Основными преимуществами, получаемыми российским предприятием при реформировании систем внутрифирменного планирования под влиянием стейкхолдерской модели, являются создание благоприятной внешней среды, получение возможности выхода на зарубежные рынки сбыта, укрепление способности управлять рисками, получение новых знаний и идей, повышение инвестиционной привлекательности и создание условий устойчивого развития предприятия. К недостаткам стелкхолдерской модели можно отнести:
• размывание целей предприятия;
• повышенные затраты на функционирование, которые ложатся либо на предприятие, либо на покупателя;
• может привести в краткосрочной и среднесрочной перспективах к экономическому отставанию от предприятий, использующих стоимостно-ориентированное управление.
Литература
1. Шейла Паффер, Даниел МакКарти. Корпоративное управление: поиск модели // Экономические стратегии, 2004. № 2. С. 48-52
2. Ширинбек Х. Экономика предприятия: Учебник для вузов. 15-е изд. / Пер. с нем. под ред. И.П. Бойко, С.В. Валдайцева, К. Рихтера. - СПб.: Питер, 2005. - 848 с.
3. Коупленд Т., Колер Т., Мурин Дж. Стоимость компаний: оценка и управление. - 3-е изд., перераб. и доп. / Пер. с англ. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005. -576 с.
4. Туркин С. Бизнес в местном сообществе. 2004 ЖУК, http:// www.zhuk.net.
5. Фляйшер К., Бенсуссан Б. Стратегический и конкурентный анализ. Методы и средства конкурентного анализа в бизнесе: Пер. с англ.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 541 с.
6. Робинс, Стивен, П., Коултер, Мери. Менеджмент, 6-е изд.: Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2002. - 880 с.
7. Стенограмма Междунар. конф. «Социальная ответственность бизнеса. Корпоративная отчетность -новый фактор взаимодействия бизнеса и общества». 24 февраля 2004 г.hhhp: //www.pr-professional.ru/soc sten.html
8. Теплова Т. Влияние интеллектуального капитала на политику компании // Проблемы теории и практики управления. 2006. №1. С.88-100
9. Томас Крик, Майя Форстайтер, Филипп Мона-ган, Мария Силанпа. От слов к делу. Взаимодействие с заинтересованными сторонами: практическое руководство по организации взаимодействия со стейкхол-дерами.
10. Виханский О. С., Наумов А.И. «Другой» менеджмент: время перемен // Российский журнал менеджмента. 2004. № 3. С.105-126
11. ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Система менеджмента качества. Требования.
12. ГОСТ Р ИСО 9004-2001. Система менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности.
13. ГОСТ Р 12.006.-2002. Система стандартов безопасности труда. Общие требования к управлению охраной труда в организации.
14. ГОСТ Р ИСО 14001-1998. Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по совершенствованию.
Получена 27.11.2006
ПУТИ СОКРАЩЕНИЯ СТОИМОСТИ ПОСТПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ЧАСТИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО
ИЗДЕЛИЯ
Э.А. Михайлова, канд. техн. наук, доцент, И.Е. Снегирева, менеджер службы заместителя директора по информационным технологиям
Рыбинская государственная авиационная технологическая академия им. П.А. Соловьева
ОАО «НПО «Сатурн»
Чтобы сохранить конкурентоспособность и вести безубыточную экономическую деятельность, необходимо применять эффективные и результативные системы управления затратами на всех стадиях жизненного цикла (ЖЦ) изделия. В последние годы на ряде предприятий ВПК России для задач оценки конкурентоспособности и сравнения эффективности применения машиностроительных изделий (например, задача анализа предложений разных поставщиков на тендерных торгах) часто используется система управления
затратами, основанная на применении так называемого метода «оценки стоимости жизненного цикла». Являясь затратным показателем, стоимость ЖЦ изделия складывается из затрат на разработку и производство изделия, а также затрат, возникающих после окончания производственного процесса на стадиях эксплуатации и утилизации. Совокупность этих двух стадий будем называть постпроизводственными стадиями, а стоимость ЖЦ изделия на этих стадиях - стоимостью постпроизводственной части ЖЦ изделия.
Основными составляющими стоимости постпроизводственной части ЖЦ машиностроительного изделия являются затраты на проведение капитального ремонта, технического обслуживания и поставку запчастей. Самой затратной частью является капитальный ремонт (45%). Статья «Изготовление ремонтного комплекта деталей», в свою очередь, имеет наибольший вес в калькуляции затрат на капитальный ремонт (40%). На основании этого факта предлагается разработать методы сокращения стоимости изготовления ремонтного комплекта деталей. Такое направление также обосновано тем, что организация других направлений программы послепродажного обслуживания, таких как техническое обслуживание и поставка запчастей, также тесно связана с изготовлением комплектов деталей. Основной задачей оптимизации при формировании комплекта деталей является определение его состава.
Предлагается рассмотреть два метода сокращения стоимости изготовления ремонтного комплекта деталей:
• метод оценки целесообразности приобретения машиностроительного изделия для повторного использования его деталей и узлов в качестве запасных частей для ремонта других изделий;
• метод расчета потребности деталей для обеспечения ремонта и формирования ремонтного комплекта, позволяющий оптимизировать состав и структуру ремонтного комплекта.
Оптимизация стоимости утилизации на этапе вывода изделия из эксплуатации подразумевает определение деталей и сборочных единиц, которые могут быть использованы в дальнейшем в качестве комплектующих и запчастей для других изделий.
Одним из эффективных способов снижения стоимости ремонта и технического обслуживания машиностроительных изделий является приобретение вышедших из строя и не подлежащих ремонту изделий (например, в авиадвигателестроении -выработавших ресурс и непригодных к дальнейшей эксплуатации (списанных) двигателей) для последующей их разборки на запчасти. Данный способ, несмотря на кажущуюся простоту и обещающую эффективность, далеко не всегда оправдан и экономически обоснован.
Для определения эффективности операции приобретения изделия на запчасти предлагается рассчитывать себестоимость каждой полученной детали. Для этого необходимо все полученные затраты З, рассчитанные как цена приобретения утилизируемого двигателя плюс стоимость работ по разборке и дефектации изделия за вычетом возвратных отходов, разложить на все извлеченные и восстановленные детали. Затраты предприятия при получении данных деталей представляют собой трудовые затраты, поэтому распределение затрат З производится пропорционально трудоемкости производства соответствующих новых деталей.
Для того чтобы приобретение двигателя на утилизацию с целью получения дополнительной прибыли за счет получения запчастей было
п н
эффективным, необходимо, чтобы 3 < 2 Сг , где
г =1
себестоимость изготовления комплекта
2 С -
г=1
новых деталей, соответствующего по номенклатуре восстановленному из утилизированного изделия, рассчитанная с учетом распределения затрат З; 1 е /1. .п/ - детали ремонтного комплекта. Прибыль (П) от рассматриваемой деятельности рассчитывается в виде:
п н п н
П = 2 Цг — 3 , где 2 Цг - цена комплекта г=1 г=1
новых деталей, соответствующего по номенклатуре
восстановленному из утилизированного изделия.
п н п н
Таким образом, если 3 < 2 Цг , но 3 > 2 Сг , то
г =1 г =1
приобретение данного изделия на утилизацию и восстановление из него запчастей - проект менее рентабельный, чем изготовление таких же новых деталей. Если уровень износа деталей изделия достаточно велик и многие детали были признаны негодными к восстановлению, то прибыль от проекта будет невелика или даже отрицательна.
Применение предложенного метода расчета может быть осуществлено только при полном известном составе деталей, входящих в двигатель на момент приобретения, а также об их состоянии. Эти данные необходимы как для предварительной оценки количества и номенклатуры запасных частей, на получение которых можно рассчитывать при разборке двигателя, так и для правильного распределения затрат 3 без обязательной полной разборки двигателя, что обеспечивает оперативность производственного процесса.
Вопрос расчета потребности в запасных частях для обеспечения ремонта рассматривается Ю.С. Борисовым, А.Н. Климовым, В. А. Летенко, И.Д. Оленевым, С. А. Соколицыным в рамках методики расчета расхода материалов на ремонт и обслуживание производственного оборудования. На промышленных предприятиях методика используется для управления потребностью в запасных частях любой техники: двигателя, самолета, промышленной установки.
В результате анализа существующей методики планирования структуры и состава комплекта деталей, обеспечивающих ремонт авиадвигателя на ОАО «НПО Сатурн», было установлено, что рассчитанный ремонтный комплект имеет значительную погрешность (отклонение от фактической потребности в деталях для обеспечения ремонта). Так, четвертая часть деталей, запланированных на ремонт, остается невостребованной при ремонте и пополняет склад предпри-
ятия, что составляет до 52% вложения предприятия в производство ремонтного комплекта. При этом 30% номенклатуры деталей, установленных на двигатель при ремонте, не изготавливаются в составе ремонтного комплекта, а дозаказываются по мере потребности в них в процессе ремонта, что составляет до 25% деталей в количественном выражении и до 87% в стоимостном от всех деталей, установленных на двигатель при ремонте. Причиной такого низкого качества планирования ремонтного комплекта является тот факт, что методика планирования структуры и состава комплекта (конфигурации комплекта) основана на величине средней отбраковки деталей для двигателей, проходивших ремонт за предыдущий период. Рассчитанная величина считается действующей для будущих ремонтов. Другими словами, считается, что для ремонта поступившего двигателя потребуются такие же детали (такой же комплект деталей), что и для двигателей, прошедших ремонт за последние полгода.
Предлагается новый метод расчета ремонтного комплекта для двигателя, поступающего в ремонт. Предлагается величину потребности в деталях для обеспечения ремонта делить на следующие компоненты:
• детали, потребность в которых может быть установлена путем анализа их технического состояния;
• детали, потребность в которых может быть установлена с применением методов прогнозирования.
К первой группе относятся детали, которые имеют ограничения по использованию (например, ограниченный срок службы или назначенный ресурс). Такие детали включаются в потребность на базе знаний о конфигурации изделия. Также к первой группе следует отнести детали, составляющие обязательные замены, т. к. сроком окончания их службы можно считать каждое попадание двигателя в ремонт.
Ко второй группе относятся детали, которые требуются взамен тех, что были отбракованы, и точно спланировать потребность в которых не представляется возможным. Предлагается использовать существующий алгоритм средней отбраковки и применить к указанной группе деталей.
Таким образом, предлагается новая формула расчета потребности деталей для обеспечения ремонта РК'потр:
РК'потр = НР + Б'' + КОЗ', где НР - детали первой группы, потребность в которых вычисляется на базе расчета остаточного ресурса; Б" - детали второй группы без деталей, не применяемых на изделии; КОЗ' - комплект деталей обязательной замены без деталей, не применяемых на изделии.
Предложенные методы планирования ремонтного комплекта основаны на знании текущего состояния каждого авиадвигателя в любой момент времени, его наработке, остаточном ресурсе, степени износа деталей, номенклатуре установленных деталей с учетом всех замен, осуществленных при ремонте и техническом обслуживании. Управление такого рода информацией по каждому конкретному экземпляру авиадвигателя на каждой стадии его ЖЦ предлагается осуществить на базе применения механизма управления конфигурацией изделия.
Применение разработанных методов позволяет повысить точность планирования и сократить затраты предприятия на производство деталей ремонтного комплекта для двигателей типа Д30КУ, поступивших в ремонт за расчетный период, на 49,63%, сократить себестоимость ремонта на 20,23% и стоимость эксплуатации - на 8,84%.
Получена 09.11.2006
МОДЕЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РОТОТАБЕЛЬНОГО ЦЕНТРАЛЬНО-КОМПОЗИЦИОННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ Е.В. Солнцева, ассистент Воронежский государственный технический университет
В условиях интеграции и усложнения деловых экономических отношений заинтересованность в развитии наиболее конкурентных сфер деятельности предприятия, среди которых приоритетными считаются инновационный и инвестиционный виды деятельности, приобретает особую направленность. Данное утверждение находит свое подтверждение в концепции Майкла Портера («Diamond concept»), согласно которой основной залог конкурентоспособности фирмы -инновационность, то есть способность создавать новые продукты и осваивать новые технологии.
Совершенствование инновационной сферы и повышение ее инвестиционной привлекательности не-
возможно без создания и последующего развития системы бизнес-планирования инноваций, которая, с одной стороны, является реальным объектом действительности, состоящим из некоторого множества взаимосвязанных частей и элементов, а с другой - абстрактным отображением окружающего состояния. Объективно необходимым условием при определении стратегических альтернативных решений развития исследуемой системы является применение оригинальных методов и моделей, позволяющих экономить затраты времени и средств, получать точные и достоверные результаты, оптимизировать процессы с учетом множества ограничений. В их числе наибольшее