russian psychological journal • 2015 vol. 12 # 3
УДК 316.6
ДОМИНИРУЮЩИЕ ЦЕННОСТИ СЕМЕЙНОЙ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТИ
Нозикова Наталья Валентиновна
Представлены результаты эмпирического исследования доминирующих ценностей семейной целенаправленности. Гипотеза предполагает динамику смыслообразующих ценностей семейной целенаправленности в зависимости от индивидуально-психологических качеств, пола и возраста.
Выборку составили 102 девушки и 107 юношей 15-18 лет (средний возраст 16.4 лет), учащиеся средних школ; 104 женщины в возрасте от 21 до 64 лет (средний возраст 37.2лет), состоящие в браке и воспитывающие детей. Применялись методы исследования: 1) модифицированный вариант методики семантического дифференциала (СД) в пакете методик психосемантической диагностики мотивации (ПДМ), разработанном И. Л. Соломиным; 2) тест-опросник Г. Айзенка; 3) метод исследования уровня субъективного контроля (УСК), разработанный в НИИ им. В. М. Бехтерева. Компьютерная программа методики СД выполняет расчет средних значений по фактору ценности понятий для испытуемых, что позволяет их ранжировать и выявить доминирующие ценности в зависимости от индивидуально-психологических качеств, пола и возраста респондентов.
Выявлено, что для девушек и юношей, обладающих качествами экстраверсии, стабильными нейротическими реакциями и интернальным локусом субъективного контроля, доминировали реальные ценности семейной жизни: «моя семья (моя будущая семья)», «мой будущий муж (моя будущая жена)» и «рождение ребенка».
Для девушек и юношей, обладающих качествами интроверсии, высокими нейротическими реакциями и экстернальнымлокусом контроля, доминировали ценности представлений об идеальной матери и идеальной семье.
Для женщин-экстравертов преобладала ценность представления о своем ребенке, в отличие от женщин с иными индивидуально-личностными качествами, рассмотренными в данном исследовании, предпочитающих эмоциональную ценность семейного события - рождения ребенка.
Результаты исследования будут востребованы в теории и практике семейной психологии по формированию и коррекции семейной социально-психологической целенаправленности.
Ключевые слова: социальная психология, семья, целенаправленность, ценность, экстраверсия, нейротизм, интернальность, пол, возраст, психосемантика.
Психологические исследования категорий цели, целенаправленности и целеобразования деятельности, формирующихся на основе ценностных систем личности, занимают одно из центральных мест. Семейная целенаправленность представляет основы социально-обусловленной структуры личности, может рассматриваться как показатель ее зрелости и условие успешной самореализации, что определяет актуальность изучения ее характеристик.
Целью статьи является исследование доминирующих ценностей семейной целенаправленности в зависимости от индивидуально-психологических качеств, пола и возраста, для достижения которой рассмотрим: во-первых, основные направления исследования ценностных ориентаций в психологии; во-вторых, анализ результатов эмпирического изучения доминирующих ценностей семейной целенаправленности в зависимости от факторов индивидуально-психологических качеств, пола и возраста респондентов.
Основные направления исследования ценностно-смысловых ориентаций в психологии
Методологические основы эпистемологии и философии науки раскрывают смысловое содержание понятий, определяющих процессы организации целенаправленной деятельности человека на основе ценностных систем.
Понятие цель представляет «конечный результат деятельности человека (или коллектива людей), предварительное идеальное представление о котором (совместно с желанием ее достигнуть) предопределяет выбор соответствующих средств и системы специфических действий по его достижению» [4, с. 1111].
В изучении целеобразования выделяются три направления. Во-первых, выявление мотивационно-смысловой регуляции целеобразования и определения взаимодействия его процессов с доминирующими, смыс-лообразующими мотивами субъекта. Предметом подобных исследований становятся условия порождения целей. Во-вторых, изучение внутренних механизмов и регуляторов формирования целей. В этом случае предметом являются особенности целеобразования в системе, порождаемые спецификой ситуации, в которой они появляются. В-третьих, прикладные исследования целеобразования в особых условиях, например, в экономике, экологии, психологии или в случае возникновения психических заболеваний [5].
Целенаправленность является характеристикой деятельности человека или группы людей, направленной на достижение определенного конечного результата, цели. Целевая направленность поведения человека определяется
идеальными целями и мотивами деятельности, сформированными во взаимосвязи с ценностными установками личности и законами общественной жизни [3, с. 1113].
Ценностная ориентация (ЦО), или система ценностей в психологии рассматривается как одна из центральных составляющих мировоззрения личности или групповой идеологии. В работах Н. А. Журавлевой ЦО определяется как «относительно устойчивая, социально обусловленная направленность личности на те или иные цели, имеющие для нее смыс-ложизненное значение, и на определенные способы их достижения, выражающиеся в виде каких-либо личностных качеств, образцов (способов) поведения и являющиеся относительно независимыми от наличных ситуаций» [12, с. 6].
Культурно-исторические ценностно-смысловые ориентиры образуют базисные глубинные принципы отношения человека к миру и к самому себе, а их динамика и его интенсивность определяются масштабом и силой социально-экономических изменений общественной жизни [1, 10, 25 и др.].
На этапе первичной социализации в детстве ЦО особо чувствительны к микро- и макросоциальным факторам. Становление и динамика ценностных ориентаций детей и подростков носит интенсивный характер, определяющий их психическое и личностное развитие, и это позволило А. Л. Журавлеву и Т. В. Дробышевой обозначить указанный период как сензитивный для их формирования. Социально-экономические изменения общества, независимо от возраста индивида, вызывают ресоциализацию личности, и это способствует пересмотру ценностных приоритетов, исходя из объективных или личных жизненных обстоятельств [9].
Развитие ЦО в онтогенезе детерминировано прежде всего семьей, коллективом сверстников и образовательным пространством:
- экономическое воспитание, которое ребенок получает в семье, и его личный опыт закладывают основы ценностных структур, которые затем могут целенаправленно изменяться под действием экономического образования [8];
- характеристики социальной системы, например, «обычного» типа или типа «развивающая социальная среда», время и место организации малой группы детерминируют типологию феномена «мотивационно-ценностной включенности малой группы в социальную систему (систему групп)» [7];
- специфические устойчивые групповые ЦО этносов выступают условиями их психологического благополучия, как, например, обусловленные доминирующей культурной ориентацией на индивидуализм или коллективизм установки русского и казахского народов [29].
Мультикультурное пространство мегаполиса определяет гармоничное взаимодействие семейных традиций, общекультурных и социокультурных норм, этнических ценностей и эталонов, и обеспечивает гибкость и вариативность позитивной социализации подростков [17].
В эмпирических исследованиях констатирована зависимость ценностно-смысловых ориентаций от устойчивых индивидуально-психологических характеристик личности:
- уровень общей активности, характеризующий темперамент, взаимосвязан с приоритетными жизненными целями [9];
- холистический стиль мышления подростков, учащихся восьмых классов, формирует в основном гуманистические ценности, а аналитический стиль - прагматические [14];
- нормальный невротизм, высокая экстраверсия и несклонность к согласию определяют необходимые когнитивные, личностные и смысло-ценностные ресурсы личности для совладания ветеранов боевых действий с посттравматическими последствиями и воссоздания внутреннего мира [16];
- нормативность и уровень самооценки личности влияют на формирование системы жизненных ЦО молодых людей [11];
- пол субъекта наряду с ЦО определяет принятие решения в ситуации морального выбора [2].
Особенности ЦО в отношении семейной жизни выделяются в отдельное направление психологических исследований.
Исследование И. Г. Дубова и Н. Н. Толстых выявило, что повышение общей активности, проявляющееся в темпераменте человека, увеличивает число респондентов с приоритетом трудовой профессиональной самореализации и самореализации в семье и детях [6].
Эмпирическое изучение содержания ЦО личности в зависимости от семейного статуса показало, что фактор «наличие / отсутствие детей» в наибольшей степени воздействует на систему ценностей личности [13].
Анализ ценностно-смысловых детерминантов отношения женщин к аборту в ситуации репродуктивного выбора выявил у них высокую ценность роли матери [15].
В нашей работе, выполненной с применением психосемантического метода цветовых метафор (МЦМ), выявлены доминирующие ценностно-смысловые понятия семейно-ориентированной и материнской целенаправленности девушек 15-17 лет: моя будущая семья и мой будущий ребенок (таблица 1).
Динамика доминирующих ценностей находится в зависимости от характеристик наиболее устойчивых динамических особенностей личности (экстраверсия, нейротизм, уровень интеллекта и локус субъективного контроля), условий воспитания в семье или в детском доме, и возраста. На основе
критериев доминирования ценностей и психологических характеристик семейной и материнской сферы выделены психологические типы семейной целенаправленности девушек 15-17 лет. Ценностная привлекательность понятий семейной сферы, например, мой отец и беременность, роды, определяемая по порядку цветовых выборов в методике цветовых метафор, также коррелируют с наиболее устойчивыми особенностями личности, условиями воспитания и возрастом [18, 19, 20, 21, 22, 23, 24 и др.].
Таблица 1.
Психологическая характеристика семейно-ориентированной и материнской целенаправленности девушек 15-17 лет
Целенаправленность на воспроизведение социально-психологической общности - своей семьи Доминирующая ценность и ее рейтинг Целенаправленность на реализацию в материнстве - рождение своего ребенка Доминирующая ценность и ее рейтинг
Экстраверты Активный тип «Моя будущая семья» Рейтинг 2 Интроверты Пассивный тип «Мой будущий ребенок» Рейтинг 5
Стабильные по нейротизму Адаптивный тип «Моя будущая семья» Рейтинг 4 Высокий нейротизм Тревожно-зависимый тип «Мой будущий ребенок» Рейтинг 2
Интерналы Гармоничный тип «Моя будущая семья» Рейтинг 1 Экстерналы Дисгармоничный тип «Мой будущий ребенок» Рейтинг 4
Нормальный интеллект Тип приоритета социальных достижений «Моя будущая семья» Рейтинг 3 Сниженный интеллект Тип приоритета личной реализации «Мой будущий ребенок» Рейтинг 4
Школьницы, воспитанные в семьях Тип возрастной нормы «Мой будущий ребенок» Рейтинг 2 Воспитанницы детских домов Тип идеализации семьи «Моя будущая семья» Рейтинг 3
Следовательно, теоретический анализ показал, что особенность целенаправленной деятельности человека определяется формированием идеальных целей и мотивов деятельности на основе ценностных ориентаций личности в соответствии с общественными законами, многообразием в способах достижения цели в зависимости от информационной составляющей актуальной ситуации. Специфические характеристики целенаправленности семейно-ориентированного поведения, во-первых, складываются под влиянием традиционного культурно-национального уклада, во-вторых, отражают актуальные тенденции социальных трансформаций, в-третьих, зависят от индивидуально-личностных характеристик субъекта.
Цель исследования, представленного в данной статье, состоит в анализе доминирующих ценностей семейной целенаправленности. Данная работа
является частью более широкого исследования дифференциальной психосемантики семейной социально-психологической целенаправленности.
Гипотеза работы предполагает, что доминирующие смыслообразующие ценности семейной целенаправленности изменяются в зависимости от индивидуально-психологических качеств, пола и возраста респондентов.
Эмпирические задачи работы:
1) исследовать систему ценностно-смысловых категорий, определяющих семейную целенаправленность в сознании, и выявить доминирующие смыс-лообразующие ценности;
2) выполнить сравнительный анализ доминирующих смыслообразующих ценностей семейной целенаправленности в зависимости от индивидуально-психологических качеств, пола и периода онтогенетического развития респондентов.
Организация и методы исследования
Исследование проводилось с января по май 2014 года. Выборку составили всего 313 участников:
- на базе образовательных учреждений МБОУ СОШ № 30, № 32, № 80, гимназии № 3 им. М. Ф. Панькова, лицея «Ступени» г. Хабаровска. В нем приняли участие учащиеся 10-11 классов в возрасте от 15 до 18 лет, в том числе 102 девушки (средний возраст 16.5 лет) и 107 юношей (средний возраст 16.4 лет);
- на базе заочного отделения и факультета дополнительного образования Дальневосточного государственного гуманитарного университета, г. Хабаровск. В нем приняли участие 104 женщины 21-64 лет (средний возраст 37.2 лет), состоящие в браке и воспитывающие детей.
Исследование проводилось с января по май 2014 года в очной групповой форме. Результаты разработанной нами анкеты «Моя семья» показали, что участники исследования имели опыт семейной, супружеской жизни и воспитания детей. Следовательно, выборочная совокупность участников исследования репрезентативна для изучения функциональной организации психосемантической системы семейной целенаправленности в зависимости от пола, возраста и семейного состояния респондентов.
Применялись диагностические методы, подобранные по принципам валидности и надежности в соответствии с целями исследования: 1) модифицированный вариант методики семантического дифференциала (СД) в пакете методик психосемантической диагностики мотивации (ПДМ), разработанном И. Л. Соломиным, для исследования семантических связей значений анализируемой области [27]; 2) тест-опросник Г. Айзенка для изучения индивидуально-психологического склада и эмоциональной устойчивости
индивида [26, 31]; 3) метод исследования уровня субъективного контроля (УСК), разработанный в НИИ им. В. М. Бехтерева, для оценки сформированного контроля над жизненными ситуациями [26, 32].
Исследование семейной социально-психологической целенаправленности в сознании выполнено с помощью компьютерной программы Osgood модифицированного варианта методики семантического дифференциала в пакете методик психосемантической диагностики мотивации, разработанном И. Л. Соломиным [28].
На основе 18-ти шкал, наиболее значимо определяющих факторы ценности, потенции и активности, испытуемые оценивали подобранные нами в соответствии с целями работы 38 понятий, представляющих различные категории, характеризующие потребности и ценности личности, людей и группы людей, гендерные представления, этапы жизненного пути, эмоциональные переживания и события.
Планирование исследования доминирующих ценностей семейной целенаправленности в зависимости от индивидуально-психологических качеств, пола и возраста представлено в таблице 2.
Таблица 2.
Планирование исследования доминирующих ценностей семейной целенаправленности в зависимости от индивидуально-психологических качеств, пола и возраста
Выборка Подгруппы Цель выделения подгрупп
Группа 1 Девушки 15-18 лет 102 чел. 1. Экстраверсия - 59 ч. 2. Интроверсия - 43 ч. Исследовать доминирующие ценности семейной целенаправленности в зависимости от индивидуально-психологических качеств, пола и возраста
3. Стабильный нейротизм - 35 ч. 4. Высокий нейротизм - 66 ч.
5. Интернальность -40 ч. 6. Экстернальность -62 ч.
Группа 2 Юноши 15-18 лет 107 чел. 7. Экстраверсия - 58 ч. 8. Интроверсия - 49 ч.
9. Стабильный нейротизм - 74 ч. 10. Высокий нейротизм - 33 ч.
11. Интернальность -52 ч. 12. Экстернальность -55 ч.
Группа 3 Женщины 21-64 года, состоящие в браке и воспитывающие детей 104 чел. 13. Экстраверсия - 34 ч. 14. Интроверсия -70 ч.
15. Стабильный нейротизм - 59 ч. 16. Высокий нейротизм - 45 ч.
17. Интернальность -43 ч. 18. Экстернальность -61 ч.
Всего 313 чел.
Общая выборка участников составила 313 человек и включила в себя три группы, сформированные на основе пола и возраста участников, в том числе 102 девушки 15-18 лет, 107 юношей 15-18 лет и 104 женщины 21-64 лет, состоящих в браке и воспитывающих детей. Каждая из групп затем разделялась на подгруппы на основе результатов диагностики индивидуально-личностных качеств: экстраверсия / интроверсия, стабильный нейротизм / высокий нейротизм, интернальность / экстернальность.
Для респондентов восемнадцати подгрупп, сформированных по фактору индивидуально-личностных качеств, выполнялась групповая обработка данных по методике СД с целью исследования семантических связей понятий анализируемой области и выявления доминирующих ценностей.
Программа Osgood позволяет для каждого из предложенных испытуемому понятий выполнить расчет среднего арифметического значения и стандартного отклонения по факторам ценности, потенции и активности.
Показатель среднего арифметического значения по факторам свидетельствует об осознаваемом уровне отношения респондента к соответствующим видам деятельности, событиям и людям, а также о демонстрируемых испытуемым установках. Упорядочивание понятий по фактору ценности позволяет получить их иерархию и выявить доминирующие ценности [28].
Расчет стандартного отклонения компьютерной программой Osgood дает возможность выявить устойчивость оценок респондента, предъявленного ему понятия по указанным факторам, и косвенно свидетельствует о степени их надежности. Стандартное отклонение выше 2.0 указывает на затруднения респондента в оценке и сниженную надежность полученных результатов, а стандартное отклонение, равное нулю, говорит о ригидности испытуемого в оценочной деятельности или о нежелании быть откровенным [28].
В настоящем исследовании показатель стандартного отклонения результатов оценки по фактору ценности понятий для групп девушек, юношей, женщин и мужчин не превысил 0.50 единиц, что подтвердило их надежность (таблицы 3, 4, 5).
С целью выполнения эмпирической задачи настоящего исследования выполнено ранжирование понятий по средним значениям фактора ценности, полученным с помощью компьютерной программы Osgood методики СД. Это позволило исследовать иерархию ценностно-смысловых категорий, определяющих семейную целенаправленность в сознании, и выявить доминирующие ценности для подгрупп испытуемых, сформированных в зависимости от индивидуально-психологических качеств, пола и возраста (таблицы 3, 4, 5).
Результаты исследования
Доминирующие ценности семейной целенаправленности в зависимости от индивидуально-психологических качеств девушек. Анализ выявил для подгрупп девушек 15-18 лет, сформированных по фактору индивидуально-психологических качеств экстраверсия / интроверсия, стабильный нейротизм / высокий нейротизм и интернальность / экстер-нальность, преобладающие понятия по фактору ценности (таблица 3).
Таблица 3.
Сравнительная оценка доминирующих ценностей семейной целенаправленности по фактору ценности в зависимости от индивидуально-психологических качеств девушек 15-18 лет
Подгруппа Доминирующая ценность Суедние значения Стандартные отклонения а с § д о Доминирующая ценность Средние значения Стандартные отклонения
е
s s 1 Г CQ Моя семья (Моя будущая семья) 6.67 0.47 Девушки Интроверсия Э < 13 Идеальная 6.67 0.47
3 m m Рождение ребенка 6.67 0.47 мать
s s 1 Моя семья (Моя будущая семья) 6.67 0.47 S | OLO Отдых 6.67 0.47
£ ° 8. Vl S ^ >s x а £ Идеальная мать 6.67 0.47 Л| II ч и
Радость 6.67 0.47 СО
Девушки Интернальность И > 16 Моя семья (Моя будущая семья) 6.67 0.47 Девушки Экстернальность И < 15 Идеальная мать 6.67 0.47
Так, в подгруппах «экстраверсия», «нормальный нейротизм» и «интернальность» доминировали ценности моя семья (моя будущая семья) и рождение ребенка - понятия о реальных ценностях, определяющих целенаправленность на создание своей будущей семьи и рождение в будущем детей.
В подгруппах «интроверсия» и «экстернальность» высший ранг по фактору ценности имело представление об идеале матери.
В подгруппах «стабильный нейротизм» / «высокий нейротизм», помимо понятия о своей семье, преобладающее значение по ценности имели представления об отдыхе и радости.
Итак, для девушек 15-18 лет из 38 понятий, представляющих различные категории, доминирующее положение по фактору ценности занимали реальные представления о семейственности и идеальное представление о матери.
Доминирующие ценности семейной целенаправленности в зависимости от индивидуально-психологических качеств юношей.
Для подгрупп юношей 15-18 лет, различающихся по индивидуально-психологическим качествам, наибольшей ценностью обладали следующие понятия (таблица 4).
Таблица 4.
Сравнительная оценка доминирующих ценностей семейной целенаправленности по фактору ценности в зависимости от индивидуально-психологических качеств юношей 15-18 лет
« я
Подгруппа Доминирующа ценность Средние значения Стандартньн отклонения Подгруппа Доминирующа ценность Средние значения Стандартным отклонения
тс s ■г и Мой будущий муж (Моя будущая жена) 6.67 0.47 тс s s у__
Юнош Экстравер Э > 14 Моя семья (Моя будущая семья) 6.67 0.47 Юнош Интравер Э < 13 Идеальная семья 6.50 0.50
Каким я хочу быть (Какой я хочу быть) 6.67 0.47
s Идеальная мать 6.50 0.50 s
Юнош! Норм. нейроти: Н < 14 Отдых 6.50 0.50 Юноши Выс. нейроти Н > 15 Идеальная семья 6.50 0.50
.Q 1- и о Мой будущий муж (Моя будущая жена) 6.50 0.50 .Q т и о н
1 £ £ Л| i лш э с ° га VI Идеальная мать 6.67 0.47
О CiS х ф т н S Отдых 6.50 0.50 О ж ф т с к Э
В подгруппах «экстраверсия» и «интернальность» по фактору ценности преобладали понятия мой будущий муж (моя будущая жена) и моя семья (моя будущая семья) - реальные представления, определяющие социально-психологическую целенаправленность в поиске будущей супруги и создание своей будущей семьи.
В подгруппах «интроверсия», «стабильный нейротизм» / «высокий ней-ротизм» и «экстернальность» по ценности доминировали идеальные представления о матери и семье.
В подгруппах «экстраверсия», «стабильный нейротизм» и «интернальность» высший ранг по ценности имели понятия, обозначавшие отдых как вид деятельности и идеальные представления о себе.
Таким образом, для юношей 15-18 лет из 38 понятий, предъявленных для оценки, самым высоким значением по фактору ценности обладали реальные представления о своей будущей жене, своей будущей семье и идеальные представления о матери и семье.
Доминирующие ценности семейной целенаправленности в зависимости от индивидуально-психологических качеств женщин. Для женщин 21-64 лет, состоящих в браке и воспитывающих детей, предпочтение по ценности имели следующие понятия (таблица 5).
В подгруппах женщин, выделенных на основании индивидуально-психологических качеств, по фактору ценности преобладало реальное понятие рождение ребенка, за исключением подгруппы женщин-экстравертов, которые эмоционально высоко оценивали реальное понятие мой ребенок (мой будущий ребенок).
В подгруппе стабильный нейротизм предпочитаемыми ценностями также являлись понятия идеальная мать и идеальная семья - идеальные представления о матери и семье.
В подгруппе экстраверсия высокую ценность имело понятие отдых как один из видов деятельности.
Так, для женщин 21-64 лет, состоящих в браке и воспитывающих детей, независимо от индивидуально-психологических качеств доминирующую ценность представляли реальные представления о событии рождения ребенка, а для женщин-экстравертов - о своем ребенке.
Следовательно, исследование позволило выявить динамику реальных и идеальных доминирующих смыслообразующих ценностей ядерных психосемантических комплексов, определяющих семейную социально-психологическую целенаправленность в зависимости от индивидуально-психологических качеств экстраверсии, нейротизма и интернальности, а также пола и возраста респондентов.
Таблица 5.
Сравнительная оценка доминирующих ценностей семейной целенаправленности по фактору ценности в зависимости от индивидуально-психологических качеств женщин 21-64 лет, состоящих в браке и воспитывающих детей
Подгруппа Доминирующая ценность Средние значения Стандартные отклонения Подгруппа Доминирующая ценность Средние значения Стандартные отклонения
Женщины Экстраверсия Э > 14 Мой ребенок (Мой будущий ребенок) 6.67 0.47 Женщины Интраверсия Э < 13 Рождение ребенка 7.00 0.00
Отдых 6.67 0.47
Женщины Норм. нейротизм Рождение ребенка 6.67 0.47 Женщины Выс. нейротизм Н > 15
Идеальная мать 6.67 0.47 Рождение ребенка 7.00 0.00
Н < 14 Идеальная семья 6.67 0.47
Женщины Интернальность К > 16 Рождение ребенка 6.67 0.47 Женщины Экстернальность К < 15 Рождение ребенка 7.00 0.00
Выводы
Результаты настоящей работы выявили, что, в зависимости от индивидуально-психологических качеств респондентов, смыслообразую-щими ценностями семейной целенаправленности в сознании являются:
- представления о реальных людях и группах, событиях, связанных с семейной жизнью: моя семья (моя будущая семья), мой будущий муж (моя будущая жена) и рождение ребенка;
- идеальные понятия: идеальная мать, идеальная семья.
В юношеском возрасте для девушек и юношей, обладающих качествами экстраверсии, стабильными нейротическими реакциями и интернальным локусом субъективного контроля, преобладают представления о реальных ценностях - объективной и осуществимой семейной жизни, которые формируют у девушек целенаправленное поведение для создания семьи и рождения ребенка, а у юношей - для поиска будущей жены и создания своей семьи.
В подгруппах девушек и юношей, обладающих качествами интроверсии, высокими нейротическими реакциями и экстернальным локусом контроля, доминировали представления об идеальных ценностях - о совершенной матери и совершенной семье.
Для подгрупп женщин, состоящих в браке и воспитывающих детей, независимо от индивидуально-личностных качеств, смыслообразующей ценностью являются реальные понятия семейственности. Женщины-экстраверты ориентированы на своего ребенка, в отличие от женщин, обладающих качествами интроверсии, стабильного и высокого нейротизма, интернальности и экстернальности, направленными на эмоциональную ценность семейного события - рождение ребенка.
Теоретическая значимость работы определяется ее целью, направленной на исследование закономерностей динамики доминирования смыслообразующих ценностей в семейной социально-психологической целенаправленности, что способствует развитию научных представлений в социальной и семейной психологии, психологии личности и группы. Исследованные закономерности позволят в дальнейшем раскрыть структурно-функциональный план в концепции дифференциальной психосемантики семейной социально-психологической целенаправленности. Полученные данные будут востребованы в практической работе педагогов, психологов и социальных работников учреждений образования и здравоохранения для формирования семейной социально-психологической целенаправленности, а также для раннего выявления отклонений и социально-психологической коррекции.
Литература
1. АбульхановаК.А. Личность во времени человеческой культуры // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. - 2013. - № 3. - С. 40-53.
2. АсадуллинаФ.Г.,Малюгин Д.В. Ценностные ориентации мужчин и женщин как факторы морального выбора // Психологический журнал. - 2008. -№ 29 (6). - С. 48-55.
3. Борзенков В. Г. Целенаправленность / Энциклопедия эпистемологии и философии науки. - М.: Канон+ РООИ Реабилитация, 2009.
4. Борзенков В. Г. Цель / Энциклопедия эпистемологии и философии науки. - М.: Канон+ РООИ Реабилитация, 2009.
5. Васильев И. А. Целеобразование / Энциклопедия эпистемологии и философии науки. - М.: Канон+ РООИ Реабилитация, 2009.
6. Дубов И. Г., ТолстыхН. Н. Связь жизненных целей людей и их активности // Социальная психология и общество. - 2011. - № 2. - С. 37-51.
7. Елизаров С. Г. Мотивационно-ценностная включенность малой группы в социальную систему (систему групп) различных типов (на примере исследования молодежных учебных групп): автореф. дисс. ... докт. психол. наук. - Курск, 2010.
8. Журавлев А. Л., Дробышева Т. В. Влияние раннего экономического образования на ценностные ориентации младших школьников // Знание. Понимание. Умение. - 2012. - № 1. - С. 181-190.
9. Журавлев А. Л., Дробышева Т. В. Ценностные ориентации формирующейся личности в разные периоды развития российского общества // Психологический журнал. - 2010. - № 31 (5). - С. 5-16.
10. Журавлев А. Л., Юревич А. В. Макропсихологическое состояние современного российского общества // Экономическая наука современной России. - 2012. - № 2. - С. 137-140.
11. ЖуравлеваН. А. Влияние индивидуально-психологических характеристик на ценностные ориентации личности // Science and world. - 2014. -№ 8 (12). - С. 180-182.
12. Журавлева Н. А. Психология социальных изменений: ценностный подход. - М.: Институт психологии РАН, 2013.
13. ЖуравлеваН. А. Ценностные ориентации личности с разным семейным статусом / Психология совместной жизнедеятельности малых групп и организаций. - М.: Институт психологии РАН, 2001. - С. 60-76.
14. Капцов А. В., Некрасова Е. В. Особенности ценностей подростков с аналитическим и холистическим стилями мышления // Вестник Самарской гуманитарной академии. Сер. Психология. - 2014. - № 1 (15). - С. 121-132.
15. КлюеваН. В., РуновскаяЕ. Г. Особенности ценностно-смысловой сферы женщин фертильного возраста с различным типом отношения к аборту // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. - 2013. - № 3. - С. 86-90.
16. ЛочехинаЛ. И. Связь посттравматического стресса с интеллектом и смысло-ценностными ориентациями // Психологические исследования. - 2010. - T. 5. - № 13.
17. Марцинковская Т.Д., ЧумичеваИ. В. Проблема социализации подростков в современном мультикультурном пространстве // Психологические исследования. - 2015. -T. 8. -№ 39. - С. 10.
18. Нозикова Н. В. Динамика доминирующих понятий семейной и материнской направленности личности и ее значение в прикладной психологии / Психология XXI столетия. Т. 3 / Под ред. В. В. Козлова. - Ярославль: МАПН, 2006. - С. 34-38.
19. НозиковаН. В. Материнская и семейно-ориентированная направленность девушек 15-22 лет: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - Ярославль, 2005.
20. Нозикова Н. В. Особенности представлений об отце у девушек 15-17 лет // Российский психологический журнал. - 2014. - № 1. - С. 40-50.
21. Нозикова Н. В. Отношение к будущей беременности и родам в структуре сознания девушек 15-17 лет // Психическое здоровье. - 2012. -№ 9 (76). - С. 77-81.
22. НозиковаН. В. Проблема изучения социально-психологической целенаправленности как системообразующего фактора интегральных качеств семьи // Вестник Южно-Уральского университета. Серия Психология. -2014. - № 1. - С. 48-58.
23. Нозикова Н. В. Психосемантический подход в исследованиях семейной и материнской направленности девушек 15-17 лет // Культурно-историческая психология. - 2014. - № 2. - С. 69-77.
24. НозиковаН. В. Становление семейно-ориентированной и материнской направленности девушек-студенток // Психологическая наука и образование. - 2009. - № 1. - С. 90-97.
25. Панкратова А. А. Изменение ценностей детей и взрослых в современной России (1992-2009) // Психологические исследования. - 2011. - T. 1. -№ 15.
26. Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина: в 2 т. Т. 1. - М.: Владос, 2000.
27. Соломин И. Л. Методика психосемантической диагностики мотивации (ПДМ). - СПб.: Речь, 2011.
28. Соломин И. Л. Практикум по психодиагностике. Психосемантические методы: учебно-методическое пособие. - СПб.: Изд-во Петербургского государственного университета путей сообщения, 2013.
29. Шамионов Р. М. Групповые ценности и установки как предикторы психологического благополучия русских и казахов // Психологические исследования. - 2014. -T. 7. - № 35. - С. 12.
30. EysenckH. J. Dimensions of Personality. - London, 1947. - 308 p.
31. Rotter J. B. Social learning and clinical psychology. - New York: Prentice-Hall, 1954. - 466 p.