Научная статья на тему 'Пути решения проблемы адаптации сотрудников уголовно-исполнительной системы к применению научно-технических средств в правоохранительной деятельности'

Пути решения проблемы адаптации сотрудников уголовно-исполнительной системы к применению научно-технических средств в правоохранительной деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
179
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ / LAW ENFORCEMENT / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / CORRECTIONAL SYSTEM / СОТРУДНИКИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / STAFF OF THE PENAL SYSTEM / ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ / THE USE OF TECHNICAL MEANS / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА СОТРУДНИКОВ / ПСИХОЛОГИЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ / PSYCHOLOGY OF DECISION-MAKING ON THE USE OF TECHNICAL MEANS / УСТРАНЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БАРЬЕРА / THE ELIMINATION OF THE PSYCHOLOGICAL BARRIER / PSYCHOLOGICAL QUALITY OF PERSONNEL / IMPROVING THE TECHNICAL TRAINING OF LAW ENFORCEMENT OFFICERS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Епифанов Станислав Станиславович

В статье рассматривается проблема устранения психологического барьера у сотрудников уголовно-исполнительной системы, возникающего в связи с необходимостью применения технических средств в профессиональной правоохранительной деятельности в условиях научно-технического прогресса. Проблема адаптации сотрудников к использованию технических средств разрешается на основе совершенствования специальной технической подготовки. В статье отмечается, что деятельность человека, работающего с электронными средствами в процессе осуществления правоохранительных функций, подвержена психологическим нагрузкам, которые могут привести к неврозам и психосоматическим состояниям. Автор выделяет необходимые психологические качества, которыми должен обладать сотрудник для успешного использования технических средств в правоохранительной деятельности, в том числе высокая психофизиологическая выносливость, способность выдерживать длительное эмоциональное напряжение, связанное с применением различных приборов и устройств, интеллектуальная активность, умение анализировать непрерывно меняющуюся информацию, принимать решения в условиях дефицита времени и другие. В статье названы причины, препятствующие эффективному применению научно-технических средств сотрудниками: неуверенность в эффективности и положительных результатах применения технических средств; сомнение в правомерности использования технических средств в конкретной ситуации служебной деятельности, трудности при работе с новыми, незнакомыми техническими средствами, неумение эксплуатировать тот или иной прибор или устройство, отсутствие опыта применения технических средств в конкретных ситуациях, возникающих в процессе правоохранительной деятельности. Устранение у сотрудников психологического барьера, препятствующего использованию ими научно-технических средств, достигается психологической установкой на необходимость применения техники в правоохранительной деятельности. В процессе обучения необходимо сочетать методики эксплуатации приборов с навыками по организации и тактике применения различной аппаратуры в конкретных ситуациях. Следует уделять особое внимание практическому тренингу обучаемых по типовым тактическим приемам использования научно-технических средств при решении игровых задач. Необходимо усвоение сотрудниками знаний, умений и навыков за счет работы с новой техникой и посредством моделирования служебной деятельности. Целесообразно пропагандировать элементы положительного опыта применения научно-технических средств в уголовно-исполнительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Епифанов Станислав Станиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problem of eliminating of psychological barrier in penitentiary system’s personnel, arising due to necessity of application of means of scientific and technical progress in professional law enforcement activity. The problem of adaptation of personnel to the use of technical means can be solved by improvement of personnel’s special technical training. It is noted in the article that activity of a person who deals with electronic instrumentations while realizing law-enforcement functions is subjected to psychological stress that can cause neuroses and psychosomatic state. The author specifies the necessary psychological qualities for person to use technology in law enforcement; high level of psycho physiological tolerance, ability to withstand prolonged emotional stress induced by the use of various devices and equipment, intellectual activity, ability to analyze ever-changing information, to make decisions under time pressure are among them. The causes that prevent the effective use of scientific and technical tools by the staff are named in the article. Uncertainty about its efficiency and positive results of tools’ application, doubt of legality of its use in specific official situations, difficulties in working with new unfamiliar technical facilities, inability to exploit a particular instrument or device, lack of experience in application of technical means in specific situations that arise in the process of law enforcement are among these causes. Elimination of personnel’s psychological barriers preventing the use of scientific and technological means can be achieved by setting psychological attitude to use technology in law enforcement. Methods of equipments’ operation should be combined with skills in organization and tactics in use of various equipment for specific situations while training. Special attention should be paid to students’ practical training in standard technical methods of use of scientific and technical means for solving game problems. It is necessary for staff to assimilate knowledge and skills by working with new technology and by modeling official activity. It is advisable to promote the elements of positive experience in the use of scientific and technical means in the penal system.

Текст научной работы на тему «Пути решения проблемы адаптации сотрудников уголовно-исполнительной системы к применению научно-технических средств в правоохранительной деятельности»

ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ К ПРИМЕНЕНИЮ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация: в статье рассматривается проблема устранения психологического барьера у сотрудников уголовно-исполнительной системы, возникающего в связи с необходимостью применения технических средств в профессиональной правоохранительной деятельности в условиях научно-технического прогресса. Проблема адаптации сотрудников к использованию технических средств разрешается на основе совершенствования специальной технической подготовки. В статье отмечается, что деятельность человека, работающего с электронными средствами в процессе осуществления правоохранительных функций, подвержена психологическим нагрузкам, которые могут привести к неврозам и психосоматическим состояниям. Автор выделяет необходимые психологические качества, которыми должен обладать сотрудник для успешного использования технических средств в правоохранительной деятельности, в том числе высокая психофизиологическая выносливость, способность выдерживать длительное эмоциональное напряжение, связанное с применением различных приборов и устройств, интеллектуальная активность, умение анализировать непрерывно меняющуюся информацию, принимать решения в условиях дефицита времени и другие. В статье названы причины, препятствующие эффективному применению научно-технических средств сотрудни-

С. С. Епифанов

ками: неуверенность в эффективности и положительных результатах применения технических средств; сомнение в правомерности использования технических средств в конкретной ситуации служебной деятельности, трудности при работе с новыми, незнакомыми техническими средствами, неумение эксплуатировать тот или иной прибор или устройство, отсутствие опыта применения технических средств в конкретных ситуациях, возникающих в процессе правоохранительной деятельности. Устранение у сотрудников психологического барьера, препятствующего использованию ими научно-технических средств, достигается психологической установкой на необходимость применения техники в правоохранительной деятельности. В процессе обучения необходимо сочетать методики эксплуатации приборов с навыками по организации и тактике применения различной аппаратуры в конкретных ситуациях. Следует уделять особое внимание практическому тренингу обучаемых по типовым тактическим приемам использования научно-технических средств при решении игровых задач. Необходимо усвоение сотрудниками знаний, умений и навыков за счет работы с новой техникой и посредством моделирования служебной деятельности. Целесообразно пропагандировать элементы положительного опыта применения научно-технических средств в уголовно-исполнительной деятельности.

Ключевые слова: правоохранительная деятельность, уголовно-исполнительная система, сотрудники уголовно-исполнительной системы, применение технических средств, психологические качества сотрудников, психология принятия решения по применению технических средств, устранение психологического барьера, совершенствование технической подготовки сотрудников правоохранительных органов.

Объективным фактором развития уголовно-исполнительной системы (УИС) на современном этапе можно считать научно-технический прогресс. Его достижения обусловливают применение новых методов и технологий реализации правоохранительных функций в УИС. Воздействие научно-технического прогресса на пенитенциарную сферу проявилось в уголовно-исполнительном законодательстве [1]. Так, в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации (УИК РФ) содержится ст. 83 «Технические средства надзора и контроля», под которыми согласно ч. 1 ст. 83 УИК РФ подразумеваются аудиовизуальные, электронные и иные технические средства. Эти средства, а также другие виды специальной техники применяются сотрудниками учреждений, исполняющих наказания, в процессе обеспечения режима и безопасности для предупреждения преступлений и иных правонарушений, получения информации о поведении осужденных в строгом соответствии с принципом законности [2]. В связи с этим представляется актуальным вопрос психологической адаптации юристов — сотрудников УИС к процессам, возникающим в учреждениях, испол-

няющих наказания, в связи с внедрением достижений научно-технического прогресса, необходимостью использования технических средств в профессиональной правоохранительной деятельности.

В условиях научно-технического развития деятельность сотрудников УИС опосредована различными техническими устройствами. С одной стороны, техника способствует повышению эффективности выполнения профессиональных функций. Но, с другой стороны, следует учитывать, что на психическую деятельность человека, работающего с электронными приборами, накладывается специфическая нагрузка [3]. Длительная и высокая напряженность, обусловленная проведением мероприятий с использованием технических средств, может в отдельных случаях отрицательно сказаться на здоровье человека, вызывая неврозы и психосоматические состояния.

В настоящее время от сотрудника, использующего технические средства в процессе решения задач обеспечения режима и безопасности, предупреждения и раскрытия преступлений и иных правонарушений требуется высокая надежность выполнения служебных функций, способность работать в экстремальных условиях, бдительность, стойкость к воздействию отрицательных факторов, связанных с эмоциональной напряженностью правоохранительной деятельности в УИС.

Немаловажной является обязанность надлежащего соблюдения правовых и этических норм в отношении осужденных. Результаты прикладных психологических исследований показывают, что осужденные, особенно мо-

лодежного возраста, склонны считать любую неприятную случайность, возникшую в ходе их отношения с персоналом, преднамеренной провокацией администрации учреждения, например появление очереди осужденных на реализацию права на телефонные переговоры [4]. При этом очевидно, что надлежащим образом организованные администрацией учреждения УИС телефонные переговоры осужденных способствуют поддержанию социально полезных связей [5], что, в свою очередь, благоприятно отражается на состоянии правопорядка в исправительном учреждении.

Вместе с тем необходимость качественного получения информации, используемой для обеспечения режима и безопасности, предупреждения и раскрытия правонарушений в учреждениях, исполняющих наказания, посредством применения технических средств и методов обусловливает усложнение профессиональной деятельности сотрудников УИС, ее интеллектуализацию. Представляется, что в современных условиях осуществления правоохранительной деятельности, ориентированной на внедрение научно-технических достижений, сотрудники УИС должны обладать следующими необходимыми психологическими качествами [6]:

- высокая психофизиологическая выносливость, способность выдерживать длительное эмоциональное напряжение, связанное с применением различных приборов и устройств;

- интеллектуальная активность, умение анализировать непрерывно меняющуюся информацию, принимать решения в условиях дефицита времени;

- высокий уровень самостоятельности и персональной активности, способность решать профессиональные задачи, умение согласовывать свои действия с действиями других сотрудников;

- умение видеть несколько возможных путей решения служебной задачи в зависимости от характера мероприятия, технических возможностей аппаратуры выбирать соответствующие ситуации тактические способы применения специальныхтехнических средств;

- способность длительное время сохранять устойчивое внимание, контролировать работу аппаратуры, несмотря на физическую и интеллектуальную усталость, раздражители;

- способность объективно оценивать свои достижения, силы и возможности, упорство в преодолении трудностей;

- уравновешенность и самообладание в конфликтных ситуациях;

- эмоциональная устойчивость при принятии ответственных решений;

- способность к быстродействию в условиях дефицита времени, быстрая реакция на внезапное зрительное впечатление посредством определенных движений.

В результате внутреннего психологического настроя на достижение поставленной цели сотрудник способен мобилизоваться на сложные виды профессиональной деятельности, в том числе на выполнение правоохранительных функций с использованием технических средств, готовить для этого необходимую материальную базу, выполнять поставленные задачи в экстремальных условиях [7].

Принятие решения сотрудником УИС об использовании какого-либо тех-

нического средства в конкретной ситуации служебной деятельности, по существу, означает оценку ситуации и выбор одного из возможных вариантов действий. При этом качество, оптимальность решения во многом определяются опытом сотрудника в вопросах применения специальных, криминалистических технических средств и методов в УИС [8].

К психологическим особенностям процесса принятия решения по применению технических средств можно отнести:

- актуальное осознание неопределенности результата в начале использования технического средства;

- сознательное санкционирование применения техники;

- процесс определения цели применения технических средств и выбор способа их применения;

- переживание процесса решения, особенно неопределенности цели и результата на этапах выбора цели и санкционирования применения технических средств.

В соответствии с решаемыми задачами выбирается способ использования конкретного вида специальной техники. Оптимальное решение по выбору тактического приема использования технических средств основано на анализе информации о каждом из возможных вариантов тактики применения различных приборов и устройств, стоящих на вооружении УИС.

С точки зрения инженерной психологии действия сотрудников УИС по применению технических средств имеют двухуровневую структуру. На первом уровне могут рассматриваться простые действия, где значимую роль играют ис-

полнительные, в идеальном варианте доведенные до автоматизма, операции по эксплуатации приборов, устройств, приспособлений. На втором уровне преобладает мыслительный компонент. Для него характерно изменение обстоятельств действия, при этом мыслительные процессы в ходе применения специальной техники обеспечивают точное решение поставленных перед сотрудником УИС задач. Суть мыслительных процессов состоит в непрерывном анализе информации, выявлении важных сведений, выборе варианта действия и оценки последствий принятого сотрудником решения, связанного с использованием технических средств.

Процессу применения технических средств в УИС свойственны познавательный, поисковый, управленческий и фиксирующий элементы.

Познавательный элемент проявляется в восприятии сотрудником УИС посредством технических средств каких-либо фактов, явлений, обстановки в процессе обеспечения правопорядка и безопасности. Поисковый элемент связан с поиском, обнаружением значимых объектов и информации. Управляющий элемент обусловлен использованием техники как средства управления (радиосвязь, дистанционное управление видеокамерами и другими техническими средствами). Фиксирующий элемент связан с закреплением, удостоверением, фиксацией на материальных носителях информации о событиях, фактах, объектах, явлениях и процессах, которые при определенных условиях могут выступить в качестве доказательств противоправной деятельности.

Вместе с тем анализ использования научно-технических средств в процес-

се деятельности по обеспечению правопорядка позволяет говорить о существовании у сотрудников УИС психологического барьера, препятствующего их эффективному применению, который может создаваться по следующим причинам:

- неуверенность в эффективности и положительных результатах применения технических средств;

- сомнение в правомерности использования технических средств в конкретной ситуации служебной деятельности;

- трудности при работе с новыми, незнакомыми техническими средствами;

- неумение эксплуатировать тот или иной прибор или устройство;

- отсутствие опыта применения технических средств в конкретных ситуациях, возникающих в процессе обеспечения правопорядка и безопасности в учреждениях УИС.

Разрушение психологического барьера, препятствующего процессу применения сотрудниками УИС специальной техники, предполагает создание специализированной установки поведения, то есть сознательного осмысления каждым сотрудником целесообразности и необходимости применения техники как средства повышения эффективности их служебной деятельности.

По мнению ученых — пенитенциарных психологов, важными формами предупреждения психологических барьеров служат развитие коммуникативных качеств, творческого мышления, социально-психологический тренинг и инновационные игры [9]. Их сущность состоит в том, что в процессе дискуссии, проигрывания конкретных ситуа-

ций или анализа трудностей, которые могут возникнуть при внедрении новшества, у персонала должны формироваться соответствующие мотивы и необходимые качества, вырабатываться правильная позиция относительно инноваций.

Отметим, что целенаправленное воздействие на сотрудника УИС применительно к предстоящей служебной деятельности начинает осуществляться при получении базового специального образования, а также продолжается в ходе профессиональной подготовки.

Профессиональная подготовка — один из существенных моментов приспособления человека к технике, направленный на приобретение им знаний, умений и навыков. При этом наличие у сотрудника навыков использования специальной техники освобождает его сознание от мысленного поиска различных способов и рекомендаций, контроля над двигательными действиями по эксплуатации конкретного прибора или устройства. При этом концентрируется внимание не на технических манипуляциях с прибором, а непосредственно на объекте применения аппаратуры (например, на объекте наблюдения, надзора).

Формирование стойкой психологической установки на необходимость активного применения достижений науки и техники обеспечивается органичным сочетанием методики эксплуатации с глубоким знанием правовых, организационных и тактических основ применения специальных технических средств в конкретной ситуации служебной деятельности. Это обусловливает необходимость совершенствовать профессиональную техническую подготовку со-

трудников УИС [10], ориентировать обучение кадров в сфере правоохранительной деятельности:

- на изучение назначения и характеристик научно-технических средств, используемых для решения правоохранительных задач;

- привитие прочных навыков эксплуатации различных приборов и устройств, стоящих на вооружении структурных подразделений УИС, — субъектов правоохранительной деятельности;

- определение пределов допустимости применения специальной техники, прочное знание основных положений нормативных правовых актов, регламентирующих процесс использования технических средств в УИС;

- изучение и отработка типовых тактических приемов использования различных технических средств в тренировочных ситуациях, приближенных к реальным;

- умение оформлять необходимые служебные документы, требующиеся для планирования соответствующих мероприятий, закрепления результатов применения научно-технических средств в правоохранительной деятельности УИС.

В заключение сформулируем ряд выводов:

1.Устранение психологического барьера у сотрудников в отношении использования научно-технических средств, достижение стойкой психологической установки на необходимость применения техники в правоохранительной деятельности возможны при сочетании знания сотрудниками методики настройки и эксплуатации приборов и устройств с навыками по органи-

зации и тактике применения различной аппаратуры в конкретных ситуациях, возникающих в ходе проведения мероприятий по предупреждению и раскрытию преступлений, укреплению правопорядка и безопасности.

2. В целях успешной адаптации сотрудников УИС к использованию научно-технических средств в правоохранительной деятельности на этапе профессиональной подготовки особое внимание следует уделять практическому тренингу обучаемых по типовым тактическим приемам использования научно-технических средств при решении игровых задач. Особую важность в ходе технической подготовки приобретают условия, создающие обстановку служебной деятельности сотрудников УИС при реализации правоохранительных функций в учреждениях, исполняющих наказания.

3. При организации специальной технической подготовки сотрудников правоохранительных органов ведущая роль должна отводиться необходимости усвоения обучающимися знаний, умений и навыков за счет работы с новой техникой и посредством моделирования различных типовых ситуаций служебной деятельности. Кроме того, целесообразно пропагандировать элементы положительного опыта применения научно-технических средств в УИС, особенно теми сотрудниками, которые ранее эти средства успешно не применяли. Это позволит воспитать у сотрудников УИС уверенность в положительных результатах, сформировать благоприятную психологическую установку на применение научно-технических средств в правоохранительной деятельности.

Литература

1. Епифанов С.С. Пути совершенствования уголовно-исполнительного законодательства по вопросу применения технических средств в предупреждении правонарушений в условиях реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года // Уголовно-исполнительное право. 2012. № 1. С. 47-49.

2. Епифанов С.С, Моисеев Н.Д. О законности применения технических средств при осуществлении оперативно-розыскной деятельности в тюрьмах в условиях развития уголовно-исполнительной системы // Человек: преступление и наказание. 2013. № 2 (81). С. 9-12.

3. Лебедев В.И. Экстремальная психология. Психическая деятельность в технических и экологически замкнутых системах : учебник. М., 2001. С. 3.

4. Сочивко Д.В., Полянин Н.А, Голышева Ю.А. Мужской и женский путь духовности в местах лишения свободы // Прикладная юридическая психология. 2012. № 1. С. 60-74.

5. Датий А.В. Характеристика мужчин, осужденных к лишению свободы (по материалам специальной переписи 2009 г.) // Прикладная юридическая психология. 2013. № 4. С. 126-133.

6. Мариновская И.Д., Тихомиров С.Н. Юридическая психология : учеб. пособие. М., 2005. 384 с.

7. Киселев А.М. О психологической готовности сотрудников и подразделений уголовно-исполнительной системы к действиям в экстремальных ситуациях // Прикладная юридическая психология. 2014. № 1. С. 42-45.

8. Епифанов С.С. Предупреждение рецидивной преступности в исправительных учреждениях посредством проведения мероприятий с использованием технических средств // Человек: преступление и наказание. 2011. № 4 (75). С. 73-77.

9. Ушатиков А.И., Казак Б.Б. Психология деятельности личности и коллектива сотрудников пенитенциарных учреждений : учеб. пособие. Рязань, 1999. 198 с.

10. Епифанов С.С. Совершенствование организации специальной технической подготовки сотрудников УИС на основе внедрения инновационных образовательных технологий // Человек: преступление и наказание. 2011. № 1 (72). С. 119-121.

МАРКЕРЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В СЕМАНТИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЛИЧНОСТИ

А. В. Болдырев, Т. А. Болдырева, Л. В. Тхоржевская

Аннотация: Эмоциональное выгорание рассматривается как механизм развития профессиональных деструкции личности, обладающий сходной с общим адаптационным синдромом динамикой, но имеющей специфическую локализацию эффектов на уровне семантического пространства личности профессионала. Авторами были выделены специфические условия труда, в которых возрастает вероятность развития эмоционального выгорания. Эмпирическое исследование было реализо-

вано посредством сравнительного метода. Сравнение проводилось между группами учителей средних общеобразовательных школ, специалистов центров социальной защиты населения и сотрудников уголовно-исполнительной системы. С использованием данных обследования по методикам В.В. Бойко «Диагностика уровня эмоционального выгорания» и Н.Е. Водопьяновой «Профессиональное выгорание» эмпирически были выделены по две группы сотрудников каждой профессии с признаками

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.