Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА'

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
68
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНА / УПРАВЛЕНИЕ / РИСКИ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / УГРОЗЫ / ПОРОГОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНАЯ ВЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шихвердиев А. П., Оганезова Н. А.

В статье рассматривается проблема одной из ключевых задач управления субъектом федерации - обеспечение экономической безопасности региона. Рассмотрен теоретический аспект понимания су щности э кономической безопасности региона, факт оров и угроз, влияющих на данную экономическую к атегорию, критериев оценки ее уровня. Представлена система индикаторов экономической безопасности региона и их пороговых значений, позволяющая оц енить уровень развития с фер экономики России и Ре спублики Коми, выявить критические звенья, препя тствующие эффективному осуществлению воспрои зводственного процесса и ведущие к разрушению с истемы экономической безопасности региона. Пре дложены методы управления экономической безопа сностью, с помощью которых может быть построена оптимальная система управления экономической безопасностью региона

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шихвердиев А. П., Оганезова Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of one of the key tasks of the federation management - ensuring the economic security of the r egion. Theoretical aspects of the understanding of the ec o nomic security of the region, factors and risks affecting this economic category, the eval uation criteria of its level. Pr e sented indicators of economic security system of the region and the thresholds in order to assess the level of develo p ment of spheres of the Russian economy and the Republic of Komi, identify critical links that prevent the effective implementation of the reproductive process and leading to the destruction of the economic security of the region. Methods for Management of Economic Security, through which the optimal control system of economic security of the region can be con structed.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА»

Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2016. № 3

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА REGIONAL ECONOMY

Современные аспекты экономической безопасности региона Modern aspects of economic safety of region

УДК 338.2

А. П. Шихвердиев, Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина (Сыктывкар, Россия)

Н. А. Оганезова, Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина (Сыктывкар, Россия)

В статье рассматривается проблема одной из ключевых задач управления субъектом федерации -обеспечение экономической безопасности региона. Рассмотрен теоретический аспект понимания сущности экономической безопасности региона, факторов и угроз, влияющих на данную экономическую категорию, критериев оценки ее уровня. Представлена система индикаторов экономической безопасности региона и их пороговых значений, позволяющая оценить уровень развития сфер экономики России и Республики Коми, выявить критические звенья, препятствующие эффективному осуществлению воспроизводственного процесса и ведущие к разрушению системы экономической безопасности региона. Предложены методы управления экономической безопасностью, с помощью которых может быть построена оптимальная система управления экономической безопасностью региона.

Ключевые слова: экономическая безопасность региона, управление, риски, устойчивое развитие, угрозы, пороговое значение, эффективная власть.

The problem of one of the key tasks of the federation management - ensuring the economic security of the region. Theoretical aspects of the understanding of the economic security of the region, factors and risks affecting this

© Шихвердиев А. П., Оганезова Н. А., 2016

A. P. Shihverdiev, Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Syktyvkar State University named after Pitirim Sorokin» (Syktyvkar, Russia)

N. A. Oganezova, Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Syktyvkar State University named after Pitirim Sorokin» (Syktyvkar, Russia)

economic category, the evaluation criteria of its level. Presented indicators of economic security system of the region and the thresholds in order to assess the level of development of spheres of the Russian economy and the Republic of Komi, identify critical links that prevent the effective implementation of the reproductive process and leading to the destruction of the economic security of the region. Methods for Management of Economic Security, through which the optimal control system of economic security of the region can be constructed.

Keywords: economic security of the region, governance, risk, sustainability, threats threshold, effective jurisdiction

Сущность категории «экономическая безопасность»

В современных научных исследованиях развития социально-экономических систем регионов большое внимание уделяется поиску новых концепций, способных предложить методологический инструментарий для обеспечения экономического роста и удовлетворения интересов социума территориальных образований страны, поэтому обеспечение экономической безопасности страны, ее составляющих приобретает все большую актуальность.

В условиях трансформационных переходов, неустойчивости институциональных структур трудно

переоценить важность обеспечения национальной экономической безопасности, в связи с чем с уверенностью можно сказать, что без ее обеспечения практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной, как во внутригосударственном, так и в международном плане.

В 60-х гг. ХХ века экономическая безопасность оказалась в центре внимания исследователей, объединенных в составе Римского клуба (М. Меса-рович, Д. Мидоуз, А. Печчеи и др.), которые сделали акцент на экологическом аспекте данной проблемы, а также на разрешении конфликта между бедными и богатыми странами [11].

В дальнейшем выделились следующие относительно самостоятельные теории исследования экономической безопасности:

- теория катастроф, сторонники которой концентрируют свои усилия на анализе фундаментальных угроз общественному развитию и обосновании способов выхода из кризиса, а также на познании механизмов катастроф социального характера (И. Зиман, Э. Ласло, Т. Олива и др.);

- теория рисков, занимающаяся анализом, классификацией и изучением последствий многообразных рисков, складывающихся в общественно-хозяйственной жизни (Р. Дембо, Дж. Кларк, Ф. Найт и др.);

- теория конфликтов, в основе которой лежат представления о формировании, развитии и разрешении конфликтов между индивидами, группами, организациями, структурами власти (Дж. Бер-тон, К. Боулдинг, Р. Дарендорф, А. Дмитриев, Т. Парсонс и др.);

- теория упорядочивания и самоорганизации систем различного характера, нацеленная на поиск внутренних ресурсов выхода из кризиса и развития (Л. Берталанфи, И. Блауберг, Н. Моисеев, И. Пригожин, Г. Хакен и др.).

В последние годы по данной проблематике проведено множество исследований, согласно которым у разных авторов само понимание экономической безопасности и ее критерии различаются.

С учетом мнений, имеющихся в научной литературе, экономическую безопасность можно определить как способность экономики к устойчивому развитию путем обеспечения достойных условий жизни и развития личности и субъектов рыночных отношений, социально-экономической и политической стабильности в субъектах Федерации и в стране в целом, а также противостояния влиянию внешних и внутренних угроз.

В отечественной литературе термин «экономическая безопасность» относительно недавно стал использоваться как экономическая категория.

Методология определения сущности категории «экономическая безопасность» в России отличается от трактовки этого выражения за рубежом. До начала 1990-х гг. исследования проблем национальной безопасности и тем более проблем экономической безопасности в отечественной литературе не нашли достаточного развития. Теоретическое обоснование путей обеспечения экономической безопасности в России стало актуальным в период системной трансформации экономики, когда сопутствующие рыночным реформам изменения экономической ситуации сделали ее наиболее уязвимой для экономических угроз различного характера [2].

Существенное влияние на формирование категории экономической безопасности оказали макроэкономические условия, в которых формировались и развивались подходы к теоретическому осмыслению данной проблемы.

В макроэкономическом анализе экономической безопасности выделен ряд следующих составляющих:

- экономическая независимость (возможность реализации мер государственного контроля над использованием национальных ресурсов, а также способность государства обеспечить национальные конкурентные преимущества для равноправного участия в торговом процессе на международной арене);

- устойчивость и стабильность национальной экономики (обеспечение прочности и надежности всех элементов экономической системы, защиты хозяйствующих субъектов всех форм собственности, сдерживание отрицательного влияния различного рода факторов);

- способность к саморазвитию и прогрессу (способность самостоятельно реализовывать и защищать национальные интересы, создавать благоприятный инвестиционно-инновационный климат, развивать интеллектуальный потенциал страны).

Развивающаяся экономика по всем указанным направлениям способна противостоять влиянию внутренних и внешних угроз, смягчая последствия дестабилизирующих факторов.

Нормативное определение понятия «экономическая безопасность» было введено в Федеральном законе от 13 октября 1995 г. №157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». В соответствии со ст. 2 названного Закона «экономическая безопасность представляет собой состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного раз-

Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2016. № 3

вития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям». Новая редакция указанного закона от 08 декабря 2003 г. № 164-ФЗ не содержит определения понятия «экономическая безопасность», но при этом определяет основы защиты экономических интересов Российской Федерации.

Наиболее общее научное определение представлено в экономическом словаре, согласно которому под экономической безопасностью понимается «состояние экономики, при котором обеспечивается достаточно высокий и устойчивый экономический рост; эффективное удовлетворение экономических потребностей; контроль государства за движением и использованием национальных ресурсов; защита экономических интересов страны на национальном и международном уровнях» [3].

В работе Д. А. Урсула экономическая безопасность определяется как «совокупность внешних и внутренних условий, обеспечивающих устойчивое развитие общества и повышение качества жизни его членов» [6].

В. К. Сенчагов рассматривает экономическую безопасность как «состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных условиях развития внешних и внутренних процессов» [4, с. 36].

Рассмотренные подходы к определению данной экономической категории имеют общую характеристику - влияние внешних и внутренних угроз. Учитывая выявленную особенность в рамках настоящего исследования под термином «экономическая безопасность» будем понимать надежную и обеспеченную всеми необходимыми механизмами и институтами государства защищенность национальной экономики от внутренних и внешних угроз.

Таким образом, структура формирования социально-экономической безопасности региона должна представлять собой комплекс экономиче-

ских, экологических, правовых, геополитических и иных условий, которые призваны обеспечивать:

1) защиту жизненно важных интересов страны и ее территорий в отношении ресурсного потенциала;

2) предпосылки для сохранения и выживания региональных структур России в условиях возможного кризиса и будущего развития;

3) конкурентоспособность регионов на внутренних и мировых рынках и устойчивость финансового положения страны;

4) создание внутренней и внешней защищенности от дестабилизирующих воздействий;

5) условия для устойчивого и нормального воспроизводства общественных процессов.

Угрозы и факторы, влияющие на экономическую безопасность

На современном этапе развития экономики существует огромное количество факторов, которые могут оказать отрицательное воздействие, так как каждый из них характеризуется наличием различных связей и взаимоотношений, возникающих в политических, социально-экономических и других условиях.

По своему существу факторы отражают спектр внешних и внутренних угроз экономической безопасности России. Каждая из этих угроз представляет собой определенную степень опасности для страны, что, в свою очередь, предопределяет приоритеты противодействия этим угрозам.

При этом, учитывая действие различных угроз экономической безопасности в едином экономическом пространстве, нельзя говорить о единообразии их форм, которые могут существенно отличаться друг от друга. Таким образом, каждый экономический субъект вынужден осуществлять прогноз наиболее значимых угроз, что позволит разработать определенную систему мер, направленную на своевременное выявление и предотвращение на ранних этапах их развития.

Представим следующие признаки классификации угроз экономической безопасности (табл. 1).

Таблица 1

Признаки классификации угроз экономической безопасности

Признаки угроз экономической безопасности Факторы экономической безопасности

1 2

Сфера распространения Международные, национальные

Сфера человеческой деятельности Экономические, политические, социальные, экологические и т.д.

Отношение к человеческой деятельности Объективные, субъективные

Время действия Постоянные, изменяющиеся

Окончание табл. 1

1 2

Состав Простые, сложные

Вероятность реализации Реальные, потенциальные

Характер воздействия Активные, пассивные

Степень негативных воздействий Предельные, значительные, незначительные

Кроме того, угрозы экономической безопасности могут быть классифицированы на основе таких единых общероссийских статистических классификаторов, как Классификатор институциональных единиц секторов экономики (КИЕС); Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) [2, с. 35].

Наиболее существенные внешние угрозы национальной экономической безопасности России:

1. Проблемы глобализации экономики.

2. Нарастание импортной зависимости по продовольствию и потребительским товарам.

3. «Утечка умов» за границу.

4. Развитие механизмов нелегального вывода капитала за рубеж.

Основные внутренние угрозы экономической безопасности обозначены в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. (указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 638), к которым отнесены:

- значительное сокращение валового внутреннего продукта;

- снижение инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала;

- ухудшение ситуации в аграрном секторе;

- дестабилизация банковской системы;

- увеличение внешнего и внутреннего государственного долга;

- преобладание в поставках на экспорт топ-ливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в поставках на импорт - продовольственной, включая предметы первой необходимости [5].

Основными критериями, отвечающими требованиям экономической безопасности Республики Коми, являются:

- способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства, т.е. возможность развития отраслей и отдельных производств, имеющих жизненно важное значение для республики, как в обычных, так и экстремальных условиях независимо от влияния удорожающих факторов, присущих районам Крайнего Севера и местностям, приравненным к ним, а также от внешнего воздействия;

-- сохранение уровня обеспеченности экономики республики собственными ресурсами, позволяющими удовлетворять потребности перерабатывающих производств. Это обеспечение вы-

полнения доходной части республиканского бюджета, занятость населения, государственный контроль над стратегическими ресурсами, ограничение их вывода в рамках, причиняющих ущерб жизненно важным интересам республики;

- обеспечение доступа продукции перерабатывающей промышленности на внутрироссий-ском и внешнем рынках;

- максимальное удовлетворение внутренних потребностей за счет собственных ресурсов, товаров и услуг, обеспечение приоритета экономических отношений с другими регионами Российской Федерации и странами ближнего и дальнего зарубежья;

- развитие сельскохозяйственного производства в объемах, позволяющих в оптимальной мере обеспечить население республики сельскохозяйственными продуктами питания и занятость коренного населения, которое по Конституции республики является источником государственности Республики Коми;

- поддержание внутреннего и внешнего долга республики на уровне, позволяющем сохранить стабильность федеральных, межрегиональных и внешнеэкономических отношений, а также обеспечение платежеспособного баланса населения и нормального денежного обращения;

- устойчивость финансовой и банковской систем, определяющаяся уровнем доходов, допустимых дефицитом бюджета, стабильностью цен, нормализацией финансовых потоков и расчетных отношений;

- развитие инфраструктуры рыночной экономики, обеспечивающей развитие рынка ценных бумаг, от успешного функционирования которого зависит приток капитала для развития производства, капитализации сбережений населения и хозяйствующих субъектов;

- поддержание социальной инфраструктуры городов и районов в оптимальном размере, позволяющем обеспечить приемлемые условия жизни в районах Севера и занятость населения;

- доступность для населения образования, услуг учреждений культуры, медицинского и социального обслуживания, услуг пассажирского транспорта и массовых видов связи, жилья и коммунальных услуг;

- обеспечение необходимого уровня государственного регулирования экономических процес-

Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2016. № 3

сов с целью формирования условий для нормального функционирования рыночной экономики, восстановление управляемости экономическими процессами, эффективным использованием государственной собственности, в том числе долями в акционерных обществах;

- создание экономической и правовой инфраструктуры, направленной на исключение возможности криминализации общества и всех сфер хозяйственной и финансовой деятельности [1].

При этом важно отметить, что на сегодняшний день сформировалась система, состоящая из большого количества угроз и факторов, влияющих на экономическую безопасность, поэтому их необходимо рассматривать комплексно с целью проведения их полноценного анализа с учетом современной ситуации, поскольку наступление одной угрозы порождает другую, тем самым усиливая общее воздействие на деятельность экономического субъекта.

Показатели уровня экономической безопасности

На современном этапе социально-экономического развития России фактические и прогнозные

количественные параметры по многим индикаторам значительно хуже рекомендуемых пороговых значений экономической безопасности. Однако ни в коем случае нельзя подгонять пороговые значения под фактические и прогнозные параметры. Именно отклонения фактических и прогнозных параметров от пороговых значений показывают степень угрозы экономической безопасности и очередность их устранения. Важно постоянно иметь в виду эти отклонения и осуществлять меры по нейтрализации возможных негативных последствий [2].

Приближение к пороговым значениям индикаторов экономической безопасности региона свидетельствует о нарастании масштабов и уровня угроз социально-экономической стабильности региона, а превышение предельных, или пороговых, значений - о вступлении региона в зону нестабильности и социальных конфликтов, т. е. о реальном подрыве экономической безопасности регионального развития.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В табл. 2 представлено сопоставление критериев экономической безопасности с пороговыми значениями экономической безопасности (табл. 2).

Таблица 2

Сопоставление критериев экономической безопасности с пороговыми значениями экономической безопасности России1

Показатель Фактическое значение Пороговое значение Отклонения

Объем ВВП, млдр долл. 2022 181,7 -1840,3

Дефицит федерального бюджета, % ВВП 1,5 3 1,5

Доля расходов на оборону, % к ВВП 4,4 3 -1,4

Доля инвестиций в основной капитал, % к ВВП 22 25 3

Внешний долг, % к ВВП 31,25 20 -11,25

Уровень инфляции, % 106,6 125 18,4

Данные табл. 2 позволяют сделать вывод о том, что по объему ВВП, дефициту федерального бюджета, доле расходов на оборону и внешнему долгу фактическое значение превышает пороговые показатели.

Экономическую безопасность региона можно определить как способность региональной экономики к устойчивому развитию путем обеспечения достойных условий жизни развития личности и субъектов рыночных отношений, социально-экономической и политической стабильности в Республике Коми.

1 Данные представлены по России на начало 2015 г. [2, 8].

Для обеспечения критериев, отвечающих экономической безопасности в республике, кроме самого главного - создания условий активизации инвестиционной деятельности, необходимо в корне менять функции различных министерств, превращая их в штабы по активизации инвестиционной и инновационной деятельности совместно с хозяйствующими субъектами.

Для определения уровня экономической безопасности в республике в целях объективности оценки необходимо создать независимую рабочую группу из числа ученых.

Проводя анализ показателей уровня экономической безопасности в Республике Коми, можно будет увидеть, какие важные из этих показателей

Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Capital of Syktyvkar State University. 2016. № 3

(прирост ВРП, доля в промышленном производстве обрабатывающей промышленности, уровень безработицы, дефицит республиканского бюджета, объемы инвестиций к ВРП региона) перешли пороговые значения и не в состоянии обеспечить экономическую безопасность граждан и региона в

Эффективность отдельных ор

целом, что в конечном счете негативно влияет на обеспечение экономической безопасности региона. В результате можно оценить эффективность отдельных органов государственной власти (табл. 3).

Таблица 3

нов государственной власти1

Показатель Пороговое Фактическое Меры по приведению

значение значение в соответствие фактического состояния и пороговых значений

Прирост ВРП, % 2 А

Доля инвестиций в ВРП, % 20 Б

Падение промышленного производства к базо- 40 В

вому периоду, %

Доля в промышленном производстве обрабаты- 70 Г

вающей промышленности, %

Доля в промышленном производстве машино- 10 Д

строения, %

Доля расходов на науку и научное 1,5 Е

обслуживание в ВРП, %

Отношение дефицита бюджета региона к ВРП, % 5 Ж

Отношение кредиторской задолженности пред- 40 З

приятий и организаций к ВРП, %

Доля населения с доходами ниже 10 И

прожиточного минимума, %

Уровень общей безработицы, % 7 К

Разрыв между доходами 10 % самых высокодо- 10 л

ходных и 10 % самых низкодоходных групп

населения, во сколько раз

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что проведение полноценного анализа угроз дает основание для построения системы обеспечения экономической безопасности на различных уровнях, способной предотвращать появление угроз на начальном этапе, а также устранять все негативные последствия, которые могли бы возникнуть в деятельности экономического субъекта.

Таким образом, необходимо еще разработать методы и показатели оценки как управленческих решений, так и результатов целенаправленной деятельности участников в условиях предыдущего управленческого решения, влияния контролируемых и неконтролируемых воздействий, показатели, характеризующие удовлетворение эталонных потребностей, способные определять актуальные задачи в интересах граждан и предпринимателей и решать эти задачи с наименьшими затратами времени и ресурсов, необходимо в корне менять функции различных министерств, превращая их в штабы по активизации инвестиционной и инно-

1 Таблица построена по данным источника [10].

вационной деятельности совместно с хозяйствующими субъектами [9].

Методы управления экономической безопасностью региона

В обобщенном виде методы управления экономической безопасностью региона можно разделить на 2 уровня [7]:

1. Определяется неуправляемыми негативными воздействиями и ориентирован на удовлетворение эталонных потребностей населения, формирование средств региона, направляемых на обеспечение экономической безопасности. Управленческие воздействия ориентированы на следующие объекты: работодателей и плательщиков налогов и сборов в региональный бюджет; хозяйствующие субъекты, выпускающие продукцию (работы, услуги); бюджетные и автономные учреждения, другие организации, выполняющие государственное задание.

2. Определяется управляемыми негативными воздействиями и зависит от региональной специфики (табл. 4).

Таблица 4

Методы управления экономической безопасностью региона

Методы управления Объекты управления

Работодатели и налогоплательщики в региональный бюджет Хозяйствующие субъекты, выпускающие продукцию (работы, услуги) Бюджетные и автономные учреждения, другие организации, выполняющие гос. задание

Экономические Налогообложение Гос. закупки, целевые программы Гос. задание, целевые программы

Административные Лицензирование, сертификация, предоставление государственного имущества Целевые программы, лицензирование, сертификация Нормативные затраты и целевые показатели

Институциональные Регулирование МРОТ, ставок региональных налогов Регулирование цен, тарифов, качества Регулирование использования государственной собственности

Стратегического планирования Налоговая политика Инвестиционная политика, бюджетная политика Бюджетная политика, социальная политика

Таким образом, оптимальная система управления экономической безопасностью региона функционирует на основе совокупности научно-обоснованных взглядов на проблему экономической безопасности, которая должна быть отражена в нормативно-правовых актах, целенаправленной организации деятельности всех участников управленческих и экономических отношений по достижению уровня экономической безопасности региона.

Заключение

Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что обеспечение экономической безопасности, учитывающей экономическую, организационную, информационно-аналитическую и методическую задачу по созданию благоприятных условий экономической деятельности, направленной на обеспечение экономической безопасности на основе независимости, стабильности и росте, является важной составляющей эффективной власти региона и государства.

Список литературы

1. Болотов С. П., Вишняков А. А., Шихвердиев П. А. Экономическая безопасность и эффективная власть: сборник материалов научно-практической конференции в рамках XII Международного северного социально-экологического конгресса (Москва - Сыктывкар, 2 апреля 2016 года). Сыктывкар: Изд-во СГУ им. Питирима Сорокина, 2016. Ч. 1. С. 4-9.

2. Глустенков И. В. Формирование эффективной системы экономической безопасности регионов России : дис. ... канд. экон. наук. М., 2016. 158 с.

3. Райзберг Б. А. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2005. 480 с.

4. Сенчагов В.К. Как обеспечить экономическую безопасность // Российская Федерация сегодня. 2007. №6. С. 36-45.

5. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года : Указ Президента Российской Федерации № 683 от 31.12.2015 г. // СПС «КонсультантПлюс».

6. Урсул А. Д. Переход России к устойчивому развитию: Россия, БРИКС. URL: http://istina.msu.ru/ media/publications/article/577/a00/10268314/Ursul.pdf. (дата обращения: 10.09.2016)

7. Феофилова Т. Ю. Экономическая безопасность в обеспечении развития социально-экономической системы региона: теория и методология : дис. ... канд. экон. наук. СПб., 2014. 451с.

8. Чапиковский Д. В. Экономическая безопасность региона: приоритеты и механизм инвестиционной поддержки : автореф. дис. ... канд. экон. наук. Ростов н/Д, 2006. 42 с.

9. Шихвердиев А. П., Вишняков А. А., Оганезова Н. А. Пути повышения экономического роста // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного

университета. 2016. № 2. C. 12-22. URL: http://vestnik-ku.rU/images/articles/2016/2/2.pdf (дата обращения: 15.09.2016).

10. Шихвердиев А. П. Роль государственного регулирования рынка ценных бумаг в обеспечении экономической безопасности его субъектов. М.: Экономика, 1999. 319 с.

11. Шустова Е. С. Социально-экономические императивы безопасности в системе индикаторов регионального развития : автореф. дис. ... канд. экон. наук. Ростов н/Д, 2006. URL: http://dislib.ru/ekonomika/4873-1-socialno-ekonomicheskie-imperativi-bezopasnosti-sisteme-indikatorov-regionalnogo-razvitiya.php (дата обращения: 05.09.2016)

References

1. Bolotov S. P., Vishnyakov A. A., Shikhverdiyev P. A Ekonomicheskaya bezopasnost' i effektivnaya vlast': sbornik ma-terialov nauchno-prakticheskoy konferentsii v ramkakh XII Mezhdunarodnogo severnogo sotsial'no-ekologicheskogo kon-gressa (Moskva - Syktyvkar, 2 aprelya 2016goda). Syktyvkar: Izd-vo SGU im. Pitirima Sorokina, 2016. Chast' 1. Pp. 4-9.

2. Glustenkov I. V. Formirovaniye effektivnoy sistemy ekonomicheskoy bezopasnosti regionov Rossii [Formation of the economic security of Russian regions effective system]: dis. ... kand. ekon. nauk. M., 2016. 158 p.

3. Rayzberg B. A. Sovremennyy ekonomicheskiy slovar'. M.: INFRA-M, 2005. 480 p.

4. Senchagov V. K. Kak obespechit' ekonomicheskuyu bezopasnost' [How to ensure the economic security] // Ros-siyskaya Federatsiya segodnya. 2007. № 6. Pp. 36-45.

5. Strategiya natsional'noy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii do 2020 goda : Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Feder-atsii № 683 ot31.12.2015g. // Konsul'tant Plyus.

6. Ursul A. D. Perekhod Rossii k ustoychivomu razvitiyu: Rossiya, BRIKS. URL: http://istina.msu.ru/ media/publications/article/577/a00/10268314/Ursul.pdf. (accessed: 10.09.2016)

7. Feofilova T. YU. Ekonomicheskaya bezopasnost' v obespechenii razvitiya sotsial'no-ekonomicheskoy sistemy re-giona: teoriya i metodologiya [Economic security in ensuring the development of the socio-economic system of the region]: dis. ... kand. ekon. nauk. Sankt-Peterburg, 2014. 451 p.

8. Chapikovskiy D. V. Ekonomicheskaya bezopasnost' regiona: prioritety i mekhanizm investitsionnoy podderzhki [The economic security of the region's priorities and the mechanism of investment support]: avtoref. dis. ... kand. ekon. nauk. Rostov n/D, 2006. 42 p.

9. Shikhverdiyev A. P., Vishnyakov A. A., Oganezova N. A. Puti povysheniya ekonomi-cheskogo rosta [Ways of increasing economic growth] / / Corporate governance and innovative development of economy of the North: Bulletin of the research center of corporate law, management and venture investment of Syktyvkar state University, 2016. № 2. Pp. 12-22. (In Russ) URL: http://vestnik-ku.ru/images/articles/2016/2/2.pdf (accessed: 15.09.2016).

10. Shikhverdiyev A.P. Rol' gosudarstvennogo regulirovaniya rynka tsennykh bumag v obespechenii ekonomicheskoy bezopasnostiyego sub"yektov. M.: Ekonomika, 1999. 319 p.

11. Shustova Ye. S. Sotsial'no-ekonomicheskiye imperativy bezopasnosti v sisteme indikatorov regional'nogo razvitiya [Socio-economic imperatives of security in the system of regional development indicators]: avtoref. dis. ... kand. ekon. nauk. Rostov n/D, 2006. Available at: http://dislib.ru/ekonomika/4873-1-socialno-ekonomicheskie-imperativi-bezopasnosti-sisteme-indikatorov-regionalnogo-razvitiya.php (accessed: 05.09.2016).

Для цитирования: Шихвердиев А. П., Оганезова Н. А. Современные аспекты экономической безопасности региона // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственногоуниверситета. 2016. № 3. С. 60-67.

For citation: Shihverdiev A. P., Oganezova N. A. Modern aspects of economic safety of region // Corporate governance and innovative economic development of the North: Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Capital of Syktyvkar State University. 2016. № 3. Р. 60-67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.