Terra Humana
РВШСТіВ'О
ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
УДК 338.242.001.76(571.56)
ББК 65.9 (2)
С.С. Неустроев
ПУТИ АКТИВИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ФАКТОРА РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ЯКУТИИ
Рассмотрены основные направления создания региональной инновационной системы для повышения доли инновационной продукции в объеме валового регионального продукта, что способствует обеспечению устойчивого социально-экономического развития республики Саха (Якутия).
Ключевые слова:
инновационная деятельность, методология Форсайт, региональный инновационный кластер, региональный инновационный центр, управление рисками.
Инновации и инновационная деятельность в современных условиях превращаются в основной фактор социально-экономического развития регионов. Региональными властями принимаются меры по стимулированию этого фактора, включающие развитие правовой базы инновационной деятельности, принятие инновационных программ, участие в региональных инновационных проектах и др.
В Республике Саха (Якутия) в 2004 г. была принята Концепция инновационной политики Республики Саха (Якутия) на период до 2010 года. Основной целью Концепции ставилось создание базовых условий для развития инновационной деятельности в республике посредством формирования нормативно-правовой базы в области развития науки и инноваций, создания государственных институтов, обеспечивающих участие государства в инвестиционных и инновационных проектах, создания финансово-экономических механизмов стимулирования инновационной деятельности и подготовки специалистов и пр. [6].
В процессе реализации Концепции была усовершенствована нормативноправовая база развития инновационной деятельности, созданы объекты инновационной инфраструктуры - инновационно-технологический парк «Три долины», технопарк Якутского государственного университета, инкубатор бизнеса и техно-
логий при Северо-Восточном федеральном университете им. М.К. Аммосова, Центр трансфера технологий при Горно-геологическом институте Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Кроме того, в рамках сотрудничества между Правительством республики и Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере создано около 30 малых инновационных предприятий, часть из которых активно функционирует и реализует наукоемкую продукцию на рынках республики и других регионов России.
В регионе реализуются крупные инновационные проекты в области производства светодиодной техники, базальтопластиковых композиционных материалов. Финансовая поддержка инновационной деятельности включает предоставление грантов на создание инновационной компании, субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства, инвестиции в создание технопарков.
В 2010 г. в Республике Саха (Якутия) технологические инновации осуществляли 28 организаций. Общий объем средств, затраченных на технологические инновации, составил 1 225,8 млн рублей. Число созданных инновационных технологий составило 45 единиц, число использованных - 63 единицы.
В регионе имеются перспективные научно-технические разработки, пригодные
для широкого использования, в числе которых - физико-химические технологии размерной обработки алмаза, включая производство новых видов алмазного инструмента и использованием изделий из алмаза в новых нетрадиционных областях (медицина и др.); разработки в области энергетики, включая использование нетрадиционных источников энергии; комплекс разработок «Техника Севера»; биотехнологии производства биологически активных пищевых добавок и препаратов из природного растительного, животного и микробного сырья и ряд других. Высокая конкурентоспособность научных исследований и разработок республики на российском и международном уровнях объясняется уникальностью объектов исследований, определяемых особыми природно-климатическими, экологическими условиями, концентрацией минеральносырьевых и биологических ресурсов.
Несмотря на достигнутые положительные результаты, остается немало проблем. Так, имеющаяся правовая база инновационного развития во многом носит декларативный характер. Одним из сдерживающих инновационную активность факторов является нехватка специалистов в области управления инновационными процессами. Финансирование инноваций осуществляется в недостаточных объемах, что обусловлено ограниченностью бюджетных средств, нехваткой собственных средств у предприятий, ограниченным использованием возможностей внебюджетного финансирования, в т.ч. заемных и привлеченных средств. Сдерживающим рост инновационной активности фактором является также фрагментарность инфраструктуры инновационной деятельности.
На наш взгляд, пути преодоления указанных проблем и активизации инновационного фактора развития экономики региона включают:
- создание благоприятных правовых, организационных, экономических и финансовых условий для развития инновационной деятельности всех субъектов экономики с учетом ее региональных особенностей;
- формирование развитой институциональной и инфраструктурной основы инновационной деятельности;
- финансовое обеспечение инновационной деятельности (совместное финансирование проектов, имеющих государственное значение, за счет средств федерального и регионального бюджетов, привлечение инвестиций и т.д.);
- формирование региональных кластеров в ключевых секторах экономики;
- кадровое обеспечение инновационной сферы (привлечение и удержание высококвалифицированных специалистов) [1, с. 237].
Практическая реализация перечисленных направлений инновационного развития требует решения целого ряда взаимосвязанных задач. Во-первых, нужно усовершенствовать механизмы взаимодействия ключевых участников инновационной деятельности - государства, бизнеса и науки с целью разработки стратегических направлений развития новых технологий, среднесрочных сценариев развития высокотехнологичных отраслей. Эффективным инструментом расстановки приоритетов и мобилизации большого количества участников для достижения качественно новых результатов в сфере инноваций является методология Форсайт. Она включает в себя как традиционные, так и достаточно новые экспертные методы - метод Дельфи, SWOT-анализ, мозговой штурм, построение сценариев, экспертные панели, дорожные карты, деревья соответствий и др.
Например, дорожные карты предназначены для разработки и визуального представления средне- и долгосрочной стратегии развития определенной отрасли или направления деятельности. Такие карты обычно составляются с использованием нормативного метода предвидения, который предполагает, что известна конечная цель, желаемое состояние, которого нужно достичь. Задача дорожных карт - отобразить оптимальный маршрут или варианты маршрутов, позволяющие прийти к заданной цели. Временной горизонт дорожных карт обычно составляет от пяти до пятнадцати лет.
Чтобы получить наиболее полную и адекватную картину будущего, к Форсайт-проектам нужно привлекать большое число экспертов. В последнее время получили развитие достаточно новые методы Форсайта, такие как «слабые сигналы» (weak signals), «джокер» (wild cards) и др. Метод «слабых сигналов» предполагает выявление событий, сила влияния которых на будущее развитие недооценивается, хотя об их существовании известно. «Джокер» -это маловероятное событие, не привлекающее к себе значительного общественного внимания, наступление которого может существенно изменить ситуацию в будущем [2; 3].
Во-вторых, необходимо проведение действенной экономической политики в
Общество
Terra Humana
отношении участников инновационного процесса, стимулирование внебюджетного финансирования, создание институциональных и правовых условий для развития венчурного инвестирования в наукоемкие проекты.
В настоящее время в республике принят ряд нормативных актов, направленных на развитие и поддержку инновационной деятельности и определяющих цели государственной политики в этой области. По ряду административно-организационных причин не все положения этих документов реализуются на практике, отсутствует системный подход по поддержке и развитию инновационной активности предприятий республики. В целях совершенствования правовой базы необходимо, прежде всего, провести анализ федеральных и региональных нормативно-правовых актов (законов, положений, инструкций, программ), касающихся инновационной деятельности и выявить имеющиеся пробелы и противоречия. Целесообразно разработать и принять закон «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Республике Саха (Якутия)», как системный правовой акт в инновационной сфере региона. Для практической реализации этого закона нужно разработать положения, определяющие:
- базовые и отраслевые критерии отнесения предприятий и организаций к инновационно-активным;
- критерии отнесения субъектов малого предпринимательства к категории малого инновационного предприятия;
- порядок создания, охраны, передачи и приобретения прав на объекты интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий;
- программу создания системы апробации инновационных технологий в геогра-фо-климатических условиях республики.
Инновационно-активным предприятиям целесообразно предоставлять преимущественное право аренды государственного недвижимого имущества (земли, нежилого фонда и др.) и рассрочку по арендной плате.
Инновационные проекты, как правило, требуют значительных финансовых затрат при отдаленных результатах, поэтому финансовое обеспечение инновационной деятельности должно осуществляться за счет различных источников: бюджетных средств, собственных ресурсов предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, инвестиций. В настоящее
время Якутия является одним из лидеров инвестиционной активности на Дальнем Востоке. Объем инвестиций в основной капитал за 2002-2010 гг. составил 783 млрд руб., за 2010 г. - 117,4 млрд руб. (рост в 2,2 раза по сравнению с 2001 г.). Более 60% инвестиций направлено на строительство стратегических объектов: трубопровод-
ного транспорта (нефти) - 33%, разработки нефтегазовых месторождений - 13%, подземных рудников алмазодобычи - 5%, транспортного комплекса - 9%, газификации - 2% [5].
Вместе с тем, следует активнее привлекать инвестиции в инновационные проекты путем предоставления льгот и гарантий для инвесторов, направляющих средства на наукоемкие и высокотехнологичные проекты. Особенность таких проектов заключается в высоком уровне инвестиционных рисков, что, в определенной степени, сдерживает инвесторов. Поэтому нужно шире использовать страховые механизмы снижения рисков инновационной деятельности. Наряду с государственными гарантиями, страхованием и другими методами снижения рисков, целесообразно использовать современные методы управления рисками, включающими диверсификацию рисков, лимитирование и др. В республике нужно создать специализированный инновационный фонд для аккумулирования финансовых ресурсов, направляемых на разработку, реализацию и стимулирование инновационных проектов, а также систему внебюджетных, венчурных и страховых фондов по поддержке инновационной деятельности.
В-третьих, значительное внимание должно быть уделено развитию инновационной инфраструктуры: инновацион-
но-технологических центров, технополигонов, сети организаций по оказанию консалтинговых услуг в области инновационной деятельности и др.
Зарубежный опыт показывает, что инфраструктура поддержки инновационного бизнеса является реальным инструментом позитивного влияния власти на региональное экономическое развитие. [4, с. 50-74] В республике имеется определенная база для создания и развития инновационной инфраструктуры. Это научноисследовательские институты, высшие и средние специальные учебные заведения, инфраструктура поддержки малого предпринимательства, включающая республиканский Фонд поддержки малого предпринимательства и 32 улусных (городских) фонда, Школы бизнеса в Якутске, Нерюн-
б
гри, Мирном, Интернет бизнес-центр в Якутске, ЗАО «Сахализинг», ООО «Консалтинг», Технопарки Северо-Восточного федерального университета и др. В то же время необходимо создать при поддержке органов государственной власти и местного самоуправления недостающие элементы инновационной инфраструктуры (технопарки технополигоны, центры трансфера технологий и т.п.).
Инфраструктурную основу инновационной деятельности составляют технопарки, технополисы, инновационно-технологические комплексы, технико-внедренческие зоны и т.п. Технопарки предназначены для поддержки малого инновационного предпринимательства, которое считается одной из наиболее эффективных форм инновационной деятельности. Технопарк позволяет наладить взаимосвязи между научными организациями, университетами и потребителями инноваций, создать благоприятные условия для перехода от идеи к конечному инновационному продукту. В создании технопарков должны участвовать органы власти, научные и общественные организации, финансовые структуры, чтобы технопарки имели необходимые ресурсы для создания качественных инновационных продуктов.
Важнейшей частью инновационной инфраструктуры, на наш взгляд, должен стать региональный инновационный центр, концентрирующий актуальную, разностороннюю и достоверную информацию об инновационной сфере региона. В региональных инновационных процессах задействованы различные виды экономической деятельности (научно-исследовательская, финансовая, маркетинговая и др.) и различные организации (научноисследовательские институты, финансовые и консалтинговые фирмы, страховые компании и пр.), нуждающиеся в большом объеме своевременной и достоверной информации. Региональные власти обладают самым большим количеством источников информации, вызывающей доверие участников инновационной деятельности, поэтому региональный инновационный центр должен создаваться при государственной поддержке.
Такой центр должен выполнять не только информационную функцию, но и другие - такие, как консультирование, содействие в разработке инновационных проектов, организация конкурсов по отбору инновационных проектов. В настоящее время в структуре Совета по науке и технической политике при Президенте
Республики Саха (Якутия) создана секция «Развитие инновационной деятельности» на правах Регионального инновационного совета. Совет по науке и технической политике является консультативным органом, созданным для обеспечения взаимодействия главы республики с научными организациями и деятелями науки, выработки предложений по определению приоритетных направлений развития науки, инновационной деятельности и технической политики республики, исходя из текущих и перспективных социально-экономических задач Республики. Предлагаемый нами Региональный инновационный центр отличается от упомянутого выше совета тем, что является самостоятельной структурой с более широкими функциями. Консультационная, информационная и иная деятельность такого центра должна быть направлена не только на главу республики, но и на всех других участников инновационных процессов в регионе, в том числе на малые и средние предприятия, инвесторов и т.д.
Региональный инновационный центр и другие объекты инновационной инфраструктуры предназначены для стимулирования инновационной активности в регионе, формирования благоприятных условий для создания и внедрения инноваций.
В-четвертых, необходимо содействие созданию и развитию в научно-технической сфере малых инновационных предприятий и их интеграции с крупным производством для полномасштабного освоения новой продукции, формирование региональных инновационно-промышленных, научно-образовательных кластеров.
За два последних десятилетия в республике практически сформировался алмазно-бриллиантовый кластер, включающий в себя предприятия по добыче алмазов и золота, алмазообрабатывающее и ювелирное производство, сбытовые сети, ГУ «Гохран РС (Я)», научные и образовательные учреждения, способные проводить НИОКР и готовить кадры для алмазообрабатывающей и ювелирной отраслей промышленности, Государственная инспекция пробирного надзора по Республике Саха (Якутия), при которой создан геммологический сертификационный центр, уполномоченные банки, осуществляющие операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями. Регион имеет экспортные возможности поставки бриллиантов и ювелирной продукции в страны, где наиболее востребована продукция
Общество
Terra Humana
алмазогранильной и ювелирной отраслей промышленности - США, Япония, страны АТР [5].
В дополнение к традиционно развитым отраслям экономики целесообразно формирование кластера в новой для региона сфере - в туризме. Основанием тому является уникальность туристско-рекреационного потенциала республики, представленного и современными антропогенными гигантами цивилизации (разработки алмазных, золотых, нефтяных, угольных месторождений, города, построенные на вечной мерзлоте) и этнографической северной цивилизацией с ее первозданной природой Арктики на 1/5 части территории России (11% нетронутой природы всего мира). В центральной Якутии есть объекты, которые могут составить основу такого кластера: Всемирный центр мамонта, Подземный туристский комплекс «Мир вечной мерзлоты», Крытый горнолыжный склон, Этнографический парк «Северная мозаика», Городские усадьбы, Парк развлечений и аттракционов. Кластер позволит сконцентрировать ресурсы (природные, финансовые, культурные, интеллектуальные и др.) для развития внутреннего и въездного туризма.
В-пятых, необходимо совершенствование и развитие системы кадрового обеспечения инновационной сферы. Одной из основных проблем низкой инновационной активности предприятий и организаций республики, а также невостребованности результатов интеллектуальной деятельности является нехватка специалистов по организации и управлению инновационной деятельностью. Обеспечение экономики республики профессиональными кадрами, владеющими навыками управления инновационной деятельностью -
определяющий фактор активизации инновационных процессов в регионе. В этом направлении необходимы:
- разработка и внедрение в учебный процесс программ по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов в области интеллектуальной собственности, управления инновациями и наукоемкими технологиями, инновационного предпринимательства;
- целевая подготовка высшими и средними профессиональными учебными заведениями кадров для растущих инновационных производств, в том числе с использованием механизма госзаказа;
- организация курсов для обучения персонала предприятий с участием руководства компаний, учебных заведений, органов государственной власти. Создание органами государственной власти условий, стимулирующих участие предприятий в этом процессе;
- организация обучения высокопрофессиональных консультантов для организаций инновационной инфраструктуры со стажировкой на российских предприятиях и за рубежом;
- организация высшими учебными заведениями обучения сотрудников средств массовой информации для обеспечения квалифицированной информационной поддержки инновационной деятельности в регионе.
В целом необходимо создание в регионе эффективно действующей инновационной системы, способной обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие, повышение доли инновационной продукции в общем объеме валового регионального продукта, конкурентоспособность продукции, снижение рисков в природной и техногенной сферах.
в
Список литературы:
[1] Баранчеев В.П., Масленникова Н.П., Мишин В.М. Управление инновациями / Учебник. - М.: ИД Юрайт, 2011. - 711 с.
[2] Бруммер В., Коннола Т., Сало А. Многообразие в Форсайт-исследованиях: практика отбора инновационных идей // Форсайт. Т. 4. - 2010, № 4. - С. 56-68.
[3] Гапоненко Н.В. Форсайт. Теория. Методология. Опыт / Монография. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. -239 с.
[4] Захарова А.А. Система поддержки принятия решений о стратегии инновационного развития региона / Монография. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011. - 144 с.
[5] Информация об экономической ситуации в Республике Саха (Якутия) / Официальный информационный портал республики Саха (Якутия). - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.sakha.gov. ru/node/1106
[6] Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 17 августа 2004 г. № 379 «О Концепции инновационной политики Республики Саха (Якутия) на период до 2010 года» - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://innovus.biz/media/uploads/resources/respublika-saha.pdf