Научная статья на тему 'Психосоциальные основы устойчивой динамики развития высшей школы Республики Казахстан'

Психосоциальные основы устойчивой динамики развития высшей школы Республики Казахстан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психосоциальные основы устойчивой динамики развития высшей школы Республики Казахстан»

ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ УСТОЙЧИВОЙ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Р. А. Аязбекова

А. А. Булатбаева

В настоящее время система высшего образования Республики Казахстан полностью перешла на современную многоуровневую модель подготовки высококвалифицированных специалистов «бакалавр - магистр - доктор PhD». Это свидетельствует, во-первых, о достаточно высоких темпах трансформации системы высшего образования Казахстана в мировую образовательную систему, и, во-вторых, о полноценном включении в Болонский процесс. Свидетельство тому - создание вузов нового типа, в частности, в столице Казахстана - Астане Назарбаев университета, который представляет собой сплав науки, образования и инноваций. Создание такого университета отражает процесс развития казахстанской высшей школы, поэтапное ее вхождение в мировое образовательное пространство.

Перспективы развития казахстанской высшей школы освещены в документе, разработанном Правительством Республики Казахстан, а именно - в Концепции образования Республики Казахстан (2004-2015 гг.) [1]. Концепция является научно-теоретическим и методологическим документом, определяющим цели и задачи, структуру, содержание и основные стратегические направления развития образования Республики Казахстан. Основная ее цель - качественное высшее образование через дальнейшую демократизацию управления образованием, обновление содержания образования и совершенствование качества подготовки специалистов. Одной из главных задач, стоящих перед высшим образованием, - совершенствования системы управления вузами в соответствии с требованиями открытого демократического общества. Инновационные преобразования в системе образования Казахстана, разработка и внедрение новых технологий обучения, новых информационных технологий требуют от современного вуза своевременного решения, поставленных перед ним новых задач. К 2015 г. должна полноценно функционировать Национальная инновационная система, а к 2020 г. - она уже должна давать результаты в виде разработок, патентов и готовых технологий, внедряемых в стране [2].

С введением в действие Закона Республики Казахстан «Об образовании» была создана правовая база организации системы эффективного высшего профессионального непрерывного образования. Возникла новая парадигма высшего образования. Согласно этой парадигме требовалось новое осмысление содержания высшего образования, признание новой роли высшей школы и рассмотрения студента как личности, как будущего профессионала, которому необходимо не столько приобретение знаний, что немаловажно само по себе, сколько освоение технологии познания мира, усвоения и применения на практике полученных им знаний в процессе обучения в вузе [4].

53

Рыночная экономика в Казахстане привела систему высшего образования к новой атмосфере, где все подчинено конкурентоспособным силам. Важным результатом влияния рыночных отношений на казахстанскую систему высшей школы является возникновение и рост негосударственных образовательных учреждений с различными типами программ обучения и образовательных услуг [5]. Приведем пример: если в 1990/1991 учебном году во всем Казахстане функционировали 55 вузов, то в настоящее время только в одном городе Алматы насчитывается 53 различных высших учебных заведений, а именно: 19 академий, 28 университетов, 6 институтов [6].

Постсоветские реформы в значительной степени изменили психологию казахстанцев. В частности, это касается установки по отношению к выбору востребованных профессий как важнейшего фактора достижения успеха в карьере и материального благосостояния, а не просто получения диплома о высшем образовании. Иными словами, во главу угла ставятся формирование, становление и развитие образованной, креативной, сознательной, нравственно и физически здоровой личности. В этих целях все образовательные учреждения, включая и высшие учебные заведения, стремятся создавать условия для разносторонней, творческой деятельности обучающихся, а также использовать специальные формы обучения одаренных школьников и студентов. В настоящее время студенты, как региональных, так и Национальных университетов, в результате введенного механизма государственной поддержки, могут в течение семестра пройти обучение в лучших европейских вузах.

Наука должна стать неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, необходимым элементом подготовки профессионала. Поэтому в настоящее время создаются учебно-научные организации, технопарки для совместного проведения научных исследований вузами и другими организациями [7]. Следует отметить, что теперешняя многоканальная система финансирования высшей школы Казахстана также является показателем изменения установки на высшее профессиональное образование как ценности. Изменилось представление о международном сотрудничества. До создания вышеназванного Назарбаев университета, в 2001 г. открылся Казахстанский институт менеджмента, экономики и прогнозирования, затем появились Казахстанско-Британский институт, Казахско-Американский университет, Казахско-Германский университет, Казахско-Турецкий университет и др. Эти высшие учебные заведения работали по американским либо по европейским программам обучения. Ежегодно молодые казахстанцы по учрежденной Президентом Казахстана Н. Назарбаевым программе «Болашак» имеют возможность учиться в престижных вузах США, Великобритании, Германии и т. д. Иными словами, для молодого поколения Казахстана предоставлена академическая мобильность, свобода выбора высшего учебного заведения и профессии. Кроме того, проводятся международные специализированные аккредитации высших учебных заведений, что, естественно, способствует повышению качества обучения в вузах.

54

Возникновение новых ценностей, принятие новой миссии образования обострило проблемы высшей школы, что привело к проведению реформы системы высшего образования в республике. В результате данной реформы высшей школы создались психологические предпосылки для формирования новой личности обучающегося, активной и созидающей, способной отстаивать свои права. Свидетельством тому являются выступления студенческой молодежи, добившихся отставки министра образования и науки, повышение политической и экологической культуры студентов (активное участие в избирательных кампаниях, создание молодежных партий и движений, участие в экологических мероприятиях и т. д.).

К важнейшим психологическим предпосылкам устойчивого развития, на наш взгляд, относятся: (а) установка населения на восприятие высшего образования как ценности; (б) активный интерес и потребность получить востребованную специальность; (в) способность преподавателей и руководителей вузов перестроить подготовку профессионалов в соответствии с требованиями новой социально-экономической и политической ситуации; (г) формирование у обучающихся вкуса к свободе слова, осознанию необходимости равенства всех, признания обязанностей и прав каждого индивида; (д) развитие чувства уверенности преподавателей в своих силах, способностях вместо ощущения невостребованности, имевшего место в девяностые годы прошедшего столетия; (е) появление возможности для самореализации и самоутверждения преподавателей, развития у них способности к конкуренции в своей профессиональной сфере и др. Следует отметить, что постепенно сформировалось осознание невозможности установления прямой корреляции между инвестициями в образование и прямой отдачей от нее. Точка зрения на эту важную сферу, как на ту, которая только лишь потребляет, но не производит, давно устарела и требует искоренения, поскольку высшее образование производит свой особый продукт - подготовку высококвалифицированных профессионалов.

Перечисленные психологические предпосылки, по нашему мнению, не менее экономических, способствуют устойчивому развитию высшей школы, что, в свою очередь, обеспечивает качество обучения. Другими словами, устойчивое развитие того или иного казахстанского высшего учебного заведения означает его конкурентоспособность и престижность. Престиж вуза обеспечивается высокой квалификацией профессорско-преподавательского состава, применением ими современных образовательных технологий и высоким уровнем их научно-исследовательской деятельности. Чем престижнее вуз, тем большие возможности для привлечения как студентов - «клиентов», плата которых за обучение относится к одной из частей финансирования учебного заведения. Таким образом, современный этап развития казахстанских высших учебных заведений характеризуется динамическим развитием в контексте ведущих мировых тенденций.

Сегодня казахстанская система высшего профессионального образования, человеческий капитал рассматриваются в качестве критерия уровня общественного развития, основного компонента жизни человека и общества.

55

Список литературы

1. Концепция образования Республики Казахстан (2004-2015 гг.). - Астана, 2011.

2. Послание Президента страны Н.А.Назарбаева к народу Казахстана «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации». - 2010.

3. Сборник законодательных и нормативно-законодательных документов по высшему образованию. - Алматы: Министерство образования, культуры и здравоохранения Республики Казахстан, 1998. - С. 312-340.

4. Закон Республики Казахстан «Об образовании». - Астана, 2007.

5. Аязбекова Р.А. Реформирование высшей школы в период перехода к рынку // Демократическая модернизация Казахстана: стратегия развития в 21-ом веке. - Алматы: ^азак университед1999. - С. 101-105.

6. Информация о более чем 150-ти учебных заведений города Алматы. - Алматы: DFVYUR, 2010. - С. 32-66.

7. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 20052010 годы. - Астана, 2004. -С. 17-20, 23-24.

56

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.