УДК 159.9:343.83
ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ К ПРИМЕНЕНИЮ БОЕВОГО ОРУЖИЯ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ
Д. В. Пестриков, Н. А. Полянин, Е. В. Пинтяшин
Реферат, в статье рассматриваются особенности психологического сопровождения сотрудников уголовно-исполнительной системы с целью формирования конструктивного поведения в рамках осуществления профессиональной деятельности в экстремальных ситуациях, психологической готовности к применению боевого оружия в экстремальных ситуациях, оказания методической помощи сотрудникам, несущим службу с боевым оружием, в преодолении психологического барьера при применении боевого ручного стрелкового оружия в экстремальных ситуациях; психологические аспекты применения сотрудниками ФСИН России оружия в экстремальных ситуациях. Представлены рекомендации по формированию готовности к применению оружия в экстремальных ситуациях; определены профилактические мероприятия по поддержанию навыка применения оружия в чрезвычайных ситуациях.
Выполнение сотрудником служебных обязанностей связано с определенным риском для его жизни и здоровья, а экстремальная ситуация может возникнуть в любой момент. К сожалению, многие сотрудники, особенно не имеющие достаточного практического опыта, недооценивают это. Психологическая подготовка призвана адаптировать сотруд-
© Пестриков Д. В., Полянин Н. А., Пинтяшин Е. В., 2016
ника к такой ситуации. Для успешного выполнения служебных задач сотрудник обязан уверенно владеть оружием. Однако, как правило, огневая подготовка сводится к поражению мишеней с подсчетом суммы выбитых очков, что не позволяет в полной мере формировать готовность применения оружия в экстремальных условиях. Кроме того, редко меняются условия выполнения упражнений, вид оружия, дальность до цели, количество боеприпасов и т. д. Эти моменты указывают на необходимость систематизации знаний по рассматриваемому вопросу и выработки общих основ по формированию готовности.
Делается вывод о том, что эффективная стратегия преодоления психологического барьера при применении оружия в экстремальных ситуациях должна базироваться на реализации комплекса взаимосвязанных мероприятий нормативно-правового, воспитательного, тактико-технического и психологического характера.
Ключевые слова: сотрудник, уголовно-исполнительная система, конструктивное поведение сотрудников УИС, боевое оружие, психологическая готовность, профилактика, психологические барьеры, личность.
Профессиональная деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС) характеризуется
значительной степенью риска для их жизни и здоровья, а также высоким уровнем персональной ответственности, возрастающей при несении службы с оружием и постоянно меняющейся оперативной и служебной обстановке, что способствует возникновению у сотрудников ощущения экстремальности условий, в которых они трудятся [2]. К числу неблагоприятных факторов можно добавить недостаточность межсменного отдыха и систематическое нарушение режима «сон - бодрствование». Ощущение экстремальности условий своего труда у личного состава подкрепляет нахождение в состоянии постоянной готовности к действиям при чрезвычайных ситуациях (массовые беспорядки, захват заложников, нападения на охраняемые объекты и др.) и необходимость совершенствовать навыки владения оружием, приемами самозащиты, управления транспортными средствами, оказания первой медицинской помощи.
Применение оружия - одна из вероятных экстремальных ситуаций в служебной деятельности сотрудника УИС, в которой он должен уметь строить свое поведение целесообразно и эффективно.
Конечным результатом применения сотрудником оружия по отношению к человеку является смерть последнего или получение им ранения. Это накладывает на сотрудника серьезную ответственность за свои действия. Далеко не каждый человек способен произвести выстрел на поражение, поскольку это сильнейшая нагрузка на психику. Следовательно, проблема применения оружия лежит в плоскости отношения к совершаемому действию.
Выполнение сотрудником служебных обязанностей связано с определенным риском для его жизни и здоровья, а экстремальная ситуация может возникнуть в любой момент [3]. К сожалению, многие сотрудники, особенно не имеющие достаточного практического опыта, недооценивают это. Психологическая подготовка призвана адаптировать сотрудника к такой ситуации, а также сформировать конструктивное поведение сотрудников УИС в экстремальных ситуациях. Для успешного выполнения служебных задач сотрудник обязан уверенно владеть оружием [4]. Однако, как правило, огневая подготовка сводится к поражению мишеней с подсчетом суммы выбитых очков, что не позволяет в полной мере формировать готовность применения оружия в экстремальных условиях. Кроме того, редко меняются условия выполнения упражнений, вид оружия, дальность до цели, количество боеприпасов и т. д. Эти моменты указывают на необходимость систематизации знаний по рассматриваемому вопросу и выработки общих основ по формированию готовности.
Эффективная стратегия преодоления психологического барьера при применении оружия в экстремальных ситуациях должна базироваться на реализации комплекса взаимосвязанных мероприятий нормативно-правового, воспитательного, тактико-технического и психологического характера. Повышение эффективности служебной деятельности во многом зависит от тактики и психологии применения оружия.
Психология использования оружия сотрудниками включает в себя следующие структурные элементы (И. Н. Со-рокотягин):
а) психологию применения оружия с целью противодействия преступности;
б) использование оружия с целью психологического воздействия на осужденных при массовых беспорядках;
в) изучение психологических факторов, влияющих на эффективное применение оружия сотрудниками УИС.
В статье мы остановимся на изучении психологической готовности сотрудника применить оружие.
Психологическая готовность обусловливается:
знанием своих полномочий по применению мер принуждения, в том числе права применить огнестрельное оружие;
высоким уровнем профессионального обучения в образовательных учреждениях и по месту службы;
наличием твердых и глубоких знаний техническиххарактеристик оружия и выработанных навыков и умений по его использованию;
психологической устойчивостью сотрудника к различным экстремальным ситуациям, определяющим его эмоциональное состояние;
умением мгновенно (автоматически) устранять возникшие технические и иные задержки в стрельбе (осечка, перекос патрона и др.);
наличием у сотрудника высокоразвитых профессиональных психологических качеств: гибкости мышления, решительности, чувства риска, самоконтроля, наблюдательности и др.
Важнейшим элементом психологической структуры применения оружия считается способность сотрудника быстро и объективно оценить обстоятельства применения оружия в экстремальных ситуациях (например, в месте с большим скоплением людей, транспорте, помещении).
Экстремальная ситуация вынуждает сотрудника мобилизовать все резервные, защитные и компенсаторные (статические рефлексы) механизмы организма, позволяющие прогнозировать возможные варианты развития экстремальной ситуации и момент применения оружия.
В тоже время сложные и опасные условия могут дезорганизовать деятельность сотрудника при применении оружия. В таких случаях возможны психологические нарушения, возникающие при протекании процессов восприятия и мышления. В восприятии это проявляется в виде сужения объема восприятия и ошибок (например, психологические иллюзии, искаженное, неверное восприятие действительности). В области мышления нарушения связаны с психологическими процессами понимания происходящего и заключаются в импульсивном выдвижении предположений о событии.
Одной из существенных характеристик проблемы применения оружия является дефицит времени. В психологии понятие «дефицит времени» употребляется обычно в двух значениях: как недостаточное, ограниченное время на выполнение некоторой деятельности (лимит времени) и как острый недостаток времени, соответствующий пределу возможностей человека выполнять определенные действия. Дефицит времени применения оружия связан в основном с экстремальными ситуациями, в которых оказался сотрудник.
Предпосылками возникновения дефицита времени выступают объективные и субъективные характеристики.
Объективные факторы - внезапность, кратковременность, сложность
и многоэпизодность событий; дискомфортные внешние условия деятельности (отдаленность объекта, сложные погодные условия, время суток и др.).
Субъективные факторы - неблагоприятное функциональное состояние, эмоциональная напряженность, неуверенность, преувеличение опасности и другие психологические качества.
Психологические исследования показывают, что умение сотрудника принимать правильные решения (особенно в экстремальной обстановке) можно совершенствовать, если наравне с физической, стрелковой и другой профессиональной подготовкой заниматься изучением психологических аспектов конкретной обстановки (данных из личных дел осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления с целью изменения отношения к лицу и др.) [5]. Сотрудник должен находить пути и способы решения конфликта, не прибегая к применению огнестрельного оружия. Одним из таких приемов считается угроза применения оружия на поражение. Указанный способ воздействия на правонарушителя позволяет немедленно прекратить противоправное поведение, устранить опасность, возникшую для охраняемых законом общественных отношений, без причинения ему материального или физического вреда.
Особое значение приобретает проблема социально-психологической поддержки (реабилитации) сотрудников после использования огнестрельного оружия с тяжелыми последствиями. У лиц, применявших оружие, особенно на поражение, возникает специфическое эмоциональное состояние, вызывающее посттравматическую стрессовую реакцию, способствующую появлению
чувств тоски, жалости, одиночества, отверженности и др. Такие психологические срывы чреваты суицидальным поведением сотрудника, выпадами против руководства, грубостью, скандалами в семье, увольнением из УИС. С целью предупреждения стрессов и ликвидации их последствий необходимо активизировать работу по оказанию психологической помощи сотрудникам, испытавшим стресс и переживающим постстрессовое состояние.
Психическое состояние формируется как целостная многомерная реакция, возникающая под влиянием условий внешней среды, функциональных возможностей и индивидуальных особенностей человека. В отличие от вегетативных реакций, сопровождающих любой поведенческий акт и выражающих энергетическую сторону процесса, психические состояния определяются информационным фактором и организуют адаптивное поведение субъекта на более высоком психическом уровне с учетом егохарактерологических особенностей, мотивов, установок и конкретного отношения к происходящему. Таким образом, психическое состояние является непосредственным целостным отражением, своего рода калькой объективной ситуации и представляет собой продукт сложных психических процессов.
Наиболее объективная диагностика психического состояния человека может быть получена при включении его в конкретную деятельность с возможностью инструментальной оценки особенностей формирования и распада психического образа как регулятора деятельности.
Высокая нервно-психическая напряженность, вызванная спецификой
деятельности, предъявляет повышенные требования к психическим характеристикам сотрудников отдела охраны. Вследствие этого служащий проходит тщательный контроль, как физиологический (медицинский), так и психологический. Особое внимание уделяется эмоциональной, нервно-психологической активности, то есть способности длительное время сохранять оптимальный уровень работоспособности.
Психологическое обследование сотрудников перед заступлением на службу с оружием проводится с использованием различных психодиагностических методик, указанных в алгоритме психологического сопровождения сотрудников УИС. Применение данных методик представляется необходимым в определенном чередовании, в процессе диагностики и работы с сотрудником психолог проводит аудиовизуальную психодиагностику.
Основанием для проведения более углубленного изучения личности являются результаты аудиовизуальной диагностики состояния сотрудника. Так, во время диагностики следует обратить внимание на признаки беспокойства и тревожности (постукивание по столу или по полу ногой, щелканье колпачком ручки - это типичные жесты, указывающие на то, что собеседник угнетен, находится в состоянии тревожного ожидания, нетерпения, явно обеспокоен ходом обследования. Используемая им жестикуляция указывает на волнение, негативное эмоциональное состояние; потирание ладоней или медленное вытирание влажных ладоней о ткань (одежды, аксессуаров) свидетельствует о состоянии нервного напряжения, а также об ожидании. Собеседник встре-
вожен, испытывает волнение и беспокойство); учитывать и признаки неискренности собеседника: перекрывание рта ладонью служит признаком для распознавания неискреннего поведения; прикосновение к носу тоже свидетельствуют о бессознательной попытке скрыть ложь (может иметь несколько форм) и т. д.), а также признаки агрессивности, враждебности, недоверия.
Эмоциональная сторона состояний находит отражение в виде эмоциональных переживаний (усталость, апатия, скука, отвращение к деятельности, страх, радость достижения успеха и т. д.), а физиологическая - в изменении ряда функций, в первую очередь вегетативных и двигательных. Переживания и физиологические изменения неотделимы друг от друга, то есть всегда сопутствуют друг другу. В этом единстве психических и физиологических признаков состояний причинным фактором может быть каждый из них. Например, при развитии состояния монотонии причиной усиления парасимпатических влияний может быть чувство апатии и скуки, а при развитии состояния утомления причиной появления чувства усталости могут быть возникающие физиологические изменения в двигательных нервных центрах или мышцах и связанные с этим ощущения.
Психические состояния оказывают влияние на протекание деятельности. Этому соответствует и представление об эмоциональном состоянии как о фоне, на котором развивается и психическая, и практическая деятельность человека. Надо помнить и то, что во многих случаях именно через деятельность (умственную, сенсорную, физическую) развивается то или иное со-
стояние, поэтому оно во многих случаях яв-ляется продуктом деятельности. В то же время, в ряде случаев состояния бывают результатом бездеятельности человека, поэтому, говоря о них, следует всегда рассматривать конкретные ситуации, в которых они возникают.
При возникновении экстремальной ситуации и появлении необходимости преодоления психологического барьера в процессе применения огнестрельного оружия поведение сотрудника охраны будет определяться уровнем его профессиональной подготовленности и умением управлять своим психическим состоянием в условиях стресса.
Психическое состояние сотрудника будет определяться рядом факторов:
- знанием общей законодательной базы;
- знанием инструкции и особенностей объекта;
- отношением к службе и желанием выполнить свои обязанности;
- умением быстро оценивать обстановку;
- степенью владения приемами и действиями с оружием и спецсредствами;
- степенью владения боевыми приемами борьбы;
- технической оснащенностью и вооружением;
- стажем службы в УИС и в занимаемой должности в частности;
- инстинктом самосохранения.
Исходя из этих положений, сотрудник примет решение совершить те или иные последующие действия, которые можно будет характеризовать как активные или пассивные. В первом случае при хорошей профессиональной подготовке сотрудник будет активно воздействовать на ситуацию, во втором случае
при недостаточной подготовке - будет занимать выжидательную позицию, что станет результатом доминирования отрицательных качеств.
Задача психолога - совместно с сотрудником выбрать путь формирования его характера. В силу индивидуальности каждой личности эти пути, приемы, методы и время воздействия будут также индивидуальны, хотя для большинства людей основная часть психологического воздействия является однотипной. При формировании характера самое пристальное внимание надо уделять развитию таких качеств, как выдержка, целеустремленность, самостоятельность, настойчивость, активность, внимательность, самокритичность и т. п.
Преодолению психологического барьера при применении огнестрельного оружия на поражение способствуют волевые и эмоциональные особенности личности, такие как самообладание в трудных, конфликтных ситуациях, эмоциональная устойчивость перед возникающими препятствиями, временными неудачами. При формировании характера особое внимание также следует уделять развитию следующих качеств:
целеустремленность - умение подчинять свои действия поставленным целям;
настойчивость - умение мобилизовать свои возможности для борьбы с возникающими на пути к цели трудностями;
выдержка - умение затормозить действия, чувства и мысли, мешающие осуществлению принятого решения;
решительность - умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения;
самостоятельность - умение критически оценивать советы и предложения других, действовать на основе собственных взглядов и убеждений;
организованность - разумное планирование и упорядоченная организация деятельности;
дисциплинированность - сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам;
смелость - умение идти на оправданный риск ради достижения цели;
исполнительность - старательность, своевременное выполнение поручений и обязанностей.
Эти качества, а также профессиональный оптимизм помогают сотруднику постоянно сохранять работоспособность и самоконтроль, проявлять в труде заинтересованность, активность, «заряжать» окружающих своей энергией.
Конечной целью преодоления психологического барьера при применении огнестрельного оружия должна стать моральная готовность сотрудника к стрельбе на поражение и его уверенные действия с оружием в условиях стресса. При этом обучаемый должен остаться нормальным человеком с устойчивой психикой. Если психолог после некоторого периода работы с сотрудником заметит какие-либо отклонения в его психическом состоянии, то такого сотрудника лучше не допускать к работе с оружием [1].
Для достижения конечной цели необходимо решить ряд задач в процессе подготовки сотрудника.
1. Уверенность в своих силах и возможностях воспитывается подсознательно с достижением сотрудником высоких результатов, а также с приобре-
тением устойчивых навыков в выполнении приемов стрельбы и доведения до автоматизма всех действий с оружием. Результаты стрельбы при грамотном обучении и выполнении упражнений с малыми дальностями до целей будут расти очень быстро, но при условии, что выполнению стрельб предшествовала длительная и кропотливая работа с оружием без патронов. Лучший тренажер -это само оружие! Никакие, даже самые современные тренажеры не заменят практического общения с оружием.
С достижением высоких результатов у сотрудника появляется уверенность в собственных возможностях и проявляется глубокий интерес к освоению всех тонкостей стрелковой науки, что, в свою очередь, снова даст рост результатов и дополнительную уверенность в своих силах, которая будет направлена на преодоление психологического барьера при применении огнестрельного оружия. Если сотрудник не уверен в себе, то вряд ли от него можно ожидать хороших результатов и тем более точности в реальном бою.
Обязательное условие личной уверенности - глубокое знание материальной части оружия, тактико-технических характеристик, принципов устройства и взаимодействия частей и механизмов. Это достигается постоянным повторением теоретических положений и практическими занятиями по разборке и сборке, заряжанию и разряжанию оружия, снаряжению магазинов. Знание устройства оружия в критической ситуации позволит быстро определить причину задержки и, не растерявшись, самостоятельно устранить ее.
2. Преодоление негативного воздействия на психику внешних и вну-
тренних факторов является длительной и весьма сложной задачей, и полностью преодолеть это воздействие практически невозможно.
При проведении занятий в искусственно создаваемых дискомфортных условиях возможно только определенное привыкание к внешним раздражителям и притупление внимания к ним, а это позволяет сосредоточиться на правильном выполнении основных элементов выстрела. В связи с этим обучаемые должны производить стрельбу все одновременно и не закрывать уши наушниками, ватой, гильзами и т. п. Только в этом случае возможно привыкание к звуку своего и соседних выстрелов.
Преодолеть собственное волнение очень сложно, тем более что в различных ситуациях оно различно по величине и протеканию. Общее физическое состояние человека в стрессовой ситуации помимо изменения психической деятельности организма будет характеризоваться повышенным сердцебиением и увеличенным тремором [6]. Чем больше практика работы в таких ситуациях, тем хладнокровнее будет действовать сотрудник. Данная практика у каждого человека разная. Смоделировать физическое состояние сильного волнения для всех можно путем применения силовых нагрузок перед стрельбой. Желательно добиваться того, чтобы непосредственно перед любой стрельбой (кроме контрольных стрельб и участия в соревнованиях) был выполнен следующий комплекс физических упражнений:
1) челночный бег 30-50 м;
2) 10-15 глубоких приседаний с прыжком вверх;
3) 10-15 отжиманий в упоре лежа с хлопком ладонями.
После подобной нагрузки будет сбито дыхание, закачены верхний и нижний пояс, а значит, потеря устойчивости обеспечена и говорить о прицельной стрельбе не придется. Если на таком фоне сотрудник будет уверенно поражать мишени, то можно считать, что цель достигнута. Данный комплекс физических упражнений предложен Е. Б. Ефимовым и Ю. Н. Буряком в их работе «Огневая подготовка в охранном предприятии. Стрельба из служебных пистолетов и револьверов».
В стрессовой ситуации руки сами выполнят все необходимые действия в сокращенное время, практически отдельно от волевого начала. Правомерно работать на уровне автоматизма способны только специалисты высокого класса.
Важно, чтобы после перенесенного стресса человек обязательно прошел курс психологической реабилитации в целях снятия негативного состояния. Накапливающиеся отрицательные эмоции, неудовлетворенность и стрессы могут привести к нервному срыву. Этого нельзя допускать, поэтому сотрудников необходимо контролировать в этом вопросе. Лучше всего, если этим будет заниматься профессиональный психолог, обеспечивая психологическое сопровождение в течение всей служебной деятельности сотрудника охраны. Самые простые способы психологической разгрузки - это коллективный отдых, занятие командными видами спорта, использование методов саморегуляции состояний (на примере аутогенной тренировки).
3. Формирование способности к принятию решений представляет собой процесс комплексного воздействия, за-
ключающийся в развитии умений и навыков, знаний и убеждений.
Выработка решения на выполнение своих действий подсознательно происходит по некоторому алгоритму:
- оценка обстановки и ситуации;
- анализ возможных действий своих и противника;
- предварительная выработка конечной цели единоборства;
- выбор способа противодействия правонарушителю;
- реализация решения на психомоторном уровне.
Конечная цель психологического воздействия заключается в формировании готовности к применению оружия в стрессовой ситуации и производству при необходимости выстрела на поражение.
Одним из психологических барьеров, сдерживающих сотрудника охраны в применении огнестрельного оружия на поражение, могут быть его личностные установки на непричинение вреда другому человеку.
В качестве одного из приемов преодоления психологического барьера можно использовать элементы рациональной психотерапии. Занятия с использованием указанных приемов проводятся с теми сотрудниками, которые отличаются гуманным отношением к осужденным в ситуациях, когда необходимо применить огнестрельное оружие на поражение. Они направлены на то, чтобы показать этим сотрудникам психическое нездоровье отдельных осужденных, отбывающих наказания за тяжкие преступления; обратить их внимание на то, что данная категория осужденных значительно отличается от других по социальным
и психологическим параметрам, а продолжительная изоляция, предполагающая серьезные ограничения, у многих осужденных вызывает дезадаптацию на основе утраты важных для личности статуса общественно полезных связей, ослабления контактов с родственниками, отсутствия возможности приобщения к духовным ценностям общества. Необходимо также отметить, что социальная изоляция, особенно на продолжительный срок, вызывает существенные изменения личности осужденного, влечет за собой негативные психические и социальные последствия. В то же время занятия с использованием элементов рациональной психотерапии способны предупредить возможное совершение отдельными осужденными противоправных действий во время отбывания наказания.
При проведении учебных занятий с личным составом отдела охраны рекомендуется использовать материалы личных дел осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в учреждениях УИС по статьям УК РФ: 105 [убийство], 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), 131 (изнасилование), 132 (насильственные действия сексуального характера), 161 (грабеж), 162 (разбой), 209 (бандитизм).
Формирование конструктивного поведения сотрудника УИС возможно в процессе интернализации требований к его профессиональной деятельности. Готовность к применению боевого оружия в экстремальных ситуациях является важнейшим элементом подготовки сотрудника.
Список литературы
1. Ефимов Е. Б., Буряк Ю. Н. Огневая подготовка в охранном предприятии. Стрельба из служебных пистолетов и револьверов. СПб., 2001. 112 с.
2. Ковалева С. Н. Мотивация и стимулирование как элементы служебного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы // Прикладная юридическая психология. 2014. № 2. С. 79-84.
3. Митюрина Н. Ю., Бобков Н. В. Формирование психологической готовности сотрудников ОВД к применению и использованию огнестрельного оружия // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2008. № 4. С. 19-22.
4. Повышение эффективности служебно-бо-евой подготовки сотрудников паспортно-визовой службы МВД России : дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2005. 164 с.
5. Бакуменко А. Ф. Психологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел в экстремальных условиях : метод. пособие / А. А. Тро-шин [и др.]. М. : ЦОКП МВД России, 2000. 90 с.
6. Скворцов Д. Ф. Формирование навыков стрельбы из табельного оружия при задержании вооруженных преступников у курсантов вузов МВД России : дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2006. 237 с.