Научная статья на тему 'Доминирующие ценности семейной целенаправленности'

Доминирующие ценности семейной целенаправленности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
660
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / SOCIAL PSYCHOLOGY / СЕМЬЯ / FAMILY / ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ / ЦЕННОСТЬ / VALUE / ЭКСТРАВЕРСИЯ / EXTRAVERSION / НЕЙРОТИЗМ / NEUROTICISM / ИНТЕРНАЛЬНОСТЬ / INTERNALITY / ПОЛ / GENDER / ВОЗРАСТ / AGE / ПСИХОСЕМАНТИКА / PSYCHOSEMANTICS / PURPOSEFULNESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Нозикова Наталья Валентиновна

Представлены результаты эмпирического исследования доминирующих ценностей семейной целенаправленности. Гипотеза предполагает динамику смыслообразующих ценностей семейной целенаправленности в зависимости от индивидуально-психологических качеств, пола и возраста. Выборку составили 102 девушки и 107 юношей 15-18 лет (средний возраст 16.4 лет), учащиеся средних школ; 104 женщины в возрасте от 21 до 64 лет (средний возраст 37.2 лет), состоящие в браке и воспитывающие детей. Применялись методы исследования: 1) модифицированный вариант методики семантического дифференциала (СД) в пакете методик психосемантической диагностики мотивации (ПДМ), разработанном И. Л. Соломиным; 2) тест-опросник Г. Айзенка; 3) метод исследования уровня субъективного контроля (УСК), разработанный в НИИ им. В. М. Бехтерева. Компьютерная программа методики СД выполняет расчет средних значений по фактору ценности понятий для испытуемых, что позволяет их ранжировать и выявить доминирующие ценности в зависимости от индивидуально-психологических качеств, пола и возраста респондентов. Выявлено, что для девушек и юношей, обладающих качествами экстраверсии, стабильными нейротическими реакциями и интернальным локусом субъективного контроля, доминировали реальные ценности семейной жизни: «моя семья (моя будущая семья)», «мой будущий муж (моя будущая жена)» и «рождение ребенка». Для девушек и юношей, обладающих качествами интроверсии, высокими нейротическими реакциями и экстернальным локусом контроля, доминировали ценности представлений об идеальной матери и идеальной семье. Для женщин-экстравертов преобладала ценность представления о своем ребенке, в отличие от женщин с иными индивидуально-личностными качествами, рассмотренными в данном исследовании, предпочитающих эмоциональную ценность семейного события рождения ребенка. Результаты исследования будут востребованы в теории и практике семейной психологии по формированию и коррекции семейной социальнопсихологической целенаправленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dominant Values of Family Purposefulness

The results of empirical study of the dominant values of a family purposefulness are presented. The hypothesis assumes the dynamics of semantic values of family purposefulness, depending on the individual psychological characteristics, age and gender. The sample included 102 girls and 107 boys 15-18 years old (average age 16.4 years), secondary school students; 104 women aged 21 to 64 years (average age 37.2 years) who are married and raising children. Applied the research methods: 1) modified version of the method of semantic differential (SD) in the package diagnostic techniques of psychosemantic motivation (VSD) developed by I. L. Solomin; 2) test-questionnaire of G. Eysenck; 3) the method of investigation of level of the subjective control (LSC), developed at the Research Institute named after V. M. Bechterev. The computer program calculates the SD method of average values by a factor of value concepts to the test. This allows to rank the concepts and identify the dominant values, depending on the individual psychological characteristics, age and sex of respondents. It was found that for girls and boys, who have the qualities of extraversion, stable neurotical reactions and internal locus of subjective control, dominated the real values of family life: "my family (my future family)", "my future husband (my future wife)"and "the birth of a child". For girls and boys, who have the qualities of introversion, high neurotical reactions and external locus of control, dominated the ideal values of a perfect mother and the perfect family. For women-extroverts it was prevailed the value about the idea of their child, as opposed to women with other individual and personal qualities, considered in this study, who prefered the emotional value of a family event the birth of a child. Results of the study will be needed in theory and practice of family psychology on the formation and adjustment of family' social-psychological purposefulness.

Текст научной работы на тему «Доминирующие ценности семейной целенаправленности»

russian psychological journal • 2015 vol. 12 # 3

УДК 316.6

ДОМИНИРУЮЩИЕ ЦЕННОСТИ СЕМЕЙНОЙ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТИ

Нозикова Наталья Валентиновна

Представлены результаты эмпирического исследования доминирующих ценностей семейной целенаправленности. Гипотеза предполагает динамику смыслообразующих ценностей семейной целенаправленности в зависимости от индивидуально-психологических качеств, пола и возраста.

Выборку составили 102 девушки и 107 юношей 15-18 лет (средний возраст 16.4 лет), учащиеся средних школ; 104 женщины в возрасте от 21 до 64 лет (средний возраст 37.2лет), состоящие в браке и воспитывающие детей. Применялись методы исследования: 1) модифицированный вариант методики семантического дифференциала (СД) в пакете методик психосемантической диагностики мотивации (ПДМ), разработанном И. Л. Соломиным; 2) тест-опросник Г. Айзенка; 3) метод исследования уровня субъективного контроля (УСК), разработанный в НИИ им. В. М. Бехтерева. Компьютерная программа методики СД выполняет расчет средних значений по фактору ценности понятий для испытуемых, что позволяет их ранжировать и выявить доминирующие ценности в зависимости от индивидуально-психологических качеств, пола и возраста респондентов.

Выявлено, что для девушек и юношей, обладающих качествами экстраверсии, стабильными нейротическими реакциями и интернальным локусом субъективного контроля, доминировали реальные ценности семейной жизни: «моя семья (моя будущая семья)», «мой будущий муж (моя будущая жена)» и «рождение ребенка».

Для девушек и юношей, обладающих качествами интроверсии, высокими нейротическими реакциями и экстернальнымлокусом контроля, доминировали ценности представлений об идеальной матери и идеальной семье.

Для женщин-экстравертов преобладала ценность представления о своем ребенке, в отличие от женщин с иными индивидуально-личностными качествами, рассмотренными в данном исследовании, предпочитающих эмоциональную ценность семейного события - рождения ребенка.

Результаты исследования будут востребованы в теории и практике семейной психологии по формированию и коррекции семейной социально-психологической целенаправленности.

Ключевые слова: социальная психология, семья, целенаправленность, ценность, экстраверсия, нейротизм, интернальность, пол, возраст, психосемантика.

Психологические исследования категорий цели, целенаправленности и целеобразования деятельности, формирующихся на основе ценностных систем личности, занимают одно из центральных мест. Семейная целенаправленность представляет основы социально-обусловленной структуры личности, может рассматриваться как показатель ее зрелости и условие успешной самореализации, что определяет актуальность изучения ее характеристик.

Целью статьи является исследование доминирующих ценностей семейной целенаправленности в зависимости от индивидуально-психологических качеств, пола и возраста, для достижения которой рассмотрим: во-первых, основные направления исследования ценностных ориентаций в психологии; во-вторых, анализ результатов эмпирического изучения доминирующих ценностей семейной целенаправленности в зависимости от факторов индивидуально-психологических качеств, пола и возраста респондентов.

Основные направления исследования ценностно-смысловых ориентаций в психологии

Методологические основы эпистемологии и философии науки раскрывают смысловое содержание понятий, определяющих процессы организации целенаправленной деятельности человека на основе ценностных систем.

Понятие цель представляет «конечный результат деятельности человека (или коллектива людей), предварительное идеальное представление о котором (совместно с желанием ее достигнуть) предопределяет выбор соответствующих средств и системы специфических действий по его достижению» [4, с. 1111].

В изучении целеобразования выделяются три направления. Во-первых, выявление мотивационно-смысловой регуляции целеобразования и определения взаимодействия его процессов с доминирующими, смыс-лообразующими мотивами субъекта. Предметом подобных исследований становятся условия порождения целей. Во-вторых, изучение внутренних механизмов и регуляторов формирования целей. В этом случае предметом являются особенности целеобразования в системе, порождаемые спецификой ситуации, в которой они появляются. В-третьих, прикладные исследования целеобразования в особых условиях, например, в экономике, экологии, психологии или в случае возникновения психических заболеваний [5].

Целенаправленность является характеристикой деятельности человека или группы людей, направленной на достижение определенного конечного результата, цели. Целевая направленность поведения человека определяется

идеальными целями и мотивами деятельности, сформированными во взаимосвязи с ценностными установками личности и законами общественной жизни [3, с. 1113].

Ценностная ориентация (ЦО), или система ценностей в психологии рассматривается как одна из центральных составляющих мировоззрения личности или групповой идеологии. В работах Н. А. Журавлевой ЦО определяется как «относительно устойчивая, социально обусловленная направленность личности на те или иные цели, имеющие для нее смыс-ложизненное значение, и на определенные способы их достижения, выражающиеся в виде каких-либо личностных качеств, образцов (способов) поведения и являющиеся относительно независимыми от наличных ситуаций» [12, с. 6].

Культурно-исторические ценностно-смысловые ориентиры образуют базисные глубинные принципы отношения человека к миру и к самому себе, а их динамика и его интенсивность определяются масштабом и силой социально-экономических изменений общественной жизни [1, 10, 25 и др.].

На этапе первичной социализации в детстве ЦО особо чувствительны к микро- и макросоциальным факторам. Становление и динамика ценностных ориентаций детей и подростков носит интенсивный характер, определяющий их психическое и личностное развитие, и это позволило А. Л. Журавлеву и Т. В. Дробышевой обозначить указанный период как сензитивный для их формирования. Социально-экономические изменения общества, независимо от возраста индивида, вызывают ресоциализацию личности, и это способствует пересмотру ценностных приоритетов, исходя из объективных или личных жизненных обстоятельств [9].

Развитие ЦО в онтогенезе детерминировано прежде всего семьей, коллективом сверстников и образовательным пространством:

- экономическое воспитание, которое ребенок получает в семье, и его личный опыт закладывают основы ценностных структур, которые затем могут целенаправленно изменяться под действием экономического образования [8];

- характеристики социальной системы, например, «обычного» типа или типа «развивающая социальная среда», время и место организации малой группы детерминируют типологию феномена «мотивационно-ценностной включенности малой группы в социальную систему (систему групп)» [7];

- специфические устойчивые групповые ЦО этносов выступают условиями их психологического благополучия, как, например, обусловленные доминирующей культурной ориентацией на индивидуализм или коллективизм установки русского и казахского народов [29].

Мультикультурное пространство мегаполиса определяет гармоничное взаимодействие семейных традиций, общекультурных и социокультурных норм, этнических ценностей и эталонов, и обеспечивает гибкость и вариативность позитивной социализации подростков [17].

В эмпирических исследованиях констатирована зависимость ценностно-смысловых ориентаций от устойчивых индивидуально-психологических характеристик личности:

- уровень общей активности, характеризующий темперамент, взаимосвязан с приоритетными жизненными целями [9];

- холистический стиль мышления подростков, учащихся восьмых классов, формирует в основном гуманистические ценности, а аналитический стиль - прагматические [14];

- нормальный невротизм, высокая экстраверсия и несклонность к согласию определяют необходимые когнитивные, личностные и смысло-ценностные ресурсы личности для совладания ветеранов боевых действий с посттравматическими последствиями и воссоздания внутреннего мира [16];

- нормативность и уровень самооценки личности влияют на формирование системы жизненных ЦО молодых людей [11];

- пол субъекта наряду с ЦО определяет принятие решения в ситуации морального выбора [2].

Особенности ЦО в отношении семейной жизни выделяются в отдельное направление психологических исследований.

Исследование И. Г. Дубова и Н. Н. Толстых выявило, что повышение общей активности, проявляющееся в темпераменте человека, увеличивает число респондентов с приоритетом трудовой профессиональной самореализации и самореализации в семье и детях [6].

Эмпирическое изучение содержания ЦО личности в зависимости от семейного статуса показало, что фактор «наличие / отсутствие детей» в наибольшей степени воздействует на систему ценностей личности [13].

Анализ ценностно-смысловых детерминантов отношения женщин к аборту в ситуации репродуктивного выбора выявил у них высокую ценность роли матери [15].

В нашей работе, выполненной с применением психосемантического метода цветовых метафор (МЦМ), выявлены доминирующие ценностно-смысловые понятия семейно-ориентированной и материнской целенаправленности девушек 15-17 лет: моя будущая семья и мой будущий ребенок (таблица 1).

Динамика доминирующих ценностей находится в зависимости от характеристик наиболее устойчивых динамических особенностей личности (экстраверсия, нейротизм, уровень интеллекта и локус субъективного контроля), условий воспитания в семье или в детском доме, и возраста. На основе

критериев доминирования ценностей и психологических характеристик семейной и материнской сферы выделены психологические типы семейной целенаправленности девушек 15-17 лет. Ценностная привлекательность понятий семейной сферы, например, мой отец и беременность, роды, определяемая по порядку цветовых выборов в методике цветовых метафор, также коррелируют с наиболее устойчивыми особенностями личности, условиями воспитания и возрастом [18, 19, 20, 21, 22, 23, 24 и др.].

Таблица 1.

Психологическая характеристика семейно-ориентированной и материнской целенаправленности девушек 15-17 лет

Целенаправленность на воспроизведение социально-психологической общности - своей семьи Доминирующая ценность и ее рейтинг Целенаправленность на реализацию в материнстве - рождение своего ребенка Доминирующая ценность и ее рейтинг

Экстраверты Активный тип «Моя будущая семья» Рейтинг 2 Интроверты Пассивный тип «Мой будущий ребенок» Рейтинг 5

Стабильные по нейротизму Адаптивный тип «Моя будущая семья» Рейтинг 4 Высокий нейротизм Тревожно-зависимый тип «Мой будущий ребенок» Рейтинг 2

Интерналы Гармоничный тип «Моя будущая семья» Рейтинг 1 Экстерналы Дисгармоничный тип «Мой будущий ребенок» Рейтинг 4

Нормальный интеллект Тип приоритета социальных достижений «Моя будущая семья» Рейтинг 3 Сниженный интеллект Тип приоритета личной реализации «Мой будущий ребенок» Рейтинг 4

Школьницы, воспитанные в семьях Тип возрастной нормы «Мой будущий ребенок» Рейтинг 2 Воспитанницы детских домов Тип идеализации семьи «Моя будущая семья» Рейтинг 3

Следовательно, теоретический анализ показал, что особенность целенаправленной деятельности человека определяется формированием идеальных целей и мотивов деятельности на основе ценностных ориентаций личности в соответствии с общественными законами, многообразием в способах достижения цели в зависимости от информационной составляющей актуальной ситуации. Специфические характеристики целенаправленности семейно-ориентированного поведения, во-первых, складываются под влиянием традиционного культурно-национального уклада, во-вторых, отражают актуальные тенденции социальных трансформаций, в-третьих, зависят от индивидуально-личностных характеристик субъекта.

Цель исследования, представленного в данной статье, состоит в анализе доминирующих ценностей семейной целенаправленности. Данная работа

является частью более широкого исследования дифференциальной психосемантики семейной социально-психологической целенаправленности.

Гипотеза работы предполагает, что доминирующие смыслообразующие ценности семейной целенаправленности изменяются в зависимости от индивидуально-психологических качеств, пола и возраста респондентов.

Эмпирические задачи работы:

1) исследовать систему ценностно-смысловых категорий, определяющих семейную целенаправленность в сознании, и выявить доминирующие смыс-лообразующие ценности;

2) выполнить сравнительный анализ доминирующих смыслообразующих ценностей семейной целенаправленности в зависимости от индивидуально-психологических качеств, пола и периода онтогенетического развития респондентов.

Организация и методы исследования

Исследование проводилось с января по май 2014 года. Выборку составили всего 313 участников:

- на базе образовательных учреждений МБОУ СОШ № 30, № 32, № 80, гимназии № 3 им. М. Ф. Панькова, лицея «Ступени» г. Хабаровска. В нем приняли участие учащиеся 10-11 классов в возрасте от 15 до 18 лет, в том числе 102 девушки (средний возраст 16.5 лет) и 107 юношей (средний возраст 16.4 лет);

- на базе заочного отделения и факультета дополнительного образования Дальневосточного государственного гуманитарного университета, г. Хабаровск. В нем приняли участие 104 женщины 21-64 лет (средний возраст 37.2 лет), состоящие в браке и воспитывающие детей.

Исследование проводилось с января по май 2014 года в очной групповой форме. Результаты разработанной нами анкеты «Моя семья» показали, что участники исследования имели опыт семейной, супружеской жизни и воспитания детей. Следовательно, выборочная совокупность участников исследования репрезентативна для изучения функциональной организации психосемантической системы семейной целенаправленности в зависимости от пола, возраста и семейного состояния респондентов.

Применялись диагностические методы, подобранные по принципам валидности и надежности в соответствии с целями исследования: 1) модифицированный вариант методики семантического дифференциала (СД) в пакете методик психосемантической диагностики мотивации (ПДМ), разработанном И. Л. Соломиным, для исследования семантических связей значений анализируемой области [27]; 2) тест-опросник Г. Айзенка для изучения индивидуально-психологического склада и эмоциональной устойчивости

индивида [26, 31]; 3) метод исследования уровня субъективного контроля (УСК), разработанный в НИИ им. В. М. Бехтерева, для оценки сформированного контроля над жизненными ситуациями [26, 32].

Исследование семейной социально-психологической целенаправленности в сознании выполнено с помощью компьютерной программы Osgood модифицированного варианта методики семантического дифференциала в пакете методик психосемантической диагностики мотивации, разработанном И. Л. Соломиным [28].

На основе 18-ти шкал, наиболее значимо определяющих факторы ценности, потенции и активности, испытуемые оценивали подобранные нами в соответствии с целями работы 38 понятий, представляющих различные категории, характеризующие потребности и ценности личности, людей и группы людей, гендерные представления, этапы жизненного пути, эмоциональные переживания и события.

Планирование исследования доминирующих ценностей семейной целенаправленности в зависимости от индивидуально-психологических качеств, пола и возраста представлено в таблице 2.

Таблица 2.

Планирование исследования доминирующих ценностей семейной целенаправленности в зависимости от индивидуально-психологических качеств, пола и возраста

Выборка Подгруппы Цель выделения подгрупп

Группа 1 Девушки 15-18 лет 102 чел. 1. Экстраверсия - 59 ч. 2. Интроверсия - 43 ч. Исследовать доминирующие ценности семейной целенаправленности в зависимости от индивидуально-психологических качеств, пола и возраста

3. Стабильный нейротизм - 35 ч. 4. Высокий нейротизм - 66 ч.

5. Интернальность -40 ч. 6. Экстернальность -62 ч.

Группа 2 Юноши 15-18 лет 107 чел. 7. Экстраверсия - 58 ч. 8. Интроверсия - 49 ч.

9. Стабильный нейротизм - 74 ч. 10. Высокий нейротизм - 33 ч.

11. Интернальность -52 ч. 12. Экстернальность -55 ч.

Группа 3 Женщины 21-64 года, состоящие в браке и воспитывающие детей 104 чел. 13. Экстраверсия - 34 ч. 14. Интроверсия -70 ч.

15. Стабильный нейротизм - 59 ч. 16. Высокий нейротизм - 45 ч.

17. Интернальность -43 ч. 18. Экстернальность -61 ч.

Всего 313 чел.

Общая выборка участников составила 313 человек и включила в себя три группы, сформированные на основе пола и возраста участников, в том числе 102 девушки 15-18 лет, 107 юношей 15-18 лет и 104 женщины 21-64 лет, состоящих в браке и воспитывающих детей. Каждая из групп затем разделялась на подгруппы на основе результатов диагностики индивидуально-личностных качеств: экстраверсия / интроверсия, стабильный нейротизм / высокий нейротизм, интернальность / экстернальность.

Для респондентов восемнадцати подгрупп, сформированных по фактору индивидуально-личностных качеств, выполнялась групповая обработка данных по методике СД с целью исследования семантических связей понятий анализируемой области и выявления доминирующих ценностей.

Программа Osgood позволяет для каждого из предложенных испытуемому понятий выполнить расчет среднего арифметического значения и стандартного отклонения по факторам ценности, потенции и активности.

Показатель среднего арифметического значения по факторам свидетельствует об осознаваемом уровне отношения респондента к соответствующим видам деятельности, событиям и людям, а также о демонстрируемых испытуемым установках. Упорядочивание понятий по фактору ценности позволяет получить их иерархию и выявить доминирующие ценности [28].

Расчет стандартного отклонения компьютерной программой Osgood дает возможность выявить устойчивость оценок респондента, предъявленного ему понятия по указанным факторам, и косвенно свидетельствует о степени их надежности. Стандартное отклонение выше 2.0 указывает на затруднения респондента в оценке и сниженную надежность полученных результатов, а стандартное отклонение, равное нулю, говорит о ригидности испытуемого в оценочной деятельности или о нежелании быть откровенным [28].

В настоящем исследовании показатель стандартного отклонения результатов оценки по фактору ценности понятий для групп девушек, юношей, женщин и мужчин не превысил 0.50 единиц, что подтвердило их надежность (таблицы 3, 4, 5).

С целью выполнения эмпирической задачи настоящего исследования выполнено ранжирование понятий по средним значениям фактора ценности, полученным с помощью компьютерной программы Osgood методики СД. Это позволило исследовать иерархию ценностно-смысловых категорий, определяющих семейную целенаправленность в сознании, и выявить доминирующие ценности для подгрупп испытуемых, сформированных в зависимости от индивидуально-психологических качеств, пола и возраста (таблицы 3, 4, 5).

Результаты исследования

Доминирующие ценности семейной целенаправленности в зависимости от индивидуально-психологических качеств девушек. Анализ выявил для подгрупп девушек 15-18 лет, сформированных по фактору индивидуально-психологических качеств экстраверсия / интроверсия, стабильный нейротизм / высокий нейротизм и интернальность / экстер-нальность, преобладающие понятия по фактору ценности (таблица 3).

Таблица 3.

Сравнительная оценка доминирующих ценностей семейной целенаправленности по фактору ценности в зависимости от индивидуально-психологических качеств девушек 15-18 лет

Подгруппа Доминирующая ценность Суедние значения Стандартные отклонения а с § д о Доминирующая ценность Средние значения Стандартные отклонения

е

s s 1 Г CQ Моя семья (Моя будущая семья) 6.67 0.47 Девушки Интроверсия Э < 13 Идеальная 6.67 0.47

3 m m Рождение ребенка 6.67 0.47 мать

s s 1 Моя семья (Моя будущая семья) 6.67 0.47 S | OLO Отдых 6.67 0.47

£ ° 8. Vl S ^ >s x а £ Идеальная мать 6.67 0.47 Л| II ч и

Радость 6.67 0.47 СО

Девушки Интернальность И > 16 Моя семья (Моя будущая семья) 6.67 0.47 Девушки Экстернальность И < 15 Идеальная мать 6.67 0.47

Так, в подгруппах «экстраверсия», «нормальный нейротизм» и «интернальность» доминировали ценности моя семья (моя будущая семья) и рождение ребенка - понятия о реальных ценностях, определяющих целенаправленность на создание своей будущей семьи и рождение в будущем детей.

В подгруппах «интроверсия» и «экстернальность» высший ранг по фактору ценности имело представление об идеале матери.

В подгруппах «стабильный нейротизм» / «высокий нейротизм», помимо понятия о своей семье, преобладающее значение по ценности имели представления об отдыхе и радости.

Итак, для девушек 15-18 лет из 38 понятий, представляющих различные категории, доминирующее положение по фактору ценности занимали реальные представления о семейственности и идеальное представление о матери.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Доминирующие ценности семейной целенаправленности в зависимости от индивидуально-психологических качеств юношей.

Для подгрупп юношей 15-18 лет, различающихся по индивидуально-психологическим качествам, наибольшей ценностью обладали следующие понятия (таблица 4).

Таблица 4.

Сравнительная оценка доминирующих ценностей семейной целенаправленности по фактору ценности в зависимости от индивидуально-психологических качеств юношей 15-18 лет

« я

Подгруппа Доминирующа ценность Средние значения Стандартньн отклонения Подгруппа Доминирующа ценность Средние значения Стандартным отклонения

тс s ■г и Мой будущий муж (Моя будущая жена) 6.67 0.47 тс s s у__

Юнош Экстравер Э > 14 Моя семья (Моя будущая семья) 6.67 0.47 Юнош Интравер Э < 13 Идеальная семья 6.50 0.50

Каким я хочу быть (Какой я хочу быть) 6.67 0.47

s Идеальная мать 6.50 0.50 s

Юнош! Норм. нейроти: Н < 14 Отдых 6.50 0.50 Юноши Выс. нейроти Н > 15 Идеальная семья 6.50 0.50

.Q 1- и о Мой будущий муж (Моя будущая жена) 6.50 0.50 .Q т и о н

1 £ £ Л| i лш э с ° га VI Идеальная мать 6.67 0.47

О CiS х ф т н S Отдых 6.50 0.50 О ж ф т с к Э

В подгруппах «экстраверсия» и «интернальность» по фактору ценности преобладали понятия мой будущий муж (моя будущая жена) и моя семья (моя будущая семья) - реальные представления, определяющие социально-психологическую целенаправленность в поиске будущей супруги и создание своей будущей семьи.

В подгруппах «интроверсия», «стабильный нейротизм» / «высокий ней-ротизм» и «экстернальность» по ценности доминировали идеальные представления о матери и семье.

В подгруппах «экстраверсия», «стабильный нейротизм» и «интернальность» высший ранг по ценности имели понятия, обозначавшие отдых как вид деятельности и идеальные представления о себе.

Таким образом, для юношей 15-18 лет из 38 понятий, предъявленных для оценки, самым высоким значением по фактору ценности обладали реальные представления о своей будущей жене, своей будущей семье и идеальные представления о матери и семье.

Доминирующие ценности семейной целенаправленности в зависимости от индивидуально-психологических качеств женщин. Для женщин 21-64 лет, состоящих в браке и воспитывающих детей, предпочтение по ценности имели следующие понятия (таблица 5).

В подгруппах женщин, выделенных на основании индивидуально-психологических качеств, по фактору ценности преобладало реальное понятие рождение ребенка, за исключением подгруппы женщин-экстравертов, которые эмоционально высоко оценивали реальное понятие мой ребенок (мой будущий ребенок).

В подгруппе стабильный нейротизм предпочитаемыми ценностями также являлись понятия идеальная мать и идеальная семья - идеальные представления о матери и семье.

В подгруппе экстраверсия высокую ценность имело понятие отдых как один из видов деятельности.

Так, для женщин 21-64 лет, состоящих в браке и воспитывающих детей, независимо от индивидуально-психологических качеств доминирующую ценность представляли реальные представления о событии рождения ребенка, а для женщин-экстравертов - о своем ребенке.

Следовательно, исследование позволило выявить динамику реальных и идеальных доминирующих смыслообразующих ценностей ядерных психосемантических комплексов, определяющих семейную социально-психологическую целенаправленность в зависимости от индивидуально-психологических качеств экстраверсии, нейротизма и интернальности, а также пола и возраста респондентов.

Таблица 5.

Сравнительная оценка доминирующих ценностей семейной целенаправленности по фактору ценности в зависимости от индивидуально-психологических качеств женщин 21-64 лет, состоящих в браке и воспитывающих детей

Подгруппа Доминирующая ценность Средние значения Стандартные отклонения Подгруппа Доминирующая ценность Средние значения Стандартные отклонения

Женщины Экстраверсия Э > 14 Мой ребенок (Мой будущий ребенок) 6.67 0.47 Женщины Интраверсия Э < 13 Рождение ребенка 7.00 0.00

Отдых 6.67 0.47

Женщины Норм. нейротизм Рождение ребенка 6.67 0.47 Женщины Выс. нейротизм Н > 15

Идеальная мать 6.67 0.47 Рождение ребенка 7.00 0.00

Н < 14 Идеальная семья 6.67 0.47

Женщины Интернальность К > 16 Рождение ребенка 6.67 0.47 Женщины Экстернальность К < 15 Рождение ребенка 7.00 0.00

Выводы

Результаты настоящей работы выявили, что, в зависимости от индивидуально-психологических качеств респондентов, смыслообразую-щими ценностями семейной целенаправленности в сознании являются:

- представления о реальных людях и группах, событиях, связанных с семейной жизнью: моя семья (моя будущая семья), мой будущий муж (моя будущая жена) и рождение ребенка;

- идеальные понятия: идеальная мать, идеальная семья.

В юношеском возрасте для девушек и юношей, обладающих качествами экстраверсии, стабильными нейротическими реакциями и интернальным локусом субъективного контроля, преобладают представления о реальных ценностях - объективной и осуществимой семейной жизни, которые формируют у девушек целенаправленное поведение для создания семьи и рождения ребенка, а у юношей - для поиска будущей жены и создания своей семьи.

В подгруппах девушек и юношей, обладающих качествами интроверсии, высокими нейротическими реакциями и экстернальным локусом контроля, доминировали представления об идеальных ценностях - о совершенной матери и совершенной семье.

Для подгрупп женщин, состоящих в браке и воспитывающих детей, независимо от индивидуально-личностных качеств, смыслообразующей ценностью являются реальные понятия семейственности. Женщины-экстраверты ориентированы на своего ребенка, в отличие от женщин, обладающих качествами интроверсии, стабильного и высокого нейротизма, интернальности и экстернальности, направленными на эмоциональную ценность семейного события - рождение ребенка.

Теоретическая значимость работы определяется ее целью, направленной на исследование закономерностей динамики доминирования смыслообразующих ценностей в семейной социально-психологической целенаправленности, что способствует развитию научных представлений в социальной и семейной психологии, психологии личности и группы. Исследованные закономерности позволят в дальнейшем раскрыть структурно-функциональный план в концепции дифференциальной психосемантики семейной социально-психологической целенаправленности. Полученные данные будут востребованы в практической работе педагогов, психологов и социальных работников учреждений образования и здравоохранения для формирования семейной социально-психологической целенаправленности, а также для раннего выявления отклонений и социально-психологической коррекции.

Литература

1. АбульхановаК.А. Личность во времени человеческой культуры // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. - 2013. - № 3. - С. 40-53.

2. АсадуллинаФ.Г.,Малюгин Д.В. Ценностные ориентации мужчин и женщин как факторы морального выбора // Психологический журнал. - 2008. -№ 29 (6). - С. 48-55.

3. Борзенков В. Г. Целенаправленность / Энциклопедия эпистемологии и философии науки. - М.: Канон+ РООИ Реабилитация, 2009.

4. Борзенков В. Г. Цель / Энциклопедия эпистемологии и философии науки. - М.: Канон+ РООИ Реабилитация, 2009.

5. Васильев И. А. Целеобразование / Энциклопедия эпистемологии и философии науки. - М.: Канон+ РООИ Реабилитация, 2009.

6. Дубов И. Г., ТолстыхН. Н. Связь жизненных целей людей и их активности // Социальная психология и общество. - 2011. - № 2. - С. 37-51.

7. Елизаров С. Г. Мотивационно-ценностная включенность малой группы в социальную систему (систему групп) различных типов (на примере исследования молодежных учебных групп): автореф. дисс. ... докт. психол. наук. - Курск, 2010.

8. Журавлев А. Л., Дробышева Т. В. Влияние раннего экономического образования на ценностные ориентации младших школьников // Знание. Понимание. Умение. - 2012. - № 1. - С. 181-190.

9. Журавлев А. Л., Дробышева Т. В. Ценностные ориентации формирующейся личности в разные периоды развития российского общества // Психологический журнал. - 2010. - № 31 (5). - С. 5-16.

10. Журавлев А. Л., Юревич А. В. Макропсихологическое состояние современного российского общества // Экономическая наука современной России. - 2012. - № 2. - С. 137-140.

11. ЖуравлеваН. А. Влияние индивидуально-психологических характеристик на ценностные ориентации личности // Science and world. - 2014. -№ 8 (12). - С. 180-182.

12. Журавлева Н. А. Психология социальных изменений: ценностный подход. - М.: Институт психологии РАН, 2013.

13. ЖуравлеваН. А. Ценностные ориентации личности с разным семейным статусом / Психология совместной жизнедеятельности малых групп и организаций. - М.: Институт психологии РАН, 2001. - С. 60-76.

14. Капцов А. В., Некрасова Е. В. Особенности ценностей подростков с аналитическим и холистическим стилями мышления // Вестник Самарской гуманитарной академии. Сер. Психология. - 2014. - № 1 (15). - С. 121-132.

15. КлюеваН. В., РуновскаяЕ. Г. Особенности ценностно-смысловой сферы женщин фертильного возраста с различным типом отношения к аборту // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. - 2013. - № 3. - С. 86-90.

16. ЛочехинаЛ. И. Связь посттравматического стресса с интеллектом и смысло-ценностными ориентациями // Психологические исследования. - 2010. - T. 5. - № 13.

17. Марцинковская Т.Д., ЧумичеваИ. В. Проблема социализации подростков в современном мультикультурном пространстве // Психологические исследования. - 2015. -T. 8. -№ 39. - С. 10.

18. Нозикова Н. В. Динамика доминирующих понятий семейной и материнской направленности личности и ее значение в прикладной психологии / Психология XXI столетия. Т. 3 / Под ред. В. В. Козлова. - Ярославль: МАПН, 2006. - С. 34-38.

19. НозиковаН. В. Материнская и семейно-ориентированная направленность девушек 15-22 лет: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - Ярославль, 2005.

20. Нозикова Н. В. Особенности представлений об отце у девушек 15-17 лет // Российский психологический журнал. - 2014. - № 1. - С. 40-50.

21. Нозикова Н. В. Отношение к будущей беременности и родам в структуре сознания девушек 15-17 лет // Психическое здоровье. - 2012. -№ 9 (76). - С. 77-81.

22. НозиковаН. В. Проблема изучения социально-психологической целенаправленности как системообразующего фактора интегральных качеств семьи // Вестник Южно-Уральского университета. Серия Психология. -2014. - № 1. - С. 48-58.

23. Нозикова Н. В. Психосемантический подход в исследованиях семейной и материнской направленности девушек 15-17 лет // Культурно-историческая психология. - 2014. - № 2. - С. 69-77.

24. НозиковаН. В. Становление семейно-ориентированной и материнской направленности девушек-студенток // Психологическая наука и образование. - 2009. - № 1. - С. 90-97.

25. Панкратова А. А. Изменение ценностей детей и взрослых в современной России (1992-2009) // Психологические исследования. - 2011. - T. 1. -№ 15.

26. Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина: в 2 т. Т. 1. - М.: Владос, 2000.

27. Соломин И. Л. Методика психосемантической диагностики мотивации (ПДМ). - СПб.: Речь, 2011.

28. Соломин И. Л. Практикум по психодиагностике. Психосемантические методы: учебно-методическое пособие. - СПб.: Изд-во Петербургского государственного университета путей сообщения, 2013.

29. Шамионов Р. М. Групповые ценности и установки как предикторы психологического благополучия русских и казахов // Психологические исследования. - 2014. -T. 7. - № 35. - С. 12.

30. EysenckH. J. Dimensions of Personality. - London, 1947. - 308 p.

31. Rotter J. B. Social learning and clinical psychology. - New York: Prentice-Hall, 1954. - 466 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.