ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 373.1 ББК 74.26
Абдрафикова Альбина Ринатовна
кандидат педагогических наук, доцент
Казанский (Приволжский) Федеральный университет
г. Казань Abdrafikova Albina Rinatovna
Candidate of Pedagogics, Associate Professor Kazan (Volga region) Federal University Kazan
[email protected] Работа с одаренными детьми в школах с углубленным изучением английского языка
Working with gifted children at schools with advanced study of the English
language
(Издание публикации осуществлено при финансовой поддержке РГНФ и Правительства Республики Татарстан, проект № 14-16-16009а (р)).
В статье дается обоснование необходимости создания программ для развития и поддержания одаренных детей в стенах школьного образования. Анализируются причины социально-психологического дискомфорта талантливых и одаренных детей в процессе обучения. Подчеркивается важность разработки технологии психологического сопровождения их развития. В статье приводятся данные исследования по работе с одаренными детьми в гимназии №19 г. Казань.
The article presents the rationale for the creation of programs for the development and maintenance of gifted children in the school framework. It analyzes the causes of social and psychological discomfort of talented and gifted children in the learning process and emphasizes the importance of developing technologies of psychological support for their development. The article presents data from a study on working with gifted children at school №19 in Kazan.
Ключевые слова: одаренный ребенок, интеллектуальное сотрудничество, достижения, экстраординарные качества, тестовая диагностика.
Key words: gifted child, intellectual cooperation, achievement, extraordinary quality, the test diagnostics.
Каждый здоровый ребенок рождается на свет с удивительной способностью
- стремлением к познанию окружающего мира. Но, к сожалению, часто эта спо-
собность не находит необходимой поддержки и удовлетворения. Ребенок перестает развиваться согласно своему дарованию, а его творческий потенциал так и остается нераскрытым. Это очевидно каждому, кто сталкивается с практикой современной массовой школы, которая вместо того, чтобы развивать в детях естественную любознательность, потребность в познании, широту интересов, способность к интеллектуальному сотрудничеству, сплошь и рядом только убивает в них эти качества, отбивает охоту к учению и к умственным усилиям.
Особенно эта проблема проявляется в школе, так как запросы и возможности детей с высокими интеллектуальными и творческими способностями отличаются от тех, на которых ориентировано традиционное обучение. Многочисленные исследования особенностей развития одаренных детей подчеркивают актуальность этой проблемы, как в нашей стране, так и за рубежом [2]. Главная цель исследователей - разработка основных и эффективных принципов диагностики и программ обучения одаренных школьников, организации психолого -педагогического сопровождения таких детей.
Кто такой одаренный ребенок? «Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется очевидными, яркими, иногда выдающимися достижениями или имеет внутренние предпосылки для таких достижений в том или ином виде деятельности» [6]. Из такого понимания одаренности, подразумевающей не только актуальную, но и потенциальную возможность достижения более высоких результатов следует, что одаренных детей необходимо учить по-другому, по программам, отличным от традиционных, которые могут обеспечить раскрытие их индивидуальности. Применительно к школьникам выделяется ряд признаков, позволяющих судить о возможной одаренности в той или иной сфере:
• легкость обучения и усвоения учебного материала;
• длительная концентрация внимания, богатый словарный запас, способность к абстрактному мышлению;
• склонность к дискуссии с учениками и педагогами, неприятие строгих требований дисциплины;
• любознательность, изобретательность, настойчивость, цельность, высокие идеалы и т.п.
Как правило, в физическом и эмоциональном развитии одаренные дети находятся в пределах своей возрастной нормы, при этом значительно превосходя сверстников в интеллектуальном и нравственном отношении. Это их превосходство часто приводит к развитию у одаренных детей серьезных социально -психологических проблем:
• школьные трудности вследствие того, что дети с ранним развитием думают значительно быстрее, чем излагают свои мысли;
• эмоциональные, личностные и иные психологические барьеры, затрудняющие проявление творческой природы одаренного ребенка;
• несоответствие интеллектуальных, социальных и нравственных потребностей одаренного ребенка и реального содержания школьной программы и круга общения, что приводит к неприязни к школе и сверстникам;
• повышенная чувствительность к различным раздражителям и стимулам, часто принимаемая за гиперактивность.
Наличие перечисленных психологических особенностей одаренного ребенка позволяет утверждать, что такие дети могут и должны быть включены в своеобразную "группу риска" и для них необходимо специально разрабатывать технологию психологического сопровождения их развития, как в условиях традиционных образовательных учреждений, так и в специализированных условиях [1].
В чем же заключается специфика программ для одаренных? Есть ли она вообще? Хорошо известно, что эффективность программ обучения зависит от их соответствия потребностям и возможностям тех детей, для которых они предназначены. Мы должны признать, что одаренные дети характеризуются особыми потребностями и возможностями, и для их обучения необходимы специаль-
ные программы или, по крайней мере, какие-то модификации традиционных образовательных программ, которые ориентированы на гипотетического «среднего» ученика. Еще до начала школьного обучения эти дети обладают информацией экстраординарного качества, поэтому учебный материал может их не интересовать, вызывать скуку и нетерпение.
В последние годы ведутся успешные поиски в области педагогических инноваций, разработки различных психолого-педагогических технологий, направленных на развитие личности ребенка, при этом особое место занимает личностно-ориентированный подход в образовании детей. Наиболее успешно работа с одаренными детьми строится в образовательных учреждениях повышенного уровня обучения (лицеи, колледжи, гимназии, авторские школы, школы с углубленным изучением отдельных предметов и пр.), которые способствуют продуктивному личностному и познавательному развитию.
Рассмотрим, как организовано выявление и дальнейшее психолого-педагогическое сопровождение школьников с высоким уровнем развития в ГОУ гимназия № 19 г. Казань с углубленным изучением английского языка, включенная в энциклопедию «Одарённые дети - будущее России» в 2005 году. Работа с одаренными учащимися в этой школе решает одну из задач современной школы - задачу индивидуализации и дифференциации обучения школьников. Она включает несколько направлений:
1. Работа непосредственно с одаренными учащимися (отбор учащихся с высокими способностями (лицейные, международные классы); выявление их психологических особенностей для обеспечения условий обучения; психологическое сопровождение процесса обучения;
2. Работа с учителями школы (подготовка учителей для работы с одаренными учащимися; разработка принципов, программы работы с одаренными учащимися).
В гимназии № 19 выявление школьников с повышенными способностями проводится на основе комплексного психологического тестирования (тесты на
выявление уровня развития интеллектуальных способностей, креативности). Кроме этого, уровень развития интеллектуальных, языковых, творческих способностей учащихся по специальной методике оценивают учителя-предметники, работающие в данных классах, а также родители учащихся.
В начальной школе применяется методика экспресс - диагностики интеллектуальных способностей — МЭДИС (авторы — И.С. Аверина, Е.И. Щебла-нова, Е.Н. Задорина) и методика определения умственного развития детей 7-9 лет, разработанная на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра. В 5-8 классах используются групповой интеллектуальный тест (ГИТ) и шкала прогрессивных матриц Равена. В 9-11 классах применяются тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра, школьный тест умственного развития (ШТУР) и краткий отборочный тест (КОТ). Далее следует психологическое сопровождение процесса обучения. Оно включает мониторинг психологического развития одаренных школьников, индивидуальное консультирование самих учащихся (для оказания необходимой психологической поддержки), их родителей и учителей (для создания необходимых условий развития одаренных учащихся, коррекции программы обучения). Опыт работы с одаренными детьми в данной гимназии следующий: работа по программам, построенным на постоянном усложнении и увеличении объема учебного материала; работа по программе "Умный ребенок"; занятия по выбору (факультативные, в малых группах); организация исследовательских секций, объединений; участие в предметных олимпиадах, интеллектуальных турнирах, конкурсах и форумах.
Руководство школы № 19, педагоги и психологи тщательно изучают любые возможности развития способностей детей и подростков в условиях обучения в школе с углубленным изучением иностранного языка. В связи с этим в школе проводятся исследования факторов, определяющих успешность овладения иностранным языком, апробируются различные методы диагностики предпосылок подобной успешности.
Но, к сожалению, до сих пор в нашей стране отсутствуют стандартизированные диагностические методики определения языковых способностей. Единственным действенным методом диагностики является метод экспертных оценок, сущность которого заключается в том, что уровень лингвистических способностей оценивается специалистами, в нашем случае - учителями английского языка. Разработка такой методики позволит решить задачу повышения качества обучения иностранным языкам, а также поможет в раннем выявлении детей, имеющих повышенные лингвистические способности [4]. Сегодня в гимназии разработана и апробируется методика диагностики языковых способностей у первоклассников. Она состоит из нескольких тестов: исследование памяти (методика "10 слов"); тест изучения концентрации и устойчивости внимания (модификация метода Пьерона - Рузера); оценка восприятия грамматических структур; исследование уровня развития произвольности (тесты "Закончи рисунок", "Графический диктант" и т.п.); проверка состояния фонематического восприятия. Эта методика позволяет на раннем этапе выявить как детей с потенциальными проблемами в овладении иностранными языками, так и учеников с высоким уровнем языковых способностей и задатками языковой одаренности.
Следует особо подчеркнуть, что при подготовке педагогического персонала к работе с одаренными детьми необходимо вырабатывать у педагогов целый ряд специфических знаний и умений:
• формирование личностного отношения к одаренному ребенку не как к объекту педагогического воздействия, а как к субъекту совместно конструируемого педагогического взаимодействия, в ходе которого происходит обучение и развитие учащегося;
• изучение методов выявления, обучения и развития одаренных детей в разных условиях;
• обучение основным организационным формам, психологическим и дидактическим методам практической работы с одаренными детьми в различных образовательных учреждениях и образовательных средах;
Задача педагогов и психологов при работе с одаренными детьми - не пассивное наблюдение за их ростом, а создание условий для формирования внутренней мотивации деятельности и системы ценностей, которые создают основу становления духовной личности.
Библиографический список
1. Артюшина Н.К., Чирковская Е.Г. Личностные и профессиональные качества учителя, работающего с одаренными учащимися // Проблемы психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса. Сборник материалов научно-практической конференции / Научн. ред. Н.Ю. Синягина. - М., 2003. - С. 61-63.
2. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. - М., 1994. - 68 с.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб., 1997. - 96 с.
4. Динерштейн И.В. Проблема соотношения общих и специальных творческих способностей в школьном возрасте: Автореф. дисс. .. .канд. психол. наук. - М., 2002. - 22 с.
5. Зайцева Н.В., Чепурных Е.Е., Синягина Н.Ю., Кузнецова И.В., Калиш И.В. Анализ эффективности реализации мероприятий подпрограммы «Одаренные дети» Федеральной целевой программы «Дети России» (1998-2003 гг.). - М., 2004. - 74 с.
6. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед.учеб. заведений. - М., 2001. - 320 с.
7. Опыт работы с одаренными детьми в современной России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 6-8 февраля 2003 года / Науч. ред. Л.П. Дугано-ва. - М., 2003. - 384 с.
Bibliography
1. Artyushina N.K., E.G. Chirkovskaya. Personal and professional qualities of the teacher working with gifted students//Problems of psycho-pedagogical support of educational process. Collection of materials science and practical conference/scientific. Ed. N.Y. Sinyagin - M., 2003 - p. 61-63.
2. Bogdanov T., Kornilov T.V. Diagnosis of cognitive areas of a child - M., 1994 - 68 p.
3. Dinerstein I.V. Problem of correlation between general and specific creative abilities at school age: candidate's dissertation of psychological sciences. - M., 2002 - p. 22.
4. Experience with gifted children in modern Russia: All-Russian Scientific and Practical Conference. Moscow, 6-8 February 2003 / Lea. Ed. LP Duganova. - M., 2003 - 384 p.
5. Leites N.S. Age gifted students: textbook for students of higher educational institutions. -M., 2001 - 320 p.
6. Vygotsky L.S. Imagination and creativity in childhood - St. Petersburg., 1997 - 96 p.
7. Zaitseva N.V., Chepurnykh E.E., Sinyagin N.Y., Kuznetsov I.V., I.V. Kalisz Analysis of the effectiveness of the implementation activities of the subprogramme "Gifted children" federal target program "Children of Russia" (1998-2003) - M., 2004 - p.74.