КОНЦЕПТ
Володина Ю. А., Матяш Н. В. Предпрофильная подготовка детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях интернатного типа // Концепт. - 2012. -№ 8 (август). - ART 12099. - 0,6 п. л. - URL: http://
научно-методический электронный журнал э^о фс 77° 49965° -С^5мТз024 120Х9'111171' Г°С Р8Г
АШ12099 УДК 37.018.32:37.015.3 л - ‘ ‘
Володина Юлия Анатольевна,
кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии ФГБОУ «Брянский государственный университет им. И. Г. Петровского», г. Брянск psvlabgu@va.ru
Матяш Наталья Викторовна,
доктор психологических наук, заведующая кафедрой психологии ФГБОУ «Брянский
государственный университет им. И. Г. Петровского», г. Брянск
vds-24@va.ru
Предпрофильная подготовка детей, оставшихся без попечения родителей,
в учреждениях интернатного типа
Аннотация. В статье рассматриваются психолого-педагогические особенности подготовки детей-сирот к профессиональному самоопределению. Представлен анализ экспериментальных данных временной перспективы детей-сирот, их профессиональных интересов и склонностей, Я-концепции как составляющей самосознания подростков. Дана характеристика программе психологического сопровождения детей-сирот на этапе предпрофильной подготовки.
Ключевые слова: предпрофильная подготовка, профессиональное самоопределение, дети-сироты, психологическое сопровождение.
Актуальность проблемы и ее теоретическое обоснование. Глубокие социальные потрясения последних десятилетий, кризисное состояние экономики, культуры, образования, невиданный ранее динамизм развития, изменение технических, материальных, этических, моральных и других ориентиров привели к увеличению количества де-тей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов и т. п.
Однако, многие специалисты, занимающиеся проблемами социального сиротства (А. Васильев, В. Л. Воробева, И. И. Осипова, В. Н. Ослон, Н. А. Палиева, А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых и др. [1-7]), отмечают несовершенство существующей системы воспитания детей в учреждениях интернатного типа, так как она не способствует созданию условий для преодоления у воспитанников трудностей в дальнейшей социализации в обществе. Интернатные учреждения часто оказываются неспособными обеспечить их успешную социализацию. Появившиеся новые типы учреждений (приюты временного пребывания, психолого-педагогические центры реабилитации, кризисные центры и др.) также в полной мере не могут решить эту проблему.
После выхода из интернатного учреждения, лишаясь внешней опеки, не имея социального опыта, необходимых навыков социализации и устойчивых нравственных ориентиров дети-сироты, в большинстве случаев, не могут интегрироваться и адаптироваться в социуме. Сформированные в интернате чувство вины, тревога, страх перед будущим, агрессия нарушают процесс их вхождения в социальную среду, усвоения социального опыта, приобщения к системе социальных связей. Это свидетельствует о том, что вся система помощи данной категории детей требует качественных изменений, совершенствования и форм, и методов, и технологий работы с детьми, оказавшимися вне семьи.
Опираясь на идеи Л. С. Выготского о развитии сознания в деятельности, мы предположили, что процесс профессионального самоопределения выпускников
f\j ■Л f\j
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12099.htm
КОНЦЕПТ
Володина Ю. А., Матяш Н. В. Предпрофильная подготовка детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях интернатного типа // Концепт. - 2012. -№ 8 (август). - ART 12099. - 0,6 п. л. - URL: http://
научно-методический электронный журнал э^о фс 77° 49965° -С^5мТз024 120Х9'111171' Г°С Р8Г
АШ12099 УДК 37.018.32:37.015.3 л - ‘ ‘
школ-интернатов, основанный на преобразовании социально-образовательной среды интернатного учреждения, должен пройти 4 стадии в своем развитии. На первой стадии взрослые (педагог, психолог и др.) с помощью определенных средств управляют поведением воспитанников в условиях микросреды, направляя реализацию его способностей и возможностей. На второй стадии воспитанник становится субъектом социально-профессиональной деятельности в макросреде. На третьей стадии подросток начинает применять к самому себе (как объекту) те способы управления своей деятельностью и поведением, которые применяли к нему. На четвертой стадии происходит окончательная интериоризация, подросток на основе оценки своей деятельности и поведения начинает творчески изменять способы управления своей деятельностью и деятельность в целом, сохраняя свою социальную природу, в результате чего у него формируется тенденция к самостоятельности и независимости в его социально-профессиональной деятельности.
Характеристика экспериментального исследования. Экспериментальное исследование, проведенное в школах-интернатах Брянской области в 2007-2010 гг. (выборка 133 человека) ставило своей целью теоретически обосновать и экспериментально исследовать особенности процесса профессионального самоопределения детей-сирот в условиях предпрофильной подготовки.
Объект исследования - процесс профессионального самоопределения детей-сирот. Предмет исследования - психолого-педагогические особенности профессионального самоопределения детей-сирот в условиях предпрофильной подготовки.
Рабочая гипотеза: организация психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей-сирот в условиях предпрофильной подготовки позволяет подготовить воспитанников интернатных учреждений к самостоятельной жизни в обществе.
Программа экспериментальной работы включала в себя проведение пилотажного исследования, формирующий эксперимент, контрольное исследование с последующей статистической обработкой полученных результатов, формулировка основных выводов и положений.
Экспериментальное исследование проводилось по приказу Департамента образования Брянской области на базе региональной экспериментальной площадки сотрудниками БИПКРО и БГУ им. ак. И. Г. Петровского и подкреплялось диагностикой и соответствующей коррекцией разрабатываемой программы психологопедагогического сопровождения на каждом из этапов формирующего эксперимента. В процессе формирующего эксперимента определены также основные параметры эффективности процесса профессионального самоопределения детей-сирот в условиях предпрофильной подготовки (табл. 1).
Анализ и обсуждение результатов. Рассмотрим основные результаты экспериментального исследования по обозначенной проблеме.
Исследование готовности детей-сирот к профессиональному самоопределению проводилось в аспектах исследования временной перспективы детей-сирот, их профессиональных интересов и склонностей, Я-концепции как составляющей самосознания подростков.
Полученные результаты подтверждают общепринятое положение о том, что в подростковый период начинается формирование временной перспективы будущего (в том числе и профессиональной) и соответствующей мотивации, связанной с появле-
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12099.htm
КОНТ TFTTT
Володина Ю. А., Матяш Н. В. Предпрофильная подготовка детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях интернатного типа // Концепт. - 2012. -№ 8 (август). - ART 12099. - 0,6 п. л. - URL: http://
научно-методический электронный журнал э^о фс 77° 49965° -С^5мТз024 120Х9'111171' Г°С Р8Г
АНТ12099 УДК 37.018.32:37.015.3 л - ‘ ‘
Таблица 1
Параметры эффективности процесса профессионального самоопределения детей-сирот в условиях предпрофильной подготовки
Показа-^тели Критерии Мотивационно- ценностный Когнитивно- личностный Эмоциональ- но-волевой Операционально- деятельностный Оценочно- рефлексивный
Готовность к 1)потребность 1) реальный 1) положи- 1) наличие личного 1)способ-
профессио- в профессио- уровень про- тельное позитивно- ность к само-
нальному са- нальном само- фессиональ- эмоцио- ориентированного контролю и
моопределе- определении и ных притяза- нальное от- перспективного оценке своей
нию развитии; ний, знание ношение к профессионально- поведенче-
2) устойчивые своих инди- выбору го плана и владе- ской и психи-
профнамере- видуальных профессии и ние методами его ческой актив-
ния; способностей будущей конструирования; ности в тру-
3) наличие и возможно- профессио- 2) активная субъ- довой дея-
профессио- стей; нальной де- ектная позиция в тельности;
нальных целей 2) преобла- ятельности; выборе професси- 2) способ-
и ценностей; дание лич- 2) целе- ональной сферы, ность к про-
4) наличие осо- ностной и со- устремлен- умение принять гнозирова-
знанной про- циально- ность; решение о выборе нию и осмыс-
фессиональной профессио- 3)волевая профессии; лению (ана-
перспективы нальной со- саморегуля- 3) умение ставить лизу) резуль-
как части це- ставляющих в ция; цели профессио- татов про-
лостной вре- Я-концепции; 4)уверен- нального развития фессиональ-
менной пер- 3) компетент- ность и сво- и планировать ного выбора
спективы бу- ность в ситу- бода в вы- пути по их дости- в стратегии
дущего (сфор- ации выбора боре буду- жению; профессио-
мированные профессии, щей про- 4) практический нального
мотивы про- минимальная фессио- опыт в будущей развития;
фессионально- профессио- нальной де- профессиональ- 3)готовность
го самоопреде- ведческая ятельности, ной деятельности брать ответ-
ления) компетент- в достиже- (профпробы); ственность за
ность; нии профес- 5)готовность к свой профес-
4) осознан- сиональных получению про- сиональный
ный и обос- целей фессионального выбор
нованный вы- образования как
бор профес- средства реали-
сии зации поставлен-
ных целей
нием мотивов профессионального самоопределения. Данная тенденция, однако, наблюдается только в экспериментальной группе, условия которой приближены к условиям обучения подростков в общеобразовательных школах. В контрольной группе результаты свидетельствуют о наличии у подростков суженной временной перспективы будущего, в которой фиксируется тенденция жить сегодняшним днем. Ограниченность мотивации подростков контрольной группы является следствием (по сопоставлению с результатами других методик, используемых в экспериментальном исследовании) их актуальной жизнедеятельностью в рамках закрытой окружающей микросреды.
Рассматривая влияние формирование готовности к профессиональному самоопределению детей-сирот, мы также изучили их Я-концепцию по пяти основным категориям: личностное «Я», умственное «Я», социально-профессиональное «Я», фи-
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12099.htm
КОНЦЕПТ
Володина Ю. А., Матяш Н. В. Предпрофильная подготовка детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях интернатного типа // Концепт. - 2012. -№ 8 (август). - ART 12099. - 0,6 п. л. - URL: http://
научно-методический электронный журнал э^о фс 77° 49965° -С^5мТз024 120Х9'111171' Г°С Р8Г
АШ12099 УДК 37.018.32:37.015.3 л - ‘ ‘
зическое «Я», эмоциональное «Я». Анализ полученных результатов позволяет утверждать, что представление о своей роли в профессиональной деятельности у детей-сирот различное и противоречивое.
У подростков с завышенной самооценкой преобладают личностные и социально-профессиональные качества как в экспериментальной группе (54,4%), так и в контрольной (55,4%). У подростков с заниженной самооценкой в экспериментальной группе преобладают личностные, физические и социально-профессиональные качества (76,2%), у них профессиональная самореализация вероятнее всего будет обеспечиваться за счет физической силы и привлекательности. У подростков с заниженной самооценкой в контрольной группе преобладают личностные и физические качества (64,1%), а социально-профессиональные занимают последнее место и стоят в одном ряду с умственными. Это позволяет говорить о том, что в экспериментальной группе подростки связывают свою будущую социально-профессиональную деятельность с умственным развитием и получением образования.
В связи с представленными данными акцентируем внимание вновь на уровне самооценки. Результаты исследования говорят о положительном влиянии адекватной самооценки на формирование готовности детей-сирот к профессиональному самоопределению. При этом завышенные показатели самооценки могут рассматриваться как с положительной, так и с отрицательной стороны относительно их влияние на подготовку школьников к профессиональному самоопределению (что требует дополнительных экспериментальных исследований). Заниженные показатели самооценки во всех исследованных случаях свидетельствуют о замедлении темпов формирования у учащихся школ-интернатов готовности к профессиональному самоопределению.
Практическое внедрение результатов в образовательную среду. На основе полученных результатов исследования нами разработана программа психологопедагогического сопровождения процесса профессионального самоопределения де-тей-сирот в образовательной среде интернатного учреждения. Содержание программы психолого-педагогического сопровождения представлено в следующих аспектах.
В образовательной среде интернатного учреждения в урочное и внеурочное время проходит работа по формированию у учащихся знаний, умений, навыков, компетенций, необходимых им в дальнейшей жизни и профессиональной деятельности.
Предметные в совокупности с элективными и профориентационными курсы, профессиональные пробы и др., проводятся в образовательных учреждениях региона и составляют основу для формирования индивидуально-профессиональной образовательной траектории воспитанника.
Самостоятельная творческая работа воспитанника по проектированию своего перспективного профессионального образа будущего направлена на осмысление своего «Я», принятия его, формирование адекватного представления о своих способностях и возможностях, соотнесение их с требованиями профессии и принятие осознанного решения о профессиональном выборе.
Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот реализуется на трех этапах: «Осознание Я-реального», «Осознание Я-профессионального» и «Построение профессионального Я-образа». Каждый этап предполагает взаимодействие и координацию действий воспитанников, педагогов, воспитателей, администрации по пяти направлениям (организационному, диагностико-познавательному, профессио-нально-стимулирующему, индивидуально-консультационному и проективно-
гм yj nj
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12099.htm
КОНТ TFTTT
Володина Ю. А., Матяш Н. В. Предпрофильная подготовка детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях интернатного типа // Концепт. - 2012. -№ 8 (август). - ART 12099. - 0,6 п. л. - URL: http://
научно-методический электронный журнал э^о фс 77° 49965° -С^5мТз024 120Х9'111171' Г°С Р8Г
АНТ12099 УДК 37.018.32:37.015.3 л - ‘ ‘
профессиональному). Завершается этап созданием и защитой каждым воспитанником творческого проекта по итогам взаимодействия с окружающими людьми и познания собственного «Я», собственных профессиональных и жизненных целей.
Этапы предполагают разработку содержания психолого-педагогической помощи по концентрическому принципу и отражают работу психолога с воспитанниками сиротского учреждения, педагогами и воспитателями, администрацией учреждения на каждом из уровней. Реализация содержания осуществляется при воздействии на сознание, чувства, поведение субъектов образовательного процесса через взаимодействие информационного, мотивационно-ценностного, когнитивно-личностного, эмоционально-волевого, операционально-деятельностного, результативного и оценочно-рефлексивного компонентов в содержательно-деятельностном аспекте, на каждом уровне, где один из компонентов становится ведущим и определяет содержание психолого-педагогического сопровождения и деятельность субъектов социально-образовательного процесса.
Стратегическая линия психолого-педагогического сопровождения подростков определяется психологическими особенностями и задачами данного возраста, наиболее важными из которых является самоопределение в сферах общечеловеческих ценностей и общения людей, в том числе и профессиональное самоопределение.
Содержательно-деятельностный аспект предполагает формирование системы отношений, системы умений, системы компетенций, необходимых для принятия воспитанниками верного решения о профессиональном выборе и реализуется в условиях интернатного учреждения и за его пределами в специально организованном социально-образовательном пространстве при взаимодействии воспитанника с микро- и макросредой по педагогическому и психологическому направлениям (табл. 2).
Таблица 2
Направления работы с подростками интернатного учреждения
Педагогическое направление Психологическое направление
Формирование готовности подростков к профессиональному са-моопределе-нию Курс профессионального самоопределения «Профессия, которую Я выбираю». Элективные, профориентационные, предметные и другие курсы по выбору. Организация профпроб. Профессиональное моделирование. Организация исследовательской, проектной, поисковой, практической деятельности подростков. Тренинговый курс «Дорога в жизнь, или Путешествие в будущее» по развитию умений целеполагания, планирования, конструирования своего профессионального будущего. Индивидуальное и групповое профессиональное консультирование. Тренинговые занятия по развитию профессиональных умений и навыков. Дневник профессионального самоопределения. Проведение профориентационных экскурсий.
В условиях реализации педагогического направления большую роль играют педагогические технологии, формы и методы работы учителей и воспитателей (в т. ч. и других образовательных учреждений: ссузов, вузов, учреждений дополнительного образования) с подростками по их социальной адаптации в микросреде. Деятельность педагогов в целом направлена на развитие социальной мотивации воспитанников, формирование у них жизненных целей и ценностей, их умственное развитие через формирование знаний, умений, навыков, образовательных компетенций,
(V Г /V
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12099.htm
КОНТ тнпт
Володина Ю. А., Матяш Н. В. Предпрофильная подготовка детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях интернатного типа // Концепт. - 2012. -№ 8 (август). - ART 12099. - 0,6 п. л. - URL: http://
научно-методический электронный журнал э^о фс 77° 49965° -С^5мТз024 120Х9'111171' Г°С Р8Г
АНТ12099 УДК 37.018.32:37.015.3 л - ‘ ‘
определенных Госстандартом образования. Большую роль здесь играет также формирование трудовых навыков учащихся, обучение их умениям свободно выражать свои творческие способности в различных видах социально-одобряемой деятельности. Данные формы и методы применяются в условиях предпрофильной подготовки на этапе «Осознание Я-реального». Работа педагогов по социальнопсихологической адаптации учащихся способствует, таким образом, овладению социально-этическими знаниями и нормами, накоплению позитивного социального опыта, успешной социализации и индивидуализации подростком в микросоциуме.
На этапе подготовки школьников к профессиональному самоопределению для приобретения ими первоначального опыта будущей профессиональной деятельности нами разработан курс профессионального самоопределения «Профессия, которую я выбираю» (8-9 кл.), реализующийся на этапах «Осознание Я-профессионального» и «Проектирование профессионального Я-образа». В ходе его изучения у воспитанников формируется комплекс представлений, умений и отношений относительно сферы их будущей профессиональной деятельности, а выполнение творческого проекта по итогам его изучения является интегративной оценкой сформированности готовности учащихся к профессиональному самоопределению. Показателями этой оценки служат: умение адекватно оценивать себя, знание правил выбора профессии; способность ориентироваться в обобщенных психологических характеристиках профессиональной деятельности: технологических (цель, предмет, средства и условия труда), социально-психологических (самостоятельность, индивидуальность, коллективность трудового общения), эмоционально-волевых (степень напряжённости и ответственности отношений), а также в условиях рынка труда и профессий; умение соотносить свои индивидуально-психологические особенности с требованиями, предъявляемыми профессией к специалисту в данной области профессиональной деятельности, и на этой основе строить перспективный образ своего будущего.
Данный комплекс представлений, умений и отношений реализуется в мотивационно-ценностной, когнитивно-личностной и других функциях и выражается в следующих материализованных действиях: ориентирование в правилах выбора профессии; составление собственного психологического портрета и в соответствии с ним построение перспективной профессиональной стратегии будущего; проектирование образа «Я» в качестве мысленной презентации на рынке труда и профессий; выполнение профессиональных проб различных уровней сложности во всех сферах профессиональной деятельности: «человек - человек», «человек - техника», «человек - природа», «человек - знаковая система», «человек - художественный образ» в рамках элективных, предметных, ориентационных курсов, что позволяет воспитаннику за короткий срок осознать свои возможности, придаёт ему уверенность и свободу в выборе будущей профессиональной деятельности и готовит к профессиональному самоопределению.
Содержание курса «Профессия, которую я выбираю» также ориентировано на выявление и развитие индивидуальных возможностей личности школьников, чему способствуют развивающие методики соотнесение образа «Я» с образом профессии в ходе выполнения профессиональных проб и других видов деятельности. По итогам преподавания курса педагог оценивает готовность учащихся к профессиональному самоопределению и соотносит полученные оценки с самооценками учащихся, что позволяет воспитанникам более точно определиться в выборе дальнейшей сферы
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12099.htm
КОНЦЕПТ
Володина Ю. А., Матяш Н. В. Предпрофильная подготовка детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях интернатного типа // Концепт. - 2012. -№ 8 (август). - ART 12099. - 0,6 п. л. - URL: http://
научно-методический электронный журнал э^о фс 77° 49965° -С^5мТз024 120Х9'111171' Г°С Р8Г
АШ12099 УДК 37.018.32:37.015.3 л - ‘ ‘
профессиональной деятельности и самостоятельно конструировать и моделировать процесс своего профессионального самоопределения.
Для достижения цели психолого-педагогического сопровождения воспитанникам также предлагаются специальные элективные курсы в рамках выполнения профессиональных проб, реализующиеся за пределами интернатного учреждения в социально-образовательном пространстве региона. В течение учебного года воспитанник проходит как можно больше таких курсов, по окончании которых делает вывод о выборе сферы будущей профессиональной деятельности или специальности. Курсы, организовываются за счет часов образовательной области «Технология», часов вариативной части учебного плана или же в рамках дополнительного образования. Целью таких курсов является развитие у подростков потребности испытать себя в различных видах деятельности и определить ту сферу, в которой с наибольшей степенью удовлетворенности реализуется собственный интеллектуальный и творческий потенциал, а также создание условий для осознания обучающимся своих возможностей, интересов, предпочтений.
Проведение курсов, решает также задачи интеграции образовательных и предметных областей с внеучебной практикой социально-профессионального самоопределения школьников; ориентации на консолидацию ресурсов и усилий с другими учебными заведениями; обеспечения предпрофильной подготовки школьников на основе вариативности, с учетом заявленных ими индивидуальных маршрутов, соответствующих интересам, склонностям, способностям и запросам рынка труда, а также обязательной предпрофильной подготовки учащихся, включающей овладения школьниками способностью получения представлений об образе «Я», мире профессий, рынке труда; приобретение практического опыта для обоснованного профессионального самоопределения; оказание психолого-педагогической помощи педагогам в переориентации их на деятельность по оказанию помощи воспитанникам в выборе профессии и дальнейшей профессиональной деятельности.
Включение подростков в практическую, исследовательскую, поисковую, проектную деятельность в условиях предпрофильной подготовки способствует становлению активной, творческой позиции личности, осознанию воспитанниками себя в качестве субъектов продуктивной деятельности; приобретению практического опыта работы с информацией; развитию коммуникативных умений.
Работа педагогов по формированию компетентности подростков в социальной сфер определяется их значимыми видами деятельности: общением со сверстниками и взрослыми (успешность взаимодействия, популярностью среди сверстников), учебной деятельностью (познавательной компетентностью, учебной активностью и усвоением знаний, быстротой и пониманием прочитанного и др.), общим уровнем самопринятия (уверенностью в себе, правильностью поведения, стремлением быть непохожим на других). Все это определяет использование дидактических методов, форм и приемов в работе с подростками.
Психологическое направление определяется видами и формами работы психолога в школе-интернате: проведением уроков психологии тренинговых занятий, ролевых игр, психологических консультаций, диагностикой уровня развития учащихся и т. д.
Психологическая работа по достижению целей психолого-педагогического сопровождения детей-сирот в условиях предпрофильной подготовки и подготовки их к профессиональному самоопределению основывается на проведении курса-тренинга
PU "7 fu
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12099.htm
КОНТ тнпт
Володина Ю. А., Матяш Н. В. Предпрофильная подготовка детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях интернатного типа // Концепт. - 2012. -№ 8 (август). - ART 12099. - 0,6 п. л. - URL: http://
научно-методический электронный журнал э^о фс 77° 49965° -С^5мТз024 120Х9'111171' Г°С Р8Г
АНТ12099 УДК 37.018.32:37.015.3 л - ‘ ‘
«Дорога в жизнь или путешествие в будущее», дополняющего учебный курс «Профессия, которую Я выбираю», не только теоретическими знаниями, но и ориентированного на формирование умений в выборе профессии по определенным правилам, в составлении собственного профессионального психологического портрета и его коррекции в зависимости от реализации поставленных целей, а также умений в построении осознанного перспективного личного профессионального плана, который отражается в создании личной стратегии построения образа будущего.
Диагностическая работа с подростками завершается их индивидуальным и групповым консультированием по вопросам профессионального самоопределения.
Также параллельно с курсом «Дорога в жизнь или путешествие в будущее» проводятся дополнительные психологические и тренинговые занятия по формированию профессиональной временной перспективы, целеполаганию и принятию решения, уверенного поведения, умения самопрезентации и саморекламы, ориентированные на построение воспитанником осознанной стратегии достижения идеальной модели профессионального будущего.
В решении психолого-педагогических проблем подготовки педагогических кадров для реализации программы психолого-педагогического сопровождения детей-сирот в условиях предпрофильной подготовки особая роль принадлежит проектным и методическим семинарам, предполагающим интерактивные методы обучения взрослых, режим погружения, организацию групповой работы и пленарных заседаний, а также разработке и распространению научно-методических и психологопедагогических пособий по психолого-педагогическому сопровождению в условиях предпрофильной подготовки. Таким образом, создается социально-образовательное пространство, способствующее самоопределению воспитанников в рамках пред-профильной подготовки, их дальнейшей интеграции в обществе.
Результаты реализации программы психолого-педагогического сопровождения рассматриваются с трех сторон. Со стороны воспитанников интернатного учреждения: социально-психологическая адаптивность подростков в микросоциуме, психологическая готовность подростков интернатного учреждения к самостоятельному профессиональному выбору, готовность к профессиональному самоопределению, компетентность в социальной сфере. Со стороны педагогов и воспитателей интернатного учреждения: понимание важности процесса профессионального и жизненного самоопределения воспитанников интернатного учреждения и путей качественного его осуществления, выработка педагогами и воспитателями умений и навыков помощи подросткам в их профессиональном самоопределении, установление гармоничных отношений с воспитанниками в процессе учебной и трудовой деятельности, внедрение психолого-педагогических методов, приемов и форм работы в целостный образовательный процесс.
Со стороны администрации интернатного учреждения: правовое и законодательное обеспечение процесса профессионального самоопределения воспитанников учреждения, заключение договора на реализацию программы психологического сопровождения в условиях предпрофильной и профильной подготовки, помощь в модернизации образовательной системы учреждения, материальная и социальноправовая поддержка.
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12099.htm
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 12099 УДК 37.018.32:37.015.3
Володина Ю. А., Матяш Н. В. Предпрофильная подготовка детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях интернатного типа // Концепт. - 2012. -№ 8 (август). - ART 12099. - 0,6 п. л. - URL: http:// www.covenok.ru/koncept/2012/12099.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120Х.
Ссылки на источники
1. Васильев А. Реформирование детских домов: актуальный подход // Народное образование. -2007. - № 8. - С. 55-60.
2. Воробьева В. Л. Социально-психологическая защищенность учащихся-сирот // Профессиональное образование. Столица. - 2006. - № 8. - С. 22.
3. Осипова И. И. Замещающая семья в России // Психологическая наука и образование. - 2006. -№ 2. - С. 70-81.
4. Ослон В. Н., Холмогорова А. Б. Замещающая профессиональная семья как одна из моделей решения проблемы социального сиротства в России // Вопросы психологии. - 2001. - № 3. - С. 79-90.
5. Ослон В. Н., Холмогорова А. Б. Психологическое сопровождение замещающей профессиональной семьи // Вопросы психологии. - 2001. - № 4. - С. 39-52.
6. Палиева Н. А. Предупреждение социального сиротства в системе российского образования как основное направление государственной политики // Вестник УРАО. - 2007. - № 3. - С. 24-27.
7. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Психология сиротства. - СПб: Питер, 2005. - 400 с.
Volodina Julia,
PhD., Senior Lecturer, Department of Psychology the Bryansk State University, Bryansk
psylabgu@ya.ru
Matyash Natalia,
Doctor of Psychology, Head of the Department of Psychology the Bryansk State University, Bryansk vds-24@ya.ru
Preprofile preparation of children without parental care in residential care
Summary. The article deals with the psychological and pedagogical features of the preparation of orphans to professional self-determination. The analysis of experimental data, temporal perspective of orphans, their professional interests and inclinations, self-concept as a component of self- issn 2304-120X consciousness of adolescents. The characteristic of the program of psychological support for children orphaned during preprofile training.
Keywords: preprofile training, professional self-determination, orphans, psychological support. 9 772304 120128
977230412012808
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12099.htm