ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЙ, РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕЙ
В. В. ПУЧКОВ
Валерий Валерьевич Пучков — кандидат экономических наук, докторант Института проблем региональной экономики РАН.
В 1987 г. окончил Ленинградский механический институт. Автор 37 публикаций.
Сфера научных интересов — региональная экономика, лесопромышленный комплекс, управление региональным развитием. ^ ^ ^
ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСА В ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ РОССИИ
Сегодня российская экономика, вслед за мировой, оказалась втянута в кризис [4]. В этих условиях, с одной стороны, ведется активная работа в направлении усиления инновационной направленности экономического развития [5], а с другой — предпринимаются меры по повышению наполняемости бюджета, социальная нагрузка на который в условиях кризиса возрастает. При этом в поисках средств для наполнения бюджета законодательные и исполнительные органы власти РФ возлагают надежды, прежде всего, на экспорт нефти и газа, продукцию металлургии и в какой-то степени — оборонно-промышленного комплекса. Экспортные же возможности российского лесопромышленного комплекса (ЛПК), по мнению автора, не учитываются в полной мере. Между тем они огромны.
Лесопромышленная отрасль является не только социально значимой (обеспечивает работой свыше 800 тыс. человек), но и потенциально высокоприбыльной. Она могла бы приносить куда больше доходов бюджету и отраслевым компаниям. Для этого необходимо создать в отрасли более благоприятный инвестиционный климат, экономические стимулы и механизмы, разработать и внедрить эффективную таможенно-налоговую систему, усовершенствовать законодательно-правовую базу и экспортную политику. Пока же, в отсутствие четкой стратегии и лесной политики, все участники отраслевой цепочки — лесники, лесозаготовители и лесопереработчи-ки — действуют сравнительно изолированно, «сами по себе», на свой страх и риск.
Актуальность разработки лесной политики состоит в том, что уже в ближайшей перспективе многие природные ресурсы будут близки к исчерпанию, а значение возобновимых лесных ресурсов будет резко возрастать. Россия является крупнейшим в мире обладателем лесных ресурсов и, по мнению большинства специалистов, вполне закономерно, что ее роль в мировой лесной отрасли в нынешнем столетии также будет расти. По оценкам экспертов, мировые объемы потребления деловой древесины возрастут к 2020 г. еще на 100 млн куб. м, и леса России станут одним из главных источников покрытия этой потребности.
Что касается значения лесопромышленной отрасли во внутренней экономике России, то она, по нашему мнению, обладает не меньшим потенциалом, чем нефтегазовый сектор и металлургический комплекс. Богатая сырьевая база, дешевые энергетические, трудовые и другие виды ресурсов являются конкурентными преимуществами российского лесопромышленного комплекса. Однако большинство специалистов признают, что имеющийся лесопромышленный потенциал страны используется далеко не полностью.
Лесные ресурсы РФ используются недостаточно рационально и эффективно, порой вовсе бесхозяйственно и хищнически — без воспроизводства и восстановления вырубленных участков. Глубина переработки леса невысока, а в структуре экспорта доминирует круглый необработанный лес, что также снижает отдачу российского ЛПК. При этом Россия, будучи крупнейшей лесной державой, импортирует многие виды товаров глубокой переработки древесины, например, ежегодно закупает бумажной продукции, плит ДСтП, 08Б, мебели и санитарно-гигиенических изделий примерно на 1,4 млрд долл. США [2]. Причина заключается в недостаточном техни-
ГРНТИ 06.61.43 © В. В. Пучков, 2010
ческом оснащении лесопромышленных мощностей, несовершенстве экономических механизмов и стимулов, тарифной и налоговой систем, в недостатках системы управления отраслью и ее правового обеспечения.
Поэтому в настоящее время перед ЛПК стоит задача более эффективно и рационально использовать лес как национальное природное богатство, экспортировать продукты его глубокой переработки, осуществлять воспроизводство и восстановление леса в соответствии с принципами непрерывного и неистощительного лесопользования. В ином случае страна может потерять свои преимущества и перейти из числа экспортеров в импортеры леса и лесной продукции.
Необходимость повышения эффективности лесопромышленного комплекса заключается также и в том, что в настоящее время формируются новые мировые центры лесопереработки (Бразилия, Малайзия), имеющие огромные лесные массивы, низкие издержки и дешевую рабочую силу, которые могут потеснить Россию на мировом рынке лесных товаров. Ресурсной базой российского лесного сектора являются самые большие в мире запасы ликвидной древесины. Для оценки неистощительного лесопользования используется показатель среднего прироста лесов, равный 993,8 млн куб. м, причем потенциально доступной является лишь та его часть, которая приходится на эксплуатационные леса. По оценкам, она составляет около 435 млн куб. м.
Однако использование годичного прироста экономически доступных лесов сегодня не превышает 26 %. Интенсивная вырубка высокопродуктивных хвойных пород привела к увеличению нерентабельной мелкотоварной древесины, снизила коммерческую ценность лесов. Площадь относительно продуктивных древостоев занимает не более 1/5 общей площади лесов, причем в большинстве регионов транспортно доступные хвойные леса почти на 100 % вырублены. В связи с этим нарастают проблемы с сырьевым обеспечением предприятий глубокой переработки древесины, особенно фанерным кряжем и хвойным пиловочником.
После распада административно-плановой системы, в период с 1990 по 2008 г., отрасли лесного сектора — лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная — функционировали в условиях системного кризиса. Заготовка древесины в этот период сократилась с 304 до 91,8 млн куб. м, показатель съема древесины с 1 га лесопокрытой площади снизился до 0,21 куб. м, тогда как в развитых лесопромышленных странах он достигает 3,5 куб. м. За последние 20 лет более чем в 3 раза уменьшилось производство деловой древесины, в 4,2 раза — пиломатериалов, почти в 1,5 раза — продукции целлюлозно-бумажного производства. Одной из главных причин ухудшения деятельности отраслей лесного сектора является несовершенная структура производства, низкий уровень глубокой переработки древесины. Стоимость конечной продукции, произведенной из кубометра древесины, в России составляет около 2 тыс. руб., тогда как в развитых лесопромышленных странах она выше в 5 раз.
В конце 2008 г. лесной сектор, как и иные секторы российской экономики, испытал на себе негативное влияние глобального экономического кризиса. Значительное снижение объемов выпуска лесобумажной продукции произошло в IV квартале 2008 г. — 83,6 %, а также в I квартале 2009 г. — 71,1 %. В табл. 1 и 2 приведены показатели работы ЛПК за 2005-2008 гг. и прогнозно-плановые показатели на 2009 г. (официальной полной статистики за этот год пока нет), по данным Росстата. Анализ работы предприятий лесного комплекса показывает, что наиболее быстрое падение происходило в деревообрабатывающих производствах, что явилось в значительной степени результатом разрыва традиционных хозяйственных связей как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Таблица 1
Производство основных видов лесопродукции
Показатель 2005 2006 2007 2008 2009
Деловая древесина, млн куб. м 89,2 93,8 101 90,9 72,7
Пиломатериалы, млн куб. м 22,0 22,1 23,2 21,6 19
Фанера клееная, тыс. куб. м 2556 2600 2763 2592 2200
ДВП, млн усл. куб. м 375 373 402 400,4 380
ДСтП, тыс. куб. м 3930 4600 5261 5751 5100
Целлюлоза товарная, тыс. т 2430 2380 2418 2285 2100
Картон, тыс. т 3125 3400 3496 3696 3400
Бумага, тыс. т 4001 4005 4063 4004 3680
Из-за снижения спроса на внутреннем и внешнем рынках, падения цен на продукцию, роста тарифов естественных монополий многие предприятия приостановили производственную деятельность. Доля убыточных предприятий составляет более 54 %, в том числе в лесозаготовительной отрасли — более 65 %. Основные производственные фонды предприятий лесного сектора изношены на 60-80 % и морально устарели, особенно это касается лесозаготовительной отрасли. В структуре лесного экспорта преобладает необработанная древесина, поэтому Россия остается «сырьевым придатком» развитых лесопромышленных стран. В результате доходность отечественного лесного сектора является недопустимо низкой, его доля в ВВП страны не превышает 2 %.
Таблица 2
Экспорт основных видов лесопродукции
Показатель Единица измерения 2005 2006 2007 2008 2009
Лесоматериалы млн куб. м 47,9 51,1 49,3 36,8 30
необработанные млн долл. 2856,3 329,1 4138,4 3497,7 2700
ср. эксп. цена, долл. 59,6 63,8 83,9 95,0 90
Лесоматериалы млн куб. м 9,0 9,7 10,7 11 8,8
обработанные млн долл. 1899 2311,1 3254,4 2829,4 2112
ср. эксп. цена, долл. 211,0 237,2 304 257,2 240
Фанера клееная млн куб. м 1,5 1,6 1,5 1,3 1,04
млн долл. 526 556,1 757,4 766,4 540,8
ср. эксп. цена, долл. 345,1 354,2 507,3 589,5 520
Целлюлоза древесная млн т 1,9 1,9 1,9 1,9 1,75
млн долл. 746,3 828,4 1031,6 1101,1 1015
ср. эксп. цена, долл. 388,5 437 545,4 579,5 580
Бумага газетная млн куб. м 1,3 1,25 1,2 1,3 1,2
млн долл. 606,1 636,6 631,4 801,5 708
ср. эксп. цена, долл. 459,4 505,8 540,2 616,5 590
Удельный вес лесопродукции в общем объеме российского экспорта представлен на рисунке. Из приведенных данных видно, что основной продукцией экспорта является круглый лес и полуфабрикаты (целлюлоза, пиломатериалы), которые в общем объеме составляют свыше 70 %.
Рис. Удельный вес лесопродукции в общем объеме экспорта
В работах Н. А. Бурдина, Б. С. Петрова и других специалистов выявлены причины глубокого экономического, научно-технического и социального кризиса в лесном секторе России, которые в целом сводятся к отсутствию в стране национальной лесной политики и эффективной структуры управления лесным сектором [1; 3]. Переход к рыночным отношениям привел к резкому изменению функций государственных органов управления. Государство, сохранив свою роль в социальном обеспечении, в сфере природоохранной деятельности, охраны окружающей среды, ослабило свое влияние по вопросам стратегического развития лесного комплекса, фактически отказалось от ответственности за результаты хозяйственной деятельности самостоятельных предприятий, за обеспечение полной занятости трудовых ресурсов. Опасность подобного подхода с особой очевидностью открылась в период мирового финансового и экономического кризиса.
Для оценки масштабов финансовых вложений, а также мероприятий по подготовке объектов лесного комплекса к функционированию в кризисных условиях необходимо учитывать затраты на преодоление негативных факторов и тенденций. К ним следует отнести:
— ухудшение хозяйственного освоения и защиты лесов от хищнических рубок;
— ухудшение условий работы предприятий;
— высокую степень износа основных производственных фондов;
— убыточность и банкротство отдельных предприятий;
— увеличение поставок на экспорт необработанной древесины;
— резкое падение уровня жизни населения в районах, где расположены основные лесохозяйственные предприятия.
Определенной финансовой поддержки потребуют предприятия и организации, занимающиеся лесовосста-новлением и лесоразведением. Для решения сложившихся проблем необходимо обратить внимание на состояние лесных дорог и транспортные организации, обеспечивающие своевременную вывозку древесины из мест рубки. Дело в том, что в условиях рынка транспортные затраты на перевозку сырья, материалов, комплектующих изделий, топлива и прочего являются доминирующими, учитывая размеры территории России. В кризисных условиях роль наземного транспорта возрастает, и встает проблема бесперебойного снабжения лесопромышленного производства, принятия антикризисных мер, обеспечения стратегических перевозок. Следовательно, необходимо предусмотреть вложение финансовых средств в строительство и техническое обеспечение транспортных коммуникаций. В частности, специального финансового обеспечения потребует подготовка территории трассы БАМа к функционированию в кризисных условиях.
Анализ территориальной структуры промышленного производства России показывает, что около 70 % производства сосредоточено в Центральном, Поволжском, Уральском и Западно-Сибирском экономических районах. Причем потенциал только Центрального и Уральского районов составляет около 40 % всего промышленного производства России. Вместе с тем основной лесной ресурс находится в других регионах страны. Следовательно, необходимо учитывать особенности территориальной или пространственной структуры производительных сил России при реализации проектов ведения лесного хозяйства, предоставлении лесных участков в пользование и лесных площадей в концессию, организации обновленного лесоустройства, обеспечении охраны, защиты и расширенного воспроизводства лесов, определении различных ставок платы и т. п.
Регионы с высоким уровнем развития промышленного производства в условиях кризиса могут стать базовыми, имея производственную основу в виде мощностей и квалифицированных кадров. Регионы концентрации предприятий обрабатывающих отраслей — машиностроения, металлургии, химии и нефтехимии, строительных материалов и деревообрабатывающих производств — могут обеспечить функционирование всех межотраслевых комплексов, включая лесной, а также жизнеобеспечение населения страны. Это позволяет отнести их к категории функциональных регионов. Значительных финансовых вложений потребуют функциональные регионы с минерально-сырьевой ориентацией (особенно регионы, обладающие стратегическими видами минерального сырья) и лесными ресурсами.
Отметим, что в настоящее время отсутствуют специально разработанные методы управления регионами, имеющими стратегически важные ресурсы. Поэтому необходимо обратить внимание на функции федеральных и региональных органов управления, а также на те экономические регуляторы, с помощью которых они осуществляют воздействие на экономику страны, ее регионов и отраслей, особенно на те из них, которые влияют на сырьевые комплексы. Распределение функций нам видится следующим:
1. Федеральные органы управления:
— регулируют процессы базовых сфер деятельности, определяющих направление развития объектов стратегического назначения;
— создают условия для развития производства в районах нового освоения и экстремальных районах;
— содействуют реализации крупных экологических и социальных программ;
— способствуют организации межгосударственных и межрегиональных экономических связей;
— в отдельных случаях оказывают помощь слаборазвитым регионам в создании новых рабочих мест, развитии производственной и социальной инфраструктуры.
2. Региональные органы управления в настоящее время пытаются самостоятельно или через договорный процесс расширить свои функции, но решить лесные проблемы самостоятельно они не могут. Экономические условия функционирования отдаленных областей и краев в условиях рынка вынуждают их просить у Центра расширения полномочий (Красноярский край, Уральский и Дальневосточный районы). Этот процесс должен быть упорядочен и получить научное обоснование в рамках реализации стратегии развития лесного комплекса страны. Как показывает анализ, территориальные органы власти в подавляющем большинстве не готовы к руководству хозяйством и стратегическими объектами в кризисных условиях, так как они заняты преимущественно проблемой выживания в условиях рынка.
Правительством РФ принят перечень первоочередных мер по борьбе с последствиями экономического кризиса. В общей сложности на реализацию антикризисных мер зарезервировано 10 трлн руб. Эта сумма будет формироваться из средств федерального бюджета, Центрального банка, резервных фондов. Средства будут предоставляться по 17 направлениям, включая поддержку деловой активности в реальном секторе экономики, инфраструктурные проекты, организационное сопровождение реализации антикризисных мер.
Особый интерес вызывает направление, связанное с поддержкой деловой активности в реальном секторе экономики. Эта поддержка направлена на восстановление нормального кредитования предприятий, стимулирование спроса, защиту внутреннего рынка. В рамках этой поддержки сформирован перечень из примерно 300 системообразующих предприятий (включая крупные холдинговые компании), имеющих важное социально-экономическое значение и являющихся крупными работодателями. В список от лесного сектора вошли:
ООО «Лесопромышленная компания „Континенталь Менеджмент"», ОАО «Группа „Илим"», ОАО «Кондопо-га», ОАО «Целлюлозно-бумажный комбинат „Волга"», ОАО «Архангельский ЦБК».
Представленным в списке предприятиям будет оказана поддержка из федерального центра, в том числе путем субсидирования процентных ставок по кредитам и путем вхождения государства в капитал проблемных компаний (в случае необходимости). Аналогичные перечни предприятий будут создаваться на региональном уровне. На эти цели в федеральном бюджете зарезервировано примерно 92 млрд руб. Имея общий бюджет для реализации антикризисных мер в размере 325 млрд руб., необходимо, по мнению автора, в субъектах РФ в перечни регионального уровня включить важнейшие лесопромышленные предприятия, определяющие устойчивое развитие регионов.
В условиях кризиса организация финансовой поддержки регионов должна заключаться:
— в уточнении объемов дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ;
— определении объемов субсидий бюджетам субъектов РФ на реализацию проектов, обеспечивающих повышение занятости населения в регионах;
— направлении субсидий на развитие инноваций, ориентированных на внедрение новых технологий, позволяющих в кратчайшие сроки реализовать производственно-ресурсный потенциал регионов;
— уточнении объемов субсидий бюджетам отдельных субъектов на строительство и реконструкцию автомобильных и железных дорог общего пользования, обеспечивающих стабильность развития ведущих отраслей экономики;
— установлении объемов субвенций бюджетам субъектов РФ для осуществления полномочий, связанных с использованием экономических потенциалов в ведущих отраслях экономики, включая лесной комплекс, обеспечение контрольных функций и пожарной безопасности в лесах, развитие сети лесных дорог;
— определении средств инвестиционного фонда, направляемых в приоритетные инвестиционные проекты, реализация которых повысит устойчивость социально-экономического развития региона.
Для преодоления кризисных явлений в лесопромышленном комплексе, по мнению автора, необходимы создание привлекательного инвестиционного климата в лесном секторе, предоставление льгот инвесторам, реализующим приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов, отмена таможенных пошлин при импорте деревообрабатывающего оборудования и экспорте всех видов продукции переработки древесины, а также отмена налога на добавленную стоимость по основной номенклатуре оборудования для лесного комплекса, не производимого в России.
К приоритетным задачам развития лесного сектора относятся совершенствование структуры лесопромышленного производства, расширение углубленной химической и химико-механической переработки заготовленной древесины, что обеспечит существенное улучшение состояния лесного фонда и импортозамещение. Учитывая резкий спад объемов производства лесобумажной продукции при высоком потребительском спросе на товары из древесины, важнейшей задачей является стимулирование производства социально значимых товаров. На основании аналитических исследований состояния лесного сектора и перспективной емкости рынков лесобумажной продукции к приоритетным направлениям национальной политики автором отнесены:
1. Повышение конкурентоспособности российской лесобумажной продукции и увеличение производства лесобумажной продукции с высокой добавленной стоимостью. Основным направлением здесь должно стать импортозамещение. Для этого следует создавать производства по переработке круглого леса, пиломатериалов, целлюлозы, которые, являясь полуфабрикатами, выступают основными позициями лесного экспорта, выпускать высококачественные изделия из них для нужд внешнего и внутреннего рынков.
В целях стимулирования производства лесобумажной продукции глубокой переработки с высокой добавленной стоимостью в приоритетном порядке необходимо поддерживать развитие следующих лесоперерабатывающих производств. Для внутреннего рынка: деревянное домостроение и лесоматериалы для строительных нужд (пиломатериалы, древесные листовые материалы прогрессивных видов — 08Б, МДФ); производство мебели и материалов для ее изготовления (древесные листовые материалы прогрессивных видов, мебельный щит); выпуск высококачественных видов бумаги и картона. Для внешнего рынка: лесоматериалы и изделия из хвойной древесины для строительных нужд, имеющие высокую конкурентоспособность (пиломатериалы, клееный брус, мебельный щит, фанера); целлюлозно-бумажная продукция (товарная беленая целлюлоза, изготовленная по экологически безопасным технологиям, бумага, картон).
2. Совершенствование лесопользования и лесного хозяйства. Это направление включает завершение реформы системы управления лесным хозяйством, формирования системы органов управления в области охраны и воспроизводства лесов, распределения полномочий и функций, порядка финансирования лесохозяйственных работ.
3. Строительство лесных магистралей и дорог. Государственная поддержка должна осуществляться в виде государственного долевого финансирования строительства лесных дорог, предназначенных для лесохозяйст-венных мероприятий и вывозки леса, а также для освоения новых лесосырьевых баз, расположенных вдали от существующих магистралей.
4. Ускорение интеграционных процессов в лесном комплексе. Эффективное развитие лесного сектора обеспечат крупные интегрированные лесопромышленно-лесохозяйственные корпорации, способные концентрировать инвестиционные ресурсы и направлять их в развитие производств по глубокой переработке древесины, развивая сырьевую сферу бизнеса, осуществляя возложенные на них лесохозяйственные мероприятия.
5. Развитие лесного машиностроения. Решение этой проблемы — в расширении кооперированных связей с зарубежными поставщиками современных машин, создании совместных с зарубежными фирмами машиностроительных предприятий по производству техники для всех отраслей ЛПК, развитие отечественного производства путем покупки патентов и лицензий по аналогии с автопромом.
6. Совершенствование кадрового обеспечения лесного сектора. Государственная поддержка развития системы подготовки и переподготовки управленческих, инженерных и технических кадров для отраслей лесного комплекса должна осуществляться на основе спроса на соответствующие профессии, разработки образовательных стандартов, системы грантов для образовательных программ. Следует предусмотреть формирование отраслевого заказа на подготовку специалистов, подготовку специалистов по новым специальностям (операторы лесозаготовительных машин, кадастровые инженеры и др.).
7. Правовое обеспечение. Если национальная лесная политика формирует долговременные цели развития лесного сектора и приоритетные направления их достижения, то правовые условия, необходимые для достижения установленных стратегических целей, формирует лесное законодательство. К основным недостаткам Лесного кодекса следует отнести несовершенство структуры управления лесным хозяйством и системы контроля за использованием и охраной лесов. Нуждается в корректировке порядок проведения аукционов на заключение договоров аренды лесного участка и т. д.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бурдин Н. А. Цели и задачи стратегии развития лесного сектора Российской Федерации // Лесной экономический вестник. 2008. № 4.
2. Интернет-сайт Росстата. URL: http:// www.gks.ru
3. Петров Б. С. Зарубежный опыт долгосрочного планирования развития лесного сектора // Лесной экономический вестник. 2008. № 4.
4. Плотников В. А. Глобальные проблемы социально-экономического развития и нейтрализации рисков экономической безопасности периода экономического кризиса // Экономика и управление. 2009. № 3. С. 12-16.
5. Попов А. И. Инновационная экономика России: плановые и рыночные методы формирования // Известия СПбУЭФ. 2009. № 1. С. 7-16.