ных документов с ситуациями реального их исполнения в жизни людей.
- Соблюдение в организации гражданского образования следующих принципов взаимосвязи и правовых знаний с патриотическим воспитанием: вариативность выбора разных источников правовых знаний; сочетание услуг государства с лояльностью граждан к нему; демонстрация правовых норм в школьной жизни; сочетание учебного и вне-учебного правового опыта учащихся.
- Убеждение учащихся в том, что законы и правовые нормы являются только внешними регуляторами поведения людей, а гражданский патриотизм является внутренней осознанной ответственностью и способностью человека работать на благо страны, защищать её, если понадобится, подчиняться её законам, если даже они не нравятся ему.
Библиографический список
- Проведение с учащимися сравнительного анализа правовых отношений людей с позиций законов государства, нравственных социальных, религиозных правовых норм.
- Приучение учащихся к методам восприятия, анализа и оценки телепередач правового цикла на тренингах в форме телешоу и разных игр.
- Использование при изучении правовых знаний материалов из истории и литературы, которые помогают глубже понять сущность и функции законов в формировании гражданской ответственности людей.
В многонациональных республиках важно показывать учащимся не только усилия государства по обеспечению и защите прав граждан, но права и свободы малочисленных народов их менталитета, культуры, межкультурных и правовых взаимоотношений.
1. Гасанов З.Т. Патриотизм - основа укрепления единства Российской Федерации: Воспитание патриотизма, дружбы народов и гражданственности. Москва, 2003: 40 - 48.
2. Гасанов З.Т. Педагогика межнационального общения: учебное пособие. Москва, 1999.
3. Гасанов З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан. Педагогика. 2005; 6: 36 - 44.
4. Магомедова М.А. Особенности формирования гражданского общества в многонациональном регионе. Диссертация ... кандидата философских наук. Махачкала, 2005.
5. Абдулмуталимова З.М. Гоажданско-патриотическое воспитание старшеклассников в процессе усвоения правовых знаний. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Махачкала, 2010.
References
1. Gasanov Z.T. Patriotizm - osnova ukrepleniya edinstva Rossijskoj Federacii: Vospitanie patriotizma, druzhby narodov i grazhdanstvennosti. Moskva, 2003: 40 - 48.
2. Gasanov Z.T. Pedagogika mezhnacional'nogo obscheniya: uchebnoe posobie. Moskva, 1999.
3. Gasanov Z.T. Cel', zadachi i principy patrioticheskogo vospitaniya grazhdan. Pedagogika. 2005; 6: 36 - 44.
4. Magomedova M.A. Osobennosti formirovaniya grazhdanskogo obschestva v mnogonacional'nom regione. Dissertaciya ... kandidata filosofskih nauk. Mahachkala, 2005.
5. Abdulmutalimova Z.M. Grazhdansko-patrioticheskoe vospitanie starsheklassnikov v processe usvoeniya pravovyh znanij. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Mahachkala, 2010.
Статья поступила в редакцию 03.03.16
УДК 378
Agaragimova V.K., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogic University (Makhachkala, Russia), Е-mail: [email protected]
Gadzhieva D.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogic University (Makhachkala, Russia), Е-mail: [email protected]
Kabardieva F.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Dagestan State Pedagogic University (Makhachkala, Russia), Е-mail: [email protected]
Karibova T.T., Cand. of Sciences (Pedagogy), teacher of Lyceum № 9 (Makhachkala, Russia), Е-mail: [email protected]
PSYCHO-PEDAGOGICAL POTENTIAL OF FORMATION OF SKILLS OF STUDENTS TO EXERCISE SELF-CONTROL. The
article highlights some features of psycho-pedagogical training of experts in a pedagogical higher education institution, in particular the didactic conditions of formation of self-control are being studied. The authors of the paper investigate the process of formation of self-control and interpreted it as a set of requirements for ensuring the disclosure of internal connections between the various branches of knowledge and their use for solving various practical problems. Special attention is paid to such aspects as self-education and reflection, as well as the organization of academic work, self-control and inter-control, focused on solving complex problems of professional training. The authors conclude that the admission of students to self-control and its development makes a positive contribution to the formation of professionalism of future teachers.
Key words: developing training, creative solutions, research, self-improvement, self-control, reciprocate control.
В.К. Агарагимова, канд. пед. наук, доц. каф. социальной педагогики и социальной работы, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Е-mail: [email protected]
Д.П. Гаджиева, канд. пед. наук, доц., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Е-mail: [email protected]
Ф.А. Кабардиева, канд. пед. наук, ст. преп. каф. социальной педагогики и социальной работы, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Е-mail: [email protected] Т.Т. Карибова, канд. пед. наук, преподаватель лицея № 9, г. Махачкала, Е-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ САМОКОНТРОЛЬ
В статье освещаются некоторые особенности психолого-педагогической подготовки специалистов в педагогическом вузе, в частности дидактических условий формирования самоконтроля. Рассматриваемый процесс авторы трактуют как совокупность требований, обеспечивающих раскрытие внутренних связей между различными отраслями знаний и возможностями их использования для решения различных практических задач. Особое внимание уделяется таким аспектам, как самообразование и рефлексия, а также вопросам организации учебной работы, самоконтролю и взаимоконтролю, ориентированным на решение комплексных задач профессиональной подготовки.
Ключевые слова: развивающая подготовка, творческое решение, исследовательская деятельность, самосовершенствование, самоконтороль, взаимоконтроль.
Одной из основных тенденций развития процесса обучения в вузе является возрастание удельного веса самостоятельной работы студентов по овладению новыми знаниями. В ходе самостоятельной работы студент сталкивается с необходимостью проверить, оценить, откорректировать результаты своей работы в соответствии с заранее намеченными целями. Эта проблема возникает не только в процессе самостоятельной работы или самообразования студентов в период обучения в вузе, но и в течение всей профессиональной деятельности. Поэтому умение осуществлять самоконтроль необходимо считать одной из основных компетенций профессиональной подготовки выпускника в вузе [1; 2; 3].
Самоконтроль сложное и многогранное явление, что находит свое отражение в том многообразии подходов к определению его сущности, которое сейчас существует в научно-педагогической литературе [4; 5]. Наиболее близкой является понимание под самоконтролем проверку собственными силами самого себя, своих знаний, своей работы и регулирование их путем внесения соответствующих корректив. В исследованиях по самоконтролю выделяются структурные следующие звенья:
- выяснение цели деятельности, средств и способов достижения конечного результата;
- самопроверка и самооценка результатов работы;
- анализ недостатков и причин их возникновения;
- коррекция дальнейшего хода работы.
Выделяя уровни овладения студентами умениями самоконтроля, необходимо учитывать:
- психологическую готовность студентов к осуществлению самоконтроля;
- умение осознавать и конкретизировать конечную цель;
- владение приемами самопроверки;
- владение приемами самооценки;
- умение осуществлять анализ недостатков и определить меры по их устранению.
Каждый из этих параметров, характеризуя ту или иную сторону комплексного умения осуществлять самоконтроль, состоит в свою очередь из совокупности компонентов. Так, психологическая готовность к осуществлению самоконтроля предполагает понимание важности его осуществления, стремление к овладению широким спектром приемов самоконтроля и постоянному их использованию при различных видах деятельности. Владение приемами самопроверки подразумевает сформированность их у студентов до уровня, позволяющего осуществлять всестороннюю проверку степени усвоения учебного материала или качества выполнения заданий.
Значительное место в психолого-педагогической литературе уделено методам и средствам формирования умений самоконтроля. В практической деятельности в качестве основных средств формирования у студентов умений самоконтроля мы разрабатываем задания для самоконтроля и самооценки, систему контрольных мероприятий, специально посвященные решению проблемы задачи, практические занятия, консультации. Охарактеризуем каждое их названных средств и проанализируем возможности, которые дает их использование для решения поставленной задачи.
Задания для самоконтроля и самооценки мы используем преимущественно в первом и втором семестрах. Они содержат вопросы и задачи, позволяющие оценить степень подготовленности студента к очередному занятию. На их выполнение требуется небольшое количество времени. Вопросы и задачи формулируются так, что позволяют однозначно оценить результат выполнения. Каждое задание содержит алгоритм самооценки. С его помощью студент может определить соответствие уровня его подготовки заданному и при необходимости устранить недочеты. Задание для самоконтроля в сочетании с методическими рекомендациями по организации самостоятельной работы позволяют в значительной мере упорядочить самостоятельную работу студентов, что особенно важно на первом курсе, когда они еще не адаптированы к новым условиям обучения. Главная цель заданий для самоконтроля в том, чтобы научить студентов оценивать качество выполнения задания. Структура вопросов и задач, входящих в задание, меняется в процессе формирования у студентов умений самоконтроля. Так, если на начальных стадиях при выполнении задания от студента требуется отвечать на вопросы и решать задачи, предложенные ему преподавателем, то в дальнейшем все большая часть вопросов ставится косвенно, требует самостоятельной постановки вопросов. Не остаются неизменными и способы самооценки. Если в простейшем вари-
анте, когда соответствующие умения еще слабо сформированы, для выставления самооценки студент подсчитывает количество выполненных заданий и общую сумму баллов за них в соответствии с каждым, определенным преподавателем, а затем оценивает результаты работы на основании полученных данных и с учетом рекомендаций преподавателя, то по мере формирования у него умений осуществлять самооценку он сам, на основании сначала конкретных, а затем обобщённых требований к удовлетворительному, хорошему и отличному уровням подготовки, изложенным преподавателем, оценивает достигнутый им результат. В последующем на основе сформулированных преподавателем целей, студенты учатся самостоятельно конкретизировать уровни их достижений и оценивать результаты своей деятельности на основании усвоенных общепринятых критериев оценки.
Система контроля учебно-познавательной деятельности, которую мы используем как средство формирования умений самоконтроля включает в себя: вспомогательный контроль, позволяющий оценить предварительную подготовку студентов к занятию; текущий контроль, дающий оценку работы студентов в процессе овладения новыми знаниями умениями; тематический контроль, позволяющий оценить сформированность в масштабе выбранной темы; промежуточный контроль, позволяющий проверить степень овладения студентами научных понятий в масштабе нескольких тем и на промежуточном уровне; итоговый контроль, дающий оценку работы в течение семестра. Практика показала, что функционирование системы контроля, опирающейся на чётко сформулированные требования к уровням усвоения научных понятий, специальных знаний на данном этапе обучения или в конце цикла, а также критерии оценки результатов лишают отметку того ореола случайности и непредсказуемости, который имеет место в студенческой среде. Студенты осознают объективные критерии оценивания преподавателем их труда, получают возможность адекватно оценивать свои достижения на основе усвоенных критериев, Функционирование системы контроля в этих условиях позволяют бакалавру регулярно сопоставлять самооценку с оценкой преподавателя, выявить причины отклонений, что является хорошей школой, формирующей приёмы осуществления самоконтроля выполняемой работы на всем, что особенно важно, диапазоне уровней. Особое место среди методов контроля занимает взаимоконтроль. Его важность для формирования умения самоконтроля отмечается в работах отечественных учёных и подтверждается педагогической практикой [5; 6; 7]. Взаимоконтроль осуществляется при проверке и рецензировании студентами письменных работ, оценке устных ответов и выступлений, обмене самостоятельно сформулированными вопросами по содержанию изучаемого материала в виде диалога, проходящего по заранее спланированному сценарию или импровизированно. Исследования и практическое применение этого метода показали, что лучшие результаты взаимоконтроль дает в том случае, если в группы, осуществляющие взаимоконтроль, объединены студенты, близкие по уровню успеваемости. Метод взаимоконтроля способствует формированию одного из важнейших приемов самопроверки - постановки вопросов и ответов на них. Наряду с этим процесс разработки сценария взаимоопроса, самих заданий студенты учатся конкретизировать цели деятельности, отображать заданный уровень овладения учебным материалом в совокупность конкретных знаний и умений ему соответствующих типов вопросов и заданий, требующих для своего выполнения овладения материалом на требуемом уровне. Взаимоконтроль является важнейшим средством формирования адекватной самооценки, так как при оценке чужой работы (ответа) студент базирует свои критические рассуждения на заранее определенных критериях, соответствующих общепризнанным требованиям, что позволяет глубже усвоить критерии оценки и использовать их для самооценки своей деятельности на качественно новом уровне.
Важное место среди средств формирования у студентов самоконтроля занимают специально посвященные решению этой задачи занятия, которые организуются в рамках курса «Введение в профессию», проводимом в первом семестре. На лекции, посвященной проблеме самоконтроля, студенты знакомятся с понятием самоконтроля, причинами, делающими его необходимым звеном не только учебно-познавательной деятельности в вузе, но и дальнейшей профессиональной деятельности, самообразования. Преподаватель знакомит со структурой самоконтроля, основными приемами его осуществления, характеристикой каждого из них. Решая задачу формирования у студентов профессиональных компетенций, в том числе и самоконтроля, педагоги
сталкиваются с необходимостью поиска новых форм организации этих занятий. Одной из таких форм являются упреждающие консультации. Суть их состоит в том, что на консультации рассматривается порядок подготовки к очередному занятию. Здесь наряду с решением задачи формирования способностей организовывать свою деятельность, работать с разнообразными источниками информации, развиваются приемы самоконтроля. На этих консультациях осуществляется конкретизация обобщенных приемов, изложенных на лекции применительно к содержанию и структуре изучаемого в данный момент материала, разбираемых типов задач. Рассмотрев на консультации совместно с преподавателем порядок подготовки к очередному занятию, студенты уясняют наряду с остальными, какие разделы теоретического материала и практические задания требуют особого внимания, а, следовательно, применение наиболее эффективных способов самоконтроля. Подобные консультации позволяют осуществить процесс формирования умений целенаправленно и с высокой эффективностью, так как полученные на консультации знания и рекомендации применяются при выполнении очередного задания, что обеспечивает прочное закрепление.
Как одно из важнейших средств формирования умений самоконтроля мы рассматриваем процесс научения студентов конкретным дисциплинам вузовского курса. Это связано с тем, что только в деятельности, в практическом применении указанных умений при решении учебно-познавательных задач в процессе усвоения изучаемого материала происходит их прочное закрепление, формирование специфических для данной деятельности приемов самоконтроля. Кроме того, для формирования у студентов способности к использованию широкого спектра приемов самоконтроля, связанных с конкретными видами деятельности, необходимы затраты времени. Используя для этого время, отводимое на изучение дисциплин, соответствующих программе вуза, мы не только не отходим от задачи по овладению ими, так как самоконтроль является необходимым звеном процесса усвоения, но и существенно повышаем интенсивность и качество протекания этого процесса за счёт возрастания эффективности обратной связи в процессе усвоения и, следовательно, степени активности участия в нем самого обучаемого.
В своей практической деятельности мы уделяем особое внимание содержательно-целевому компоненту обучения, формам и методам его организации. При подборе заданий, выдаваемых студентам на занятии, преподаватель должен учитывать возможность иллюстрации при их выполнении разнообразных, наиболее важных в данном курсе приемов составления самоконтроля. Причём это должна быть целенаправленно разработанная система заданий, позволяющая от задания к заданию, от занятия к занятию демонстрировать и закреплять у студентов разнообразные приемы самоконтроля. Среди целей учебно-познавательной деятельности необходимо постоянно выделять цели, связанные с овладением приемами самоконтроля. При выполнении практических заданий самоконтроль, особенно на начальных этапах его формирования, должен выделяться как отдельный этап их выполнения. На последующих этапах, когда способность осуществлять самоконтроль у бакалавров уже в достаточной степени сформирована, необходимость в выделении самоконтроля в качестве отдельного этапа учебно-познавательной деятельности отпадает, так как здесь контрольные действия уже практиче-
Библиографический список
ски сливаются с основным действием или даже опережают его. В данном случае основное внимание преподавателя должно быть направлено на более тщательный, позволяющий продемонстрировать наиболее важные и эффективные приемы самоконтроля, отбор заданий и постановку студентами целей деятельности. Задача формирования умений самоконтроля при изучении вузовских дисциплин не может быть успешно решена без использования соответствующих форм и методов организации занятий. На лекциях о задачах формирования умений самоконтроля излагаются наиболее общие подходы к его организации, критерии степени достижения поставленных задач как в овладении курсом в целом или отдельными его разделами, так и при выполнении конкретных заданий. С целью стимулирования работы студентов на лекциях, стремления осознать излагаемый им материал, используется краткий автоматизированный контроль (в аудиториях, оборудованных системой обратной связи), который активизирует процесс самоконтроля при восприятии материала. На практических и семинарских занятиях, преподаватель организует работу так, чтобы студенты осознавали как цели выполнения конкретных заданий, так и всего занятия в целом. При анализе работы студентов преподаватель опирается на известные им приемы осуществления анализа и критерии оценки результатов, обращает внимание на рациональность выбора приёмов и последовательности осуществляемых действий
На начальных этапах обучения самоконтролю основная задача преподавателя состоит в том, чтобы студенты осознали предложенные приемы и стали применять их в своей деятельности. В дальнейшем уделяется внимание овладению студентами наиболее эффективными приёмами, рациональности их выбора в конкретных ситуациях, частоте использования. Необходимо также отметить стимулирующее значение комплексных занятий для развития самоконтроля, так как в его структуру включены серии проблемных вопросов, стимулирующих исследовательский интерес студентов. К методам комплексного воздействия можно отнести:
- сообщение дополнительной информации по изучаемому материалу в виде исторических справок, фактов, связанных с другими науками;
- создание проблемных ситуаций;
- синтез содержания практических заданий по педагогике, частным методикам с психологией, социологией, философией с целью создания целостности и логической стройности;
- проведение студенческих олимпиад, конференций по предмету;
- подготовка и выступление с докладами, рефератами на микроконференциях, семинарских занятиях;
- самостоятельная разработка отдельных занятий с последующим обсуждением;
- проведение деловых игр;
- приобщение к искусству, посредством которого можно развить способность и стремление к замене нескольких понятий одним, более абстрактным;
- использование в учебном процессе автоматизированных консультаций, программированных учебных пособий.
Таким образом, приобщение студентов к самоконтролю и его развитие вносит положительный вклад в формирование профессионализма будущих педагогов.
1. Агарагимова В.К. Формирование коммуникативной культуры студентов в системе профессионального образования. Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2009; 3: 101-106.
2. Агарагимова В.К. Социально-педагогическая проблема воспитания дагестанской молодежи. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2015; 2 (31): 18 - 22.
3. Агарагимова В.К., Валиева П.В., Ибрагимова РЮ. Психолого-педагогические проблемы развивающей подготовки специалистов в педагогическом вузе. Мир науки, культуры, образования. 2015; 5 (54): 6 - 7.
4. Гасанова С.С.Г., Кабардиева Ф.А., Агарагимова В.К. Самообразование как средство повышения профессиональной компетентности будущих педагогов в процессе профессионального обучения. Вестник Академии права и управления. 2015; 41: 164 - 167.
5. Поваренков Ю.П. Психология профессионального становления личности: основы психологической концепции социализации. Курск, 1991.
6. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология. Москва, 2013.
7. Черникова Т.В. Три стратегии подготовки специалистов. Высшее образование сегодня. 2003; 2: 9 - 12.
References
1. Agaragimova V.K. Formirovanie kommunikativnoj kul'tury studentov v sisteme professional'nogo obrazovaniya. Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki. 2009; 3: 101-106.
2. Agaragimova V.K. Social'no-pedagogicheskaya problema vospitaniya dagestanskoj molodezhi. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2015; 2 (31): 18 - 22.
3. Agaragimova V.K., Valieva P.V., Ibragimova R.Yu. Psihologo-pedagogicheskie problemy razvivayuschej podgotovki specialistov v pedagogicheskom vuze. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 5 (54): 6 - 7.
4. Gasanova S.S.G., Kabardieva F.A., Agaragimova V.K. Samoobrazovanie kak sredstvo povysheniya professional'noj kompetentnosti buduschih pedagogov v processe professional'nogo obucheniya. Vestnik Akademiiprava i upravleniya. 2015; 41: 164 - 167.
5. Povarenkov Yu.P. Psihologiya professional'nogo stanovleniya lichnosti: osnovy psihologicheskoj koncepcii socializacii. Kursk, 1991.
6. Shapovalenko I.V. Psihologiya razvitiya i vozrastnaya psihologiya. Moskva, 2013.
7. Chernikova T.V. Tri strategii podgotovki specialistov. Vysshee obrazovanie segodnya. 2003; 2: 9 - 12.
Статья поступила в редакцию 29.02.16
УДК 378.2
Alieva L.M., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala,
Russia), Е-mail: [email protected]
Ismailovа Z.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),
Е-mail: [email protected]
DEVELOPMENT OF INFORMATION COMPETENCE OF STUDENTS AT AN ECONOMICS DEPARTMENT. In the article the role of the tabular Microsoft Excel processor with the purpose to form information competence of students of Economics Department is described. In the process of teaching the Economics students acquire this competence at many disciplines, such as "Economic Informatics", "Professional Computer Programs", "Information Systems in Economy", etc. In the article the authors show a possibility of using tabular processor Microsoft Excel in solving problems in econometrics. Teaching experience shows that the use of information technologies enhances the activity of students, development of abilities and skills of information and communication technologies, the formation of their respective competencies.
Key words: informative competence, education, econometrics, Microsoft Excel.
Л.М. Алиева, канд. физ.-мат. наук, доц., «Дагестанский государственный педагогический университет»,
г. Махачкала, е-mail: [email protected]
З.Н. Исмаилова, канд. пед. наук, ст. преп., «Дагестанский государственный педагогический университет»,
г. Махачкала, Е-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
В статье описана роль табличного процессора Microsoft Excel в формировании информационной компетентности студентов экономического факультета. В процессе обучения студентов-экономистов данные компетентности формируются при изучении многих дисциплин, таких как «Экономическая информатика», «Профессиональные компьютерные программы», «Информационные системы в экономике» и др. В статье авторы показывают возможности использования табличного процессора Microsoft Excel при решении задач по эконометрике. Опыт преподавания показывает, что применение информационных технологий способствует повышению активности студентов, совершенствованию умений и навыков владения информационно-коммуникационными технологиями, формированию у них соответствующих компетенций.
Ключевые слова: информационная компетентность, обучение, эконометрика, Microsoft Excel.
Формирование информационной компетентности студентов в настоящее время является важной задачей системы высшего профессионального образования, что нашло своё отражение в новых образовательных стандартах третьего поколения. В настоящее время информационной компетентности, её составляющим, условиям формирования и оценивания посвящены многочисленные исследования.
Объектом нашего исследования в данной статье является формирование информационной компетентности будущего экономиста в процессе решения эконометрических задач.
В современных условиях информационная компетенция экономиста является важной частью его профессиональной компетентности в целом. В педагогической литературе можно встретить достаточно много определений термина «информационная компетенция». В каждом из них, в зависимости от области научных знаний, ученые акцентировали тот или иной аспект данного вида компетенции. Вопросам рассмотрения проблеме формирования информационной компетентности посвящены работы А.С. Белкина, Э.Ф. Зеера, А.А. Кузнецова, Е.И. Машбица, ряд диссертационных исследований (О.А. Кизик, О.В. Юдина, Н.А. и др). Анализ определений, данных исследователями, позволяет сделать вывод о том, что информационная компетенция связана со знаниями и умениями работы с информацией на основе новых информационных технологий. Мы будем опираться на понятие «Информационная компетентность», данное М.Б. Лебедевой и О.Н. Шиловой: ключевая компетентность современного человека, проявляющуюся в деятельности при решении различных задач с привлечением компьютера, средств телекоммуникации, Интернета и т. д. [1; 2].
В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата) из всего
перечня приведенных компетенций к информационной компетентности обучающихся относятся следующие компетентности:
• способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);
• способностью выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ОПК-3);
• способностью использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-8);
• способностью использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10).
В процессе обучения у студентов экономистов данные компетентности формируется при изучении многих дисциплин, таких, например, как «Экономическая информатика», «Профессиональные компьютерные программы», «Информационные системы в экономике» и др. Будущие экономисты должны обладать практическими навыками использования информационных технологий в своей профессиональной деятельности. Но подготовка студентов к применению информационных и коммуникационных технологий, результатом которой выступает готовность к данному виду профессиональной деятельности, может осуществляться не только в процессе изучения дисциплин, предусмотренных учебным планом.
Возможность формирования у обучаемых таких умений и навыков возможна и при изучении таких дисциплин, как эконометрика, статистика [3 - 6].