Научная статья на тему 'Процесс формирования политической элиты Казахстана'

Процесс формирования политической элиты Казахстана Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
342
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Смирнова Вера

«Вестник Евразии», М., 2007 г., № 2, с. 33-40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Процесс формирования политической элиты Казахстана»

вая властная схема перестала быть нежным цветком, который то ли есть, то ли нет, за ней требуется хороший уход в течение длительного времени. Именно поэтому Назарбаев сделал время своего ухода с поста президента Казахстана абсолютно непросчиты-ваемым. Именно поэтому он и посоветовал ВВП остаться. Однако при всей похожести Россия и Казахстан все-таки разные. И пусть перед нами стоит одна и та же проблема. Но решать ее нам стоит все-таки разными способами. Ведь тогда шансы, что хоть одна из наших стран прорвется, повышаются вдвое.

«Московский комсомолец», М., 21 августа 2007 г.

Вера Смирнова,

политолог

ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ КАЗАХСТАНА

Республика Казахстан (РК) принадлежит к числу наиболее динамично развивающихся государств Центральной Азии, региона, в котором Россия имеет немалые внешнеполитические интересы. Казахстан - третий по значимости (после Белоруссии и Украины) торговый партнер России. Успешность взаимодействия российских властей с казахстанским политическим истеблишментом в немалой степени зависит от того, насколько хорошо (адекватно) российская сторона представляет и понимает своих казахстанских партнеров. В этом контексте одной из актуальных исследовательских проблем становится вопрос о том, влияет ли на процесс формирования политической элиты Казахстана международное образовательное сотрудничество, и если влияет, то в какой мере. Для начала не мешало бы знать численность и удельный вес той фракции казахстанской элиты, что получила образование за рубежом, где и как ее представители «трудоустроены». Целью настоящего исследования и является поиск ответов на эти вопросы. Стереотипы на этот счет таковы: 1) очень многие казахстанские политики получили образование на Западе; 2) соответственно оправданно прогнозировать грядущую смену внешнеполитической ориентации республики на более прозападную и менее пророссийскую. Прямолинейность прогнозов такого рода очевидна: внешнеполитический курс государств определяется не только настроениями элиты, но объективными обстоятельствами, которые в тот или иной момент склады-

ваются в стране и мире. Однако неправильно было бы и преуменьшать роль международного образовательного сотрудничества в развитии государств и их внешней политики. К примеру, экономическим успехам Японии и Китая предшествовало обучение в университетах США и Западной Европы десятков тысяч молодых граждан Страны восходящего солнца и Поднебесной. Высшее образование играет значительную роль в формировании элиты и потому, что, помимо получения студентами-иностранцами знаний и навыков по выбранной специальности, в процессе обучения нередко меняется их мировоззрение. У них также появляется возможность установить в стране обучения контакты, которые могут сильно пригодиться им в будущем, по возвращении на родину. Поэтому в случае массового присутствия во властных структурах выпускников зарубежных университетов действительно возможна выработка под их воздействием нового политического курса или, как минимум, существенная коррекция прежнего курса.

До сих пор государственная политика РК в целом благоприятствовала развитию международного образовательного сотрудничества. На протяжении постсоветского периода в Казахстане не только поощрялась (или, по крайней мере, не встречала противодействия) деятельность зарубежных фондов и государств, реализо-вывавших проекты обучения казахстанцев за границей, но и финансировалась специальная государственная программа подготовки кадров за рубежом «Болашак» («Будущее»). Она была инициирована в 1993 г. лично президентом РК Н.А. Назарбаевым. На конкурсной основе молодые казахстанцы могли стать стипендиатами «Болашак», что предполагало оплату государством обучения в зарубежных вузах и всех необходимых для учебы расходов. С 1994 г. более тысячи казахстанцев получили в рамках программы возможность обучаться в зарубежных вузах. Правда, с точки зрения достигнутых результатов выполнение программы нельзя признать в полной мере успешным. Некоторые из ее участников были отобраны некорректно - не за свои достоинства, а потому, что обладали «нужными» родственными связями. Стране необходимы специалисты в сфере высоких технологий, а участники программы в основном получают гуманитарное образование. Серьезной проблемой стали и так называемые «невозвращенцы» - люди, получившие хорошее образование за государственный счет, но оставшиеся работать в стране обучения. В настоящее время государство принимает меры для решения указанных проблем и расширяет программу, что

свидетельствует о его сохраняющейся заинтересованности в подготовке кадров за рубежом.

В то же время отношение к обладателям заграничных дипломов в Казахстане довольно противоречивое. Обучение казахстан-цев за рубежом порой воспринимается как процесс создания в стране «пятой колонны». Констатируются и объективные трудности адаптации в «постсоветской среде». Так, академик Национальной академии наук (HAH) PK К. С. Ормантаев под аплодисменты присутствовавших на заседании НАН в 2005 г. назвал выпускников зарубежных вузов «"пришельцами", воспитанными в структурно и ментально чуждой среде». Все же на выпускников зарубежных вузов возлагаются большие надежды, в них видят силу, способную внести серьезный позитивный вклад в развитие страны. Высказывается, в частности, мнение, что «именно эта социальная группа способна сломать привычную модель клиентско-патронажных отношений в государственном аппарате и включить механизмы эффективного управления».

В результате проведенного анализа были выявлены следующие закономерности. Средний возраст представителя современной казахстанской элиты составляет 47,4 лет. Это означает, что большинство входящих в нее людей получили образование еще в советский период, когда международное образовательное сотрудничество было развито чрезвычайно слабо. Есть, впрочем, отдельные примеры, когда высокий пост занимался или занимается человеком, возраст которого значительно ниже среднего для элиты. Так, 29-летний Е. Примбетов в 2002 г. стал первым заместителем Председателя правления ОАО «Казпочта». Годом позже 2 8-летний Е. Татищев был назначен первым заместителем председателя правления банка «Туран-Алем», тогда же 29-летний Е. Таджияков занял пост вице-президента АО «Банк Развития Казахстана», 29-летний А. Смаилов получил пост вице-министра в Министерстве иностранных дел РК, а 29-летний Г. Узбеков сделался вице-министром финансов РК. 32-летний А. Бралиев в 2006 г. становится вице-министром охраны окружающей среды. К. Крымов был назначен генеральным директором АО «КазТрансОйл» в возрасте 35 лет и т.д. Эти примеры иллюстрируют политику высшего руководства государства, направленную на привлечение молодых людей к работе на высоких государственных постах и в национальных компаниях. Еще в январе 1996 г. Назарбаев подчеркивал, что он продвигает во власть «молодых, не заморенных (так в источнике цитаты. -

Авт.) старым опытом». В новом тысячелетии в своей речи в Государственной думе РФ Назарбаев говорил о необходимости реформы системы государственной службы для наведения порядка в работе бюрократии и одновременного продвижения во власть молодых технократов - 30-35-летних кадров.

Однако кадровая политика казахстанских властей определяется еще и такими соображениями относительно возможных кандидатов на ту или иную должность, как родственные связи и личная преданность высшему руководству. По всей видимости, действительно успешное продвижение по карьерной лестнице может обеспечить сочетание всех трех факторов, т.е. одновременно желательны и хорошее образование, и наличие влиятельных родственников, и деловые качества.

Шансы уже в сравнительно молодом возрасте получить высокий пост (как, впрочем, и лишиться его) дополнительно увеличиваются благодаря характерной для политической системы РК постоянной ротации кадров. Имеются два основных объяснения этого явления. Одно из них, весьма распространенное, существует столько же времени, сколько лет насчитывает история чиновничества на Востоке (впрочем, и в России): чем дольше чиновник находится у власти, тем плотнее он обрастает неформальными связями, позволяющими ему «запускать» разного рода коррупционные схемы, и лучший способ борьбы с этим злом - частая смена чиновников. Согласно другому объяснению, Назарбаев постоянно перетасовывает кадры высших управленцев для того, чтобы не допустить консолидации элиты как самостоятельной политической силы, удержать ее в состоянии внутренней раздробленности и конкуренции. Вне зависимости оттого, какое из двух объяснений ближе к истине, существенный недостаток такой политики заключается в том, что казахстанским чиновникам постоянно приходится накапливать опыт работы в новой сфере и, только освоившись, опять переходить на новое место работы. С этим связано отсутствие преемственности политики во многих областях управления. В результате одни и те же управленческие ошибки повторяются многократно. Правда, в какой-то мере этот недостаток смягчается тем, что чиновники на постах заместителей ведомств меняются не так часто, как главы ведомств.

Посмотрим теперь, каково в составе казахстанской элиты соотношение лиц, получивших образование в Казахстане, России и в странах дальнего зарубежья. Оказывается, почти % (66,2%) пред-

ставителей элиты получили дипломы о высшем образовании на территории Казахстана. При этом главным центром подготовки высококвалифицированных кадров управленцев был и остается город Алматы, в котором получили образование 60% лиц, принимающих решения. А выпускником КазГУ является каждый пятый представитель казахстанской элиты. Значительное количество видных казахстанских политиков и бизнесменов были в прошлом студентами Алмаатинского института народного хозяйства (затем Казахской государственной академии управления) - 11% и Казахского политехнического института - 7%. Еще 6% закончили Алма-атинскую высшую партийную школу, что свидетельствует о сохранении некоторой частью бывшей партийной номенклатуры определенных позиций во власти. В провинции были подготовлены 33,8% представителей элиты от общего числа тех, кто, так сказать, был взращен непосредственно в Казахстане. Выделяются вузы Караганды (на их долю приходится 20% тех, кто закончил провинциальный казахстанский вуз), Уральска (10%) и Целинограда (8%). Их лидерство вполне объяснимо: Караганда - признанный в Казахстане научный и образовательный центр, долгое время считавшийся вторым после Алматы городом Казахстана; Уральск в советское время был одним из первых в Казахстане городов, где появилось высшее учебное заведение; вхождение же в тройку лидеров Целинограда связано по всей видимости с переносом столицы в Астану (бывший Целиноград, затем Акмола) и с вызванным этим обстоятельством рекрутированием во власть местной элиты. Выпускниками российских вузов являются 26% видных предпринимателей и государственных деятелей современного Казахстана. Из вузов, расположенных на территории РФ, наибольшее число представителей элиты было подготовлено в Москве - 29,4%, в том числе 17% -в МГУ и 10% - в Академии общественных наук при ЦК КПСС. Последняя цифра подтверждает тезис о том, что выходцы из партийной номенклатуры советских времен по-прежнему сохраняют позиции в политической жизни РК. Провинциальные российские вузы в подготовке видных казахстанских бизнесменов и политических деятелей участвовали куда слабее: на их долю приходится всего 7% дипломов, выданных будущим представителям казахстанской элиты. И выданы они были главным образом вузами Новосибирска, Оренбурга, Омска, Барнаула, Саратова, Свердловска. Эти города являются либо столицами непосредственно граничащих

с Казахстаном областей России, либо центрами сопредельных Казахстану крупных экономических районов РФ.

Что касается сотрудничества на ниве высшего образования с вузами дальнего зарубежья, то предположения о массовом участии в процессе принятия решений так называемых «чикагских мальчиков» в ходе настоящего исследования не подтвердились. Только 8,6% представителей элиты прошли обучение в университетах дальнего зарубежья, в основном в США и Великобритании. Вообще список вузов дальнего зарубежья, в которых обучались видные казахстанские бизнесмены и чиновники, включает в основном вузы стран Западной Европы: Лондонскую школу экономики (Великобритания), Университет Рени (Франция), Высшую школу социальных наук (Франция), Берлинский университет имени Гумбольдта (Германия). А также вузы США: Йельский университет, университет Дикинсон, Джоржтаунский университет, Колумбийский университет, Академию ФБР и др. Но есть среди участников международных образовательных программ и выпускники вузов стран Азии: Пекинского университета и университета г. Ухань (КНР), Дипломатической академии МИД Индии, университета Ёнсе (Республика Корея).

В основном в вузах дальнего зарубежья казахстанцы учились по гуманитарным специальностям. Это государственное управление, международные отношения, деловое администрирование, международные финансы, банковское дело, юриспруденция, экономика.

В целом можно говорить о том, что профиль работы высокопоставленных казахстанцев, обучавшихся за границей, более или менее соответствует полученной ими специальности. Люди с дипломами зарубежных университетов постепенно набирают политический вес. Однако о массовом характере данного явления говорить рано, так как большая часть современной элиты получила образование в советский период и в вузах России и Казахстана.

Международное образовательное сотрудничество пока не оказало решающего влияния на формирование казахстанской элиты. Но, принимая во внимание тот факт, что с 1991 по 2005 г. только европейские вузы окончили около 10 тыс. казахстанцев, в ближайшие 15-20 лет следует ожидать значительного увеличения доли выпускников вузов стран дальнего зарубежья в казахстанском деловом и политическом истеблишменте. Обучение в этих вузах доступно далеко не всем. По существу, оно монополизировано двумя

группами. Первую группу образуют молодые люди, обладающие неличным (надличностным) капиталом, обеспечивающим им доступ к престижному образованию. Чаше всего это принадлежность к высокостатусной по каким-либо меркам (как традиционным, так и вполне современным) социальной группе - принадлежность, которая и впоследствии помогает делать успешную карьеру в бизнесе или на государственной службе. Во вторую, значительно меньшую, группу входят молодые люди, показавшие выдающиеся интеллектуальные способности. Представители именно этих двух групп и займут в течение указанного выше периода главенствующее положение в той новой, «не заморенной опытом», расту Очень сложной проблемой, во многом нивелирующей возможные позитивные эффекты от международных образовательных программ, является трудность применения западного опыта делового и государственного администрирования в государствах с переходными экономиками, где зачастую многие политические и хозяйственные практики непрозрачны и где царит коррупция. Можно надеяться, что существенный приток выпускников западных вузов во власть будет способствовать решению этой проблемы, а значит и устранению главных изъянов управления в современном Казахстане.

«Вестник Евразии», М., 2007 г., № 2, с. 33-40.

Василина Васильева,

журналистка

УЗБЕКИСТАН: НАСТОЯЩИЙ ИСЛАМ, ИЛИ СМЕНА РЕЛИГИОЗНОГО ИМИДЖА

Ташкент назван мировой столицей ислама в 2007 г. Это почетное звание городу присвоила Международная исламская организация по вопросам образования, науки и культуры (18Е8СО) -структура в Организации Исламская Конференция, функции которой аналогичны ооновской ЮНЕСКО. По мнению 18Е8СО, в стране бережно сохраняется исламская культура и наука, исторические памятники - здания медресе и мечетей, библиотеки с уникальными собраниями старинных рукописей, музеи, где представлены работы мастеров эпохи исламского Возрождения, а также ведется «дальнейшее обогащение исламского наследия». В частности, в Узбекистане находится единственный на территории Центральной Азии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.