Научная статья на тему 'Пути совершенствования психологической подготовки курсантов образовательных учреждений МВД'

Пути совершенствования психологической подготовки курсантов образовательных учреждений МВД Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
281
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути совершенствования психологической подготовки курсантов образовательных учреждений МВД»

Пспхопого-педагогпческое

обеспечение

учебно-воспитательного

процесса

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД

Канд. психол. наук С. В. Бабурин, Н. А. Бабкина

Тверской филиал Московского университета МВД России

Современный этап развития общества предъявляет к качеству служебной деятельности сотрудника милиции, а следовательно, и к работе высших образовательный учреждений МВД России, занятых их подготовкой, принципиально новые требования. Система подготовки кадров в качестве одного из важнейших звеньев включает в себя психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса. Ведущими направлениями при этом являются мероприятия по развитию профессионально важных качеств, а также психологическая подготовка к профессиональной деятельности.

Цель психологической подготовки курсантов заключается в формировании у них готовности действовать профессионально грамотно, четко, с высокой работоспособностью, в условиях любой сложности служебной деятельности. Эта деятельность предъявляет множество различных требований, среди которых одно из самых важных - обладание развитыми профессионально значимыми качествами личности.

В первую очередь, к ним относят:

- профессионально-психологическую ориентированность личности;

- психическую устойчивость;

- развитые волевые качества: умение владеть собой в сложных ситуациях, смелость, мужество, разумную склонность к риску;

- хорошо развитые коммуникативные качества: умение быстро устанавливать контакт с различными категориями людей, создавать и поддерживать доверительные отношения;

- способность оказывать психологическое воздействие на людей при решении различного рода оперативно-служебных задач;

- ролевые умения, способность к перевоплощению;

- развитые профессионально значимые познавательные качества: профессиональную наблюдатель-

ность и внимательность, развитую память, творческое воображение;

- профессионально развитое мышление, склонность к напряженной умственной работе, сообразительность, интуицию;

- быстроту реакции, умение ориентироваться в сложной обстановке.

Данные качества не присущи человеку изначально. Их формирование и развитие - длительный и напряженный процесс, но это является необходимым условием профессионального становления сотрудника органов внутренних дел. Отсутствие или недостаточное развитие этих качеств личности сотрудника препятствуют нормальному осуществлению им своих функциональных обязанностей, порождают ошибки в его деятельности, вызывают процессы профессиональной дезадаптации. В этой связи большое значение приобретает психологическая подготовка курсантов, одно из предназначений которой - формирование у них данных качеств в процессе обучения в вузе МВД.

Анализ отзывов на выпускников за последние три года показал, что около 23,0% выпускников испыпывают трудности в адаптации к служебной деятельности, у 40,0% из них наблюдается склонность к состояниям растерянности, нерешительности в стрессовой ситуации. Это указывает на необходимость повышения уровня психологической подготовленности курсантов к служебной деятельности.

Представляется, что осознание курсантом предпосылок к наиболее полной самореализации в выбранной специальности является важнейшим условием успешного последующего профессионального становления. Соответствующим образом организованная психодиагностическая, психокоррекционная и консультационная работа позволяет прогнозировать успешность или не-успешность профессиональной адаптации и эффективности служебной деятельности по окончании обучения. Комплекс мероприятий включает в себя:

- психологическое сопровождение выбора курсантами профессиональной специализации;

- консультирование учащихся по психологическим аспектам прохождения службы в подразделениях органов внутренних дел;

- разработка психолого-педагогических рекомендаций по профессиональному саморазвитию и самовоспитанию выпускников;

- создание у учащихся необходимых профессионально важных личностных качеств посредством проведения

консультаций, тренингов, ролевых игр по развитию коммуникативной компетентности, навыков профессионального общения, памяти, внимания, наблюдательности и др.;

- анализ профессионально значимых личностных качеств выпускников с последующей передачей этой информации по месту их дальнейшей службы;

- изучение отзывов на учащихся по результатам их преддипломной практики и стажировки, а также первого года службы в ОВД по окончании вуза;

- консультирование учащихся по способам преодоления психологических трудностей в адаптации к условиям самостоятельной профессиональной деятельности;

- составление прогноза успешности психологической адаптации выпускников к условиям профессиональной деятельности.

Следовательно, целенаправленное, комплексное применение всех перечисленных форм и методов психологической подготовки может облегчить и ускорить адаптацию молодых сотрудников (выпускников образовательных учреждений), заложить основу личностного и профессионального роста, способствовать формированию и закреплению в ОВД высокоэффективного кадрового ядра. При этом возникает проблема выявления личностных особенностей курсантов, которые должны учитываться в процессе психологического сопровождения их адаптации к условиям службы в органах внутренних дел. Для этого могут использоваться данные, полученные в процессе осуществления мероприятий профессионального отбора, а также информация, выявленная в ходе дополнительного углубленного психодиагностического обследования курсантов на этапе сопровождения.

В последнее время все большее значение в организации психологической подготовки приобретает использование профессионально-психологического тренинга. Тренинг представляет собой систему целенаправленный тренировок и упражнений, позволяющих эффективно развивать профессионально значимые качества личности курсанта. Он направлен на овладение курсантом системой соответствующих психологических приемов, повышающих эффективность его адаптации к профессиональной деятельности.

Одним из важных условий эффективной организации профессионально-психологического тренинга является знание курсантом своих собственных резервов, уровня развития профессионально значимых качеств личности. Это позволяет ему правильно определять программу подготовки, концентрировать свои усилия в нужном направлении. Существенную помощь здесь ему может оказать использование определенных, достаточно простых психодиагностических методик, которые дают ему возможность лучше познать свои психологические возможности.

В качестве основных направлений тренинговой работы можно выщелить:

- тренинг познавательный процессов (совершенствование творческих способностей, памяти, пространственного, логического, образного, вербального мышления, профессиональной наблюдательности, выфаботки многоаспектного способа восприятия, навыков эффективного управления вниманием и т. д.);

- тренинг коммуникативной компетентности (обучение навыкам эффективного взаимодействия с различными категориями людей, способам преодоления конфликтных ситуаций);

- тренинг личностного роста (развитие навыжов рефлексии, повышение уверенности в своих силах, активизация личностных ресурсов);

- эмоциональный тренинг (повышение эмоциональной устойчивости, обучение навыкам управления своими эмоциями, методам саморегуляции).

Целью социально-психологических тренингов является: осознание особенностей поведения каждого участника общения, его достоинств и недостатков; развитие умений и навыков делового общения (вступление и контакт, контроль нервно-эмоционального напряжения, активного слушания, согласования интересов, аргументации своей позиции в разных ситуациях); сплочение группы на основе единых целей и задач обучения, норм и правил взаимодействия; повышения уровня психологической устойчивости участников.

Практика показывает, что психологическое обеспечение подготовки и профессионального становления специалиста ОВД требует единого психологического информационного поля на основе объединенного банка данных психологического сопровождения: на этапе профессионального обучения и на этапе профессионального становления. Такой обмен информацией позволит не только обеспечить непрерывность психологического сопровождения на всех этапах профессионализации, но и установить обратную связь психологов подразделений ОВД и вузов. Это даст возможность своевременно корректировать, совершенствовать психологическую подготовку курсантов.

Таким образом, формирование специалиста ОВД в процессе обучения в вузе и его последующая служебная деятельность будут тем эффективнее, чем в большей степени единой системой будут представлены образовательные, воспитательные, кадровые и административные компоненты учебно-воспитательного процесса, включая в себя в качестве необходимого элемента психологическое сопровождение всех этапов профессионального и личностного становления курсанта.

МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ И СТУДЕНТОВ

Канд. психол. наук И. А. Бариляк

Тверской филиал Московского университета МВД России

Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения.

П. Я. Гальперин

Проблема мотивации учебной деятельности является одной из центральных в педагогической психологии. Вопросы о психологических механизмах мотивации, содержании учебной деятельности, динамике мотивов учения рассматривались в работах выдающихся классиков отечественной психологии: С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Б. Г. Ананьева, Б. Ф. Ломова, а также

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.