ОБРАЗОВАНИЕ
Образование за рубежом как фактор формирования политической элиты Казахстана
Вера Смирнова
Ключевые слова: биографии, высшее образование, западные университеты, кадровая политика, международное сотрудничество, программа «Бола-шак», Республика Казахстан, Российская Федерация, элиты.
Республика Казахстан (РК) принадлежит к числу наиболее динамично развивающихся государств Центральной Азии, региона, в котором Россия имеет немалые внешнеполитические интересы. Казахстан — третий по значимости (после Белоруссии и Украины) торговый партнер России. Товарооборот между двумя государствами составляет около 10 млрд долларов1. Cухопутная граница, скорее соединяющая, чем разделяющая Россию и Казахстан, протянулась более чем на 6,5 тыс. км. Космодром «Байконур» продолжает оставаться важным объектом инфраструктуры российской космонавтики. Русскоязычное население Республики Казахстан составляет более 5 млн человек2. Казахстан и Россия (наряду с Туркменией) собираются участвовать в строительстве Прикаспийского трубопровода, который должен будет обеспечить поставки центрально-азиатского газа в Европу.
Успешность взаимодействия российских властей с казахстанским политическим истеблишментом в немалой степени зависит от того, насколько хорошо (адекватно) российская сторона представляет и понимает своих казахстанских партнёров. В этом контексте одной из актуальных исследовательских проблем становится вопрос о том, влияет ли на процесс формирования политической элиты Казахстана международное образовательное сотрудничество, и, если влияет,
Вера Александровна Смирнова, ассистент кафедры регионоведения и международных отношений Волгоградского государственного университета, Волгоград.
то в какой мере. Для начала не мешало бы знать численность и удельный вес той фракции казахстанской элиты, что получила образование за рубежом, где и как её представители «трудоустроены». Целью настоящего исследования и является поиск ответов на эти вопросы.
Стереотипы на этот счет таковы: 1) очень многие казахстанские политики получили образование на Западе; 2) соответственно оправданно прогнозировать грядущую смену внешнеполитической ориентации республики на более прозападную и менее пророссийскую. Прямолинейность прогнозов такого рода очевидна: внешнеполитический курс государств определяется не только настроениями элиты, но объективными обстоятельствами, которые в тот или иной момент складываются в стране и мире. Однако неправильно было бы и преуменьшать роль международного образовательного сотрудничества в развитии государств и их внешней политики. К примеру, экономическим успехам Японии и Китая предшествовало обучение в университетах США и Западной Европы десятков тысяч молодых граждан Страны Восходящего солнца и Поднебесной. Высшее образование играет значительную роль в формировании элиты и потому, что, помимо получения студентами-иностранцами знаний и навыков по выбранной специальности, в процессе обучения нередко меняется их мировоззрение. У них также появляется возможность установить в стране обучения контакты, которые могут сильно пригодиться им в будущем, по возвращении на родину. Поэтому в случае массового присутствия во властных структурах выпускников зарубежных университетов действительно возможна выработка под их воздействием нового политического курса или, как минимум, существенная коррекция прежнего курса.
* *
*
До сих пор государственная политика РК в целом благоприятствовала развитию международного образовательного сотрудничества. На протяжении постсоветского периода в Казахстане не только поощрялась (или, по крайней мере, не встречала противодействия) деятельность зарубежных фондов и государств, реализовывавших проекты обучения казахстанцев за границей, но и финансировалась специальная государственная программа подготовки кадров за рубежом «Болашак» («Будущее»). Она была инициирована в 1993 году лично президентом РК Н. А. Назарбаевым. На конкурсной основе
молодые казахстанцы могли стать стипендиатами «Болашак», что предполагало оплату государством обучения в зарубежных вузах и всех необходимых для учёбы расходов. С 1994 года более тысячи ка-захстанцев получили в рамках программы возможность обучаться в зарубежных вузах. Правда, с точки зрения достигнутых результатов выполнение программы нельзя признать в полной мере успешным. Некоторые из её участников были отобраны некорректно — не за свои достоинства, а потому, что обладали «нужными» родственными связями. Стране необходимы специалисты в сфере высоких технологий, а участники программы в основном получают гуманитарное образование. Серьёзной проблемой стали и так называемые «невозвращенцы» — люди, получившие хорошее образование за государственный счет, но оставшиеся работать в стране обучения. В настоящее время государство принимает меры для решения указанных проблем и расширяет программу, что свидетельствует о его сохраняющейся заинтересованности в подготовке кадров за рубежом3.
В то же время отношение к обладателям заграничных дипломов в Казахстане довольно противоречивое. Обучение казахстанцев за рубежом порой воспринимается как процесс создания в стране «пятой колонны»4. Констатируются и объективные трудности адаптации в «постсоветской среде». Так, академик Национальной Академии наук (НАН) РК К. С. Ормантаев под аплодисменты присутствовавших на заседании НАН в 2005 году назвал выпускников зарубежных вузов «“пришельцами”, воспитанными в структурно и ментально чуждой среде5».
Всё же на выпускников зарубежных вузов возлагаются большие надежды, в них видят силу, способную внести серьезный позитивный вклад в развитие страны. Высказывается, в частности, мнение, что «именно эта социальная группа способна сломать привычную модель клиентско-патронажных отношений в государственном аппарате и включить механизмы эффективного управления»6.
Рассуждения о присутствии в рядах элиты людей с зарубежным образовательным «бэкграундом» и о возможном их воздействии на политику остаются в значительной мере абстрактными. До сих пор не были даже собраны данные о числе входящих в элиту и получивших высшее образование за рубежом. Чтобы восполнить этот пробел, мы пранализировали 495 официальных биографий представителей казахстанской элиты: от уровня заместителей акимов (глав городов и областей) и директоров крупных национальных компаний до глав министерств и отделов президентской администрации. Эти
биографии размещены на официальных сайтах президентской администрации7, правительства8, Сената и Мажилиса9, Конституционного суда10 РК, а также на электронном портале «ЦентрАзия»11.
В результате проведенного анализа были выявлены следующие закономерности. Средний возраст представителя современной казахстанской элиты составляет 47,4 лет. Это означает, что большинство входящих в неё людей получили образование ещё в советский период, когда международное образовательное сотрудничество было развито чрезвычайно слабо. Есть, впрочем, отдельные примеры, когда высокий пост занимался или занимается человеком, возраст которого значительно ниже среднего для элиты. Так, 29-летний Е. Примбетов в 2002 году стал первым заместителем Председателя правления ОАО «Казпочта». Годом позже 28-летний Е. Татишев был назначен первым заместителем председателя правления банка «Ту-ран-Алем», тогда же 29-летний Е. Таджияков занял пост вице-президента АО «Банк Развития Казахстана», 29-летний А. Смаилов получил пост вице-министра в Министерстве иностранных дел РК, а 29-летний Г. Узбеков сделался вице-министром финансов РК. 32-летний А. Бралиев в 2006 году становится вице-министром охраны окружающей среды. К. Крымов был назначен генеральным директором АО «КазТрансОйл» в возрасте 35 лет и т. д.12
Эти примеры иллюстрируют политику высшего руководства государства, направленную на привлечение молодых людей к работе на высоких государственных постах и в национальных компаниях. Ещё в январе 1996 года Назарбаев подчеркивал, что он продвигает во власть «молодых, не заморенных (так в источнике цитаты. — В. С.) старым опытом» 13. В новом тысячелетии в своей речи в Государственной Думе РФ Назарбаев говорил о необходимости реформы системы государственной службы для наведения порядка в работе бюрократии и одновременного продвижения во власть молодых технократов — 30—35-летних кадров14.
Однако кадровая политика казахстанских властей определяется ещё и такими соображениями относительно возможных кандидатов на ту или иную должность, как родственные связи и личная преданность высшему руководству15. По всей видимости, действительно успешное продвижение по карьерной лестнице может обеспечить сочетание всех трёх факторов, то есть одновременно желательны и хорошее образование, и наличие влиятельных родственников, и деловые качества.
Шансы уже в сравнительно молодом возрасте получить высокий пост (как, впрочем, и лишиться его) дополнительно увеличиваются благодаря характерной для политической системы РК постоянной ротации кадров. Имеются два основных объяснения этого явления. Одно из них, весьма распространённое, существует столько же времени, сколько лет насчитывает история чиновничества на Востоке (впрочем, и в России): чем дольше чиновник находится у власти, тем плотнее он обрастает неформальными связями, позволяющими ему «запускать» разного рода коррупционные схемы, и лучший способ борьбы с этим злом — частая смена чиновников. Согласно другому объяснению16, Назарбаев постоянно перетасовывает кадры высших управленцев для того, чтобы не допустить консолидации элиты как самостоятельной политической силы, удержать её в состоянии внутренней раздробленности и конкуренции. Вне зависимости от того, какое из двух объяснений ближе к истине, существенный недостаток такой политики заключается в том, что казахстанским чиновникам постоянно приходится накапливать опыт работы в новой сфере и, только освоившись, опять переходить на новое место работы. С этим связано отсутствие преемственности политики во многих областях управления. В результате одни и те же управленческие ошибки повторяются многократно. Правда, в какой-то мере этот недостаток смягчается тем, что чиновники на постах заместителей ведомств меняются не так часто, как главы ведомств.
Посмотрим теперь, каково в составе казахстанской элиты соотношение лиц, получивших образование в Казахстане, России и в странах дальнего зарубежья17. Оказывается, почти 2/3 (66,2%) представителей элиты получили дипломы о высшем образовании на территории Казахстана. При этом главным центром подготовки высококвалифицированных кадров управленцев был и остается город Алматы, в котором получили образование 60% лиц, принимающих решения. А выпускником КазГУ является каждый пятый представитель казахстанской элиты. Значительное количество видных казахстанских политиков и бизнесменов были в прошлом студентами Алмаатинского института народного хозяйства (затем Казахской государственной академии управления) — 11% и Казахского политехнического института — 7%. Ещё 6% закончили Алма-атинскую высшую партийную школу, что свидетельствует о сохранении некоторой частью бывшей партийной номенклатуры определённых позиций во власти.
В провинции были подготовлены 33,8% представителей элиты от общего числа тех, кто, так сказать, был взращен непосредственно в
Казахстане. Выделяются вузы Караганды (на их долю приходится 20% тех, кто закончил провинциальный казахстанский вуз), Уральска (10%) и Целинограда (8%). Их лидерство вполне объяснимо: Караганда — признанный в Казахстане научный и образовательный центр, долгое время считавшийся вторым после Алматы городом Казахстана; Уральск в советское время был одним из первых в Казахстане городов, где появилось высшее учебное заведение; вхождение же в тройку лидеров Целинограда связано по всей видимости с переносом столицы в Астану (бывший Целиноград, затем Акмола) и с вызванным этим обстоятельством рекрутированием во власть местной элиты.
Выпускниками российских вузов являются 26% видных предпринимателей и государственных деятелей современного Казахстана. Из вузов, расположенных на территории РФ, наибольшее число представителей элиты было подготовлено в Москве — 29,4%, в том числе 17% — в МГУ и 10% — в Академии общественных наук при ЦК КПСС. Последняя цифра подтверждает тезис о том, что выходцы из партийной номенклатуры советских времен по-прежнему сохраняют позиции в политической жизни РК.
Провинциальные российские вузы в подготовке видных казахстанских бизнесменов и политических деятелей участвовали куда слабее: на их долю приходится всего 7% дипломов, выданных будущим представителям казахстанской элиты. И выданы они были главным образом вузами Новосибирска, Оренбурга, Омска, Барнаула, Саратова, Свердловска. Эти города являются либо столицами непосредственно граничащих с Казахстаном областей России, либо центрами сопредельных Казахстану крупных экономических районов РФ.
Что касается сотрудничества на ниве высшего образования с вузами дальнего зарубежья, то предположения о массовом участии в процессе принятия решений так называемых «чикагских мальчиков» 18 в ходе настоящего исследования не подтвердились. Только 8,6% представителей элиты прошли обучение в университетах дальнего зарубежья, в основном в США и Великобритании. Вообще список вузов дальнего зарубежья, в которых обучались видные казахстанские бизнесмены и чиновники, включает в основном вузы стран Западной Европы: Лондонскую школу экономики (Великобритания), Университет Рени (Франция), Высшую школу социальных наук (Франция), Берлинский университет имени Гумбольдта (Германия). А также вузы США: Йельский университет, Университет Дикинсон, Джоржтаунский университет, Колумбийский университет, Академию ФБР и др.19 Но есть среди участников международных
образовательных программ и выпускники вузов стран Азии: Пекинского университета и Университета г. Ухань (КНР), Дипломатической академии МИД Индии, Университета Ёнсе (Республика Корея).
В основном в вузах дальнего зарубежья казахстанцы учились по гуманитарным специальностям. Это государственное управление, международные отношения, деловое администрирование, международные финансы, банковское дело, юриспруденция, экономика.
Отдельные выпускники вузов дальнего зарубежья действительно занимают высокие должности 20. Так, управляющий директор ОАО «Казкоммерцбанк» Магжан Ауэзов получил дипломы с отличием Джорджтаунского университета по специальности «Международная экономика» и Колумбийского университета по специальности «Международные финансы и банковское дело». Г. Абдрахимов, работавший на разных должностях в Агентстве Республики Казахстан по делам государственной службы, а ныне первый заместитель председателя этого Агентства и параллельно глава Ассоциации выпускников «Болашак», закончил по этой программе Немецкую высшую школу государственного управления. А. Абдымомунов, получивший степень бакалавра по истории и политическим наукам и степень магистра государственной политики в области международной и национальной безопасности в Гарвардском университете и университете Индианы, работал в Генштабе ВС РК и в администрации президента, с 2005 по 2007 год занимал пост вице-министра образования и науки, а с весны 2007 стал председателем правления АО «Национальный научно-технологический холдинг “Самгау”». Заместитель министра охраны окружающей среды А. Бралиев, с 2004 по 2005 год бывший заместителем председателя Агентства РК по статистике, окончил магистратуру по общественному администрированию в Гарварде. Бывший заместитель министра иностранных дел РК, а ныне посол Казахстана в Израиле В. Зверьков закончил дипломатическую академию МИД Индии. Министр иностранных дел РК М. Тажин в 1987—1988 годах проходил стажировку в Лондонском университете. Наконец, нынешнему премьер-министру РК К. Масимову удалось использовать возможности, предоставляемые образовательными системами и в России, и в Казахстане, и в дальнем зарубежье: с 1985 года он учился в Москве, в Университете дружбы народов им. Патриса Лумумбы, с 1988 — в Китае, где окончил Пекинский институт языка и юридический институт Уханьского университета, в 1995 году стал выпускником Казахской государственной академии управления, также стажировался в США в Колумбийском университете21.
В целом можно говорить о том, что профиль работы высокопоставленных казахстанцев, обучавшихся за границей, более или менее соответствует полученной ими специальности.
Приведенная информация свидетельствует о том, что люди с дипломами зарубежных университетов постепенно набирают политический вес. Однако о массовом характере данного явления говорить рано, так как большая часть современной элиты получила образование в советский период и в вузах России и Казахстана.
* *
*
Международное образовательное сотрудничество пока не оказало решающего влияния на формирование казахстанской элиты. Но, принимая во внимание тот факт, что с 1991 по 2005 год только европейские вузы окончили около 10 тыс. казахстанцев22, в ближайшие 15—20 лет следует ожидать значительного увеличения доли выпускников вузов стран дальнего зарубежья в казахстанском деловом и политическом истеблишменте.
Обучение в этих вузах доступно далеко не всем. По существу, оно монополизировано двумя группами. Первую группу образуют молодые люди, обладающие неличным (надличностным) капиталом, обеспечивающим им доступ к престижному образованию. Чаще всего это принадлежность к высокостатусной по каким-либо меркам (как традиционным, так и вполне современным) социальной группе — принадлежность, которая и впоследствии помогает делать успешную карьеру в бизнесе или на государственной службе. Во вторую, значительно меньшую, группу входят молодые люди, показавшие выдающиеся интеллектуальные способности. Представители именно этих двух групп и займут в течение указанного выше периода главенствующее положение в той новой, «не заморенной опытом», растущей и активной генерации элиты, о которой говорил Назарбаев.
Очень сложной проблемой, во многом нивелирующей возможные позитивные эффекты от международных образовательных программ, является трудность применения западного опыта делового и государственного администрирования в государствах с переходными экономиками, где зачастую многие политические и хозяйственные практики непрозрачны и где царит коррупция. Можно надеяться, что существенный приток выпускников западных вузов во власть будет способствовать решению этой проблемы, а значит и устранению главных изъянов управления в современном Казахстане.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Внешняя торговля Российской Федерации со странами СНГ / Федеральная Служба государственной статистики. Доступно на: http://www.gks.ru/free_doc/2006/ Ь06_13/24—08.Ыт.
2 Национальный состав населения Республики Казахстан. Том 1. Итоги переписи населения в Республике Казахстан. Статистический сборник / Под ред. А. Смаи-лова. Алматы, 2000. С. 6, 7.
3 Подробнее о программе см.: Смирнова В. А. Международное сотрудничество Республики Казахстан в сфере высшего образования (1991—2005 гг.). Канд. дис. Волгоград, 2006. С. 169-185.
4 Например, высказывания такого рода можно встретить в Интернете, в частности, на форуме по адресу: http://www.zakon.kz/our/news/news.asp?id=30090465.
5 Сафонов А. Полемика о компетенции // Наука и высшая школа Казахстана, 2005, 1 июля. С. 3.
6 Бунге В. Казахстанские «служилые люди» — путь к власти? 2006, 17 августа / Агентство Политических Новостей. Доступно по адресу: http://www.apn.kz/opi-пюш/рпП:5336.Ыт. Последнее посещение 12 сентября 2006 года.
7 См.: http://www.akorda.kz.
8 См.: http://www.government.kz.
9 См.: http://www.parlam.kz/person.
10 См.: http://www.constcouncil.kz.
11 См.: http://www.centrasia.ru.
12 Здесь и далее расчеты были проведены по биографическим данным с указанных выше сайтов.
13 Горбунов С. Нурсултан Назарбаев: к руководству приходит молодая смена // Казахстанская правда, 1996, 13 января. С. 1.
14 КатикМ. Казахстан лелеет грандиозные планы экономического развития. 2006, 3 мая. Доступно по адресу: http://www.materik.ru/print.php?section=analitics&bulsec-tionid=14484. Последнее посещение 15 сентября 2006 года.
15 Масанов Н. Политическая элита Казахстана // Политическая элита Казахстана: история, современность, перспективы. Материалы «круглого стола», Алматы. 5 февраля 2000 г. / Фонд имени Фридриха Эберта, Инновационный Информационный фонд. Алматы. 2000. С. 36-37.
16 Ср.: «Не раз и не два перекроив как по вертикали, так и по горизонтали все структуры власти, президент подорвал влияние и самоуважение бюрократического класса в целом и самое главное, лишил его внутренней консолидированности, противопоставив друг другу его различные подразделения и структуры, заставив их жёстко конкурировать между собой за ресурсы, должности и влияние» (Масанов Н. Указ. соч. С. 36).
17 Здесь и далее — по источникам, указанным в сноске 12.
18 Данный термин был использован в статье: Игалиев М. Н. Процессы элитообра-зования в Республике Казахстан. Доступна по вдресу: http://www.kisi.kz/old/Parts/ IntPol/06—10—03IgaЦev.pdf. Последнее посещение 12 сентября 2006 года.
19 См. сноску 12.
20 Здесь и далее по: http://www.government.kz.
21 Карим Масимов — интеллектуально развитой человек // Большая игра. Политика, бизнес, безопасность в Центральной Азии, 2007. № 1. С. 44.
22 Жовтис А. Выбирая Европу // Британика. Журнал посольства Великобритании в Казахстане и Кыргызстане. [Б. м., б. г.] С. 4, 5.