Научная статья на тему 'О некоторых вопросах развития экспортного потенциала лесопромышленного комплекса России'

О некоторых вопросах развития экспортного потенциала лесопромышленного комплекса России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
285
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК ЛЕСА / ЛЕСНОЙ ФОНД / ЛЕСНЫЕ РЕСУРСЫ / ЛЕСООБРАЗУЮЩИЕ ПОРОДЫ / ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / REGIONAL MARKET FORESTS / FOREST RESERVE / FORESTS / TREE SPECIES / TIMBER INDUSTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Веретенов О. В.

В статье рассмотрены показатели экспортного потенциала предприятий лесопромышленного рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SOME ISSUES OF THE DEVELOPMENT OF THE EXPORT POTENTIAL OF RUSSIAN TIMBER INDUSTRY

The article describes the data export potential of timber market.

Текст научной работы на тему «О некоторых вопросах развития экспортного потенциала лесопромышленного комплекса России»

Таблица 2. Результаты апробации предложенного подхода к исследованию тенденций изменения структуры имущественного комплекса в инновационно активных экономических системах нефтегазовой сферы

Параметры Значения Прирост выручки/ себестоимости Групповые значения F Итоговое значение

P, 118,5

P„ 118,3 +80,4

ß,„ 9,196 Fp-+40,8

a„ 8,532

57,0 +39,6

s- 56,8

s, 118,0

s» 113,3 +864,4

â. 111,32 Fs-+204,5 F=+289

a, 108,309

57,3 +659,9

Co, 52,8

u, 112,6

u„ 110,3 +425,6

Qw 121,484 F,-+43,7

Qw 120,159

CUl 52,4 +381,9

49,8

ной нефтепереработки напрямую связано с необходимостью изменение структуры инновационных преобразований имущественно комплекса в пользу радикальных инноваций, составляющих менее 4% от общего числа инновационных изменений, при одновременном сокращении числа имитационных инноваций, составляющих более 50% от общего числа инноваций.

Таким образом, при построении множества анализируемых методов и инструментов исследования тенденций изменения структуры имущественного комплекса инновационно активных предприятий нефтегазовой сферы, наряду с показателями инновационной активности и затрат их сопровождающих, целесообразно дополнительно использовать показатели функциональных возможностей и опосредованно обеспечиваемой экономической эффективности.

При реализации рациональных методов изучения тенденций изменения структуры имущественного комплекса инновационно активных предприятий нефтегазовой сферы необходимо своевременно вносить изменения к требованиям по показателям иннова-ционности ТАТ, в оценку относительного изменения рыночной сто-

имости организации по сравнению с относительным ростом отраслевого рынка за последние N лет, в оценку не только доли, но и функциональных возможностей приобретенного нового производственно-технологического оборудования. При этом результат во многом предопределяется избранными подходами к технико-технологическому развитию предприятия.

Литература:

1. Горбунов С.В. Использование инвестиционного инжиниринга в системе управления имущественным комплексом промышленного предприятия [Текст] / С.В. Горбунов, Д.В. Хавин // Транспортное дело России. - 2006. - № 9. Часть 3. - С. 19 - 20.

2. Даванкоев А.Ю., Головихин С.А., Волчанов В.П. Управление имущественными комплексами на промышленных предприятиях. - Челябинск: Челябинский гос. университет, 2000. - 19 с.

3. Мазур И.И., Шапиро В.Д. Реструктуризация предприятий и компаний. Учебное пособие. / Под общ. ред. И.И. Мазура - М.: ЗАО "Издательство "Экономика", 2009. - 456 с.

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ

Веретенов О.В., аспирант Международной академии оценки и консалтинга (МАОК) В статье рассмотрены показатели экспортного потенциала предприятий лесопромышленного рынка.

Ключевые слова: региональный рынок леса, лесной фонд, лесные ресурсы, лесообразующие породы, лесопромышленный комплекс.

ON SOME ISSUES OF THE DEVELOPMENT OF THE EXPORT POTENTIAL OF

RUSSIAN TIMBER INDUSTRY

Veretenov O., the post-graduate student, International Academy Appraisal and Consulting (MAOK) The article describes the data export potential of timber market.

Keywords: regional market forests, forest reserve, forests, tree species, timber industry.

Отечественные предприятия лесного рынка в своей внешнеторговой деятельности постоянно сталкиваются с жесткой конкуренцией со стороны иностранных производителей на внутренних рынках, и всё большее число предприятий лесного рынка ищут новые катализаторы роста своей активности за пределами страны.

Для успешного достижения целей на зарубежных рынках компаниям необходим стратегический подход. С нашей точки зрения, стратегия внешнеторговой деятельности предприятий - это инструмент, по которому предприятия могут обозначить приоритеты,

определяющие их превосходство по сравнению с конкурирующими предприятиями.

С этой точки зрения, определяющими компонентами рыночной стратегии являются, во-первых, решения о распределении ресурсов по конкретным товарам и рынкам, предлагающим наилучшие возможности для инвестирования (портфельная стратегия) и, во-вторых, механизм создания долговременных конкурентных преимуществ (стратегия позиционирования).

Данные виды стратегии могут дополняться стратегией роста

предприятия. В случае выхода предприятия лесной промышленности на внешнеторговые рынки, различным этапам интернационализации также свойственны определенные стратегии.

Залог успеха предприятий лесного рынка - разработка стратегии, при которой функционирование предприятия оптимально соответствует внешним условиям. При этом предприятия должны обладать способностью предложить потребителям ассортиментный ряд товаров, удовлетворяющий их потребности лучше, чем продукция конкурентов.

Лесной рынок России опирается на широкую ресурсную базу и обладает выгодными экспортными условиями. С 2001 г. в работе предприятий лесного рынка сохранялась позитивная динамика и в 2004 году, например, вывоз древесины составил 109, 2 млн. куб. м. Однако, в 2007-2009 гг. спрос на лесоматериалы снизился почти на 11% (наибольшее падение спроса зафиксировано в 2008 г. на уровне 12. 3%, а наименьшее в 2009 г. - 11, 2 %. Именно в 2008 г. наблюдалось резкое снижение экспорта леса из России (на 27, 1 % по сравнению с предыдущим годом), а в 2009 г. даже на 44 % 1.

Статистика показывает, что объём производства, конъюнктура рынка, цены и другие показатели непосредственно связаны с положением мирового рынка продукции лесопромышленного комплекса на конкретный момент времени, и, соответственно, мировой и внутригосударственной политикой страны по вопросу управления лесами. Экономические, политические, демографические и социальные тенденции задают направления по управлению лесами и воздействуют на формулировку национальной политики по этой проблеме и формированию эффективных стратегий противодействия негативным процессам, происходящим в отрасли.

Основой развития и функционирования лесного рынка является лесосырьевой потенциал Российской Федерации (22% мировых запасов леса). Рынок лесозаготовительной продукции включает в себя различные сортименты деловой древесины.

Наибольший рост объёмов производства древесины наблюдается на лесозаготовительных предприятиях Архангельской, Иркутской, Костромской и Нижегородской областях, Республики Коми, Карелии и Хабаровском крае. Более 60 % леспромхозов улучшили своё финансово-экономическое положение и обеспечили рост объёма производства на величину от 12 до 70 %. Экономически развитые регионы, где высок уровень внутреннего потребления (Центральный, Уральский), занимают среднее положение.

Анализ показал, что в лесопромышленном комплексе практически отсутствуют предприятия, занятые только производством пиломатериалов. Большая часть лесопильных цехов работает в составе лесозаготовительных и лесохозяйственных предприятий (70%). На предприятия, совмещающие лесопиление с деревопереработкой, приходится чуть более 17% и около 13% лесопильных цехов в составе непрофильных предприятий (строительство, промкомбинаты и др.).

В производстве целлюлозно-бумажной продукции помимо географического расположения главную роль играет спрос, определяемый качеством и конкурентоспособностью ее на внутреннем рынке, и, особенно на внешних рынках. Эти факторы предопределили более высокий уровень производства целлюлозы, бумаги и картона в Северном районе России и Иркутской области.

Предприятия Иркутской области, Братский и Усть-Илимский ЛПК, расположены на значительном удалении от основных рынков, но также производят имеющую спрос и достаточно высокого качества продукцию: товарную хвойную зеленую целлюлозу и картон для гладких слоев гафрокартона.

В целом уровень рентабельности на рынке лесной продукции в целом за период 2005 - 2008 гг. повысился, финансовое состояние предприятии лесной промышленности под влиянием увеличения объёмов производства и ценовой конъюнктуры на внешнем и внутреннем рынках улучшается.

Между тем, из задач федерального уровня первоочередными являются снижение уровня налогообложения, создание условий для кредитования производства, упрощение схемы возврата НДС с валютной выручки предприятий.

Следует отметить, что в мировом лесопромышленном производстве постоянно происходит процесс специализации отдельных стран на выпуске той или иной продукции, что позволяет монополизировать производство отдельных видов лесоматериалов, полу-

1 См.: шп£з @ businesstat. rn

2 State of Canadas Forests 2009 // Report by CFS, Ottawa, 2009.

фабрикатов и готовых изделий. Поэтому неизбежно между странами, даже с высокоразвитым лесопромышленным производством, постоянно происходит государственный обмен, т. е. экспорт и импорт лесопродукции.

Продукция лесной промышленности является значительной статьей дохода в экономике ведущих стран мира. Так, чистая стоимость экспорта лесной продукции Канады (7% мировых запасов леса) находится на первом месте в мире и составила в 2008 году 30, 2 млрд. долл.2 Кризис в строительном секторе США обусловил в 2006-2008 гг. абсолютное падение потребления товаров деревообработки до 16 млрд. долл. В указанный период в Швеции стоимость экспорта лесной продукции составила 11 млрд. долл. (16 %), в Финляндии - 11 млрд. долл. (37 %).

Россия экспортирует сегодня (в пересчете на круглый лес) более 50 % производимой лесопродукции в 75 стран мира или около 23 % от мировой лесной торговли, при этом сырье и полуфабрикаты достигают 95-97 % от всего объёма.

В период до августа 1998 г. из России экспортировалось более 7 млн. куб. м. качественных хвойных пиломатериалов, из которых значительная часть поставлялась в страны Западной Европы (Великобритания, Нидерланды, Германия, Италия и др.) по высоким ценам. На этих поставках специализировались крупные, хорошо оснащенные предприятия Карелии, Архангельской области, Красноярского края.

Лесоматериалы круглые поставляются более чем в 50 стран мира. Крупнейшими импортерами российского леса являются Финляндия (44,1 %) и Япония (23,8 %). Продукцию лесозаготовительной промышленности в относительно больших объемах импортируют из России Финляндия, Китай, Швеция, Южная Корея и Турция.

Сравнивая структуру экспорта, можно заключить, что Россия значительно уступает, в частности, Финляндии, которая в основном экспортирует готовую продукцию (удельный вес бумаги и картона в её общей валютной выручке составляет 68,3 %, России -22 %; деловая древесина - соответственно 1,5 и 32,8 %).

На рынке леса проводится постоянная целенаправленная работа по повышению эффективности производства и экспорта лесо-продукции: ввод новых и техническое обновление мощностей; системный контроль за качеством и ценами на экспортную продукцию; совершенствование нормативных документов, регламентирующих требования в экспортной продукции (ГОСТ, ОСТ, технические условия); участие в международных комитетах по стандартизации и др. Систематически перерабатываются стандарты и другие нормативные документы, с тем, чтобы приводить требования по качеству товара, в соответствии с постоянно растущими запросами потребителей. В настоящее время сняты практически все ограничения на экспорт лесобумажной продукции. Любой экспортер может самостоятельно выходить на внешний рынок. В целом же экспорт продукции лесозаготовительной промышленности играет существенную роль, как в экономике страны, так и в повышении эффективности работы всего лесопромышленного комплекса, составляет значительную долю в объеме производства.

Наиболее перспективными для экспортеров станут страны Азии, т.к. спрос на древесину и изделий из нее будет постепенно возрастать с 70 до 76 млн. м.

Учитывая ограниченные лесные ресурсы Европы и то, что Северная Америка не может рассматриваться как потенциальный экспортер для европейского региона, в прогнозном периоде Россия будет одним их основных лесоэкспортеров в страны Европы. Останутся приоритетными поставки лесоматериалов из России в страны Северной Африки. Среди стран Азиатско-Тихоокеанского региона наибольший спрос на российский круглый лес будет по-прежнему в Японии, Китае и Южной Корее.

Рассматривая зарубежный рынок в перспективном периоде, следует отметить необходимость совершенствования российской экспортной политики. На протяжении всей истории экономического развития России и экспорт лесных материалов занимал одно из важнейших мест во внешнеэкономической деятельности. По объему валютной выручки он постоянно занимал 3-4 место, уступая лишь нефти, газу и машиностроительной продукции. Однако, структура российского лесного экспорта несовершенна. В экспорте лесоматериалов преобладает продажа необработанного круглого леса,

на долю которого в течение последних лет приходилось 29-36 % общей валютной выручки. Выигрывая в объеме экспорта, страна теряет в его стоимостном выражении.

Исходя из указанной оценки сложившейся ситуации в экспорте леса и необходимости повышения эффективности этой деятельности главным стратегическим направлением экспортной политики должно стать снижение доли необработанного круглого леса и увеличение продаж переработанной древесины. Эта политика важна ещё и потому, что, по прогнозам ФАО, экспорт круглого леса в России к 2020 г. должен снизится на 20 -25 %. А рост вывозки древесины к 2020 г. по сравнению с 1999 г. увеличится в 2,7 раза. Соответственно изменится структура лесного экспорта в стоимостной оценке. Доля необработанного круглого леса в общей валютной выручке составит менее 10 %. В этих условиях обязательным условием выполнения стратегических установок экспортной политики должно быть осуществление комплекса мероприятий на региональной и федеральном уровнях по защите и поддержке отечественного лесозаготовительного производства с тем, чтобы обеспечить сбалансированный рост поставок на внутренний и внешний рынок.

Организация лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств будет приобретать комплексный характер. ЛПК войдет в число ведущих отраслей экономики России по доле в ВВП, по объему выпускаемой продукции и экспортной выручке. Следовательно, при имеющемся потенциале лесной отрасли Россия в ближайшем будущем может по праву занять ведущее место среди лесных держав мира.

Но сегодня российский рынок лесной продукции формируется в большой степени в зависимости от импорта и экспорта этой продукции. Экспорт достаточно подробно был рассмотрен выше. Россия, как и большинство зарубежных стран, импортирует отдельные виды лесобумажной продукции. Импорт лесобумажной продукции отвлекает большие валютные средства и их величина растет.

Номенклатура импортируемой продукции обширная и детальный анализ показывает, что структуру ввозимой продукции нельзя признать полностью необходимой и целесообразной. Доля импорта лесозаготовительной промышленности в импорте страны ничтожно мала 0,4 - 0,6 %, в то время как доля экспорта составляет 5 %. Эта статистика оправдана, поскольку Россия - богатейшая в мире страна по запасам древесины, а, следовательно, лесопромышленный комплекс ориентирован на переработку отечественной, а не импортной древесины.

По нашему мнению, следует выделить несколько важных причин того, почему в Россию импортируется лесопродукция:

1. Импорт целесообразен и экономически выгоден при поставке в Россию отдельных видов древесины из пограничных государств. Например, из Литвы и частично из Латвии в Калининградскую область поставляются балансы на целлюлозно-бумажные предприятия по умеренным ценам. Это выгоднее, чем везти круглый лес в Калининградскую область из российских регионов.

2. В Россию завозятся лесоматериалы, которые здесь не производятся, или продукция, качество которой значительно выше отечественной. И хотя эти товары приобретаются в большинстве случаев за счет личных средств узкого круга населения, в целом складывающаяся ситуация небезобидна, так как из-за отсутствия четкой импортной политики государства отечественные производители не имеют возможности развивать свое производство. Одновременно, импорт -это выгодная статья дохода многочисленных торговых структур.

3. Более половины валютных затрат расходуется на импорт товаров массового потребления. Это мебель, изделия деревоперера-ботки (окна, двери, паркет и т. д.), туалетная бумага и др.

С учетом вышеизложенного, очевидной становится необходимость активного государственного регулирования системы импорта лесопродукции в Россию в двух направлениях. С одной стороны, требуется повышение ввозных таможенных пошлин и адресное предоставление лесопромышленным предприятиям, которые будут работать на импортозамещение, кредитов для технического обновления и пополнения оборотных средств. С другой стороны, предстоит пересмотреть политику транспортных тарифов в сторону их снижения.

Анализ динамики объемов производства пиломатериалов за последнее десятилетие наглядно свидетельствует о том, что Россия отошла на второй план, хотя она владеет почти четвертью мировых запасов лесных ресурсов, на ее долю приходится всего 4 % общего объема производства и 6,4 % экспорта. По другим видам продукции лесопереработки доля еще меньше.

Относительно сферы производства продукции лесопромышленного комплекса следует отметить, что в настоящее время назрела необходимость переориентации производственных мощностей на более глубокую переработку древесины. Это характеризует внешний и внутренний рынок. Подобная стратегия позволит предприятиям лесного рынка России более активно развивать экспорт, продвигаться на наиболее перспективные внешние рынки.

Литература:

1. Алимусаев Г.М. Стратегия многоцелевого управления лесным комплексом России. М., 2007.

2. Бурдин Н.А. (сост.). Лесной комплекс Российской Федерации и зарубежных стран: статистический сборник. М.: МГУЛ, 2008.

3. Николайчук А.А. Формирование и развитие лесного рынка в России. Псков: Логос. 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.