Научная статья на тему 'Психологические условия этносоциализации детей дошкольного возраста'

Психологические условия этносоциализации детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
189
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОСОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРИСВОЕНИЕ КУЛЬТУРЫ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ / УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Николаева Эльвира Федоровна, Смолякова Елена Владимировна, Кривошеева Ольга Викторовна

Цель: исследование возможностей этносоциализации детей в условиях полиэтничности и мультикультурности дошкольных образовательных учреждений. Поликультурность пространства Среднего Поволжья, широко представленная контингентом воспитанников современных дошкольных учреждений, где соприкасаются этнопсихологические и индивидуально-психологические пласты личности ребенка, может создавать в естественных среде разобщенность и интолерантность за счет возможного этноцентризма. Многонациональная же представленность социума может явиться условием взаимопроникновения культур без потери этнической идентичности каждого. Эта ситуация расширяет возможности дошкольных учреждений для полноценной социализации современного ребенка, для формирования его гражданственности и культурации. Научные методы, применяемые нами, позволяют получить информацию об этнической представленности испытуемых, этнокультурных установках и традициях в родительской семье и их смысловой и содержательной составляющей. Понимание преобладающих тенденций этнокультурного компонента в социальной ситуации развития испытуемых, анализ их содержательных характеристик, особенностей этничности и этоносоциализации личности, позволит разработать психолого-педагогичсекую программу, направленную на создание условий межкультурной коммуникации, на построение развивающей среды, которые обеспечат условия межэтничсекого и межпоколенческого взаимодействия (педагоги родители дети) и этносоциализации с сохранением их этнической идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Николаева Эльвира Федоровна, Смолякова Елена Владимировна, Кривошеева Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические условия этносоциализации детей дошкольного возраста»

Психологические условия этносоциализации детей дошкольного возраста

Николаева Эльвира Федоровна, Смолякова Елена Владимировна, Кривошеева Ольга Викторовна

ТГУ, г. Тольятти

Ключевые слова:

Этносоциализация, присвоение культуры, межкультурная коммуникация, социальная ситуация развития, условия и факторы развития личности

Цель: исследование возможностей этносоциализации детей в условиях полиэтничности и мультикультурности дошкольных образовательных учреждений. Поликультурность пространства Среднего Поволжья, широко представленная контингентом воспитанников современных дошкольных учреждений, где соприкасаются этнопсихологические и индивидуально-психологические пласты личности ребенка, может создавать в естественных среде разобщенность и интолерантность за счет возможного этноцентризма. Многонациональная же представленность социума может явиться условием взаимопроникновения культур без потери этнической идентичности каждого. Эта ситуация расширяет возможности дошкольных учреждений для полноценной социализации современного ребенка, для формирования его гражданственности и культурации. Научные методы, применяемые нами, позволяют получить информацию об этнической представленности испытуемых, этнокультурных установках и традициях в родительской семье и их смысловой и содержательной составляющей. Понимание преобладающих тенденций этнокультурного компонента в социальной ситуации развития испытуемых, анализ их содержательных характеристик, особенностей этничности и этоносоциализации личности, позволит разработать психолого-педагогичсекую программу, направленную на создание условий межкультурной коммуникации, на построение развивающей среды, которые обеспечат условия межэтничсекого и межпоколенческого взаимодействия (педагоги - родители - дети) и этносоциализации с сохранением их этнической идентичности.

Список литературы:

1. Николаева, Э.Ф., Николаева, С.Ю., Смолякова, Е.В. Этносоциализация дошкольников в условиях многонациональной и поликультурной среды / Актуальные вопросы психологии детства // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 16-17 октября 2013 года. - Казань: Отечество, 2013.-154 с. 143-147.

2. Николаева, Э.Ф. Психологические смыслы толерантности / Вестник гуманитарного института ТГУ / под ред.Е.Ю. Прокофьевой. - Тольятти: Изд.-во ТГУ, 2011. Вып. 2(11). - с.113-119

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.