TRANSFORMATION OF HIGHER EDUCATION SYSTEM IN GERMANY AND RUSSIA
WITHIN BOLOGNA PROCESS
© 2015
E.V. Lisenkova, candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of chair "Foreign languages" N.N. Ignatieva, senior lecturer of chair "Foreign languages" Nizhny Novgorod State Engineering and Economic University, Knyaginino (Russia)
Abstract. In the last few years, the issues connected with education in Russia are very actual. In order to contribute to the development, the theoretical and practical experiences in Germany, a highly developed higher education system has to be used to the training and orientation at the Russian universities to improve. Germany belongs to the most active participants of the Bologna process, and belongs especially to the countries of the experimental introduction of the European credit Transfer and accumulation system of credits (European Credit Transfer System). Currently this System is introduced at most German universities and has been already successfully used. The author discusses the problems of technical education within the transition to the Bologna system of bachelor and master degrees, as well as with the introduction of the European credit transfer and accumulation system of credits (ECTS) and the system for evaluation of the activity of learners and educational institutions. The topic is an important step in the expansion of the multi-annual cooperation between Germany and Russia. It allows the further exchange and the strengthening of relations. This project plays a great role in the context of the reform of the Russian higher education system, since the Bologna process 2020 runs. It is also important for the academic mobility between Russia and Germany.
Keywords: education, bachelor, and master degrees, Bologna process, ECTS, higher education system, innovation, mobility, project, transformation, cooperation.
УДК 378.1
ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ
© 2015
О.А. Павлова, кандидат исторических наук, доцент кафедры «Гуманитарные науки» Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, Княгинино (Россия)
Аннотация. Тема формирования патриотического сознания в условиях современной России является крайне актуальной. Причинами актуализации данной темы являются неоднозначное отношение мирового сообщества к роли России во всемирной истории, обострение отношений с бывшими союзными республиками, проявление экстремизма и национализма, возрождение фашистской идеологии. Все это представляет опасность для России в целом, наносит ощутимый вред ее территориальной целостности, конституционным правам и свободам граждан, особенно на фоне обострения национальных и конфессиональных противоречий. Важным является формирование патриотического сознания в молодежной среде, в частности у студентов-бакалавров, так как именно от использования потенциала молодежи зависит развитие страны и ее будущее. Данные задачи должны решаться в комплексе: через учебную, научно-исследовательскую деятельности, воспитательную работу и саморазвитие студентов-бакалавров. В статье рассматривается проблеме формирования патриотического сознания посредством развития у студентов-бакалавров общекультурных компетенций на дисциплине гуманитарного цикла - «История». Формирование общекультурных компетенций, определенных ФГОС ВПО следует рассматривать как основу формирования личности студента-бакалавра и человека гражданина страны. Основополагающую роль в формировании патриотического сознания студентов-бакалавров отводится дисциплине «История». Формируемые в рамках дисциплины компетенции направлены не только на изучение фактов мировой истории и истории России, но и формирование критико-оценоч-ного взгляда на исторические события. Более того, активная гражданская позиция предусматривает непосредственную вовлеченность студентов-бакалавров в жизнь страны, сопереживание истории страны. Формирование патриотического сознания у студентов - бакалавров должно проходить в трех основных направлениях: развитие интеллектуального потенциала (интеллектуальный аспект), формирование ценностных приоритетов (аксиологический аспект) и самосознания (рефлективный аспект). Формирование патриотического сознания студентов-бакалавров является основой формирования социально-политической активности, гражданской ответственности, духовности, сознательной деятельности в интересах государства. Развитие общекультурных компетенций у студентов в рамках изучении дисциплины «История» оказывает основополагающую роль на формирование у студентов-бакалавров патриотического сознания.
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое сознание, аспекты формирования патриотического сознания, национальное самосознание, экстремизм, национализм общекультурные компетенции, уровни патриотического сознания, Национальная доктрина образования в Российской Федерации, ФГОС ВПО, Концепция государственной молодежной политики Российской Федерации.
Тема формирования патриотического сознания в условиях современной России является крайне актуальной. Причинами актуализации данной проблемы является неоднозначное отношение мирового сообщества к роли России во всемирной истории, обострение отношений с бывшими союзными республиками, проявление экстремизма и национализма, возрождение фашистской идеологии.
По мнению Е.А. Певцовой в современных условиях особую угрозу представляют экстремистские проявления в поведении молодежи, что чревато опасностью для России в целом, наносит ощутимый вред ее территориальной целостности, конституционным правам и свободам граждан, особенно на фоне обострения национальных и кон-
фессиональных противоречий [1, с. 13-23].
Причину актуализации темы формирования патриотического сознания Т.В. Беспалова связывает с расслоением национального самосознания («русские» и «россияне», «новые русские» и «старые русские») и распадом идентичности на ряд градаций (этнические, расовые, религиозные, лингвистические, мифологические и др.). «Отсюда - укрепление позиций идеологии и практик мультикуль-турализма, различных форм этнонационального сепаратизма и обострение социальных противоречий» [2].
Развитие страны во многом зависит от возможности реализации разными поколениями своих возможностей, а также использования потенциала молодежи. Студен-
чество, как часть молодежи, является важной составляющей в структуре любого общества, «обеспечивает перспективы его развития, определяет его будущее. Динамично развивающиеся государства способны в нужный момент опереться на молодежь, направить энергию в нужное русло, предоставляя ей возможность участвовать в различных социальных преобразованиях» [3].
Выступая в Краснодаре 12.10.2012 г. на совещании представителей власти и общественности по вопросам нравственного и патриотического воспитания молодежи В.В. Путин сказал «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент - это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого все равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России... Нам необходимо в полной мере использовать лучший опыт воспитания и просвещения, который был и в Российской империи, и в Советском Союзе» [4].
В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определены следующие цели, направленные на формирование патриотического сознания обучающейся молодежи:
• обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры;
• воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью [5].
Таким образом, потребность современного отечественного образования в восстановлении исторических традиций, в поиске корней, истоков патриотизма как высшей ценности национального самосознания обусловливают повышение внимания к опыту организации патриотического воспитания в российских вузах [6].
Определенно, данные задачи должны решаться в комплексе: через учебную, научно-исследовательскую деятельности, воспитательную работу и саморазвитие студентов-бакалавров.
Проблемы формирования патриотического сознания в вузах активно исследуются в отечественной педагогической теории и практике. Наиболее полный, на наш взгляд, анализ данного подхода представлен в трудах Т.В. Козловской, А.Г. Горельцева, В.В. Гладких [7-9].
Следует отметить, что тема патриотизма в современной России «является одной из самых дискуссионных тем, широко обсуждаемых в обществе. «Диапазон суждений о патриотизме достаточно велик: от его дискредитации как источника деструктивности и конфликтогенности с фашистским и расистским уклоном до его оценки как основного фактора единения российского народа на основе его интеграционного потенциала и необходимости принятия соответствующих государственных программ по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации» [10].
Говоря о формировании патриотического сознания, следует определиться с понятием «Патриотизм». Данное понятие имеет исторические корни и в настоящее время в научной литературе оно определено достаточно четко. Патриотизм в переводе с греческого (patris) означает родину, отечество; предполагает любовь к родине, преданность своему отечеству и народу [11].
О.Е. Чуйков определяет понятие патриотизма как «социокультурное явление, которое представляет собой качественную характеристику социального субъекта, свидетельствующую о принятии им ценностей национального государства, ценностей культуры своего народа и страны в качестве ведущих элементов его ценностно-нормативной системы, обуславливающих направленность и интенсивность его деятельности [12, с. 10].
Рассматривая проблему формирования патриотического сознания, следует отметить, что сознание - это высший уровень психической активности человека как социального существа и «формирование сознания человека определяется как целенаправленное воспитательное воздействие на сознание личности, имея в виду его «формирование», «формовку», «проектирование», «лепку» и т. д. [13].
Патриотическое сознание как система взглядов, норм, ценностей основанных на любви к Родине, Отечеству имеет исторические корни. Патриотическое сознание определяет характер поступков человека, их целесообразность, мотивы поведения в той или иной ситуации, определяет отношение человека к Родине, политике государства, характеру общественных отношений, к патриотическому долгу, потребности быть полезным Родине [14].
В формировании сознания выделяет три аспекта: интеллектуальный, аксиологический и рефлективный. Формирование патриотического сознания у студентов-бакалавров должно проходить в трех основных направлениях: развитие интеллектуального потенциала (интеллектуальный аспект), формирование ценностных приоритетов (аксиологический аспект) и самосознания (рефлективный аспект).
Аспекты формирования патриотического сознания отражают его уровни: рациональный и чувственный. Рациональный уровень представляет комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на объяснение таких понятий, как: долг, честь, мужество. Чувственный уровень включает эмоциональное отношение человека к Родине, ее истории, культуре, традициям.
Взаимосвязь аспектов, уровней и основных характеристик патриотического сознания, представлен в таблице 1.
Несмотря на то, что основы патриотического сознания личности закладываются еще в детском возрасте, в семье, в школе, вуз должен продолжать проводить целенаправленную и систематическую работу по патриотическому воспитанию студентов. В вузе формирование патриотического сознания происходит, как правило, уже на аксиологическом и рефлективном уровне.
Компонентами в формировании патриотического сознания студентов-бакалавров являются:
• учебная деятельность, приоритетное направление отводится дисциплинам социально-гуманитарного цикла (история, философия, социология, политология, культурология);
Аспекты сознания Уровни патриотического сознания Основные характеристики Патриотическое сознание
интеллектуальный (когнитивно-содержательный и мыслительно-операпональный) рациональный восприятие знаний, информации знание истории страны ее культуры, народных и религиозных традиций; моральных норм; место страны в мировой истории
аксиологический рационально-чувственный формирование ценностных приоритетов воспитание чувства любви к Родине; чувства гордости за страну, толерантности
рефлективный чувственный сознательная деятельность человека готовность к реализации активной гражданской позиции
Таблица 1 - Аспекты, уровни и основные характеристики патриотического сознания
• научно-исследовательская деятельность;
• организационно-воспитательная работа (создания вузовских молодежных объединений по интересам и творческих коллективов, организация внеаудиторных мероприятий патриотического содержания);
• практическая деятельность (участие студентов в общественных объединениях, молодежных клубах, объединениях по интересам, музейной работе, социально-проектной деятельности, волонтерском движении и т. д.).
В настоящее время в системе российского образования мы наблюдаем процесс интернационализации -вхождение в мировое образовательное пространство. В связи с этим российское высшее образование переходит на компетентностную модель подготовки специалиста, формируется новая образовательная парадигма, призванная осуществлять подготовку творчески мыслящих людей высокого уровня культуры [15].
В отечественной педагогической теории и практике активно исследуются проблемы компетентностного подхода к образованию. Анализ данного подхода представлен в трудах Д.С. Ермакова, В.В. Краевского, И.Я. Лернера, Г.В. Мухаметзяновой, М.Н. Скаткина и др., при этом ученые отмечают, что компетентностный подход сочетает в себе личностный, деятельностный, системный и другие подходы [16-19].
Компетентностный подход положен в основу проектирования Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). В новых стандартах выделяются общекультурные, общепрофессиональные, профессионально-прикладные и другие виды компетенций по конкретным направлениям подготовки. Общекультурная компетентность является обязательной для всех направлений подготовки и выполняет методологическую функцию профессионального образования. Именно общекультурные компетенции способствуют формированию патриотического сознания студентов-бакалавров. М.Г. Синякова отмечает, что общекультурные компетентности формируют человека носителя и творца культуры, определяют его активную
Таблица 2 - Общекультурные компетенции,
жизнедеятельность, гармонизируют внутренний мир и отношения человека с социумом, способствуют формированию толерантности, этносоциальной компетентности [20, с. 23].
Формирование общекультурных компетенций, определенных ФГОС ВПО следует рассматривать как основу формирования личности студента-бакалавра и человека гражданина страны.
Важную роль в формировании патриотического сознания отводится дисциплинам гуманитарного цикла. Особенность патриотического воспитания студентов в процессе преподавания дисциплин социально-гуманитарного цикла определяет необходимость построения учебного процесса на основе нового дидактического инструментария, включающего в работу со студентами интерактивные формы и методы организации лекционных, семинарских занятий и самостоятельной работы [21; 22; 23]. Семинарские и лекционные занятия должны быть ориентированы на интеграцию материала дисциплин социально-гуманитарного цикла. Лекции должны проходить в режиме диалогов, решения проблемных задач. Семинарские занятия так же должны проходить в виде дискуссий, круглых столов. Следует уделить внимание подготовке методического обеспечения для самостоятельной работы студентов. Необходимо использовать для анализа источники содержащие материалы патриотической направленности.
Основополагающую роль в формировании патриотического сознания студентов-бакалавров отводится дисциплине «История». Формируемые в рамках дисциплины компетенции направлены не только на изучение фактов мировой истории и истории России, но и формирование критико-оценочного взгляда на исторические события. Более того, активная гражданская позиция предусматривает непосредственную вовлеченность студентов-бакалавров в жизнь страны, сопереживание истории страны.
Рассмотрим общекультурные компетенции, формируемые на дисциплине «История» по реализуемым в Нижегородском государственном инженерно-экономическом университете направлениям подготовки (таблица 2).
ормируемые на дисциплине «История», направленные на формирование патриотического сознания
№ Направление подготовки Общекультурные компетенции, формируемые на дисциплине «История», направленные на формирование патриотического сознания Аспекты сознания
1. 43.03.01 «Сервис» способность к анализу социально значимых процессов и явлений, к ответственному участию в общественно-политической жизни (ОК-5) аксиологический, рефлективный
готовность демонстрировать гражданскую позицию, интегрированность в современное общество, нацеленность на его совершенствование на принципах гуманизма и демократии (ОК-6) рефлективный
способность к социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, социальных стандартов, готовностью демонстрировать уважение к людям, толерантность к другой культуре, поддерживать партнерские отношения (ОК-8) рефлективный
2. 38.03.02 «Менеджмент» способностью занимать активную гражданскую позицию (ОК-3) рефлективный
умением анализировать и оценивать исторические события и процессы (ОК-4) аксиологический, рефлективный
владением культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5) аксиологический, рефлективный
3. 38.03.01 «Экономика» способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире (ОК-3) аксиологический, рефлективный
способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4) аксиологический, рефлективный
4. 38.03.05 «Бизнес-информатика» владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1) аксиологический, рефлективный
способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, события и процессы экономической истории, место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире (ОК-3) аксиологический, рефлективный
способен анализировать социально значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4) аксиологический, рефлективный
Из вышеизложенного мы видим, что формируемые в рамках дисциплины «История» общекультурные компетенции в своей основе направлены на формирование патриотического сознания у студентов-баклавров и предполагают, что в образовательной среде вуза произойдет «формирование», «формовка», «проектирование», «лепка» не только профессионала, но и человека, способного: быть гражданином, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры, анализировать процессы и явления политической жизни, быть ее активным участником.
ФГОС ВПО перекликается с Концепцией государственной молодежной политики Российской Федерации. Согласно ей, приоритетными воспитательными целями в отношении молодежи должны быть:
• воспитание патриота - гражданина, заботящегося об экономическом процветании и преемственности духовных традиций нашего общества;
• воспитание гражданина, активно участвующего в государственной и общественной жизни, в функционировании институтов гражданского общества, в том числе в работе молодежных и детских общественных объединений [24].
Сегодня формирование патриотического сознания студентов остаётся одной из самых важных задач в педагогической деятельности, т.к. это способствует формированию и развитию гражданского общества, правового государства, демократии [25; 26; 27].
Молодой специалист, вступая в социальную жизнь, обязан разделять ценности, господствующие в обществе: патриотизм, гражданственность, высокие морально-нравственные качества, общую языковую, правовую культуру, ценности гуманизма и экологического сознания [28, с. 24].
Формирование патриотического сознания студентов-бакалавров является основой формирования социально-политической активности, гражданской ответственности, духовности, сознательной деятельности в интересах государства. Развитие общекультурных компетенций у студентов в рамках изучении дисциплины «История» оказывает основополагающую роль на формирование у студентов-бакалавров патриотического сознания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Певцова Е. А. Экстремистские проявления в поведении молодежи в период правовых реформ и кризисных явлений в государстве: проблемы профилактики // Российская юстиция, 2009. № 7. С. 13-23.
2. Беспалова Т. В. Патриотизм как форма социокультурной идентификации в конфликтных условиях российского переходного общества: автореферат диссертации на соискание степени доктора философских наук. Санкт-Петербург, 2011. 50 с.
3. Бундин М. В., Кирюшина Н. Ю. Формирование общекультурных компетенций у студентов вузов: учебное пособие. Нижний Новгород, 2012. С. 3.
4. Электронный ресурс: Материал с официального сайта администрации Краснодарского края http:// admkrai.kuban.ru заголовок с экрана. Дата обращения 13.04. 2015 г.
5. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Электронный ресурс: http://suvagcentr.ru заголовок с экрана. Дата обращения 13.04. 2015 г.
6. Беляев А. В., Сиволобова Н. А. Опыт организации гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи // Электронный журнал «Общество. Культура. Наука. Образование». 2014. Вып. 1. URL: http:// cipv.ru С. 231.
7. Козловская Т. В. Духовная ориентация гражданско-патриотического воспитания в техническом вузе: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Ростов-на-Дону, 2009. 262 с.
8. Горельцев А. Г. Гражданско-патриотическое воспита-
ние студентов в государственном техническом вузе: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Санкт-Петербург, 2007. 166 с.
9. Гладких В. В. Гражданско-патриотическое воспитание молодежи в поликультурной среде вуза: диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Тамбов, 2011. 435 с.
10. Судьбы гражданского общества в России: в 2 т. Т. 2: Современные аспекты концептуального осмысления проблем гражданского общества / А. А. Айвазян, С. Е. Вершинин, А. М. Воробьёв и др. Уро РАН, Екатеринбург, 2004. С. 59.
11. Словарь-справочник лингвистических терминов. Ро-зенталь Д. Э., Теленкова М. А. Изд. 2-е. М.: Просвещение. 1976.
12. Чуйков О. Е. Формирование в условиях молодёжных общественных организаций: социокультурный аспект: автореферат на соискание учёной степени кандидата социологических наук. М. 2010. С. 10.
13. Певцова Е. А. Экстремистские проявления в поведении молодежи в период правовых реформ и кризисных явлений в государстве: проблемы профилактики //Российская юстиция, 2009. № 7. С. 13-23.
14. Патриотическое сознание: сущность и специфик / Вестник МГОУ. Серия «Философские науки». № 3. 2009. Выпуск в серии № 16. http://moyuniver.net.
15. Пузанков Д. В., Федоров И. Б., Шадриков В. Д. Двухступенчатая модель подготовки специалистов // Высшее образование в России. 2004. № 2. С. 3-11.; Зимняя И. А. Педагогическая психология. М. : Логос,
2009. 384 с.; Анисимов П. Ф. О задачах вузов по переходу на уровневую систему высшего профессионального образования // Высшее образование в России.
2010. № 3. С. 3-7.
16. Ермаков Д. С. Педагогическая концепция формирования экологической компетентности учащихся: автореферат на соискание степени докторара педагогических наук. М., 2009. 39 с.
17. Краевский В. В. Содержание образования: вперед к прошлому. М., 2000. 87 с.
18. Мухаметзянова Г. В. Педагогическая стратегия трансформации качественного образования студента в средней профессиональной школе // Профессиональное образование в России: методология и теория. Гуманитарный центр «ВЛАДОС», Казань ИТП ТОРАО, 2005. 319 с.
19. Вербицкий А. А., Ларионова О. Г. Личностный и ком-петентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. М. : Логос, 2011. 336 с.
20. Синякова М. Г. Основные подходы к определению сущности общекультурной компетентности бакалавра менеджмента // Международный журнал экспериментального образования. 2010. № 9. С. 23.
21. Зоря Ю.Н. Структура и содержание модели использования информационнокоммуникационных технологий в патриотическом воспитании старшеклассников // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 4. С. 14-17.
22. Саутова Т.А. Роль преподавателя в формировании патриотических чувств личности // Вектор науки То-льяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 3 (14). С. 239-241.
23. Терпелюк С.И. Основные факторы формирования у будущих учителей начальных классов патриотических ценностей средствами литературы // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 2. С. 78-80.
24. Концепцией государственной молодежной политики Российской Федерации. Проблемы развития человеческого потенциала в деятельности Совета Федерации (наука, образование, культура) /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, № 10 (141). 2001. - С.
Е.В. Рябухина, М.В. Нуждина
АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ...
47. URL.:http://www.budgetrf.ru.
25. Агапов О.Д., Агапова Э.И. Теоретико-методологическая навигация процессов институализации гражданского общества // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 1. С. 7-9.
26. Парменов А.А. О проблемах социализации и морального выбора личности в современном обществе // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4. С. 35-39.
27. Хугаева Ф.В. Толерантность как принцип воспитания
в поликультурном обществе // Вектор науки Тольят-тинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 1 (16). С. 205-208.
28. Рыбакова М. В., Зернова Л. П., Матраева А. Д. Гуманитарные дисциплины как средство формирования общекультурных компетенций студентов. Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история»: сборник статей по материалам XXXVII международной научно-практической конференции. 26 мая 2014 г. С. 34.
CULTURAL COMPETENCE AS A BASIS THE FORMATION OF PATRIOTIC CONSCIOUSNESS
UNDERGRADUATE STUDENTS
© 2015
O.A. Pavlova, candidate of historical sciences, assistant professor of chair "Humanities"
Nizhny Novgorod State Engineering and Economic Institute, Knyaginino (Russia)
Abstract. The subject of the formation of Patriotic consciousness in modern Russia is extremely important. The reasons for the mainstreaming of this topic are has-explicitly the attitude of the world community to Russia's role in world history, abstraction of relations with former Soviet republics, the manifestation of extremism and national-ISM, the revival of fascist ideology. All this is dangerous for Russia as a whole, causes a significant loss of its territorial integrity, constitutional rights and freedoms of citizens, especially against the backdrop of worsening national and religious Pro-Timorese. Important is the formation of Patriotic consciousness among the youth, cha ratio of students-bachelors, since, from the use of the potential of youth depends on the development of the country and its future. These problems must be solved in the complex: through training, research activities, education and personal development of undergraduate students. The article considers the problem of formation of Patriotic consciousness through the development of undergraduate students of cultural competence in the discipline of Humanities - History. The formation of common cultural competencies defined by the FSES should be considered as the basis of formation of student's personality-the bachelor and the person of the citizen of the country. A fundamental role in the formation of Patriotic consciousness of undergraduate students given the subject "History". Formed within the discipline of computer retention is not only aimed at studying the facts of world history and the history of Russia, but also the formation of a critical and evaluative perspective on historical events. Moreover, active citizenship provides for the direct involvement of undergraduate students in the life of the country, the empathy of the country's history. The formation of Patriotic consciousness of undergraduate students should proceed in three main directions: the development of intellectual potential (intellectual aspect), the formation of value priorities (axiological aspect), and identity (reflective aspect). The formation of Patriotic consciousness of undergraduate students is the basis of formation of socio-political activism, civic responsibility, spirituality, conscious activity in the interests of the state. Cultural competence students in the framework of studying the discipline "History" provides a fun-General role in the formation of students-bachelors of Patriotic consciousness.
Keywords: patriotism, Patriotic consciousness, aspects of the formation of patriotic consciousness, national identity, extremism, nationalism, obscure cultural competence, levels of patriotism, national doctrine of education of the Russian Federation, the FSES, the Concept of state youth policy of the Russian Federation.
УДК 378
АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ
© 2015
Е.В. Рябухина, преподаватель кафедры «Сервис» М.В. Нуждина, преподаватель кафедры «Сервис»
Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино (Россия)
Аннотация. Современное развитие высшего образования определяет кардинальное изменение подходов к организации образовательного процесса в вузе. Введение системы многоуровневого образования, создание единого образовательного пространства, переход на ФГОС ВПО, реализация компетентностного подхода, определяют необходимость совершенно нового подхода к организации обучения. Преподаватель вуза должен выполнять не только функцию транслятора научных знаний, но и уметь находитьлучшую стратегию преподавания, применять современные образовательные технологии, направленные на организацию творческой атмосферы образовательного процесса. Совершенствование процесса обучения должно быть обращено на организацию необходимых и достаточных организационно-педагогических условий, обеспечение благополучного обучения. Упор в такой деятельности переносится на партнерство, соуправление, а характер отношений между преподавателем и студентом можно определять как субъект-субъектные. Преподавателям нужно целенаправленно и упорно овладевать активными и интерактивными формами и технологиями проведения занятий: играми, тренингами, кейсами, игровым проектированием, креативными техниками и многими другими приемами, так как именно они формируют базовые компетентности студента, вырабатывают необходимые для профессии умения и навыки, создают предпосылки для психологической готовности вводить в практику усвоенные умения и навыки. Вместе с тем, как показывает практика, в настоящий момент самое большое распространение современные образовательные технологии приобрели не в учебных заведениях, а в системе обучающих организаций, в которых для этих целей организованы корпоративные университеты, тренинговые курсы и т. п.
Ключевые слова: образовательный процесс, активное обучение, активные методы обучения, учебно-познавательная деятельность, профессиональные компетенции, интерактивное обучение.
Сегодня существует широкий выбор учебно-методической литературы, в которых рассматриваются вопросы применения преподавателем современных технологий в
процессе проведения учебных занятий. Но, разрабатывая программу и учебный план, разработчики сталкиваются, с одной стороны, с очень большим разнообразием