ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ К ПРИМЕНЕНИЮ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация: в статье рассматривается проблема устранения психологического барьера у сотрудников уголовно-исполнительной системы, возникающего в связи с необходимостью применения технических средств в профессиональной правоохранительной деятельности в условиях научно-технического прогресса. Проблема адаптации сотрудников к использованию технических средств разрешается на основе совершенствования специальной технической подготовки. В статье отмечается, что деятельность человека, работающего с электронными средствами в процессе осуществления правоохранительных функций, подвержена психологическим нагрузкам, которые могут привести к неврозам и психосоматическим состояниям. Автор выделяет необходимые психологические качества, которыми должен обладать сотрудник для успешного использования технических средств в правоохранительной деятельности, в том числе высокая психофизиологическая выносливость, способность выдерживать длительное эмоциональное напряжение, связанное с применением различных приборов и устройств, интеллектуальная активность, умение анализировать непрерывно меняющуюся информацию, принимать решения в условиях дефицита времени и другие. В статье названы причины, препятствующие эффективному применению научно-технических средств сотрудни-
С. С. Епифанов
ками: неуверенность в эффективности и положительных результатах применения технических средств; сомнение в правомерности использования технических средств в конкретной ситуации служебной деятельности, трудности при работе с новыми, незнакомыми техническими средствами, неумение эксплуатировать тот или иной прибор или устройство, отсутствие опыта применения технических средств в конкретных ситуациях, возникающих в процессе правоохранительной деятельности. Устранение у сотрудников психологического барьера, препятствующего использованию ими научно-технических средств, достигается психологической установкой на необходимость применения техники в правоохранительной деятельности. В процессе обучения необходимо сочетать методики эксплуатации приборов с навыками по организации и тактике применения различной аппаратуры в конкретных ситуациях. Следует уделять особое внимание практическому тренингу обучаемых по типовым тактическим приемам использования научно-технических средств при решении игровых задач. Необходимо усвоение сотрудниками знаний, умений и навыков за счет работы с новой техникой и посредством моделирования служебной деятельности. Целесообразно пропагандировать элементы положительного опыта применения научно-технических средств в уголовно-исполнительной деятельности.
Ключевые слова: правоохранительная деятельность, уголовно-исполнительная система, сотрудники уголовно-исполнительной системы, применение технических средств, психологические качества сотрудников, психология принятия решения по применению технических средств, устранение психологического барьера, совершенствование технической подготовки сотрудников правоохранительных органов.
Объективным фактором развития уголовно-исполнительной системы (УИС) на современном этапе можно считать научно-технический прогресс. Его достижения обусловливают применение новых методов и технологий реализации правоохранительных функций в УИС. Воздействие научно-технического прогресса на пенитенциарную сферу проявилось в уголовно-исполнительном законодательстве [1]. Так, в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации (УИК РФ) содержится ст. 83 «Технические средства надзора и контроля», под которыми согласно ч. 1 ст. 83 УИК РФ подразумеваются аудиовизуальные, электронные и иные технические средства. Эти средства, а также другие виды специальной техники применяются сотрудниками учреждений, исполняющих наказания, в процессе обеспечения режима и безопасности для предупреждения преступлений и иных правонарушений, получения информации о поведении осужденных в строгом соответствии с принципом законности [2]. В связи с этим представляется актуальным вопрос психологической адаптации юристов — сотрудников УИС к процессам, возникающим в учреждениях, испол-
няющих наказания, в связи с внедрением достижений научно-технического прогресса, необходимостью использования технических средств в профессиональной правоохранительной деятельности.
В условиях научно-технического развития деятельность сотрудников УИС опосредована различными техническими устройствами. С одной стороны, техника способствует повышению эффективности выполнения профессиональных функций. Но, с другой стороны, следует учитывать, что на психическую деятельность человека, работающего с электронными приборами, накладывается специфическая нагрузка [3]. Длительная и высокая напряженность, обусловленная проведением мероприятий с использованием технических средств, может в отдельных случаях отрицательно сказаться на здоровье человека, вызывая неврозы и психосоматические состояния.
В настоящее время от сотрудника, использующего технические средства в процессе решения задач обеспечения режима и безопасности, предупреждения и раскрытия преступлений и иных правонарушений требуется высокая надежность выполнения служебных функций, способность работать в экстремальных условиях, бдительность, стойкость к воздействию отрицательных факторов, связанных с эмоциональной напряженностью правоохранительной деятельности в УИС.
Немаловажной является обязанность надлежащего соблюдения правовых и этических норм в отношении осужденных. Результаты прикладных психологических исследований показывают, что осужденные, особенно мо-
лодежного возраста, склонны считать любую неприятную случайность, возникшую в ходе их отношения с персоналом, преднамеренной провокацией администрации учреждения, например появление очереди осужденных на реализацию права на телефонные переговоры [4]. При этом очевидно, что надлежащим образом организованные администрацией учреждения УИС телефонные переговоры осужденных способствуют поддержанию социально полезных связей [5], что, в свою очередь, благоприятно отражается на состоянии правопорядка в исправительном учреждении.
Вместе с тем необходимость качественного получения информации, используемой для обеспечения режима и безопасности, предупреждения и раскрытия правонарушений в учреждениях, исполняющих наказания, посредством применения технических средств и методов обусловливает усложнение профессиональной деятельности сотрудников УИС, ее интеллектуализацию. Представляется, что в современных условиях осуществления правоохранительной деятельности, ориентированной на внедрение научно-технических достижений, сотрудники УИС должны обладать следующими необходимыми психологическими качествами [6]:
- высокая психофизиологическая выносливость, способность выдерживать длительное эмоциональное напряжение, связанное с применением различных приборов и устройств;
- интеллектуальная активность, умение анализировать непрерывно меняющуюся информацию, принимать решения в условиях дефицита времени;
- высокий уровень самостоятельности и персональной активности, способность решать профессиональные задачи, умение согласовывать свои действия с действиями других сотрудников;
- умение видеть несколько возможных путей решения служебной задачи в зависимости от характера мероприятия, технических возможностей аппаратуры выбирать соответствующие ситуации тактические способы применения специальныхтехнических средств;
- способность длительное время сохранять устойчивое внимание, контролировать работу аппаратуры, несмотря на физическую и интеллектуальную усталость, раздражители;
- способность объективно оценивать свои достижения, силы и возможности, упорство в преодолении трудностей;
- уравновешенность и самообладание в конфликтных ситуациях;
- эмоциональная устойчивость при принятии ответственных решений;
- способность к быстродействию в условиях дефицита времени, быстрая реакция на внезапное зрительное впечатление посредством определенных движений.
В результате внутреннего психологического настроя на достижение поставленной цели сотрудник способен мобилизоваться на сложные виды профессиональной деятельности, в том числе на выполнение правоохранительных функций с использованием технических средств, готовить для этого необходимую материальную базу, выполнять поставленные задачи в экстремальных условиях [7].
Принятие решения сотрудником УИС об использовании какого-либо тех-
нического средства в конкретной ситуации служебной деятельности, по существу, означает оценку ситуации и выбор одного из возможных вариантов действий. При этом качество, оптимальность решения во многом определяются опытом сотрудника в вопросах применения специальных, криминалистических технических средств и методов в УИС [8].
К психологическим особенностям процесса принятия решения по применению технических средств можно отнести:
- актуальное осознание неопределенности результата в начале использования технического средства;
- сознательное санкционирование применения техники;
- процесс определения цели применения технических средств и выбор способа их применения;
- переживание процесса решения, особенно неопределенности цели и результата на этапах выбора цели и санкционирования применения технических средств.
В соответствии с решаемыми задачами выбирается способ использования конкретного вида специальной техники. Оптимальное решение по выбору тактического приема использования технических средств основано на анализе информации о каждом из возможных вариантов тактики применения различных приборов и устройств, стоящих на вооружении УИС.
С точки зрения инженерной психологии действия сотрудников УИС по применению технических средств имеют двухуровневую структуру. На первом уровне могут рассматриваться простые действия, где значимую роль играют ис-
полнительные, в идеальном варианте доведенные до автоматизма, операции по эксплуатации приборов, устройств, приспособлений. На втором уровне преобладает мыслительный компонент. Для него характерно изменение обстоятельств действия, при этом мыслительные процессы в ходе применения специальной техники обеспечивают точное решение поставленных перед сотрудником УИС задач. Суть мыслительных процессов состоит в непрерывном анализе информации, выявлении важных сведений, выборе варианта действия и оценки последствий принятого сотрудником решения, связанного с использованием технических средств.
Процессу применения технических средств в УИС свойственны познавательный, поисковый, управленческий и фиксирующий элементы.
Познавательный элемент проявляется в восприятии сотрудником УИС посредством технических средств каких-либо фактов, явлений, обстановки в процессе обеспечения правопорядка и безопасности. Поисковый элемент связан с поиском, обнаружением значимых объектов и информации. Управляющий элемент обусловлен использованием техники как средства управления (радиосвязь, дистанционное управление видеокамерами и другими техническими средствами). Фиксирующий элемент связан с закреплением, удостоверением, фиксацией на материальных носителях информации о событиях, фактах, объектах, явлениях и процессах, которые при определенных условиях могут выступить в качестве доказательств противоправной деятельности.
Вместе с тем анализ использования научно-технических средств в процес-
се деятельности по обеспечению правопорядка позволяет говорить о существовании у сотрудников УИС психологического барьера, препятствующего их эффективному применению, который может создаваться по следующим причинам:
- неуверенность в эффективности и положительных результатах применения технических средств;
- сомнение в правомерности использования технических средств в конкретной ситуации служебной деятельности;
- трудности при работе с новыми, незнакомыми техническими средствами;
- неумение эксплуатировать тот или иной прибор или устройство;
- отсутствие опыта применения технических средств в конкретных ситуациях, возникающих в процессе обеспечения правопорядка и безопасности в учреждениях УИС.
Разрушение психологического барьера, препятствующего процессу применения сотрудниками УИС специальной техники, предполагает создание специализированной установки поведения, то есть сознательного осмысления каждым сотрудником целесообразности и необходимости применения техники как средства повышения эффективности их служебной деятельности.
По мнению ученых — пенитенциарных психологов, важными формами предупреждения психологических барьеров служат развитие коммуникативных качеств, творческого мышления, социально-психологический тренинг и инновационные игры [9]. Их сущность состоит в том, что в процессе дискуссии, проигрывания конкретных ситуа-
ций или анализа трудностей, которые могут возникнуть при внедрении новшества, у персонала должны формироваться соответствующие мотивы и необходимые качества, вырабатываться правильная позиция относительно инноваций.
Отметим, что целенаправленное воздействие на сотрудника УИС применительно к предстоящей служебной деятельности начинает осуществляться при получении базового специального образования, а также продолжается в ходе профессиональной подготовки.
Профессиональная подготовка — один из существенных моментов приспособления человека к технике, направленный на приобретение им знаний, умений и навыков. При этом наличие у сотрудника навыков использования специальной техники освобождает его сознание от мысленного поиска различных способов и рекомендаций, контроля над двигательными действиями по эксплуатации конкретного прибора или устройства. При этом концентрируется внимание не на технических манипуляциях с прибором, а непосредственно на объекте применения аппаратуры (например, на объекте наблюдения, надзора).
Формирование стойкой психологической установки на необходимость активного применения достижений науки и техники обеспечивается органичным сочетанием методики эксплуатации с глубоким знанием правовых, организационных и тактических основ применения специальных технических средств в конкретной ситуации служебной деятельности. Это обусловливает необходимость совершенствовать профессиональную техническую подготовку со-
трудников УИС [10], ориентировать обучение кадров в сфере правоохранительной деятельности:
- на изучение назначения и характеристик научно-технических средств, используемых для решения правоохранительных задач;
- привитие прочных навыков эксплуатации различных приборов и устройств, стоящих на вооружении структурных подразделений УИС, — субъектов правоохранительной деятельности;
- определение пределов допустимости применения специальной техники, прочное знание основных положений нормативных правовых актов, регламентирующих процесс использования технических средств в УИС;
- изучение и отработка типовых тактических приемов использования различных технических средств в тренировочных ситуациях, приближенных к реальным;
- умение оформлять необходимые служебные документы, требующиеся для планирования соответствующих мероприятий, закрепления результатов применения научно-технических средств в правоохранительной деятельности УИС.
В заключение сформулируем ряд выводов:
1.Устранение психологического барьера у сотрудников в отношении использования научно-технических средств, достижение стойкой психологической установки на необходимость применения техники в правоохранительной деятельности возможны при сочетании знания сотрудниками методики настройки и эксплуатации приборов и устройств с навыками по органи-
зации и тактике применения различной аппаратуры в конкретных ситуациях, возникающих в ходе проведения мероприятий по предупреждению и раскрытию преступлений, укреплению правопорядка и безопасности.
2. В целях успешной адаптации сотрудников УИС к использованию научно-технических средств в правоохранительной деятельности на этапе профессиональной подготовки особое внимание следует уделять практическому тренингу обучаемых по типовым тактическим приемам использования научно-технических средств при решении игровых задач. Особую важность в ходе технической подготовки приобретают условия, создающие обстановку служебной деятельности сотрудников УИС при реализации правоохранительных функций в учреждениях, исполняющих наказания.
3. При организации специальной технической подготовки сотрудников правоохранительных органов ведущая роль должна отводиться необходимости усвоения обучающимися знаний, умений и навыков за счет работы с новой техникой и посредством моделирования различных типовых ситуаций служебной деятельности. Кроме того, целесообразно пропагандировать элементы положительного опыта применения научно-технических средств в УИС, особенно теми сотрудниками, которые ранее эти средства успешно не применяли. Это позволит воспитать у сотрудников УИС уверенность в положительных результатах, сформировать благоприятную психологическую установку на применение научно-технических средств в правоохранительной деятельности.
Литература
1. Епифанов С.С. Пути совершенствования уголовно-исполнительного законодательства по вопросу применения технических средств в предупреждении правонарушений в условиях реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года // Уголовно-исполнительное право. 2012. № 1. С. 47-49.
2. Епифанов С.С, Моисеев Н.Д. О законности применения технических средств при осуществлении оперативно-розыскной деятельности в тюрьмах в условиях развития уголовно-исполнительной системы // Человек: преступление и наказание. 2013. № 2 (81). С. 9-12.
3. Лебедев В.И. Экстремальная психология. Психическая деятельность в технических и экологически замкнутых системах : учебник. М., 2001. С. 3.
4. Сочивко Д.В., Полянин Н.А, Голышева Ю.А. Мужской и женский путь духовности в местах лишения свободы // Прикладная юридическая психология. 2012. № 1. С. 60-74.
5. Датий А.В. Характеристика мужчин, осужденных к лишению свободы (по материалам специальной переписи 2009 г.) // Прикладная юридическая психология. 2013. № 4. С. 126-133.
6. Мариновская И.Д., Тихомиров С.Н. Юридическая психология : учеб. пособие. М., 2005. 384 с.
7. Киселев А.М. О психологической готовности сотрудников и подразделений уголовно-исполнительной системы к действиям в экстремальных ситуациях // Прикладная юридическая психология. 2014. № 1. С. 42-45.
8. Епифанов С.С. Предупреждение рецидивной преступности в исправительных учреждениях посредством проведения мероприятий с использованием технических средств // Человек: преступление и наказание. 2011. № 4 (75). С. 73-77.
9. Ушатиков А.И., Казак Б.Б. Психология деятельности личности и коллектива сотрудников пенитенциарных учреждений : учеб. пособие. Рязань, 1999. 198 с.
10. Епифанов С.С. Совершенствование организации специальной технической подготовки сотрудников УИС на основе внедрения инновационных образовательных технологий // Человек: преступление и наказание. 2011. № 1 (72). С. 119-121.
МАРКЕРЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В СЕМАНТИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЛИЧНОСТИ
А. В. Болдырев, Т. А. Болдырева, Л. В. Тхоржевская
Аннотация: Эмоциональное выгорание рассматривается как механизм развития профессиональных деструкции личности, обладающий сходной с общим адаптационным синдромом динамикой, но имеющей специфическую локализацию эффектов на уровне семантического пространства личности профессионала. Авторами были выделены специфические условия труда, в которых возрастает вероятность развития эмоционального выгорания. Эмпирическое исследование было реализо-
вано посредством сравнительного метода. Сравнение проводилось между группами учителей средних общеобразовательных школ, специалистов центров социальной защиты населения и сотрудников уголовно-исполнительной системы. С использованием данных обследования по методикам В.В. Бойко «Диагностика уровня эмоционального выгорания» и Н.Е. Водопьяновой «Профессиональное выгорание» эмпирически были выделены по две группы сотрудников каждой профессии с признаками