Научная статья на тему 'Психологические условия и факторы среды, влияющие на развитие и саморазвитие ребенка в рамках реализации ФГОС ДОО'

Психологические условия и факторы среды, влияющие на развитие и саморазвитие ребенка в рамках реализации ФГОС ДОО Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2059
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / САМОРАЗВИТИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ / ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА / DEVELOPMENT / SELF-DEVELOPMENT / PSYCHOLOGICAL CONDITION / FACTORS OF DEVELOPMENT / SOCIAL ENVIRONMENT / HEALTH-SAVING ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Николаева Эльвира Федоровна

В статье рассматривается особый период в жизни человека детство, где закладываются основные базовые качества и происходит наиболее интенсивное развитие всех сфер личности ребенка. В этот период особую роль в развитии играют биологические предпосылки, с которыми ребенок рождается на свет. Это, прежде всего биологически созревший мозг, способный управлять адекватной реакцией анализаторных систем на внешние раздражители. Далее это индивидуально-типологические особенности, которые создают базу для формирования индивидуальности личности, а также это задатки, которые определяют зону будущих способностей человека. Конечно, перечисление природных предпосылок можно было бы, и расширить, но в данной статье вышеперечисленные характеристики уже достаточно раскрывают содержание психологических условий развития, которые начинают взаимодействовать с социальными факторами, среди которых первичный фактор это социальная среда. Именно в социальной среде (семье, дошкольном учреждении, образовательной школе, ссузах, вузах и т.д.) происходит социализация личности, постоянное «присвоение» новых знаний, навыков, умений, новых норм поведения и взаимодействия. Роль социальной среды в психическом развитии ребенка достаточно изучена, но качественные характеристики этой среды настолько многообразны, что они могут, как развивать личность, быть здоровьесберегающими факторами, так и быть причиной многих личностных проблем человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL CONDITIONS AND ENVIRONMENTAL FACTORS INFLUENCING THE DEVELOPMENT AND SELF-DEVELOPMENT OF THE CHILD IN THE FRAMEWORK OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF PRESCHOOL GENERAL EDUCATION

The article deals with a special period in a person's life childhood, where the basic qualities are laid and the most intensive development of all spheres of the child's personality takes place. Biological conditions, that child’s have been born; take a big part in child’s development in this period of life. First of all, it is a biologically Mature brain capable of controlling an adequate reaction of the analyzer systems to external stimuli. Further it is individually-typological features that create the basis for the formation of personality, as well as is the makings that determine the area of future human abilities. Of course, the list of natural prerequisites could be expanded, but the above characteristics are already sufficiently reveal the content of psychological conditions of development in this article, which begin to interact with social factors, among which the primary factor is the social environment. It is in the social environment (family, preschool, educational school, colleges, universities, etc.) is the socialization of the individual, the constant «assignment» of new knowledge, skills, abilities, new norms of behavior and interaction. The role of the social environment in the mental development of the child is sufficiently studied, but the qualitative characteristics of this environment are so diverse that they can both develop a personality, be health-saving factors, and be the cause of many personal problems of a person.

Текст научной работы на тему «Психологические условия и факторы среды, влияющие на развитие и саморазвитие ребенка в рамках реализации ФГОС ДОО»

Nikolaeva Elvira Fedorovna PSYCHOLOGICAL CONDITIONS .

psychological science

УДК.159.9

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ СРЕДЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ И САМОРАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОО

© 2019

Николаева Эльвира Федоровна, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры «Дошкольная педагогика, прикладная психология» Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, улица Белорусская, 14, e-mail: [email protected])

Аннотация. В статье рассматривается особый период в жизни человека - детство, где закладываются основные базовые качества и происходит наиболее интенсивное развитие всех сфер личности ребенка. В этот период особую роль в развитии играют биологические предпосылки, с которыми ребенок рождается на свет. Это, прежде всего биологически созревший мозг, способный управлять адекватной реакцией анализаторных систем на внешние раздражители. Далее - это индивидуально-типологические особенности, которые создают базу для формирования индивидуальности личности, а также - это задатки, которые определяют зону будущих способностей человека. Конечно, перечисление природных предпосылок можно было бы, и расширить, но в данной статье вышеперечисленные характеристики уже достаточно раскрывают содержание психологических условий развития, которые начинают взаимодействовать с социальными факторами, среди которых первичный фактор - это социальная среда. Именно в социальной среде (семье, дошкольном учреждении, образовательной школе, ссузах, вузах и т.д.) происходит социализация личности, постоянное «присвоение» новых знаний, навыков, умений, новых норм поведения и взаимодействия. Роль социальной среды в психическом развитии ребенка достаточно изучена, но качественные характеристики этой среды настолько многообразны, что они могут, как развивать личность, быть здоровьесберега-ющими факторами, так и быть причиной многих личностных проблем человека.

Ключевые слова: развитие, саморазвитие, психологическое условие, факторы развития, социальная среда, здо-ровьесберегающая среда.

PSYCHOLOGICAL CONDITIONS AND ENVIRONMENTAL FACTORS INFLUENCING THE DEVELOPMENT AND SELF-DEVELOPMENT OF THE CHILD IN THE FRAMEWORK OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF PRESCHOOL GENERAL EDUCATION

© 2019

Nikolaeva Elvira Fedorovna, PhD in Psychological sciences, associate Professor, Professor at the Department of Preschool pedagogy, applied psychology Tolyatti State University (445020, Russia, Tolyatti, Belorusskaya Street, 14, e-mail: [email protected])

Abstract. The article deals with a special period in a person's life - childhood, where the basic qualities are laid and the most intensive development of all spheres of the child's personality takes place. Biological conditions, that child's have been born; take a big part in child's development in this period of life. First of all, it is a biologically Mature brain capable of controlling an adequate reaction of the analyzer systems to external stimuli. Further it is individually-typological features that create the basis for the formation of personality, as well as is the makings that determine the area of future human abilities. Of course, the list of natural prerequisites could be expanded, but the above characteristics are already sufficiently reveal the content of psychological conditions of development in this article, which begin to interact with social factors, among which the primary factor is the social environment. It is in the social environment (family, preschool, educational school, colleges, universities, etc.) is the socialization of the individual, the constant «assignment» of new knowledge, skills, abilities, new norms of behavior and interaction. The role of the social environment in the mental development of the child is sufficiently studied, but the qualitative characteristics of this environment are so diverse that they can both develop a personality, be health-saving factors, and be the cause of many personal problems of a person.

Keywords: development, self-development, psychological condition, factors of development, social environment, health-saving environment.

Детство как особая фаза человеческого бытия, как неотъемлемая часть общества имеет особое непреходящее значение для онтогенетического развития человека.

При всем многообразии научных исследований, как отечественных, так и зарубежных (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Ж. Пиаже, А. Валлон, Э. Эриксон и др.) [1, 5], в области детской психологии прослеживается некоторая своеобразная тенденция - не все стороны психической жизни детей (их личностные и индивидуальные проявления, их взаимодействие с миром взрослых и сверстников и пр.) одинаково интересны для ученых [3]. Гуманистическая парадигма современного образования активизировала внимание на проблемы развития и саморазвития личности в детстве.

Существуют различные типы развития в зависимости от причин, обуславливающих этот процесс [5]:

- становление, т.е. «...развитие по сущности природы...», где развитие происходит как последовательное движение от причины, содержащей и обеспечивающей пуск развития, к закономерным следствиям;

- формирование, т.е., «.развитие по сущности социума.», где причиной и условием развития является социальная среда и многокомпонентные факторы, содержащиеся в ней, - «развитие - как движение от име-

ющегося социокультурного образца к его внутреннему присвоению» (Л.С. Выготский);

- преобразование, т.е., «.развитие по сущности человека.», где развитие существует как динамический процесс изменений человека в согласованности с его целями, ценностями, смыслами, как процесс самоизменения через саморазвитие человека.

В развитии ребенка прослеживаются все вышеназванные компоненты - становление, формирование, саморазвитие. Для полноценного развития ребенка в детском возрасте всем, кто, так или иначе, занимается проблемой развития, необходимо владеть знаниями закономерностей психического развития.

В.П. Зинченко и Е.Б. Моргунов проанализировали все существующие подходы отечественной психологии и сформулировали принципы, необходимые как для построения эффективного взаимодействия с детьми, так и для построения содержательной целенаправленной работы [8]. Это:

- развитие в условиях, порождающих опыт ребенка (в противовес его усвоению), т.е., творческий характер развития;

- развитие, источником которого должна явиться социальная среда в ее широком и культуральном контексте;_

66

Scientific Vector of the Balkans. 2019. Т. 3. № 1(3)

психологически науки

Николаева Эльвира Федоровна ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ...

- развитие с учетом особых периодов высокой чувствительности ребенка к той или иной категории факторов и имеющих развивающее значение в аспекте «оптимума развития» и его максимальной благоприятности - «ведущая роль сензитивных периодов развития»;

- развитие в условиях прямого контакта, постоянного взаимодействия с человеком, деятельностный и коммуникативный характер развития в рамках совместной деятельности и общения со взрослыми и сверстниками;

- развитие в условиях активизации деятельности ребенка, определяющей и обеспечивающей его психическое и личностное развитие в рамках возрастных периодов изменений и становления -роль ведущей деятельности психического развития (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов) [6];

- развитие с ориентацией на возможности и перспективы ребенка, когда многие задачи еще ему не доступны в актуальной зоне его развития, но могут осуществляются совместно со взрослым и под его руководством и обучением - развитие с учетом «зоны ближайшего развития ребенка» (Л.С. Выготский) [5];

- развитие в условиях, расширяющих и обогащающих детский опыт с учетом возрастных возможностей, ведущей деятельности и задач, без искусственного форсирования психического развития и социализации ребенка - амплификация развития (А.В. Запорожец) [1];

- развитие с учетом и обеспечением ценности каждого этапа жизни ребенка, на каждом из которых должно состояться качественное развитие его психики, значимое и уникальное для всех психологических новообразований детей;

- развитие, обеспечивающее взаимосвязь и единство познавательной и эмоциональной (аффективно-потреб-ностной) сферы ребенка, которое способно развить гармонично личность ребенка в целом, без ущемления ее различных сторон - развитие на основании принципа единства аффекта и интеллекта;

- развитие в условиях обеспечения преобразования всех непосредственно существующих процессов ребенка в осознанные, культурные и обобщенные посредством символизации, как принципа обобщения и опосредования;

- развитие в условиях, обеспечивающих ребенку экс-териоризацию и интериоризацию, как внешнее (физическое) и внутреннее (психическое) действие, являющиеся по существу механизмами его развития и обучения;

- развитие с учетом необходимой компенсации естественной неравномерности детского развития, где психические функции имеют свои этапы становления и разные психические образования развиваются асинхронно.

Все перечисленные принципы в основном учитывают только психическое развитие ребенка, а его физическое развитие, развитие его здоровья и принципы здоровьесбережения не рассматриваются в единстве и во взаимодействии. Таким образом, в развитии ребенка больший уклон делается на ведущую роль социальных факторов развития. В то же время можно отметить и тот факт, что полноценное психическое развитие возможно при наличии хорошего здоровья ребенка - именно такой ребенок активен, подвижен и получает радость от своей активности.

Необходимо отметить, что психическое развитие зависит от биологических факторов, к которым относятся определенные природные предпосылки. Они характеризуют строение и функции его организма. Особая роль здесь принадлежит нервной системе и мозгу, которые, собственно, и позволяют ребенку освоить сложные виды психической деятельности. Но это становится возможным только при условии, если ребенок растет и развивается в социальной среде, или, другими словами, его жизненной среде, где он осваивает сложные формы поведения, «присваивает» человеческую культуру и нормы [2].

Жизненная среда содержит большой комплекс параметров, каждый их которых и сам по себе, и в совокуп-

ности, влияет определенным образом на психическое развитие и функционирование человека [9]. Например, такие физические параметры, как место и условия проживания - сельская местность или город, горный ландшафт или равнина, собственный дом или маленькая комната, живет постоянно или часто переезжает и пр. - оказывают непосредственное влияние на личность человека. А социальное окружение -семья, дошкольные учреждения, школа, культурные учреждения и пр. - дополняют развитие человека в аспекте индивидуально-психологических и личностных особенностей, усложняя его ментальные и содержательные характеристики. То есть, все перечисленные факторы среды в совокупности с генетически унаследованными образованиями и конкретно-историческими социокультурными условиями воспитания имеют принципиальное значение для психического развития ребенка.

Среда как фактор развития включает в себя не только сферу социального взаимодействия ребенка с другими людьми, но и территорию, на которой протекает его жизнедеятельность, то есть жизненную среду - социокультурно детерминированное пространство. Еще в работах Т. Бауэра, в частности, в его фундаментальной работе «Психическое развитие младенца», отмечается это влияние в виде порождаемого средой конфликта (противоречия), побуждающего познавательное развитие ребенка до года.

Тема среды, как активно воздействующего и стимулирующего развитие компонента, поддерживалась многими психологами и педагогами. Это даже породило идею саморазвития ребенка в направлении укрепления собственного здоровья, например, это отражено в работах Г.К. Зайцева, В. В. Колбанова.

Современные тенденции вводят еще одно понятие -средовое качество жизни, то есть меру взаимодействия между средой и ее использованием, мера оценки степени удовлетворения материальных и духовных потребностей [9, 8]. Так, В.И. Гордеев и Ю.С. Александрович считают исследование качества жизни ребенка новым инструментом оценки развития детей, притом, на их взгляд, максимально объективным способом измерения уровня актуального развития.

Известно, что одним из главных показателей здоровья человека является психологическое благополучие, в равной мере определяемое особенностями его взаимодействия с окружающими и влиянием на него жизненного пространства. В.В. и К.С. Лебединские, а также О.С. Никольская, изучая специфику реагирования ребенка на те или иные факторы среды, смогли выделить не только типологию реакций, но и последствия средовых воздействий в виде аффективных регуляций разного уровня, которые в совокупности существенно определяли поведенческие и личностные особенности ребенка. Их исследования показали, что на психологическое самочувствие личности и ее особенности влияет как гипер-, так и гипофункция отдельных уровней, приводящая к осложнениям в процессе адаптации ребенка к миру.

Целью данного научно-практического исследования является изучение характерных особенностей и параметров здоровьесберегающей среды и разработка модели реорганизации жизненного пространства дошкольных образовательных учреждений, способствующей оптимизации развития детей дошкольного возраста [9, 6].

Для диагностики психологических условий и факторов, влияющих на развитие и саморазвитие ребенка, использованы следующие методы исследования: систематическое наблюдение, анкетирование, метод среза, структурированное интервью, тестирование, качественный анализ средовых факторов. Все указанные методы позволяют реализовать констатирующий этап исследования, основной целью которого является сбор подробной психологической информации о фактическом уровне детского развития и саморазвития, и ее детальный анализ [7]._

Nikolaeva Elvira Fedorovna psychological

PSYCHOLOGICAL CONDITIONS ... science

В рамках проведения систематического наблюдения нами были получены данные об особенностях поведения детей, об истории развития ребенка (пре- и постнаталь-ный анамнез), об особенностях семейной ситуации и специфике социальных контактов ребенка. Метод среза, дополненный методом «продольного» изучения позволил увидеть индивидуальную кривую развития испытуемых, что позволило выявить соответствие их развития возрастным нормам, проанализировать его особенности и определить функциональную норму детей.

Для констатации условий и факторов, влияющих на детское развитие и саморазвитие, использовались анкеты, структурированное интервью, тестовые методы. Анкетирование, как удобный и корректный способ получения информации, применялось для получения мнения сотрудников и специалистов ДОУ, и родителей детей, посещающих детский сад. Этот метод позволил охватить практически всех вовлеченных в развитие и воспитание ребенка лиц и показал высокую продуктивность - возврат анкет сотрудниками и специалистами ДОУ достиг 100%, а возврат анкет родителями - 96%. Такая активность была еще и обусловлена обеспеченной нами анонимность ответов (для ответа в анкете достаточно было только любым удобным способом выделить тот или иной код варианта ответа). Структура анкеты была типична, и вводная часть позволила привлечь внимание респондентов и активизировать его мотивацию посредством объяснения цели опроса и ценности ответов испытуемых, а основная - получить мнение респондентов в контексте цели исследования. Анкеты обрабатывалась количественными и качественными методами анализа, что позволило получить мнение о степени влияния существующих условий и факторов на развитие детей, о степени удовлетворенности деятельностью у сотрудников и удовлетворенностью ожиданий родителей, дети которых посещают дошкольное образовательное учреждение.

Применяемые нами тестовые методы позволили изучить следующие сферы личности:

- когнитивно-познавательную, представленную процессами, обеспечивающими получение, хранение, узнавание, воспроизведение, забывание и преобразование информации;

- эмоционально-волевую, содержащую субъективно окрашенные реакции, отношения к окружающему миру, усилия и их переживание;

- действенно-практическую, содержащей в себе компоненты практической реализации человека в мире, выраженной способностями, навыками, умениями, достижениями и другими прагматическими аспектами личности;

- межличностно-социальную, представленную межличностными контактами, способами обмена информацией, опытом и особенностями взаимодействия с окружающими людьми и отношениями с ними и пр.

Для этих исследований использовались стандартизированные, валидные, надежные психодиагностические методики, которые обрабатывались и анализировались нами в соответствии требованиями и нормами [4, 15].

Отдельным направлением исследования явился анализ образовательной среды и систематизация и интерпретация факторов средового влияния. При построении программы исследования среды мы опирались на общетеоретические представления об этом понятии. Так, среда понимается как совокупная целостность различных условий жизнедеятельности человека, окружающая его и влияющая на него. Эта целостность представлена природными и социальными факторами, своей совокупностью влияющих, прямо или косвенно, мгновенно или долговременно, на жизнь и деятельность людей [6, 7].

Для понимания термина «образовательная среда» мы взяли за основу представление о ней, как о «системе влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содер-68

жащихся в социальном и пространственно-предметном окружении». Данная трактовка понятия позволила нам разработать аппарат ее формального описания, построенный на основе выделенных параметров, пять из которых базовых (широта, интенсивность, модальность, степень осознаваемости и устойчивость) и шесть - параметры второго порядка (эмоциональность, обобщенность, доминантность, когерентность, принципиальность, активность). В качестве эффективного инструмента психолого-педагогической экспертизы мы использовали коэффициент модальности, который показывает степень использования развивающих возможностей, ресурсов среды [14].

На основании теоретического анализа проблемы и систематизируя данные проведенных ранее научно-экспериментальных исследований, для решения задач исследования психологических условий и факторов здо-ровьесберегающей среды и разработки модели реорганизации жизненного пространства детей в дошкольных образовательных учреждениях, были определены следующие приоритетные подходы и направления работы:

1.Изучение воздействия среды на психоэмоциональное состояние ребенка.

2.Изучение информационного воздействия жизненного пространства.

3.Изучение воздействия среды на формирование и удовлетворение потребностей, в первую очередь специфических, связанных со средой.

4.Изучение влияния среды на реализацию собственной активности ребенка.

Изученные направления позволили разработать модель реорганизации жизненного пространства дошкольного учреждения, апробировать ее и интегрировать в образовательно-воспитательную систему дошкольных учреждений [13].

На современном этапе в образовательной среде возникла необходимость поиска новых возможностей организации условий эффективного развития ребенка. Существующие ныне подходы в основном представлены направленностью на увеличение объема образовательного содержания и на совершенствование технологий обучения. Практический опыт показывает, что, к сожалению, их эффективность не соответствует ожидаемому результату, что накладывает соответствующий отпечаток на детское развитие. В частности, наблюдается дисгармония в развитии разных сфер личности ребенка. Существующий образовательный процесс организован таким образом, что в нем преобладает направленность на формирование вербально-логической сферы, в то время как сферы образные, двигательно-моторные, эмоционально сенсорные оказываются депривированными.

Анализ современных тенденций показывает, что учитываются не все возможные пути воздействия на развитие ребенка помимо образовательной сферы. Мало внимания уделяется спонтанному развитию, стихийному обучению, их саморазвитию, взаимообучению детей и ассимиляции опыта другого, хотя эти компоненты являются необходимым условием полноценного развития и функционально и процессуально связаны между собой через жизненное пространство и среду обитания детей. При этом специфика пространства определяет как характерные особенности данных компонентов, так и особенности поведенческих и деятельностных проявлений ребенка в них.

Анализ жизненной среды позволили установить прямую связь силы зависимости ребенка от среды с его возрастом, т.е. у детей более младшего возраста обнаружено увеличение зависимости от средового влияния при высокой его интенсивности (чем меньше возраст, тем выше степень воздействия и больше сила зависимости). Это позволяет говорить о позитивном и негативном (тормозящем) влиянии среды на развитие ребенка.

Таким образом, организация жизненного пространства ребенка становится особо актуальной в аспекте его Scientific Vector of the Balkans. 2019. Т. 3. № 1(3)

психологически науки

Николаева Эльвира Федоровна ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ...

развития и здоровьесбережения и требует разработки специальных подходов. Внимание к специальной организации среды и средового влияния обусловлено тем, что именно в ней, во взаимодействии с ней, содержатся возможности удовлетворения основных потребностей ребенка - потребность проникать в пространство, озна-камливаться с ним, овладевать им, обеспечивая развитие ребенка в целом. В этом смысле, жизненное пространство должно отвечать двум главным требованиям:

- во-первых, оно должно быть физически и психологически безопасно, формируя осмысленное доверие ребенка к миру;

- во-вторых, оно должно иметь разнородные характеристики, способные порождать импульсы, побуждающие активность ребенка.

Сочетание двух этих потребностей и создает оптимальную окружающую среду для здорового и гармоничного развития.

Также, нами было выявлено значение локальной среды развития - места, где непосредственно обитает ребенок и с которым вступает в непосредственный контакт. Здесь также выявлена зависимость влияния на ребенка среды от его возраста - более младший возраст подвержен большему и глубокому влиянию особенностей среды, характера ее физической и эстетической организации на его психическое, психологическое и личностное развитие.

Таким образом, нами была сделана попытка изучения специфики пространства, как среды обитания, развития, взаимодействия и здоровьесбережения и анализа полученных данных, как научных феноменов.

На современном этапе проблема здоровьесбереже-ния становится особо значимой, проблема охраны физического, психического и психологического здоровья ребенка выходит на передний план не только в рамках здравоохранения, но и в образовательном пространстве жизни на всех этапах детского развития и личностного становления. В результате экспериментально-исследовательской работы по изучению возможностей использования среды как средства оптимизации развития детей были определены наиболее перспективные направления оптимизации:

- организация поисковой деятельности детей;

- развитие активности ребенка средствами ролевой игры;

- развитие сложнокоординационных уровней организации движений детей в пространственных играх;

- создание и организация специфической среды с целью реализации детских оздоровительных программ.

Эти исследования позволили подобрать формы и методы работы по данным направлениям, реализующих идею саморазвития ребенка, и внедрить их в практику детского образовательного учреждения.

Изучая условия и факторы, влияющие на развитие и саморазвитие ребенка, необходимо уделять внимание еще двум существенным на наш взгляд проблемам. Первая относится к области психомоторного развития ребенка, которое во многом определяется особенностями пространства и связано с характером двигательно-моторной активности ребенка. Вторая рассматривает среду как источник информации. Здесь к среде должны предъявляться особые требования, как так она может стать источником стресса. Впервые понятие «перенасыщенная среда» было введено Г. Зиммелем, исследования которого позволили сделать вывод о том, что информационно перегруженная среда более вредна, чем среда бедная. Д. Миллер и П. Смит утверждают, что человек в противодействие перенасыщенной среде вырабатывает специфическую адаптационную стратегию, переставая реагировать на нее, и даже не регистрирует изменения в ней. Следовательно, у человека возникает потребность в сбалансированной, оптимальной среде.

Таким образом, можно сказать, что среда с точки зрения воздействия, стимулирующего активность, должна

обладать следующими характеристиками:

- она должна быть неорганизованная,

- оптимально насыщенная,

- динамичная,

- полифукциональная,

- имеющая в наличии препятствия и затруднения,

- умеренно опасная,

- сегментированная с возможностью трансформации,

- имеющая объемы свободного пространства.

М.Н. Полякова, С.В. Железнова, Т.А. Фалькова, занимаясь особенностями построения развивающей среды в дошкольных учреждениях, описывают ряд принципов организации пространства, а именно, принцип комфортности и безопасности, принцип богатства сенсорных впечатлений, принцип опережающего характера развития, принцип возможности для самостоятельного исследования, принцип учета интересов ребенка и др. Причем, комфортность в этом ряду можно определить как интегративный показатель среды, поскольку он имеет непосредственное отношение к здоровью и развитию ребенка и предполагает учет большого числа параметров: оптимальность, степень свободы, вариативность выбора, соответствия назначению и процессуальности, возможность уединения и сближения и т.п.

Таким образом, здоровьесберегающая среда - это совокупность условий, препятствующих чрезмерному расходованию сил организма, и не только позволяющих сохранять психические и физиологические состояния на уровне нормы, но и обеспечивающих процесс саморазвития и самосовершенствования и, в конечном счете, самореализацию человека.

Помимо этого, большое внимание следует уделять образовательной среде, которую можно разделить на следующие типы - догматическая, безмятежная и творческая. Основной, значимой для нашего исследования характеристикой этих сред, является коэффициент модальности, который отражает их функциональные возможности. Так, в догматической среде присутствует тотальный контроль, провоцирующий зависимость и пассивность детей, что приводит к потере ощущения собственного развития. В безмятежной среде дети предоставлены сами себе и свободны при этом в выборе пассивного образа жизни. Творческая же среда стимулирует свободу ребенка и его активность, что способствует личностному развитию и самоорганизации развивающих возможностей среды (поисковая деятельность, познавательные потребности, потребность в развитии и саморазвитии и пр.).

Создание качественных средовых условий и учет всех воздействующих на развитие факторов будет способствовать повышению качества жизни детей, выраженному в проявленных критериях психического и психологического здоровья, таких как позитивный психоэмоциональный фон, активность ребенка, спонтанность, открытость, любознательность, легкость установления социальных контактов (как со сверстниками, так и со взрослыми). А также не менее важным показателем эффективности среды являются общее тонизирование организма ребенка и преодоление последствий гиподинамии за счет возможности введения свободных двигательных режимов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Абрамова, Г.С. Практикум-хрестоматия по возрастной психологии [Текст] / Г.С. Абрамова. — М.: Изд-во: Прометей, 2018 г. — 384 с.

2. Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека [Текст]/ Ф.Б. Березин. — Л.: изд-во: Наука, 1988. — 270 с.

3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] /Л.И. Божович. — СПб: изд-во: Питер, 2008.- 400 с.

4. Витцлак, Г. Основы психодиагностики // Психодиагностика: Теория и практика [Текст]/Под ред. Н.Ф. Талызиной. - М.: Прогресс, 1986. — 208 с.

5. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия [Текст] / сост. И. Дубровина, А. Прихожан, В. Зацепин. — М.: Изд-во: Academia, 2008. — 368 с.

6. Давыдов, В.В., Переверзев, Л.Б. К исследованию предметной среды для детей [Текст] // Техническая эстетика, 1976, - №2-3. - С.

Nikolaeva Elvira Fedorovna

PSYCHOLOGICAL CONDITIONS .

psychological science

4-6.

7. Дерябо, С.Д. Учителю о диагностике эффективности образовательной среды [Текст] / С.Д. Дерябо, В.П. Лебедева, В.И. Панов. — Москва : Молодая гвардия, 1997. — 216 с.

8. Зинченко, В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии [Текст] / В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунов. - М.: Изд-во: Тривола, 1994. — 304 с.

9. Климов, Е.А. О среде обитания человека глазами психолога [Текст] // 2-я Российская конференция по экологической психологии: Материалы (Москва, 12-14 апреля 2000 г.) / под общ. ред. В.И. Панова. - М. - Самара: Психологический институт РАО - Самарское региональное отделение РПО, 2000. - 139 с.

10. Николаева, С.Ю. Развитие связной речи как условие социального развития детей дошкольного возраста [Текст] // Материалы Всероссийской научной конференции «Психолого-педагогические аспекты социального развития детей дошкольного возраста» / С.Ю. Николаева. - Тольятти, 2003. — с.151-154.

11. Николаева, Э.Ф. Развитие совместной деятельности детей дошкольного возраста в условиях учебной деятельности [Текст] // Материалы Всероссийской научной конференции «Психолого-педагогические аспекты социального развития детей дошкольного возраста»/Э.Ф. Николаева. - Тольятти, 2003. — с.250-253.

12. Николаева, Э.Ф. Роль совместной деятельности дошкольника в его социальном развитии [Текст].//Материалы международной научно-практической конференции «Диалог культур в современном образовательном пространстве» /Э.Ф. Николаева. - Ульяновск, 2007 — с.157-159.

13. Николаева, Э.Ф., Илларионова О.В., Блохина Р.В. Мир вокруг нас. Программа и методическое руководство по развитию познавательной активности детей при ознакомлении с основами естественнонаучных знаний [Текст] / Э.Ф. Николаева, О.В. Илларионова, Р.В. Блохина. - Тольятти, 2003. — 132 с.

14. Рубцов, В.В. Проектирование развивающей образовательной среды школы [Текст] /В.В. Рубцов, Т.Г. Ивошина ; М-во образования Рос. Федерации. Ин-т образоват. политики «Эврика» [и др.]. - М : Моск. гор. психолого-пед. ун-т, 2002. - 271 с.

15. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е.В. Сидоренко. - СПб: Социально-психологический центр, 1996. - 349 с.

70 Scientific Vector of the Balkans. 2019. Т. 3. № 1(3)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.