Научная статья на тему 'Региональный лесопромышленный комплекс в условиях формирующейся конкурентной среды'

Региональный лесопромышленный комплекс в условиях формирующейся конкурентной среды Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бабурин И. В.

Рассматриваются актуальные вопросы передачи функций управления лесами субъектам Федерации и пути повышения эффективности регионального лесопромышленного комплекса на примере Архангельской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actual questions of transfer of wood management functions to subjects of the Russian Federation are considered and also ways how to increase the efficiency of a regional wood industry complex by the example of the Arkhangelsk area.

Текст научной работы на тему «Региональный лесопромышленный комплекс в условиях формирующейся конкурентной среды»

5. Необходимо уделять больше внимания оформлению и рекламированию конфет для большей информированности покупателей.

Список литературы

1. Анурин В., Муромкина И., Евтушенко Е. Маркетинговые исследования потребительского рынка. СПб.: Питер, 2004.

2. Галицкий Е. Б. Методы маркетинговых исследований / Институт фонда «Общественное мнение». М., 2004.

3. Голубков Е. П. Маркетинговое исследование: теория, методология и практика. М: Финпресс, 1998.

4. Рыжакова А. В., Лункина Т. В. Конфеты класса «премиум» и их место на рынке кондитерских изделий // Современные аспекты экономики. 2004. № 2.

5. Шаршапин В. А. Кондитерская промышленность России: состояние и проблемы: Материалы пятой Международной конференции «Кондитерские изделия XXI века». М.: Пищепромиздат, 2005.

6. www.conditer.ru

7. www.konditerprom.ru

И. В. Бабурин

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС В УСЛОВИЯХ ФОРМИРУЮЩЕЙСЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ

Рассматриваются актуальные вопросы передачи функций

управления лесами субъектам Федерации и пути повышения

эффективности регионального лесопромышленного комплекса на примере Архангельской области.

Российская Федерация - самая богатая лесная держава в мире, однако по производству лесопродукции она значительно уступает ряду стран. Развитие лесопромышленного комплекса (ЛПК) в настоящее время имеет особое значение, поскольку он может внести большой вклад в экономику страны и соответственно повлиять на существенное увеличение объема валового внутреннего продукта России. Кроме того, российский ЛПК обладает значительным потенциалом и обеспечивает своей продукцией практически все ведущие отрасли национальной экономики (строительство, машиностроение, горно-добывающую про-

мышленность, сельское хозяйство, торговлю), а также население страны.

За годы реформирования экономики России производство основных видов продукции лесопромышленного комплекса сократилось более чем в три раза, поэтому ЛПК нуждается в индустриальных преобразованиях, направленных прежде всего на повышение его конкурентоспособности.

Проблема конкурентоспособности отраслей лесопромышленного комплекса нашей страны стала особенно актуальной в последнее десятилетие. В результате разгосударствления и приватизации большинство предприятий ЛПК оказались в условиях конкурентной среды, которая не только определяла их жизнеспособность, но и способность успешно выдерживать конкуренцию как на внутренних, так и на внешних рынках. Для повышения конкурентоспособности продукции своего ЛПК каждый «лесной» регион (субъект Федерации) использовал свою тактику развития данного сектора экономики с учетом природно-ресурсных, транспортно-географических, социальных и других факторов.

Все это привело к принятию правительством РФ закона от 31 декабря 2005 г. № 199 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» [5].

В интервью «Лесной газете» В. В. Грачев, начальник Департамента лесного комплекса, заместитель губернатора Вологодской области, доктор экономических наук, академик РАЕН, отмечает: «Закон о передаче лесов в управление субъектам Федерации мы с нетерпением ждали... Вы только вдумайтесь: леса находятся на территории какой-то конкретной области, они максимально приближены к людям, поэтому региональным властям гораздо ближе и понятнее все принципы устойчивого управления лесами и обеспечения охраны лесов от лесонаруше-ний и пожаров. Ведь, смотрите, какая была абсурдная ситуация: леса в пожароопасный период горели, подвергались незаконной вырубке, а решение этих сложных и важных проблем входило в функциональные обязанности федерального центра, хотя, по сути, перед местным населением отвечала за это областная власть. Можно привести еще массу примеров, которые свидетельствовали о бездеятельности и неспособности федерального центра управлять лесными ресурсами на территории регионов. Вот почему было необходимо передать функции управления и владения государственными лесами на уровень региональной власти» [2. С. 1-2].

Мы разделяем точку зрения академика В. В. Грачева, что передача функций управления лесами субъектам Федерации позволит разрешить многие сложившиеся противоречия и придать новый дополнительный

импульс эффективному использованию лесных ресурсов. При этом деятельность федерального центра ни в коем случае не должна исключаться. Он прежде всего должен выполнять правоустанавливающие функции, т. е. разработку нормативно-правовой базы, осуществлять контроль, а также решать вопросы, связанные с научным обеспечением, селекционной работой, мониторингом состояния лесных ресурсов, распределением целевых субвенций и т. п.

Рассмотрим современное состояние лесопромышленного комплекса в формирующихся условиях конкурентной среды на примере Архангельской области - одного из ведущих лесопромышленных регионов России.

ЛПК региона включает в себя законченный производственный цикл из отраслей, тесно связанных между собой общей сырьевой базой - лесными ресурсами, последовательностью использования древесного сырья и общей производственной инфраструктурой. В структуру лесного комплекса входят лесозаготовительная, лесопильно-деревообрабаты-вающая, целлюлозно-бумажная и лесохимическая промышленность. К этим отраслям примыкает лесное хозяйство - лесовосстановление, уход за лесом и т. п.

Общая площадь эксплуатационных лесов области - 22 млн. гектаров с запасом древесины 2,8 млрд. кубических метров. В эксплуатационном фонде преобладает хвойная древесина (2,3 млрд. кубических метров). В сортаментной структуре доминируют средний и крупный пиловочник и балансовое сырье для целлюлозно-бумажного комбината. Ежегодная расчетная лесосека составляет 22 млн. кубических метров

[3].

Основу лесного комплекса отрасли в 2005 г. составляли 110 крупных и средних предприятий, в том числе по видам экономической деятельности: лесозаготовка - 70, обработка древесины и производство изделий из дерева - 33, производство целлюлозно-бумажной древесной массы, бумаги, картона и изделий из них - 7.

Удельный вес региона в производстве продукции лесной промышленности России составляет 6%. В Архангельской области производится 11% деловой древесины, 12% пиломатериалов, 33% целлюлозы и 30% бумаги и картона от общероссийского объема. На экспорт поставляется 60% производимых в области пиломатериалов и 50% продукции целлюлозно-бумажной промышленности (доля в экспорте России по этим показателям - около 25%). В целом же доля Архангельской области в стоимостном объеме экспорта лесобумажной продукции из Российской Федерации составляет 10% [1; 4].

Заготовка леса ведется в основном в районах, имеющих удобное транспортно-географическое положение (вдоль железных дорог, вдоль

реки Северная Двина и ее крупных притоков), что приводит к постепенному истощению лесных ресурсов в этих местах. Вместе с тем огромные массивы лесов, расположенных в Лешуконском, Каргополь-ском и Приморском районах, практически не используются. Основная причина - слабая транспортная освоенность этих территорий. При этом следует заметить, что кубический метр архангельской древесины, используемой в центральных и южных районах страны, обходится на 10-15% дешевле, чем такой же объем леса, вывезенного из Сибири и Дальнего Востока.

Лесная отрасль считается самой весомой и производительной в экономике Архангельской области. В настоящее время здесь работают 75 тыс. человек. Большое количество людей задействовано на сопутствующих предприятиях. Главная проблема лесозаготовок - отсутствие дорог в лесу. Именно строительство дорог становится основной составляющей себестоимости леса. Вложение средств в дороги даст возможность леспромхозам повысить объем заготовок.

В Архангельской области сосредоточены значительные производственные мощности. Объемы производства важнейших видов продукции в регионе в 2005 г. приведены в табл. 1.

Т а б л и ц а 1

Производство важнейших видов продукции в Архангельской области*

Показатель Единица измерения 2005 2004 В % к 2004

Лесозаготовки

Вывоз древесины Тыс. куб. м 8842,9 9060 98

Деловая древесина « - » 9364,5 9654 97

Обработка древесины и производство изделий из дерева

Пиломатериалы Тыс. куб. м 2011,5 2180 92

Технологическая щепа « - » 1055,3 1198 88

Фанера клееная « - » 82,9 84,6 98

ДВП Тыс. кв. м усл. 18827 18692 101

Целлюлозно-бумажное производство

Целлюлоза по варке Тыс. т 2036,8 1974 103

Товарная целлюлоза « - » 804,7 796,7 101

Бумага « - » 340,7 337,3 101

Картон « - » 785,3 727,1 108

* Источник: [3].

Данные табл. 1 свидетельствуют о более динамичном развитии в области целлюлозно-бумажного производства.

Архангельская область является мощным экспортером лесопро-дукции. В 2005 г. через зону деятельности Архангельской таможни было поставлено на экспорт лесной и целлюлозно-бумажной продукции на сумму 732,2 млн. долларов, что на 15% больше, чем в 2004 г. (табл. 2).

Т а б л и ц а 2

Экспорт лесобумажной продукции через зону деятельности Архангельской таможни*

Статисти- Объем, Сред-

Наименование ческая % к тыс. т % к няя % к

товара стоимость, 2004 (тыс. 2004 цена, 2004

млн. долл. куб. м) долл.

Круглые 8,0 142,8 189,1 149,4 42,3 95,0

лесоматериалы

Пиломатериалы 232,9 104,9 1786,0 102,9 130,4 101,9

Целлюлоза 255,2 113,0 659,3 105,9 387,1 106,9

Бумага 85,8 116,0 183,9 112,2 466,6 103,4

Картон 86,0 114,0 255,4 109,5 336,3 104,2

Фанера 23,8 116,3 67,3 97,9 353,6 118,9

Прочая 40,5 293,0

лесопродукция

* Источник: [3].

Экспортные поставки лесопромышленного комплекса региона осуществляются в 70 стран мира. Основные страны-импортеры: Ирландия, Нидерланды, Германия, Великобритания, Венгрия, Украина, Китай, Франция, Польша, Бельгия. На долю этих стран приходится более 70% стоимостного объема поставок. Основными экспортерами являются ОАО «Котласский ЦБК», ОАО «Архбум», ОАО «Соломбальский ЛДК», ОАО «Лесозавод № 3», ОАО «Онежский ЛДК».

Вместе с тем экспортное лесопиление теряет конкурентоспособность из-за отсталости технологий и износа оборудования. Из крупных предприятий только Онежский ЛДК и Лесозавод № 25 обновили технологии и оборудование. Начато техническое перевооружение Лесозавода № 3. Практически всем предприятиям требуется обновление сушильного хозяйства.

К основным приоритетам развития ЛПК Архангельской области в ближайшей перспективе можно отнести:

- рациональное использование лесных ресурсов, повышение экологической безопасности и ответственности пользователей лесных богатств;

- увеличение доли собственного сырья в структуре поставок круглых лесоматериалов для переработки в регионе;

- модернизацию и техническое переоснащение предприятий;

- развитие транспортной инфраструктуры.

За несколько лет трудно добиться кардинальных изменений и сделать из лесопромышленного комплекса Архангельской области лесной кластер по образу и подобию, например, финского. Архангельский ЛПК десятки лет приобретал опыт производства экспортных досок, целлюлозы, картона. Целесообразно опираться на это направление и далее, внедряя новые технологии, укрепляя конкурентоспособность и позиции традиционной для области продукции. Параллельно можно создавать небольшие предприятия по выпуску продукции деревообработки, мебельных заготовок, тары и т. д.

Хотя такие планы и не дадут резкого прироста производства конечной продукции в установленный период, но обеспечат стабильную продолжительную динамику развития и создадут платформу для более существенного роста в перспективе, а главное обеспечат трудоустройство и улучшат социальное положение населения региона.

Рассчитывать на приток масштабных инвестиций, в том числе и от реальных зарубежных инвесторов, можно лишь при повышении капитализации российских лесопромышленных компаний, росте их акционерного капитала. Однако объектом для серьезных капиталовложений станет лишь крупная по мировым меркам и устойчивая компания. Следовательно, залог долговременного повышения конкурентоспособности лесопромышленного комплекса - его консолидация вокруг крупнейших компаний отрасли.

Список литературы

1. Архангельская область в цифрах: Статистический сборник (официальное издание). Архангельск, 2004.

2. Закон о переходе лесов в управление субъектам Федерации мы нетерпеливо ждали. Актуальное интервью // Лесная газета. 2006. 24 января.

3. Лесопромышленный комплекс Архангельской области в 2005 году // www.arkhadm.gov.ru/economy/timber.asp

4. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2004: Статистический сборник / Росстат. М., 2004.

5. Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» // Российская газета. 2006. 3 января.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.