Psychometric Expert как базисная компьютерная система организации психодиагностики и научно-исследовательской деятельности
А. А. Васищев
Развитие в направлении информационного общества приводит к изменениям во всех его сферах. В современных условиях психолог должен иметь знания из разных областей психологии, обладать навыками и клинициста, и организационного психолога, способного анализировать сложные социально-психологические процессы, поэтому бурно развивающиеся информационные технологии, которые охватывают многие сферы деятельности человека, всё больше проникают и в сферу гуманитарных дисциплин, в частности, в психологию.
Постоянно растущий объём психологической информации и объём работы приводит к необходимости автоматизации отдельных составляющих деятельности психолога, включающих уже не только рутинные операции (например, тестирование), но и организацию его практической и научно-исследовательской работы. Более того, в практической психологии происходит постепенный переход компьютерных технологий из области вспомогательных в сферу обязательных средств, аналогично тому, как это уже произошло в многих сферах практики.
Можно выделить следующие основные направления развития информационных технологий в психологии:
- компьютерная психодиагностика;
- организация эксперимента и статистический анализ результатов;
- формирование баз данных и справочных систем.
Объединение последних в единую систему обеспечения деятельности психолога является основным направлением нашей работы по созданию интегральной среды получения, хранения, обработки и обмена данными.
Использование компьютерных технологий в психодиагностике, требующее проведения междисциплинарных работ, постепенно оформилось в самостоятельную область исследований,по-лучившую название компьютерной психодиагностики. Основными целями компьютерной психодиагностики являются создание психодиагностического инструментария, в том числе компьютерных психодиагностических методик, а также разработка принципиально новых видов экспериментов и методов работы с экспериментально-психологической информацией. Основной задачей компьютерной психодиагностики можно считать обеспечение психологов качественными психодиагностическими инструментами, создаваемыми на базе новых информационных технологий.
Исследования в области компьютерной психодиагностики смело можно отнести к междисциплинарным, находящимся на стыке психодиагностики и информационных технологий или компьютерных наук (computer science) [Чер-винская, 2003]. Творческая интеграция этих дисциплин приводит к появлению нового качества психодиагностических исследований и совершенно иного стиля работы практических психологов.
Если первоначально развитие собственных информационных технологий в психологии ограничивалось областью компьютерной психодиагностики, то на сегодняшний момент последние сами претерпевают качественные изменения, формируя системы комплексного сопровождения деятельности психологов.
Использование информационных технологий приводит к постепенному сближению клинического и статистического подходов, долгое время рассматривающиеся как антогонисты, а также к интеграции помогающих и организационных функций психолога-практика. Организационные аспекты деятельности практического психолога, в большей мере опирающиеся на групповые данные, всё более остро нуждаются в информационных технологиях. В данном аспекте деятельности психолога особую роль играют не столько воздействия на отдельных индивидуумов, сколько управление социальными процессами с целью формирования эффективной организационной культуры. Последнее включает в себя целый набор конкретных задач, в том числе эффективного отбора, расстановки персонала, адаптации, оценки и развития сотрудников или лиц, с которыми работают психологи (учащиеся, пациенты, осуждённые...).
На сегодняшний момент в психодиагностике активно используются такие информационные технологии, как: анализ данных, инженерия знаний и Интернет-технологии. Каждая из этих технологий лежит в основе конкретных психодиагностических задач, которые и определяют ключевые направления работ в области компьютерной психодиагностики [Червинская, 2003; Васи-щев, 2006]:
1. Конструирование психодиагностических методик в рамках традиционной психометрической парадигмы на основе технологии анализа данных, в рамках психосемантического подхода на основе субъектной парадигмы анализа данных.
2. Разработка психодиагностических экспертных систем для прогноза поведения в рамках нетрадиционных подходов, например, опирающиеся на внешние критерии в рамках стохастического (вероятностного) подхода (прецедентные экспертные системы).
3. Создание компьютерных психодиагностических методик, использующих компьютер в качестве организатора стимульного материала, т.е. реализация психофизиологических тестов, систем адаптивного, игрового и дистанционного тестирования.
4. Разработка на основе технологии инженерии знаний (внедрение в компьютер опыта работы эксперта-психо-лога) компьютерных интерпретаторов результатов тестирований, моделей прогноза поведения.
5. Разработка гибридных систем для психологического сопровождения конкретных видов деятельности (например, кадрового отбора, обучения...).
6. Разработка систем статистического анализа данных, накапливаемых психологом в процессе работы. В отличие от независимых программ статистического анализа, так называемые объ-ектно-ориентированые системы (OSSA) позволяют обрабатывать данные, накапливающиеся в процессе работы специалиста, позволяя максимально сблизить практическую и научно-исследовательскую деятельность.
7. Создание оболочек-конструкторов для компьютеризации (визуального
конструирования) различных компонентов, важных в практической работе психологов (методик, профилей, интерпретаторов и т. д.).
8. Обучение искусству психодиагностики с помощью компьютера.
Практическая психология особенно остро нуждается в данных технологиях. Рассмотрим основные проблемы, стоящие перед психологами-практиками, которые требуют использования компьютерных технологий:
1. Огромный объём информации. Отсутствие единой среды для получения, хранения разнообразных данных, использования различных методов получения и анализа результатов. В ситуации огромных массивов чрезвычайно важных данных бумажная картотека не удовлетворяет потребностям практики,
- не даёт возможности поиска, систематизации и анализа данных. В данной ситуации требуется компьютерная система управления данными, содержащая в себе информацию социально-демографического, психологического характера (результаты применения стандартизированных, нестандартизированных методов, экспертных оценок), а также объективную информацию о поведении респондентов, значимом в той или иной сфере деятельности психолога.
2. Широкий спектр решаемых задач формирует потребность психолога в огромной методической базе. Один и тот же респондент может являться объектом работы психолога в совершенно разных контекстах (семья, профессиональная подготовка, трудовая деятельность.).
Комплексный подход к автоматизации работы психолога предполагает разработку многофункциональной среды,
когда результаты его работы при решении одних задач могут использоваться для решения других. Только такая система может называться «автоматизированным рабочим местом». До сих пор так назывались специализированные диагностические программы.
Соответственно она должна выполнять функции и базы данных, и экспериментального комплекса, и ко-терапев-тической системы, и системы планирования тех или иных видов деятельности на основе получаемых данных, а также мощной справочной системы (электронный справочник).
Таким образом, наряду с мощной базой данных возникает острая потребность в обширном банке диагностических средств. Установление жёсткого набора используемых диагностических средств не всегда целесообразно.
Учитывая широкий диапазон возможных задач, система должна быть достаточно «открытой», обеспечивающей возможность самостоятельной разработки и совершенствования как базы данных, так и диагностического инструментария, позволяя при этом всем пользователям обмениваться друг с другом своими разработками.
3. Специфика деятельности психолога в той или иной области практики формирует потребность в собственных стандартах применения диагностического инструментария, в контекстно-ориентированных системах прогноза.
Эффективность психодиагностических программ всё чаще испытывается в рамках организаций, решающих непсихологические задачи, например, промышленные предприятия, государственные учреждения различной ведомственной принадлежности и т.д. В данном
случае на основе набора физических, психофизиологических, психологических, социальных и других характеристик, которые можно получить путём опроса, измерения или наблюдения, необходимо прогнозировать некие значимые в данной организации поведенческие характеристики. Единая база значимых прецедентов в связке с разнообразными сведениями позволила бы построить надёжный фундамент для эффективных средств прогноза и коррекции поведения лиц, характеризующихся теми или иными формами девиантного поведения.
Известно, что многие социально-психологические и психологические закономерности носят локальный характер и во многом зависят от особенностей той или иной среды, например, организационной культуры. Многие понятия (адаптация, деструктивность, прогноз успешности или неуспешности) нельзя рассматривать вне специфики организационной культуры.
В то же время,поиск закономерностей, - общих и специфических, - прерогатива исследовательской деятельности. Формирование гипотез, сбор данных, анализ результатов занимает немало времени и сил. Разработка нового метода может занимать годы усилий не одного специалиста. Практическая же работа ориентирована, прежде всего, на применение, а не получение знаний. И хотя она не исключает элементов исследовательской работы, имеет ограниченные временные и методические ресурсы. Таким образом, методы, разработанные в одних условиях (часто искусственных, лабораторных) применяются в других.
К сожалению, бывает так, что тест, разработанный на выборке студентов-психологов в рамках лабораторных ра-
бот, затем используется в самых разных сферах, в том числе для оценки и формирования прогнозов, которые могут определять судьбу людей. Для прогноза определённых поведенческих реакций во вполне определённых условиях требуются иные решения, например, использование релевантных выборок на всех этапах разработки психодиагностического инструмента, внешнего критерия оценки валидности.
В современной западной психодиагностике всё чаще используются контекстные решения, ориентированные на создание методик и критериев оценки получаемых результатов непосредственно в тех условиях, в которых они будут применяться. Если не считать финансовых затрат на любую разработку и доработку, такое решение является оптимальным.
Таким образом, уменьшение разрыва между теорией и практикой, на наш взгляд, является одной из основных задач повышения эффективности психологии как прикладной науки. Сближение исследовательской и повседневной практической работы в среде компьютерной системы является реальным решением данной проблемы. Это позволяет не только разрабатывать собственные стандарты применения психодиагностики и критерии оценки её результатов, но и внедрить их непосредственно в систему управления социальными процессами той или иной организации.
Последнее реализуется за счёт автоматизации отдельных исследовательских процедур на базе сформированной в том или ином контексте базы данных. Речь идёт о разработке инструментария, объединяющего совокупность данных, получаемых в процессе работы психо-
лога и научно-обоснованных средств их анализа, позволяющих формировать и постоянно корректировать базу знаний (набор правил для интерпретации имеющихся данных). Постоянное совершенствование базы знаний (простых интерпретаторов и баз знаний на основе статистических правил вывода) позволит разрабатывать полноценные психодиагностические экспертные системы, выводящие психодиагностику и экспериментальную психологию в целом на качественно новый уровень.
4. Низкий уровень знаний в области экспериментальной психологии, прежде всего, её прикладных аспектов, как следствие специфического пути развития отечественной психологии, в значительной степени снижает качество психодиагностической работы большинства психологов-практиков. Не секрет, что среди психологов преобладает интерес к различным видам помогающих технологий, в то время как точные методы лишь отрабатываются как необходимая «дань» в процессе получения психологического образования и затем редко получает развитие в практической работе. В результате нередки ситуации, когда применение экспериментальных методик сопровождается полным отсутствием представлений об эксперименте как методе или тесте, как разновидности экспериментального метода, имеющего те или иные ограничения.
На наш взгляд, необходим поиск как новых методов преподавания точных дисциплин гуманитариям, так и соответствующих инструментов для них. Освоение современных информационных технологий - один из путей решения данной проблемы. Последние позволяют осуществлять различные виды статисти-
ческого анализа данных применительно к решению тех или иных задач, получать необходимый результат, минуя различные расчёты и вычисления.
В настоящее время на рынке компьютерных программ Psychometric Expert является самой мощной и динамично развивающейся (в том числе усилиями всех пользователей) средой организации деятельности психолога, способной решать вышеперечисленные проблемы. В отличие от программ-оболочек, лишь автоматизирующих то или иное количество психодиагностических тестов, Psychometric Expert является комплексной системой интеграции разнообразных приложений, в том числе:
• удобной средой проведения психодиагностики, хранения и обмена результатами;
• средой визуальной разработки и распространения психодиагностического инструментария, позволяющей компьютеризировать самые разные тесты, быстро подключать внешние программы тестирования, создавать банки стимуль-ного материала, сканируемых бланков, опросников, ключей и т.д.
• системой проектирования баз данных для сбора самых разных сведений о респондентах и обследованиях, включающей удобную среду визуальной разработки форм и запросов на отбор данных;
• гибкой системой визуальной разработки интерпретаторов данных (баз знаний), позволяющей обращаться к любой информации, находящейся в базе данных, и с помощью встроенных средств создавать различные виды заключений;
• системой визуальной разработки различных моделей (на основе усреднённых профилей, границ допустимых
и оптимальных значений параметров, формул множественной регрессии);
• гибкой средой для отбора и статистического анализа данных, включающей практически все используемые психологами методы (корреляционный, структурный, дисперсионный, факторный, кластерный, регрессионный, дискриминантный анализ и т. д.);
• системой разработки электронных справочных систем в HTML формате.
Система разрабатывается в г. Ярославле программистами и психологами научно-технического центра «Интроспекция» под руководством Васище-ва А. А. (к.пс.н., начальник психологической службы УФСИН России по Ярославской области). В рамках сотрудничества она активно адаптируется к условиям уголовно-исполнительной системы.
Из ряда психодиагностических система Psychometric Expert выделяется, прежде всего, широкими возможностями обеспечения научно-исследовательской деятельности, что делает её наиболее привлекательной для высших и специальных учебных заведений.
Впервые создана система, являющаяся не просто тестовой программой, а интегральной средой (пси-офис), в которой тесты и различные виды психологических данных (профили, интерпретации, выборки данных...) имеют форму документов, разрабатываемых с помощью основного приложения без необходимости обращения к программистам. Таким образом, создан стандарт психологических данных, необходимый для формирования общего информационного пространства в среде психологов, быстрого формирования отраслевых банков данных и контекстно-ориентированных диагностических систем.
Система является настолько гибкой и функциональной, что часто намного превосходит уровень запросов самих диагностов-практиков, редко обращающихся к вышеперечисленным методам анализа данных и формирования собственного инструментария. Встаёт вопрос: «Что лучше, готовые решения или открытые системы?» Первые просты в использовании и уже ориентированы на определённые условия деятельности психолога. Вторые требуют обучения, но могут быть приспособлены для решения самого широкого круга задач. Чаще всего практики нуждаются в готовых решениях, которые требуют минимума времени и сил на их освоение. В то же время разработчики таких «закрытых» программ не в состоянии удовлетворить все возможные запросы и требования. Поэтому изобилие программных средств в области психодиагностики, тем не менее, не удовлетворяет запросам многих практиков. Кроме того, все «закрытые» программы, сколь бы хороши они ни были, рано или поздно устаревают. К тому времени разработчиков порой непросто замотивировать на их доработку, а порой вообще стоит проблема их разыскать. Кроме того, если система изначально создавалась как «закрытая», её доработка и совершенствование со временем становится всё более и более проблематичными для самих программистов.
Таким образом, возникает потребность в психологах-разработчиках, владеющих инструментами Psychometric Expert для реализации таких готовых решений и уже не нуждающихся в программистах (по аналогии с сопровождением системы 1С).
Именно поэтому психологические факультеты многих ВУЗов ориентированы на внедрение системы Psychometric Expert в свои учебные курсы. В настоящий момент факультет психологии Ярославского государственного университета совместно с научно-технической лабораторией «Интроспекция» разрабатывает на базе данной платформы универсальный стандарт получения, хранения и обмена экспериментальных данных для формирования единой научно-исследовательской среды. К данному процессу также подключаются ВУЗы Москвы, Краснодара, Н. Новгорода, Новосибирска, Челябинска и т. д. Возможность бесплатного обновления на сайте разработчика и обмена между пользователями компонентами системы, тестами, интерпретаторами, нормами, профилями, выборками и т.д. позволяет в рамках единых стандартов психологических данных формировать среду пользователей, проводить совместные исследовательские программы.
Объектно-ориентированная система статистического анализа данных (OSSA), реализуемая в Psychometric Expert, облегчает освоение статистических методов психологами-практиками, не требуя освоения сложных специализированных пакетов.
Явными преимуществами OSSA являются:
1) возможность практически мгновенно получить любую матрицу данных, используя инструменты СУБД (в стандартных пакетах эту матрицу нужно формировать или экспортировать вручную);
2) возможность автоматического определения типа данных и, соответственно, методов анализа;
3) возможность проведения одного вида статистического анализа для нескольких параллельно сформированных выборок;
4) возможность мониторинга состояния изучаемой выборки, то есть повторного изучения объекта;
5) возможность фиксации результатов статистического анализа в виде базы знаний (БЗ) экспертной системы.
6) интуитивная понятность проводимых манипуляций с данными, позволяющая, по сути дела, исследовать непосредственно объект; например, кластеризация усреднённого профиля выглядит как преобразование исходного объекта, item-analysis - как определение свойств конкретных заданий теста. OSSA позволяет вообще стать «прозрачной» для статистических методов, скрывая проводимые статистические процедуры для пользователя и представляя ему лишь результаты.
7) возможность использования технологий искусственного интеллекта (AI), позволяющих системе самостоятельно запускать, проводить вышеперечисленные операции и сохранять их в БЗ с целью накопления «опыта».
OSSA строит своего рода «мостик» между абстрактными процедурами и объектами, над которыми они производятся. Пользователь такой системы всегда остаётся в рамках своей предметной области. Например, выбрав группу мужчин и женщин, выполнивших некие тесты, Psychometric Expert с помощью несложных манипуляций оценит значимость различий, построит соответствующую таблицу для изучаемых параметров личности и укажет те, в которых различия выявлены, предоставив краткий комментарий.
Представляя собой гибкий конструктор визуального проектирования, Psychometric Expert активно адаптируется к различным организациям в сфере экономики и образования. В некоторых областях практики функционируют лаборатории, ориентированные на адаптацию Psychometric Expert к конкретным условиям практики. Так, Межрегиональная психологическая лаборатория (МПЛ) УФСИН России по Ярославской области уже в течение 5 лет разрабатывает на её базе автоматизированное рабочее место пенитенциарного психолога, формируя собственную базу данных, банк компьютерных методик, норм, интерпретаций и многое другое.
До 2010 года планируется установка программы в каждом психологическом подразделении УИС. Для ускорения данного процесса с 2006 года в рамках повышения квалификации на базе учебного центра УФСИН России по Ярославской области сотрудники МПЛ организовали курсы «Использование информационных технологий в психологии. Работа в Psychometric Expert», в рамках которых прошли обучение более
243 сотрудников из более 80 территориальных органов УИС России, включая сотрудников высших учебных заведений уголовно-исполнительной системы: Вологодского института права и экономики ФСИН России, Владимирского юридического института ФСИН России, Академии ФСИН России, НИИ ФСИН России, а также сотрудников межрегиональных психологических лабораторий ФСИН России.
Возможность разработки компонентов системы без участия программистов в еще формирующейся, но уже достаточно многочисленной среде пользователей (более 3000) позволит в относительно короткие сроки разработать средства для решения чрезвычайно широкого спектра задач, стоящих перед психологами-практиками. Естественно, все эти задачи невозможно решить в рамках одной даже многочисленной психологической лаборатории. Объединение усилий психологов-практиков и высших учебных заведений может сформировать мощную экспериментальную базу для совместного решения вышеперечисленных задач.