ТЕОРИЯ, МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
С ОВЗ СРЕДСТВАМИ ДРАМАТИЧЕСКИХ ИГР
1 2 Михеева В.В. , Кузьменко И.В.
Михеева Валентина Валерьевна - студент заочной формы обучения, кафедра психологии и социальной педагогики, факультет педагогики и психологии;
2 Кузьменко Ирина Васильевна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра психологии и социальной педагогики,
Шуйский филиал Ивановский государственный университет, г. Иваново
Аннотация: в условиях современной социально-экономической ситуации в стране все большую остроту приобретает вопрос о роли социализации детей с ОВЗ. Анализируя практику организации процесса общения у детей дошкольного возраста с ЗПР, нами выявлены противоречия между сложностью формирования коммуникативных качеств у детей данной категории и недостаточной практической реализацией новых социально-культурных технологий, одной из которых является использование драматических игр. В процессе научно-исследовательской деятельности были проанализированы различные методики диагностирования социально-коммуникативного развития и подобраны те, которые позволяют оценить уровень социально-коммуникативного развития по предложенным параметрам. Ключевые слова: социализация, коммуникативные качества, ОВЗ, ЗПР, драматическая игра, методики диагностирования.
В настоящее время дети с ограниченными возможностями здоровья получили право на обучение и воспитание, на равные возможности в производственной и общественной деятельности. Эти права гарантируются международным сообществом и закреплены рядом специальных документов: «Декларация прав ребёнка» (1969), «Конвенция по правам детей» (1989), «Декларация прав инвалидов» (1975), «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов» (1989), а также Российскими законами и типовыми положениями: Конституция Российской Федерации, Закон РФ «О социальной защите инвалидов» (1995), Закон РФ «Об образовании» (2007), типовое положение «О специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии» (1997).
В условиях современной социально-экономической ситуации в стране все большую остроту приобретает вопрос о роли социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим переосмысливаются цели, задачи, содержание и технологии обучения и воспитания детей. В контексте совершенствования практики дошкольного воспитания особого внимания требуют дети с нарушениями психического развития, с ослабленным соматическим и нервно -психическим здоровьем.
В настоящее время в стране существует система раннего выявления и коррекции отклонений в развитии у детей, в результате чего обеспечивается выход процесса обучения за рамки школьного с включением специальных мероприятий в дошкольном возрасте. Благодаря введению психологической службы в дошкольных учреждениях созданы специальные группы для детей с задержкой
психического развития (далее ЗПР), где осуществляется дифференцированное, «пошаговое» обучение на принципах конструктивной педагогики.
Анализируя практику организации процесса общения у детей дошкольного возраста с ЗПР, нами выявлены противоречия между сложностью формирования коммуникативных качеств у детей данной категории и недостаточной практической реализацией новых социально-культурных технологий, одной из которых является использование драматических игр.
В отечественной литературе существует немало исследований, которые направлены на изучение проблемы общения, среди которых следует отметить труды о единстве познавательных и эмоциональных процессов таких учёных как (Л.И. Божович, JI.C. Выготского); положения деятельностного и целостно-системного подходов (Б.Г. Ананьева, Б.Ф. Ломова, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского и др.).
Специальное изучение детей с ЗПР в отечественной дефектологии началось в 50-е годы XX века и отражено в исследованиях Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухаревой, Н.Ю. Боряковой, И.Ф. Марковской, Н.А. Никашиной, Р.Д. Тригер, Н.А. Цыпиной, М.Н. Фишман и др.
В настоящее время накоплен опыт по изучению и организации коррекционно-педагогической помощи дошкольникам с ЗПР в условиях специального детского сада или группы (У.В. Ульенкова, С.Г. Шевченко и др.).
В контексте данного исследования большое влияние оказали идеи, заложенные в трудах современных педагогов, психологов, социологов, специалистов в области социальной адаптации и коррекции (Б.Г. Ананьев, Л.Н. Занков, В.К. Зарецкий, В.И. Кондрашкин, И.А. Коробейников, И. Лангмейер, И.А. Милославова, B.C. Мухина, А.А. Налчаджян, Л.И. Плаксина, Р.В. Тонкова-Ямпольская и др.).
Тем не менее, многие аспекты ранней диагностики задержки психического развития и организации педагогической помощи детям, остаются недостаточно разработанными.
Таким образом, актуальность избранной нами темы исследования обуславливает то, что при всё больше увеличивающемся количестве исследований, посвященных социализации детей с ОВЗ, до сих пор не до конца изучен вопрос социально -коммуникативного развития детей с ЗПР средствами драматических игр.
Цель исследования - заключается в изучении и научном обосновании комплекса мероприятий психолого-педагогического сопровождения социально-коммуникативной реабилитации детей с ЗПР в коррекционной работе дошкольного учреждения на основе драматических игр.
При организации эмпирического исследования мы учитывали деятельностный и личностно-ориентированный подходы, а также принцип ведущей роли обучения в развитии психики.
Эмпирическое исследование состоит из трёх этапов:
- первый этап - обоснование концептуального аппарата; определение объекта и предмета, цели и задач, гипотезы, изучение психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме; намечены условия, способствующие социально-коммуникативному развитию у дошкольников с ЗПР; составлена программа констатирующего и формирующего экспериментов, определены формы, методы и сроки проведения экспериментов; обобщены результаты изучения проблемы в современных условиях.
- второй этап - продолжение теоретических исследований, отрабатывание гипотезы, разработка комплексной педагогической программы социально -коммуникативного развития детей с ЗПР дошкольного возраста средствами драматических игр в условиях образовательного учреждения; диагностическое исследование, обработка и анализ полученных результатов; проведение формирующего эксперимента;
- третий этап - анализ эмпирического материала, его теоретическое осмысление; систематизация и обобщение результатов исследования.
Для того чтобы развитие дошкольника в воспитательно-образовательном процессе происходило эффективно, необходимо слаженное взаимодействие ребенка и взрослого, связующим звеном является диагностирование [1].
По нашему мнению, наиболее важными параметрами для исследования социально-коммуникативного развития, которые определены как базовые путем интеграции компонентов из характеристики социально-коммуникативного развития, представленной во ФГОС [2], являются:
- степень усвоения норм и ценностей, принятых в обществе;
- степень овладения правилами и навыками взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
- развитость самостоятельности и саморегуляции;
- уровень развития эмпатии.
В процессе научно-исследовательской деятельности были проанализированы различные методики диагностирования социально-коммуникативного развития и подобраны те, которые позволяют оценить уровень социально-коммуникативного развития по предложенным параметрам [3]. Взаимосвязь методик и параметров представлена в таблице 1.
Таблица 1. Взаимосвязь методик и параметров социально-коммуникативного развития
дошкольников
Параметры для исследования Методика
Степень усвоения норм и ценностей, принятых в обществе Методика «Неоконченные ситуации» (А.М. Щетинина, Л.В. Кирс)
Степень овладения правилами и навыками взаимодействия со сверстниками и взрослыми Диагностика способностей детей к партнерскому диалогу (А.М. Щетинина)
Развитость самостоятельности и саморегуляции Карта проявлений самостоятельности (А.М. Щетинина) Карта проявлений активности (А.М. Щетинина, Н.А. Абрамова)
Уровень развития эмпатии Опросник «Проявление эмпатии к сверстнику» Е.Н. Васильевой
На базах МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 8» и МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 61» г. Иваново нами будет проведено диагностическое обследование старше-подготовительных групп с ЗПР как во фронтальной, так и индивидуальной форме, в зависимости от степени сложности методики и возможности получить надежные, достоверные данные.
С экспериментальной группой на базе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 8» в дальнейшем будет проводиться коррекционно-развивающая работа, позволяющая социально - коммуникативному развитию детей с ЗПР средствами драматических игр.
При исследовании и контрольная, и экспериментальная группа воспитанников будут находиться в равных условиях:
- наличие воспитанников и мужского, и женского пола в разных пропорциях в каждой группе;
- наличие статуса ребёнка, нуждающегося в коррекционной помощи;
- при коррекционном процессе учитываются принципы специального обучения и воспитания;
- наличие неизменного воспитателя на группе, компетентного в вопросах воспитания и обучения детей с ЗПР.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная программа по социально-коммуникативному развитию детей с ЗПР средствами драматических игр будет внедрена в коррекционный процесс образовательного учреждения. Материалы данного исследования могут применяться при разработке методик по социально-коммуникативному развитию детей с ограниченными возможностями в специальных образовательных учреждениях, а также при подготовке и переподготовке специалистов по коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями.
Список литературы
1. Темербекова А.А. Психолого-педагогическая диагностика образования дошкольников // Интеграция образования, 2005. № 4. С. 67-71.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://xn-- 80аЪисЩЬЬу9а.хп--р1а1/ (дата обращения: 26.12. 2017).
3. Щетинина А.М. Щ 49. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. 88 с.
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
12 3
Сеннова И.А. , Мусина О.Р. , Ксенофонтова М.А.
1Сеннова Ирина Алексеевна - студент;
2Мусина Оксана Робертовна - студент;
3Ксенофонтова Мария Алексеевна - студент, специальность: преподавание в начальных классах, Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Некрасовский педагогический колледж 1 им. Н.А. Некрасова, г. Санкт-Петербург
Аннотация: в ходе исследования (анкетирование) изучается уровень сформированности читательской компетентности у детей младшего школьного возраста. Следующим этапом нашего исследования стало ретроспективное интервью, которое проводилось среди людей старше 18 лет, с целью выяснить, присутствовала ли у них потребность в чтении в младшем школьном возрасте. Ключевые слова: читательская компетентность, внеклассное чтение.
Привить ребёнку вкус к чтению - лучший подарок, который мы можем ему сделать Сесиль Лупан
Значимость книги в жизни человека и общества весома. Книга - это звено, связывающее нас с прошлым и будущим!»[1, с. 3] Но, к сожалению, с каждым годом интерес к чтению у детей снижается. И перед учителем начальной школы стоит цель - формировать читательскую компетентность как базовую основу ключевых компетенций.
А что же такое читательская компетентность и почему мы рассматриваем её формирование через внеклассное чтение?
Внеклассное чтение - это особый раздел обучения детей чтению, целью которого является выработать привычку, а затем потребность самостоятельно, осмысленно выбирать книги для чтения [2, с. 5].