Научная статья на тему 'Обоснование необходимости использования психодиагностической программы (среды) Psychometric Expert в целях повышения эффективности обучения будущих психологов ФСИН России'

Обоснование необходимости использования психодиагностической программы (среды) Psychometric Expert в целях повышения эффективности обучения будущих психологов ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
272
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ И КОМПЬЮТЕРИЗИРОВАННЫЕ ТЕСТЫ / АРМ-П / ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ / ОТКРЫТЫЕ И ЗАКРЫТЫЕ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / БАЗЫ ДАННЫХ / ИНТЕРПРЕТАТОРЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / AUTOMATIZED INSTRUCTOR'S WORKPLACE / INFORMATION TECHNOLOGIES / COMPUTER AND COMPUTERIZED TESTS / PSYCHODIAGNOSTIC COMPUTER PROGRAMMES / OPEN AND CLOSED PSYCHODIAGNOSTIC SYSTEMS / DATA BASES / INTERPRETERS / PSYCHOLOGICAL RESEARCH

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Васищев А. А., Славинская Ю. В., Жарких А. А., Филаретов С. В.

материалы статьи освещают проблему внедрения компьютерных технологий в практическую деятельность психологов ФСИН России и необходимости получения навыков работы с экспертными системами в рамках учебного процесса Академии ФСИН России. Рассмотрены преимущества компьютерной среды Psychometric Expert как наиболее приемлемой оболочки в практической деятельности психологов ФСИН. Представлен практический опыт внедрения Psychometric Expert в учебную дисциплину «Психодиагностика» кафедры общей психологии Академии ФСИН России и намечены пути дальнейшего сотрудничества между Академией ФСИН России, МПЛ ФСИН России по Ярославской и НИИ ФСИН России в целях обучения будущих психологов навыкам работы в компьютерной среде Psychometric Expert 114 Прикладная юридическая психология №1 2009 г. и дальнейшего внедрения последнего в деятельность психологических служб ФСИН России. Описаны и проанализированы разработанные в соавторстве в рамках соглашения пособия «Диагностическая тетрадь» и программы курса «Прикладные аспекты планирования и реализации психодиагностического исследования в оболочке «

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Васищев А. А., Славинская Ю. В., Жарких А. А., Филаретов С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOMETRIC EXPERT».The materials of the article deal with the problem of introducing computer technologies in the practical activity of psychologists of Russian Federal Penitentiary Service (FPS) and the necessity of acquiring certain skills in working with expert systems within the educational process. The article considers the advantages of the computer medium Psychometric Expert as the most acceptable programme shell for the practical activity of FPS psychologists. There is also given the practical experience of introducing Psychometric Expert into the educational discipline Psychodiagnostics at the chair of general psychology in the FPS Academy.

Текст научной работы на тему «Обоснование необходимости использования психодиагностической программы (среды) Psychometric Expert в целях повышения эффективности обучения будущих психологов ФСИН России»

- практикоориентированность учебной литературы для формирования необходимых навыков;

- вариативность и многофункциональность учебной литературы, обеспечение различных уровней и индивидуализированных форм обучения;

- оптимизация объема учебного материала и нагрузки;

- учет возрастных и познавательных возможностей курсантов, особенностей нового поколения учащихся, их запросов, мотивов образовательной деятельности.

В учебных изданиях нового поколения необходимо изменение целей обучения: перенесение акцентов с усвоения

знаний на усвоение способов деятельности, развитие способностей к самостоятельному решению проблем в различных сферах деятельности.

В Академии ФСИН России уже имеется определенный опыт подготовки бакалавров и магистров в условиях многоуровневого образования. Все учебные дисциплины обеспечены учебно-методическими комплексами. В процессе дистанционного обучения используется электронный УМК. Ныне задача состоит в том, чтобы, опираясь на накопленный опыт, планомерно и последовательно перейти на новую парадигму высшего образования.

Обоснование необходимости использования психодиагностической программы (среды) Psychometric Expert в целях повышения эффективности обучения будущих психологов ФСИН России

А. А. Васищев, Ю. В. Славинская, А. А. Жарких, С. В. Филаретов

Ключевые слова: информационные технологии, компьютерные и компьютеризированные тесты, АРМ-П, психодиагностические компьютерные программы, открытые и закрытые психодиагностические системы, базы данных, интерпретаторы, психологическое исследование.

Аннотация: материалы статьи освещают проблему внедрения компьютерных технологий в практическую деятельность психологов ФСИН России и необходимости получения навыков работы с экспертными системами в рамках учебного процесса Академии ФСИН

России. Рассмотрены преимущества компьютерной среды Psychometric Expert как наиболее приемлемой оболочки в практической деятельности психологов ФСИН. Представлен практический опыт внедрения Psychometric Expert в учебную дисциплину «Психодиагностика» кафедры общей психологии Академии ФСИН России и намечены пути дальнейшего сотрудничества между Академией ФСИН России, МПЛ ФСИН России по Ярославской и НИИ ФСИН России в целях обучения будущих психологов навыкам работы в компьютерной среде Psychometric Expert

и дальнейшего внедрения последнего в деятельность психологических служб ФСИН России. Описаны и проанализированы разработанные в соавторстве в рамках соглашения пособия «Диагностическая тетрадь» и программы курса «Прикладные аспекты планирования и реализации психодиагностического исследования в оболочке «PSYCHOMETRIC EXPERT».

Внедрение информационных технологий в практическую деятельность психологов, а именно: автоматизация и унификация ряда процедур позволяет проводить массовые обследования с высоким уровнем точности фиксации результата и обработки данных; накапливать и быстро обрабатывать полученную информацию; сопоставлять результаты диагностики, полученные в различных исследованиях и с помощью различных тестов.

Основная задача различных компьютерных систем - обеспечение мониторинга персонала - возможность получения оперативной информации о функциональном состоянии каждого сотрудника, его потенциальных возможностях, уровне освоения им необходимых компетенций, а также о состоянии коллектива и прогноза успешности его функционирования.

До недавнего времени большинство компьютерных психодиагностических программ представляло собой компьютеризацию бланковых тестов, чаще всего реализующую аконтекстный подход к организации психодиагностической работы. Последний направлен на диагностику личности или группы без учёта специфики их психологического сопровождения в той или иной организации, а также целей и задач деятельности самой организации.

Как следствие, такие системы не обладают необходимой гибкостью и открытостью относительно потребностей практического психолога, хотя чрезвычайно просты в использовании и могут приносить немалую пользу в работе последних.

Наиболее распространены варианты подобных тестовых оболочек, включающих более или менее обширный набор компьютеризированных тестов (например, «Профессор», «Maintest», «Интегратор», «Эксперт+» и др.).

Следует отметить, что перспективы широкого распространения подобные программные продукты не имеют, даже если строятся на серьёзной методологической платформе, поскольку, как говорилось выше, не обладают необходимой универсальностью.

Уже в 90-х годах прошлого века стали формироваться новые решения проблемы взаимопроникновения информационных технологий, экспериментальной психологии и конкретных областей практики. Примером разработки в данной области могут служить разработанные на платформе DOS системы «Катарсис», «Эталон», «ТЕСТАН».

Более сложные психодиагностические программы, получившие название АРМ-П (автоматизированное рабочее место психолога) обязательно включают следующие компоненты, каждый из которых может иметь собственные характеристики:

• базу данных;

• блок исследовательских методик;

• блок интерпретатора (базу знаний);

• блок статистического анализа.

Наиболее сложными являются экспертные системы (ЭС), которые имеют доступ к любым сведениям, содержащимся в достаточно обширной базе дан-

ных, что важно для использования методов многомерного анализа. К таким системам можно отнести самую мощную, по мнению ряда специалистов, на сегодняшний день среду разработки психодиагностических экспертных систем «Psychometric Expert». Основным преимуществом последней является ее открытость, которая определяется степенью её гибкости, способностью настраиваться под конкретную практическую ситуацию (в отличие от закрытых систем). Большинство вышеперечисленных систем являются в той или иной степени открытыми, однако степень открытости системы определяется тем, насколько открыты для изменения (экспорта/импорта) как минимум такие основные её компоненты, как база данных, исследовательские методики и база знаний (интерпретаторы).

PSYCHOMETRIC EXPERT обладает всеми основными видами открытости:

• структурная открытость (возможность изменения структуры самой программы);

• коммуникационная или открытость на уровне данных, позволяющая осуществлять их экспорт/импорт;

• интерфейсная открытость (возможность взаимодействия с другими приложениями) в рамках интеграции различных систем.

Таким образом, усилия по разработке систем, которые бы удовлетворяли запросам всех пользователей, неизбежно приводят к идее создания открытых систем, ориентированных на универсализацию программ.

Причем, чем более открыта система, тем она сложнее и, соответственно, требует большего времени не только для

освоения пользователями, но и для настройки и адаптации к конкретным условиям. В то же время отдача от её использования будет несомненно выше.

Система PSYCHOMETRIC EXPERT является настолько гибкой и функциональной, что часто намного превосходит уровень запросов самих диагнос-тов-практиков, редко обращающихся к вышеперечисленным методам анализа данных и формирования собственного инструментария. Встаёт вопрос: «Что лучше, готовые решения или открытые системы?» Первые просты в использовании и уже ориентированы на определённые условия деятельности психолога. Вторые требуют обучения, но могут быть приспособлены для решения самого широкого круга задач. Чаще всего практики нуждаются в готовых решениях, которые требуют минимума времени и сил на их освоение. В то же время разработчики таких «закрытых» программ не в состоянии удовлетворить все возможные запросы и требования пользователей.

Психологическая служба ИУ в настоящее время особенно остро нуждается в подобного рода технологиях, позволяющих решать следующие проблемы:

1. Огромный объём информации. Отсутствие единой в масштабе психологической службы ФСИН России компьютерной среды получения и хранения разнообразных данных, использования различных методов получения и анализа результатов. В ситуации огромных массивов чрезвычайно важных данных бумажная картотека не удовлетворяет потребностям практики, не даёт возможности оперативного поиска, систематизации и анализа данных. В данной ситуации требуется компьютерная система управ-

ления данными, содержащая в себе информацию социально-демографического, психологического характера (результаты применения стандартизированных, нестандартизированных методов, экспертных оценок), а также объективную информацию о поведении респондентов.

2. Широкий спектр задач, решаемых психологами ФСИН, формирует потребность в огромной методической базе, в создании многофункциональной среды, когда результаты работы психологов при решении одних задач могут использоваться для решения других. Только такая система может называться «автоматизированным рабочим местом психолога» («АРМ-П»). Однако, до сих пор так назывались практически все психодиагностические программы.

Таким образом, наряду с мощной базой данных возникает острая потребность в обширном банке диагностических средств. Установление жёсткого набора используемых диагностических средств не всегда целесообразно.

Учитывая широкий диапазон возможных задач, система должна быть достаточно «открытой», обеспечивающей возможность самостоятельной разработки и совершенствования как базы данных, так и диагностического инструментария, позволяя при этом всем пользователям обмениваться друг с другом своими разработками.

3. Специфика деятельности психолога в ИУ формирует потребность в собственных стандартах применения диагностического инструментария, в контекстно-ориентированных системах прогноза (сотрудники, различные категории осужденных и т. д.).

Известно, что многие социально-психологические и психологические зако-

номерности носят локальный характер

и, во многом, зависят от особенностей той или иной среды, например, организационной культуры. Многие понятия (адаптация, деструктивность, прогноз успешности или неуспешности) нельзя рассматривать вне специфики организационной культуры.

В то же время, поиск закономерностей - общих и специфических - прерогатива исследовательской деятельности. Формирование гипотез, сбор данных, анализ результатов занимает немало времени и сил. Разработка нового метода может занимать годы усилий не одного специалиста. Практическая же работа ориентирована, прежде всего, на применение, а не получение знаний. И хотя она не исключает элементов исследовательской работы, имеет ограниченные временные и методические ресурсы.

Таким образом, методы, разработанные в одних условиях (часто искусственных, лабораторных), применяются в других. Так, например, тест, разработанный на выборке студентов-психологов в рамках лабораторных работ, может затем использоваться в самых разных сферах, в том числе для оценки и формирования прогнозов, без учета специфики пенитенциарной системы.

В современной зарубежной психодиагностике всё чаще используются контекстные решения, ориентированные на создание методик и критериев оценки получаемых результатов непосредственно в тех условиях, в которых они будут применяться. Если не считать финансовых затрат на любую разработку и доработку, такое решение является оптимальным.

Таким образом, уменьшение такого рода разрыва между теорией и практикой, на наш взгляд, является одной

из основных задач повышения эффективности деятельности пенитенциарных психологов и реализуется за счёт автоматизации отдельных исследовательских процедур на базе сформированной в том или ином контексте базы данных. Речь идёт о разработке инструментария, объединяющего совокупность данных, получаемых в процессе работы психолога и научно-обоснованных средств их анализа, позволяющих формировать и постоянно корректировать базу знаний (набор правил для интерпретации имеющихся данных).

4. Отсутствие квалифицированных специалистов-психологов, способных грамотно подать и проанализировать статистические данные, получаемые в ходе проводимых в УИС психодиагностических исследований. В связи с чем, разработка систем статистического анализа, адаптированного к практической деятельности психологов, также является одним из приоритетных направлений в сфере разработки экспертных систем.

Таким образом, в настоящее время на рынке компьютерных программ Psychometric Expert является самой мощной и динамично развивающейся (в том числе, усилиями всех пользователей) средой организации деятельности психолога, способной решать вышеперечисленные проблемы. В отличие от программ-оболочек, лишь автоматизирующих то или иное количество психодиагностических тестов, Psychometric Expert является комплексной системой интеграции разнообразных приложений, в том числе:

• удобной средой проведения психодиагностики, хранения и обмена результатами;

• средой визуальной разработки и распространения психодиагностического инструментария, позволяющей компьютеризировать самые разные тесты, быстро подключать внешние программы тестирования, создавать банки стимуль-ного материала, сканируемых бланков, опросников, ключей и т. д.

• системой проектирования баз данных для сбора самых разных сведений о респондентах и обследованиях, включающей удобную среду визуальной разработки форм и запросов на отбор данных;

• гибкой системой визуальной разработки интерпретаторов данных (баз знаний), позволяющей обращаться к любой информации, находящейся в базе данных, и с помощью встроенных средств создавать различные виды заключений;

• системой визуальной разработки различных моделей (на основе усреднённых профилей, границ допустимых и оптимальных значений параметров, формул множественной регрессии);

• гибкой средой для отбора и статистического анализа данных, включающей практически все используемые психологами методы (корреляционный, структурный, дисперсионный, факторный, кластерный, регрессионный, дискриминантный анализ и т. д.). В Psychometric Expert силами программиста МПЛ Филаретова С. В. разработана объектно-ориентированная система статистического анализа (OSSA), оперирующая параметрами реальных объектов, а не абстрактными величинами, как в случае универсальных систем (Windows Statistica или SPSS). OSSA является частью экспертной системы и использует ресурсы ее базы данных и базы знаний, что позволяет ей адаптироваться как под характеристики используе-

мых объектов, так и под цели практической деятельности пользователя. Кроме того, OSSA максимально адаптирована к использованию психологами и устанавливает связь между абстрактными статистическими процедурами и объектами, над которыми они производятся, что облегчает усвоение и использование методов статистического анализа психологами-практиками.

• системой разработки электронных справочных систем в HTML формате.

Система разрабатывается в г. Ярославле программистами и психологами научно-технического центра «Интроспекция» под руководством Васище-ва А. А. (к.пс.н., начальник психологической службы УФСИН России по Ярославской области). В рамках сотрудничества она активно адаптируется к условиям уголовно-исполнительной системы сотрудниками МПЛ УФСИН России по Ярославской области.

Из ряда психодиагностических систем, Psychometric Expert выделяется, прежде всего, широкими возможностями обеспечения научно-исследовательской деятельности, что делает её наиболее привлекательной для высших и специальных учебных заведений.

Впервые создана система, являющаяся не просто тестовой программой, а интегральной средой (пси-офис), в которой тесты и различные виды психологических данных (профили, интерпретации, выборки данных...) имеют форму документов, разрабатываемых с помощью основного приложения без необходимости обращения к программистам. Таким образом, создан стандарт психологических данных, необходимый для формирования общего информационного пространства в среде психологов,

быстрого формирования отраслевых банков данных и контекстно-ориентированных диагностических систем.

Таким образом, внедрение PSYCHOMETRIC EXPERT в УИС обуславливает потребность в психоло-гах-разработчиках, владеющих инструментами Psychometric Expert для реализации таких готовых решений и уже не нуждающихся в программистах (по аналогии с сопровождением системы 1С).

Именно поэтому психологические факультеты многих ВУЗов ориентированы на внедрение системы Psychometric Expert в свои учебные курсы. В настоящий момент факультет психологии Ярославского государственного университета совместно с научно-технической лабораторией «Интроспекция» разрабатывает на базе данной платформы универсальный стандарт получения, хранения и обмена экспериментальных данных для формирования единой научно-исследовательской среды. К данному процессу также подключаются ВУЗы Москвы, Краснодара, Н. Новгорода, Новосибирска, Челябинска и т.д. Возможность бесплатного обновления на сайте разработчика и обмена между пользователями компонентами системы, тестами, интерпретаторами, нормами, профилями, выборками и т.д. позволяет в рамках единых стандартов психологических данных формировать среду пользователей, проводить совместные исследовательские программы.

Учитывая возможности системы Psychometric Expert и положительный опыт ее внедрения в учебный процесс ряда ВУЗов России, на базе кафедры общей психологии Академии ФСИН России была сформирована инициативная группа, выступившая с предложением

заключить трехстороннее соглашение о творческом сотрудничестве между НИИ ФСИН России, Академией ФСИН России и МПЛ УФСИН России по Ярославской области с целью обучения каждого будущего психолога, обучающегося в Академии ФСИН России работе на PSYCHOMETRIC EXPERT по 2-м основным направлениям:

- осуществление собственно психодиагностического обследования в индивидуальном (диалоговом) и/или групповом режиме;

- реализация психологического исследования от постановки проблемы до статистической обработки и анализа полученных результатов. Настоящее соглашение «О творческом сотрудничестве в области дальнейшего развития психодиагностической программы «PSYCHOMETRIC EXPERT» и ее использования в учебном процессе и научноисследовательской работы ФСИН России» было утверждено и подписано сторонами 4 марта 2009 г.

Обратимся к анализу каждого направления.

Итак, первым направлением нашего сотрудничества мы видим внедрение PSYCHOMETRIC EXPERT в учебный процесс изучения дисциплины «Психодиагностика».

Специфика дисциплины «Психодиагностики» как науки заключается, в первую очередь, в том, что в ней, как ни в какой другой, дифференцированы две составляющие: теоретическая и практическая.

И если первая, теоретическая, составляющая занимается разработкой новых тестовых методик, адаптацией уже существующих, но разработанных за рубежом или в иных социально-де-

мографических и культурных условиях, а также определением и уточнением научных понятий, составляющих теоретическую основу «Психодиагностики» как научной области знаний, то практическая, по сути, сводится к применению на практике готовых, ранее кем-то полностью разработанных психодиагностических методик - тестов. В последнем случае единственным условием, предъявляемым к тестовым методикам, становится применение в практической деятельности только тех, которые удовлетворяют основным современным требованиям дифференциальной психометрии.

Кроме того, при обучении будущих специалистов-психологов было бы неправомерно полагать, что в своей профессиональной деятельности они столкнутся только с практической составляющей психодиагностики. Более того: знание основ теоретической составляющей - гарантия грамотного и высококвалифицированного практического применения диагностического инструментария.

Значимость качества преподавания обсуждаемой дисциплины усиливается еще тем обстоятельством, что будущий психолог в своей профессиональной деятельности скорее избежит необходимости владения техниками психотерапии, психоанализа, нейролингвистического программирования или другого аналогичного направления практической деятельности, нежели необходимости проведения психологического тестирования, постановки психологического диагноза, выделения групп риска и т. д.

Для решения поставленных перед нами задач на базе кафедры общей психологии готовится к изданию спе-

циализированный курс из 5 частей,

включающий: курс лекций (с элементами мультимедии); диск с записью лекционного курса; хрестоматия (включающая все необходимые для качественного изучения дисциплины материалы, но трудно доступные для обучающихся по причине отсутствия их в свободной продаже, малых тиражей и т. д.); практическое руководство по применению диагностических методик, вошедших в блок, с подробными алгоритмами обсчета данных по всем, входящим в него методикам (что практически отсутствует в практических руководствах известных нам авторов); индивидуальное раздаточное учебно-методическое пособие, обеспечивающее практические занятия необходимыми материалами.

В связи с серьезным объемом дисциплины для преподавателя, ее читающего, остро встает проблема приоритетов: какой материал предпочтительней, а какой можно «опустить»? Какой необходимо включить в практикум, какой же, напротив, может быть изучен самостоятельно, «по аналогии»? Последнее связано еще и с тем обстоятельством, что отечественная психодиагностика пока еще только стремится к эталону применения в деятельности практических психологов стандартизированных и унифицированных психодиагностических методик, но, по-прежнему, в литературе и компьютеризированных аналогах можно встретиться с тестами, принадлежащими «перу неизвестных авторов», где нет не только информации об их адаптации или происхождении, но и имеют место разночтения в стимульном материале, инструкциях, ключах и интерпретации.

Поэтому, подбирая блок психодиагностических методик для обеспечения

практикума дисциплины «Психодиагностика», крайне остро встает вопрос их качества. Под последним мы подразумеваем не только традиционные критерии их востребованности на практике, известности и популярности, но и их высокого уровня соответствия требованиям дифференциальной психометрии.

Кроме того, опыт преподавания данного курса показывает то, что не менее серьезной проблемой данного курса становится методическое обеспечение практических занятий необходимыми индивидуальными для каждого обучающегося раздаточными материалами.

Традиционно в практической части «Психодиагностики» мы изучаем и рассматриваем до двадцати пяти психодиагностических тестов, часть из которых выполняется в компьютерном варианте, часть - в бланковой, ручной обработке.

Прикладное значение настоящего пособия мы видим именно в решении данного вопроса: «ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ» содержит в себе все включенные в программу (на сегодняшний день) психодиагностические методики. Забегая вперед, хотелось бы обратить внимание обучающихся и на то обстоятельство, что все представленные в «ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ТЕТРАДИ» методики в полном объеме освещаются в других частях настоящего пособия.

Таким образом, предлагаемое учебно-методическое пособие по дисциплине «Психодиагностика» включило в себя весь необходимый минимум информации для ее изучения: теоретические основы в виде «Курса лекций»; «Хрестоматия», с наиболее яркими и выразительными, для изучения дисциплины, текстами первоисточников; индивидуальное раздаточное пособие «ДИА-

ГНОСТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ» и «Практическое руководство» по обработке, анализу и интерпретации результатов.

Структура самой «ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ТЕТРАДИ» состоит из 2-х взаимосвязанных блоков.

Первый блок - «Диагностическая тетрадь / Бланки, результаты» - предполагает:

- фиксацию «сырых» баллов на бланках «PSYCHOMETRIC EXPERT», специально для настоящего пособия разработанных нашими Ярославскими коллегами (НПЛ УФСИН по Ярославской области) для повышения контроля за качеством обучения;

- «ключи» для обработки бланков в ручном варианте (с помощью специальных бланков, одновременно содержащих информацию о: шкалах(с названиями и аббревиатурой); значимых вариантах ответов; с перечнями пунктов, работающих на каждую из шкал.

Второй блок - «Диагностическая тетрадь / Диаграммы и графики»:

- с целью экономии времени обучающихся и повышения качества наглядности изображения полученных результатов, приводит графики и диаграммы для всех методик, представленных в первой части пособия, сопоставления результатов разных методик между собой.

По итогам 2007-2008 учебного года, за который наша «Диагностическая тетрадь» [7] прошла апробацию, были обнаружены определенные недостатки и недоработки. Последние были устранены и ряд материалов усовершенствован за летний период 2008 года, с тем, чтобы в 2008-2009 году данную версию «ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ТЕТРАДИ» принять за основу и внедрить в учебный процесс преподавания дисципли-

ны «Психодиагностика» (для курсантов и слушателей психологического факультета (специальность: психология, социальная работа), слушателей ВАК).

Обучающийся вносит свои результаты, в ходе прохождения непосредственного обследования по конкретной методике, в «Диагностическую тетрадь / Бланки и результаты» с левой стороны разворота, а с правой стороны

- обучающимся предлагаются разработанные нами ключи к соответствующим методикам. Последнее позволяет обработать собственные результаты, не обращаясь к каким-либо иным литературным источникам, справочникам и пособиям.

Часть бланков и сеток нами было заимствовано из практических пособий других авторов, а часть является нашими методическими разработками, например, профильный лист для совмещенного анализа методик СМИЛа, ММИЛ, Мини-Мульт, Мини-СМИЛ, где обучающийся наносит каждый график разными цветами, с целью последующего анализа их соотношения между собой.

В рамках вышеупомянутого соглашения о сотрудничестве творческим коллективом МПЛ под руководством начальника ПС УФСИН России по Ярославской области и автором идеи «PSYCHOMETR^ EXPERT», канд. психол. наук Васищева А. А. (г. Ярославль), с одной стороны, и кафедры общей психологии в лице доцента кафедры, канд. психол. наук Славинской Ю. В., с другой, включили в основу изучения дисциплины «Психодиагностика» оболочку «PSYCHOMETR^ EXPERT».

Последнее выразилось в:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- включении в « PSYCHOMETR^ EXPERT» всех, необходимых для изу-

чения настоящей дисциплины, психодиагностических методик, входящих в состав программы курса, что позволяет существенно повысить качество методического обеспечения курса;

- разработке дополнительного программного обеспечения, позволяющего сканировать регистрационные сетки «сырых» баллов «Диагностической тетради/Бланки, результаты».

Последнее позволило нам решить ряд вопросов повышения качества изучения дисциплины, а именно:

- контроль за правильностью и точностью заполнения бланков в ходе самотестирования;

- проверка правильности подсчета индивидуального результата по ключам;

- выбраковывание некачественно заполненных бланков («случайная тактика», подтасовывание результата, позиционные стили отказа от тестирования и т. д.).

Второй частью «Диагностической тетради» является блок под общим названием «Диаграммы и графики». Наиболее удачной идеей этого блока мы видим в возможности:

- научить обучающихся не только графическому отображению полученных результатов, сопоставлять результаты различных психодиагностических методик между собой, но и «читать с листа» ту словесную интерпретацию, которую несут в себе графические изображения результатов тех или иных методик;

- продемонстрировать обучающимся практические подходы к отражению результатов ряда психодиагностических методик в рамках одной схемы, теории. Например, диаграмма «Соотношение теории ведущих тенденций (ИТО) с по-

казателями теста МПВ (Л. Сонди), МЦВ, ДМО», где особое внимание уделяется графическому отображению методики МПВ («Тест 8 влечений Л. Сонди»), отличающийся оригинальностью и самобытностью авторского подхода, с показателями других, более «традиционных» вербальных и проективных результатов методик в рамках одной теории;

- обучить навыкам сравнительного анализа ряда исследований по 1-й методике для 1-го обследуемого (выборы МПВ, МЦВ до 5-ти раз в течение периода обучения по дисциплине), а также нескольких модификаций одной методики (СМИЛ, ММИЛ, Мини-СМИЛ, Мини-Мульт).

За разработку «ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ТЕТРАДИ» в электронном виде руководитель творческого коллектива выражает особую благодарность людям, без помощи которых это пособие вряд ли увидело бы свет в столь краткие сроки: выпускнику психологического факультета (специальность - «Социальная работа») Дикопольцеву Дмитрию; курсанту 4-го курса психологического факультета (специальность - «Психология») Спо-добаеву Антону; слушателю пятого курса психологического факультета (специальность - «Психология») Швецову Сергею за их искреннюю увлеченность, оперативность в работе, компьютерную грамотность и колоссальные затраты личного времени.

Особые слова благодарности хочется выразить научному консультанту проекта, главному научному сотруднику ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского, директору Института прикладной психологии (г. Москва), доктору психологических наук, профессору Собчик Л. Н., выступившему рецен-

зентом «ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ТЕТРАДИ» за разрешение использовать в пособии ее авторские разработки и теоретическую концепцию [1].

Вторым серьезным направлением нашего сотрудничества является совместная разработка курса «Прикладные аспекты планирования и реализации психодиагностического исследования в оболочке «PSYСHOMETRIC EXPERT».

Необходимость предложения внедрения в обязательную программу подготовки будущих практических психологов УИС мы видим в первую очередь в том, что ни одна дисциплина в соответствии с Госстандартом не дает практических навыков подготовки курсовых и дипломных работ с «сильной» эмпирической частью, а также основных принципов и подходов к написанию научной статьи.

Именно с последним обстоятельством связан ряд острых прикладных проблем психодиагностического тестирования в нашей уголовно-исполнительной системе, т. к. крайне невысокое количество методик «чувствительно» к ее специфике. И, если в последние годы все большее число психологов приходит к пониманию необходимости применения в собственной практической деятельности исключительно проверенных методик серьезных авторов, адаптированных к применению в условиях уголовно-исполнительной системы, то по-прежнему крайне малое их число может грамотно оценить критерии этого соответствия.

Причина этого обстоятельства кроется, на наш взгляд, в следующем:

- во-первых, курс высшей математики и математической статистики курсантам и студентам-психологам

читается на 1-2 курсах обучения.

Таким образом, обучающиеся получают объем информации этих дисциплин в период освоения общеобразовательных и общетеоретических курсов и не имеют практически никакого представления о специальных дисциплинах и, тем более, их прикладных аспектах. В результате практические методы математической статистики и психометрии воспринимаются обучающимися безотносительно к практике и, сталкиваясь с порой элементарными прикладными вопросами, наши студенты и курсанты не видят путей их решения;

- во-вторых, ни одна дисциплина в соответствии с действующим ГОС высшего профессионального образования не дает практических навыков подготовки курсовых и дипломных работ, планирования психологического исследования, анализа и описания результатов, их представления в научной статье или докладе, навыков обоснования применяемых в исследовании методов и методик. Причем, если для студентов внебюджетной формы обучения читается курс, посвященный методологическим основам планирования и проведения психологического исследования (правда, без практического освоения изучаемых проблем), то курсантам и слушателям-заочникам остается лишь надеяться на «сознательность» научных руководителей курсовых и дипломных работ, которые в том или ином объеме возьмут на себя труд изложения этой информации.

В итоге, из года в год мы сталкиваемся со следующими проблемами в образовании наших обучающихся:

- практически не встречаются не только курсовые, но и дипломные рабо-

ты с «сильной» эмпирической частью. Последняя зачастую подменяется диагностикой небольшой выборки по нескольким несложным тестам и построением их усредненных профилей;

- слабые навыки формирования содержания работы таким образом, чтобы полностью раскрывались все термины и понятия заявленной темы исследования;

- отсутствие навыков умения сформулировать гипотезы, предмет, объект, цели и задачи исследования;

- неуверенные навыки формирования и обоснования блока методов и методик для сбора эмпирической информации, удовлетворяющей теме и цели исследования;

- недостаточная осведомленность о способах анализа полученной информации, ее систематизации, интерпретации и т. д.

- слабое владение понятийным аппаратом дифференциальной психометрии в объеме, позволяющем оценить параметры психометрического описания той или иной методики относительно ее качества, области применения, тестовых норм, надежности, валидности и репрезентативности поставленной цели исследования.

Таким образом, в образовании даже самых ответственных и «успевающих» обучающихся, при наличии у них достаточно серьезного объема информации по ряду прикладных психологических спецдисциплин, не хватает, на наш взгляд, завершающего звена в этой логической цепочке: теоретико-прикладного курса, посвященного вопросам планирования, организации и проведения самостоятельного психологического исследования, а также обработке, анализу и описанию

полученных результатов.

В качестве одного из путей выхода из создавшегося положения и решения поставленных вопросов мы видим разработанный нами курс «Прикладные аспекты планирования и реализации психодиагностического исследования в оболочке «PSYCHOMETRIС EXPERT» [6].

Сильными и, как уже упоминалось выше, нереализованными в других дисциплинах, сторонами предлагаемого курса являются следующие позиции.

1. Ознакомление с полным спектром функций и возможностей компьютерной программы «PSYCHOMETRIС EXPERT».

2. Обучение работе в программе «PSYCHOMETR^ EXPERT» в диалоговом режиме - собственно психодиагностическое обследование, предполагающее:

- индивидуальный режим тестирования;

- формирование блоков тестовых методик в зависимости от прикладных задач;

- формирование выборок обследуемых с учетом их репрезентативных качеств на основе применения «Конструктора форм обследуемых», позволяющего не только фиксировать всю интересующую исследователя информацию об обследуемом, но и учитывать ее при статистической обработке;

- практическая помощь в планировании, проведении и анализе информации в ходе реализации психологического исследования.

3. Доступное, детальное изложение методов и принципов применения статистических и математических методов в обработке данных психологи-

ческого исследования с практической отработкой каждой темы в среде «PSYCHOMETR^ EXPERT»:

- таблицы и графики распределения частот, как наглядная форма отображения результатов;

- классические методы статистического анализа (корреляционный, кластерный и факторный анализ результатов тестирования).

4. Изучение современных стратегий конструирования и адаптации психодиагностических методик в конструкторе психодиагностических методик:

- рассмотрение видов стимульно-го материала методики: от стандартных тестов-опросников до разработки когнитивных и проективных тестов с использованием «PSYCHOMETRIС EXPERT»;

- изучение основных принципов разработки шкал и ключей;

- практика реализации пилотажного исследования с оценкой надежности, валидности теста, а также определение тестовых норм;

- адаптация и рестандартизация тестовых методик (как адаптация переводных (зарубежных) тестов, так и «внутри-культурный перенос» тестовых методик.

Качество усвоения обучающимися материалов курса будет обеспечиваться итоговым экзаменом. Таким образом, получение сертификата гарантируется только в случае сдачи слушателем экзамена на положительную оценку.

Ответственными за обучение по курсу «Прикладные аспекты планирования и реализации психодиагностического исследования в оболочке «PSYCHOMETRIС EXPERT» назначены:

- со стороны Академии ФСИН России: доцент кафедры общей психологии пси-

хологического факультета, канд. психол. наук, подполковник внутренней службы Славинская Юлия Валентиновна;

- преподаватель кафедры общей психологии психологического факультета, майор внутренней службы Жарких Александра Анатольевна;

- со стороны ПС УФСИН России по Ярославской области: начальник психологической службы, канд. психол. наук, подполковник внутренней службы Ва-сищев Андрей Анатольевич;

- со стороны МПЛ УК УФСИН России по Ярославской области: программист МПЛ, капитан внутренней службы Филаретов Сергей Валерьевич.

Кураторами настоящего проекта выступают сотрудники НИИ ФСИН России в лице начальника лаборатории изучения проблем работы с осужденными, кандидата психологических наук Коку-рина Алексея Владимировича и ведущего научного сотрудника, кандидата психологических наук Бовина Бориса Георгиевича.

Литература

1. Собчик Л. Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. - СПб., 2003.

2. Калинин С. И. Компьютерная обработка данных для психологов / Под научн. ред. А. Л. Тулупьева. СПб., 2002.

3. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика. СПб., 2008.

4. Бурлачук Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб., 2008.

5. Васищев А. А. Автоматизированный Psy -офис Psychometric Expert -6. В 3-х частях.

6. Васищев А. А., Славинская Ю. В., Жарких А. А., Филаретов С. В. Прикладные аспекты планирования и реализации психодиагностического исследования в оболочке «Psychometric Expert», Москва, Рязань, Ярославль, 2009.

7. Славинская Ю. В., Васищев А. А. Диагностическая тетрадь. Учебно-методическое пособие. Часть 4. Рязань, Ярославль, 2009.

8. Куликов Л. В. Психологическое исследование. СПб., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.