«совокупность государственных установлений и законов, регулирующих отношения между людьми» [2, с. 459]. Одновременно оно подразделяется на гражданское, имущественное, трудовое, естественное, корпоративное, субъективное и т. д. В таком виде право имеет по отношению к человеку объективное отношение, т. е. существующее вне его сознания, но к которому можно обращаться в случае угрозы его жизни или безопасности. О правовых отношениях мы можем говорить только на уровне взаимодействия объективно государством предложенных прав и осознанных волевых отношений, оценок, поведения и действий человека [3]. Соответственно, можно сказать, что патриотические чувства и отношения граждан к своей стране, государству являются барометром гражданского общества и гражданской ответственности, людей в этом обществе. Такая методологическая установка потребовала изучения специфики отношения молодёжи к правовым знаниям, законам и механизмам государственного регулирования отношений граждан. В этих целях мы составили и провели тест «Правовая культура как основа гражданственности», в который включили отношение к правовым нормам и законам, к правовой справедливости государства, к правовой защищенности, правовой культуре, гражданской ответственности. Каждое из отношений предлагалось выразить на уровне знаний, понимания и собственного удовлетворения. Всего в тесте было двадцать вопросов с тремя возможными вариантами ответов на каждый из них.
Тестирование было проведено в шести школах г. Махачкалы в 8 - 11-х классах с охватом около 500 учащихся. Результаты показали, что 43% старшеклассников знакомы с законами, правами человека, 35% из них понимают их суть и надеются, что они регулируют отношения людей; на свое удовлетворение справедливостью правовых отношений в нашей стране указали всего 22% учащихся.
Если характеризовать результаты по отдельным показателям, то наблюдается следующая картина: самые высокие показатели получили знания правовых норм (47,2%), понимание важности роли государства в защите своих граждан (49%), понимание роли прав и законов в жизни людей (42%), понимание содержания правовой культуры (42%). Эти цифры говорят в пользу качества преподавания правовых знаний в школе. Однако при переходе на уровень удовлетворенности правовой защитой наблюдается противоречивая картина. Так, правовую защищенность чувствуют всего 7%, правовую справедливость отмечают 25%, удовлетворение содержанием законов высказывают 13% старшеклассников.
Сравнительный анализ этих показателей отношений школьников к существующим правовым отношениям в обществе дает основание негативной оценки уровня гражданско-патриотиче-ских чувств молодёжи. И в этом не меньшая вина самой государственной правовой системы, а конкретно - системы обеспечения граждан правовой защитой. При этом к содержанию законов, прав и норм гражданской ответственности у школьников меньше претензий, чем к практике их применения. Этот вывод потребовал организации правовой подготовки учащихся в экспериментальных условиях, в которых новым средством у нас выступали факторы, сопровождающие правовые знания механизмами, обнажа-
ющими полезность, защищенность, свободу воли, гражданскую ответственность государственных чиновников и справедливость применения законов и норм. В экспериментальные материалы по предмету «Обществознание» и др. были дополнительно включены эти факторы и механизмы ситуативного анализа практики применения законов и норм в гражданском правопроизводстве. В новых условиях был организован учебный процесс по изучению правовых знаний в четырёх 8-х, шести 9-х и шести 11-х классах с охватом более 325 учащихся. На каждом занятии изучаемую тему учащиеся обсуждали с учётом предлагаемых ценностных факторов влияния правовых знаний на правосознание и отношение учащихся к законам и правовым нормам. Свою индивидуальную позицию они выражали в самостоятельной работе, в задания которой мы включали выделенные выше факторы влияния. При этом мы испытывали следующие типы смыслостимули-рующих технологий: на оценку сущности и структуры правовых знаний; на умение определения диапазона применения законодательных и правовых норм; на умение оценки влияния законов и практики их применения на отношение людей к государству, его политике, к стране; на определение ценности, значимости правового поля в собственной жизни; на выражение собственных гражданских позиций и патриотических чувств.
Проведённый эксперимент по предметам правового цикла показал следующие результаты: число учащихся, оценивших правовую справедливость государства, увеличилось на 35,7% (с 25 до 60,7%); на зависимость гражданской ответственности от взаимоотношений людей указали 86,4% (было 41,3%); на значимое влияние знаний законов на гражданские чувства указали 74,7% (было 10,4%); правовую защищённость признали 66,7% (было 7%); правовую культуру как компонент граждан-ско-патриотического поведения людей признали 86,2% (было 34%).
Сравнительное обобщение мнений участников эксперимента по всем признакам гражданского патриотизма показывает, что изучение правовых знаний в условиях эксперимента позволило произвести в представлениях 50,7% учащихся позитивные новообразования, что говорит об эффективности эксперимента. Соответственно, мы можем выделить следующие условия изучения правовых знаний в школе в целях формирования гражданско-па-триотических отношений и поведения школьников: осознание учителями потенциальной значимости правовых знаний в патриотическом воспитании школьников; выявление патриотического потенциала правовых знаний; ориентирование правовых знаний на разные аспекты гражданско-патриотического воспитания: знание правовых норм, понимание справедливости правовых норм, правовая защищенность граждан, гражданская ответственность, зависимость гражданской ответственности от действий властей и правовая культура граждан; организация ситуационно-аналитических тренингов правового поведения учащихся. Результаты нашего исследования позволяют делать вывод о том, что при целенаправленной организации содержания и процесса изучения правовых знаний в старших классах общеобразовательной школы можно значительно усилить их влияние на становление и развитие гражданско-патриотических чувств, сознания и поведения учащихся.
Библиографический список
1. Краткий словарь по философии. Под общей редакцией И.В. Блауберга. Москва, 1979.
2. Кураков Л.П. Большой толковый словарь экономических и юридических терминов. Москва, 2001.
3. Общая теория права и государства. Под редакцией В.В. Лазарева. Москва, 2011.
References
1. Kratkijslovar'po filosofii. Pod obschej redakciej I.V. Blauberga. Moskva, 1979.
2. Kurakov L.P. Bol'shoj tolkovyjslovar' 'ekonomicheskih iyuridicheskih terminov. Moskva, 2001.
3. Obschaya teoriya prava i gosudarstva. Pod redakciej V.V. Lazareva. Moskva, 2011.
Статья поступила в редакцию 03.03.16
УДК 371
Abdulmutalimova Z.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Civil and Criminal Law, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
CONDITIONS OF EFFECTIVE USE OF LEGAL KNOWLEDGE IN CIVIL PATRIOTIC EDUCATION OF SCHOOL STUDENTS. In
the article the basics, specifics, contents and forms of realization of civil and patriotic education of seniors reveals. Some principles of the organization of civic education, which are most effectively influencing education of a civil liability of school students are specified. The author concludes that it is important for teachers of law and civics to show students the practical significance of legal knowledge
as a means of self-protection and peace of mind life and as a means to strengthen law-abidingness, respect for order in the country. In this form the legal knowledge contribute to the formation of civil liability, without which it is impossible to build a civil society. During the training teachers of law, the school needs to create a set of special conditions, including the development of integrated skills of organizing trainings, dialogues, role plays, round tables, competitions, expert in the study of legal disciplines.
Key words: patriotism, civil and patriotic education, civic education, civil liability, legal knowledge.
З.М. Абдулмуталимова, канд. пед. наук, ст. преп. каф. гражданского и уголовного права, Дагестанский
государственный педагогический университет, Е-mail: [email protected]
УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ В ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
В статье раскрывается сущность, специфика, содержание и формы реализации гражданско-патриотического воспитания старшеклассников. Выделены некоторые принципы организации гражданского образования, наиболее эффективно влияющие на воспитание гражданской ответственности школьников. Автор делает вывод о том, что учителям права и граж-дановедения важно показать учащимся практическую значимость правовых знаний как средства собственной защиты и спокойствия жизни, так и как средства укрепления законопослушности, уважения порядков в стране. В таком виде правовые знания способствуют формированию гражданской ответственности, без чего невозможно строить гражданское общество. При профессиональной подготовке педагогов права необходимо создать для них комплекс специальных условий, в том числе по выработке умений организации интегрированных тренингов, диалогов, ролевых игр, круглых столов, экспертных конкурсов при изучении правовых дисциплин.
Ключевые слова: патриотизм, гражданско-патриотическое воспитание, гражданское образование, гражданской ответственности, правовые знания.
Современная социально-педагогическая ситуация характеризуется разрывом связей между поколениями, снижением авторитета и силы законов, борьбой прав и свобод человека с религиозными и нравственными требованиями и нормами, отсутствием чётких национально-патриотических чувств молодёжи, нечеткостью мировоззренческих и воспитательных позиций политиков и педагогов. В этих условиях особую значимость приобретает целенаправленное и настойчивое правовое влияние на патриотические чувства молодёжи. Продуктивное и организованное воспитание гражданского патриотизма у молодёжи при этом является и одной из главных функций образования, социальным заказом общества, государства.
Можно выделить следующие области правовых отношений, в которых необходимо усилить патриотическое и гражданское влияние:
а) изучение правовых знаний как средства формирования гражданско-патриотических чувств, сознания и поведения учащихся;
б) методы, формы и средства формирования правовой и нравственной культуры молодёжи;
в) профилактические мероприятия социального и педагогического характера по отношению к детям рискового поведения;
г) социально-правовая поддержка той части учащихся, которые по тем или иным причинам нуждаются в помощи государства, правовых структур, школы или общественных организаций;
д) разъяснение социально-правовой молодёжной политики государства, выраженной в политической, экономической и духовной сферах развития общества на ближайшую и дальнюю перспективу [1 - 3].
Чтобы гражданское образование привело к гражданской ответственности, правовые знания должны быть усвоены на основе ярких сравнений с жизненными ситуациями соблюдения гражданских прав, регулирования рыночных, экономических, политических и социальных отношений людей. Соответственно гражданское образование должно сопровождаться практикой встречи детей с работниками правоохранительных органов, депутатов, работников сельских и городских администраций.
Если чиновники и правоохранительные органы строго соблюдают законы государства, защищают права и свободу граждан, от этого улучшается жизнь людей, повышается уважение к власти, и через это желание люди лучше будут работать на благополучие страны. Только такая цепочка от знаний к фактам и от них к собственному поведению людей и их отношению к государству приводит к гражданскому патриотизму и ответственности.
Для эффективности влияния правовых знаний на патриотические чувства учащихся существенное значение имеет соблюдение учителями гражданского образования основных принципов демократизации отношений и в школьной жизни. Многие элементы правового поля, законопослушности, правомерной жизни людей можно показать и на самих занятиях по правовым дисциплинам.
Можно выделить некоторые принципы организации гражданского образования, наиболее эффективно влияющие на воспитание гражданской ответственности школьников [4]. Среди них можно назвать:
- соблюдение вариативности выбора разных учебных пособий, источников информации, сбора жизненного материала в правовом пространстве государств, стран и политических систем;
- аргументация правомерности и справедливости законов, политической линии и правовых актов с разных позиций социальных слоёв населения;
- убеждение учащихся в том, что лояльность граждан к законам государства должна основываться как на справедливости законов, так и усилий государства в соблюдении прав, свобод и благосостояния граждан;
- демонстрация принципов демократии на самих занятиях по праву, в отношениях в школе, в анализе жизненных ситуаций;
- вовлечение школьников в различные формы социальной, политической и педагогической поддержки нуждающихся учащихся в своих классах, в школе, по месту жительства;
- приучение учащихся методам анализа и оценки телепередач на правовые темы, публицистических статей с позиций правовых норм и законов государства;
- понимание правовых знаний и их функций как средства непосредственного формирования у учащихся гражданской ответственности и патриотического сознания.
Все эти принципы работы учителя права и гражданского образования направлены на создание в стране гражданского общества, в котором решающее слово в любой ситуации стоит за законом, перед которым равны все граждане страны. Учителям права и граждановедения важно показать учащимся практическую значимость правовых знаний как средства собственной защиты и спокойствия жизни, так и как средства укрепления законопослушности, уважения порядков в стране. В таком виде правовые знания способствуют формировании гражданской ответственности, без чего невозможно строить гражданское общество.
Резюмируя вышеизложенное отметим, что обобщение возможностей разных областей образования по эффективному использованию правовых знаний в целях формирования граж-данско-патриотических чувств, сознания и гражданской ответственности школьников позволяет выделить следующие условия организации такой работы в школе [5]:
- Выделение вариативных областей влияния правовых знаний на правосознание школьников.
- Отработка у педагогов гражданского образования умений рганизации интегрированных тренингов, диалогов, ролевых игр, круглых столов, экспертных конкурсов при изучении правовых знаний в целях выработки у учащихся гражданской ответственности.
- Разъяснение государственной молодёжной политики проводить как сравнительный анализ программных и законодатель-
ных документов с ситуациями реального их исполнения в жизни людей.
- Соблюдение в организации гражданского образования следующих принципов взаимосвязи и правовых знаний с патриотическим воспитанием: вариативность выбора разных источников правовых знаний; сочетание услуг государства с лояльностью граждан к нему; демонстрация правовых норм в школьной жизни; сочетание учебного и вне-учебного правового опыта учащихся.
- Убеждение учащихся в том, что законы и правовые нормы являются только внешними регуляторами поведения людей, а гражданский патриотизм является внутренней осознанной ответственностью и способностью человека работать на благо страны, защищать её, если понадобится, подчиняться её законам, если даже они не нравятся ему.
Библиографический список
- Проведение с учащимися сравнительного анализа правовых отношений людей с позиций законов государства, нравственных социальных, религиозных правовых норм.
- Приучение учащихся к методам восприятия, анализа и оценки телепередач правового цикла на тренингах в форме телешоу и разных игр.
- Использование при изучении правовых знаний материалов из истории и литературы, которые помогают глубже понять сущность и функции законов в формировании гражданской ответственности людей.
В многонациональных республиках важно показывать учащимся не только усилия государства по обеспечению и защите прав граждан, но права и свободы малочисленных народов их менталитета, культуры, межкультурных и правовых взаимоотношений.
1. Гасанов З.Т. Патриотизм - основа укрепления единства Российской Федерации: Воспитание патриотизма, дружбы народов и гражданственности. Москва, 2003: 40 - 48.
2. Гасанов З.Т. Педагогика межнационального общения: учебное пособие. Москва, 1999.
3. Гасанов З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан. Педагогика. 2005; 6: 36 - 44.
4. Магомедова М.А. Особенности формирования гражданского общества в многонациональном регионе. Диссертация ... кандидата философских наук. Махачкала, 2005.
5. Абдулмуталимова З.М. Гоажданско-патриотическое воспитание старшеклассников в процессе усвоения правовых знаний. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Махачкала, 2010.
References
1. Gasanov Z.T. Patriotizm - osnova ukrepleniya edinstva Rossijskoj Federacii: Vospitanie patriotizma, druzhby narodov i grazhdanstvennosti. Moskva, 2003: 40 - 48.
2. Gasanov Z.T. Pedagogika mezhnacional'nogo obscheniya: uchebnoe posobie. Moskva, 1999.
3. Gasanov Z.T. Cel', zadachi i principy patrioticheskogo vospitaniya grazhdan. Pedagogika. 2005; 6: 36 - 44.
4. Magomedova M.A. Osobennosti formirovaniya grazhdanskogo obschestva v mnogonacional'nom regione. Dissertaciya ... kandidata filosofskih nauk. Mahachkala, 2005.
5. Abdulmutalimova Z.M. Grazhdansko-patrioticheskoe vospitanie starsheklassnikov v processe usvoeniya pravovyh znanij. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Mahachkala, 2010.
Статья поступила в редакцию 03.03.16
УДК 378
Agaragimova V.K., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogic University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Gadzhieva D.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogic University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Kabardieva F.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Dagestan State Pedagogic University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Karibova T.T., Cand. of Sciences (Pedagogy), teacher of Lyceum № 9 (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
PSYCHO-PEDAGOGICAL POTENTIAL OF FORMATION OF SKILLS OF STUDENTS TO EXERCISE SELF-CONTROL. The
article highlights some features of psycho-pedagogical training of experts in a pedagogical higher education institution, in particular the didactic conditions of formation of self-control are being studied. The authors of the paper investigate the process of formation of self-control and interpreted it as a set of requirements for ensuring the disclosure of internal connections between the various branches of knowledge and their use for solving various practical problems. Special attention is paid to such aspects as self-education and reflection, as well as the organization of academic work, self-control and inter-control, focused on solving complex problems of professional training. The authors conclude that the admission of students to self-control and its development makes a positive contribution to the formation of professionalism of future teachers.
Key words: developing training, creative solutions, research, self-improvement, self-control, reciprocate control.
В.К. Агарагимова, канд. пед. наук, доц. каф. социальной педагогики и социальной работы, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
Д.П. Гаджиева, канд. пед. наук, доц., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
Ф.А. Кабардиева, канд. пед. наук, ст. преп. каф. социальной педагогики и социальной работы, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected] Т.Т. Карибова, канд. пед. наук, преподаватель лицея № 9, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ САМОКОНТРОЛЬ
В статье освещаются некоторые особенности психолого-педагогической подготовки специалистов в педагогическом вузе, в частности дидактических условий формирования самоконтроля. Рассматриваемый процесс авторы трактуют как совокупность требований, обеспечивающих раскрытие внутренних связей между различными отраслями знаний и возможностями их использования для решения различных практических задач. Особое внимание уделяется таким аспектам, как самообразование и рефлексия, а также вопросам организации учебной работы, самоконтролю и взаимоконтролю, ориентированным на решение комплексных задач профессиональной подготовки.
Ключевые слова: развивающая подготовка, творческое решение, исследовательская деятельность, самосовершенствование, самоконтороль, взаимоконтроль.