УДК 159.922.7/316.614.5
Н. М. Антипина
Психологическая служба городского оздоровительно-образовательного центра «Тимуровец» (Новосибирск, Россия)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ИНКЛЮЗИИ В КРУГЛОГОДИЧНЫХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЯХ
Принята к публикации 30.03.2018
Дается описание модели психолого-педагогического сопровождения инклюзии в круглогодичных оздоровительных лагерях, раскрываются механизмы практической реализации содержания работы с детьми, имеющими особенности развития. Модель апробирована в инклюзивном психолого-педагогическом проекте, и результаты апробации позволяют говорить о ее достаточно высокой эффективности. Это подтверждается результатами экспериментального исследования психоэмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья — участников данного проекта. В исследовании использовались методика эмоциональной самооценки А. В. Захарова, проективный тест «Дерево с человечками» П. Уилсона в адаптации Л. П. Пономаренко и психогеометрический тест С. Деллингер для определения основных ведущих черт личности. Результаты подвергались статистической компьютерной обработке. В целом исследование показало позитивные изменения личностных компонентов участников программы, демонстрирующие повышение уровня социализации и социальной интеграции у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья, посттрадиционные парадигмы инвалидности, инклюзия, детский оздоровительный лагерь, психолого-педагогическое сопровождение.
Российское общество, стремясь построить сильное, правовое и социальное государство, за последние десятилетия сильно изменилось. Новые социальные парадигмы обеспечили поворот к гуманным принципам жизни, истинному вниманию к человеку, действенной адресной заботе о слабых и нуждающихся. Люди с ограниченными возможностями здоровья и нарушенным социальным статусом, в том числе дети с ограниченными возможностями здоровья, перестали рассматриваться только с точки зрения здоровья и нездоровья как незащищенная категория граждан.
На современном этапе развития общества основная задача в работе с детьми с ограниченными возможностями (ОВЗ) — помогать обретать полноценную здоровую жизнь и социальный статус. Часто жизненные коллизии мешают развитию таких детей и их самореализации, и поэтому им необходимо эффективно адаптироваться в обществе.
Такой подход обусловлен различными факторами. Во-первых, число детей-инвалидов и оснований для признания их инвалидами растет. Согласно статистической информации, только за последнее десятилетие частота детской инвалидности в России удвоилась, по данным Министерства здравоохранения и социального
ISSN 2412-8945. Развитие территорий. 2018. № 1 (11). © Н. М. Антипина, 2018
развития в 2016 г., численность детей-инвалидов в России составляла 745 тыс. человек [7].
Во-вторых, в последние пять лет активно разрабатываются новые модели социальной политики, что приводит к появлению определенных методических и нормативных правовых актов, меняющих принципы и подходы к проблеме инвалидности [2].
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» утвердил правовые понятия: «обучающийся с ограниченными возможностями», «инклюзивное образование», «адаптированная образовательная программа». Установку на создание возможностей для самореализации ребенка-инвалида диктует и Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
Современный подход к детям с ограниченными возможностями здоровья можно назвать динамическим и мобильным. На первый план выходят вопросы качества жизни детей-инвалидов, их полноценного всестороннего развития, самореализации и самоактуализации детей с ограниченными возможностями здоровья в разных сферах общества [1, 3].
Актуальной в работе с детьми с ограниченными возможностями становится идея самореализации этих детей как процесс всестороннего развития ребенка в разных системах дополни-
тельного и основного образования, а также в системе детского отдыха. Важно не просто наладить систему развития коммуникативных ресурсов и самореализации для детей-инвалидов, а создать условия для комфортной адаптации ребенка-инвалида к обычным системам взаимодействия в обществе, таким как детский сад, школа, детская группа сверстников, творческие группы по интересам. Современные модели развития самореализации детей-инвалидов должны успешно встраиваться в любую систему образования и воспитания, как общего, так и дополнительного [6].
Лагерь сегодня — это уникальная площадка для развития у ребенка социальных навыков, возможности для приобретения образовательного, развивающего, поискового опыта как самостоятельной, так и совместной деятельности. Проживание разных социальных ролей, поиск собственной модели успешного поведения, самореализация в группе сверстников — все эти факторы позволяют ребенку с ограниченными возможностями здоровья развивать важные социальные навыки (коммуникативные, лидерские, навыки решения проблем).
В современной российской действительности в системе детского отдыха пока отсутствует полноценное нормативное понятие «инклюзивный отдых», однако существует практический опыт педагогических проектов, направленных на самореализацию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях лагеря.
С целью изучения эффективности психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзии в детском оздоровительном лагере было проведено экспериментальное исследование в рамках инклюзивного психолого-педагогического проекта «Тимуровец. Границ.МБТ». Проект в основе своей содержит идею создания инклюзивной среды на территории оздоровительного лагеря, используя экологические возможности загородной территории и специально организованную программу социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Основной целью проекта является создание инклюзивной среды в круглогодичном оздоровительном лагере. В специально организованной инклюзивной среде находятся различные гетерогенные группы детей с ненормативным и нормативным развитием. В единой педагогической программе учтены возможности для непрерывного образования, самореализации, отдыха и оздоровления разных детей.
В рамках психолого-педагогического проекта отдыха и оздоровления детей с ограниченными возможностями здоровья «Тимуровец. Границ.МБТ» была апробирована модель психолого-педагогического сопровождения инклюзии, применяемая в лагере. Моделирование в лагере как специальном учреждении образования основано прежде всего на понимании комплексности и взаимодействия психолога со всеми субъектами процесса инклюзии и субъек-
тами, прямо или косвенно влияющими на данный процесс в лагере [4, 5, 8]. Модель психолого-педагогического сопровождения инклюзивного процесса в Детском санаторном оздоровительном лагере круглогодичного действия (ДСОЛКД) «Тимуровец» представлена в виде схемы, состоящей из трех уровней сопровождения.
Первый уровень модели представляет собой систему работы с субъектами инклюзии до начала смены. В рамках психолого-педагогического сопровождения на данном уровне реализуются следующие задачи:
— целенаправленная психологическая и мо-тивационная подготовка сотрудников;
— обучение вожатых основным психологическим особенностям детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и формам работы с ними;
— обучение этическим нормам и правилам коммуникации с детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья;
— работа психолога с семьей и родителями ребенка, приезжающего в лагерь (психологическое просвещение, консультирование, выявление поведенческих особенностей, рекомендации);
— сборка целостности портрета ребенка, особенностей предполагаемых адаптационных проблем;
— психологическая и мотивационная подготовка педагогов, сопровождающих детей с ОВЗ в лагерь (в случае если участники едут с сопровождением);
— отработка механизмов сотрудничества с педагогами;
— выработка стратегии сопровождения в лагере.
Второй уровень модели описывает психолого-педагогическое сопровождение ребенка в лагере. На территории лагеря психолого-педагогическое сопровождение — это составная часть комплекса медицинских, педагогических, психологических и творческих усилий специалистов для полноценного вхождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в отрытую социальную среду.
Проект «Тимуровец. Границ.МБТ» задает «трехмерное пространство» в виде трех одновременно работающих направлений, которые позволяют реализовывать оздоровление, инклюзивное образование и развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья вне зависимости от возрастных ограничений и нозологии. Три направления условно обозначены понятиями «дух», «достижение» и «движение».
Инклюзивный компонент проекта заключается в идее того, что на любой санаторной смене могут появиться дети с ограниченными возможностями здоровья, и программа смены должна быть выстроена с учетом их участия в любой тематике без изменения текущей программы.
«Дух» определяется как работа, направленная на развитие психологического и соматического здоровья ребенка с ограниченными возможностями здоровья. «Дух» — это направление, которое связано непосредственно с укреплением психоэмоциональной сферы ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Здесь реализуется конкретизация содержания работы психологов и вожатых, разрабатываются рекомендации вожатым, корректируется педагогическая программа при необходимости.
«Движение» — направление, которое связано с развитием физической деятельности ребенка, укреплением его соматического здоровья в рамках санаторного лечения в лагере, спортивными занятиями и занятиями лечебной физической культурой.
«Достижение» — это личностный рост ребенка с ограниченными возможностями здоровья, который формируется в условиях творческой развивающей педагогической программы лагеря. Режим дня в лагере построен таким образом, что в первой половине дня проходят необходимые (при возможности и показаниях) медицинские процедуры, а во второй половине дня — отрядные дела, коллективно-творческие проекты, дополнительное образование детей. Исходя из этого ребенок успевает и комплексно развиваться, и укреплять психосоматическое здоровье. Деятельность в трех направлениях помогает ребенку получать собственный опыт включенности в разные виды деятельности, развивать опыт самореализации.
Все три направления могут успешно существовать в рамках одной лагерной смены, и тогда лагерь становится «доступной средой», позволяющей ребенку снижать риски, связанные с ограничениями в его здоровье, и быть в процессе непрерывного инклюзивного образования и развития.
Психологическое сопровождение на уровне лагеря включает:
— работу педагога-психолога по адаптации ребят в организационный период смены;
— создание «психологической доступной среды» для всех субъектов пространства детского отдыха;
— мониторинг эмоционально-волевой сферы участников проекта;
— развивающую работу (групповую и индивидуальную), направленную на коррекцию эмоционального состояния, позитивное самопринятие;
— индивидуальную сопровождающую работу;
— психологическое просвещение в отрядах для создания толерантного межличностного взаимодействия детей и подростков с ограниченными и неограниченными возможностями здоровья.
Третий уровень модели — это уровень последействия, когда ребенок с ограниченными возможностями уезжает из лагеря в привычную
социальную среду. На данном уровне психологическое сопровождение включает:
— «обратную» связь от родителей и детей — участников смены, в том числе через опрос родителей и встречи психолога и вожатых лагеря в школах после окончания проекта «Тимуровец. Границ.№Т»;
— рефлексию с вожатыми, анализ их эмоционального состояния, полученного опыта работы;
— анализ изменений поведения и компетенций ребенка.
Процесс инклюзии в рамках данной модели в детском оздоровительном лагере реализуется посредством конкретных механизмов:
— включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в педагогическую и творческую программу детского оздоровительного лагеря;
— коммуникативного контакта детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих нарушения здоровья;
— включения родителей, чьи дети имеют нарушения здоровья и нуждаются в инклюзии, в программу детского оздоровительного лагеря посредством встреч, консультаций психолога лагеря, участия в итоговых творческих программах.
На входе и выходе из проекта проводились констатирующее исследование психоэмоционального состояния детей, нуждающихся в инклюзивном сопровождении, и оценка эффективности психолого-педагогического сопровождения инклюзии в детском оздоровительном лагере.
Итак, экспериментальное исследование проходило на базе детского санаторно-оздо-ровительного лагеря «Тимуровец», г. Новосибирск. В исследовании приняли участие дети в возрасте 7—13 лет (91 ребенок), участники психолого-педагогического проекта «Тимуровец. Границ.МЕТ», имеющие статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Результаты диагностических исследований подвергались статистической компьютерной обработке с помощью программного обеспечения SPSS-22.0. Достоверность полученных данных — не ниже 5 % уровня значимости. Для окончательных выводов использовались только значимые результаты.
Были подобраны следующие диагностические методики, позволяющие определить психоэмоциональное состояние детей, нуждающихся в инклюзивном сопровождении в начале экспериментального исследования и по итогу реализации модели психолого-педагогического сопровождения:
1. Проективный тест «Дерево с человечками» П. Уилсона в адаптации Л. П. Пономаренко.
2. Методика эмоциональной самооценки А. В. Захарова.
3. Психогеометрический тест С. Деллингер для определения основных ведущих черт личности.
Все участники исследования были разделены на три группы. Экспериментальная группа 1 (ЭГ-1) — это группа детей, имеющих нарушения интеллектуальной сферы с диагнозом легкая степень умственной отсталости (41 человек), экспериментальная группа 2 (ЭГ-2) — это дети, имеющие нарушения слуха (24 человека), и экспериментальная группа 3 (ЭГ-3) — это дети, имеющие нарушения речи (19 человек).
Исследование проходило в четыре этапа. На первом этапе проводилась диагностика психоэмоционального состояния детей, нуждающихся в инклюзивном сопровождении, до участия в проекте. На втором этапе реализовыва-лась модель психолого-педагогического сопровождения инклюзивного процесса на базе
ДСОЛКД «Тимуровец». На третьем этапе проводилась диагностика психоэмоционального состояния детей после участия в проекте, а также проводилась оценка психолого-педагогического сопровождения инклюзии в детском оздоровительном лагере. На четвертом этапе проводились систематизация и обобщение результатов исследования согласно диагностике детей.
На начальном и итоговом этапах мы выявили процентное соотношение параметра «самооценка» в каждой группе детей. По результатам в группах ЭГ-1 и ЭГ-2 отмечены видимые изменения (рис. 1, 2), тогда как в группе ЭГ-3 значения по параметру «самооценка» не изменились.
Рис. 1. Результаты исследования по шкалам методики эмоциональной самооценки А. В. Захаровой в ЭГ-1 (испытуемые с умственной отсталостью), %
Согласно полученным результатам в ЭГ-1 (испытуемые с умственной отсталостью), показатель шкалы «завышенная самооценка» изменился с 45 до 30 %, показатель шкалы «зани-
женная самооценка» понизился с 35 до 20 % и показатель шкалы «адекватная самооценка» вырос с 30 до 50 %.
45
40
35
30
25
20
15
10
Рис. 2. Результаты исследования по шкалам методики эмоциональной самооценки А. В. Захаровой в ЭГ-2 (испытуемые с нарушениями слуха), %
В ЭГ-2 (испытуемые с нарушениями слуха) показатели по параметру «завышенная самооценка» (35 %) не изменились. Показатель «адекватная самооценка» повысился с 35 до
45 %, показатель «заниженная самооценка» понизился с 30 до 20 %. В ЭГ-3 (испытуемые с нарушениями речи) значения по шкале «самооценка» не изменились.
5
Согласно результатам исследования эмоционально-личностной сферы (проектный тест П. Уилсона в адаптации Л. П. Пономаренко), статистически значимые средние значения по-
казателей фиксируют изменения в группах испытуемых в сторону положительной динамики состояния детей на конец эксперимента (таблица):
Шкала Мх (начало эксперимента) Мх (конец эксперимента)
ЭГ-1 (испытуемые с умственной отсталостью)
Направленность на преодоление препятствий 6,8 7,8
Утомляемость, слабость, небольшой запас сил 4,6 3,2
Уход в себя 2,3 1,4
ЭГ-2 (испытуемые с нарушениями слуха)
Направленность на преодоление препятствий 7,6 8,3
Комфортное состояние 7,4 8,0
ЭГ-3 (испытуемые с нарушениями речи)
Направленность на общение, дружескую поддержку 7,1 7,9
Комфортное состояние 6,8 7,7
Уход в себя 2,0 1,3
Таким образом, мы видим, что, согласно результатам среднего значения, в экспериментальных группах присутствуют следующие изменения:
— в ЭГ-1 (испытуемые с умственной отсталостью) показатель по шкале «направленность на преодоление препятствий» повысился, понизились значения по шкалам «утомляемость, слабость, небольшой запас сил» и «уход в себя»;
— в ЭГ-2 (испытуемые с нарушениями слуха) повысились показатели по шкалам «комфортное состояние», «направленность на преодоление препятствий»;
— в ЭГ-3 (испытуемые с нарушениями речи) значения повысились по шкалам «направленность на общения и дружескую поддержку» и «комфортное состояние», значения по шкале «уход в себя» понизились.
С целью сопоставления показателей, измеренных дважды в разных условиях на одной и той же выборке испытуемых, мы рассчитали Т-критерий Вилкоксона. Он позволяет установить не только направленность изменений, но и их выраженность: является ли сдвиг показателей в каком-то одном направлении более интенсивным, чем в другом.
По результатам Т-критерия Вилкоксона в ЭГ-1 (испытуемые с умственной отсталостью) можно заключить, что сдвиг в сторону понижения завышенной самооценки по интенсивности достоверно преобладает над сдвигом в сторону ее повышения, в ЭГ-2 (испытуемые с нарушениями слуха) сдвиг в сторону повышения заниженной самооценки по интенсивности достоверно преобладает над сдвигом в сторону ее понижения, в ЭГ-3 (испытуемые с нарушениями речи) по параметру «самооценка» сдвиги не зафиксированы.
По методике «Психогеометрический тест С. Деллингер» после проведения эксперимента в ЭГ-1 (испытуемые с умственной отсталостью) 40 % испытуемых выбрали квадрат, 30 % — зигзаг и 30 % — прямоугольник. В ЭГ-2 (испытуемые с нарушениями слуха) 35 % испытуемых выбрали квадрат, 25 % — треугольник и 40 % — прямоугольник. В ЭГ-3 (испытуемые с нарушениями речи) 50 % испытуемых выбрали квадрат, 20 % — треугольник и 20 % — прямоугольник и 10 % — круг (рис. 3—5).
Рис. 3. Результаты исследования по шкалам методики «Психогеометрический тест С. Деллингер» после проведения эксперимента в ЭГ-1 (испытуемые с умственной отсталостью), %
Испытуемые в группе ЭГ-1 реже стали выбирать квадрат и прямоугольник, увеличилось количество выборов фигуры зигзаг. Можно
предположить, что у испытуемых ЭГ-1 стала проявляться склонность к творчеству (одна из основных характеристик зигзага).
Рис. 4. Результаты исследования по шкалам методики «Психогеометрический тест С. Деллингер» после проведения эксперимента в ЭГ-2 (испытуемые с нарушениями слуха), %
Испытуемые в группе ЭГ-2 реже стали выбирать квадрат и незначительно увеличилось количество выборов треугольника. Можно пред-
положить, что у испытуемых ЭГ-2 становятся более выраженными лидерские черты (одна из основных характеристик треугольника).
Рис. 5. Результаты исследования по шкалам методики «Психогеометрический тест С. Деллингер» после проведения эксперимента в ЭГ-3 (испытуемые с нарушениями речи), %
Испытуемые в группе ЭГ-3 реже стали выбирать квадрат, увеличилось количество выборов треугольника и появился выбор круга. Можно предположить, что у испытуемых ЭГ-3 становятся более выраженными лидерские черты (одна из основных характеристик треугольника) и ориентация на межличностные отношения (одна из основных характеристик круга).
Таким образом, исследование, проведенное по итогам апробации модели, показывает следующие изменения в психоэмоциональной сфере детей:
— в ЭГ-1 (испытуемые с умственной отсталостью) изменился показатель шкалы «завышенная самооценка» с 45 до 30 %, показатель шкалы «заниженная самооценка» снизился с 35 до 20 % и показатель шкалы «адекватная самооценка» вырос с 30 до 50 %;
— в ЭГ-2 (испытуемые с нарушениями слуха) отмечается сдвиг в сторону повышения направленности на преодоление препятствий;
— в ЭГ-3 (испытуемые с нарушениями речи) отмечается сдвиг в сторону повышения направленности на общение и дружескую поддержку, в то же время отмечается сдвиг в сторону снижения ухода в себя и повышения фактора комфортное состояние. Процесс психолого-педагогического сопровождения инклюзии в детском оздоровительном лагере оказывает положительное влияние на психоэмоциональную сферу детей с ОВЗ, имеющими различную нозологию.
Таким образом, модель психолого-педагогического сопровождения инклюзии в круглогодичном оздоровительном лагере представляет собой процесс поэтапного включения ребенка
в открытую социальную среду временного детского коллектива через различные механизмы инклюзии, такие как включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья и его родителей в психо лого-педагогическую программу лагеря, а также организацию коммуникативного контакта детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих нарушений.
Модель психолого-педагогического сопровождения инклюзивного процесса в детском оздоровительном лагере должна включать разные уровни взаимодействия ребенка с ОВЗ со средой.
Учитывая динамику психоэмоционального состояния детей с ограниченными возможностями здоровья можно сделать вывод о том, что реализация инклюзивных проектов в детском оздоровительном лагере с выстроенной системой психологического сопровождения способствует развитию позитивного самовосприятия участников в открытой социальной среде. Также благодаря системе психолого-педагогического сопровождения дети, имеющие ограниченные возможности здоровья, преодолевают коммуникативные барьеры и снижают ощущение «социальной изоляции», формируют позитивные установки на взаимодействие и выстраивание межличностных отношений. Система детского лагеря в этой связи может стать площадкой, где для ребенка с ограниченными возможностями здоровья создаются такие условия, в которых он будет искать ресурс для развития
и саморазвития, будет иметь возможность пробовать, ошибаться, рисковать и искать при этом свой путь.
Список литературы
1. Алехина С. В. Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья : учеб. пособие / отв. ред. С. В. Алехина, Е. Н. Кутепова. М. : МГППУ, 2013. 324 с.
2. Лапшин Ю. В. Конвенция о правах ребенка и реальность детства в современной России // Актуальные проблемы современного детства. М., 2010. 405 с.
3. Малофеев Н. Н. Особый ребенок — вчера, сегодня, завтра. (Образование и психолого-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в XXI веке) : учеб. пособие. М. : Ин-т коррекц. педагогики, 2007.
4. Семаго М. М., Семаго Н. Я.Диагностико-консультативная деятельность психолога образования / под общ. ред. М. М. Семаго. М. : Айрис-Дидактика, 2004.
5. Семаго М. М., Семаго Н. Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. М., 2005.
6. Тарасенко Е. А. Социальная политика в области инвалидности: кросс-культурный анализ и поиск оптимальной концепции для России // Журн. исследований социал. политики. 2004. Т. 2. № 1.
7. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/, (дата обращения: 25.09.2015).
8. Царегородцева Е. А. Психолого-педагогическое сопровождение в летнем лагере // Пед. образование в России. 2017. № 5. С. 55.
N. M. Antipina
PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE PROCESS OF INCLUSION IN THE YEAR-ROUND HEALTH CAMPS
A description of the model of psychological and pedagogical support of inclusion in year-round health-improving camps is given, the mechanisms of practical realization of a content of work with children having features of development are disclosed. The model is tested in inclusive psychological and pedagogical project, and results of approbation suggest enough high efficiency of it. It is confirmed by results of experimental research of psycho-emotional sphere of children with limited capacities for health — the participants of this project. In research were used the A. V. Zaharov's technique of emotional self-evaluation, projective test "Tree with little humans" of P. Wilson in the adaptation of L. P. Ponomarenko and psycho-geometric test of S. Dellinger for a definition of the main features of a person. Results were processed by a statistical computer program. Overall, the study found positive changes in personality features of the participants of the program, that is demonstrated of increase of the socialization's level and social integration at children with limited capacities for health.
Keywords: disabled children, children with disabilities, post-traditional disability paradigms, inclusion, children's health camp, psychological and pedagogical support.