Научная статья на тему 'Пути и механизмы совершенствования патриотического воспитания молодежи в образовательном пространстве'

Пути и механизмы совершенствования патриотического воспитания молодежи в образовательном пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитание / высшая школа / высшее образование / гражданственность / образование / патриотизм / социальная активность / студенческая молодежь / upbringing / education / higher education / higher school / patriotism / citizenship / social activity / student youth

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Виктория Николаевна Власова, Иван Михайлович Вакула, Татьяна Михайловна Чапурко

В настоящее время лейтмотивом публикаций СМИ, социальных сетей, выступлений госу-дарственных деятелей и научных исследований становится вопрос патриотического воспитания моло-дежи. Авторы статьи обращают внимание на то, что активное участие в формировании патриотиче-ского сознания молодежи принимают высшие учебные заведения. Серьезная нагрузка по воспитатель-ной деятельности возложена не только на проректоров по молодежной политике и воспитательной работе, но и на преподавателей вузов, которые активно способствуют формированию ценностных уста-новок современных студентов. Как отмечают авторы, наряду с существующими дисциплинами гумани-тарного блока в учебных планах 2023 года набора предусмотрены такие дисциплины, как «Основы рос-сийской государственности» и «Обучение служением». Также авторами работы отмечено, что важную роль в формировании патриотического сознания играют патриотические клубы, а самое главное, соци-альная активность в деятельности патриотических клубов со стороны самих студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ways and mechanisms of improving patriotic education of young people in the educational space

Currently, the leitmotif of mass media publications, social networks, speeches of statesmen and scientific research is the issue of patriotic education of young people. The authors of the article draw attention to the fact that higher educational institutions take an active part in the formation of patriotic consciousness of young people. A serious burden on educational activities is placed not only on vice-rectors for youth policy and educa-tional work, but also on university teachers who actively contribute to the formation of value attitudes of modern students. According to the authors, along with the existing disciplines of the humanities block, the curricula of the 2023 set include such disciplines as "Fundamentals of Russian Statehood" and "Teaching by Ministry". The authors also noted that patriotic clubs play an important role in the formation of patriotic consciousness, and most importantly, social activity in the activities of patriotic clubs on the part of the students themselves.

Текст научной работы на тему «Пути и механизмы совершенствования патриотического воспитания молодежи в образовательном пространстве»

Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2023. № 3. С. 252-256 State and Municipal Management. Scholar Notes. 2023;(3):252-256

Проблемы социологии

Научная статья УДК 316+32

https://doi.org/10.22394/2079-1690-2023-1-3-252-256

Пути и механизмы совершенствования патриотического воспитания молодежи в образовательном пространстве

Виктория Николаевна Власова1, Иван Михайлович Вакула2, Татьяна Михайловна Чапурко3

1 Ростовский государственный медицинский университет Минздрава России, Ростов-на-Дону, Россия, [email protected]

2 Ростовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, [email protected]

3 Краснодарский университет МВД России, Россия, [email protected]

Аннотация. В настоящее время лейтмотивом публикаций СМИ, социальных сетей, выступлений государственных деятелей и научных исследований становится вопрос патриотического воспитания молодежи. Авторы статьи обращают внимание на то, что активное участие в формировании патриотического сознания молодежи принимают высшие учебные заведения. Серьезная нагрузка по воспитательной деятельности возложена не только на проректоров по молодежной политике и воспитательной работе, но и на преподавателей вузов, которые активно способствуют формированию ценностных установок современных студентов. Как отмечают авторы, наряду с существующими дисциплинами гуманитарного блока в учебных планах 2023 года набора предусмотрены такие дисциплины, как «Основы российской государственности» и «Обучение служением». Также авторами работы отмечено, что важную роль в формировании патриотического сознания играют патриотические клубы, а самое главное, социальная активность в деятельности патриотических клубов со стороны самих студентов. Ключевые слова: воспитание, высшая школа, высшее образование, гражданственность, образование, патриотизм, социальная активность, студенческая молодежь

Для цитирования: Власова В. Н., Вакула И. М., Чапурко Т. М. Пути и механизмы совершенствования патриотического воспитания молодежи в образовательном пространстве // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2023. № 3. С. 252-256. https://doi.org/10.22394/2079-1690-2023-1-3-252-256. EDN YAUYVY

Sociology Problems

Original article

Ways and mechanisms of improving patriotic education of young people in the educational space

Victoria N. Vlasova1, Ivan M. Vakula2, Tatyana M. Chapurko3

1Rostov State Medical University of the Ministry of Health of Russia, Rostov-on-Don, Russia, [email protected] 2Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Rostov-on-Don, Russia, [email protected]

3Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Krasnodar, Russia, [email protected]

Abstract. Currently, the leitmotif of mass media publications, social networks, speeches of statesmen and scientific research is the issue of patriotic education of young people. The authors of the article draw attention to the fact that higher educational institutions take an active part in the formation of patriotic consciousness of young people. A serious burden on educational activities is placed not only on vice-rectors for youth policy and educational work, but also on university teachers who actively contribute to the formation of value attitudes of modern students. According to the authors, along with the existing disciplines of the humanities block, the curricula of the 2023 set include such disciplines as "Fundamentals of Russian Statehood" and "Teaching by Ministry". The authors also noted that patriotic clubs play an important role in the formation of patriotic consciousness, and most importantly, social activity in the activities of patriotic clubs on the part of the students themselves.

[CC)

EDN YAUYVY

© Власова В. Н., Вакула И. М., Чапурко Т. М., 2023 252

Проблемы социологии

Власова В. Н., Вакула И. М., Чапурко Т. М. Пути и механизмы совершенствования патриотического воспитания молодежи...

Keywords: upbringing, education, higher education, higher school, patriotism, citizenship, social activity, student youth

For citation: Vlasova V. N., Vakula I. M., Chapurko T. M. Ways and mechanisms of improving patriotic education of young people in the educational space. State and Municipal Management. Scholar Notes. 2023;(3):252-256. (In Russ.). https://doi.org/10.22394/2079-1690-2023-1-3-252-256. EDN YAUYVY

Современная молодежь является той социально-демографической когортой населения, на которую со стороны общества и государства возложены серьезные надежды для активного участия в динамическом развитии всех сфер жизнедеятельности. Молодежь, интегрируясь в социальную структуру общества, выстраивает множественные связи, «направленные на поддержание и воспроизводство устойчивых общественных отношений и целостности общества» [1, с. 15].

Современным молодым людям в процессе своей интеграции в социальную структуру приходится взаимодействовать с различными социальными институтами: семья, образование, государство, армия, церковь, производство. Влияние каждого из перечисленных социальных институтов на жизнь молодежи очень высоко: каждый из институтов транслирует приемлемые для данного общества ориентиры, позволяя молодым людям сформировать свои собственные ценностные ориентации и установки.

В современной отечественной научной литературе существует множество трудов, посвященных роли каждого института в жизнедеятельности молодежи. В рамках данной статьи мы не будем останавливаться подробно на функциях каждого института, а коснемся наиболее интересного в социально-исследовательском плане для нас института образования.

Как среди работ отечественных ученых, так и среди трудов наших зарубежных коллег, институту образования посвящено огромное количество научных публикаций. Исследователей интересуют различные направления, касающиеся как самого образовательного пространства и изменений, которые в нем происходят, так и непосредственного влияния института на жизнь молодежи.

Если мы обратимся к наукометрической базе Российского индекса научных цитирований (elibrary], где хранятся основные публикации отечественных авторов, то мы увидим, что за последние пять лет отечественные исследователи обращались к анализу развития института образования в России с древнейших времен до начала XX века [2]; к проблемам института дополнительного профессионального образования [3; 4]; к вопросам инклюзивного образования [5; 6]; рискам получения онлайн-образования и социальному поведению студентов и преподавателей в процессе дистанционного обучения [7; 8; 9].

Отдельный блок публикаций касается одной из важных функций института образования - воспитательной [10; 11; 12]. Исследователями и исследовательскими коллективами освещаются вопросы воспитательной деятельности, проводимой университетами для формирования пула компетенций будущих выпускников. Особой значимостью в воспитательном процессе для формирования мировоззрения молодежи, по мнению ученых, обладает патриотическое воспитание. Исследователи прибегают к анализу имеющихся в регионах практик патриотического воспитания [13], а также рассматривают технологии, применяемые в рамках патриотического воспитания молодежи [14; 15].

Как мы видим, исследовательский интерес научного сообщества к вопросам образования и патриотического воспитания очень высок.

В связи с актуальностью выбранного предметного поля исследования, на наш взгляд, весьма логично выявить механизмы воспитательной деятельности молодежи, реализуемые современными российскими высшими учебными заведениями и обратиться к имеющимся у университетов практикам патриотического воспитания студенческой молодежи.

Воспитание - это деятельность, которая способствует всестороннему развитию личности, формированию у личности чувств патриотизма, гражданственности и уважения. Одной из составных частей воспитания является патриотическое - целенаправленная деятельность администрации вуза и профессорско-преподавательского состава, а также студенческих объединений для конструирования патриотического сознания студенческой аудитории.

В России с 2015 г. действует Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г., основной целью которой является «развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями,

Sociology Problems

Vlasova V. N., Vakula I. M., Chapurko T. M. Ways and mechanisms of improving patriotic education of young people...

способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины»1.

Отметим, что в настоящее время при формировании основной профессиональной образовательной программы (ОПОП] бакалавриата, специалитета, магистратуры учебные заведения высшего образования закладывают дисциплины гуманитарного, естественно-научного, социально-экономического профилей, обладающих воспитательным потенциалом. Помимо таких дисциплин в учебные планы бакалавриата и специалитета набора 2023 г. обучения будет включена дисциплина «Основы российской государственности»2, тематические блоки которой будут направлены на более широкую гуманитарно-просветительскую академическую подготовку будущих специалистов всех направлений подготовки. Цель данного учебного модуля в рамках ОПОП - развитие цельной духовно-нравственной личности. Для достижения поставленной цели студентов первокурсников будут знакомить с Россией как государство-цивилизацией в ее непрерывном развитии. На лекционных и семинарских занятиях данного образовательного модуля/дисциплины преподаватели будут рассказывать о деятельности России и подвигах великих граждан страны, что поспособствует формированию у студентов чувств гордости за свою страну и свой народ.

Помимо введения в учебные планы вузов образовательного модуля/дисциплины «Основы российской государственности», в университетах планируется реализовывать новую дисциплину «Обучение служением»3. Идея реализации данной учебной дисциплины состоит в том, чтобы обучающиеся учебных заведений были активно вовлечены в развитие социальных инициатив, направленных на помощь людям. Посредством реализации дисциплины «Обучение служением» студенты смогут участвовать в проектах патриотических клубов #ЯГоржусь. В настоящее время в России осуществляет свою работу Ассоциация патриотических клубов4, в рамках которой проводятся мероприятия, нацеленные на формирование привлекательности и востребованности образа патриота нашей страны. В Ростовской области в настоящее время действуют патриотические клубы в таких учебных заведениях высшего образования, как РостГМУ, ЮФУ, ДГТУ, РГЭУ РИНХ, Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова, Ростовский институт защиты предпринимателя. На территории Республики Коми патриотические клубы организованы в Сыктывкарском государственном университете имени Питирима Сорокина и Ухтинском государственном техническом университете. Мероприятия, которые проводят или в которых участвуют члены патриотических клубов, направлены на сохранение исторической памяти студенческой молодежи, поиск, а также популяризацию современных выдающихся личностей и их достижений для развития современной России. Вовлеченное участие студентов в проектах патриотических клубов позволяет современной студенческой молодежи активно включаться в культурно-массовые мероприятия, а также изучать историю страны, организовывая, например, дни культуры народов России.

Также стоит отметить, что в высших учебных заведениях сами преподаватели уделяют патриотическому воспитанию углубленное внимание, стараясь в рамках второй половины дня провести специальные беседы со студентами на тему ценностных ориентаций современной молодежи.

Поскольку современные студенты - это активные участники взаимодействия в социальных сетях, то вузы стремятся максимально эффективно использовать данный механизм для формирования патриотического сознания. Например, публикация рассказов о жизни университетов и деятельности его работников в годы Великой Отечественной войны. Посредством яркого и емкого контента современные молодые люди смогут быстрее и нагляднее понять предоставляемый для них материал.

1 Сайт «Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов». Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. URL: http:// https://docs.cntd.ru/document/420277810

2 Сайт Министерства науки и высшего образования. В подготовке курса «Основы российской государственности» для вузов приняли участие 3 тысячи преподавателей [Электронный ресурс]. URL: https://minobr-nauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/66405/

3 Сайт Министерства науки и высшего образования. Более 180 представителей вузов завершили программу повышения квалификации для внедрения курса «Обучение служением». URL: https://minobr-nauki.gov.ru/press-center/news/obrazovanie/70234/?ref=svtv.org

4 Сайт Ассоциации патриотических клубов.URL: https://я-горжусь.рф/about/

Проблемы социологии

Власова В. Н., Вакула И. М., Чапурко Т. М. Пути и механизмы совершенствования патриотического воспитания молодежи...

Таким образом, на основе анализа нормативных документов, сайтов высших учебных заведений в России, мы считаем, что основным механизмом совершенствования патриотического воспитания в вузе является гуманитарно-просветительская составляющая академической подготовки. То есть, профессорско-преподавательскому составу вуза необходимо осуществлять не только деятельность по формированию профессиональных и личностных компетенций, но и развивать у студентов общекультурные и общечеловеческие ценности. Продвигая и популяризируя среди студентов идеи сохранения и укрепления традиционных духовно-нравственных ценностей, преподаватели и административный корпус университета побуждают студенческую молодежь к активному созданию патриотических клубов и непосредственному участию в их деятельности. В процессе патриотического воспитания студенческой молодежи при помощи перечисленных механизмов формируется патриотическое сознание молодежи.

Список источников

1. Зубок Ю. А. Феномен риска в социологии: Опыт исследования молодежи. М.: Мысль, 2007.

2. Васильев А. М., Сидорова Е. З. Исторический анализ развития института образования в России с древнейших времен до начала XX века // Право и образование. 2022. № 8. С. 101-108.

3. Нор-Аревян О. А., Тарасенко Л. В., Угольницкий Г. А. Математическое моделирование социального партнерства: методология междисциплинарного исследования (на примере системы дополнительного профессионального образования] // Социологические исследования. 2018. № 4(408]. С. 15-24.

4. Вейдт В. П. Реализация принципа вариативности в системе дополнительного профессионального образования: опыт Калининградского областного института развития образования // Калининградский вестник образования. 2021. № 2(10]. С. 20-28.

5. Серебреникова Ю. В. Модуль «Инклюзивное образование» в динамической кластерной модели взаимодействия педагогического вуза и института развития образования // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 12(92]. С. 317-321.

6. Астоянц М. С., Тарасенко Л. В., Красножон А. Г. Образовательная инклюзия и профессиональное самоопределение выпускников школ с инвалидностью: по материалам регионального социологического исследования // Caucasian Science Bridge. 2022. Т. 5, № 2(16]. С. 108-120.

7. Гафиатулина Н. Х., Лугинина А. Г., Сизова Н. М. Институт образования: социокультурные риски в сфере офлайн- и онлайн-образования молодежи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2021. № 9. С. 21-25.

8. Васьков М. А., Ковалев В. В. Онлайн-образование в высшей школе России: основные акторы ин-ституционализации и социальные последствия // Гуманитарий Юга России. 2020. Т. 9. № 3. С. 45-57.

9. Власова В. Н., Волошин Р. Н., Проценко Т. В. Дистанционное обучение в высшей школе: вызовы, риски и переосмысление ролей // Торсуевские чтения: научно-практический журнал по дерматологии, венерологии и косметологии. 2021. № 4(34]. С. 44-48.

10.Кокаева И.Ю. Потенциал образовательной среды вуза в формировании культуры здорового и безопасного образа жизни // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 69-2. С. 93-96.

11.Макарова И. А., Петрученя Н. В., Дорожкина Е. С. Особенности воспитывающей среды вуза в структуре профессиональной подготовки будущего педагога (на примере Волгоградского государственного социально-педагогического университета] // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 6. С. 11.

12.Смирнов В. А. Молодёжная политика и воспитательная деятельность в российских университетах: этапы развития и ключевые противоречия // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 5. С. 9-20.

13.Богданов И. В. Современные аспекты патриотического воспитания молодежи: опыт Кольского региона // Человек и образование. 2021. №2 (67]. C. 65-69.

14.Кузнецов А. С. проблематика методов патриотического воспитания современной молодежи // Мир науки, культуры, образования. 2020. №6 (85]. C. 337-339.

15.Ильченко Л. П. Значение туристско-рекреационной деятельности в системе патриотического воспитания молодежи // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 69-2. C. 84-87.

Sociology Problems

Vlasova V. N., Vakula I. M., Chapurko T. M. Ways and mechanisms of improving patriotic education of young people...

References

1. Zubok Yu. A. The Phenomenon of Risk in Sociology: The Experience of Youth Research. Moscow; 2007. (In Russ.)

2. Vasiliev A. M., Sidorova E. Z. Historical Analysis of the Development of the Institute of Education in Russia from Ancient Times to the Beginning of the 20th Century. Law and Education. 2022;(8):101-108. (In Russ.)

3. Nor-Arevyan O. A., Tarasenko L. V., Ugolnitsky G. A. Mathematical modeling of social partnership: methodology of interdisciplinary research (on the example of the system of additional professional education). Sociological research. 2018; 4(408): 15-24. (In Russ.)

4. Veidt V.P. Implementation of the principle of variability in the system of additional professional education: the experience of the Kaliningrad Regional Institute for the Development of Education. Kaliningrad Bulletin of Education. 2021; 2(10): 20-28. (In Russ.)

5. Serebrenikova Yu.V. Module "Inclusive education" in a dynamic cluster model of interaction between a pedagogical university and an institute for the development of education. Society: sociology, psychology, pedagogy. 2021,12(92): 17-321. (In Russ.)

6. Astoyants M.S., Tarsenko L.V., Krasnozhon A.G. Educational inclusion and professional self-determination of school graduates with disabilities: based on materials from a regional sociological study. Caucasian Science Bridge. 2022;5(2(16)):108-120. (In Russ.)

7. Gafiatulina N.Kh., Luginina A.G., Sizova N.M. Institute of Education: Sociocultural Risks in the Sphere of Offline and Online Education of Youth. Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2021;(9):21-25. (In Russ.)

8. Vaskov M.A., Kovalev V.V. Online education in higher education in Russia: the main actors of institutionalization and social consequences. Humanitarian of the South of Russia. 2020;9(3):45-57. (In Russ.)

9. Vlasova V. N., Voloshin R. N., Protsenko T. V. Distance learning in higher education: challenges, risks and role rethinking. Torsuev readings: scientific and practical journal on dermatology, venereology and cosmetology. 2021;4(34):44-48. (In Russ.)

10.Kokaeva I. Yu. The potential of the educational environment of the university in the formation of a culture of a healthy and safe lifestyle. Problems of modern pedagogical education. 2020;69-2:93-96. (In Russ.)

11.Makarova I. A., Petruchenya N. V., Dorozhkina E. S. Features of the educational environment of the university in the structure of professional training of the future teacher (on the example of the Volgograd State Social and Pedagogical University). Modern problems of science and education. 2021;(6):11. (In Russ.)

12.Smirnov V. A. Youth policy and educational activities in Russian universities: stages of development and key contradictions. Higher education in Russia. 2023; 32, 5: 9-20. (In Russ.)

13.Bogdanov I.V. Modern aspects of patriotic education of youth: the experience of the Kola region. Man and education. 2021;2 (67):65-69. (In Russ.)

14.Kuznetsov A. S. Problems of methods of patriotic education of modern youth. The world of science, culture, education. 2020;6(85):337-339. (In Russ.)

15.Ilchenko L.P. The significance of tourist and recreational activities in the system of patriotic education of youth. Problems of modern pedagogical education. 2020;69-2:84-87. (In Russ.)

Информация об авторах

В. Н. Власова - доктор философских наук, профессор, РГМУ Минздрава России. И. М. Вакула - доктор философских наук, профессо, РЮИ МВД России.

Т. М. Чапурко - доктор политических наук, профессор, Краснодарский университет МВД России.

Information about the authors

V. N. Vlasova - Dr. Sci. (Philos.), Professor, Rostov State Medical University of the Ministry of Health of Russia. I. M. Vakula - Dr. Sci. (Philos.), Professor, Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation.

T. M. Chapurko - Dr. Sci. (Polit.), Professor, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article.

Статья поступила в редакцию 21.08.2023; одобрена после рецензирования 31.08.2023; принята к публикации 01.09.2023.

The article was submitted 21.08.2023; approved after reviewing 31.08.2023; accepted for publication 01.09.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.