Научная статья на тему 'МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО - ДВИГАТЕЛЬ ОСВОЕНИЯ СЕВЕРА И АРКТИКИ (ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР)'

МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО - ДВИГАТЕЛЬ ОСВОЕНИЯ СЕВЕРА И АРКТИКИ (ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
138
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ / СЕВЕРНЫЕ РЕГИОНЫ / АРКТИКА / ПРОРЫВНОЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шихвердиев А. П., Вишняков А. А., Обрезков Н. И.

В информационно-обзорной статье рассматриваются проблемы и основные направления обеспечения прорывного социально-экономического развития северных регионов и арктических территорий РФ с использованием потенциала малого и среднего предпринимательства, реализации эффективной государственной политики управления устойчивым развитием и освоением Севера и Арктики в современных условиях с учетом социальной и экологической ответственности власти и бизнеса, инструментов государственно-частного партнерства, путем моделирования соответствующих сценариев на основе современных направлений в области информационно-коммуникационных технологий и математических методов. Такой подход должен привести к улучшению ряда характеристик социально-экономического развития северных регионов и арктических территорий РФ, которые рассматриваются в качестве индикаторов эффективности реализации государственной политики.Этот информационно-аналитический материал может быть основой научного исследования по стимулированию и созданию инфраструктуры развития малого и среднего предпринимательства в условиях Арктики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шихвердиев А. П., Вишняков А. А., Обрезков Н. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES-AN ENGINE FOR THE DEVELOPMENT OF THE NORTH AND THE ARCTIC (INFORMATION AND ANALYTICAL OVERVIEW)

This informational review article considers the problems and main directions of ensuring breakthrough socio-economic development of the northern regions and Arcticterritories of the Russian Federation using the potential of small and medium-sized businesses, the implementation of effective state policy for sustainable development management and development of the North and the Arctic in modern conditions with regard to social and environmental responsibility of government and business, public-private partnership tools, by modeling the relevant state policy. This will lead to the improvement of a number of characteristics of socio-economic development of the northernregions and the Arctic territories of the Russian Federation, which are considered as indicators of the effectiveness of the state policy implementation.This informational and analytical material can form the basis of a scientific study on stimulating and creating infrastructure for the development of small and medium-sized enterprises in the Arctic.

Текст научной работы на тему «МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО - ДВИГАТЕЛЬ ОСВОЕНИЯ СЕВЕРА И АРКТИКИ (ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР)»

Малое и среднее предпринимательство — двигатель освоения Севера и Арктики

(информационно-аналитический обзор)

Small and medium-sized enterprises — an engine for the development of the North and the Arctic (information and analytical overview)

DOI: 10.34130/2070-4992-2021-1-117

УДК 332.1

А. П. Шихвердиев, ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина» (Сыктывкар, Россия)

А. А. Вишняков, ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина» (Сыктывкар, Россия)

Н. И. Обрезков, ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина» (Сыктывкар, Россия)

A. P. Shikhverdiev, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Pitirim Sorokin Syktyvkar State University» (Syktyvkar, Russia)

A. A. Vishnyakov, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Pitirim Sorokin Syktyvkar State University» (Syktyvkar, Russia)

N. I. Obrezkov, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Pitirim Sorokin Syktyvkar State University» (Syktyvkar, Russia)

В информационно-обзорной статье рассматриваются проблемы и основные направления обеспечения прорывного социально-экономического развития северных регионов и арктических территорий РФ с использованием потенциала малого и среднего предпринимательства, реализации эффективной государственной политики управления устойчивым развитием и освоением Севера и Арктики в современных условиях с учетом социальной и экологической ответственности власти и бизнеса, инструментов государственно-частного партнерства, путем моделирования соответствующих сценариев на основе современных направлений в области информационно-коммуникационных технологий и математических методов. Такой подход должен привести к улучшению ряда характеристик социально-экономического развития северных регионов и арктических территорий РФ, которые рассматриваются в качестве индикаторов эффективности реализации государственной политики.

Этот информационно-аналитический материал может быть основой научного исследования по стимулированию и созданию инфраструктуры развития малого и среднего предпринимательства в условиях Арктики.

Ключевые слова: организационно-экономические механизмы, северные регионы, Арктика, прорывное социально-экономическое развитие, корпоративное управление, малое и среднее предпринимательство, государственно-частное партнерство, социальная и экологическая ответственность.

This informational review article considers the problems and main directions of ensuring breakthrough socioeconomic development of the northern regions and Arctic territories of the Russian Federation using the potential of small and medium-sized businesses, the implementation of effective state policy for sustainable development management and development of the North and the Arctic in modern conditions with regard to social and environmental responsibility of government and business, public-private partnership tools, by modeling the relevant state policy. This will lead to the improvement of a number of characteristics of socio-economic development of the northern regions and the Arctic territories of the Russian Federation, which are considered as indicators of the effectiveness of the state policy implementation.

This informational and analytical material can form the basis of a scientific study on stimulating and creating infrastructure for the development of small and medium-sized enterprises in the Arctic.

Keywords: organizational and economic mechanisms, northern regions, the Arctic, breakthrough socio-economic development; corporate governance, small and medium-sized businesses, public-private partnerships, social and environmental responsibility.

Обоснование проблемы

Важной научной проблемой является недостаточная разработанность эффективных организационно-экономических механизмов стимулирования малого и среднего предпринимательства

в качестве институциональной основы и фактора обеспечения прорывного социально-экономического развития северных регионов России и освоения Арктики.

Исходя из этого имеется необходимость корректировки существующей модели расширенного воспроизводства за счет увеличения добычи природных ресурсов и продажи продукции низкой степени переработки. Имеющийся в настоящее время доход от природных ресурсов необходимо переориентировать на развитие высокотехнологичного инновационного сектора экономики с участием малого и среднего бизнеса, стимулировать к этому крупный бизнес и государственный сектор.

Теоретические и институциональные основы малого и среднего предпринимательства в условиях Севера и Арктики с использованием только модели рыночной экономики, без учета специфики северных и арктических территорий, не отвечают современным вызовам и реалиям. Проблемой является нахождение паритета с моделью государственной плановой экономики, прямого государственного регулирования и стимулирования.

Решение вопросов прорывного социально-экономического развития северных регионов и арктических территорий России с использованием потенциала малого и среднего предпринимательства, реализации эффективной государственной политики и управления развитием и освоением Севера и Арктики в современных условиях путем моделирования соответствующих сценариев на основе современных подходов в области информационно-коммуникационных технологий и математических методов, на наш взгляд, приведет к улучшению ряда основных характеристик социально-экономического развития северных регионов и арктических территорий РФ, которые рассматриваются в качестве индикаторов эффективности реализации государственной политики.

Значимость разработки организационно-экономического механизма стимулирования малого и среднего предпринимательства для обеспечения социально-экономического развития северных регионов России и освоения Арктики обусловлена необходимостью прорывного развития страны и весомым значением в этом Севера и Арктики, более эффективным использованием потенциала северных и арктических территорий, необходимостью развития малого и среднего предпринимательства как одного из приоритетных национальных проектов, потребностью построения инновационной социально ориентированной экономики, необходимостью развития инновационной инфраструктуры, проблематикой финансового обеспечения, нерешенностью ряда социальных и экологических проблем, оттоком населения и связанных с этим вопросов экономической безопасности [1].

Разработка организационно-экономических механизмов с использованием математических и информационных инструментариев и технологий принятия решений имеет значимость для повышения эффективности, качества и обоснованности принимаемых решений в создании условий прорывного развития страны и ее северных регионов и арктических территорий. С позиции конвергенции имеет значимость: создание информационной системы для комплексной оценки социально-экономического потенциала региона; формирования базы знаний в области социально-экономических процессов; разработки актуализированной математической модели динамики субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом специфики Севера и Арктики.

Малое и среднее северное и арктическое предпринимательство — это специфический вид экономической деятельности, который развивается в условиях многочисленных природных и социальных ограничений и отражает естественную потребность человека в самостоятельной деловой активности, реализации творческих деловых идей, рациональном риске и инновационном поиске. Его развитие идет очень трудно ввиду многочисленных природных и рукотворных барьеров. Однако оно уже вносит существенный вклад в формирование новых рабочих мест, повышение динамичности и гибкости, инновационности арктической экономики России.

В современных условиях отсутствует комплексная оценка состояния социально-экономической ситуации арктических территорий ввиду разрозненности и слабой структурированности основных информационных потоков. Это формирует потребность в использовании математического инструментария, анализа базы данных экспертных оценок и выявлении закономерностей на основе математического аппарата (с применением эконометрических моделей, алгоритмов работы с порядковыми переменными для многофакторного ранжирования и методов в области имитационного моделирования экономических процессов). Данное решение позволит построить и под влиянием постоянно меняющихся внешних факторов оперативно корректировать математическую модель для формирования сценариев эффективного развития северных регионов и арктических территорий России

с использованием организационно-экономических механизмов стимулирования малого и среднего предпринимательства.

В настоящее время существует недостаточная разработанность в аспекте современной трансформации, механизмов стимулирования малого и среднего предпринимательства для обеспечения прорывного социально-экономического развития северных и арктических регионов России, использования его потенциала и влияния на социально-экономическое развитие страны в целом.

С учетом приоритетов прорывного развития России (малое и среднее предпринимательство), освоения Севера и Арктики (сырьевая база, военно-космический щит), необходимости перехода от ресурсно-сырьевого к инновационному социально ориентированному сценарию развития нужен дифференцированный подход к специфике Севера и Арктики и необходимости поддержки малого предпринимательства как потенциального фактора его развития, будущего двигателя экономического роста, основы социальной стабильности.

Освоение Арктики — это вызов для обеспечения конкурентоспособности бизнеса. Для этого нужны как разумные меры протекционистской поддержки со стороны государства, так и предоставление возможности работы субъектам малого и среднего северного и арктического предпринимательства по заказу, на партнерских началах с крупным бизнесом, его включение в сферу деятельности крупных компаний. Необходима государственная политика по обеспечению эффективного взаимодействия и взаимозаинтересованности крупных компаний и малого бизнеса северных и арктических территорий.

Проблема усугубляется тем, что социально-экономическое развитие России в последнее время происходит на фоне углубления территориальных диспропорций как в уровне жизни населения, так и в социально-экономическом развитии отдельных регионов.

В то же время стратегический вектор развития страны, в направлении освоения Севера и Арктики на инновационной платформе с социально ориентированным сценарием развития, ставит в качестве одной из задач поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства на Севере и в Арктике. Малое и среднее предпринимательство следует воспринимать как драйвер (определяющий фактор) экономического роста, основу социальной стабильности Севера и страны в целом. И это должно быть отражено в государственной федеральной и региональной политике, связанной с Севером и Арктикой.

Важной является разработка фундаментальных основ и организационно-экономических механизмов стимулирования малого и среднего предпринимательства для прорывного социально-экономического развития северных регионов и эффективного освоения Севера и Арктики с учетом приоритета развития по инновационному социально и экологически ответственному сценарию с использованием математических и информационных инструментариев и технологий принятия решений.

Для этого необходимо выявить специфические факторы, препятствующие развитию малого и среднего предпринимательства в условиях Севера и Арктики. Обосновать положения о необходимости государственного стимулирования и регулирования малого и среднего предпринимательства для обеспечения социально-экономического развития северных регионов России и освоения Арктики. Определить условия внедрения и установить критерии эффективности разработанных механизмов стимулирования малого и среднего предпринимательства на северных и арктических территориях.

Возможность получения предполагаемых результатов объективно связана с важностью освоения Севера и Арктики с учетом современных глобальных вызовов, огромным интересом мирового научного сообщества к эффективному использованию ресурсного потенциала Севера и Арктики, требований к социальной и экологической безопасности, в том числе отраженных в документах Сети Глобального договора ООН по социальной ответственности, приоритетности развития малого и среднего предпринимательства.

Возможные пути решения проблемы

Разработка организационно-экономических механизмов стимулирования малого и среднего предпринимательства для обеспечения прорывного социально-экономического развития северных регионов России и освоения Арктики с использованием математических и информационных инструментариев и технологий искусственного интеллекта и принятия решений имеет значимость в создании условий для прорывного развития страны. Необходимо создать информационную систему для комплексной оценки социально-экономического потенциала северных регионов и арктических

территорий РФ; сформировать базу знаний в области социально-экономических процессов; разработать актуализированную математическая модель, построенную на основе базы знаний.

Теоретические и институциональные основы организационно-экономических механизмов стимулирования малого и среднего предпринимательства в условиях Севера и Арктики должны не только включать элементы модели рыночной экономики, но и учитывать специфику Севера и Арктики — модели государственной плановой экономики, учитывая отечественный и зарубежный опыт.

В контексте вышеизложенного необходимо разработать и обосновать мероприятия по совершенствованию нормативного правового обеспечения деятельности северных и арктических предпринимателей.

Требуется обосновать возможность для малого и среднего предпринимательства стать активным участником реализации Стратегии развития Арктической зоны и обеспечения национальной безопасности. Это станет возможным только при создании единых условий экономической деятельности на всех территориях, входящих в Арктическую зону РФ.

По результатам проведенных нами ранее исследований факторов развития малого и среднего предпринимательства в условиях Севера и Арктики необходимо продолжить рассмотрение на законодательном уровне перечня направлений экономической деятельности, по которым необходимо оказывать особую поддержку субъектам малого и среднего северного и арктического предпринимательства, в том числе адресно, за счет бюджетов различных уровней.

Необходимо анализировать возможности использования механизма государственно-частного партнерства в становлении и развитии малого и среднего предпринимательства в условиях Севера и Арктики, необходимость развития национального и регионального фондового рынка как инструмента трансформации сбережений в инвестиции.

Важно сделать акцент на обеспечении высокого уровня менеджмента (корпоративного управления) и управления рисками в малом и среднем предпринимательстве в условиях Севера и Арктики.

Учитывая ранимость природы Севера и Арктики и опасность безответственного поведения в отношении окружающей среды и людей, разработанный механизм будет содержать положения в части обеспечения высокого уровня социальной и экологической ответственности малого и среднего предпринимательства в условиях Севера и Арктики, в том числе внедрение принципов Сети Глобального договора ООН по социальной ответственности бизнеса.

Следует рассмотреть вопросы обеспечения инновационного развития малого и среднего предпринимательства на Севере и в Арктике. Отметить обязательность государственной поддержки и участия в инновационных проектах малого и среднего бизнеса и решения вопроса об освобождении от налогов вновь создаваемых малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, занимающихся инновационной деятельностью.

В качестве высокотехнологичного инструмента развития инновационных малых и средних предприятий необходимо использовать адаптированный для условий Севера и Арктики механизм венчурного инвестирования.

Необходимо разработать предложения по развитию местных производств, традиционных направлений жизнедеятельности и ведения малого и среднего предпринимательства для коренных и малочисленных народов Севера и Арктики. Отдельно предусматривается разработка мер по развитию северного и арктического туризма как одного из перспективных направлений малого и среднего предпринимательства.

Важно обосновать и предложить варианты решения вопроса о создании территорий опережающего социально-экономического развития (свободных экономических зон) с преференциями для малого и среднего бизнеса на Севере и в Арктике.

Необходимо разработать комплекс мероприятий по реализации новой и более эффективной системы государственного управления приарктическими и арктическими территориями на федеральном уровне, с учетом предоставления необходимых ресурсов и полномочий на региональном и местном уровнях и критериев обеспечения экономической безопасности.

Необходимо продолжить работу над повышением эффективности системы государственного управления приарктическими и арктическими территориями на федеральном уровне, предоставив необходимые ресурсы и полномочия на региональном и местном уровнях.

Необходимо создать информационную систему для комплексной оценки социально-экономического потенциала северных регионов и арктических территорий РФ; сформировать базу знаний в области

социально-экономических процессов; разработать актуализированную математическую модель, построенную на основе базы знаний.

Заключение

Высокая научная и общественная значимость, практическая реализуемость моделирования и разработки механизмов стимулирования малого и среднего предпринимательства для обеспечения прорывного социально-экономического развития РФ обусловлена весомым значением в этом Севера и Арктики, необходимостью более эффективного использования потенциала северных регионов и арктических территорий, важностью стимулирования и развития малого и среднего предпринимательства как одного из приоритетных национальных проектов, переходом страны на инновационный сценарий развития, необходимостью развития инновационной инфраструктуры, проблематикой финансового обеспечения, нерешенностью ряда социальных и экологических проблем, оттоком населения и связанных с этим вопросов экономической безопасности.

Это соответствует приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации, в частности направлению из Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации»): «...возможность эффективного ответа российского общества на большие вызовы с учетом взаимодействия человека и природы, человека и технологий, социальных институтов на современном этапе глобального развития, в том числе применяя методы гуманитарных и социальных наук. Критическая технология: рациональное природопользование» [2].

Следует отметить, что рациональное природопользование в условиях Севера и Арктики возможно в том числе через обеспечение высокого уровня социальной и экологической ответственности бизнеса, малого и среднего предпринимательства, внедрение принципов Сети Глобального договора ООН по социальной ответственности бизнеса. Для этого необходимо создание эффективных форм социальной и экологической ответственности для бизнеса и государственных органов, установление закономерностей по достижению экономических выгод в условиях социально и экологически ответственного поведения.

В свою очередь, развитие инновационной экономики РФ в целом и в условиях Севера и Арктики в частности может быть обеспечено в том числе через обеспечение инновационного развития малого и среднего предпринимательства. В связи с этим требуется повышение эффективности государственной поддержки и участия власти в инновационных проектах малого и среднего бизнеса, развитие инновационной инфраструктуры как главного фактора развития и стимулирования инновационной деятельности малого и среднего бизнеса, превращение ее в устойчивый источник экономического роста северных и арктических территорий. Развитие малого и среднего предпринимательства на Севере и в Арктике по инновационному сценарию возможно путем развития венчурного инвестирования, для чего предлагается разработка модели «Арктический венчур» в качестве высокотехнологичного инструмента развития инноваций.

Таким образом, объективно необходимой является совершенствование существующих и разработка новых, более эффективных механизмов стимулирования малого и среднего предпринимательства для обеспечения прорывного социально-экономического развития северных и арктических территорий России, использования его потенциала и влияния на социально-экономическое развитие страны в целом.

Учитывая важность данных вопросов, в настоящее время принят Федеральный закон от 13.07.2020 г. № 193-Ф3 «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне РФ» [3]. Законом регулируются вопросы управления Арктической зоной, условия деятельности резидентов Арктической зоны.

Нормативное обеспечение получили меры государственной поддержки предпринимательской деятельности в Арктической зоне, в том числе особенности осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в Арктической зоне; предоставление резидентам Арктической зоны льгот по налогам, возмещение части расходов по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и установление иных мер поддержки резидентов Арктической зоны и др., таможенный контроль в Арктической зоне.

Определены меры государственной поддержки организаций, осуществляющих деятельность на отдельных территориях, расположенных в Арктической зоне, в том числе отдельные меры

государственной поддержки традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, осуществляемой в Арктической зоне.

К сожалению, данный закон касается субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих инвестиционную деятельность и соответствующих критериям отбора резидентов Арктической зоны РФ. В качестве основы определен общий объем осуществленных и запланированных капитальных вложений, который не может быть менее одного миллиона рублей. Это не в полной мере соответствует специфике малого и среднего бизнеса и нуждается в определенной доработке.

В контексте вышеизложенного нами планируется дальнейшее проведение научного исследования «Факторы активизации и стимулирования развития малого и среднего предпринимательства в Республике Коми» на примере четырех арктических территорий Республики Коми.

В научном исследовании основными аспектами для анализа являются:

- факторы, препятствующие развитию малого и среднего предпринимательства в Арктической зоне

РФ;

- формы взаимодействия бизнеса и власти в области повышения конкурентоспособности бизнеса;

- внешние и внутренние факторы, сдерживающие развитие и повышение конкурентоспособности малого и среднего бизнеса;

- факторы, ограничивающие рост производственного потенциала малого и среднего бизнеса;

- факторы, влияющие на возможность создания в Арктической зоне Российской Федерации высокоинтеллектуальных, высокотехнологичных производств;

- меры стимулирования процесса создания инновационных производств в Арктической зоне Российской Федерации;

- механизмы поддержки малого и среднего предпринимательства в Арктической зоне Российской Федерации, которые могут быть наиболее востребованы;

- ограничения и проблемы в развитии трудового, инфраструктурного, природно-ресурсного потенциала, которые мешают развитию малого и среднего предпринимательства;

- факторы, необходимые для успеха предпринимательской деятельности коренных малочисленных народов Севера.

По итогам исследования планируется проведение Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Механизмы устойчивого развития Севера и освоения Арктики России».

Перечисленные выше мероприятия помогут обеспечить более эффективное социально-экономическое развитие Арктического региона в качестве важного направления внутренней политики Российского государства. Обеспечить не просто поступательное, а именно качественное развитие малого и среднего бизнеса как одно из приоритетных направлений развития, в том числе Крайнего Севера и Арктики.

Список литературы

1. Моделирование сценариев устойчивого развития северных регионов России в современных условиях: Международная научно-практическая конференция (24—25 ноября 2017 г.) : сборник статей / отв. ред. А. П. Шихвердиев. Сыктывкар: Изд-во СГУ им. Питирима Сорокина, 2017. 324 с.

2. О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечении национальной безопасности на период до 2035 года : указ Президента РФ от 26.10.2020 г. № 645 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». URL: www.consultant.ru (дата обращения: 25.03.2021).

3. О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне РФ : федеральный закон от 13.07.2020 г. № 193-ФЗ // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». URL: www.consultant.ru (дата обращения: 25.03.2021).

References

1. Modelirovaniye stsenariyev ustoychivogo razvitiya severnykh regionov Rossii v sovremennykh usloviyakh [Modeling scenarios for sustainable development of the northern regions of Russia in modern conditions: international scientific and practical conference (November 24—25, 2017)], ed. A. P. Shikhverdiev. Syktyvkar: Pitirim Sorokin Syktyvkar State University, 2017. 324 p.

2. Ukaz Prezidenta RF ot 26.10.2020g. № 645 «O Strategii razvitiya Arkticheskoj zony' Rossijskoj Federacii i obespecheniya nacionaFnoj bezopasnosti na period do 2035god» [Decree of the President of the Russian Federation dated October 26, 2020, No. 645 «On the Strategy for the Development of the Arctic Zone of the Russian Federation and Ensuring National Security for

Bulletin of Research Center of Corporate Law, Management and Venture Investment of Syktyvkar State University. 2021. V. 1. № 1

the Period until 2035»]. Spravochno-pravovaya sistema «KonsuFtantPlyus» [Reference and Legal System «ConsultantPlus»]. Available at: www.consultant.ru (Accessed: 25.03.2021). (In Russian).

3. O gosudarstvennoj podderzhke predprinimateFskoj deyateFnosti v Arkticheskoj zone RF [On State support of entrepreneurial activity in the Arctic Zone of the Russian Federation]. FederaPny'j zakon ot 13.07.2020 g. № 193-FZ [Federal Law No. 193-FZ of 13.07.2020]. Spravochno-pravovaya sistema «KonsuFtantPlyus» [Reference and legal system «ConsultantPlus»]. Available at: www.consultant.ru (Accessed: 25.03.2021).

Для цитирования: Шихвердиев А. П., Вишняков А. А., Обрезков Н. И. Малое и среднее предпринимательство — двигатель освоения Севера и Арктики (информационно-аналитический обзор) // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2021. Т. 1. Вып. 1. С. 117—123. DOI: 10.34130/20704992-2021-1-117.

For citation: Shikhverdiev A. P., Vishnyakov A. A., Obrezkov N. I. Small and medium-sized enterprises — an engine for the development of the North and the Arctic (information and analytical overview) // Corporate Governance and Innovative Economic Development of the North: Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Investment of Syktyvkar State University. 2021. Vol. 1, issue 1. Р. 117—123. DOI: 10.34130/2070-4992-2021-1-117.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.