УДК 37.013
DOI: 10.21685/2072-3024-2016-3-18
О. М. Овчинников
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА ОПЕРАТИВНОГО СОТРУДНИКА УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КАК НЕОТЪЕМЛЕМОЕ УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация.
Актуальность и цели. Современное состояние правопорядка характеризуется многообразием различных тенденций. Не стала исключением и уголовно-исполнительная система России, которая в настоящее время находится на этапе реформирования, повлекшем за собой концентрацию в исправительных учреждениях осужденных, имеющих устойчивые преступные устремления, демонстрирующих глубокую социальную запущенность. Изложенное обусловило особые требования к работникам оперативных подразделений исправительных учреждений, на которых возлагается основная правоохранительная функция. Цель работы - на основе анализа современных статистических данных обосновать необходимость акцентированного формирования профессионально значимых педагогических качеств оперативного сотрудника пенитенциарной системы.
Материалы и методы. Исследовательские задачи решались путем последовательного изучения статистических данных Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) России начиная с 2003 г. и до современного времени. Методологический базис работы составили такие методы, как изучение и обобщение фактических данных, анализ и синтез научно-теоретической информации, что позволило обеспечить необходимый научный уровень статьи.
Результаты. В статье подчеркивается и обосновывается тесная связь профессиональной состоятельности оперативного сотрудника с его гуманистической компетентностью, сформированностью гуманистически-ориентированного мировоззрения. Аргументированно констатируется взаимообусловленность наличия сформированных педагогических качеств у оперативного сотрудника уголовно-исполнительной системы и эффективность его служебной деятельности.
Выводы. Исследование современного состояния правоприменительной практики и профессионально значимых качеств оперативных сотрудников уголовно-исполнительной системы позволило обоснованно заключить идею о необходимости целенаправленного формирования у них профессионально значимых педагогических качеств как залога успешной служебной деятельности.
Ключевые слова: педагогические качества, оперативный сотрудник уголовно-исполнительной системы, преступность, спецконтингент, правоохранительная деятельность, компетенции, воспитанность, нравственность.
O. M. Ovchinnikov
PROFESSIONALLY SIGNIFICANT PEDAGOGICAL QUALITIES
OF AN OPERATING OFFICER OF THE PENAL SYSTEM AS AN ESSENTIAL CONDITION FOR THE EFFICIENT SERVICE
Abstract.
Background. The current state of law-enforcement is characterized by a variety of different trends. Not an exception is the penal system of Russia, which is current-
ly at the stage of reform, entailing a concentration in correctional institutions of convicted persons, who have sustained criminal aspirations, demonstrating a profound social neglect. Such state of affairs determines special requirements for employees of operational units of correctional institutions, which bear the primary law-enforcement function. The purpose of the work is to substantiate the need to form professionally significant pedagogical qualities of operating officers of the penal system on the basis of the analysis of contemporary statistical data.
Materials and methods. The research goals were achieved through the consistent study of statistical data of the Federal Penal Service of Russia since 2003 and up to the present time. The methodological basis of the work included such methods as the study and generalization of factual data, analysis and synthesis of scientific and theoretical information, which allowed to provide the necessary scientific level of the article.
Results. The article emphasizes and substantiates the close relationship of the professional consistency operating officers with their humanistic competence, formation of the humanistically-oriented worldview. The author reasonably states the interdependence of the presence of generated pedagogical qualities in an operating employee of the penal system and the efficiency of his/her performance.
Conclusions. The research of the current law-enforcement practice and professionally significant qualities of operating employees of the penal system has allowed to reasonably conclude about the necessity of purposeful formation of professionally significant qualities of teaching as the key to successful performance.
Key words: pedagogical quality, operatiing officer of the penal system, crime, special squads, law enforcement, competence, civility, morality.
Современное состояние российского общества характеризуется огромным количеством протекающих процессов. Как и любой социум, находящийся на переходном этапе от одного состояния к другому, наше общество закономерно содержит оттенки старого и набирающего силу нового. Как показывает практика, такой симбиоз в рамках территориально-временной константы может продуцировать весьма искаженные социальные феномены. Преступность в нестабильный переходный период более непредсказуема и деструктивна, чем в иные временные отрезки, поскольку переходный характер обусловливает неожиданность преступных метаморфоз, трудно прогнозируемую эскалацию противоправных устремлений, чего практически лишены стабильные периоды развития.
Так, происходящая гуманизация уголовно-исполнительной политики и правоприменительной практики обусловила концентрацию в исправительных учреждениях осужденных, являющихся так называемыми ворами в законе, лидеров и авторитетов уголовно-преступной среды, лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, имеющих различные виды рецидива преступлений, отличающихся высокой степенью социально-нравственной деформации личности [1, с. 302]. По официальным данным ФСИН России, с 2003 до 2014 г. количество лиц, отбывающих наказания в исправительных колониях, осужденных на сроки, превышающие 15 лет лишения свободы, выросло на 59 % (с 18 866 до 31 931). В этот же период значительно увеличилось число осужденных по ст. 105 УК РФ (с 107 307 до 150 690), из них количество женщин-убийц также возросло (с 7802 до 11 211). Наблюдается неуклонный и стремительный рост числа осужденных за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств (с 65 550 чел. в 2004 г. до
127 161 в 2014 г.) [2]. Анализ состояния пенитенциарной преступности за 2014-2015 гг. также свидетельствует об определенных негативных тенденциях: отмечается рост числа совершенных преступлений в исправительных колониях с 754 до 837 (из них увеличилось количество убийств с 14 до 18, умышленных причинений тяжкого вреда здоровью, повлекших смерть потерпевшего, с 17 до 21, преступлений, связанных с дезорганизацией деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, с 160 до 175, захватов заложников с 0 до 2; в воспитательных колониях также наблюдается рост преступлений - с 2 до 5) [3, 4].
Негативные тенденции в структуре преступности, являющейся своеобразным индикатором состояния общества, подняли на особый уровень социальную роль правоохранительных структур. В данной связи особую значимость приобретает деятельность оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы (УИС), призванных обеспечивать защиту жизни и здоровья граждан, их собственности, прав и свобод, оберегать общество и государство от преступных посягательств.
Правоохранительная функция дает оперативным сотрудникам УИС широкие возможности в плане реализации как правоприменительных и правоохранительных, так и педагогических функций. Высокая степень ответственности и общественной значимости работы оперуполномоченного, исключительное многообразие и сложность выполняемых им профессиональных задач обусловливают необходимость наличия у него целого конгломерата педагогических качеств. Мы глубоко убеждены, что игнорирование педагогической составляющей в правоохранительной работе, в деятельности по обеспечению законности, противодействию преступности неизбежно обернется эскалацией противоправных деяний, снижением эффективности профилактических мероприятий.
Сегодня, чтобы соответствовать ожиданиям и потребностям современного социума, оперативному сотруднику УИС важно иметь весьма вариативные знания, умения и навыки: ориентироваться в политических и социальных процессах; знать нормативные правовые акты и сферы их применения; обладать культурой межличностной коммуникации и управления; быть готовым к корпоративной деятельности и открытому взаимодействию с коллегами; иметь навыки самообладания в экстремальных ситуациях; владеть иностранными языками; быть технически грамотными; уметь использовать компьютер в решении служебных задач. Реагируя на запросы современных реалий, он должен быть все более компетентным, ответственным, обеспечивая безусловное выполнение правовых норм, соблюдение справедливости в непростых текущих условиях. Кроме того, оперативный сотрудник УИС должен своевременно адаптироваться к меняющимся профессиональным условиям. При этом ему следует помнить о своей важнейшей роли в противодействии преступности, о том, что он состоит на службе государству и обществу, что детерминирует его обязанности перед страной.
Однако было бы ошибочным полагать, что представленные свойства и качества будут естественным путем формироваться в будущем, закономерно придут вместе с опытом. Важно понимать, что оперативная работа предполагает целенаправленную, планомерную подготовку, постоянное формирование и совершенствование личностно значимых и профессионально необходимых
педагогических качеств, являющихся результатом образовательной и самовоспитательной деятельности. Только развив у себя такие качества, оперативный сотрудник УИС в процессе своей служебной деятельности будет применять и делиться накопленными знаниями и опытом, оказывая на других педагогическое воздействие.
Важно помнить, что профессиональная состоятельность оперативного сотрудника тесно связана с его гуманистической компетентностью, сформи-рованностью гуманистически-ориентированного мировоззрения.
Призвание каждого оперативного сотрудника УИС - защищать интересы правопослушных граждан, укреплять их правоисполнительное поведение, обеспечивать исполнение закона. Залогом успешного выполнения этой ключевой социальной задачи является наличие сформированной системы юридических и гуманистических познаний. «Образованный юрист, - отмечал А. Ф. Кони, - должен быть человеком, в котором общее образование идет впереди специального» [5, с. 7].
Полноценному оперативному сотруднику УИС кроме общеюридической подготовленности необходимо иметь широкое мышление; ориентироваться в медицинских вопросах; разбираться в способах совершения различных противоправных деяний; ясно представлять себе, каким образом было совершено экономическое преступление; какие ухищрения используются осужденными, маскирующими подготовку к побегу из исправительного учреждения; знать наиболее вероятные места хранения запрещенных предметов и веществ в учреждении УИС. Оперативник должен понимать преступный жаргон, разбирать зашифрованные тексты, знать традиции и обычаи криминальной субкультуры.
Основоположник криминалистики, австрийский юрист Ганс Гросс, говоря о судебном следователе, который частично выполнял и оперативно-розыскную функцию, констатировал: «Я требую от судебного следователя не только юридической специальной подготовки, общего образования и особых знаний... и их постоянного расширения, чтобы стремление его учиться и обогащать знания никогда не покидало его, даже если бы он хотя на мгновение не находился при исполнении обязанностей службы.<...> Каждый день, каждая минута могут представить ему эту возможность учиться своему делу» [6, с. 268].
Для сотрудника оперативного подразделения УИС огромное значение имеет высокая правовая компетентность, характеризующаяся определенными знаниями, взглядами и убеждениями, позволяющими понимать существующую в социуме правовую систему, функции и значение права, понимать их как важнейшее условие гармоничной жизни, эволюции социума и обеспечения безопасности его членов. Полагаем, что глубокие и всесторонние правовые познания - это магистральное требование к профессии оперативного сотрудника. Именно поэтому наличие высшего юридического образования в настоящее время выступает как основное условие назначения на данную должность, так же, к примеру, как наличие высшего медицинского образования является ключевым условием занятия соответствующей врачебной практикой.
Сложность профессии оперативного сотрудника УИС при взаимодействии со спецконтингентом выражается в том, что если, к примеру, педагог
в прошлом сам был обучающимся и может понять психологическое состояние другого человека, войти в его положение, то в свою очередь оперативный сотрудник ранее не отбывал уголовное наказание, не пропускал через себя сложности отбывания лишения свободы, не испытывал гнет уголовно-преступной среды, ее традиций и нравов. Это обусловливает особые требования к психологическим, педагогическим, наконец, гуманистическим знаниям оперативного сотрудника. Психологические знания позволят ему корректно определить отношение к человеку, установить возможные факторы, затрудняющие установление контакта с лицом, понять движущие индивидом мотивы и потребности, спрогнозировать его текущее и перспективное поведение. Одним из критериев образованности оперативного сотрудника является профессионализм, основу которого составляют общезначимые и специфические профессиональные знания и умения, позволяющие реализовывать присущие ему правоохранительные функции, а также неукоснительно следовать правилам и ориентирам, вытекающим из кодекса профессиональной этики. Следует помнить, что наличие высокой образованности не является гарантом корректного применения своих знаний и опыта в случае отсутствия необходимого воспитания. Обучение различным наукам будет неполноценным, если выпускник ведомственной образовательной организации не ориентируется в понимании добра, нравственности, уважении и толерантности.
«Студент, - писал А. Ф. Кони, - обязан выносить из университета не один багаж систематизированных сведений, но и нравственные заветы, которые почерпываются в источнике добра, правды и серьезного знания, называемого наукой; эти заветы и в конце жизни светят студенту и умиляют его при мысли об университете» [7, с. 112].
Кроме базовой воспитанности, которой обладает любой цивилизованный человек, оперативный сотрудник УИС должен обладать актуальными для профессиональной деятельности нравственными личностными свойствами, поскольку одной из ключевых задач его работы выступает необходимость осуществления им воспитательного воздействия на заключенного под стражу, осужденного, его близких и родных, а также иных лиц.
Работа, связанная с предупреждением и раскрытием преступлений, нередко получает общественный резонанс, обсуждается в источниках массовой информации, выступает поводом различных дискуссий, в ходе чего социальное сознание получает либо глубокий нравственный посыл, либо пустое разочарование. Важно понимать, что положительно воздействовать на других может только индивид, отличающийся высокими моральными качествами, надлежащей воспитанностью. Для оперативного сотрудника УИС исключительно важны высокая нравственная и правовая культура, повышенная требовательность к себе и другим, четкое понимание служебного долга, адекватное чувство справедливости. Полагаем, что воспитанность оперативного сотрудника УИС выступает в виде гарантии эффективного выполнения им своих функций, включая в себя профессиональную совесть, ответственность, понимание своего призвания. Средствами воспитания отмеченных свойств является сочетание внутреннего и внешнего контроля, проявляемое как в указаниях соответствующих должностных лиц, так и в незамедлительной реакции общества и государства на каждый факт очевидной необъективности и безграмотности оперативных сотрудников.
Постоянно помня и осознавая свой служебный долг, оперативный сотрудник УИС должен обладать глубоким чувством ответственности за свои поступки и их последствия. Это формируется на основе выработки устойчивых морально-нравственных личностных качеств и правосознания. В отношении любого человека - опасного преступника и обычного «бытового хулигана» - оперативник, обязан соблюдать закон, как бы ни велика была эмоциональная и умственная напряженность, как бы нелегко было контролировать свой негатив по отношению к спецконтингенту, срыв - это недопустимое проявление непрофессионализма, так же, как недопустимы провокации, грубость, насилие, какими бы соображениями и причинами они ни объяснялись. Такт и выдержка, способность контролировать свои эмоции, умение в нужный момент сконцентрироваться - результат длительной, постоянной и планомерной работы над собой, которая должна быть неотъемлемой частью профессиональной деятельности оперуполномоченного.
Изложенное дает основание заключить, что важнейшими профессионально значимыми педагогическими качествами оперативного сотрудника уголовно-исполнительной системы сегодня являются повышенная требовательность к себе и другим, четкое понимание служебного долга, адекватное чувство справедливости, глубокое чувство ответственности за свои поступки и их последствия, высокая нравственная и правовая культура. В настоящее время профессиональное становление и совершенствование оперативных сотрудников, приобретение ими педагогических знаний, умений и навыков, необходимых для качественного и своевременного выполнения возложенных на них функций, требует самого пристального внимания и научного обеспечения. Их решение позволит повысить эффективность осуществляемой деятельности и обеспечит выполнение задач, стоящих сегодня перед правоохранительными органами.
Список литературы
1. Овчинников, О. М. К проблеме оперативно-розыскного противодействия пенитенциарной преступности / О. М. Овчинников // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 6. - С. 302-304.
2. ФСИН России. - URL: http://fsin.su/structure/inspector/iao/statistika
3. Отчет о состоянии преступности среди лиц, содержащихся в учреждениях УИС, за 2014 г.
4. Отчет о состоянии преступности среди лиц, содержащихся в учреждениях УИС, за 2015 г.
5. Кони, А. Ф. Собрание сочинений / А. Ф. Кони. - М., 1967. - Т. 3. - 386 с.
6. Гросс, Г. О судебном следователе / Г. Гросс // Юридическая психология : хрестоматия / сост. В. В. Романов, Е. В. Романова. - М., 2000. - 381 с.
7. Кони, А. Ф. Нравственные начала в уголовном процессе / А. Ф. Кони // Собрание сочинений. - М., 1967. - Т. 5. - 272 с.
References
1. Ovchinnikov O. M. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [The world of science, culture, education]. 2014, no. 6, pp. 302-304.
2. FSIN Rossii [The Federal Penzal Service of Russia]. Available at: http://fsin.su/ structure/inspector/iao/statistika
3. Otchet o sostoyanii prestupnosti sredi lits, soderzhashchikhsya v uchrezhdeniyakh UIS, za 2014 g. [The report on the crime rate among persons contained in correctional facilities in 2014].
4. Otchet o sostoyanii prestupnosti sredi lits, soderzhashchikhsya v uchrezhdeniyakh UIS, za 2015 g. [The report on the crime rate among persons contained in correctional facilities in 2015].
5. Koni A. F. Sobranie sochineniy [Collected works]. Moscow, 1967, vol. 3, 386 p.
6. Gross G. Yuridicheskayapsikhologiya: khrestomatiya [Juridical psychology: a reader]. Comp. by V. V. Romanov, E. V. Romanova. Moscow, 2000, 381 p.
7. Koni A. F. Sobranie sochineniy [Collected works]. Moscow, 1967, vol. 5, 272 p.
Овчинников Олег Михайлович
доктор педагогических наук, доцент, начальник кафедры оперативно-розыскной деятельности, Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний (Россия, г. Владимир, ул. Большая Нижегородская, 67Б)
E-mail: [email protected]
Ovchinnikov Oleg Mikhaylovich Doctor of pedagogical sciences, associate professor, head of sub-department of operational investigations, Vladimir Institute of Law of the Federal Penal Service of Russia
(67b Bolshaya Nizhegorodskaya street, Vladimir, Russia)
УДК 37.013 Овчинников, О. М.
Профессионально значимые педагогические качества оперативного сотрудника уголовно-исполнительной системы как неотъемлемое условие эффективной служебной деятельности / О. М. Овчинников // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2016. - № 3 (39). - С. 180-186. БОТ: 10.21685/2072-3024-2016-3-18