Научная статья на тему 'Психосемантическое исследование понятия «Деньги»'

Психосемантическое исследование понятия «Деньги» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
400
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Семенов М. Ю.

Приводятся результаты психосемантических исследований понятия «деньги» методом семантического дифференциала Ч. Осгуда. Выявлено влияние пола и возраста на положение денег в семантическом пространстве. Полученные результаты говорят о том, что отношение к деньгам явление динамичное, формирующееся в процессе развития человека и определяющееся психосоциальными факторами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психосемантическое исследование понятия «Деньги»»

Для примера мы приводим два портрета идеального родителя матерей со стажем от 7 до 10 лет и со стажем И-16лет.

Образ идеального родителя обусловлен особенностями возраста ребенка.

Анализ таблицы 2 показывает, что достоверные различия между образами идеального родителя у матерей младших школьников и матерей подростков обнаружены по качествам: чувство юмора, целеустремленность, стремление быть образцом, понимание ребенка, самостоятельность, строгость, нежность. Как видно из табл. 2, матери, имеющие детей младшего школьного возраста, чаще считают, что идеальный родитель должен быть понимающий, стремящийся быть образцом для ребенка, строгий, нежный и целеустремленный. Матери, имеющие детей-подростков, чаще считают, что идеальный родитель должен быть самостоятельным, обладающим чувством юмора.

Выводы

В результате исследования были выявлены особенности представлений об идеальном родителе

1. Существуют тендерные различия в содержании образа идеального родителя. Отцы и матери по-разному представляют себе образ идеального родителя. Наибольшей значимостью в образе идеального родителя у женщин обладают качества, отражающие личностное отношение к ребенку, т.е. направленные на создание психологического комфорта. Наименьшую значимость имеют качества, отражающие оценочное отношение, направленные на воспитание в ребенке важных, с точки зрения родителя, качеств. У мужчин, наоборот, в образе идеального родителя преобладают качества, отражающие оценочное отношение к ребенку.

2. Образ идеального родителя зависит от уровня образования родителей. Чем выше уровень об-

разования родителя, тем больше значимость личностного отношения к ребенку в образе идеального родителя.

3.Ребенок в своем взрослении определяет динамику родительских функций и задач, что, в свою очередь, определяет и особенности образа идеального родителя. Наибольшая значимость идеала родителя выражена у родителей, имеющих детей дошкольного возраста. Значимость идеала родителя снижается у родителей, имеющих детей юношеского возраста.

В заключение можно сказать, что данное исследование не является исчерпывающим, но оно дает возможность увидеть тенденции очерчивающие своеобразие представлений об идеальном родителе.

Роль родителя настолько велика в жизни ребенка, что ответы на вопросы, появившиеся в данном исследовании, на наш взгляд, обязательно должны быть найдены.

Библиографический список

1. Витакер К.- Разговор с родителем.М.Независимая фирма п Класс».М„ 1995.

2. Ефремова H.A. Психологическое содержание Я-концеп-ции родителя. Диссертация канд.психол. наук. Ярославль, 2004.

3. Овчарова Р.В. Психологичекое сопровождение родитель-ства. М, 2003.

4. Филиппова Г.Г. Психология материнства. М.,2002.

5. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. М.,2000.

ЕФРЕМОВА Наталья Алексеевна, канд. психол. наук, доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии.

Дата поступления статьи в редакцию: 27.09.2006 г. © Ефремова H.A.

удк1" " М. Ю. СЕМЕНОВ

Омский государственный технический университет

ПСИХОСЕМЛНТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНЯТИЯ «ДЕНЬГИ»

Приводятся результаты психосемантинеских исследований понятия «деньги» методом семантического дифференциала Ч. Осгуда. Выявлено влияние пола и возраста на положение денег в семантическом пространстве. Полученные результаты говорят о том, что отношение к деньгам — явление динамичное, формирующееся в процессе развития человека и определяющееся психосоциальными факторами.

Проведенный А. Б. Фенько анализ публикаций, посвященных современным зарубежным исследованиям в области психологии денег, показывает значительное отставание отечественных эмпирических исследований в этой области. (Фенько А.Б., 2000) Сопоставление материалов российских конференций (Российское психологическое обществе, 2003; Владимир, 2005; Иркутск, 2005 и др.) позволяет выявить некоторую закономерность: исследование содержания психологических отношений к

деньгам обычно начинается с нескольких традиционных подходов: ценностного, психосемантического, мотивационного, структурно-факторного. Поэтому нам кажется полезным публикация результатов комплексного психосемантического исследования монетарных отношений, выполненного в течение 1996-2001 гг. в Омске.

Монетарные отношения — компонент целостной системы отношений личности, отражающий ее индивидуальный, субъективно-оценочный, избиратель-

Средние арифметические и стандартные отклонения оценок понятия «деньги»

Таблица

Факторы Сила Активность Оценка

Средняя арифм. Станд. отклонение Средняя арифм. Станд. отклонение Средняя арифм. Станд. отклонение

Девушки -0,09 1.19 -0,19 0,88 -0,10 0,74

Юноши -0,01 0,84 -0,27 0,66 -0,29 0,71

Женщины 0,06 0,95 0,17 1,35 0,53 1,43

Мужчины 0,04 1,09 0,29 0,97 -0,14 0,в"3

Молодежь (юноши и девушки) -0,05 1,01 -0,23 0,77 -0,19 0,73

Взрослые (мужчины и женщины старше 40 лет) 0,05 1,02 0,23 1,16 0,19 1,13

Все женщины -0,01 1,07 -0,01 1,11 0,22 1,09

Все мужчины 0,01 0,96 0,01 0,82 -0,22 0,77

Всего 0,00 1,00 0,00 1,00 0,00 1,00

ный подход к деньгам как объекту действительности и представляющий собой интериоризированный опыт обращения с деньгами и взаимодействия с другими людьми по поводу денег в специфической социокультурной ситуации. Монетарные отношения личности отличаются относительной устойчивостью и обобщенностью, характеризуют жизненную позицию человека относительно денег, содержат в себе систему более частных монетарных отношений. (Семенов М.Ю., 2004).

В рамках выполнения дипломной работы нами совместно с А.М.Джангулаковым было проведено исследование, задачами которого являлись оценка места денег в семантическом пространстве и определение влияния факторов пола и возраста на положение понятия «деньги» в семантическом пространстве.

Семантическое пространство — это совокупность определенным образом организованных признаков, описывающих и дифференцирующих объекты (значения) некоторой содержательной области (Петренко В.Ф., 1988). С помощью методики «Семантический дифференциал» Ч.Осгуда, адаптированной российскими исследователями (Артемьева Е.Ю., 1999; Петренко В.Ф., 1988; Шмелев А.Г., 1983.), деньги в семантическом пространстве получают оценку по трем параметрам: силы, активности и оценки.

За гипотезу мы приняли утверждение о том, что у разных возрастных групп, а также у мужчин и женщин есть различия в отношении к деньгам, что найдет проявление в различном положении понятия деньги в психосемантическом пространстве. Вследствие того, что деньги являются необходимым атрибутом нашей жизни, мы предположили, что деньги с необходимостью представлены в семантическом пространстве, и у людей формируется различное отношение к деньгам. Психосемантический аспект монетарных отношений отношение мы зафиксировали с помощью методики Ч.Осгуда (Артемьева Е.Ю., 1999) по положению понятия «деньги» в семантическом пространстве. Методика семантического дифференциала позволяет определить место денег по трем шкалам:

— шкала «сила» характеризует деньги с точки зрения их энергетической возможности воздействия на проблему;

— шкала «активность» характеризует динамические свойства денег как инструмента решения проблем;

— шкала «оценка» характеризует деньги как приемлемый или неприемлемый инструмент для решения проблем (Семенов М.Ю., 2000).

Для проведения исследования было отобрано 60 респондентов, объединенных в четыре группы: 15

юношей и 15 девушек, учащихся школы (средний возраст 16лет),и 15мужчини 15 женщин старше сорока лет (средний возраст 45 лет).

Полученные данные по всей выборке по каждой шкале были подвергнуты стандартизации с помощью г-оценки. В результате по каждой шкале мы получили среднюю арифметическую, равную 0, и стандартное отклонение, равное 1. Размах шкалы в таком случае будет от гЗ до +3 баллов.

Обсуждение результатов

Анализ данных по всей выборке.

Значимость денег по фактору «сила» (шкала оценок от -3 до +3 баллов) самая большая у женщин — 0,06 балла и у мужчин — 0,04 балла. Юноши и девушки оценивают деньги по данному параметру ниже (-0,01 и -0,09 балла соответственно). Но эти показатели близки к среднему, следовательно, можно говорит о скорее нейтральной оценке «силы денег».

По фактору «активность» выше оценки у мужчин старше 40 ле г — средняя равна 0,29 балла, а самая низкая — у юношей (-0,27 балла). По фактору «оценка» максимальные значения — у женщин (0,53 балла), а минимальные — у юношей (-0,29 балла). Эти данные позволяют сделать вывод о том, что в семантическом пространстве юношей и девушек деньги оцениваются как неактивные и плохие, а у женщин — как активные и хорошие. У мужчин деньги в семантическом пространстве ближе к полюсам «плохой» и «активный».

Наибольший разброс, или высокие значения стандартных отклонений, характеризует противоречивость оценок в группе. Эти особенности можно обнаружить (см. таблицу) у женщин при оценке по шкалам «активность» (у= 1,35) и «оценка» (у= 1,43), что свидетельствует о расщепление группы на подгруппы со специфическими оценками: часть женщин оценивает деньги с точки зрения активности и качества как явно положительные, а другая часть — как нейтральные или отрицательные.

Рассмотрим результаты по возрастным группам.

Молодежь дала деньгам относительно низкую оценку по всем параметрам, (см. таблицу) При этом оценки достаточно согласованные. Такой эффект можно объяснить как недостаточным монетарным опытом молодежи, так и приоритетом межличностных отношений шестнадцатилетних юношей и девушек.

Картина значимости денег в подгруппе старше сорока лет характеризуется положительными оценками по всем шкалам, т.е. деньги воспринимаются как хорошие (0,19 балла), активные (0,23 балла), скорее

сильные (0,05 балла), чем слабые. Однако и разброс оценок велик, что свидетельствует о неоднозначности мнений испытуемых. Таким образом, можно сделать вывод о том, что у людей старше 40 лет преобладают позитивные оценки денег, причем среди них есть группа, воспринимающая деньги крайне позитивно.

«Сила» денег в обеих подгруппах оказалась невелика, что свидетельствует об отношении к деньгам скорее как средству удовлетворения потребностей, а не как к инструменту власти.

Сравнение оценок у мужчин и женщин без учета возраста оказывается менее информативно. По факторам «силы» и «активности» оценки «смазываются», приближаясь к среднему, и лишь по фактору «оценка» мы видим преобладание положительных оценок у женщин.

Эти выводы подтверждаются результатами дисперсионного анализа (Сидоренко Е. В., 1996). Выявлены определенные тенденции в зависимостях между полом, возрастом и факторами семантического дифференциала.

Во-первых, выявлено влияние (р<0,075) возраста на оценку «активности» денег. Это означает, что по мере взросления человек меняет отрицательную оценку активности денег (молодежь х = -0,23) на позитивную (взрослыех = 0,23), деньгив семантическом пространстве становятся более мобильные, динамичные. Следовательно, деньгам приписывается больше функций, люди более активно обращаются с деньгами, совершают больше операций,

Во-вторых, выявлено некоторое влияние (р<0,09) пола на фактор «оценка». Женщины оценивают деньги в большей степени положительно (х = 0,22), чем мужчины (х = -0,22), т.е. для женщин деньги гораздо привлекательней, чем для мужчин. Следовательно, женщины больше ориентированы на монетарные отношения, готовы прилагать больше усилий для получения денег, испытывают более сильные эмоции, совершая финансовые операции.

В-третьих, в данном исследовании не обнаружено влияние пола и возраста на оценку денег по фактору «сила». Это может означать, что деньги в равной степени нейтрально оцениваются и молодежью, и взрослыми, и мужчинами, и женщинами как инструмент власти и управления.

Корреляционный анализ оценок (коэффициент тау-би Кендала) показал значимую (р<0,01) положительную корреляцию между параметрами «Активность» и «Оценка», т.е. чем выше положительная оценка денег, тем чаще деньги воспринимаются более активными. Это означает, что чем больше деньги воспринимаются как желанные, привлекательные, позитивные, тем активнее человек обращается с деньгами.

Выводы

Представленность денег в семантическом пространстве характеризует специфику отношения к деньгам в разных половозрастных группах.

В целом можно говорит о скорее нейтральной оценке «силы денег», что свидетельствует об отношении к деньгам скорее как средству удовлетворения потребностей, а не как к инструменту власти.

В семантическом пространстве юношей и девушек деньги оцениваются как неактивные и плохие, а у женщин — как активные и хорошие. У мужчин деньги в семантическом пространстве ближе к полюсам «плохой» и «активный».

Полученные результаты свидетельствует о расщепление группы женщин на подгруппы со специфическими оценками: часть женщин оценивает

«"-0.09

Рис. 1. Возрастная динамика изменения места денег в психосемантическом пространстве по фактору «сила». Сплошная линия — мужчины. Пунктирная линия — женщины

Рис. 2. Возрастная динамика изменения места денег в психосемантическом пространстве по фактору «активность». Сплошная линия — мужчины. Пунктирная линия —• женщины

0.60 0.50

г о.4о £

? о.зо

| 0.20 г

£ 0.1и £

I ооо I

-0.20 -0,40

- 010

Рис. 3. Возрастная динамика изменения места денег в психосемантическом пространстве по фактору «оценка».

Сплошная линия — мужчины.

Пунктирная линия — женщины

деньги с точки зрения активности и качества как явно положительные, а другая часть — как нейтральные или отрицательные. Женщины больше ориентированы на монетарные отношения, готовы прилагать больше усилий для получения денег, испытывают более сильные эмоции, совершая финансовые операции.

У людей старше 40 лет преобладают позитивные оценки денег, причем среди них есть группа, воспринимающая день крайне позитивно.

По мере взросления человек меняет отрицательную оценку активности денег на позитивную, деньги в семантическом пространстве становятся более мобильные, динамичные. Следовательно, деньгам припи-

сывается больше функций, люди более активно обращаются с деньгами, совершают больше операций.

Итак, пол и возраст влияют на положение денег в семантическом пространстве, т.е. в зависимости от пола и возраста меняется отношение людей к деньгам по факторам «сила», «оценка» и «активность», однако статистической значимости этих отношений не выявлено.

Заключение

Целью статьи было представление эмпирических исследований понятий "деньги" в семантическом пространстве человека. Полученные результаты говорят о том, что отношение к деньгам — явление динамичное, формирующееся в процессе развитая человека и определяющееся психосоциальными факторами. В заключение отметим, что в ходе нашего исследования были получены достаточно интересные результаты, которые могут быть использованы не только в психолингвистике, но и в экономической психологии.

Библиографический список

1. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики / под. ред. И. Б. Ханиной. М.: Наука; Смысл, 1999. — 350 с.

2. Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2003 года: В 8 т,- СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003.

3. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М.: МГУ, 1988.

4. Проблемы экономической психологии в изменяющейся России: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Владимир, ВГПУ, 2005. — 297 с.

5. Семенов М.Ю. Представленность денег в образе мира // Сибирский психологический журнал. 2С00. Вып. 12. С. 66-67.

6. Семенов М.Ю.Особенности отношения к деньгам у людей с разным уровнем личностной зрелости. Автореф.... канд. психол. н. Ярославль, 2004.

7. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Социально-психологический центр, 1996. — 350 с.

8. Фенько А.Б. Проблема денег в зарубежных исследованиях// Психологический журнал. Т. 21. № 1. 2000. - С. 50-62.

9. Шмелев А. Г. Введение ь экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основы ч психодиагностические возможности. М.: МГУ, 1983.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Экономическая психология: актуальные теоретические и прикладные ироблемы: Материалы шестой науч.-практ. конф., г. Иркутск, 22-23 июня 2005 г./Подобщ. ред. А.Д. Карны-шева. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2005,- 302 с.

СЕМЕНОВ Михаил Юрьевич, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии труда и организационной психологии.

Дата поступления статьи в редакцию: 08.09.006 г. © Семенов М.Ю.

УДК 37 013 42 31« 35 Е< п ЩЕРБАКОВ

Л. Л. БОГУНОВ

Омский государственный педагогический университет

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЖИЗНИ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

В статье актуализирована проблема необходимости формирования умений и навыков позитивного отношения к жизни в курсе психолого-педагогического образовательного процесса в вузе, сделан акцент на формировании данных умений и навыков у будущих педагогов, определены оптимальные психолого-педагогические условия, способствующие более успешному формированию, обозначены критерии и показатели, поставлены вопросы, требующие дальнейшего изучения.

Сегодня общество развивается с высокой степенью динамичности и интенсивности. Изменившее-ся экономико-политическое положение государства по-новому определяет социальный статус каждого конкретного гражданина - делая его одновременно и более свободным, и менее защищенным. От субъекта требуются знания, умения и навыки, обеспечивающие эффективное поведение в быстро меняющихся условиях. Не обладая таковыми, субъект нового социального устройства, сталкиваясь с проблемой, не может ее эффективно разрешить, потому что не знает, как! Это несправедливо лишает его возможности выстраивать жизнь в желаемых им характери-

стиках, формирует негативное отношение к жизни, лишает его удовлетворенности жизнью и даже желания жить.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», главная задача российской образовательной политики определена как обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потреб-нос-тям личности, общества и государства. Поэтому в последние годы одним из приоритетных направ-ле-ний образовательной политики, как это определено в «Стратегии Российской Федерации в области на-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.