Научная статья на тему 'Роль дисциплин педагогической направленности, изучаемых магистрантами, в реализации программы патриотического воспитания студенческой молодежи'

Роль дисциплин педагогической направленности, изучаемых магистрантами, в реализации программы патриотического воспитания студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
332
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / МАГИСТРАНТЫ ТЕХНИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ORGANIZATION OF HIGHER EDUCATION / PATRIOTIC UPBRINGING / MASTER'S STUDENT OF TECHNICAL MAJORS / PROJECT ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волкова Милена Александровна

Актуализировавшаяся в последние несколько лет в связи с осложнением политической ситуации в мире проблема воспитания патриотизма студенческой молодежи требует поиска новых форм, методов и средств, используемых в образовательном процессе высшей школы для содействия развитию патриотических чувств и патриотического сознания студентов, в том числе обучающихся по программам магистратуры. Учитывая значительную загруженность студентов-магистрантов, значительная часть которых совмещает работу и учебу, осуществляет социальные роли, связанные с семейной жизнью, активно участвует в научно-исследовательской работе, важно в ходе образовательного процесса создать для этого необходимые условия, но сделать это без увеличения учебной нагрузки. Реализовать данные требования позволяют дисциплины, изучаемые магистрантами непедагогических направлений подготовки, в том числе технических, и относящиеся к вариативной части Блока 1: «Основы педагогики и андрагогики», «Педагогика и психология высшей школы», «Педагогика высшей школы». Значительные возможности для этого предоставляет модуль данных дисциплин «Компетентностная модель преподавателя высшей школы». Деятельность магистрантов по освоению темы данного модуля «Содействие в гражданско-патриотическом самоопределении студенческой молодежи как одна из компетенций осуществления внеучебной воспитательной работы» представлена как система, состоящая из трех компонентов: когнитивного, потребностно-мотивационного, поведенчески-деятельностного. Представлена развернутая характеристика поведенчески-деятельностного компонента, который предполагает создание магистрантами проекта, содействующего патриотическому воспитанию студентов, обучающихся по программам бакалавриата и специалитета; даны критерии оценки проекта, среди которых инновационность и реализуемость. Подобран инструментарий, позволяющий определить эффективность данной модели. Результаты данного исследования могут быть использованы в организациях высшего образования при организации образовательного процесса магистрантов педагогических направлений, в том числе технических, а результаты проектной деятельности студентов-магистрантов могут быть использованы для совершенствования системы патриотического воспитания студентов-бакалавров и будущих специалистов на уровне факультета и университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волкова Милена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF PEDAGOGICAL DISCIPLINES STUDIED BY MASTER’S STUDENTS IN IMPLEMENTATION OF THE PROGRAM OF PATRIOTIC UPBRINGING OF THE YOUTH

The problem of patriotic upbringing of students intensified due to the complication of political situation in the world in the past few years requires searching for new forms, methods and means used in higher education to promote patriotism and patriotic awareness of students including those enrolled in the Master’s Degree programs. Given the significant workload of Master’s students who usually combine work and study, have social roles related to family life, and are actively involved in research it is important to create the necessary conditions in the educational process without increasing the study load. The implementation of the abovementioned requirements is possible due to the disciplines studied by Master’s students of non-pedagogical majors including technical areas and the ones related to the variable part of Block 1: ‘Fundamentals of Pedagogy and Andragogy’, ‘Pedagogy and Psychology of Higher Education’, and ‘Pedagogy of Higher Education’. Significant opportunities for this are provided by the module of the abovementioned disciplines called ‘Competence Model of a Higher School Teacher’. Activities of Master’s students on studying the module ‘Assistance in Civil and Patriotic Self-Determination of Students as One of the Competences of Extracurricular Educational Activities’ are represented as a system consisting of three components: cognitive component, need and motivational component, behavioral and activity component. It presents a detailed description of behavioral and activity component that involves the creation of projects by Master’s students promoting patriotic education of Bachelor’s and Master’s students; evaluation criteria of the project are also given among which innovation and feasibility of the project can be named. Tools and instruments that enable to determine the effectiveness of this model are represented as well. The results of this study can be used in the institutions of higher education for the organization of educational process of Master’s students of non-pedagogical majors including the technical ones. The results of the project activity of Master’s students can be used to improve the system of patriotic education of Bachelor’s students and future specialists.

Текст научной работы на тему «Роль дисциплин педагогической направленности, изучаемых магистрантами, в реализации программы патриотического воспитания студенческой молодежи»

УДК 378.035.6

ББК Ч400.522 + Ч448.00

йО!: 10.14529/рва160114

РОЛЬ ДИСЦИПЛИН ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ, ИЗУЧАЕМЫХ МАГИСТРАНТАМИ, В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

М.А. Волкова

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

Актуализировавшаяся в последние несколько лет в связи с осложнением политической ситуации в мире проблема воспитания патриотизма студенческой молодежи требует поиска новых форм, методов и средств, используемых в образовательном процессе высшей школы для содействия развитию патриотических чувств и патриотического сознания студентов, в том числе обучающихся по программам магистратуры.

Учитывая значительную загруженность студентов-магистрантов, значительная часть которых совмещает работу и учебу, осуществляет социальные роли, связанные с семейной жизнью, активно участвует в научно-исследовательской работе, важно в ходе образовательного процесса создать для этого необходимые условия, но сделать это без увеличения учебной нагрузки.

Реализовать данные требования позволяют дисциплины, изучаемые магистрантами непедагогических направлений подготовки, в том числе технических, и относящиеся к вариативной части Блока 1: «Основы педагогики и андрагогики», «Педагогика и психология высшей школы», «Педагогика высшей школы». Значительные возможности для этого предоставляет модуль данных дисциплин «Компетентностная модель преподавателя высшей школы».

Деятельность магистрантов по освоению темы данного модуля «Содействие в граж-данско-патриотическом самоопределении студенческой молодежи как одна из компетенций осуществления внеучебной воспитательной работы» представлена как система, состоящая из трех компонентов: когнитивного, потребностно-мотивационного, поведенчески-деятельностного. Представлена развернутая характеристика поведенчески-деятельност-ного компонента, который предполагает создание магистрантами проекта, содействующего патриотическому воспитанию студентов, обучающихся по программам бакалавриата и специалитета; даны критерии оценки проекта, среди которых - инновационность и реализуемость. Подобран инструментарий, позволяющий определить эффективность данной модели.

Результаты данного исследования могут быть использованы в организациях высшего образования при организации образовательного процесса магистрантов педагогических направлений, в том числе технических, а результаты проектной деятельности студентов-магистрантов могут быть использованы для совершенствования системы патриотического воспитания студентов-бакалавров и будущих специалистов на уровне факультета и университета.

Ключевые слова: организация высшего образования, патриотическое воспитание, магистранты технических направлений подготовки, проектная деятельность.

Введение. Быстро меняющаяся геополитическая обстановка, отражающая усиление влияния России на международной арене, развязывание информационной войны, направленной на ослабление духовно-нравственного потенциала россиян, делает проблему патриотического воспитания молодежи, в том числе студенческой, актуальной.

Отражением стратегии и тактики решения данной проблемы на уровне государства являются такие документы, как Концепция пат-

риотического воспитания граждан Российской Федерации и программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (четвертое поколение программ по патриотическому воспитанию) [5, 6].

В соответствии с данными документами в Российской Федерации выстроена система патриотического воспитания граждан на государственном, региональном, местном, институциональном уровнях. Значительный вклад в реализацию программы патриотиче-

ского воспитания граждан вносят организации высшего образования, в том числе университеты.

Именно на уровне образовательной организации происходит преобразование планов, отражающих стратегию и тактику нормативных документов по патриотическому воспитанию, в творческую активность студентов, содействующую развитию патриотического сознания и патриотических чувств с учетом особенностей (специфики) конкретной организации.

Каково же участие магистрантов в разработке и реализации программы патриотического воспитания студентов, существующей в конкретной образовательной организации высшего образования?

На нормативном уровне возможность такого участия зафиксирована в Федеральных государственных образовательных стандартах направлений подготовки, предполагающих наличие программы академической магистратуры, ориентированной на научно-исследовательский и (или) педагогический вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные).

Проектирование и реализация проектов в области патриотического воспитания является элементом таких компетенций, как:

- способность и предрасположенность к просветительной и воспитательной деятельности, готовность пропагандировать и популяризировать научные достижения (ПК-11) [18];

- способность использовать углубленные знания правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов (ОПК-5) [19], (ОПК-7) [21];

- готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3) [19-23].

Изучение состояния проблемы в научной литературе. Существует значительное количество исследований, опубликованных после марта 2014 года (а это время нами рассматривается как начало периода Новейшей истории России), посвященных проблеме патриотического воспитания студентов в новых исторических условиях. Авторами данных исследований, отражающих как методологические вопросы, так и обобщение опыта осуществления патриотического воспитания граждан, в том числе в организациях высшего

образования, являются философы, психологи, социологи, педагоги.

Так, в статье М.М. Акулич, Г.З. Ефимовой, М.В. Худяковой, М.В. Косицыной [15] представлены результаты социологического исследования, проведенного в 2014 году и направленного на определение уровня патриотизма студенческой молодежи Тюменского государственного университета.

В ходе осуществления исследования в Тюменском государственном университете было опрошено 750 студентов, обучающихся по направлениям бакалавриата и магистратуры всех курсов обучения. Как показывают результаты данного исследования, 84 % опрошенных называют себя патриотами, однако только 15 % связывают патриотизм с трудом на благо Родины [15, с. 45]. В данной работе не представлен сравнительный анализ ответов студентов, облучающихся по направлениям подготовки бакалавриата и магистратуры.

Расширяют возможности анализа проблемы патриотизма студенческой молодежи приведенные в данной работе сведения о социологических исследованиях по сходной проблематике, проведенных 2014 г. в Государственном аграрном университете Северного Зауралья и в Новосибирской области, где проводился опрос школьников и студентов. Обзор социологических исследований, выявляющих уровень патриотизма молодежи по состоянию на июнь 2014 года, представлен также в нашей работе [2].

Формирование патриотических ценностей в процессе получения юридического образования отражено в статье С.П. Сальникова и И.И. Синайко. Авторы анализируют возможности, которые предоставляют для этого государственные образовательные стандарты третьего поколения [16].

Существуют работы, посвященные вопросам участия тех или иных общественных организаций и движений, а также структурных подразделений организаций высшего образования в реализации программы патриотического воспитания студенческой молодежи [1, 7, 9, 11, 17].

Ряд работ отражает инновационные формы и методы, используемые во внеучебной работе технического факультета по граждан-ско-патриотическому воспитанию студенческой молодежи [3, 4].

В этих работах основное внимание уделяется организации гражданско-патриотиче-

ского воспитания студентов-бакалавров и специалистов. Студенты-магистранты, в том числе технических направлений подготовки, оказываются в значительно меньшей степени включены в систему гражданско-патриоти-ческого воспитания университета и факультета (института). Исключение составляют студенты-магистранты педагогических направлений подготовки [12].

В то же время именно анализ опыта участия (или анализ причин неучастия) магистрантов в проектировании и реализации различных направлений гражданско-патриоти-ческого воспитания студентов-бакалавров и специалистов может быть использован для совершенствования данного вида деятельности.

Учитывая значительную загруженность студентов-магистрантов, значительная часть которых совмещает работу и учебу, осуществляет социальные роли, связанные с семейной жизнью, активно участвует в научно-исследовательской работе, важно в ходе образовательного процесса создать условия, позволяющие студентам-магистрантам осмыслить содержание понятия «патриотизм», место и роль такого вида деятельности, как патриотическое воспитание, в подготовке профессионалов и социально активных граждан и предложить варианты собственного участия в данной деятельности, осуществляемой в университете, но сделать это без увеличения нагрузки, отраженной в учебном плане того или иного направления подготовки. Целью включение в данный вид деятельности является содействие развитию патриотического сознания и патриотических чувств магистрантов.

Реализовать данные требования позволяют дисциплины, относящиеся к вариативной части Блока 1, направленные, в том числе, на формирование патриотических ценностей у студентов-магистрантов непедагогических, в том числе технических направлений подготовки, обучающихся по программам академической магистратуры. К таким дисциплинам можно отнести «Основы педагогики и андра-гогики», «Педагогику и психологию высшей школы», «Педагогику высшей школы».

Определение понятия. Существуют исследования, посвященные истории изменения содержания понятия «патриотизм» и социально-философскому анализу данного понятия, выявлению особенностей содержания патриотизма как элемента системы ценностей российской духовной культуры и государства [13].

Ряд авторов, рассматривая вопросы национальной и социальной идентичности личности, подчеркивают необходимость разграничения процессов формирования гражданственности и воспитания патриотизма, отмечая, что патриотизм является чувственной составляющей социальной позиции субъекта, а гражданственность - это атрибут сознания, рациональной составляющей личности [14].

Большинство авторов в своих работах, в основном обобщающих опыт патриотического воспитания студенческой молодежи, опирается на развернутую характеристику содержания патриотизма и патриотического воспитания, представленную в «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации», принятой в 2003 г. и отражающей совокупность официально принятых взглядов на государственную политику в области патриотического воспитания.

В «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации» патриотизм охарактеризован на личностном и макроуровне как психологическое и социальное явление. В своем исследовании мы базируемся на представленном в данном документе определении патриотизма как особой направленности самореализации и социального поведения граждан, проявлениями которых являются любовь и служение Отечеству, обеспечение целостности и суверенитета России, ее национальной безопасности, устойчивого развития, чувства долга и ответственности, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями и выступающие как высший смысл жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества.

В «Концепции...» патриотическое воспитание, являющееся составной частью общего воспитательного процесса, охарактеризовано как «систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины» [6]. В своей работе мы пользуемся данным определением.

Проект экспериментального исследования. Дисциплины педагогической тематики предоставляют большие возможности для на-

сыщения содержания патриотической тематикой и содействия развитию ценностных ори-ентаций в сфере патриотического сознания. Помимо этого представляется целесообразным осуществлять деятельность по содействию, формированию и развитию у студентов-магистрантов, в том числе технических направлений подготовки, патриотического сознания и патриотических чувств, включение их в деятельность по патриотическому воспитанию студентов-бакалавров и будущих специалистов в рамках преподавания модуля «Компетентностная модель преподавателя высшей школы» дисциплин «Основы педагогики и андрагогики», «Педагогика и психология высшей школы», «Педагогика высшей школы», в частности при освоении темы «Содействие в гражданско-патриотическом самоопределении студенческой молодежи как одна из компетенций осуществления внеучеб-ной воспитательной работы».

При этом деятельность магистрантов может быть рассмотрена как система, включающая когнитивный, потребностно-мотива-ционный и поведенчески-деятельностный компоненты, реализуемые в ходе освоения содержания темы и выполнения предложенного задания, включающего систему учебных задач.

Первый компонент - когнитивный -включает в себя знания о содержании понятий «патриотизм» и «патриот» (представление о патриотизме как фундаментальной основе обеспечения стабильного и устойчивого социального развития и укрепления обороноспособности страны, ее национальной безопасности; рассмотрение дружбы народов и интернационализма как характерных особенностей российского патриотизма; осознание того, что фальсификация российской истории является способом разложения патриотического сознания народов; рассмотрение патриотизма как нравственного проявления достоинства личности; рассмотрение содержания понятия государственного патриотизма; рассмотрение исторической памяти как условия формирования патриотизма; рассмотрение российского патриотизма как проявления национальной идеи).

Второй компонент - потребностно-мотивационный, представляет собой систему доминирующих потребностей, мотивов деятельности и поведения личности в социальной сфере. Он содействует формированию ценностного отношения и чувства любви к Родине,

осознанию необходимости вносить свой вклад в укрепление обороноспособности страны благодаря использованию формируемых в образовательном процессе общекультурных и профессиональных компетенций, позволяющих, с одной стороны, творчески и эффективно решать задачи будущей профессиональной деятельности, с другой стороны, самореализоваться, активно используя законные механизмы участия в общественно-политической жизни страны.

Третий компонент - поведенчески-деятельностный - предполагает обогащение опыта деятельности, направленной на развитие патриотических чувств и патриотического сознания.

В ходе освоения темы «Содействие в гражданско-патриотическом самоопределении студенческой молодежи как одна из компетенций осуществления внеучебной воспитательной работы» студентам-магистрантам непедагогических направлений подготовки предстоит принять участие в разработке проекта, направленного на гражданско-патрио-тическое воспитание студентов-бакалавров и специалистов на уровне факультета или университета. Мы разделяем мнение исследователя И.О. Котляровой, которая отмечает важность освоения на этапе магистратуры «самообразовательно-исследовательской деятельности с фрагментами проектно-исследова-тельской», отмечая, что целесообразным представляется развитие компетенций проектной деятельности в ходе обучения в аспирантуре или в ходе осуществления магистром своей профессиональной деятельности [8, с. 18].

Защита проекта осуществляется на семинарском занятии. Работа магистранта предполагает:

- знакомство с нормативными документами по проблемам патриотического воспитания студентов; изучение документов, отражающих систему гражданско-патриотиче-ского воспитания студентов в современной России и в конкретном регионе;

- обзор теоретического материала (научных статей, монографий, методических рекомендаций) по выбранной теме, в том числе отражающих практику конкретных регионов и вузов по проектированию и реализации гражданско-патриотического воспитания студентов;

- рассмотрение содержание ключевых педагогических терминов выбранной темы;

- формулировка обоснованных выводов магистранта об эффективности исследуемых им форм, методов, приемов, средств патриотического воспитания студенческой молодежи;

- предложения по совершенствованию рассматриваемого элемента системы патриотического воспитания, отраженные в проекте.

Структура проекта включает следующие элементы: 1) цели и задачи; 2) характеристику аудитории, на которую рассчитан проект; 3) обоснование длительности реализации проекта, этапы проекта; 4) характеристику материально-технического обеспечения проекта; 5) систему мероприятий проекта или сценарий конкретного мероприятия; 6) планируемые результаты и критерии для оценки результатов; 7) характеристику инновации, используемой в проекте.

Магистрантам предлагаются на выбор 50 тем. Вот примеры некоторых из этих тем:

1. Дебаты (варианты: игра; социальное проектирование; акция; урок (памяти, мужества), фестиваль, конкурс; выставка; состязание; круглый стол, смотр-конкурс и др.) как средство гражданско-патриотического воспитания студентов.

2. Центр традиционной народной культуры (варианты: киноклуб вуза; библиотека вуза; музей вуза; фотошкола; Волонтерский центр, студенческое кураторство; создание «Книги памяти»; научно-исследовательская работа; празднование памятных дат и дней; олимпиада; кружок (какой именно?), встречи с участниками боевых действий; субботник в местах захоронения павших воинов; экскурсия; клуб (какой именно?); организация возложения цветов к местам воинской славы и др.) как элемент системы гражданско-патрио-тического воспитания студентов (требуется обосновать систему мероприятий, их тематику, охарактеризовать технологии проведения, критерии оценки результативности).

3. Совершенствование информационного обеспечения функционирования системы гражданско-патриотического воспитания студентов (назвать элементы системы, их взаимосвязь, критерии оценки, направления совершенствования).

4. Взаимодействие с общественными организациями города (области) как элемент системы гражданско-патриотического воспитания студентов (система мероприятий, их тематика, для кого именно проводятся, техно-

логии проведения, критерии оценки результативности).

5. Проект участия факультета в системе гражданско-патриотического воспитания студентов.

6. Участие в городских, областных и всероссийских мероприятиях гражданско-патрио-тического направления.

7. Инновационные формы и методы, используемые в системе гражданско-патрио-тического воспитания студентов (педагогическая характеристика используемых понятий, система мероприятий, их тематика, для кого именно проводятся, технологии проведения, критерии оценки результативности).

Оценка работ магистрантов осуществляется в баллах. Используются следующие критерии оценки работы: 1) достаточность списка использованной литературы, соответствие литературы выбранной теме, правильность оформления списка литературы; 2) глубина переработки материала; 3) аналитичность и обоснованность предложений; 4) соответствие представленного проекта целям и задачам патриотического воспитания студенческой молодежи; 5) реализуемость проекта; 6) инно-вационность проекта.

Вводя шестой критерий, под инновацией (в широком смысле слова) мы понимаем «любую деятельность или процесс, в результате которых происходит возникновение новых идей, создается какой-то новый продукт, разрабатывается новая технология» [8, с. 16].

Важно подчеркнуть, что работа над данным проектом содействует не только развитию патриотических чувств и патриотического сознания, но и развитию инновационного мышления магистрантов, развитию компетенций инновационной деятельности, которая, применительно к деятельности магистров технических направлений включает «поиск новых решений, проектирование неизвестных ранее объектов и систем, разработку современных технологий» [8, с. 16].

Каждый из критериев оценивался по пятибалльной шкале.

Нами подобран следующий инструментарий оценки эффективности воспитанию патриотических чувств и развитие патриотического сознания студентов-магистрантов. Это модифицированная «Анкета диагностики ценностных ориентаций в сфере патриотического сознания взрослых субъектов образовательного процесса», разработанная И.Е. Кузь-

миной. Мы разделяем мнение данного автора о том, что характер эмоционально-ценностного отношения человека к Родине показывает степень его идентичности (отождествления) с ней. Использование данного инструментария позволяет отнести магистрантов (до и после изучения дисциплины педагогической направленности), к одному из трех уровней идентичности с Родиной и провести:

I уровень - «отождествляю» (себя со своей страной): «знаю» (свою страну, свой край), «люблю-ценю» (Родину, свой народ); «делаю» (конкретное дело для пользы своей Родины).

II уровень - «мне безразлично»: «не знаю», «все равно, без разницы, равнодушно», «не делаю ничего для Родины».

III уровень - «не отождествляю»: «не знаю», «не люблю - не ценю», «интересуюсь только отрицательными фактами и постоянно борюсь с этим» [10].

Заключение. Представляется, что дисциплины педагогической направленности предоставляют значительные возможности для содействия воспитанию патриотических чувств и развития патриотического сознания студентов-магистрантов, в том числе технических направлений подготовки, результаты проектной деятельности студентов-магистрантов могут быть использованы для совершенствования системы патриотического воспитания студентов-бакалавров и будущих специалистов на уровне факультета и университета.

Литература

1. Большова, С.И. Опыт воспитания патриотизма в РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина / С.И. Большова // Современные проблемы гуманитарных и общественных наук. - 2014. - Т. 4. - С. 27-31.

2. Волкова, М.А. Проект содержания модуля по проблеме патриотического воспитания на курсах повышения квалификации профессорско-преподавательского состава университета / М.А. Волкова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2015. - Т. 7, № 1. - С. 75-81.

3. Волкова, М.А. Профессиональный праздник как элемент системы гражданско-патриотического воспитания студентов технического факультета / М.А. Волкова // Образовательная среда сегодня: стратегии развития: материалы III Междунар. науч.-

практ. конф. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - № 2 (3). - 217-219.

4. Волкова, М.А. Факультетский конкурс как элемент системы гражданско-патрио-тического воспитания студентов / М.А. Волкова, А.А. Золотарева, О.О. Аленченкова // Развитие современного образования: теория, методика и практика: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - № 4 (6). -С. 521-524.

5. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Проект. -http://gospatriotprogramma.ru/programma% 202016-2020/ргоеИ/ргоек1рИр

6. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. -http://gospatriotprogramma.ru/the-concept-of-patriotic-education-is-the-basis-of-the-state-program-/the-concept-of-patriotic-education-of-citizens-of-the-russian-federation.php/the-concept-of-patriotic-education-is-the-basis-of-the-state-program-

7. Коршунова, О.Н. Особенности формирования патриотической культуры в регионах в ХХ1 веке (на примере Татарстана и Удмуртии) / О.Н. Коршунова, А.А. Шульмин // Вестник Казан. гос. ун-та культуры и искусств. - 2015.- № 2-2. - С. 34-39.

8. Котлярова, И.О. Непрерывная подготовка студентов технических направлений к инновационной деятельности / И.О. Котлярова //Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки. - 2012. - Вып. 17. -№ 26 (285). - С. 15-19.

9. Крутицкая, Е.В. Методические рекомендации по организации и развитию волон-терства в вузе /Е.В. Крутицкая, А.С. Огнев. -М. : РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2015. -104 с.

10. Кузьмина, И.Е. Теоретические основы диагностики ценностных ориентиров в сфере патриотического сознания участников образовательного процесса / И.Е. Кузьмина // Непрерывное образование: XXI век. - 2015.-№ 1 (9). - С. 153-174.

11. Куликов, С. П. Патриотическое воспитание молодежи как основное направление молодежной политики / С.П.Куликов // Вестник Моск. гос. област. ун-та. Серия «Педагогика». - 2015. - № 2. - С. 140-145.

12. Магин, В.А. Северо-Кавказский федеральный университет: опыт организации

гражданско-патриотического воспитания /

B.А. Магин, Н.А. Сиволобова //Изв. Волгоград. гос. техн. ун-та. - 2014. - Т. 17, № 13 (140). -

C. 128-131.

13. Мовшин, Д.Ю. Формирование и сущность российского патриотизма / Д.Ю. Мовшин // Вестник Моск. гос. ун-та культуры и искусств. - 2013. - № 3 (53). - С. 68-72.

14. Неверов, А.Н. К вопросу о гражданственности как экономико-психологическом феномене / А.Н. Неверов, А.Ю. Маркелов // Гражданственность и патриотизм в современном обществе: сб. науч. тр. - 2015. -С. 96-104. - http://elibrary.ru/item.asp?id= 24241976.

15. Патриотическое воспитание современной студенческой молодежи в вузе (результаты социологического исследования обучающихся Тюменского государственного университета) / М.М. Акулич, Г.З. Ефимова, М.В. Худякова, М.В. Косицына // Вестник Тю-мен. гос. ун-та. Социально-экономические и правовые исследования. - 2015. - Т. 1, № 1 (1). -С. 42-53.

16. Сальников, С.П. Формирование патриотических ценностей в процессе получения высшего юридического образования / С.П. Сальников, И.И. Синайко //Мир политики и социологии. - 2015. - № 8. - С. 144-149.

17. Титова, Ю.В. Роль университетской библиотеки в патриотическом воспитании молодежи / Ю.В. Титова // Вестник Дальне-восточ. гос. науч. б-ки. - 2010. - № 2 (47). -С. 170-173.

18. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 01.04.01 Математика, магистратуры. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 авг. 2015 г.

№ 827. - www.consultant.ru (дата обращения: 11.09.2015).

19. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 01.04.02 Прикладная математика и информатика (уровень магистратуры). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.08.2015 № 911. -www.consultant.ru (дата обращения: 29.09.2015).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 13.04.02 Электроэнергетика и электротехника (уровень магистратуры). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21.11.2014 № 1500. -www.consultant.ru (дата обращения: 24.12.2014).

21. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 08.04.01 -Строительство. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.10.2014 № 1419. - www. consultant.ru (дата обращения: 10.12.2014).

22. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 15.04.05 Кон-структорско-технологическое обеспечение машиностроительных производств. Приказ от 21.11.2014 № 1485. - www.consultant.ru (дата обращения: 28.01.2015).

23. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.04.08 Финансы и кредит, Приказ Минобрнауки России от 30.03.2015 № 325. - www.consultant.ru (дата обращения: 21.04.2015).

Волкова Милена Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Безопасность жизнедеятельности», Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, volkovama@susu.ru.

Поступила в редакцию 1 декабря 2015 г.

DOI: 10.14529/ped160114

ROLE OF PEDAGOGICAL DISCIPLINES STUDIED

BY MASTER'S STUDENTS IN IMPLEMENTATION

OF THE PROGRAM OF PATRIOTIC UPBRINGING OF THE YOUTH

M.A. Volkova, volkovama@susu.ru

South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation

The problem of patriotic upbringing of students intensified due to the complication of political situation in the world in the past few years requires searching for new forms, methods and means used in higher education to promote patriotism and patriotic awareness of students including those enrolled in the Master's Degree programs.

Given the significant workload of Master's students who usually combine work and study, have social roles related to family life, and are actively involved in research it is important to create the necessary conditions in the educational process without increasing the study load.

The implementation of the abovementioned requirements is possible due to the disciplines studied by Master's students of non-pedagogical majors including technical areas and the ones related to the variable part of Block 1: 'Fundamentals of Pedagogy and Andragogy', 'Pedagogy and Psychology of Higher Education', and 'Pedagogy of Higher Education'. Significant opportunities for this are provided by the module of the abovementioned disciplines called 'Competence Model of a Higher School Teacher'.

Activities of Master's students on studying the module 'Assistance in Civil and Patriotic Self-Determination of Students as One of the Competences of Extracurricular Educational Activities' are represented as a system consisting of three components: cognitive component, need and motivational component, behavioral and activity component. It presents a detailed description of behavioral and activity component that involves the creation of projects by Master's students promoting patriotic education of Bachelor's and Master's students; evaluation criteria of the project are also given among which innovation and feasibility of the project can be named. Tools and instruments that enable to determine the effectiveness of this model are represented as well.

The results of this study can be used in the institutions of higher education for the organization of educational process of Master's students of non-pedagogical majors including the technical ones. The results of the project activity of Master's students can be used to improve the system of patriotic education of Bachelor's students and future specialists.

Keywords: organization of higher education, patriotic upbringing, Master's student of technical majors, project activity.

References

1. Bol'shova S.I. [Experience of Patriotic Upbringing in Russian State University of Oil and Gas Named after I.M. Gubkin]. Modern Problems of Liberal and Social Sciences, 2014, vol. 4, pp. 27-31. (in Russ.)

2. Volkova M.A. [Project of Content of Module on Patriotic Upbringing on Courses of Advanced Training of Professors and Teachers of Universities]. Bulletin of South Ural State University. Ser. Education. Pedagogical Sciences, 2015, vol. 7, no. 1, pp. 75-81. (in Russ.)

3. Volkova M. A. [Professional Holiday as an Element of the System of Civil and Patriotic Upbringing of the Students of Technical Faculties]. Obrazovatel'naya sreda segodnya: strategii razvitiya: IIIMezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Educational Environment Today: Strategies of Development: Materials of 3d International Scientific and Practical Conference]. Cheboksary, Interaktiv Plyus Publ., 2015, no. 2 (3), pp. 217-219. (in Russ.)

4. Volkova M.A., Zolotareva A.A., Alenchenkova O.O. [Faculty Contest as an Element of the System of Civil and Patriotic Upbringing of the Students]. Razvitie sovremennogo obrazovaniya: teoriya, metodika i praktika: materialy VI Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Development

of Modern Education: Theory, Methodology, and Practice: Materials of 6th International Scientific and Practical Conference]. Cheboksary, Interaktiv Plyus Publ., 2015, no. 4 (6), pp. 521-524. (in Russ.)

5. Gosudarstvennaya programma "Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossiyskoy Federatsii na 2016-2020 gody" [State Program "Patriotic Upbringing of the Citizens of the Russian Federation for 2016-2020"]. Available at: http://gospatriotprogramma.ru/programma%202016-2020/proekt/proekt.php (accessed 11.09.2015).

6. Kontseptsiya patrioticheskogo vospitaniya grazhdan Rossiyskoy Federatsii [Concept of Patriotic Upbringing of the Citizens of the Russian Federation]. Available at: http://gospatriotprogramma.ru/the-concept-of-patriotic-education-is-the-basis-of-the-state-program-/the-concept-of-patriotic-education-of-citizens-of-the-russian-federation.php/the-concept-of-patriotic-education-is-the-basis-of-the-state-program- (accessed 11.09.2015).

7. Korshunova O.N., Shul'min A.A. [Peculiar Features of Formation of Patriotic Culture in the Regions in the 21st Century (On the Exaple of Tatarstan and Udmurtiya)]. Bulletin of Kazan State University for Culture and Arts, 2015, no. 2-2, pp. 34-39. (in Russ.)

8. Kotlyarova I.O. [Continuous Training of Students of Technical Majors for Innovation Activity]. Bulletin of South Ural State University. Ser. Education. Pedagogical Sciences, 2012, no. 26 (285), vol. 17, pp. 15-19. (in Russ.)

9. Krutitskaya E.V., Ognev A.S. Metodicheskie rekomendatsii po organizatsii i razvitiyu volon-terstva v vuze [Methodical Recommendations on Organization and Development of Volunteering Activity in a University]. Moscow, RITs MGGU im. M.A. Sholokhova Publ., 2015. 104 p.

10. Kuz'mina I.E. [Theoretical Fundamentals of Diagnostics of Value Orientations in the Sphere of Patriotic Awareness of Partivcipants of Educational Process]. Continuous Education: 21st Century, 2015, no. 1 (9), pp. 153-174. (in Russ.)

11. Kulikov S.P. [Patriotic Upbringing of Youth as Fundamental Area of Youth Policy]. Bulletin of Moscow Region State University. Series: Pedagogics, 2015, no. 2. pp. 140-145. (in Russ.)

12. Magin V.A., Sivolobova N.A. [North-Caucasus Federal University: Experience of Organization of Civil and Patriotic Upbringing]. Bulletin of Volgograd State Technical University, 2014, vol. 17, no. 13 (140), pp. 128-131. (in Russ.)

13. Movshin D.Yu. [Formation and Essence of Russian Patriotism]. Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts, 2013, no. 3 (53), pp. 68-72. (in Russ.)

14. Neverov A.N., Markelov A.Yu. [To the Question of Civic Consciousness as an Economic and Psychological Phenomenon]. Grazhdanstvennost' i patriotizm v sovremennom obshchestve: sbornik nauchnykh trudov [Civic Consciousness and Patriotism in Modern Society: Collection of Scientific Works]. 2015, pp. 96-104. (in Russ.)

15. Efimova G.Z., Khudyakova M.V., Kositsyna M.V. [Patriotic Upbringing of Modern Student Youth in Higher Educational Institutions (Results of Sociological Study of the Students of Tyumen State University)]. Bulletin of Tyumen State University. Social, Economic and Legal Disciplines, 2015, vol. 1, no. 1 (1), pp. 42-53. (in Russ.)

16. Sal'nikov S.P., Sinayko I.I. [Formation of Patriotic Values in the Process of Getting Higher Legal Education]. World of Politics and Sociology, 2015, no. 8, pp. 144-149. (in Russ.)

17. Titova Yu.V. [Role of University Library in Patriotic Upbringing of Youth]. Bulletin of Far Eastern Scientific Library, 2010, no. 2 (47), pp. 170-173. (in Russ.)

18. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego obrazovaniya po napravle-niyu podgotovki 01.04.01 Matematika, magistratury (utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 17 avgusta 2015 g. № 827) [Federal State Educational Standard of Higher Education for the major 01.04.01 Mathematics, Master's Degree (approved by the Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation as of August 17, 2015 No. 827)]. Available at: www.consultant.ru (accessed 11.09.2015).

19. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego obrazovaniya po napravle-niyu podgotovki 01.04.02 Prikladnaya matematika i informatika (uroven' magistratury) (utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 28.08.2015 № 911) [Federal State Educational Standard of Higher Education for the major 01.04.02 Applied Mathematics and Computer Science (Master's Degree) (approved by the Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation as of 28.08.2015 No. 911)]. Available at: www.consultant.ru (accessed 29.09.2015).

20. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego obrazovaniya po napravle-niyu podgotovki 13.04.02 Elektroenergetika i elektrotekhnika (uroven' magistratury) (utverzhden prika-zom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 21.11.2014 № 1500) [Federal State Educational Standard of Higher Education for the major 13.04.02 Power and Electric Engineering (Master's Degree) (approved by the Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation as of 21.11.2014 No. 1500)]. Available at: www.consultant.ru (accessed 24.12.2014).

21. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego obrazovaniya po napravle-niyu podgotovki 08.04.01 - Stroitel'stvo (utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 30.10.2014 № 1419) [Federal State Educational Standard of Higher Education for the major 08.04.01 - Costruction (approved by the Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation as of 30.10.2014 No. 1419)]. Available at: www.consultant.ru (accessed 10.12.2014).

22. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 15.04.05 Konstruktorsko-tekhnologicheskoe obespechenie mashinostroitel'nykh proizvodstv (prikaz ot 21.11.2014 № 1485) [Federal State Educational Standard of Higher Education for the major 15.04.05 Construction and Technological Provision of Machinery Production (order as of 21.11.2014 No. 1485)]. Available at: www.consultant.ru (accessed 28.01.2015).

23. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 38.04.08 Finansy i kredit (prikaz Minobrnauki Rossii ot 30.03.2015 № 325) [Federal State Educational Standard of Higher Education for the major 38.04.08 Finance and Credit (order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation as of 30.03.2015 No. 325)]. Available at: www.consultant.ru (accessed 21.04.2015).

Received 1 December 2015

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

FOR CITATION

Волкова, М.А. Роль дисциплин педагогической направленности, изучаемых магистрантами, в реализации программы патриотического воспитания студенческой молодежи / М.А. Волкова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2016. - Т. 8, № 1. - С. 99-108. БО!: 10.14529/реа160114

Volkova M.A. Role of Pedagogical Disciplines Studied by Master's Students in Implementation of the Program of Patriotic Upbringing of the Youth. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2016, vol. 8, no. 1, pp. 99-108. (in Russ.) DOI: 10.14529/ped160114

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.