Информационно-коммуникативные технологии в образовательной деятельности МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 20»
Завьялова О. И.,
воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 20»,
Нижний Новгород, Россия
Аннотация. Целью статьи является повышение качества образования через активное внедрение в образовательную деятельность информационно - коммуникативных технологий как инструмента познавательной мотивации и развития дошкольников.
Дошкольный возраст — время, когда формирование личности ребенка происходит наиболее быстро, и является главным возрастом для дальнейшего развития и становления познавательных психических процессов и личности ребенка.
Система современного образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов и технологий, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Развитие нашего общества уже невозможно представить без информационных ресурсов, и на сегодня современные технологии значительно расширяют возможности педагогов и родителей в сфере раннего обучения детей, позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.
В соответствии с законом "Об образовании в Российской Федерации" дошкольное образование является одним из уровней общего образования. Поэтому информатизация детского сада стала необходимой реальностью современного общества. Использование информационно - коммуникативных технологий дает возможность обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОО и повысить его эффективность.
В нашем детском саду функционирует 6 групп: одна группа общеразвивающей направленности, 4 группы комбинированной направленности для детей с ОВЗ (ЗПР) и одна группа кратковременного пребывания для детей со сложным дефектом. Рассматривая ИКТ как важную составляющую современного образовательного процесса и как единое информационное пространство дошкольной образовательной организации, в которой задействованы все участники образовательного процесса: администрация, педагоги, воспитанники и их родители (законные представители) были сформулированы следующие задачи:
> Создать единое информационное пространство в ДОО;
^ Подготовить педагогические кадры к эффективному использованию в образовательном процессе информационно - коммуникативных технологий;
> Интегрировать и внедрить ИКТ в процессы управления, воспитания и обучения;
> Повысить уровень информационной культуры родителей (законных представителей).
^ Создать банк дидактических и методических разработок по использованию ИКТ в работе ДОО.
Решение проблем формирования профессиональной компетенции педагога в условиях информатизации современного образования требует изменения содержания существующей подготовки педагогических кадров и создания, благоприятных организационно-педагогических условий для внедрения современных технологий в образовательную деятельность ДОО.
Таким образом, для повышения профессиональной компетенции педагогов в нашем детском саду использовались следующие формы работы:
- мастер-классы;
- педагогический совет;
- педагогическое наставничество;
- недели педагогического мастерства;
- обучение педагогов на курсах повышения квалификации.
Также в помощь педагогам ДОО была создана творческая группа, которая разработала ряд занятий с использованием современных образовательных ресурсов, методических рекомендаций по использованию информационно-коммуникативных технологий в непосредственно-образовательной деятельности. Наличие локальной сети Интернет, электронной системы Образования, собственного сайта и электронного адреса ДОО также дают возможность любому педагогу детского сада пользоваться ими в своей повседневной работе с детьми.
Для совершенствования навыков педагогического мастерства, повышения компетентности, поиска новых творческих методов и приемов использования современных информационных технологий в работе с детьми, с родителями организовывались конкурсы среди педагогов:
- «Компьютерная презентация «Моя группа»;
- «Электронные методические материалы и презентации для занятий»;
- «Информационные буклеты для родителей»;
Разработанная система повышения профессиональной компетентности педагогов по внедрению ИКТ в образовательный процесс дала свои результаты, а именно: педагоги научились создавать графические и текстовые документы; применять электронные дидактические и педагогические программные средства; овладели навыками поиска информации в сети Интернете; навыками создания мультимедийных презентаций; научились разрабатывать занятия с использованием информационных технологий; создавать личные странички на официальном сайте детского сада.
Для достижения полноты и качества использования ИКТ в образовательной деятельности в нашей дошкольной организации создана информационно -образовательная среда, которая способствует формированию гармонично развитой, социально активной, творческой личности. Образовательная среда групп, музыкального зала оснащена современными информационными и техническими средствами обучения, такими как ноутбук, интерактивная доска, проектор, аудиомагнитофоны, музыкальные центры, ЖК-телевизоры, фотоаппарат, видеокамера, что позволяет стимулировать познавательную и речевую активность детей, участвовать в освоении новых знаний. Проведение непосредственно-образовательной деятельности с использованием ИКТ проходит только в игровой форме, эмоционально, ярко, с привлечением большого набора иллюстративного материала - мультимедийных презентаций, с использованием звуковых эффектов и видеозаписей. Применение современных информационных технологий позволило сделать непосредственно-образовательную деятельность привлекательной и по-настоящему современной, решать познавательно-речевые и творческие задачи с опорой на наглядность.
Таким образом, применение современных технологий в виде компьютерных слайдов, презентаций, клипов, звуковых эффектов в процессе обучения детей на занятиях дают возможность демонстрировать различные объекты в многократно увеличенном виде; объединять аудио-, видео- и анимационные эффекты в единую презентацию; стимулировать познавательную и речевую активность детей, моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
Деятельность по использованию информационно-коммуникативных технологий, организуемая в ДОО, как правило, направлена на совершенствование воспитательно-образовательной работы и затрагивает интересы всех участников образовательного процесса. Так для работы с детьми ОВЗ и детьми со сложными дефектами в нашем детском саду оборудованы кабинеты специалистов: учителя-дефектолога, учителя-
логопеда, которые также оснащены современными информационными и техническими средствами: компьютерной техникой, интерактивными досками с программным и методическим обеспечением, аудиомагнитофонами. Специалисты нашей дошкольной организации применяют новые, современные формы работы с детьми. Одной из таких инновационных технологий стал для нас метод «ДАС - БОС» внедренный в образовательную деятельность ДОО учителем-логопедом в 2011г., позволяющий эффективно оказывать помощь детям с речевыми нарушениями. Для этого оборудован кабинет БОС-логотерапевтический, оснащенный компьютерным комплексом, приборами, датчиками и компьютерной программой «Cardio 2.1 Logo», а также методической и научной литературой. Метод ДАС-БОС направлен на формирование диафрагмально-релаксационного типа дыхания с целью коррекции речевых нарушений и оздоровления детского организма в целом. Использование в коррекционной работе ИКТ предотвращает утомление детей, поддерживает у них познавательную, речевую активность, воспитывает волевые качества, такие как самостоятельность, собранность, усидчивость, повышает эффективность коррекционной работы в целом.
При использовании информационно-коммуникационных технологий не забываем заботиться и о здоровье детей. Признавая, что ИКТ - новое мощное средство для развития детей, мы всегда помнить заповедь "НЕ НАВРЕДИ!". Таким образом, при организации образовательного процесса с использование ИКТ педагогами учитываются возраст детей и требования Санитарных правил.
Большое внимание в ДОО уделяется работе с родителями. Информационно-коммуникативные технологии также способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива детского сада и родителей при обучении и воспитании дошкольников. Наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность регулярно получать информацию о жизни ДОО, группы, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях.
С внедрением информационно-коммуникативных технологий методический кабинет ДОО постепенно пополняется медиатекой, дидактическими материалами, презентациями и т.д., где всем участникам образовательного процесса предоставлен свободный доступ к образовательным ресурсам. Педагоги имеют возможность моделировать воспитательно-образовательный процесс, создавать компьютерные презентации к образовательной деятельности, педсоветам, родительским собраниям, методическим объединениям.
В заключении хотелось бы отметить, что использование информационно -коммуникативных технологии выдвигает педагогов на более высокую ступень в деле развития дошкольников, о чем говорят результаты их активного участия в мероприятиях разного уровня. Педагоги ДОУ являются: неоднократными победителями Всероссийского конкурса «Мой лучший урок»; победителями районного конкурса «Лучший воспитатель года»; участниками Всероссийского конкурса «Педагогический дебют»; финалистами Всероссийского смотра-конкурса на лучшую презентацию дошкольного
образовательного учреждения - 2014.
Таким образом, грамотное использование современных информационных технологий позволяет существенно повысить познавательную мотивацию детей к обучению, проявлять инициативу и самостоятельность, воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке, самостоятельно принимать решение и быть уверенным в своих силах. Всё это способствует наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной, речевой и творческой деятельности, а значит дает великолепную возможность подготовить детей к успешному школьному обучению и свободному владению компьютером, что так важно в современном мире.
Литература
1. Управление инновационными процессами в ДОУ. - М., Сфера, 2008.
2. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991 г., № 5.
3. Калинина Т.В. Управление ДОУ. "Новые информационные технологии в дошкольном детстве". М, Сфера, 2008.
4. Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000 г., № 11.
5. Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997.
6. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютерного обучения. М. 1988. - 167с.
7. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М. МГППУ, 2006, -460с.
8. Журнал "Инновационные проекты и программы в образовании № 3 (2010), Раздел: ФГОС второго поколения, стр. 33
9. Статья предоставлена сайтом Сетевой образовательной организации "Развивающее образование" А. Б. Воронцов
10. Первин Ю.А. Концепция курса раннего обучения информатике //Информатика и образование. - 2003. - № 4.- с 32-36.
11. http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/09/Sbotnik_DO_1-2014.pdf
12. http: //web.snauka.ru/i ssues/2013/01/19788
13. http://web.snauka.ru/
Иллюстрации
Рис. 1. Бос-технологии
Рис. 2. Говорящее письмо из телевизора в группе
Рис. 3. Занятие с использованием интерактивной доски
Рис. 4. Компьютер-помощник