опросника можно увидеть, что химическая информирован- поэтому опора на профессиональную значимость, поможет
ность и компетентность находятся на низком уровне (3,65 и повысить низкие уровни химической грамотности и компе-
3,35% соответственно). Результаты третьего раздела заметно тентности, отмечающиеся у первокурссников. Следовательно,
выше, что свидетельствует о том, что жизненные ценности, перед преподавателями стоит задача поиска методов, форм,
установки и приоритеты расставлены правильно, но взаимо- средств, аудиторной, самостоятельной, исследовательской
связь между ними и химическими дисциплинами отсутствует. работы, используя дидактические возможности химии для
Проведённая предварительная диагностика показала, что развития естественнонаучного мировоззрения как части простуденты медицинского вуза обладают более высокой моти- фессиональной компетентности студентов медицинского вуза.
вацией на профессию и более высоким уровнем культуры,
Библиографический список
1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации [Э/р]. - http://www.dvgu.ru/umu/ZakRF/doktrin1.htm
2. Курдуманова, О.И. Формирование системы биохимических знаний будущих учителей в свете концепции устойчивого развития цивилизации. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2007.
3. Курдуманова, О.И., Методика преподавания биохимии в вузе в контексте концепции устойчивого развития цивилизации: монография / О.И. Курдуманова, И.Б. Терлеева. - Омск: Издательство Омского института предпринимательства и права, 2005.
4. Алексеев, С.В. От экологического образования к образованию для устойчивого развития. Образование для устойчивого развития: поиск стратегии, подходов, технологий // Сб. тезисов Всероссийской конференции / под ред. С.В. Алексеева. - СПб., 2001.
5. Мельникова, О.Ю. Развитие экологического мировоззрения студентов: учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов / О.Ю. Мельникова, И.Б. Терлеева. - Омск: Изд-во Омского экономического института, 2006.
6. Федеральный Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образовании. - 2010.
Bibliography
1. Nacional'naya doktrina obrazovaniya v Rossijskoj Federacii [Eh/r]. - http://www.dvgu.ru/umu/ZakRF/doktrin1.htm
2. Kurdumanova, O. I. Formirovanie sistemy biohimicheskih znanij buduschih uchitelej v svete koncepcii ustojchivogo razvitiya ci-vilizacii. - Omsk: Izd-vo OmGPU, 2007.
3. Kurdumanova, O. I., Metodika prepodavaniya biohimii v vuze v kontekste koncepcii ustojchivogo razvitiya civilizacii: mono-grafiya / O. I. Kurdumanova, I. B. Terleeva. - Omsk: Izdatel'stvo Omskogo instituta predprinimatel'stva i prava, 2005.
4. Alekseev, S. V. Ot ]kologicheskogo obrazovaniya k obrazovaniyu dlya ustojchivogo razvitiya. Obrazovanie dlya ustojchivogo razvitiya: poisk strategii, podhodov, tehnologij // Sb. tezisov Vserossijskoj konferencii / pod red. S. V. Alekseeva. - SPb., 2001.
5. Mel'nikova, O. Yu. Razvitie ]kologicheskogo mirovozzreniya studentov: uchebno-metodicheskoe posobie dlya prepodavate-lej i studentov / O. Yu. Mel'nikova, I. B. Terleeva. - Omsk: Izd-vo Omskogo ]konomicheskogo instituta, 2006.
6. Federal'nyj Gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego professional'nogo obrazovanii. - 2010.
Статья поступила в редакцию 17.05.11
УДК 159.923.2
Kalashnova E. THE PROBLEM OF APPROACHES' VARIATY TOWARDS THE GENESIS OF CODEPENDENT BEHAVIOR. The paper refers to the phenomena of emotional codependency from the point of different approaches. Genesis and progress issues of codependency at early ontogenesis periods are brought up. Peculiarities of disharmonious family relationships and count relatives' communicatory adaptation are explored as backgrounds for codependent behavior. Peculiarities of social structure are regarded as a condition of the codependency phenomena propagation in a contemporary society.
Key words: emotional codependency, destructive family relationships, communicatory adaptation.
Е.А. Калашнова, преп. филиала ИГУ г. Ангарск, E-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМА МНОГООБРАЗИЯ ПОДХОДОВ К ПРИЧИНАМ ВОЗНИКНОВЕНИЯ С03АВИСИМ0Г0 00-ВЕДЕНИЯ
В статье раскрываются основные аспекты осмысления феномена эмоциональной созависимости с точки зрения различных подходов. Затронуты вопросы возникновения и развития созависимости на ранних стадиях онтогенеза. Анализируются особенности дисгармоничных семейных отношений и коммуникативной адаптации друг к другу значимых близких как предпосылки для развития созависимого поведения. Рассматривается специфика социальной структуры как условие распространения феномена созависимости в современном обществе.
Ключевые слова: эмоциональная созависимость, деструктивные семейные взаимоотношения, коммуникативная
адаптация.
В настоящее время проблема созависимости поднимается достаточно большое количество подходов к источникам воз-разными специалистами - социологами, психиатрами и психо- никновения и проявлению данного феномена. логами, врачами-наркологами и неврологами, в связи со стре- Многие представители наук социологической направлен-
мительным проникновением данного явления в повседневную ности полагают, что причины созависимости уходят своими
жизнь обычных граждан. Благодаря столь пристальному вни- корнями вглубь нашей социальной структуры. Современная
манию психологии, в частности, и смежных дисциплин, объ- культура является доминаторной (термин Б. и Дж. Уайнхол-
ектом изучения которых является человек, сформировалось дов), что является причиной развития дисгармоничного обще-
ства, готового быть созависимым [1]. Современная история
большинства построенных таким образом обществ показывает, что определенные группы занимают более высокое положение по сравнению с другими, например, мужчины стоят выше женщин, а управляющий персонал — выше работающих. Наличие более сильной группы, контролирующей ресурсы, создает предпосылки для возникновения и поддержания созависимых отношений. Социальная система, ориентированная на доминаторную модель, в которой не поощряется стремление ее членов быть уверенными в себе и самим распоряжаться собою, лишает их индивидуальной ответственности, делает людей пассивными и беспомощными, не способными содействовать изменениям, необходимым для прогресса общества. Результатом функционирования дисгармоничного общества является созависимость, пронизывающая все социальные институты - медицина, образование и воспитание, религия, политика и военное дело.
Достаточно большое количество авторов, в частности психологов, не зависимо от теоретической ориентации разделяют следующую точку зрения - склонным к созданию соза-висимых отношений является человек, выросший в дисфункциональной и неблагополучной семье. Однако в связи с данным положением возникает вопрос об общепринятых критериях семейной дисфункциональности: муж-алкоголик, истязающий свою жену и детей, седая, разбитая многочисленными болезнями несчастная мать, неспособная «вывести в люди своих детей», нищета, убожество и запустение в доме, и так далее. К сожалению, неблагополучие и нарушение функций может быть в семьях, где картина семейной жизни для стороннего наблюдателя кажется вполне благоприятной: высокообразованные, пользующиеся уважением и почетом родители, полный достаток, чистота и уют в доме, прекрасно успевающие в школе дети, которые, к тому же, занимаются, кроме школы еще в нескольких кружках, секциях и т. п. Однако и в таких семьях неблагополучие может быть достаточно выраженным, хотя и незаметным для окружающих, а часто и отрицаемым самими членами семьи. Вполне благопристойная сверхзанятость отца на работе (неважно, какие мотивы приводятся для этого - увлеченность своим делом, производственная необходимость или банальное стремление заработать побольше денег), повышенная раздражительность матери (тоже имеющая, казалось бы, под собой объективные причины), капризность или быстрая утомляемость ребенка - все это может быть проявлением и признаком очень глубокой семейной дисфункции, которая рано или поздно проявляется распадом семьи, серьезной болезнью или психологическими проблемами кого-то из ее членов.
Сторонники медицинского подхода рассматривают данный феномен исключительно как вторичную болезнь (а соза-висимость является диагнозом), у которой есть начало, определенное течение и предсказуемый конец, поскольку модели поведения, усвоенные в алкогольной или дисфункциональной семье, изменяются или модифицируются с большими трудностями. Приверженцы данного подхода, в частности медицинские психотерапевты, вместо того чтобы искать корни созави-симости в семейной системе или в изучении культурной среды, чаще всего прибегают к лечению ярко выраженных симптомов, пытаясь устранить их при помощи лекарств и иных традиционных средств.
Возникновение созависимого поведения возможно только в коммуникации между субъектом и значимым для него близким, когда в ходе общения оба партнера применяют свой эмоционально-когнитивный аппарат, приспосабливаются или не приспосабливаются друг к другу, поэтому созависимость можно рассматривать как один из результатов их совместной коммуникативной адаптации при удовлетворении совместных потребностей (пусть порой и разнонаправленных). Исходя из данного положения причины и условия формирования эмоциональной созависимости можно проанализировать с точки зрения теории эмпатической коммункиции.
Существуют З фазы эмпатической коммуникации: 1) аффективная; 2) ощущение субъектом тех процессов, которые происходят в нем и были запущены подражанием экспрессии
партнера, т. е. суть этой фазы - в переживании психического состояния другого и сопереживании; 3) реагирование на передаваемые партнером сигналы - фактически это фаза «перерабатывания информации».
Таким образом, по мнению Т.В. Чернобровкиной, эмоциональная созависимость возникает тогда, когда имеет место согласованный или гармоничный сдвиг в фазах эмпатии при взаимодействии между субъектами, а именно один легко «усваивает» то, что диссимилировано другим и если данной согласованности нет - созависимость невозможна [2].
Основоположники психологического эволюционного подхода Б. и Дж. Уайнхолды рассматривают созависимость как расстройство, которое возникает вследствие незавершенности важных стадий развития в раннем детстве [1]. Главная стадия, которую часто называют психологическим рождением, должна быть завершена примерно к двум-трем годам. Однако у 98% населения она не завершается вовремя. Поскольку в свое время родители также не завершили эту стадию развития, они не могут помочь своим детям, даже наоборот, могут подсознательно сопротивляться попыткам своих детей пройти до конца эту важную стадию.
Любая задача развития, с которой не удалось справиться в соответствующем возрасте, берется в качестве «дополнительного багажа» в последующие стадии развития. Если слишком много задач остаются нерешенными в необходимой последовательности, процесс развития становится перегруженным и нарушается. Незавершенные стадии развития будут подталкиваться к завершению, как только возникнет такая возможность. Любая ситуация, напоминающая ситуацию, происходившую в жизни человека раньше, и обусловленная незавершенной стадией развития, выдвинет этот незавершенный процесс на первый план.
В данном подходе созависимость рассматривается как первый этап процесса индивидуального развития, состоящего из четырех стадий. Этот процесс должен быть завершен к двенадцати годам и в идеале происходить следующим образом:
1. Когда мы рождаемся, мы уже находимся на первой стадии - созависимости. Природа предусмотрела симбиотические взаимоотношения между матерью и ребенком, а это дар природы, гарантирующий человеческому младенцу уход, в котором он нуждается, путем решения первых задач - связи и создания доверия. Если что-то мешает процессу объединения с матерью, то ребенок в последствии может стать созависи-мым и испытывать трудности с доверием. При благоприятных обстоятельствах новорожденный младенец почти с момента рождения связан со своими родителями. Звуки их голосов и лица, ощущение их кожи и запаха их тел, когда малыша держат на руках или кормят являются постоянными сигналами для ребенка, которые говорят ему о том, что в этом на первый взгляд хаотическом и запутанном мире существует какой-то порядок и постоянство. Данная стадия длится примерно 6-9 месяцев, до тех пор, пока ребенок не начинает ползать и становиться на ноги.
2. Вторая стадия этого процесса - противозависимость. В течение этого периода, пик которого приходится на возраст примерно 18-36 месяцев, первой задачей развития является отделение. К этому времени и у родителей, и у ребенка очень сильна потребность стать независимыми людьми. У ребенка выражен стимул к исследованию мира и отделению («Я хочу это сделать сам»), тогда как родители стремятся тратить больше времени на свои долгосрочные интересы, такие как карьера и собственные взаимоотношения.
3. Если вторая стадия завершается без каких-либо осложнений, то в возрасте примерно трех лет ребенок готов перейти к третьей стадии - независимости. В течение этой стадии, которая, как правило, длится до шести лет, большую часть времени ребенок способен действовать автономно, но он все еще чувствует и осуществляет действия в состоянии связи со своими родителями и семьей.
4. После завершения третьей стадии ребенок подготовлен к переходу к четвертой стадии взаимоотношений - взаимоза-
висимости. На этой последней стадии, которая обычно соответствует 6-12 годам, степень близости взаимоотношений между ребенком и другими людьми колеблется, ребенок то ищет большей близости, то вдруг старается отдалиться. Главная задача данной стадии - приобретение способности двигаться вперед и назад между соединением и отделением, не испытывая при этом какого-либо дискомфорта.
Другой подход предлагает рассматривать истоки созави-симости в структуре известного в психиатрии и нарколологии фетального синдрома [З]. Согласно данному подходу созави-симость может начаться с периода внутриутробного развития, если рассматривать такую формирующую ее структурную составляющую, как внимание матери к плоду, поскольку в пьющей семье нарушаются все этапы развития, включая пре-, нео- и постнатальный. Если ребенок усваивает голос своей матери, будучи в утробе, то у пьющей или у созависимой матери — голос напряженный, неестественный и это передается ребенку как пример и навык. Безусловно, если родившийся и выросший в такой семье не имеет гармоничного развития и его эмоциональное реагирование с рождения (и даже с перио-
да внутриутробного существования) искажено, то в будущем он с вероятностью станет созависимым, поскольку такие эмоции, как страх, ревность, зависть, гнев будут способствовать его созависимости от аддикта, даже если сам он не будет зависимым.
Таким образом, одни подходы к основным источникам возникновения созависимого поведения относят особенности дисгармоничных семейных отношений и специфику совместной семейной эволюции, другие подходы ищут истоки в особенностях раннего детства и эмбрионального развития, анализируя благоприятную «почву» для развития эмоциональной созависимости и ее актуализацию в психотравмирующих ситуациях, третьи же рассматривают созависимость как культурный и социальный феномен, находящий все большее свое распространение в условиях современности. Обобщая вышесказанное, можно констатировать, что многообразие подходов к причинам возникновения созависимого поведения делает этот феномен междисциплинарным, а также подчеркивает его глобальность и неоднозначность.
Библиографический список
1. Уайнхолд, Б. Освобождение от созависимости / Б. Уайнхолд, Д. Уайнхолд. - М.: Класс, 2002.
2. Чернобровкина, Т.В. Социальные функции аддиктивных заболеваний (к вопросу об аддиктивной этологии и социогенезе в свете синергетики) // Журн. Наркология. — 2007. — №12.
3. Емельянова, Е.В. Кризис в созависимых отношениях. Принципы и алгоритмы консультирования. - СПб.: Речь, 2004.
Bibliography
1. Uajnhold, B. Osvobozhdenie ot sozavisimosti / B. Uajnhold, D. Uajnhold. - M.: Klass, 2002.
2. Chernobrovkina, T. V. Social'nye funkcii addiktivnyh zabolevanij (k voprosu ob addiktivnoj etologii i sociogeneze v svete sinergetiki) // Zhurn. Narkologiya. - 2007. - №12.
3. Emel'yanova, E. V. Krizis v sozavisimyh otnosheniyah. Principy i algoritmy konsul'tirovaniya. - SPb.: Rech', 2004.
Статья поступила в редакцию 17.05.11
УДК 376:376.33
Korotovskikh E.V. PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL SUPPORT OF PROFESSIONAL SELFDETERMINATION OF HEARING-IMPAIRED STUDENTS. The research reveals the necessity of psychological-pedagogical support in the process of choosing the profession by deaf and hard-hearing students. The main stages of their professional self-determination are marked. The fragments of worked out curricula on the optimization of the professional self-determination of high school hearing- impaired students are presented.
Key words: professional self-determination, psychological-pedagogical support, hearing-impaired people: deaf and hard-hearing, assistance, professional orientation, the optimization of professional selfdetermination.
Е.В. Коротовских, аспирантка МПГУ им. Ленина, г. Москва, E-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ
В работе показана необходимость психолого-педагогического сопровождения процесса выбора профессии глухими и слабослышащими учащимися. Обозначены основные этапы их профессионального самоопределения. Представлены фрагменты разработанных автором программ по оптимизации профессионального самоопределения старшеклассников с нарушенным слухом.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, психолого-педагогическое сопровождение, лица с нарушенным слухом: глухие и слабослышащие, поддержка, профессиональная ориентация, оптимизация профессионального самоопределения.
Профессиональное самоопределение (ПС) является важ- альный статус. От того насколько правильно и осознанно
ной составляющей личностного самоопределения, одной из учащимися будет сделан выбор профессии, зависит успеш-
сторон социализации, жизненного становления любого чело- ность их самоопределения в жизни и, в целом, процесс разви-
века. Особенно значимы вопросы самоопределения для моло- тия личности.
дых людей с нарушенным слухом, оканчивающих специаль- Однако старшеклассники с нарушенным слухом часто
ные школы и вступающих в самостоятельную жизнь. Им не- оказываются неспособными в одиночку решать встающие
обходимо осознать свои жизненные цели, определить профес- перед ними проблемы ПС. Данные исследований В. Л. Белин-
сиональные планы, занять соответствующее место в системе ского, Т.Г. Богдановой, А.П. Гозовой, В.Г. Петровой, Т.Н.
общественных отношений, приобрести определенный соци- Прилепской и др. свидетельствуют о том, что глухим и слабо-