Научная статья на тему 'ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА'

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
128
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ПОЛИТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА / МОДЕЛЬ ГАРМОНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ВОСПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПОДХОД / ФУНКЦИОНАЛЬНО-МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шихвердиев А. П., Вишняков А. А., Оганезова Н. А.

В статье представлены этапы развития экономического роста, приведена формализация различных концепций. Рассмотрены вопросы сравнения воспроизводственного и функционально-макроэкономического подходов к исследованию экономического роста, дана субъективная оценка преимуществ и недостатков данных подходов. Согласно Стратегии экономического и социального развития, представлены 3 направления политики экономического роста (экономическое, социальное, экологическое). На примере Республики Коми предложены направления по развитию экономики региона, охватывающие параметры экономического роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шихвердиев А. П., Вишняков А. А., Оганезова Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА»

Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Capital of Syktyvkar State University. 2016. № 2

ОБЩАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ A COMMON ECONOMIC THEORY

Пути повышения экономического роста Ways of increasing economic growth

УДК 338.1

А. П. Шихвердиев, Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина (Сыктывкар, Россия)

А. А. Вишняков, Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина (Сыктывкар, Россия)

Н. А. Оганезова, Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина (Сыктывкар, Россия)

В статье представлены этапы развития экономического роста, приведена формализация различных концепций. Рассмотрены вопросы сравнения воспроизводственного и функционально-макроэкономического подходов к исследованию экономического роста, дана субъективная оценка преимуществ и недостатков данных подходов. Согласно Стратегии экономического и социального развития, представлены 3 направления политики экономического роста (экономическое, социальное, экологическое). На примере Республики Коми предложены направления по развитию экономики региона, охватывающие параметры экономического роста.

Ключевые слова: экономический рост, экономическое развитие, политика экономического роста, модель гармонического развития, воспроизводственный подход, функционально-макроэкономический подход.

© Шихвердиев А. П., Вишняков А. А., Оганезова Н. А., 2016

A. P. Shihverdiev, Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Syktyvkar State University named after Pitirim Sorokin» (Syktyvkar, Russia)

A. A. Vishnyakov, Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Syktyvkar State University named after Pitirim Sorokin» (Syktyvkar, Russia)

N. A. Oganezova, Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Syktyvkar State University named after Pitirim Sorokin» (Syktyvkar, Russia)

The article presents the stages of economic growth shows the formalization of the various concepts. Questions of comparison, reproduction and functional-macro-economic approaches to the study of economic growth, given the subjective assessment of the advantages and disadvantages of these approaches. According to the Strategy of Economic and Social Development, presented 3napravleniya growth policy (economic, social, environmental). In the case of the Republic of Komi proposed directions for the development of the economy of the region, covering the parameters of economic growth.

Keywords: economic growth, economic development, economic growth policy, the model of harmonious development, reproductive approach of functional macro-economic approach.

Экономический рост и этапы его развития: теоретические аспекты

Экономический рост, занимая одно из центральных областей макроэкономического ана-

Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2016. № 2

лиза, является одной из наиболее важных характеристик экономической жизни любой страны мира.

Начиная с классической школы политической экономии, вопросы динамического развития экономических систем интересовали многих ученых. Однако о выделении теории экономического роста как раздела макроэкономики, который занимается моделированием процессов экономического развития государства, можно говорить лишь с XX в.

Большой вклад в разработку теоретических и методологических проблем факторного анализа экономического роста и макроэкономического моделирования с использованием аппарата производственных функций, а также вопросов инновационного развития экономики внесли российские и зарубежные экономисты: В. В. Леонтьев, П. Дуглас, С. Кузнец, Р. Солоу, Р. К. Харрод, Г. А. Фельдман, Е. Домар, Й. Шумпетер, Дж. Хикс, Д. Родрик, Р. Саммерс, А. Хестон, Н. Г. Манкив, Д. Ромер, Н. А. Вейл, Ф. Рэмзи, С. Аукуционек, Дж. Стиглиц, Д. К. Гелбрайт, Д. Норт, Д. Ван, Н. Д. Кондратьев, А. И. Анчишкин, В. А. Трапезников, С. В. Дубов-ский, Е. С. Майминас, И. П. Николаева, Д. И. Ко-курин, А. Яковлев, С. Цирель, В. Н. Фридляндов, А. Ю. Юданов и др.

Начало теории экономического роста заложила модель Г. А. Фельдмана. Опираясь на схемы общественного воспроизводства Маркса, он разработал модель пропорционального динамического равновесия экономики («модель гармонического развития»] [6]. Однако об определенной научно-исследовательской программе можно говорить, начиная с работ Р. Харрода [13]. В них стало формироваться ядро этой модели, которое можно сформулировать так:

1] теория роста занимается изучением состояния равновесия в динамике (Р. Харрод, 1939 г.];

2] экономический рост определяется накоплением факторов производства.

Второе положение использовалось еще в классической программе исследования экономического роста. В разных формах оно присутствовало у А. Смита, Д. Рикардо, Т. Мальтуса, Н. Сениора, Дж. Ст. Милля. Одним из основных результатов классической исследовательской программы стало утверждение о том, что на экономический рост в основном влияет накопление факторов.

В 1956 году Р. Солоу в работе «Contribution to the Theory of Economic Growth» представил модель равновесного экономического роста при полной занятости и полном использовании производственных мощностей. Она послужила главной теоретической базой для анализа прогрессивного сдвига в программе исследования экономического роста. Не случайно модель считается эталонной [4], на её основе производится сравнение других моделей экономического роста.

Проводимые учеными различных стран исследования доказывают, что помимо труда, капитала и технологии в современных условиях следует учитывать человеческий капитал, роль научно-технического прогресса и других инновационных факторов экономического роста, к которым можно отнести выделившиеся в самостоятельный фактор информационно-коммуникационные технологии, а также институциональные инновации, прямо связанные с деятельностью государства как в отношении развития науки и технологий, так и в совершенствовании институциональной основы экономической деятельности.

Известны случаи, когда экономический рост сопровождался увеличением неравенства. Подобная ситуация описывается так называемой кривой С. Кузнеца, также возможны ситуации, когда условия существования данной кривой нарушены и закономерность Кузнеца не выполняется на тех или иных интервалах социально-экономического развития. В частности, представленные А. Сеном данные по развивающимся странам говорят о том, что равномерность распределения создаваемого в экономике дохода в сильной степени влияет на социальные результаты развития. Экономика может демонстрировать высокий темп роста национального дохода и такую же высокую его величину на душу населения, но за счет того, что этот доход распределяется крайне неравномерно, располагать худшей системой социального обеспечения, здравоохранения, системой образования и, как следствие, иметь более низкие индикаторы, определяющие продолжительность жизни, уровень образования и медицинского обеспечения. Иными словами, благополучие жизни в таком случае будет значительно ниже, нежели при более равномерном распределении дохода.

На сегодняшний день в экономической теории сложились два основных подхода к исследованию экономического роста:

Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Capital of Syktyvkar State University. 2016. № 2

1) воспроизводственный;

2) функционально-макроэкономический.

Воспроизводственный подход берет начало в трудах классиков политической экономии и получает дальнейшее развитие в марксистской политической экономии, в работах отечественных экономистов XIX—XX вв.

Функционально-макроэкономический подход представлен в работах Дж. М. Кейнса и его последователей и в дальнейшем развивался в рамках «основного течения» экономической мысли.

На наш взгляд, всестороннее исследование проблем экономического роста возможно при комплексном использовании обоих подходов — воспроизводственного и функционально-макроэкономического, поскольку функционально-макроэкономический подход позволяет количественно оценивать вклад отдельных факторов в экономический рост, а воспроизводственный подход — показать взаимосвязь экономического роста с другими формами экономической динамики.

В условиях современной российской экономики выделяют 2 направления политики экономического роста: дирижистское и либеральное.

Либеральное направление придерживается неоклассического подхода. Дирижистская модель одним из главных факторов роста рассматривает инновации, инвестиции, и для усиления роли этих факторов в экономическом росте необходимы вмешательство и помощь государства.

Согласно неоклассическому направлению, политику экономического роста не следует проводить специально. Меры экономической политики, стимулирующие и поддерживающие экономический рост, сосредоточены внутри цикла. Экономический рост поддерживается рынком и не требует особого вмешательства государства. Это либеральная модель.

На наш взгляд, для поддержания качественного экономического роста правительству следует применять инструменты экономической политики, способствующие росту выпуска за счет повышения качества факторов производства на основе инновационной базы.

Главной целью экономического и социального развития региона является повышение уровня жизни населения на основе устойчивого развития экономики, а одной из стратегических целей — обеспечение макроэкономиче-

ской стабильности и достижение устойчивых темпов экономического роста. В связи с чем политика качественного экономического роста должна охватывать три направления: экономическое, социальное и экологическое [12].

Практические аспекты стратегического управления экономическим ростом в регионе

По словам зампредседателя экономического совета при президенте, экс-министра финансов РФ А. Кудрина, экономике нашей страны не хватает решительности, что является причиной оттягивания начала экономического роста, в связи с чем необходимо искать перспективы экономического роста в России при существующей модели экономики [5].

По мнению советника Президента РФ академика РАН С. Ю. Глазьева, дальнейшее развертывание кризиса в России, как и в ведущих странах мира, будет определяться сочетанием двух процессов — разрушения прежних экономических структур и становления новых. При этом существующие ныне финансовые, хозяйственные и политические институты либо перестроятся в соответствии с потребностями роста новых производственно-технологических систем, либо прекратят свое существование. Мировая финансовая система становится поливалютной, а глобализация сменяется глокализацией — формированием крупных региональных экономических союзов с ведущей ролью азиатско-тихоокеанского региона в мировой экономике [3].

Мы разделяем точку зрения проф. С. Ю. Глазьева, что для любой страны необходимым условием благополучного выхода из кризиса является наличие собственной стратегии, ориентированной на сохранение своего экономического потенциала и опережающей создание предпосылок роста новых производств. Это предполагает защиту стратегических активов и внутреннего рынка от набегов иностранного спекулятивного капитала, а также проведение активной научно-технической и структурной политики по выращиванию конкурентоспособных предприятий на перспективных направлениях экономического роста. Для этого необходима эффективная система стратегического планирования и мощная национальная финансово-инвестиционная система, опирающаяся на внутренние источники кредита

Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2016. № 2

и защищенная от дестабилизирующих воздействий мирового финансового рынка.

В рамках современной экономической ситуации на примере Республики Коми Научно-исследовательским центром корпоративного права, управления и венчурного инвестирования СГУ им. Питирима Сорокина разработаны примерные направления по развитию экономики региона, охватывающие различные параметры экономического роста для достижения заданных целей.

I. Формирование и развитие системы управления путем государственно-частного партнерства и муниципально-частного партнерства, ориентированными на создание развитого регионального рынка ценных бумаг для обеспечения трансформации сбережений в инвестиции и на обеспечение устойчивого социально-экономического развития региона в целом.

В современных условиях финансовая система играет ключевую роль в обеспечении сбалансированности и инновационного развития региональной экономики. Для решения этих задач необходима современная, конкурентоспособная, инновационно-ориентированная финансовая инфраструктура. Конкурентоспособный финансовый рынок не только представляет собой наиболее эффективный механизм трансформации сбережений в инвестиции, обеспечения оптимального объема денежной массы для развития реального сектора экономики, но и является неотъемлемой частью экономического суверенитета и национальной безопасности.

Основными направлениями формирования инвестиционного ресурса должны быть стимулирование населения и бизнес-сообщества к сбережению и инвестированию денежных средств через механизмы рынка ценных бумаг. Для эффективного и динамичного экономического роста необходимо повысить мобильность капиталов в экономике, обеспечить опережающий рост финансовых рынков по сравнению с другими отраслями путем совместных усилий власти и бизнеса с использованием передового мирового опыта.

Рынок ценных бумаг является важнейшим инструментом централизации реальных капиталов, здесь формируются реальные источники экономического роста, концентрируются и распределяются финансовые ресурсы.

Посредством рынка ценных бумаг обеспечивается перелив капиталов.

Рынок ценных бумаг — это своеобразное зеркало, отражающее основные черты современной региональной экономики. Ситуация на рынке ценных бумаг свидетельствует об экономической конъюнктуре в стране и дает ориентиры инвесторам для вложения своих капиталов. Выступая гибким инструментом инвестирования свободных денежных средств, рынок ценных бумаг открывает возможность для обеспечения экономического роста, пионерного освоения регионов, создает условия для обеспечения экономической безопасности [9].

Учитывая современные геополитические и экономические вызовы, риски, перманентную нестабильность, развитие рынка ценных бумаг требует совместных усилий власти и бизнеса, использования эффективных современных инструментов государственно-частного и муни-ципально-частного партнерства [10].

Для реализации данного направления необходимо:

1. Обеспечение взаимосвязи развития государственно-частного и муниципально-част-ного партнерства в регионе и формирования регионального рынка ценных бумаг, позволяющего обеспечить экономический рост, пионерное освоение регионов, обеспечение экономической безопасности.

2. Разработка механизма государственно-частного и муниципально-частного партнерства на региональном уровне с учетом специфики Севера, обеспечивающего развитие фондового рынка как инфраструктуры общественного воспроизводства.

3. Формирование инструментария по повышению качества кадрового потенциала органов региональной и муниципальной власти в сфере государственно-частного партнерства и развития фондового рынка.

4. Выявление структуры мотиваций, которые позволят вовлечь бизнес в проекты государственно-частного и муниципально-част-ного партнерства.

5. Классификация основных рисков при реализации проектов государственно-частного и муниципально-частного партнерства и разработка механизмов их снижения.

6. Разработка алгоритма организации и развития региональных и муниципальных органов власти способных эффективно развивать

Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Capital of Syktyvkar State University. 2016. № 2

потенциал государственно-частного партнерства в отраслях экономики.

7. Разработка предложений по созданию надлежащей системы нормативно-правовых актов на региональном и муниципальном уровнях в сфере государственно-частного партнерства в части формирования регионального рынка ценных бумаг.

8. Создание механизма стимулирования дополнительных выпусков ценных бумаг и системы защиты прав инвесторов с использованием инструментов государственно-частного и муниципально-частного партнерства [11].

9. Разработка алгоритма снижения издержек и рисков в процессе обращения ценных бумаг и роста капитализации компаний Республики Коми.

10. Разработка эффективной системы управления развитием государственно-частного и муниципально-частного партнерства для формирования регионального рынка ценных бумаг как инструмента трансформации сбережений в инвестиции.

11. Упор на увеличение доли отечественных инвестиций прежде всего за счет капитализации денежных средств населения республики и прилегающих регионов.

12. Обеспечение существенного прироста оборота предприятий региона в целях использования ими возможностей рынка ценных бумаг.

II. Обеспечение эффективного управления социально-экономическим развитием региона путем совершенствования корпоративного управления как одного из институциональных условий экономического роста. В настоящее время низкий уровень корпоративного управления и недостаточная инвестиционная активность организаций является одной из фундаментальных проблем качественного экономического развития региона [8].

В целях реализации необходимо:

1. Выявление базисных составляющих эффективного корпоративного управления как фактора активизации региональной экономики, обеспечение инвестиционной привлекательности и инновационной активности и установление фундаментальных закономерностей создания условий для реализации приоритетных направлений в области энергоэффективности и ресурсосбережения в рамках построения эффек-

тивнои инновационном социально-ориентированной системы с учетом специфики Севера.

2. Определение закономерностей в процессе управления региональной экономикой с учетом концептуальной универсальности эффективного корпоративного управления.

3. Создание алгоритма повышения уровня корпоративного управления с возможностью его использования в качестве части международной экономической политики, нацеленной на привлечение долгосрочных инвестиций.

4. Разработка механизмов высокоэффективного корпоративного управления для обеспечения инвестиционной и инновационной деятельности с использованием инструментов государственно-частного партнерства.

5. Разработка рекомендаций по совершенствованию государственного регулирования корпоративного управления, формирования системы оценки эффективности корпоративного управления и созданию системы целевых нормативов для оценки эффективности и стимулирования эффективности управленческих решений, формирования эффективной системы стимулирования менеджмента корпорации и представителей совета директоров, создания информационной системы для поддержки функционирования механизма корпоративного управления, формирования системы корпоративного управления в межгосударственных хозяйственных группах.

III. Разработка механизмов эффективного управления предпринимательскими рисками в целях обеспечения благоприятного инвестиционного климата региона с использованием совершенной модели корпоративного управления мирового уровня, позволяющей активизировать инвестиционную деятельность, обеспечить благоприятный инвестиционный климат, экономическую безопасность и качественный экономический рост в условиях Севера.

В целях реализации положений Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и Стратегии экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года, формирование и поддержание благоприятного инвестиционного климата через повышение инвестиционного потенциала и снижение инвестиционных рисков является приоритетным направлением

Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2016. № 2

развития инвестиционной сферы Республики Коми. Это позволит создать условия и предпосылки для накопления и использования инвестиционного потенциала, обеспечивающего устойчивый экономический рост на основе прогрессивных структурных сдвигов.

Для реализации необходимо:

1. Обоснование взаимосвязи состояния инвестиционного климата северного региона с эффективностью управления предпринимательскими рисками и высоким уровнем корпоративного управления.

2. Разработка фундаментальных основ эффективного управления предпринимательскими рисками в целях обеспечения благоприятного инвестиционного климата региона и установление фундаментальных закономерностей создания благоприятного инвестиционного климата в целях построения эффективной инвестиционной системы с учетом специфики Cевера.

3. Установление закономерностей в процессе управления предпринимательскими рисками с учетом концептуальной универсальности эффективного корпоративного управления.

4. Разработка механизмов эффективного управления предпринимательскими рисками и повышения уровня корпоративного управления для обеспечения благоприятного инвестиционного климата в условиях Cевера с использованием механизма государственно-частного партнерства.

5. Разработка алгоритма повышения уровня корпоративного управления с возможностью его использования в качестве части государственной экономической политики, нацеленной на привлечение долгосрочных инвестиций и интеграцию в мировую экономическую систему.

6. Формулировка фундаментальных постулатов развития государственно-частного партнерства в условиях Севера с учетом эффективного мирового опыта в целях управления инвестиционными рисками в условиях глобализации с учетом специфики геополитических вызовов.

IV. Инвестиционная стратегия региона должна быть направлена на организацию и стимулирование инновационной деятельности, превращение ее в устойчивый источник экономического роста. Одним из главных направлений развития и стимулирования инновационной деятельности является создание инновационной инфраструктуры [2].

Нами проведено исследование по проблемам организации и развития инфраструктуры инвестиционной и инновационной деятельности в Республике Коми, по итогам которого установлено, что способствовать развитию инновационной деятельности в регионе могли бы следующие факторы:

— создание региональной программы развития инновационной инфраструктуры;

— создание пакета региональных законов, содействующих занятию инновационным бизнесом;

— создание некоммерческих фондов инвестирования в инновационную деятельность — венчурных фондов;

— популяризация коммерческого использования новых научных достижений;

— повышение эффективности ярмарок высоких технологий, организация центров обмена (трансфера) технологиями, проведение тендеров на новые инвестиционно-привлекательные научные проекты;

— инвестирование в небольшие (пилотные), но быстрые по времени окупаемости инновационные проекты.

Для поддержки инновационной деятельности организациям региона не хватает таких объектов инфраструктуры, как производственно-технические структуры (технопарки, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий и др.); кадровые структуры; консалтинговые организации (бухгалтерские, юридические, финансовые и др.); образовательные структуры; финансовые структуры; информационно-аналитические объекты; сбытовые организации; специализированные подразделения органов государственной власти и местного самоуправления.

Сделан вывод о том, что государственное вмешательство в развитие инновационной инфраструктуры в первую очередь должно предусматривать как выполнение государством регулирующей функции на уровне законодательства, так и наличие частных и государственных субъектов управления инновационным развитием.

Для реализации необходимо:

1. Создание финансовых стимулов для инвесторов, вкладывающих средства в инновационные предприятия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Обеспечение рационального сочетания механизмов государственного прямого и косвенного стимулирования и рыночных механиз-

Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Capital of Syktyvkar State University. 2016. № 2

мов при осуществлении инновационной деятельности.

3. Финансовая поддержка в форме целевых грантов, а также налоговых льгот на исследования и разработки.

4. Содействие повышению образования в области инновационной деятельности.

5. Обеспечение активного развития инновационной деятельности предприятий и организаций, работающих в области коммерциализации технологий.

6. Разработка механизмов снижения процентных ставок при кредитовании инновационных компаний.

7. Воспитание инновационной культуры среди предпринимателей.

8. Разработка приемлемых методов прогноза эффекта от инноваций.

9. Прозрачность в отношении налогообложения доходов и прироста капитала с целью избежания двойного налогообложения в инновационные проекты.

10. Развитие информационной среды.

11. Создание правовой основы для деятельности венчурных фондов и активизация фондового рынка для обеспечения ликвидности инвестиций в инновации.

При установлении региональных приоритетов инновационной деятельности необходимо исходить из перспектив освоения промышленностью рыночных ниш с помощью внедрения новых технологий, а также решения наиболее острых проблем региона (социальных, экологических].

Особое внимание следует уделить инфраструктурным системам поддержки инновационной и научно-технической деятельности:

• системе информационного обеспечения научно-технической и инновационной деятельности;

• системе экспертизы научно-технических и инновационных программ и проектов;

• системе финансово-экономического обеспечения инновационной и научно-технической деятельности;

• системе производственно-технологической поддержки;

• системе сертификации наукоемкой продукции;

• системе продвижения на рынок научно-технических разработок и наукоемкой продукции;

• системе координации и регулирования развития научно-технической и инновационной деятельности.

Каждая из перечисленных систем, входящих в инфраструктурный комплекс научно-технической и инновационной деятельности, должна иметь механизмы реализации своих функций и соответствующие организационные элементы в виде специализированных или многофункциональных организаций, которые будут обеспечивать работу данных механизмов.

Формирование инфраструктуры Республики Коми необходимо осуществлять в тесной взаимосвязи с инфраструктурами других регионов в рамках Северо-Западного федерального округа и страны в целом [2].

Необходимым условием успешного развития научной, научно-технической и инновационной деятельности в регионе является также региональная поддержка территориальных образований с высокой концентрацией научно-технического, промышленного и образовательного потенциала (гг. Сыктывкар, Ухта, Воркута, Усинск, Печора, Вуктыл]. Данные образования должны стать «точками роста», территориями «опережающего инновационного развития», одной из важнейших составляющих региональной инновационной системы.

V. Устойчивое развитие региональной экономики немыслимо без учета экологических аспектов. Ввиду региональных особенностей сырьевой по своей сути экономики Республики Коми необходим первоочередной учет экологических факторов в системе государственного управления, бизнеса и гражданского общества, обусловливающих социально-экономическое развитие республики и обеспечение конституционных прав ее жителей.

Для реализации необходимо:

1. В преддверии 2017 г., объявленного Президентом Российской Федерации В. В. Путиным Годом экологии и Годом особо охраняемых природных территорий, кардинально пересмотреть подходы к экологическому образовательному процессу и просвещению граждан республики, от школьников до пенсионеров, с целью осознания важности и необходимости экологического развития РФ и обеспечения экологической безопасности.

Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2016. № 2

2. Создать стройную систему интеграции вуза в хозяйственную систему республики в части квотирования студентов в бизнес-структуры на время прохождения производственной практики и в дальнейшем, по окончании вуза, закрепить молодого специалиста на данном предприятии.

3. Законодательно закрепить порядок экспертного прохождения всех проектов республиканских целевых программ развития экономики (РЦП РЭ) через согласование с Минприроды РК, отвечающей за обеспечение рационального природопользования и охрану окружающей среды.

4. Создать организационно-правовое обеспечение ускорения внедрения экологических стандартов в экономику Республики Коми, используя при этом принципы Глобального договора ООН о социальной ответственности бизнеса.

5. Рассмотреть целесообразность создания Центра внедрения наилучших доступных технологий Республики Коми — ни один отраслевой проект развития в Республике Коми не имеет перспективы инвестирования при отсутствии реальных шагов по внедрению высоких технологий, в т. ч. «зеленых» технологий.

IV. В целях определения эффективности власти необходимым является определение ежегодного уровня (состояния) экономической безопасности региона.

Экономическую безопасность региона можно определить как способность региональной экономики к устойчивому развитию путем обеспечения достойных условий жизни развития личности и субъектов рыночных отношений, социально-экономической и политической стабильности в Республике Коми, а также противостояния влиянию внешних и внутренних угроз.

Основными причинами, вызывающими возникновение угрозы экономической безопасности, являются неустойчивость финансового положения предприятий, неблагоприятный инвестиционный климат в стране и недоверие отечественных потенциальных инвесторов к национальной экономике и государству, отсутствие эффективного механизма регулирования экономики, сохранение инфляционных процессов и неэффективная налоговая политика [7].

Для обеспечения критериев, отвечающих экономической безопасности в Республике Коми, кроме самого главного — создания условий активизации инвестиционной деятель-

ности — необходимо в корне менять функции различных министерств, превращая их в штабы по активизации инвестиционной и инновационной деятельности совместно с хозяйствующими субъектами.

Для обеспечения экономической безопасности необходимо разработать определенные меры и механизмы. Среди мер в системе обеспечения экономической безопасности важное место занимает разработка количественных и качественных параметров состояния экономики, выход за пределы которых вызывает угрозу экономической безопасности [1, с 4—9].

Для определения экономической безопасности важное значение имеет пороговое (предельное) значение указанных выше показателей. Пороговые значения — это предельные величины, несоблюдение значений которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности.

Для определения уровня экономической безопасности в регионе, в целях объективности оценки необходимо создать независимую рабочую группу из числа ученых.

Проводя анализ показателей уровня экономической безопасности в регионе (пороговых значений и фактического состояния), можно будет увидеть, какие важные показатели перешли пороговые значения и не в состоянии обеспечить экономическую безопасность граждан и региона в целом, что в конечном счете негативно влияет на обеспечение экономической безопасности региона.

В результате можно оценить эффективность отдельных органов государственной власти. Представленные направления по усовершенствованию экономики региона позволят обеспечить сбалансированность его развития и долгосрочные условия для социально-экономической стабильности и усиления человеческого потенциала.

Заключение

Следует отметить, что с учетом тенденций развития экономики в долгосрочном периоде наиболее востребованными остаются рынки высокотехнологичной, наукоемкой продукции. Рост высокотехнологичных производств должен быть продолжен при помощи специфиче-

Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Capital of Syktyvkar State University. 2016. № 2

ского стоимостного механизма за счет перераспределения экономических и финансовых ресурсов из других секторов мировой экономики. Малая доля наукоемкого сектора обрабатывающей промышленности пока, к сожалению, не дает оснований для ориентации экономики на преимущественное развитие только этого сектора. В то же время односторонняя ориентация на ресурсодобывающие отрасли и отрасли топливно-энергетического комплекса также не может быть признана основой стратегии экономического развития.

Наиболее перспективной представляется стратегия обеспечения экономического роста, в рамках которой лежит такая последовательность шагов по формированию локальных зон развития элементов технологической структуры экономики, которая позволяет проводить последовательное сокращение доли экспорта первичных ресурсов и энергоносителей с целью увеличения объемов их внутреннего эффективного потребления с последующим наращиванием экспорта продукции с высокой долей до-

бавленной стоимости. Такая ресурсно-инновационная стратегия позволит последовательно гармонизировать пропорции технологической структуры в направлении роста объемов завершающих стадий технологического цикла.

В современных российских условиях необходимо обратить внимание государства на поддержку и стимулирование развития региональных и отраслевых инновационных систем. В связи с этим государственная политика должна реализовываться по таким направлениям, как создание благоприятной экономической и правовой среды в отношении инновационной деятельности; формирование инфраструктуры инновационной системы; создание системы государственной поддержки коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности; развитие национального фондового рынка как инструмента трансформации сбережений в инвестиции, а также повышение уровня корпоративного управления как инфраструктуры общественного воспроизводства и в целом экономической безопасности.

Список литературы

1. Болотов С. П., Вишняков А. А., Шихвердиев П. А. Экономическая безопасность и эффективная власть // Обеспечение высокого качества жизни населения на основе устойчивого экономического роста: сб. матер. науч.-практ. конф. в рамках XII Междунар. северного социально-экологического конгресса. Сыктывкар: Изд-во СГУ им. Питирима Сорокина, 2016. 186 с.

2. Вишняков А. А. Эффективность управления венчурным инвестированием: некоторые императивы, парадигмы и практические рекомендации // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Науч.-исслед. центра корпор. права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского гос. ун-та. 2013. № 4. С. 66—87. URL: http://vestnik-ku.ru/articles/2013/4/22.pdf (дата обращения: 18.05.2016).

3. Глазьев С. Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. М.: Экономика, 2010. 286 с.

4. Красильников А. С. Анализ развития теории экономического роста // Методология и теория экономики. 2007. № 1(26). С. 60—66.

5. Кудрин усомнился в перспективах экономического роста в России // Экономика. 2016. 21 мая. URL: http://www.interfax.ru/business/509401 (дата обращения : 15.05.2016).

6. Фельдман Г. А. К теории темпов народного дохода // Плановое хозяйство. 1928. № 11. С. 150.

7. Шихвердиев А. П. Государство как субъект корпоративных отношений. М.: Издат. центр «Акционер». 2002. 264 с.

8. Шихвердиев А. П. Корпоративное управление. Сыктывкар: Изд-во СГУ им. П. Сорокина, 2015. 354 с.

9. Шихвердиев А. П. Роль государственного регулирования рынка ценных бумаг в обеспечении экономической безопасности его субъектов. М.: ОАО НПО «Издательство "Экономика"», 1999. 319 с.

10. Шихвердиев А. П., Вишняков А. А. Государственно-частное партнерство как инфраструктура активизации инвестиционной деятельности и инновационного развития экономики Севера (на примере Республики Коми). Сыктывкар: Изд-во СыктГУ 2011. 152 с.

11. Шихвердиев А. П., Вишняков А. А. и др. Венчурное инвестирование как фактор инновационного развития Российского Севера. Сыктывкар: Ред.-издат. отдел Сыкт. филиала АНО ВПО ЦС РФ «РУК», 2007. 190 с.

КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ СЕВЕРА

Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2016. № 2

12. Шихвердиев А. П., Михальченкова Н. А., Оганезова Н. А., Ткачев С. А. Формирование национальной инновационной системы социально-экономического развития региона // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Науч.-исслед. центра корпор. права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского гос. ун-та. 2015. № 2. C. 93—119. URL: http://vestnik-ku.ru/images/ articles/2015/2/8.pdf (дата обращения: 10.05.2016).

13. Harrod R. F. An Essay in Dynamic Theory // Economic Journal. 1939. № 49. P. 14—33.

References

1. Bolotov S. P., Vishnyakov A. A. , Shikhverdiyev P. A. Ekonomicheskaya bezopasnost' i effektivnaya vlast' [Economic security and effective power] // Obespecheniye vysokogo kachestva zhizni naseleniya na osnove ustoychivogo eko-nomicheskogo rosta : sbornik materialov nauchno — prakticheskoy konferentsii v ramkakh XII Mezhdunarodnogo severnogo sotsial'no — ekologicheskogo kongressa. — Syktyvkar : Izd-vo SGU im . Pitirima Sorokina , 2016. 186 p.

2. Vishnyakov A. A. Effektivnost' upravleniya venchurnym investirovaniyem : nekotoryye imperativy, paradig-my i prakticheskiye rekomendatsii [The effectiveness of management venture investment: some imperatives paradigms and practical recommendations] // Bulletin of the research center of corporate law, management and venture capital of Syktyvkar State University, 2013, no. 4, pp. 66—87 (In Russ.) Available at: URL: http://vestnik-ku.ru/arti-cles/2013/4/22.pdf (accessed: 18.05.2016).

3. Glaz'yev S. Yu. Strategiya operezhayushchego razvitiya Rossii v usloviyakh global'nogo krizisa. M.: Ekonomika, 2010. 286 p.

4. Krasil'nikov A. S. Analiz razvitiya teorii ekonomicheskogo rosta [Analysis of the development of the theory of economic growth] // Metodologiya i teoriya ekonomiki . 2007. № 1 ( 26 ). P. 60—66.

5. Kudrin usomnilsya v perspektivakh ekonomicheskogo rosta v Rossii. — Ekonomika. 2016. 21 maya. Available at: http://www.interfax.ru/business/509401 (accessed: 15.05.2016 ).

6. Fel'dman G. A. Kteorii tempov narodnogo dokhoda [The theory of the rate of the national income] // Planovoye khozyaystvovo . 1928. № 11. P. 150.

7. Shikhverdiyev A. P. Gosudarstvo kak sub'yekt korporativnykh otnosheniy. — M .: Izdat. tsentr «Aktsioner». 2002. 264 p.

8. Shikhverdiyev A. P. Korporativnoye upravleniye. Syktyvkar : Izd. SGU im . Pitirima Sorokina, 2015. 354 p.

9. Shikhverdiyev A. P. Rol'gosudarstvennogo regulirovaniya rynka tsennykh bumag v obespechenii ekonomiches-koy bezopasnostiyego sub'yektov . M .: OAO NPO «Izdatel'stvo Ekonomika», 1999. 319 p.

10. Shikhverdiyev A. P., Vishnyakov A. A. Gosudarstvenno-chastnoye partnerstvo kak infrastruktura aktivizatsii in-vestitsionnoy deyatel'nosti i innovatsionnogo razvitiya ekonomiki Severa (na primere Respubliki Komi). Syktyvkar: Izd . SyktGU , 2011.152 p.

11. Shikhverdiyev A. P., Vishnyakov A. A. i dr. Venchurnoye investirovaniye kak faktor innovatsionnogo razvitiya RossiyskogoSevera. Syktyvkar : Redaktsionno-izdatel'skiy otdel Syktyvkarskogo filiala ANO VPO TSS RF «RUK», 2007. 190 p.

12. Shikhverdiyev A. P., Mikhal'chenkova N. A., Oganezova N. A., Tkachev S. A. Formirovaniye natsional'noy inno-vatsionnoy sistemy sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya regiona [Formation of socio-economic development of the national innovation system] // Bulletin of the research center of corporate law, management and venture capital of Syktyvkar State University, 2015, no. 2, pp. 93—119 (In Russ.) Available at: URL: http://vestnik-ku.ru/images/arti-cles/2015/2/8.pdf (accessed: 10.05.2016).

13. Harrod R. F. An Essay in Dynamic Theory // Economic Journal. 1939. №49. P. 14—33.

Для цитирования: Шихвердиев А. П., Вишняков А. А., Оганезова Н. А. Пути повышения экономического роста // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2016. № 2. C. 12—22.

For citation: For citation: Shihverdiev A. P., Vishnyakov A. A., Oganezova N. A. Ways of increasing economic growth // Corporate governance and innovative economic development of the North: Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Capital of Syktyvkar State University. 2016. № 2. Р. 13—22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.