Literature:
1. Gelvanovsky M. Competitiveness: the micro-meso-macro levels. Issues of methodology/Higher education in Russia, 2006, №10.
2. Ishchenko V. V., Functionally Sudanow Z. S.-network model competent to describe the integration of education, science, production. - M, 2004.
3. Ludwig von Mises. Human activities: a treatise on economic theory./TRANS. 3rd Rev. eng. ed. A. V. Kuryaeva. - Chelyabinsk,2005.
4. Novikov M. A. Russian education in the new era. Paradoxes of heritage. Vectors of development. - M.,2000.
5. Continuous multilevel professional education./ Under. edited by X. Bandarchyk. - SPb., 1997.
6. Pankruhin A. P. Marketing of educational services. Guide training Manager. -M.,1995.
7. Regional politician national doctrine of education. -Moscow,1999.
8. Smirnov I. P. People-education-Profession-personality. - Moscow,2002.
СТАНОВЛЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МЛАДШЕКЛАССНИКОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ
ПОТРЕБНОСТЯМИ
Феталиева Л. П., к.ф.н., старший преподаватель кафедры ППНО факультета начальных классов ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет»
Аннатация. В статье представлены этапы истории развития обучения детей с особыми образовательными потребностями, рассматриваются различные модели обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Выявлена значимость инклюзивного обучения детей с проблемами здоровья, описаны возможности и преимущества инклюзии. Автор обосновывает достоинства инклюзивного обучения детей в общеобразовательной школе.
Ключевые слова: Инклюзия, инклюзивное образование, включённое образование, инклюзивная модель, особые образовательные потребности, коррекционное обучение, интегрированное обучение, специальные (коррекционные) образовательные организации, модели обучения детей с ОВЗ, домашнее обучение, образовательный маршрут.
BECOMING INCLUSIVE EDUCATION MLADSHEKLASSNIKOV WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS
Fetalieva L. P., Ph.D., senior lecturer PPNO chair of faculty of initial classes FGBOU VO "Dagestan State Pedagogical University"
Abstract. The article presents the historical stages of the development of teaching children with special educational needs, discusses the various models of teaching children with disabilities. Identified the importance of inclusive education of children
with health problems, describes the features and benefits of inclusion. The author substantiates the advantage of inclusive education of children in secondary school.
Keywords: Inclusion, inclusive education, inclusive education, inclusive model of special educational needs, special education, integrated education, special (correctional) educational organization, models of teaching children with disabilities, home schooling, educational route.
В историческом развитии образовательная система детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) прошла путь от изоляции до инклюзии.
Историю обучения детей с ограниченными возможностями здоровья мы можем условно разбить на три этапа. До середины 60-х годов ХХ века господствующей была медицинская модель, в рамках которой обучение детей с ОВЗ велось изолированно. До 60-70 годов ХХ века в рамках медицинской модели инвалидности дети с ОВЗ рассматривались обособленной социальной группой как объект внимания социальных служб. Представители социальных служб определяли трудности, возникающие в повседневной жизни детей с нарушениями здоровья, как естественное следствие имеющегося дефекта, который делает ребёнка отличным от здоровых детей и не позволяет ему принимать участие в учебной, воспитательной и досуговой жизни сверстников. С их точки зрения, ребёнок с ОВЗ мог быть интегрирован в социум при условии его адаптации к окружающей среде и самостоятельного преодоления им возникающих при этом барьеров. Общество, со своей стороны, не несло ответственности по обеспечению детям с ОВЗ комфортных условий для их образования.
Существенные изменения в отношении к детям с ОВЗ произошли во второй половине ХХ века. Это было вызвано отказом от медицинской модели инвалидности и появлением социальной модели. Сторонники социальной модели инвалидности рассматривали барьеры и ограничения жизнедеятельности людей не как естественное следствие имеющихся у них отклонений здоровья, а как характеристику окружающей среды, ее неприспособленность к индивидуальным особенностям каждого человека. Были выявлены барьеры, ограничивающие участие детей с ОВЗ в образовательной, воспитательной и досуговой жизни. Среди них физические (инфраструктура школы, заложенная ещё на стадии её проектирования), информационные (сложности получения и трансляции информации людьми с нарушениями слуха и речи, дефицит изданий, предназначенных для слабовидящих и незрячих людей), эмоциональные (отношение к детям с выраженными дефектами развития, забота, переходящая в опеку, психологическая несовместимость).
Середину 80-х годов можно считать временем обоснования новой модели «включения», т.е. инклюзии. Инклюзивное или включенное образование - термин, описывающий обучение детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах. Вместе с тем, это образование отлично от обычного, специального и интегрированного.
Инклюзия - это возможность придать уверенность в своих силах учащимся с ограниченными возможностями здоровья мотивировать их учиться в школе вместе с другими детьми - друзьями и соседями.
Основной принцип инклюзивной школы заключается в том, что дети с особыми образовательными потребностями должны обучаться совместно со своими здоровыми сверстниками, несмотря на трудности или различия между
ними, но таким образом, чтобы обучение отвечало потребностям и нуждам, интересам всех учащихся и каждого ребенка в отдельности. [Загуменнов, 2008, с.56].
Итак, инклюзивное образование - это процесс развития общего образования, который подразумевает его доступность для всех. Основная идея инклюзии - это обучение детей с ограниченными возможностями здоровья не в отдельных специализированных учреждениях, а в обычных общеобразовательных школах, с тем, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья имели возможность обучаться, посещать учебные заведения вместе с обычными сверстниками. Инклюзивным образованием считается, когда для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях создаются специальные условия, чтобы они могли включить, принять и обеспечить образование всем детям.[Староверова, 2011, с.34]
К настоящему времени в России есть исторически сложившиеся системы обучения детей с особыми образовательными потребностями и зарождающиеся модели, связанные с реализацией требований инклюзии к общеобразовательной школе. Инклюзивное образование в России находится в стадии формирования, поэтому налаживание инклюзивного образования в нашей стране необходимо научно обосновать и методически обеспечить. В связи с этим возникает потребность осмыслить предшествующие этапы становления образования детей с особыми потребностями в образовании, выявить тенденции их развития и описать возможные модели будущего совместного обучения детей в общеобразовательных организациях, прежде всего, в начальных классах.[Ведихова, 2011, с.39-45].
В настоящее время в России сложились несколько моделей обучения особых
детей.
Коррекционные (специальные) образовательные организации - школьные и дошкольные для детей с ОВЗ, нуждающихся в психолого-педагогической и лечебной коррекции, воспитании, обучении, диагностике: с нарушениями слуха, зрения, речи и опорно-двигательного аппарата; задержкой психического развития; умственной отсталостью; расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения.
К этой системе подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья можно отнести коррекционные учреждения начального профессионального образования - образовательные заведения для детей, которые нуждаются в психологической и медико-социальной помощи центры диагностики и консультирования; спецшколы и интернаты - образовательные учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся, дома-интернаты социальной защиты.
В специальных коррекционных школах по мере необходимости и рекомендации психолого-медико-педагогического консилиума(ПМПК) создаются диагностические классы с целью определения образовательного маршрута учащегося, особенностей его психолого-педагогического сопровождения и выработки рекомендаций родителям о возможных перспективах дальнейшего обучения ребенка.
Основным недостатком образования детей с ОВЗ является значительная удаленность коррекционных организаций от микрорайона жительства семьи, имеющей ребенка особыми образовательными потребностями. Отправляя
школьника или дошкольника в одно из этих учреждений лишает семью (родителей и ребенка) полноценного общения, разрывает в большей степени семейные узы.
С целью сохранения преимуществ специального обучения детей с отклонениями в здоровье в общеобразовательных школах создавались коррекционные классы. Позитивными для коррекционных классов является наличие возможности у детей с отклонениями здоровья участвовать в школьных мероприятиях вместе со здоровыми сверстниками из других классов, а также то, что дети учатся ближе к дому и живут в семье.
Дистанционное обучение представляет комплекс общеобразовательных услуг, предоставляемых детям с ограниченными возможностями здоровья с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии.
Эта форма обучения позволяет обеспечить относительный режим проведения учебных занятий, варьировать организацию учебных занятий с обучающимися, определять разные сроки освоения ими основных общеобразовательных программ, которые могут быть изменены в связи с характером протекания заболевания обучающегося по рекомендации психолого-медико-педагогического консилиума, а также организовать учебную работу в специальной учебной среде.
Домашнее обучение - это вариант обучения, при котором преподаватели образовательной организации по специально разработанному графику приходят к ребенку и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания.
Такое обучение, как правило, осуществляется силами педагогов ближайшей образовательной организации.
В России существуют и специализированные школы домашнего обучения детей с особыми образовательными потребностями.
Домашнее обучение может проводиться по общей, либо вспомогательной программе, построенной с учетом индивидуальных особенностей ребёнка.
На сегодняшний день домашнее образование является самой быстрорастущей в мире формой обучения детей с отклонениями здоровья.
Интегрированное обучение. В настоящее время интегративные модели обучения детей с образовательными потребностями, основанные на принципе нормализации, динамично развиваются в России. Преимуществом данной модели является возможность выбора образовательной организацией и родителями доступной для ребёнка формы интеграции. В образовательной практике сложились разные виды интеграционных моделей обучения детей с отклонениями в развитии.
Постоянное частичное включение эффективна для тех детей, которые способны вместе с нормально развивающимися сверстниками овладевать небольшой частью необходимых умений и навыков, проводить с ними только часть учебного и внеучебного времени.
Временное частичное включение, при которой все воспитанники специальной группы (класса) вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития объединяются со здоровыми сверстниками не менее 2 -х раз в месяц для проведения совместных различных мероприятий воспитательного характера.
Постоянное неполное включение для тех детей, чей уровень психического развития несколько ниже положенной возрастной нормы, кто нуждается в постоянной и значительной коррекционной помощи, но при этом способен в целом
ряде предметных областей обучаться совместно и вместе со здоровыми сверстниками, а также проводить с ними большую часть внеурочного времени.
Эпизодическое включение - целенаправленная организация минимального социального взаимодействия детей с особыми образовательными потребностями вместе нормально-развивающимися сверстниками.
Постоянное полное включение может быть эффективно для детей, которые по уровню психофизического и речевого развития соответствуют возрастной норме и психологически готовы к совместному обучению со здоровыми сверстниками. Эта модель интегрированного обучения по своим характеристикам близка к инклюзии.[Борисова, Прушинский, 2009, с.37-89].
Интегрированное обучение не может рассматриваться как гарантированное решение всех проблем ребёнка. Интегрированное обучение - это лишь один из подходов, которому предстоит существовать не само по себе, а наряду с другими традиционными и инновационными. В последние годы в научной литературе и мировой образовательной практике активно обосновываются и внедряются модели инклюзивного обучения. В отличие от интегрированного обучения в инклюзивных моделях рекомендуется несколько детей с ОВЗ обучать в обычном классе общеобразовательной школы. [Екжанова, 2008, с.81].
Мировая практика и опыт Российских регионов свидетельствуют о несомненных преимуществах инклюзивного образования. Анализ литературы [2,5,9,10] и образовательной практики позволяет отметить следующие достоинства инклюзивной модели обучения:
- во-первых, инклюзия обеспечивает социальное единство, уважение и чувство собственного достоинства детей с отклонениями здоровья;
- во-вторых, учителя и другие участники образовательного процесса создают позитивный опыт, который приносит радость и пользу от обучения вместе всем детям;
- в-третьих, школы и учителя подстраиваются и реагируют на потребности каждого ученика, что полезно школе, учителям, родителям и всем учащимся;
- в-четвёртых, инклюзивное образование вовлекает в процесс разнообразные ведомства, родителей, общественные организации, что способствует развитию социального партнёрства.
В России сложились разные модели инклюзивного образования. Классы инклюзивного обучения открываются в общеобразовательных организациях с целью создания целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для обучения, воспитания и социальной адаптации особых детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем интеллектуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. Инклюзивные классы могут быть организованы во всех видах общеобразовательных организаций, реализующих образовательные программы начального образования, создавших специальные условия для пребывания и обучения особых детей.
Условно различают следующие виды инклюзии: точечную, частичную, полную. Службы центра детского творчества - начальный, подготовительный этап приема ребенка в инклюзивную группу. Этот вид включения можно назвать «точечной инклюзией», когда ребенок включается в коллектив здоровых сверстников только на праздниках, кратковременно в играх или на прогулке.
«Частичная инклюзия (фрагментарная)» - включение ребенка в режиме половины дня или неполной недели, например, когда ребенок находится в группе здоровых сверстников, участвует в занятиях по физической культуре, изобразительной деятельности, музыке, но часть учебной нагрузки осваивает в ходе индивидуальной работы.
Возможности для развития данной формы инклюзии существуют в большинстве российских школ.
Вид «полной инклюзии» - включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья возрастной группы в режим полного учебного дня самостоятельно или с сопровождением. Ребенок занимается на всех занятиях совместно со здоровыми сверстниками, при этом выбирая задания разного уровня сложности, дополнительные упражнения, игры.
Необходимо отметить, что инклюзивное обучение в России не стало системным явлением. В большинстве регионов имеют место отдельные эпизоды организации инклюзивного обучения. К примеру, в Республике Дагестан функционируют четыре интегрированных класса совместного обучения, а инклюзивное образование внедрено лишь в двух старших классах.
Как показали наши наблюдения и опросы, учителя младших классов недостаточно подготовлены к совместному обучению детей с особыми образовательными потребностями. Они боятся, что не справятся с инклюзией, не смогут реализовать требования к обучению детей с особыми образовательными потребностями, и не желают нести ответственность за результаты педагогической деятельности.
Опрос учителей начальных классов свидетельствует, что более 72% из них не согласны, чтобы в обычном школьном классе, где они ведут учебные занятия, обучались бы дети с отклонениями здоровья. Остальная часть опрошенных была бы согласна осуществлять инклюзивное обучение при создании дополнительных условий. В качестве таковых называют дополнительную оплату, наличие помощника (тьютора), специализированного учебного оборудования и дидактических пособий. При создании специальных условий, привлечении к работе с детьми особыми образовательными потребностями психолога, воспитателя, дефектолога, тьютора, число согласных организовать инклюзивное обучение в начальных классах возрастает до 63%.
На вопрос анкеты, какой модели обучения детей с отклонениями здоровья родители отдадут предпочтение, 66% из них выбирают инклюзивное, 8% -домашнее, 16% - коррекционные учебные заведения, 4% - дистанционное, 6% -остальные.
На вопрос «Какие положительные стороны Вы видите в выбранной модели обучения детей с ограниченными возможностями здоровья?» родители, отдавшие предпочтение инклюзивному образованию, отвечают, что совместное обучение позволит детям с ограниченными возможностями здоровья получить хорошее образование (73%); совместное обучение подготовит ребёнка к жизни в обществе (53%); совместное обучение не отрывает ребенка от семьи и детей своего двора (65%); у всех школьников формируется толерантное отношение друг к другу (58%).
На вопрос анкеты «Что вызывает их озабоченность при совместном обучении?» родители опасаются: дети с отклонениями здоровья не справятся с образовательной программой (42%); возможной психологической несовместимости
(27%); насилия и издевательств (19%); отсутствия комфортных условий для учёбы и реализации естественных потребностей (35%); у них не будет друзей (15%).
Таким образом, существующие в настоящее время модели обучения детей с особыми образовательными потребностями не в полной мере обеспечивают выбор родителей и не позволяют реализовывать преимущества инклюзивного образования. Это проблема огромного масштаба, для решения которой нужны усилия:
- государства по созданию соответствующей инфраструктуры в общеобразовательных учреждениях;
- органов управления образованием педагогических образовательных организаций - по подготовке и переподготовке специалистов (психолога, воспитателя, дефектолога, логопеда, тьютора) и учителей;
- образовательных организаций - по разработке нормативно-правовой и учебно-методической документации по инклюзивному обучению;
- педагогов - по усвоению технологий инклюзивного обучения;
- родителей - по дошкольной подготовке детей с ОВЗ к обучению в общеобразовательной школе и дополнительной помощи им в усвоении учебных программ школы.
Литература:
1. Алехина С.В., Семаго Н.Я., Фадина А.К. Инклюзивное образование. Выпуск 1. - М.: Центр «Школьная книга», 2010.
2. Андреев В.Н. Дистанционное образование детей-инвалидов: зарубежный опыт: учебное пособие. - Тула, 2010.
3. Беленкова Л. Ю. Инновационные подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья: от интеграции к инклюзии / Л. Ю. Беленкова // Интеграция образования. - 2011. - №1.
4. Беляева О.Л. К вопросу об инклюзивном и интегрированном образовании младших школьников с нарушенным слухом // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2014. - № 3 (29). - С. 124-126.
5. Ведихова Д.С. Развитие инклюзивного образования в России / Д. С. Ведихова // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. - 2011. - №2.
6. Голыня И.А. На пути к инклюзивному образованию (из опыта работы по включению в образовательный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья) / И. А. Голыня // Логопед. - 2011. - - №6.
7. Екжанова Е.А. Основы интегрированного обучения: учебн.пособие для вузов. - М.: Дрофа, 2008.
8. Загуменнов Ю.Л. Инклюзивное образование: создание равных возможностей для всех учащихся. Минская школа сегодня. - 2008. - №6.
9. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ : метод.пособие / Под ред. М. С. Староверовой. - М.: Владос, 2011.
10. Инклюзивное образование: ключевые понятия / Сост. Н.В. Борисова, С. А. Прушинский. - М.: Владимир: Транзит - ИКС, 2009.
11. Феталиева Л.П. Инклюзивное образование младших школьников. Программа для студентов по спец. «050400 - психолого-педагогическое образование». - 39 с.
Literature:
1. Alekhine SV Semago NY, Savina AK Inclusive education. Issue 1. - M .: Center "School Book", 2010.
2. VN Andreev Distance education of children with disabilities: international experience: a tutorial. - Tula, 2010.
3. Belenkova Lili Innovative approaches to education for children with disabilities: from integration to inclusion / Lili Belenkova // Integration of education. - 2011. - №1.
4. O. Belyaeva On the question of inclusion and integration of younger schoolchildren with impaired hearing // Herald KSPU them. VP Astafieva. - 2014. - № 3 (29). - S. 124-126.
5. Vedihova DS The development of inclusive education in Russia / DS Vedihova // Proceedings of the Dagestan State Pedagogical University. - 2011. - №2.
6. Golynya IA Towards Inclusive Education (from the experience of inclusion in the educational process of students with disabilities) / IA Golynya // Speech. - 2011. - -№6.
7. EA Ekzhanova Basics of integrated education: uchebn.posobie for schools. - M .: Bustard, 2008.
8. Zagumennov YL Inclusive education: the creation of equal opportunities for all students. Minsk school today. - 2008. - №6.
9. Inclusive education. Handbook of teachers working with children with HIA: metod.posobie / Ed. MS Staroverova. - M .: n 2011.
10. Inclusive education: the key concepts / Comp. NV Borisov, SA Prushinskiy. -M .: Vladimir: Transit - ICS 2009.
11. Fetalieva LP Inclusive education of younger students. The program is for students in the specialty "050400 - psychological and pedagogical education." - 39.