УДК 336.146 ББК 65.261.3-28
Л. Р. Ковтун
кандидат экономических наук, доцент, Байкальский государственный университет экономики и права
КАССОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОРГАНАМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА
В настоящее время завершается перевод на кассовое обслуживание исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов в органы Федерального казначейства. Анализ кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов свидетельствует о наличии преимуществ использования единой организационно-технологической системы. В статье изложены основные современные принципы организации исполнения бюджетов бюджетной системы РФ. Рассмотрены ключевые положения, определена специфика вариантов и изучены особенности кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ Федеральным казначейством. Дана оценка преимуществ полномасштабного перевода на кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ в Федеральное казначейство.
Ключевые слова: кассовое обслуживание исполнения бюджета; Казначейство России; бюджетная система; Пенсионный фонд РФ; лицевой счет бюджета.
L. R. Kovtun
PhD in Economics, Associate Professor, Baikal State University of Economics and Law
CASH AND SETTLEMENT SERVICING OF BUDGETS EXECUTION OF THE BUDGETARY SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION BY THE FEDERAL TREASURY BODIES
A process of transition to cash and settlement servicing of budgets execution of state off-budget funds to the Federal Treasury bodies is almost accomplished by the present moment. The analysis of cash and settlement servicing of local budgets execution proves that application of a unified organizational and technological system implies a range of advantages. In this regard, the article incorporates the basic contemporary principles devised for organization of execution of budgets of the budgetary system of the Russian Federation. This study also considers the key provisions, defines the specific character of options and investigates the peculiarities of cash and settlement servicing of budgets execution of the budgetary system of the Russian Federation by the Federal Treasury bodies. The advantages of a large-scale transfer to cash and settlement servicing of budgets execution are also evaluated.
Keywords: cash and settlement servicing of budgets execution; the Russian Federal Treasury; budgetary system; the Pension Fund of the Russian Federation; budget single account.
Исполнение бюджета — важнейший этап бюджетного процесса, направленный на действия по мобилизации и использованию бюджетных средств. Выделяют следующие этапы (стадии) бюджетного процесса:
- составление проекта бюджета;
- рассмотрение и утверждение бюджета;
- исполнение бюджета;
- составление, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета.
© Л. Р. Ковтун, 2013
При этом необходимо отметить, что как с точки зрения логики, так и хронологии отправной точкой бюджетного процесса является надлежащая подготовка проекта бюджета. Именно на этом этапе принимаются важные решения относительно размера, распределения и использования государственных финансов. Однако это не означает, что один из последующих этапов (исполнение бюджета) не имеет значение. Высококачественное исполнение бюджета является основой для обеспечения эффективного государственного управления [2, с. 12]. В этом процессе задействовано значительное количество участников бюджетного процесса, в их числе органы исполнительной власти, финансовые органы, администраторы доходов, получатели бюджетных средств (рис. 1).
Обеспечение исполнения бюджетов
Правительство РФ Федеральный бюджет, государственные внебюджетные фонды
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ Бюджеты субъектов РФ, территориальные государственные внебюджетные фонды
Местная администрация —► Местные бюджеты
Министерство финансов РФ
Организация исполнения бюджетов
> Федеральный бюджет
> Финансовый орган субъекта РФ-► Бюджеты субъектов РФ
Финансовый орган местного самоуправления
Местные бюджеты
Кассовое обслуживание бюджетов —► Федеральное казначейство -► Бюджеты бюджетной системы РФ
Рис. 1. Основы исполнения бюджетов бюджетной системы РФ
Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством РФ правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ1.
Кассовое обслуживание исполнения бюджетов предусматривает осуществление и учет Управлениями Федерального казначейства по субъектам РФ кассовых операций по доходам и расходам бюджетов бюджетной системы РФ и источникам финансирования дефицитов бюджетов (в соответствии с бюджетной классификацией РФ).
Основы кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ органами Федерального казначейства определены приказами Федерального казначейства. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ предусматривает:
- учет операций со средствами бюджетов осуществляется Управлениями Федерального казначейства по субъектам РФ отдельно для каждого бюджета на соответствующем едином счете бюджета (счета открыты в учреждениях Центрального банка РФ, кредитных организациях);
- управление средствами на единых счетах бюджетов выполняют соответствующие финансовые органы;
1 О Федеральном казначействе : постановление Правительства РФ от 1 дек. 2004 г. № 703 (в ред. от 2 нояб. 2013 г.) // СПС «КонсультантПлюс».
- кассовые выплаты из бюджета осуществляются Управлениями Федерального казначейства по субъектам РФ на основании платежных документов (в порядке очередности их представления и в пределах фактического наличия остатка средств на соответствующем едином счете бюджета);
- операции по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета на едином счете бюджета проводятся и учитываются Управлениями Федерального казначейства по субъектам РФ в разрезе кодов бюджетной классификации РФ;
- Управления Федерального казначейства по субъектам РФ представляют финансовым органам информацию о кассовых операциях по исполнению соответствующих бюджетов [1, с. 129].
В настоящее время реализованы три различных варианта кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ органами Федерального казначейства. Принципиальное отличие предлагаемых вариантов заключается в следующем.
Первый вариант. В Управлениях Федерального казначейства по субъектам РФ открываются и ведутся лицевые счета бюджета. При этом варианте Управления Федерального казначейства по субъектам РФ обеспечивают исполнение платежных поручений с единого счета бюджета в пределах остатка средств на этом счете.
Второй вариант. В Управлениях Федерального казначейства по субъектам РФ открываются и ведутся лицевые счета распорядителей и получателей средств бюджетов. Данный вариант предусматривает ситуацию, при которой орган Федерального казначейства участвует не просто в кассовом обслуживании исполнения бюджета, но и в осуществлении отдельных процедур исполнения бюджета.
Третий «смешанный» вариант. В Управлениях Федерального казначейства по субъектам РФ открываются и ведутся лицевые счета отдельных участников бюджетного процесса при обслуживании лицевого счета бюджета.
На основании доклада «О результатах работы Федерального казначейства в 2012 году и основных задачах на 2013 год»1 представим статистику использования вариантов кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ органами Федерального казначейства в 2012 г. (табл.).
Кассовое обслуживание исполнения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в 2012 г
Вариант Кассовое обслуживание Количество субъектов РФ % Количество муниципальных образований %
1 Открытие и ведение лицевого счета бюджета финансовому органу 28 33,7 8 699 37,6
2 Открытие и ведение в соответствии с соглашением лицевых счетов участников бюджетного процесса 36 43,4 10 517 45,5
3 Открытие и ведение лицевого счета отдельных участников бюджетного процесса при обслуживании лицевого счета бюджета 19 22,9 3 914 16,9
Всего 83 100, 0 23 130 100,0
Перевод на кассовое обслуживание исполнения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в органы Федерального казначейства осуществили в срок до 1 января 2006 г. В отношении бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ следует отметить, что сроки перевода на кассовое обслуживание испол-
1 URL : Ы^р: //www.roskazna.ru/prioritetnye-napravleniya-deyatelnosti/index.php.
нения указанных бюджетов в органы Федерального казначейства пересматривались, в результате определили окончательную дату — 1 января 2014 г.
В настоящее время Федеральным казначейством разработан Порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ и порядок осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций органов управления государственных внебюджетных фондов РФ по исполнению соответствующих бюджетов1.
К особенностям кассового обслуживания исполнения бюджета Пенсионного фонда РФ территориальными органами Федерального казначейства следует отнести следующее. Кассовое обслуживание исполнения бюджета Пенсионного фонда РФ планируется осуществлять по третьему из разработанных вариантов кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, в соответствии с которым будут открыты:
- лицевые счета бюджета органу управления Пенсионного фонда РФ;
- лицевые счета отделениям Пенсионного фонда РФ по субъектам РФ;
- лицевые счета участникам бюджетного процесса Пенсионного фонда РФ.
Учет кассовых операций по кассовому обслуживанию исполнения бюджета Пенсионного фонда РФ будет осуществляться на следующих счетах, открываемых органам Федерального казначейства в учреждениях Банка России или в кредитных организациях:
- № 40401 «Пенсионный фонд Российской Федерации»,
- № 40302 «Средства, поступающие во временное распоряжение»,
- № 40116 «Средства для выплаты наличных денег и осуществления расчетов по отдельным операциям».
Схематично процесс доведения бюджетных данных участникам бюджетного процесса Пенсионного фонда РФ через органы Федерального казначейства представлен на рис. 2. Следует отметить, что переход на кассовое обслуживание исполнения бюджета Пенсионного фонда России позволит существенно оптимизировать расходы фонда на его содержание [3, с. 48].
Рис. 2. Доведение бюджетных данных участникам бюджетного процесса Пенсионного фонда РФ через органы Федерального казначейства
1 Порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и порядок осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций органов управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации по исполнению соответствующих бюджетов : приказ Федерального казначейства от 23 авг. 2013 г. № 12н // СПС «КонсультантПлюс».
Необходимо отметить, что перевод бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов) на кассовое обслуживание в органы Федерального казначейства привел к появлению следующих очевидных преимуществ использования единой организационно-технологической системы кассового обслуживания исполнения бюджетов РФ, в числе которых следует отметить:
- обеспечение соблюдения принципа построения бюджетной системы Российской Федерации (принцип «единства кассы»);
- повышение достоверности и своевременности отчетности о кассовом исполнении бюджетов бюджетной системы РФ;
- создание более удобных условий для плательщиков налогов и сборов по перечислению поступлений в бюджеты бюджетной системы РФ на один счет;
- сокращение затрат на организацию кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ.
Запланированный поэтапный перевод государственных внебюджетных фондов на обслуживание в органы Федерального казначейства завершит реализацию концепции полномасштабного кассового обслуживания исполнения всех бюджетов бюджетной системы РФ органами Федерального казначейства.
Список использованной литературы
1. Ковтун Л. Р. Казначейское дело в России : учеб. пособие / Л. Р. Ковтун. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2012. — 235 с.
2. Куницына С. Ю. Казначейская система обеспечения бюджетного федерализма / С. Ю. Куницына. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2004. — 232 с.
3. Пенсионная система России: ключевые проблемы и направления реформирования / под ред. Д. Ю. Федотова. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2013. — 146 с.
References
1. Kovtun L. R. Kaznacheiskoe delo v Rossii [Treasury in Russia]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2012. 235 p.
2. Kunitsyna S. Yu. Kaznacheiskaya sistema obespecheniya byudzhetnogo federaliz-ma [A treasury system of budget federalism ensuring]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2004. 232 p.
3. Fedotov D. Yu. (ed.) Pensionnaya sistema Rossii: klyuchevye problemy i naprav-leniya reformirovaniya [The Russian pension system: key problems and directions of reforming]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2013. 146 p.
Информация об авторе
Ковтун Лира Раисовна — кандидат экономических наук, доцент, кафедра финансов, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: [email protected].
Author
Kovtun Lira Raisovna — PhD in Economics, Associate Professor, Dep-t of Finance, Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, Russia, e-mail: [email protected].