Проблемы снабжения запасными частями отечественных типографий
Б.В. Токмаков,
к.т.н., доцент кафедры печатного и послепечатного оборудования
А.А. Коньков,
магистрант кафедры печатного и послепечатного оборудования
В процессе длительного использования объекты полиграфического оборудования стареют. Это объективный процесс, поэтому эксплуатация полиграфического, как и других сложных технических систем, предусматривает поддержание и восстановление их качества. Проведение этих мероприятий предусмотрено системой технического обслуживания и ремонта.
Осуществление такой системы связано со значительными затратами трудовых, денежных и материальных средств, а также простоями техники в неработоспособном состоянии в связи с проведением профилактических и восстановительных работ.
Ущерб, связанный с поддержанием и восстановлением полиграфического оборудования ежегодно требует расхода средств, составляющих до 15% себестоимости продукции. Ремонтные простои достигают 15-20% ремонтного фонда времени.
Значительную часть эксплуатационных затрат составляют расходы на приобретение, хранение и использование запасных частей, своевременное и бесперебойное снабжение которыми во многом определяет эффективность использования полиграфических объектов.
На современном этапе необходимо в области технического обслуживания и ремонта полиграфического оборудования решить ряд существенных вопросов, основными из которых являются: разработка методов установления видов профилактических мероприятий (ТОиР), их периодичность и объемы работ, обоснование организационных форм работ по техническому обслуживанию и ремонту, установление предельных состояний деталей и сборочных единиц, разделение их на группы с целью обоснования источников, формирование и пополнение ком-
плектов запасных частей, разработка методов определения номенклатуры и количества запасных частей, их распределение по уровням хранения, разработка стратегии пополнения запасных частей и их маневрирования.
Данная работа посвящена решению одного из этих вопросов: определение необходимого количественного и качественного состава комплекта запасных частей для полиграфических машин.
В отечественной практике были устанавлены следующие комплекты ЗИП:
одиночный (индивидуальный) ЗИП-О;
групповой ЗИП-Г;
ремонтный ЗИП-Р.
ЗИП-О - поставляется с каждым изделием для обеспечения его надежности и используется на месте эксплуатации этого изделия.
ЗИП-Г - поставляется самостоятельно от изделия и предназначен для обеспечения эксплуатации и текущего ремонта группы однотипных изделий. ЗИП-Г хранят на складе типографий или ремонтных базах, а также на местах эксплуатации изделий.
ЗИП-Р - поставляется самостоятельно, отдельно от изделия и предназначен для обеспечения капитального ремонта изделия или группы изделий. Хранится на складе типографии.
Схема движения материальных потоков показывает, что основными источниками формирования и пополнения комплектов запасных частей являются:
- поставки заводов-изготовителей полиграфических машин;
- изготовленные и восстановленные детали и сборочные единицы силами ремонтных служб;
- изготовленные и восстановленные детали и сборочные единицы в РМЦ типографий.
Восстановленные и изготовленные детали и сборочные единицы направляются на склад запасных частей соответствующего уровня и далее устанавливаются в машины.
Основную массу запасов составляют новые детали и сборочные единицы производства фирм-изготовителей полиграфического машиностроения; они обладают наилучшими эксплуатационными свойствами и дешевле изготовленных, в условиях ремонтных служб.
Так совершается кругооборот запасных частей, при котором периодически часть из них отбраковывается в процессе дефектации и поступает в металлолом.
Номенклатура запасных частей представляет собой перечень номеров и наименований составленный в определенной группировке и последовательности в соответствии с технической документацией заво-
дов-изготовителей и включает в себя: детали, комплекты деталей и сборочные единицы различного порядка.
Выбор и уточнение номенклатуры могут решаться методами инженерного анализа и исследованием технико-экономического анализа модели. При этом источниками необходимой информации являются:
- структурные схемы оборудования;
- спецификация на оборудование;
- номенклатура запасных частей по оборудованию-аналогу;
- сведения о надежности опытного образца (опытной
партии);
- сведения об отказах и повреждениях оборудования и его составных частей в процессе его подконтрольной эксплуатации;
- конструктивные и технологические изменения составных частей оборудования, внесенные в конструкторскую документацию;
- сведения о результатах осуществления мер по повышению надежности и долговечности оборудования и его составных частей.
Для большинства видов техники преобладающим является подход, основанный в классификационном анализе данных об интенсивности отказов или показателей долговечности в предполагаемых условиях эксплуатации оборудования. Для полного анализа данных в интенсивности отказов должен быть всесторонний комплексный план, чтобы обеспечить снабжение необходимой информацией и в достижении поставленных задач помогает стратегия управления запасными частями.
Стратегия управления запасными частями - это совокупность правил применения решений по восполнению и распределению запасов в системе снабжения. Стратегия характеризуется порядком, объемом и периодичностью пополнения заказов.
Выбор целесообразных стратегий управления является одним из центральных этапов разработки комплектов запасных частей, т. к. существенно влияет на вид математических зависимостей в моделях оптимизации количества запасных частей, на способы их реализации и получаемые результаты.
На выбор стратегии решающее влияние оказывают следующие факторы:
- величина интенсивности спроса на запчасти;
- степень важности запасной части (ущерб от простоя оборудования по причине отказа склада);
- стоимость запасных частей;
- уровень склада в иерархической системе снабжения;
- место и продолжительность восстановления запасных
частей.
Понятие стратегии положения вводится только для запасных частей, а не для их комплектов, т. к. различные запасные части, составляющие комплект, могут пополняться из различных источников.
Стратегия управления запасными частями состоит из следующих форм восстановления:
- периодическое пополнение.
При периодическом пополнении ресурс запасных частей определенного типа восстанавливается до нормативного уровня через плановые интервалы времени;
- периодическое пополнение с экстренными доставками.
При использовании этой стратегии помимо планового восстановления происходит еще и неплановое пополнение запаса в результате экстренных поставок, когда оборудование простаивает из-за отсутствия соответствующего элемента, то есть при отказе данного запаса;
- восстановление отказавших элементов.
При использовании этой стратегии отказавший элемент данного типа поступает в соответствующий ремонтный орган, а после ремонта устанавливается на машину, либо поступает в систему снабжения;
- непрерывное пополнение (с критическим уровнем).
При использовании этой стратегии определяются нормативный и критический уровни запаса. Когда запас определенных элементов в комплекте исчерпывается до критического уровня, на вышестоящий склад посылается заявка на поставку элементов данного типа, количеством равным разности нормативного и критического уровня, которая удовлетворяется через фиксированный интервал времени.
На практике, с целью планирования расхода и производства запасных частей, широкое применение получил метод нормативного счета.
Нормы расхода запасных частей - это плановая мера их потребления для эффективного поддержания и восстановления работоспособного состояния машин и оборудования при условии осуществления экономии ресурсов. Нормы определяются в натуральном и стоимостном выражении.
Исходными данными для определения нормативов являются:
- конструкторская и технологическая документация;
- вид и параметры потока требований на запасные части;
- принятая стратегия пополнения запасов;
- показатели эффективности функционирования машин;
- затраты, связанные с использованием запасных частей.
Обеспечение эксплуатируемого полиграфического оборудования запасными частями представляет собой важную и достаточно
сложную технико-экономическую задачу. При применении запасных частей восстановление работоспособного состояния машин при техническом обслуживании, текущем и капитальном ремонтах и устранении отказов осуществляется путем замены потерявших работоспособное состояние деталей и сборочных единиц деталями и сборочными единицами из состава комплектов запасных частей.
Число деталей и сборочных единиц, хранящихся на складе, должно обеспечивать потребность в них, возникающую при техническом обслуживании и ремонте. В то же время их запас не должен превышать величины расхода за время, необходимое для восстановления запаса.
Трудность определения номенклатуры и количества запасных частей обусловлена случайным характером процесса утраты составными частями работоспособного состояния. Случайным событием является как сам факт утраты работоспособного состояния той или иной частью эксплуатируемого объекта, так и момент утраты ее работоспособного состояния. Учитывая вероятностный характер утраты работоспособного состояния машин, основным методом установления номенклатуры запасных частей является статистический, то есть по результатам технического обслуживания, плановых, текущего, среднего и капитального ремонтов и устранения последствий отказов.
Под текущим ремонтом понимается ремонт с заменой незначительного количества элементов, выработавших ресурс. При среднем ремонте также частично восстанавливается ресурс изделия и происходит восстановление (замена) отдельных деталей, узлов, составных частей ограниченной номенклатуры. Ремонт считается текущим, если происходит замена или восстановление одного-двух узлов, а при среднем ремонте количество ремонтируемых составных частей больше. Капитальный ремонт - плановый или неплановый ремонт, предусматривающий замену (восстановление) любых деталей, вплоть до базовых. Капитальный ремонт заключается в полной разборке и дефектации изделия, в замене или ремонте всех составных частей, вплоть до базовых, в проверке всех составных частей, сборке и комплексной проверке изделия, регулировке и испытаниях. Капитальный ремонт выполняется, как правило, силами стационарных ремонтных предприятий. В настоящее время ремонт любого вида должен гарантировать определенный ресурс отремонтированного изделия. При проведении каждого из видов ремонта ремонтные службы предприятия пользуются обменным фондом запасных частей.
Необходимо особо подчеркнуть, что в силу проводимой на каждом конкретном полиграфическом предприятии ремонтной политики, периодичность и сам факт проведения того или иного вида ремонта определяется, исходя из сложившихся условий. Так как, капитальный ремонт не является обязательным видом управляющих воздействий
на оборудование, то для современных условий совершенствования полиграфических машин и развития предприятий отрасли вместо капитального ремонта зачастую проводят ряд текущих и средних ремонтов, не восстанавливая ресурса полиграфических машин до уровня, близкого к начальному. После выработки ресурса осуществляется списание оборудования, а средства, накапливаемые в ремонтном фонде, направляются на приобретение новых моделей техники. Это определяется индивидуальной ремонтной политикой предприятия и стратегией обновления парка эксплуатируемого оборудования.
Используемые при ремонтах запасные части, принадлежности и материалы должны поступать из обменных ремонтных фондов. В отечественной полиграфии мало информации по научным основам системы обеспечения полиграфических предприятий запасными частями, можно сказать, что по существу ее нет. Нет и конкретных практических рекомендаций по разработке подобной системы.
При организации системы обеспечения запасными частями необходимо решить следующие задачи:
- разработать номенклатуру запасных частей для каждого образца полиграфических машин и распределить их по комплектам;
- определить расход запасных частей и на основе этого -рассчитать требуемое количество комплектов и их распределение по складам;
- решить вопросы пополнения запасов на каждом уровне.
Порядок обеспечения предприятия запасными частями следующий. На основе выделяемых фондов в денежном выражении предприятия-потребители составляют заявки на необходимые им для ре-монтно-эксплуатационных нужд запасные части и направляют их заводу-изготовителю для включения в план производства. В настоящее время эти фонды определяют сами предприятия потребители. Завод-изготовитель уведомляет заказчика о сроке изготовления и поставки требуемых запасных частей по ценам, установленным прейскурантом оптовых цен на запасные части к технологическому оборудованию.
На основе изучения фактического расхода и удовлетворения потребности в запасных частях механики цехов машиностроительных заводов подают заявки в отдел главного механика на необходимые им для ремонтно-эксплуатационных нужд запасные части.
Основанием для заказа необходимых запасных частей служат дефектные ведомости, альбомы чертежей запасных деталей, а также ведомости центрального склада на недостающие запасные части широкого применения.
Все запасные части должны быть взяты на учет и занесены в базу данных, заведенных на каждое наименование детали. По базе данных в любое время можно получить необходимые сведения о наличии и движении расхода запасных частей.
Есть еще дополнительные факторы, влияющие на замену деталей оборудования.
На примере показана действующая организация «Экстра-М». Типография ЗАО «Экстра-М» является специфической (в основном выпуск периодического издания), здесь присутствует необходимость в скорости доставки.
При замедлении доставки и простоя оборудования, по причине отсутствия необходимых комплектующих, неуместны разговоры о быстром выпуске издания, в случае не вовремя вышедшего издания приходится оплачивать большие штрафы.
Для недопущения простоев оборудования проводятся планово-профилактические работы, где обследуется машина, проводится чистка оборудования, определяются слабые узлы детали.
При необходимости детали заменяются с собственного склада, в случае отсутствия детали на складе заказываются:
1) у официальных представителей;
2) фирм-посредников;
3) у производителей комплектующих (в связи с тем, что примерно 90% комплектации в оборудовании сделаны у сторонних фирм-производителей). Детали можно заказывать у представителей этих фирм. Это быстрее чем у официальных представителей оборудования и дешевле.
Логистика по закупке запасных частей показана на рис. 1.
Рис. 1. Логистика при закупке запасных частей
При замене деталей вместо оригинальных на альтернативные нужен грамотный подход.
При появлении альтернативы у сторонних фирм нужно грамотное распределение средств и правильное оформление договорных сделок. Типография дает аванс фирме на установку альтернативных запчастей и проводит мониторинг в производстве, чтобы узнать какие де-
фекты может вызвать деталь при печати, какие его показатели надежности. Если деталь не выдает желаемых результатов, то с фирмой расторгается договор. Если же деталь выдает такие же показатели как оригинал, то выплачивается оставшаяся сумма и договор на более длительный срок.
Есть детали, которые могут изготавливаться у производителей комплектующих.
Типография имеет свой склад, где хранятся детали наиболее изнашиваемые, при случаях остановки оборудования по причине поломки. При хранении проводится статистика и на основании статистики закупаются материалы.
Основные проблемы при снабжении запасных частей:
1. В полиграфическом оборудовании присутствуют комплектующие, которые не подлежат замене на альтернативу и ремонту. Это вынуждает закупать детали у официальных представителей оборудования в России. Это длительный процесс.
2. Отсутствие открытых границ между Российской Федерацией и странами ЕС.
3. Отсутствие склада у официальных представителей оборудования в России и отдаленность территорий.
4. Статистика расходов запасных частей проводилась давно, что искажает правильность выбора деталей для склада.
Из всего выше сказанного можно сделать следующие заключения:
1. В настоящее время отсутствует научно-обоснованная система снабжения отечественных полиграфических предприятий запасными частями.
2. Методология рынка запасных частей отсутствует.
3. Основным источником информации на первом этапе могут быть данные полиграфических предприятий по фактическому расходу и удовлетворению потребности в запасных частях.
4. Основной метод установления номенклатуры запасных частей статистический.
Библиографический список
1. Фасхиев Х.А., Закиев М.Г. Расчет трудоемкости технического обслуживания и ремонта автокранов / Николаев Ю.И., Лось А.И., Протосовицкий В.В. и др. / Грузовик. № 10. - М. : Машиностроение, 2007.
2. Осипова Г.И. Организация ремонта оборудования на полиграфическом предприятии / Осипова Г.И., Миронова Г.В. / Экономика и организация производства : учеб. пособие. - М. : МГУП, 2003.
3. Масленников Р.Р. Система технического обслуживания и ремонта автомобилей. Введение в специальность : учеб. пособие / Р.Р. Масленников. - Кемерово : КузГТУ, 2002.
4. Бобров В.И. Надежность технических систем : учеб. пособие / В.И. Бобров. - М. : МГУП, 2004.
5. ПанферовД.И. К экономическому процветанию через управление поставками / Д.И. Панферов // Планово-экономический отдел. - 2011. - № 6. - С. 76-84.