Научная статья на тему 'Образ идеального родителя в представлении матерей и отцов'

Образ идеального родителя в представлении матерей и отцов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1584
297
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ефремова Н. А.

В статье рассматривается исследование, посвященное анализу представлений родителей о том, каким должен быть идеальный родитель. Для этого использовалась оригинальная методика, созданная авторами. Проанализированы представления, характерные для мужчин и женщин, для родителей с разным уровнем образования и разным родительским стажем. В статье приведены полученные результаты и дается описание особенностей образа идеального родителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образ идеального родителя в представлении матерей и отцов»

УДК 159.9»

Н. Л. ЕФРЕМОВА

Омский государственный технический университет

ОБРАЗ ИДЕАЛЬНОГО РОДИТЕЛЯ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ МАТЕРЕЙ И ОТЦОВ

В статье рассматривается исследование, посвященное анализу представлений родителей о том, каким должен быть идеальный родитель. Для этого использовалась оригинальная методика, созданная авторами. Проанализированы представления, характерные для мужчин и женщин, для родителей с разным уровнем образования и разным родительским стажем. В статье приведены полученные результаты и дается описание особенностей образа идеального родителя.

«Родительство (материнство и отцовство) является базовым жизненным предназначением, важным состоянием и значительной социально-психологической функцией каждого человека. Качество этих проявлений, их социально-психологические и педагогические последствия имеют непреходящее значение. То, от чего оно зависит и как можно вмешиваться в процесс формирования родительства, на наш взгляд, представляет собой значимую социально-психологическую проблему. Характер родительства отражается на качестве потомства, обеспечивает личное счастье человека и его бессмертие. Можно утверждать, что будущее общества — это сегодняшнее состояние родительства» (Р.В. Овчарова 2003).

К теме детско-родительских отношений в последние годы обращаются многие отечественные и зарубежные психологи (A.C. Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер и В.В.Юстицкий, А.И. Захаров, Ю.Б.Гиппенрейтер, Р.В.Овчарова, З.Матвейчук, Г.Хоментаускас, А. Фромм, Р. Снайдер и другие).

Э.Г. Эйдемиллер и В.В.Юстицкий описали психологические причины отклонений в семейном воспитании, выделили стили воспитания в семье.

Р.В.Овчарова с позиции феноменологического подхода дает описание родительства и его компонентов, а так же факторов, влияющих на формирование родительства.

Родительские ожидания, установки, особенности детско-родительских отношений и проявлений родительских позиций изучались такими авторами: В.И. Гарбузовым, Г.Хоментаускас, A.C. Спиваковской, А.Я.Варга, О.Е.Смирновой.

В рамках психолого-педагогического направления разрабатываются методы психологической коррекции и психологической подготовки родителей. Это направление включает ряд авторов: Т.Гордон, Р.Дрей-курс Д. Винникотт, X. Джайнотт, Ю.Б.Гиппенрейтер, И.М.Марковская.

Г.Г. Филиппова рассматривает феномен материнства как мотивационно-потребностную сферуженщины.

Родительство — это особая сфера деятельности человека, занимающая значительную по времени часть его жизни, влияющая на создание и функционирование семьи. В современных исследованиях недостаточно внимания уделяется этой проблематике. А в отечественной психологии специальных исследований в этом направлении крайне недостаточно.

Важным представляется выяснить, кто же такой родитель? Какие смысловые конструкты включает современный человек в понятие « идеальный родитель»? В нашем исследовании мы предприняли попытку ответить на эти вопросы.

Объект исследования: Когнитивная сфера родительской Я-концепции.

Предмет исследования. Представления об идеальном родителе.

На когнитивном уровне Я-концепции родителя функционирует нормативная модель «идеальный родитель», которая складывается в результате жизненного опыта личности и социального воздействия. Идеал родителя специфичен, и в нем отражается такой набор качеств, которые актуальны для родителя в настоящее время и отражают сложности родительской практики.

Для анализа особенностей образа идеального родителя мы просили участников исследования выбрать из списка в 50 качеств такие 10 качеств, которыми, по их мнению, должен обладать идеальный родитель. В табл. 1 приведен список наиболее выбираемых качеств.

Анализ полученных результатов проведен по двум критериям: а) по степени доминирования качеств в образе идеального родителя; б) по содержанию качеств.

В группу доминирующих качеств попадают такие, как «доверие к ребенку», «понимание», «ответственность», «доброта», «терпение» и «забота». Наши результаты соотносятся с данными Р.В. Овчаровой (2003).

Теоретический анализ исследований родительского отношения [И.С. Кон, Э.Фромм, О.Е.Смирнова, Р.В. Овчарова] дал возможность предположить, что содержательно в образе родителя можно выделить четыре группы качеств:

1. Качества, отражающие «личностное» отношение родителя к ребенку. Преобладание личностного начала будет проявляться в сочувствии, желании помочь, в сопереживании ребенку и ориентации на его психологический комфорт, в отсутствии конкретных ожиданий и требований родителя к ребенку, в безоценочном отношении к ребенку. Поэтому сюда включены такие качества, как доверие, забота, доброта, искренность, нежность.

2. Качества, отражающие «предметное» отношение, которое предполагает наличие определенных требований родителя к ребенку, внешнюю оценочную позицию родителя, достаточно жесткую стратегию поведения родителя, направленную на воспитание ценных, с его точки зрения, качеств ребенка. В эту группу вошли такие качества, как аккуратность, последовательность, строгость, наблюдательность, требовательность.

3. Качества - средства, обеспечивающие взаимодействие родителя с ребенком и выполняющие ре-

Таблица 1

Таблица 2

Процентное распределение частоты встречаемости качеств в образе идеального родителя

в группах женщин и мужчин

№ п/п Качества идеального родителя % опрошенных от выборки Показатель статист, различий по крит. Фишера

Общие данные Женщины Мужчины

1 Доверие к ребенку 65 72 58 1,94

2 Понимание 59 69 50 2,56

6 Умение поставить себя на место ребенка (рефлексивность) 28 44 12 4,8

9 Самообладание 44 33 53 2,68

10 Забота 45 33 57 3,2

12 Искренность 25 31 20 1,67

13 Тревога за ребенка 17 27 7 3,67

15 Самостоятельность 36 23 50 3,6

19 Строгость 30 19 41 3,2

22 Настойчивость 20 11 30 3,18

Критические значения стат. различий по критерию Фишера 1,64 прир<0,05 и 2,3' прир<0,01.

Сравнение популярности качеств идеального родителя, в процентах

Мамы, Мамы, Статист.

Качества родителя имеющие детей имеющие детей различия по

мл. школьников подростков крит. Фишера

Юмор 31 52 2,43

Целеустремленность 28 16 1,65

Стремление быть образцом для ребенка 31 11 2,85

Понимание ребенка 83 71 1,64

Самостоятельность 12 25 1,92

Строгость 23 12 1,65

Нежность 35 23 1,64

При критическом значении критерия Фишера 1,64 при р<0,05.

гулирующие функции. Эту группу составили такие качества, как: знание, как надо воспитывать, эрудиция, понимание особенностей ребенка, умение сотрудничать с ребенком, ответственность, наблюдательность, юмор и умение поставить себя на место ребенка.

4. Качества, обеспечивающие контроль над собой и саморегуляцию. В эту группу качеств попадают самообладание, терпение, самостоятельность, способность к самоанализу.

Приведенную выше группировку качеств мы использовали как схему для анализа женского и мужского портрета идеального родителя.

Мы наблюдаем совпадение представлений о наиболее важных качествах для идеального родителя. Рассматривая набор качеств, популярных в мужской и женской выборке, мы обнаружили, что женский идеал родителя ориентирован на ребенка как на «личность», в идеальном образе преобладают качества, отражающие «личностное» отношения к ребенку, например, доверие к ребенку, доброта, нежнос ть. В то же время мужской идеал родителя более ориентирован на ребенка как на «объект», в образе идеального родителя присутствуюткачества, отражающие «предметное» отношение к ребенку, например, строгость, требовательность, и др. Наши результаты подтверждают тезис Э. Фромма о том, что материнская любовь безусловна - мать любит своего ребенка за то, что он есть. Отцовская любовь обусловлена - отец любит за то, что ребенок оправдывает его ожидания.

В дальнейшем анализе мы попытались ответить на вопрос: влияет ли на представление об идеальном родителе фактор образования родителей? Мы проанализировали результаты по критерию частоты выбора качества в двух группах матерей - матери с

высшим образованием и без высшего образования. Полученные портреты идеального родителя выглядят следующим образом.

Матери с высшим образованием считают, что родитель должен уметь сотрудничать с ребенком, быть искренним, иметь самообладание и заниматься самоанализом. Такие качества, как забота и тревога за ребенка, для матерей с высшим образованием являются популярными.

Поскольку образы «родитель» и «ребенок» связаны, то через представления матерей о том, каким должен быть родитель, можно увидеть их представления о ребенке. Набор качеств, характерный для матерей с высшим образованием, показывает, что для них ребенок — личность.

Матери без высшего образования считают, что родитель должен быть заботливым, иметь самообладание, тревожиться за ребенка. Такие качества, как искренность, способность к самоанализу являются непопулярными, стоят в конце рангового списка. Набор качеств, характерный для матерей без высшего образования, показывает, что для них ребенок в большей степени - объект воспитания и заботы.

Отвечая на вопрос о том, почему образование обусловливает различия в образах родителя, мы полагаем, что, возможно, родители с высшим образованием имеют более дифференцированный набор понятий, более информированы в сфере гуманитарных наук и семейного воспитания и по-иному расставляют приоритеты, имея иную шкалу ценностей.

Особое значение в анализе мы уделили вопросу: как влияет на представление об идеальном родителе стаж родительства, выраженный через возраст ребенка?

Выделяя наиболее значимые качества на каждом этапе родительства, можно сказать, что обнаружена тенденция: приоритет качеств идеального родителя определяется актуальностью воспитательных задач, которые решает родитель в конкретный период взросления своего ребенка.

Для примера мы приводим два портрета идеального родителя матерей со стажем от 7 до 10 лет и со стажем И-16лет.

Образ идеального родителя обусловлен особенностями возраста ребенка.

Анализ таблицы 2 показывает, что достоверные различия между образами идеального родителя у матерей младших школьников и матерей подростков обнаружены по качествам: чувство юмора, целеустремленность, стремление быть образцом, понимание ребенка, самостоятельность, строгость, нежность. Как видно из табл. 2, матери, имеющие детей младшего школьного возраста, чаще считают, что идеальный родитель должен быть понимающий, стремящийся быть образцом для ребенка, строгий, нежный и целеустремленный. Матери, имеющие детей-подростков, чаще считают, что идеальный родитель должен быть самостоятельным, обладающим чувством юмора.

Выводы

В результате исследования были выявлены особенности представлений об идеальном родителе

1. Существуют тендерные различия в содержании образа идеального родителя. Отцы и матери по-разному представляют себе образ идеального родителя. Наибольшей значимостью в образе идеального родителя у женщин обладают качества, отражающие личностное отношение к ребенку, т.е. направленные на создание психологического комфорта. Наименьшую значимость имеют качества, отражающие оценочное отношение, направленные на воспитание в ребенке важных, с точки зрения родителя, качеств. У мужчин, наоборот, в образе идеального родителя преобладают качества, отражающие оценочное отношение к ребенку.

2. Образ идеального родителя зависит от уровня образования родителей. Чем выше уровень об-

разования родителя, тем больше значимость личностного отношения к ребенку в образе идеального родителя.

3.Ребенок в своем взрослении определяет динамику родительских функций и задач, что, в свою очередь, определяет и особенности образа идеального родителя. Наибольшая значимость идеала родителя выражена у родителей, имеющих детей дошкольного возраста. Значимость идеала родителя снижается у родителей, имеющих детей юношеского возраста.

В заключение можно сказать, что данное исследование не является исчерпывающим, но оно дает возможность увидеть тенденции очерчивающие своеобразие представлений об идеальном родителе.

Роль родителя настолько велика в жизни ребенка, что ответы на вопросы, появившиеся в данном исследовании, на наш взгляд, обязательно должны быть найдены.

Библиографический список

1. Витакер К.- Разговор с родителем.М.Независимая фирма п Класс».М„ 1995.

2. Ефремова H.A. Психологическое содержание Я-концеп-ции родителя. Диссертация канд.психол. наук. Ярославль, 2004.

3. Овчарова Р.В. Психологичекое сопровождение родитель-ства. М, 2003.

4. Филиппова Г.Г. Психология материнства. М.,2002.

5. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. М.,2000.

ЕФРЕМОВА Наталья Алексеевна, канд. психол. наук, доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии.

Дата поступления статьи в редакцию: 27.09.2006 г. © Ефремова H.A.

удк1" " М. Ю. СЕМЕНОВ

Омский государственный технический университет

ПСИХОСЕМЛНТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНЯТИЯ «ДЕНЬГИ»

Приводятся результаты психосемантических исследований понятия «деньги» методом семантического дифференциала Ч. Осгуда. Выявлено влияние пола и возраста на положение денег в семантическом пространстве. Полученные результаты говорят о том, что отношение к деньгам — явление динамичное, формирующееся в процессе развития человека и определяющееся психосоциальными факторами.

Проведенный А. Б. Фенько анализ публикаций, посвященных современным зарубежным исследованиям в области психологии денег, показывает значительное отставание отечественных эмпирических исследований в этой области. (Фенько А.Б., 2000) Сопоставление материалов российских конференций (Российское психологическое обществе, 2003; Владимир, 2005; Иркутск, 2005 и др.) позволяет выявить некоторую закономерность: исследование содержания психологических отношений к

деньгам обычно начинается с нескольких традиционных подходов: ценностного, психосемантического, мотивационного, структурно-факторного. Поэтому нам кажется полезным публикация результатов комплексного психосемантического исследования монетарных отношений, выполненного в течение 1996-2001 гг. в Омске.

Монетарные отношения — компонент целостной системы отношений личности, отражающий ее индивидуальный, субъективно-оценочный, избиратель-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.