психологические аспекты воспитательной, правовой и профилактической работы
УДК 159.9/34
I ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ДЕФОРМАЦИИ I ОБЩЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ
А. Н. Сухов
Статья посвящена раскрытию преодоления основных видов деформации общения осужденных с позиции социально-психологического подхода. Это обстоятельство является существенным фактором ресоциализации лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях.
Ключевые слова: различные виды деформации общения осужденных, ресоциализация, социально-пенитенциарная психология, служба пробации.
Исследование различных видов деформации в среде осужденных, а именно изоляционной, жестконормативной, нравственной (ценностно-смысловой) и криминальной, представлено автором ранее '. Однако вопросы раскрытия и преодоления основных видов деформации общения осужденных с позиции социально-психологического подхода не получили научного обоснования. Ключ к пониманию эффективности ресоциализации осужденных лежит в плоскости анализа их субкультуры, различных видов деформации общения, организационной культуры пенитенциарных учреждений. Концептуально это положение совпадает с подходом к ресоциализации осужденных, реализуемом в развитых странах. Ресоциализация определяется соотношением двух этих процессов. Чтобы последствия столкновения двух взаимоисключающих факторов были позитивными, необходимо устранить, по возможности, изоляционную деформацию общения осужденных.
В ресоциализации осужденных выделяются два периода: пенитенциарный и постпенитенциарный. В свою очередь, они подразделяются на период отбывания наказания осужденных и ресоциализацию после их освобождения 2.
Реформа УИС идет именно по этому пути, все последние инициативы ресоциализации осужденных связаны с устранением последствий социальной изоляции, при этом ценность свободы должна возрастать. Здесь обратная связь: если на свободе есть что терять, любой вид наказания существен. Напротив, если на свободе нечего терять, то «тюрьма» становится «домом родным». Об этом свидетельствует сезонная преступность. Для повышения эффектив-
ности ресоциализации осужденных важна и другая группа факторов, связанная с преодолением жестко нормативной и нравственной деформации осужденных. К сожалению, есть множество причин, которые усложняют этот процесс, создают трудности, например реклама, фильмы и т. д.
Что касается группы факторов ресоциализации осужденных, то она связана с устранением криминальной деформации их общения, в основе которой лежит повышение криминального профессионализма лиц, отбывающих уголовное наказание.
Результаты многочисленных исследований, анализ практики, а также статистических данных подтверждают эти выводы. В связи с реформой УИС респондентам был задан вопрос: «В ходе отбывания наказания осужденные исправляются или получают дополнительный преступный опыт?» Результаты ответов: более 50% опрошенных указали на то, что в условиях отбывания наказания происходит вторичная асоциализация. В связи с этим вторичная асоциа-лизация является самым серьезным антифактором ресоциализации осужденных.
В свою очередь, в основе вторичной асоциализа-ции осужденных лежат разные факторы, и прежде — всего криминальная деформация общения, а также недофинансирование исправительных учреждений, что приводит нередко к зависимости персонала тюрем и колоний от представителей криминального мира. При этом большую заинтересованность в распространении криминальной идеологии проявляют представители организованной преступности. Они рассматривают исправительные учреждения в качестве базы рекрутирования и рынка сбыта наркотических и других запрещенных предметов. Представители организованной преступности заинтересованы в сохранении, развитии криминальной деформации осужденных.
Модернизация психосоциальной работы с осужденными является основным инструментом преодоления деформации их общения, а следовательно, ресоциализации. Как известно, модернизация означает усовершенствование, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества. Иначе говоря, это изменение в соответствии с требованиями современности. Для того чтобы модернизация носила эффективный характер, ее модель
60
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 2(61)
Сухов А. Н. Пути преодоления деформации общения осужденных
должна быть теоретически обоснована. Это одно из условий развития в любой сфере. Говоря о модернизации психосоциальной работы с осужденными, следует прежде всего отметить, что она пока осуществляется далеко не в полном объеме. Связано это с доминированием традиционного подхода к пониманию и организации социальной работы. Она строилась в основном в рамках социолого-ориентированного подхода.
Однако в соответствии с психолого-ориентированным подходом осужденным должна оказываться не только социальная, но и психологическая помощь. В последнем случае речь идет о психосоциальной работе. Именно этот подход поможет наиболее эффективно заниматься преодолением различных видов деформации общения осужденных. В основе психосоциальной работы лежат широко известные теоретические школы: психоанализа; гуманистическо-кзестенциальная; гештальт-психология и т. п. Но эти подходы пригодны лишь для личностно-группового уровня психосоциальной работы. В частности, заслуживает внимания структурный подход. Тем не менее адекватный подход к организации психосоциальной работы с осужденными пока не сформулирован. Он крайне необходим для анализа и описания субъектов, объектов, технологий оказания психосоциальной помощи. Таковым должен стать социальнопсихологический подход.
Психосоциальная работа как инструмент преодоления различных видов деформации общения осужденных невозможна без создания такого научного направления, как социально-пенитенциарная психология. В данном случае речь, по существу, идет об образовании самостоятельной подотрасли пенитенциарной психологии, которую следует назвать социально-пенитенциарной психологией.
В качестве аргументов, пригодных для обоснования социально-пенитенциарной психологии, можно привести следующие обстоятельства.
Традиционно личность осужденного является основным объектом пенитенциарной психологии, повышенное внимание к личности осужденного вполне оправданно как в научном, так и в практическом плане.
При анализе факторов, определяющих ресоциализацию осужденных, возникает потребность обращения к возможностям социальной психологии и к проблеме деформации общения осужденных. Дело в том, что личностный подход имеет свои ограничения. Однако, несмотря на это, в последнее время отмечается большое внимание к изучению вопросов именно структурных характеристик личности осужденных. Кроме того, на обозначившуюся проблему оказывает в значительной степени влияние фактор, связанный с увлечением психоанализом, гештальтпсихологией и т. п.
Объясняется это тем, что запрещенные в советское время подходы западных психологических школ на самом деле пригодны для эффективного практиче-
ского использования. Однако их применение, как правило, не выходит за личностно-групповые границы. В то же время за пределами этого остаются неизученные или слабоизученные социально-психологические явления.
Ради справедливости следует констатировать, что в советское время в центре внимания находились именно среда, малые группы, конфликты, групповые эксцессы, различные виды деформации общения, социальная адаптация осужденных и т. д. Поэтому есть все основания для того, чтобы социальнопенитенциарная психология получила статус самостоятельной отрасли.
Имеется опыт по созданию аналогичной отрасли, на основе чего разработаны и читаются соответствующие курсы.
Представляется, что наиболее приемлемым подходом для анализа современной преступности в России является социально-психологический взгляд на природу данного социального феномена. В свою очередь, в качестве основы концептуальной модели понимания преступности может стать теория деформации социальных отношений, институтов, общества и личности. Учет именно этого обстоятельства позволяет понять истинные причины, механизмы и масштабы криминализации государства, экономики и общества.
Соответственно, социально-пенитенциарная психология обладает возможностью внести вклад в социально-психологическую интерпретацию и решение следующих проблем:
— управления исправительными учреждениями;
— организационной культуры, социальнопсихологического климата, репутации, конфликтов в пенитенциарных организациях;
— мониторинга социально-психологических явлений в пенитенциарных учреждениях, в том числе социально-психологических явлений в среде осужденных: социально-психологической структуры личности осужденных; различных видов деформации общения; стратификации; субкультуры; малых неформальных групп осужденных и т. д.;
— ресоциализации осужденных;
— социально-психологической адаптации освобожденных из исправительных учреждений.
Развитие социально-психологической компетентности сотрудников исправительных учреждений, прежде всего — в области общения, в значительной степени повысит их уровень профессионализма, в частности конфликтологической компетентности, профессиональной наблюдательности, эффективности ведения переговоров и т. д. Иными словами, теория социально-пенитенциарной психологии выступает в качестве основы для эффективного преодоления различных видов деформации общения осужденных в результате соответствующей профессиональной подготовки сотрудников УИС.
Кроме того, подготовка сотрудников исправительных учреждений в рамках социально-пенитен-
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 2(61)
61
Галкина Н. В., Пахмутова Е. А. Центр временного содержания для несовершеннолетних...
циарной психологии позволит обеспечить их взаимодействие со службой пробации, которая рано или поздно, но будет, по нашему убеждению, все же создана.
Без всякого сомнения, социально-пенитенциарная психология внесет также весомый вклад в реализацию психолого-ориентированного подхода к социальной работе с осужденными. При этом у нее есть все предпосылки стать ядром курса «Психосоциальная работа с осужденными», преподаваемого для бакалавриата. Что касается подготовки магистрантов, то социальнопенитенциарная психология может стать основой для создания направления подготовки слушателей по профилю «Социально-психологические технологии работы с осужденными».
Что касается ресоциализации осужденных, освобождаемых из исправительных учреждений, то в данном случае нельзя избежать рассмотрения проблем их социальной адаптации.
Социальной адаптацией лиц, освобождаемых из исправительных учреждений, занимаются разные структуры, есть положительный опыт создания реабилитационных центров и т. д. Однако до настоящего времени в России нет единой службы, которая выполняла бы координирующую роль, хотя в ряде стран западных и СНГ такая служба имеется. Речь идет о службе пробации. Чаще всего термин «пробация» употребляется в связи с деятельностью по исполнению наказаний, альтернативных лишению свободы, наказаний, которые осужденные отбывают в обществе. Пробация рассматривается как уголовный надзор (уголовная опека). Интерес к службе пробации возникает в первую очередь в связи с ее функцией исполнения наказаний, не связанных с изоляцией от общества, а также условного наказания.
Известно, что отбывание наказания в виде лишения свободы препятствует последующей соци-
УДК 342.9
ЦЕНТР ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ В РОССИИ
Н. В. Галкина, Е. А. Пахмутова
В статье рассматриваются правовые основы функционирования системы ювенальной юстиции в России на современном этапе и практическая реализация идей ювенальной юстиции в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ГУ МВД России по Пермскому краю. Представлен также опыт реализации программы репозиционирования ЦВСНП как учреждения системы ювенальной юстиции.
Ключевые слова: несовершеннолетний правонарушитель, центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, ювенальная юстиция, имидж, репозиционирование.
альной адаптации личности, ее возвращению в общество: личность в условиях изоляции утрачивает социально значимые навыки, усваивает в местах лишения свободы криминальную субкультуру, которая также не способствует ресоциализации личности. Возникает все это в результате деформации осужденных.
В то же время отбывание наказания без изоляции от общества, под надзором квалифицированного персонала (под уголовной опекой, пробацией) позволяет избежать негативных нравственных, психологических и физических последствий изоляции, поскольку при альтернативном наказании навыки социального взаимодействия сохраняются и развиваются под воздействием социальной среды и при активной помощи сотрудников служб пробации.
Государственная служба пробации — это государственное учреждение, которое обеспечивает общественную безопасность в сфере работы с лицами, которые отбывают уголовное наказание не в местах лишения свободы, а в обществе (условные наказания, принудительные работы), и помогает бывшим осужденным вернуться в общество. Служба пробации обладает неоспоримыми возможностями для преодоления различных видов деформации общения осужденных, освобождаемых из исправительных учреждений, следовательно, их ресоциализации. 1
1 Сухов А. Н. Криминогенное общение в среде осужденных : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 1991. 25 с. ; Его же. Социальная психология преступности : учеб. пособие. М., 2007. 350 с.
2 Гуров А. И. Криминальный профессионализм и борьба с ним: по материалам уголовного розыска / под ред. И. И. Кар-пеца. М., 1983. С. 96-97 ; Его же. Профессиональная преступность. Прошлое и современность. М., 1990. С. 77 ; Психология общения : энциклопедический словарь / под общ. ред. А. А. Бодалева. М., 2011. С. 275-28.
Осуществление деятельности полиции по работе с причинами, влияющими на преступность, в настоящее время затруднено дефицитом ресурсов доверия и партнерства, поддержки со стороны граждан и общественных организаций. Взаимодействие полиции и общества может быть реализовано в двух направлениях: с одной стороны, полиция получает информацию, необходимую для предотвращения и расследования преступлений, с другой стороны, взаимодействие с обществом повышает доверие населения к полиции, позволяет гражданам вносить вклад в обеспечение собственной безопасности и влиять на деятельность полиции. Кроме того, за счет такого партнерства между гражданами и полицией граждане начинают чувствовать за собой часть ответственности за поддержание должного качества жизни и решение социальных проблем в своем районе '. Естественно,
62
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 2(61)