Пспхопого-педагогпческое
обеспечение
учебно-воспитательного
процесса
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД
Канд. психол. наук С. В. Бабурин, Н. А. Бабкина
Тверской филиал Московского университета МВД России
Современный этап развития общества предъявляет к качеству служебной деятельности сотрудника милиции, а следовательно, и к работе высших образовательный учреждений МВД России, занятых их подготовкой, принципиально новые требования. Система подготовки кадров в качестве одного из важнейших звеньев включает в себя психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса. Ведущими направлениями при этом являются мероприятия по развитию профессионально важных качеств, а также психологическая подготовка к профессиональной деятельности.
Цель психологической подготовки курсантов заключается в формировании у них готовности действовать профессионально грамотно, четко, с высокой работоспособностью, в условиях любой сложности служебной деятельности. Эта деятельность предъявляет множество различных требований, среди которых одно из самых важных - обладание развитыми профессионально значимыми качествами личности.
В первую очередь, к ним относят:
- профессионально-психологическую ориентированность личности;
- психическую устойчивость;
- развитые волевые качества: умение владеть собой в сложных ситуациях, смелость, мужество, разумную склонность к риску;
- хорошо развитые коммуникативные качества: умение быстро устанавливать контакт с различными категориями людей, создавать и поддерживать доверительные отношения;
- способность оказывать психологическое воздействие на людей при решении различного рода оперативно-служебных задач;
- ролевые умения, способность к перевоплощению;
- развитые профессионально значимые познавательные качества: профессиональную наблюдатель-
ность и внимательность, развитую память, творческое воображение;
- профессионально развитое мышление, склонность к напряженной умственной работе, сообразительность, интуицию;
- быстроту реакции, умение ориентироваться в сложной обстановке.
Данные качества не присущи человеку изначально. Их формирование и развитие - длительный и напряженный процесс, но это является необходимым условием профессионального становления сотрудника органов внутренних дел. Отсутствие или недостаточное развитие этих качеств личности сотрудника препятствуют нормальному осуществлению им своих функциональных обязанностей, порождают ошибки в его деятельности, вызывают процессы профессиональной дезадаптации. В этой связи большое значение приобретает психологическая подготовка курсантов, одно из предназначений которой - формирование у них данных качеств в процессе обучения в вузе МВД.
Анализ отзывов на выпускников за последние три года показал, что около 23,0% выпускников испыпывают трудности в адаптации к служебной деятельности, у 40,0% из них наблюдается склонность к состояниям растерянности, нерешительности в стрессовой ситуации. Это указывает на необходимость повышения уровня психологической подготовленности курсантов к служебной деятельности.
Представляется, что осознание курсантом предпосылок к наиболее полной самореализации в выбранной специальности является важнейшим условием успешного последующего профессионального становления. Соответствующим образом организованная психодиагностическая, психокоррекционная и консультационная работа позволяет прогнозировать успешность или не-успешность профессиональной адаптации и эффективности служебной деятельности по окончании обучения. Комплекс мероприятий включает в себя:
- психологическое сопровождение выбора курсантами профессиональной специализации;
- консультирование учащихся по психологическим аспектам прохождения службы в подразделениях органов внутренних дел;
- разработка психолого-педагогических рекомендаций по профессиональному саморазвитию и самовоспитанию выпускников;
- создание у учащихся необходимых профессионально важных личностных качеств посредством проведения
консультаций, тренингов, ролевых игр по развитию коммуникативной компетентности, навыков профессионального общения, памяти, внимания, наблюдательности и др.;
- анализ профессионально значимых личностных качеств выпускников с последующей передачей этой информации по месту их дальнейшей службы;
- изучение отзывов на учащихся по результатам их преддипломной практики и стажировки, а также первого года службы в ОВД по окончании вуза;
- консультирование учащихся по способам преодоления психологических трудностей в адаптации к условиям самостоятельной профессиональной деятельности;
- составление прогноза успешности психологической адаптации выпускников к условиям профессиональной деятельности.
Следовательно, целенаправленное, комплексное применение всех перечисленных форм и методов психологической подготовки может облегчить и ускорить адаптацию молодых сотрудников (выпускников образовательных учреждений), заложить основу личностного и профессионального роста, способствовать формированию и закреплению в ОВД высокоэффективного кадрового ядра. При этом возникает проблема выявления личностных особенностей курсантов, которые должны учитываться в процессе психологического сопровождения их адаптации к условиям службы в органах внутренних дел. Для этого могут использоваться данные, полученные в процессе осуществления мероприятий профессионального отбора, а также информация, выявленная в ходе дополнительного углубленного психодиагностического обследования курсантов на этапе сопровождения.
В последнее время все большее значение в организации психологической подготовки приобретает использование профессионально-психологического тренинга. Тренинг представляет собой систему целенаправленный тренировок и упражнений, позволяющих эффективно развивать профессионально значимые качества личности курсанта. Он направлен на овладение курсантом системой соответствующих психологических приемов, повышающих эффективность его адаптации к профессиональной деятельности.
Одним из важных условий эффективной организации профессионально-психологического тренинга является знание курсантом своих собственных резервов, уровня развития профессионально значимых качеств личности. Это позволяет ему правильно определять программу подготовки, концентрировать свои усилия в нужном направлении. Существенную помощь здесь ему может оказать использование определенных, достаточно простых психодиагностических методик, которые дают ему возможность лучше познать свои психологические возможности.
В качестве основных направлений тренинговой работы можно выщелить:
- тренинг познавательный процессов (совершенствование творческих способностей, памяти, пространственного, логического, образного, вербального мышления, профессиональной наблюдательности, выфаботки многоаспектного способа восприятия, навыков эффективного управления вниманием и т. д.);
- тренинг коммуникативной компетентности (обучение навыкам эффективного взаимодействия с различными категориями людей, способам преодоления конфликтных ситуаций);
- тренинг личностного роста (развитие навыжов рефлексии, повышение уверенности в своих силах, активизация личностных ресурсов);
- эмоциональный тренинг (повышение эмоциональной устойчивости, обучение навыкам управления своими эмоциями, методам саморегуляции).
Целью социально-психологических тренингов является: осознание особенностей поведения каждого участника общения, его достоинств и недостатков; развитие умений и навыков делового общения (вступление и контакт, контроль нервно-эмоционального напряжения, активного слушания, согласования интересов, аргументации своей позиции в разных ситуациях); сплочение группы на основе единых целей и задач обучения, норм и правил взаимодействия; повышения уровня психологической устойчивости участников.
Практика показывает, что психологическое обеспечение подготовки и профессионального становления специалиста ОВД требует единого психологического информационного поля на основе объединенного банка данных психологического сопровождения: на этапе профессионального обучения и на этапе профессионального становления. Такой обмен информацией позволит не только обеспечить непрерывность психологического сопровождения на всех этапах профессионализации, но и установить обратную связь психологов подразделений ОВД и вузов. Это даст возможность своевременно корректировать, совершенствовать психологическую подготовку курсантов.
Таким образом, формирование специалиста ОВД в процессе обучения в вузе и его последующая служебная деятельность будут тем эффективнее, чем в большей степени единой системой будут представлены образовательные, воспитательные, кадровые и административные компоненты учебно-воспитательного процесса, включая в себя в качестве необходимого элемента психологическое сопровождение всех этапов профессионального и личностного становления курсанта.
МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ И СТУДЕНТОВ
Канд. психол. наук И. А. Бариляк
Тверской филиал Московского университета МВД России
Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения.
П. Я. Гальперин
Проблема мотивации учебной деятельности является одной из центральных в педагогической психологии. Вопросы о психологических механизмах мотивации, содержании учебной деятельности, динамике мотивов учения рассматривались в работах выдающихся классиков отечественной психологии: С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Б. Г. Ананьева, Б. Ф. Ломова, а также