING AND FINANCE OF ORGANIZATIONS, FEDERAL STATE BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION CHELYABINSK STATE UNIVERSITY, CHELYABINSK

Abstract: in the article the analysis of ways of improving the cash budget execution of Finance Department of the Ural district. The developed unified structure for the entire financial system of the state provides an opportunity to implement not only a variety of options for cash management of budgets of the budget system of the Russian Federation, but also with the development of Treasury technologies will be likely to expand the section of tools and additional services provided by the Federal Treasury to the financial authorities of the Russian Federation. Keywords: budget, cash execution of the budget, financial control, personal accounts, rating indicator.

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАССОВОГО ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА ДЕПАРТАМЕНТА ФИНАНСОВ ПРИУРАЛЬСКОГО РАЙОНА Сядай А.П. (Российская Федерация)

Сядай Артём Прокопьевич - магистрант, кафедра учета и финансов организаций,

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Челябинский государственный университет, г. Челябинск

Аннотация: в статье проведен анализ путей совершенствования кассового исполнения бюджета Департамента финансов Приуральского района. Разработанная единая для всей финансовой системы государства структура, предоставляет возможность воплотить не только разнообразные варианты кассового обслуживания бюджетов бюджетной системы РФ, однако и с развитием казначейских технологий будет вероятным расширение раздела инструментов и добавочных сервисов, предоставляемых Федеральным казначейством финансовым органам субъектов РФ.

Ключевые слова: бюджет, кассовое исполнение бюджета, финансовый контроль, лицевые счета, рейтинговый показатель.

Актуальность темы исследования. В РФ реформирование денежной системы в процессе рыночных преобразований сопровождается коренными переменами как в самой системе бюджета, так и в организации выполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Переключение на передовую систему казначейства исполнения бюджета связано с потребностью возобновления способности страны править исполнением бюджета. Но проблема, которая возникает в ходе исполнения бюджета, такая как факт существования кассовых разрывов и понижение собираемости прибылей уже длительное время не утрачивают собственной насущности.

В РФ организация выполнения бюджетов всех уровней требует многократного контроля за верным и значимым доведением до организаций и учреждений материала о предусмотренных бюджетами платежах и проведенным финансированием, за выполнением предприятиями, учреждениями и организациями обязанностей перед бюджетами всех уровней, верное, экономное и целевое расходование средств бюджетов, придерживаясь Казенной экономической дисциплины и работы всех учреждений Казначейства РФ по

выполнению бюджетов, за постановкой и ведением отчетности и бухгалтерского учета, инструкций кассового исполнения бюджетной системы, правила финансирования и расходования тех либо других затрат, осуществляемых с помощью отчислений какие предусматриваются бюджетами, привлеченными средствами и определенными внебюджетными источниками, собственные средства.

Следовательно, в экономической литературе прошлых лет, которая посвящена построению системы кассового выполнения бюджетов, уделяется много времени работе Федерального казначейства, а вопросы, какие непосредственно связаны с деятельностью территориальных органов Казначейства РФ в части взаимодействия с соучастниками бюджетного процесса различных уровней и улучшения казначейского выполнения бюджетов, требуют более основательного изучения.

Цель исследования: провести комплексный анализ организации работы казначейской системы Казначейской системы РФ и его территориальных органов по формированию и выполнению местного бюджета и его финансового содержания, также рассмотрение вероятностей улучшения работы органов казначейства, внесением предложения в некие пути улучшения работы территориальных органов, связанных с исполнением районного бюджета.

В Приказе Минфина РФ от 19.04.2000 г. № 46н «Об утверждении инструкций кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов территориальными органами Федерального казначейства» было дано более четкое и обширное определение понятию [1]. Сообразно этому приказу кассовое обслуживание органами Федерального казначейства исполнения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов «...представляет собой учет территориальными органами Федерального казначейства доходов и затрат надлежащих бюджетов и источников финансирования недостатков бюджетов согласно с бюджетной классификацией РФ, средств, какие поступают от вышестоящих бюджетов».

Можно привести ряд определений понятия «исполнение бюджета», какие предлагаются различными авторами.

С точки зрения И.Г. Акперова, исполнение бюджета - это «.процесс, обеспечивающий абсолютное и своевременное поступление прибылей в общем и по любому источнику, также финансирование организаций и учреждений в пределах подтвержденных по бюджету сумм в течение финансового года» [2, с. 32].

М.Л. Седова утверждает, «что выполнение бюджета является центральной стадией бюджетного процесса, на которую направлено настоящее развитие и внедрение финансовых ресурсов надлежащих органов Государственной власти и местного самоуправления в виде экономного фонда.» [7, с. 8].

А.М. Годин, И.В. Подпорина предоставляют последующее определение этого понятия: «Исполнение бюджетов наступает после их утверждения в установленном порядке. Бюджеты по затратам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением процедур санкционирования и финансирования» [4, с. 154].

Более четким будет последующее определение: выполнение бюджета - это комплекс финансово-денежных взаимоотношений при формировании прибылей и реализации затрат средств государственного фонда в пределах бюджетных начислений, какие выделяются на нынешний финансовый год согласно с финансовым проектом государства.

На практике реализованы в настоящее время несколько вариантов кассового обслуживания исполнения бюджета. Варианты кассового обслуживания исполнения бюджета представлены на рис. 1.

Рис. 1. Варианты кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ

На основе данных с официального сайта Федерального казначейства проведем анализ: какой вариант кассового обслуживания бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований РФ (далее - МО РФ) более предпочтителен.

На основании официальных данных за период 2013-2015 года сформировалась последующая статистика выбора варианты кассового обслуживания исполнения бюджета субъекта РФ и муниципальных образований РФ. Статистика выбора варианта кассового обслуживания исполнения бюджета субъектов РФ и МО РФ представлена в табл. 1[5].

Таблица 1. Статистика выбора варианта кассового обслуживания исполнения бюджета субъектов

РФ и МО РФ*

1 вариант: с открытием и ведением лицевого счета финансового органа 2 вариант: с открытием лицевых счетов участникам бюджетного процесса 3 вариант: с применением «смешанного» варианта кассового обслуживания

2013 2014 2015 2013 2014 2015 2013 2014 2015

Субъекты РФ 25 23 22 35 38 37 23 24 26

МО РФ 8 147 7 827 6 692 10 693 11 107 11 698 4 160 4 136 4 422

* Составлено автором по данным Федерального казначейства [24].

По данным табл. 1 вполне возможно сделать заключение, что за анализируемый период число субъектов РФ, выбравших первый варианта кассового обслуживания, снизилось на 3 субъекта РФ с 2013 года по 2015 год. По второму варианту за подобный период состоялось повышение численности субъектов РФ на 3 субъекта РФ с 2013 года по 2014 год, впрочем в 2015 году в сравнении с 2014 годом число субъектов РФ снизилось на 1 субъект РФ. Число субъектов РФ, использующих третий вариант кассового обслуживания, с 2013 года увеличивалось, и к концу 2015 года их число возросло на 3 субъекта РФ [5].

Во многих регионах РФ деятельность по выбору варианта кассового обслуживания бюджета субъекта РФ стартовала давно. Органами их исполнительной власти была разработана подходящая нормативно-правовая база, проведены требуемые события. Так, сделали заключительные соглашения о кассовом обслуживании выполнения бюджетов с органами ФК администрации таких республик, как Дагестан, Тыва, Ингушетия, Кемеровская область, Корякский, Чукотский и Эвенкийский автономные округи. Впрочем, как показывают данные Министерства финансов РФ, соглашения, какие заключены с администрациями Карачаево-Черкесского и Усть-Ордынского АО, практически не исполнены. Бюджет Агинского АО обслуживался органами ФК исключительно в части выполнения его прибыльной части из-за отказа администрации округа от обслуживания по затратам [5]. Роль института ФК в ходе казначейского обслуживания выполнения регионального бюджета придало огромную пользу. Так, с 2000 г. ФК в Тамбовской области

финансирует затраты и ведет учет прибылей по 353 бюджетам - областному и местным -согласно с соглашениями про их кассовое обслуживание. Это разрешило урезать более чем в 5,3 раза размер задолженности по заработной плате [6, с. 18].

Проведем анализ кассового исполнения бюджета Департамента финансов Приуральского муниципального района.

Исполнение расходов в разрезе поселений за 8 месяцев 2018 года представлено в таблице 2.

Таблица 2. Исполнение расходов в разрезе поселений за 8 месяцев 2018 года *

Бюджет Уточненные годовые назначения, тыс.руб Исполнено, тыс.руб Исполнено, % Численность поставленного населения, чел Бюджетные расходы на душе населения, руб./чел. Ранг бюдж. расх.МО

Консолидированный бюджет района 4 109 989,96 2 350 080,62 57,18 15 431 152 296, 07

Бюджет района 3 999 119,57 2 316 683, 96 57,93 15 431 150 131,81

п. Харп 159 625, 59 77 139, 63 48,33 6 193 12 455,94 3

Белоярское СП 69 145,36 30 150,32 43,60 3 557 8 476,33 ★ 4

с. Катравож 31 848,61 19 030,71 59,75 763 24 941,95 1

Аксарковское СП 159 859,08 65 893,61 42,01 4 918 13 398,46 2

*Составлено автором на основе показателей финансово-экономических показателей Департамента финансов по Приуральскому муниципальному району [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fea.priuralye.com/index.php/razdely/ispolnenie-byudzhetov-po-dokhodam/fo-0002-0005-yamalfea-то/ (дата обращения: 01.08.2019).

Так, из табл. 2 видно, что по кассовому исполнению бюджета в рейтинге поселений на первом месте находится п. Катровож и составляет 59,75%. Самые низкие показатели по кассовому исполнению бюджета у Белоярское СП - 43,60. В п. Харп кассовое исполнение бюджета выполнено на 48, 33% и у Аксарковского СП на 42,0%. Соответственно кассовое исполнение бюджета Приуральского района составило - 67,93%.

Анализ путей совершенствования кассового исполнения бюджета Департамента финансов Приуральский район показал, что в рамках выполнения полномочий по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, проведению операций со средствами не участники бюджетного процесса и в целях совершенствования кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) и учета операций со средствами неучастников бюджетного процесса в 2016 году Федеральным казначейством проведены следующие мероприятия:

Внедрены предложения об упрощении правила открытия, переоформления, закрытия лицевых счетов в Департаменте финансов Приуральский район с помощью уменьшения количества документов и разработки электронных форм документов; предложения по созданию критериев для формирования в территориальных органах федерального казначейства электронных дел клиентов.

5. Приняты меры по профилактике коррупционных и иных правонарушений:

• направлено в Управлении Федерального казначейства по ЯНАО пять писем информационного характера o применении норм антикоррупционного законодательства;

• организована работа по соблюдению гражданскими служащими после их ухода с гражданской службы ограничений, связанных

• с трудоустройством в коммерческую или некоммерческую организацию (при увольнении сотрудники получают памятку o порядке соблюдения указанных ограничений);

• организована работа по наполнению подраздела o противодействии коррупции Официального сайта http://fea.priuralye.com/;

• рассмотрены и даны разъяснения гражданам по 8 обращениям;

36

• проведены 4 занятия по антикоррупционному просвещению

• с государственными гражданскими служащими и работниками Департамента финансов Приуральский район;

• обновлены информационные стенды по противодействию коррупции;

• осуществлено консультирование должностных лиц кадровой службы Департамента финансов Приуральский район, ответственных за работу по профилактике коррупционных правонарушений, а также государственных служащих и работников Департамента финансов Приуральский район.

б.Рассмотрены обращения граждан, в том числе сообщений о фактах коррупционных и иных правонарушений, полученных посредством «телефона доверия» Департамента финансов Приуральский район. Принято 2 сообщения.

Основным направлением деятельности Федерального казначейства на среднесрочную перспективу в 2017 году в рамках реализации основного мероприятия 2.4. «Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, учет операций со средствами неучастников бюджетного процесса и формирование бюджетной отчетности» Госпрограммы № 40 предусмотрено мероприятие «Создание условий по обеспечению централизации ведения учета по исполнению бюджетов публично -правовых образований в органах Федерального казначейства».

При реализации указанного мероприятия в 2017 году Департаментом финансов Приуральский район предполагается обеспечить:

• нормативное правовое регулирование централизации ведения учета и формирования бюджетной отчетности в Департаменте финансов Приуральский район;

• централизованное ведение учета бюджетных обязательств

• и денежных обязательств участников бюджетного процесса на муниципальном уровне в Департаменту финансов Приуральский муниципальный район.

• Результат выполнения указанного мероприятия обеспечит формирование единого информационного пространства финансовой деятельности публично-правовых образований Российской Федерации и муниципальных образований, повышение прозрачности и доступности информации о финансовой деятельности в государственном секторе и уровня доверия граждан к власти, прозрачность деятельности Федерального казначейства в т.ч. и Департамента финансов Приуральский район.

В ходе проведенного практического анализа Департаменте финансов Приуральский район нами было:

• уточнено понятие кассового обслуживания выполнения бюджетов органами Федерального казначейства при помощи конкретизации субъектов, осуществляющих операции на едином счете бюджета;

• дополнительно аргументирована необходимость воплощения кассового планирования субъектами России и Департамента финансов Приуральский район на базе графика валютных поступлений и выплат на едином счёте бюджета, заключающаяся в выделении временных интервалов планирования кассовых поступлений и кассовых выплат, что обеспечит непрерывность выполнения принятых обязанностей независимо от наполняемости бюджета;

• конкретизированы направления работы Федерального казначейства и Департамента финансов Приуральский район, что имеет смысл финансировать на базе формирования муниципальных заданий, как одного из инструментов улучшения кассового обслуживания выполнения бюджетов.

Проведенный анализ практики реализации кассового обслуживания выполнения бюджетов субъектов РФ органами Федерального казначейства дает возможность сделать заключение о том, разработанная единая для всей финансовой системы государства структура, дает возможность воплотить не лишь разные варианты кассового обслуживания бюджетов бюджетной системы РФ, но и с развитием казначейских технологий будет вероятным расширение раздела инструментов и добавочных сервисов, предоставляемых Федеральным казначейством финансовым органам субъектов РФ. К количеству

37

заключительных необходимо отнести: получение добавочных доходов бюджетов субъектов РФ на необходимую сумму остатка на счетах их бюджетов, если соблюдать условие возведения общего казначейского счета.

Список литературы /References

1. О Федеральном казначействе: Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 703 // Российская газета, 2004. № 272. Собрание законодательства Российской Федерации, 2004. № 49. Ст. 4908.

2. Акперов И.Г. Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации / И.Г. Акперов, И.А. Коноплева, С.П. Головач. M.: КноРус, 2017. 49 с.

3. Богославцева Л.В. Концепция совершенствования деятельности органов федерального казначейства в условиях реформы бюджетного процесса / Л.В. Богославцева // Финансовые исследования, 2016. № 23. С. 19-25.

4. Годин A.M. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие / A.M. Годин, И.В. Подпорина. M.: Дашков и K, 2015. 340 с.

5. Лавриков И.Н. Федеральное казначейство и межбюджетное регулирование / И.Н. Лавриков // Финансы и кредит, 2013. № 5. С. 18-20.

6. Седова М.Л. Некоторые вопросы организации бюджетов в Российской Федерации / М.Л. Седова // Бухгалтерский учет в некоммерческих организациях, 2014. № 1. С. 7-10.

7. Итоговый доклад о результатах деятельности Федерального казначейства за 2016 год основных направлениях деятельности на среднесрочную перспективу. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.roskazna.ru/novosti-i-soobshheniya/novosti/1216078/ (дата обращения: 06.04.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.