Н.Ю. Комлев,
кандидат юридических наук (Казанский юридический институт МВД России)
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ, СВЯЗАННОГО С ЛИШЕНИЕМ СВОБОДЫ, В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ
В данной статье содержится анализ нововведений в пенитенциарной системе, посвященных исправлению несовершеннолетних осужденных, оценивается совершенствование механизма развития социального контроля в системе исполнения наказаний. Автором формулируются приоритетные направления для дальнейшего развития исправления несовершеннолетних преступников в России.
Ключевые слова: пенитенциарная система, социальный контроль, предупреждение преступности несовершеннолетних, депенализация, ресоциализация, несовершеннолетние осужденные, воспитательные центры.
In this article contains an analysis of innovations in the prison system, dedicated to the correction of convicted minors, is estimated to improve the mechanism of the development of social control in the penitentiary system. The author formulates the priority directions for the further development of the correction of juvenile offenders in Russia.
Key words: The penitentiary system, social control, prevention of juvenile crime, depenali-zation, resocialization, minor prisoners, child-care centres.
Совершенствование механизма, организационных форм и методов социального контроля в рамках пенитенциарной системы России, где отбывают наказание несовершеннолетние преступники, вызывает повышенный интерес ученых, политиков, работников правоохранительных органов, представителей общественных организаций. Как известно, стратегическими направлениями развития уголовно-исполнительной политики являются в современных условиях демократизация и гуманизация исполнения уголовных наказаний, что представляется серьезной попыткой осмыслить и преодолеть «кризис наказания» (Н.Кристи, Т.Матисен, Я.Гилинский и др).
Согласно Я.И. Гилинскому, «кризис наказания» проявляется, во-первых, в том, что после Второй мировой войны во всем мире наблюдается рост преступности, несмотря на все усилия полиции и уголовной юстиции. Во-вторых, человечество перепробовало все возможные виды уголовной
репрессии без видимых результатов. В-третьих, не снижается уровень рецидивной преступности. В-четвертых, и, что особенно важно, по мнению психологов, длительное тюремное заключение приводит к необратимым изменениям психики человека [1].
Демократизация, гуманизация, депена-лизация пенитенциарной системы чрезвычайно важны для исправления и коррекции поведения в отношении несовершеннолетних преступников. В первую очередь речь идет об изменении системы формального социального контроля с усилением мер реабилитации несовершеннолетних,о коррекции порядка исполнения и условий отбывания наказания в местах лишения свободы.
Кризисные явления в пенитенциарной сфере привели к разработке и реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2020 года, одним из направ-
лений которой является преобразование воспитательных колоний для несовершеннолетних осужденных в воспитательные центры для лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте, и выработке новых подходов в пенитенциарной практике в отношении указанной категории граждан.
По состоянию на 1 марта 2013 года, в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы ФСИН России содержалось 697,8 тыс. человек, в том числе в 46 воспитательных колониях для несовершеннолетних - 2,2 тыс. человек. Цифры рекордно низкие для нашего государства, так как, к примеру, в 2003 году был 16 491 несовершеннолетний осужденный, в 2006 - 12752, в 2009 - 5970, в 2011 - 2808 [2].
Как видим, за последнее десятилетие число несовершеннолетних осужденных сократилось более чем в 7 раз, что является позитивной тенденцией, отражающей реализацию идеи сокращения численности юного «тюремного населения» страны и гуманизацию исполнения наказания. Этот результат обусловлен комплексом перемен по совершенствованию формального социального контроля, который включает в себя не только депенализацию, но и декриминализацию некоторых деяний в отношении несовершеннолетних с широким применением альтернативных лишению свободы мер воздействия.
Вместе с тем пенитенциарная система, несмотря на снижение числа осужденных, во многом остается в прежнем состоянии, поскольку процесс реформ начался в стране с запаздыванием и происходит крайне медленно. Это во многом обусловлено и тем, что еще не завершена реформа МВД, других правоохранительных институтов. При этом государство не может обойтись без мест лишения свободы, исправительных учреждений, в том числе воспитательных колоний, где отбывают наказание несовершеннолетние преступники.
Как показывает содержательный анализ, положения концепции развития пенитенциарной системы страны содержат недостаточный объем конструктивных предло-
жений, направленных на решение проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних в контексте гуманизации формального социального контроля. Между тем эти меры широко представлены в пенитенциарном праве и практике коррекции, исправления несовершеннолетних преступников в развитых странах, в частности, это касается широко применяемых ювенальных пробаций, УДО под честное слово (Parole), juvenal training schools и др. [3].
Современная зарубежная и отечественная пенитенциарная наука большое внимание уделяет вопросам отбывания наказания несовершеннолетними, которые в силу возрастной и социальной незрелости составляют особую категорию осужденных. Так, С.О. Данилова, анализируя преступность несовершеннолетних, указывает на то, что практически 70% подростков совершают повторные преступления и возвращаются в места лишения свободы [4].
Происходящее свидетельствует о том, что цели уголовного наказания, связанные с реальными сроками лишения свободы, не достигаются. Более того, период пребывания «за решеткой» не проходит бесследно для психики и девиантной карьеры несовершеннолетнего преступника, на что справедливо указывал еще в начале XX века выдающийся русский криминолог и исследователь пенитенциарного права М.Н. Гернет: «Тюрьма служит школой криминальной профессионализации, а не местом исправления» [5]. Действительно, подростковый период совпадает с активным физиологическим формированием организма, а это существенно влияет на формирование основных черт характера, потребностей и стилевых характеристик поведения. Отсутствие социального опыта и навыков в разрешении жизненных и межличностных проблем делает несовершеннолетних уязвимыми в сложных социально-психологических ситуациях и не позволяет им сопротивляться распространяющейся в узкой и закрытой тюремной среде криминальной субкультуре.
Согласно проводимой в стране пенитенциарной реформе, несовершеннолетние, осужденные к лишению свободы, бу-
дут отбывать наказание в исправительных учреждениях нового типа - воспитательных центрах с обычным и усиленным наблюдением. Главным принципом формирования системы воспитательных центров для несовершеннолетних осужденных станет обеспечение раздельного их содержания в зависимости от общественной опасности совершенных преступлений и уровня «криминальной зараженности» личности. Предполагается также изменить подходы к осуществлению социальной, психологической и воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными в воспитательных центрах на основе применения индивидуальных форм воздействия, более широкого взаимодействия с общественностью [6].
Очевидно, что работа с указанной категорией лиц требует соответствующего социально-реабилитационного сопровождения, позволяющего обеспечить их эффективную ресоциализацию к условиям жизни в современном обществе. Несомненно, что главной задачей, стоящей перед современным пенитенциарным учреждением для несовершеннолетних, является организация деятельности психолого-педагогического и реабилитационного характера, которая должна проводиться с учетом не только возрастных, но и индивидуальных (психологических, физиологических, уголовно-правовых) характеристик осужденных. Все это предопределяет объективную необходимость рассмотрения вопроса о создании исправительного учреждения для несовершеннолетних осужденных нового типа, с учетом европейских стандартов пенитенциарной деятельности, а также отечественного опыта.
Создание воспитательных центров позволит обеспечить раздельное содержание несовершеннолетних осужденных, имеющих наибольшую степень «криминальной зараженности», и остальной части воспитанников. Это позволит разграничить несовершеннолетних, впервые осужденных к лишению свободы, от тех, кто отбывал наказание ранее, а также осужденных за совершение особо тяжких преступлений. Такое разделение будет способствовать предотвращению распространения крими-
нальной субкультуры среди осужденных, а также повышению эффективности воспитательной работы с лицами, совершившими преступления в несовершеннолетнем возрасте, с учетом их уголовно-правовых характеристик.
Организация исправительного воздействия в воспитательном центре имеет кардинальные отличия, поскольку предполагает отказ от отрядной системы и переход к индивидуальным и групповым формам работы. Предусматривается оптимизация численности несовершеннолетних осужденных в коллективах на основе мульти-дисциплинарного подхода. Данное нововведение позволит обеспечить индивидуализацию процесса исправительного воздействия, приоритет в работе психолого-педагогических и социальных методов и форм воздействия на осужденных перед репрессивными.
В воспитательном центре предусматривается создание условий отбывания наказания, позволяющих стимулировать пра-вопослушное поведение осужденных путем последовательного снижения уровня правоограничений в рамках системы «социального лифта». Авторами проекта воспитательных центров предполагается минимизация элементов, характерных для учреждений тюремного типа. Решение данных вопросов позволит в перспективе снизить в воспитательном центре численность сотрудников подразделений охраны и надзора, увеличить число сотрудников, выполняющих функции социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными [7].
Таким образом, в ходе пенитенциарной реформы подготовлена концептуальная модель воспитательного центра для несовершеннолетних осужденных. Разработаны основные принципы и подходы организационно-функционального построения воспитательного центра как нового вида исправительного (коррекционного) учреждения. Вместе с тем остается еще немало дискуссионных вопросов. Среди них: обеспечение раздельного содержания на территории одного воспитательного центра различных категорий осужденных, а также лиц мужского и женского пола; ус-
тановление правового статуса участка воспитательного центра для содержания лиц, достигших совершеннолетия; изменение форм и методов работы с воспитанниками; закрепление элементов прогрессивной системы исполнения наказания в условиях сложной организационной структуры воспитательных центров. Специального рассмотрения требуют вопросы, касающиеся обеспечения уровня охраны и открытости для общества и СМИ воспитательных центров.
Обобщение опыта противодействия преступности в России и других странах показывает необходимость дальнейшего совершенствования пенитенциарной системы с целью установления более эффективного социального контроля за лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, их реабилитации, закрепления положительных результатов применения к ним уголовно-правовых мер предупреждения рецидива преступлений. Как указывает А.И. Рарог, в специальной литературе такой контроль называется криминологическим, профилактическим, посткриминальным, постпенитенциарным [8]. Очевидно, что всестороннее наблюдение за несовершеннолетними, освободившимися из мест лишения свободы, как направление деятельности крайне важно и необходимо для совершенствования постпенитенциарного социального контроля. Как правильно заметил П.В. Иванов, «исправление осужденного не должно кончаться его освобождением из мест лишения свободы» [9].
Резюмируя анализ основных положений реформы отечественной пенитенциарной системы в отношении исправления несовершеннолетних осужденных, представляется, что следует выделить в качестве приоритетных для дальнейшего развития следующие направления:
1. Создание судов ювенальной юстиции по делам несовершеннолетних и рассмотрение дел этой категории коллегией присяжных заседателей, которые бы принимали решение о виновности или невиновности несовершеннолетнего в совершении преступления и назначали реальные сроки отбывания наказания в воспитательных центрах только тогда, когда это является
необходимым этапом воспитательной работы. Так, например, во Франции принято считать, что мера в виде тюремного заключения может не оказывать разрушительного воздействия на личность, если она сочетается с мерами воспитательного характера до, во время и после отбывания наказания. Однако при этом, поскольку условия отбывания наказания еще откровенно плохие, следует учитывать реальную степень риска, связанную с пребыванием в тюрьме [10].
2. Формирование службы судебного контроля за лицами, отбывающими наказание в воспитательных центрах, не достигшими совершеннолетия, с возможностью реализации принципа индивидуализации наказания.
3. Максимальное использование в рамках формального социального контроля мер, альтернативных лишению свободы, с целью предотвращения стигматизации личности несовершеннолетнего, его деви-антной карьеры (рецидивизма) под воздействием субкультуры преступной среды.
4. В настоящее время, в соответствии с действующим уголовно-исполнительным законодательством, несовершеннолетние отбывают наказание в воспитательных колониях до достижения ими 19 лет (п. 9 ст. 74 УИК РФ). Представляется целесообразным обеспечить этим лицам полное отбытие наказание в воспитательном центре, без перевода в иные места лишения свободы, однако содержаться при этом они должны изолированно от несовершеннолетних осужденных.
5. Возможно также применение отсрочки наказания на определенный срок, но реализация контроля и наблюдения за лицом в этот период с помощью электронных средств. При наступлении срока применения наказания следует еще раз обсудить необходимость применения реального срока лишения свободы, проанализировав при этом поведение лица в подконтрольный период времени и выслушав мнение ответственных за изучение его личности и поведения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гилинский Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Издательство Р.Асланова «Юридический центр Пресс»,2007.С.434-435.
2. См.: Официальная статистика ФСИН по состоянию на 01.03.2013 г. [Электронный ресурс]. URL: http:// Ы1р://фсин.рф^шс1иге/^реС;огЛао/ statistika/Kratkaya%20har-ka%20UIS// (дата обращения 10.04.2013).
3. Shover N. Einstadter W.J. Analyzing American Corrections. Belmont, 1988. P.107-141.
4. Данилова С.О. Профилактика преступлений, совершаемых несовершеннолетними осужденными в воспитательных колониях: теоретический, правовой и организационный аспекты: автореф. дис... канд. юрид. наук. Саратов, 2012. С. 3-5.
5. Гернет М.Н. В тюрьме: очерки тюремной психологии. Киев,1930.
6. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: утверждена распоряжением правительства РФ от 14 октября 2010 года № 1772-р.
7. Основные параметры концептуальной модели воспитательного центра для несовершеннолетних осужденных // Вопросы ювенальной юстиции. 2010. № 6 (32).
8. Уголовное право России. Общая часть: учебник / под ред. А.И. Рарога. М., 2006. С. 235.
9. Иванов П.В. Особенности правовых последствий осуждения и отбывания наказания лицами в несовершеннолетнем возрасте // Вопросы ювенальной юстиции. 2008. № 4.
10. Туре де Куси Ф. Режим отбывания наказания для несовершеннолетних во Франции // Вопросы ювенальной юстиции. 2007. № 4.