Делимся опытом работы с одаренными детьми
Завельский Юрий Владимирович
заслуженный учитель РФ директор
Московская гимназия на Юго-Западе № 1543, Шаронова Наталия Викторовна доктор педагогических наук, профессор [email protected], Гомулина Наталия Николаевна кандидат пед.наук, доцент [email protected]
J ^
РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОЙ СФЕРЫ ОДАРЁННОСТИ
НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Л__________________________________________г
Аннотация. Авторы рассказывают о системе работы с одаренными учащимися, которая ведется в гимназии. Раскрываются содержание, методы и формы работы, даются советы по условиям успешной работы с талантливыми учениками.
Ключевые слова: исследовательские компетенции, организация образовательного процесса, концепция работы с одарёнными детьми, познавательная потребность.
Качество образования является сегодня одним из важных приоритетов государственной политики в области образования. Модернизируются различные аспекты и подходы к качеству образования: повышение образовательных результатов, внедрение информационных технологий, изменение школьной инфраструктуры, мероприятия, направленные на развитие одарённых детей [5, 6, 8].
Новые требования к образованию развёрнуты в новых стратегических документах: Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2025 года, Федеральные образовательные стандарты второго поколения, Национальная доктрина развития образования до 2025 года, Национальная образовательная стратегия «Наша новая школа» и др.
Инновация - модное слово, но что может стоять за ним применительно к практике школьного образования, в частности гимназического образования? В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчеркивается, что «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни». Подчеркивается, что «в ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей» [1,2, 3, 4, 7].
В ГОУ Московская гимназия на Юго-Западе № 1543 под руководством директора гимназии, заслуженного учителя РФ, Ю. В. Завельского выстроена система работы с одаренными учащимися, ведется работа в двух городских экспериментальных площадках (ГЭП-2 «Молодежная политика средствами образования: пространство социального действия молодежи» и ГЭП-1 «Лингвистический компонент обучения и его роль в формировании ключевых компетентностей школьников», в двух окружных экспериментальных площадках (ОЭП «Разработка модели организации образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности учащихся» и ОЭП «Организация Молодежной академии научных обществ учащихся для развития способностей и компетентностей школьников»), начата работа ресурсного центра «Развитие креативной сферы одарённости учащихся на основе формирования исследовательских компетенций».
Для работы с одарёнными детьми разработана концепция работы с одарёнными детьми.
Работа с одаренными детьми в начальной школе как условие успешного обучения в гимназии
Успешность работы с одаренными учащимися в гимназии во многом зависит от того, какая работа проводится с этой категорией учащихся в начальной школе.
28
Эксперимент и инновации в школе 2012/3
Делимся опытом работы с одаренными детьми
Отличительным критерием одаренности ребенка, при наличии у него высокой восприимчивости к учению и творческих проявлений, является ярко выраженная, доминирующая познавательная потребность, которая отличается активностью, потребностью в самом процессе умственной деятельности и удовольствии от умственного труда.
Познавательная потребность является одной из базовых потребностей, удовлетворение которой обеспечивает формирование и само существование личности, развитие ее способностей из природных задатков. При благоприятном варианте развития познавательная потребность проходит 3 уровня:
1. уровень - потребность в новых впечатлениях (дошкольное детство);
2. уровень - развитие любознательности, выраженной в интересе к определенным занятиям, изучению конкретного предмета (младший школьный возраст, младшие подростки);
3. высший уровень - целенаправленная познавательная деятельность, направленная на проведение учебного исследования, профессиональное определение (наблюдается у старшеклассников).
Искаженное и несвоевременное удовлетворение познавательных интересов оставляет способности в неразвитом, зачаточном состоянии.
Исходя из изложенного можно выделить следующие ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ воспитательно-образовательной работы с одаренными детьми в начальных классах.
ЦЕЛИ:
- развитие общих способностей ребенка как основы специальных способностей («генерального фактора интеллекта» или «базального фактора одаренности»), т.к. способности возможно развить из природных задатков лишь в определенный благоприятный возрастной период;
- развитие познавательных интересов, умственной активности, чувства удовлетворения от процесса умственного труда как условия развития интеллектуальных способностей;
- развитие интеллекта ребенка (мышления, памяти, речи и других интеллектуальных функций).
ЗАДАЧИ:
- выявление одаренных детей из числа показывающих высокие в ходе учебной деятельности и при применении психологических методов диагностики с учетом экспертных оценок учителей и родителей;
- формирование умения учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задачу, организовывать свою деятельность во времени, способности умело распределять свое внимание и т. п.);
- воспитание навыков общения, т.к. для одаренного ребенка в 6-7 лет умение учиться - это прежде всего способность включаться и инициировать учебное сотрудничество;
- обеспечение и сохранение душевного здоровья и эмоционального благополучия детей как необ-
ходимого условия успешности любой деятельности, особенно учебной.
Реализация перечисленных задач возможна при соблюдении следующих УСЛОВИЙ, влияющих на интеллектуальное формирование младшего школьника:
1. Забота о сохранении здоровья: полноценном функционировании нервной системы ребенка, обеспечивающем способность к сосредоточенному умственному труду, соблюдении режима умственного труда и отдыха, достаточной физической активности в целях удовлетворения возрастных потребностей.
2. Сохранение высокой самооценки одаренного ребенка, непосредственно связанной с развитием любознательности и в целом с развитием личности. Начальные неуспехи в учении, «подкрепляемые» систематическими отрицательными оценками, разрушают недостаточно укрепившуюся познавательную потребность.
3. Формирование системы приоритетных учебных мотивов, в которой отметка не является главным мотивом учебной деятельности, а только средством обратной связи учителя и ученика при оценивании работы последнего.
4. Организация развивающей среды, стимулирующей любознательность ребенка и обеспечивающей возможность ее удовлетворения (беседы, научно-популярные лекции, кружки, экскурсии, пример заинтересованных окружающих взрослых).
5. Стратегия ускорения обучения одаренных детей, допускающая возможность системы экстерната и перешагивания через класс по отдельным предметам при наличии решения психолого - педагогического совета.
6. Организация контроля за развитием познавательной деятельности одаренных учащихся в виде
1) контроля по результатам (итоговый контроль),
2) процессуального контроля, 3) предметных тестов.
Содержание, методы и формы работы с одаренными учащимися гимназии
Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин, однако, общими требованиями к отбору учебных программ, определяющих это содержание, выступает соответствие программы специфике гимназии как учебного учреждения. В случае отсутствия такой программы среди опубликованных, необходима корректировка существующих программ либо создание авторских программ.
Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным. А главное, нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное ПРОЯВЛЕНИЕ той ЦЕЛИ, ради которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий.
Эксперимент и инновации в школе 2012/3
29
Делимся опытом работы с одаренными детьми
Для оптимального развития одаренных учащихся должны разрабатываться специальные развивающие программы по отдельным предметам в рамках индивидуальной программы обучения одаренного учащегося. В обучении одаренного учащегося может реализовываться стратегия ускорения (имеется в виду, в первую очередь, изменение скорости обучения), в работе с такими учащимися можно использовать более быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области избранного предмета.
Стратегия ускорения не универсальна. Она нуждается в сочетании со стратегией обогащения (углубления). Одаренный учащийся должен получать дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления, креативности, умений работать самостоятельно. Поэтому программы по отдельным предметам для одаренных учащихся должны быть ориентированы на более сложное содержание, направлены на увеличение объема знаний в конкретной области и на развитие умственных операций.
Методы и формы работы с одаренными учащимися, прежде всего, должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися гимназии и в то же время отличаться определенным своеобразием.
Могут использоваться, в частности, тематические и проблемные миникурсы, мозговые штурмы во всех вариантах, ролевые тренинги, развитие исследовательских умений и художественной активности в форме научно-практической работы или творческих зачетов и т.п.
Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными учащимися, следует признать нецелесообразным в условиях гимназии выделять таких учащихся в особые группы для обучения по всем предметам. Одаренные учащиеся должны обучаться в классах вместе с другими, тоже очень хорошо подготовленными и способными гимназистами. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся гимназии. Однако, при этом не исключается возможности создания групп одаренных учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий или групп учащихся, работающих по особым методиками, корректирующим в случае необходимости погрешности в усвоении одаренными учащимися материала отдельных учебных дисциплин.
Прежде всего, методы и формы работы могут быть разделены на урочные и внеурочные.
Основной формой организации учебного процесса в гимназии остается урок. Формы и приемы в рамках отдельного урока должны отличать значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Широкое распространение должны получить групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познаватель-
ную деятельность, дискуссии, диалоги. Перечисленные формы работы и виды деятельности могут найти широкое распространение в рамках семинарской формы работы, в различных практикумах и при проведении лабораторных занятий в условиях деления класса на подгруппы при изучении профильных дисциплин.
Каждый учебный предмет определяет специфику применяемых форм, методов и приемов работы.
Среди форм и методов внеурочной работы богатыми возможностями выявления и развития одаренных учащихся выступают различные факультативные курсы, кружки, конкурсы, интеллектуальный марафон, вовлечение гимназистов в участие в самых различных олимпиадах и конкурсах вне гимназии и, разумеется, система внеурочной исследовательской работы учащихся.
Важным фактором, влияющим на развитие одаренных гимназистов и на выявление скрытых одаренности и способностей призвана выступать система внеклассной воспитательной работы в гимназии. Основой формирования такой системы выступает «погружение в культуру». Функциями системы являются обучающая, развивающая и воспитывающая функции, а организующим началом системы является игра.
Условия успешной работы с одаренными учащимися
1. Осознание важности этой работы каждым членом коллектива гимназии и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
2. Создание и постоянное совершенствование гимназической методической системы и предметных подсистем работы с одаренными учащимися.
3. Признание руководством и коллективом гимназии того, что реализация системы работы с одаренными учащимися является одним из приоритетных направлений в работе гимназии.
4. Включение в работу с одаренными учащимися, в первую очередь, учителей, обладающих качествами, необходимыми для этой работы:
- учитель для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать психологическим комплексом при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одарённым ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;
- учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за последствия принимаемых им решений, и одновременно ощущает себя человеком, заслуживающим доверия, уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;
- учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, они имеют положительные
30
Эксперимент и инновации в школе 2012/3
Делимся опытом работы с одаренными детьми
намерения, им присущее чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;
- учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других и заниматься самообразованием и саморазвитием.
Перечисленные качества определяют готовность учителя к работе с одарённым учащимся.
5. Постоянная работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в гимназии с целью неуклонного снижения учебной и психологической перегрузки учащихся.
Литература
1. Алёшина А.А. Школьный тур олимпиады как одна из форм организации работы с одаренными детьми в классах с углубленным изучением химии. //Эксперимент и инновации в школе. - 2011. - №1.
2. Гоишакина О.П. Мастер-класс «учитель и одаренные дети». // Эксперимент и инновации в школе. - 2009. - №1.
3. Дворянцева С.Е. Работа с одаренными детьми - ключевое направление «Нашей новой школы». // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - №5.
4. Долинский В.С. Концепция работы по выявлению, поддержке и развитию одаренной молодежи в области радиоэлектроники // Муниципальное образование: инновации и эксперимент-2010.-№2.
5. Сиденко Е.А. Мастер-класс: «Инновационная деятельность учителя в условиях введения ФГОС второго поколения» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент - 2010. - №4.
6. Сиденко Е.А. Тренинг мотивации достижения в зарубежной психолого-педагогической практике // Инновационные проекты и программы в образовании - 2010. - №5.
7. Шубаева Е.И. Развивающая образовательная среда как условие раскрытия природных возможностей и одаренности учащихся. //Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - №1.
8. Шустова О.А. Формирование окружной системы конкурсов и мероприятий с целью выявления и развития высокомотивированных и одаренных учащихся // Эксперимент и инновации в школе.-- 2010. - №5.
Алиева Татьяна Владимировна
МОУ СОШ «Земля родная» Учитель русского языка и литературы ЯНАО, г. Новый Уренгой [email protected] [email protected]
J ^
РАЗВИТИЕ ОДАРЕННОСТИ И ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ И ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЕМЫХ ПОСРЕДСТВОМ СОВРЕМЕННЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ВОВЛЕЧЕНИЯ В МЕРОПРИЯТИЯ, ПРОВОДИМЫЕ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»
Л
г
Аннотация. Автор раскрывает свой подход к работе с одаренными учащимися, ориентированный на активизацию познавательных потребностей, а также рассказывает о трех основных оставляющих одаренности и отличительных характеристиках каждой из них. В приложении представлена исследовательская работа учащейся 7 класса на тему «Молодежный сленг в культуре речи современного человека», выполненная под руководством автора статьи.
Ключевые слова: практическая, познавательная, коммуникативная, духовно-ценностная деятельность, создание проблемных ситуаций, три основные составляющие одаренности.
Ав ных п каждо культу
пра три ос
Эксперимент и инновации в школе 2012/3
31