социологии, культурологи и др.), что затрудняет выделение ее специфики и обозначения собственных границ. Новой целью обучения явилось углубление профессиональной подготовки и теоретической антропокультурной компетентности будущих специалистов по социальной работе, что позволит им на высоком научном уровне проводить социальные исследования и оказывать практическую помощь клиентам.
Современная концепция культурной антропологии даёт основание оценить различное проявление совместной жизни и деятельности людей с точки зрения соотношения его возможных способов интерпретации и социальных функций. Профессия «социальный работник» обусловлена, с одной стороны, социо-биологическими свойствами человека - его способностью к альтруистическому поведению. Глобальный процесс модернизации общества в XIX веке привёл к ускорению смены социокультурных событий и усложнению жизненной среды людей. Социализация человека в изменяющихся условиях нужна не только для упорядочения более широкого социокультурного контекста, но и в целом для его собственного выживания. Подобная необходимость предопределяет возникновение социальной работы как профессии, связанной с целенаправленной и рациональной помощью слабо адаптированным людям. Эта деятельность направлена и на улучшение материального благополучия нуждающихся, и на активную социализацию и адаптацию этих людей к меняющимся жизненным условиям. «Рациональное самопожертвование культурно компетентных граждан по отношению к социализации неадаптированных членов общества через организацию их социального участия» [4, с. 126], именно так можно охарактеризовать современную социальную работу.
Оценка социальной эффективности каждой направленности социальной работы позволяет в институциональном измерении выделить три её типа: государственный, общественный и смешанный. Государственный статус состоит в централизованном контроле в определении количества членов общества, которые нуждаются в помощи, и ресурсов, выделенных государством для оказания помощи. При этом социальное обеспечение нуждающихся осуществляется систематическим образом, строго по их категориям. Это позитивные аспекты государственного статуса социальной помощи. Негативные связаны с тем, что социальное положение нуждающихся неподконтрольно общественности, а помощь перестаёт быть непосредственной этической обязанностью членов общества, в результате чего происходит их особая сегрегация: социальное обеспечение не предполагает решения вопроса о социальном участии тех, кому оказывается помощь, он формирует и поддерживает у них иждивенческие привычки, они выделяются в отдельную изолированную группу.
Библиографический список
С точки зрения качества социокультурной жизни общественная организация помощи нуждающимся есть значимое явление, когда без побуждения со стороны государственных структур более сильная часть общества становится ответственной за поддержку более слабой. Но и подобные формы контроля над социальной поддержкой и помощью имеют негативные аспекты, обусловленные слабостью возможностей и побуждений многих людей к самоорганизации при нестабильной социокультурной жизни. Необходим лидерский компонент, источник которого чаще всего находится вне зоны подобного локального образования. Далее, работа добровольных общественных организаций не носит регулярного характера, выполнением которой они заняты постоянно. Работа с маргинальными группами в современных условиях достаточно сложна и для её осуществления необходимы специальные знания и навыки. Недостаточно подготовленные члены сообществ могут выполнить в социальной сфере лишь неквалифицированную работу и только под руководством специалиста.
Поскольку государственное регулирование социокультурных процессов в России доминирует, а уровень общественного самоуправления низок, целесообразнее отдать предпочтение смешанному типу организации социальной работы. К тому же главный организационный импульс должен исходить от властных структур. Не имея материальной базы, опыта и времени для постоянной работы с маргинальными группами, носители общественной инициативы, при всем их желании, не смогут стать основной социальной силой в этой области. Однако даже при объединении общественных и государственных усилий в деле оказания адаптационной и материальной помощи инвалидам, бедным, сиротам, престарелым, людям с отклоняющимся поведением не следует ожидать больших успехов. Наилучшим направлением подобного сотрудничества может обеспечиваться инициатива представителей научного сообщества, в распоряжении которого сегодня имеется нужный объём культурной информации касающийся установки и поддержки межличностных связей, модификации поведения людей, вовлечённых в социально полезную деятельность. В этом случае заметные позитивные результаты может дать тесное взаимодействие профессиональных организаций с государственными институтами и органами локальной власти, ориентированное на повышение качества жизни нуждающихся. При этом следует помнить о так называемой культуре бедности, которая воспроизводится во всём мире из поколения в поколение, за счёт устранимого стремления её носителей поддержать традиционные для неё черты образа жизни.
1. Агарагимова В.К. Формирование коммуникативной культуры студентов в системе профессионального образования. Известия Южного федерального университета. 2009; 3: 101 - 107.
2. Агарагимова В.К. Социально-педагогическая проблема воспитания дагестанской молодЁжи. ИзвестияДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2015; 2 (25): 20 - 25.
3. Антропянская Л.Н. Проблемы формирования антропогенной культуры нового российского общества. Вестник Томского государственного университета. 2010; 33: 46 - 52.
4. Валицкая А.С. Гуманитарные технологии и компетентностный подход в контексте инноваций (антропо-философский взгляд). Вестник Герценовского университета. 2007; 6: 29 - 33.
References
1. Agaragimova V.K. Formirovanie kommunikativnoj kul'tury studentov v sisteme professional'nogo obrazovaniya. Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta. 2009; 3: 101 - 107.
2. Agaragimova V.K. Social'no-pedagogicheskaya problema vospitaniya dagestanskoj molodEzhi. Izvestiya DGPU. Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2015; 2 (25): 20 - 25.
3. Antropyanskaya L.N. Problemy formirovaniya antropogennoj kul'tury novogo rossijskogo obschestva. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2010; 33: 46 - 52.
4. Valickaya A.S. Gumanitarnye tehnologii i kompetentnostnyj podhod v kontekste innovacij (antropo-filosofskij vzglyad). Vestnik Gercenovskogo universiteta. 2007; 6: 29 - 33.
Статья поступила в редакцию 21.08.15
УДК 371
Agaragimova V.K., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical Univesity (Makhachkala, Russia), Е-mail: [email protected]
Valieva P.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical Univesity (Makhachkala, Russia), Е-mail: [email protected]
Ibragimova R.Y., senior teacher, Dagestan State Pedagogical Univesity (Makhachkala, Russia), Е-mail: [email protected]
PSYCHOPEDAGOGICAL PROBLEMS OF EDUCATIONAL TRAINING IN A PEDAGOGICAL UNIVERSITY. The article highlights some of the features of psychopedagogical training in a pedagogical university. The process of education the authors interpret as a set of requirements for ensuring the disclosure of the internal connections between the various branches of knowledge and their use for solving various practical problems. Special attention is paid to such aspects as self-education and reflection, as well as the organization of academic work, training of individual professional workers aimed at solving complex tasks and multidisciplinary integration of knowledge. According to the authors, a well-organized process of reflection allows keeping the process of knowledge acquisition and the development of professional skills under control. It also helps to identify problems and make corrections in the educational process.
Key words: developing training, creative solutions, research, excellence, teamwork, professional workers.
В.К. Агарагимова, канд. пед. наук, доц., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала,
Е-mail: [email protected]
П.В. Валиева, канд. пед. наук, доц. Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала,
Е-mail: [email protected]
Р.Ю. Ибрагимова, ст. преп., Дагестанский государственный педагогический университет, Е-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ
В статье освещаются некоторые особенности психолого-педагогической подготовки специалистов в педагогическом вузе. Рассматриваемый процесс авторы трактуют как совокупность требований, обеспечивающих раскрытие внутренних связей между различными отраслями знаний и возможностями их использования для решения различных практических задач. Особое внимание уделяется таким аспектам, как самообразование и рефлексия, а также вопросам организации учебной работы, составлению профессиональных индивидуальных карт, ориентированных на решение комплексных задач и междисциплинарную интеграцию знаний. Как считают авторы, правильно организованный процесс рефлексии позволяет держать под контролем процесс усвоения знаний и формирование профессиональных навыков и умений, своевременно выявлять проблемы и корректировать процесс.
Ключевые слова: развивающая подготовка, творческое решение, исследовательская деятельность, самосовершенствование, коллективная работа, профессиональные карты.
Присущие современному этапу общественного развития проблемы развивающей подготовки - это в первую очередь психолого-педагогические проблемы подготовки личности к самостоятельному творческому поиску. Это означает, что формирование независимо мыслящих творцов, способных видеть проблему в нестандартных ракурсах, становится одной из основных задач образования. В массе разнородных знаний нужно уметь найти то, которое можно использовать для решения практических задач. Но этот процесс не имеет однозначного алгоритма, которым можно было бы вооружить всех работников. Выход из этого положения только в развитии каждой личности, составляющей богатство общества [1; 2].
Смысл процесса развития состоит в осознании и осуществлении человеком своего собственного индивидуального своеобразия. Это всегда процесс личностного развития, т. е. развития всех способностей человека безотносительно к какому-либо заранее установленному стандарту, всегда процесс непрерывного становления и совершенствования личности. Именно в непред-заданности заключается смысл всестороннего развития индивидуально-творческого потенциала.
Сложилось так, что при всех изменениях в системе образования основное внимание сосредотачивается на совершенствовании содержания. Это привело к чрезмерному расширению не только общего, но и специального знания, которое предлагается практически во всех учебных заведениях. Широта образования, конечно, определённое его достоинство, так как широта кругозора - важнейшая характеристика уровня развития человека, но при условии целостности знания. Разобщенность знаний, получаемых в учебном заведении, препятствует целостному взгляду на мир и его явления и с нестабильностью к снижению творческих возможностей человека.
Вполне понятно, что образование должно отвечать достигнутому на данный момент уровню науки, но в процессе обучения необходимо соблюдать два требования. Во-первых, обеспечить раскрытие внутренних связей между различными отраслями знаний и возможностями их использования для решения различных практических задач. Во-вторых, студенты должны воспринимать знания в контексте постоянного развития, не исключающего пересмотр некоторых сложившихся представлений, открывающие новые перспективы не только для теории, но и для практики. Поэтому характер образования может быть эффективным только в том случае, если все знания, даже чисто теоретические, будут включаться в контекст профессиональной исследовательской деятельности. При этом внимание следует обращать не только на овладение уже имеющимися средствами и способами деятельности, но и всесторонний анализ возможностей его
использования. Причем анализу подлежит не только индивидуальный опыт использования знания, но и опыт всех участников учебно-воспитательного процесса, взаимно обогащающих друг друга. Только в этом случае у студентов может быть сформировано лежащее в основе творчества умение смотреть на явления и ситуации по-новому, свободно и непредвзято. Переход образования на обеспечение развивающего характера предполагает пересмотр целей образования, перенос акцента с обучения специальному знанию на формирование личности и раскрытие ее творческого потенциала, формирование нравственных и гражданских позиций. А это, в свою очередь, означает, что возрастает роль и значение психолого-педагогической подготовки студента. Основные аспекты - это самообразование и рефлексия, которым необходимо уделить особое внимание. Исходя из рассмотренных положений первый вопрос - это комплексность знаний, получаемых воспитанниками. Второй вопрос - это организация учебной работы, включающий как индивидуальные, так и групповые формы с использованием внутрисетевого взаимодействия Интернет-контактов. Третьим направлением является стимуляция, которая эффективно проявляется в организации практической деятельности, позволяющей соединить обучение и труд [3]. Одним из действенных способов решения является обучение первокурсников составлению специальной профессиональной карты, всесторонне раскрывающей условия и особенности деятельности, заполняемой в течение всего срока обучения в вузе. Данная карта ориентирована на решение комплексных задач и междисциплинарную интеграцию знаний. Такое построение профессиональной карты позволяет поставить в центр внимания все нормативные требования к деятельности, которые нередко упускаются преподавателями, а также обозначают направления исследовательской деятельности, использование различных методик и современных интерактивных способов решения профессиональных задач. Следовательно, система профессиональных карт предусматривает логику развития учебной и внеучебной профессиональной деятельности. На начальных этапах преподаватели кафедр составляют карту, но постепенно всесторонним анализом условий деятельности и основной разработкой карт занимаются сами студенты. Такая система работы создает предпосылки для перехода к рациональной, изобретательской, творческой деятельности. Особенно эффективно включение студентов в творческое решение педагогических задач. Успех при этом во многом зависит от постоянного содержательного сотрудничества студентов и преподавателей кафедры.
Эта сторона организации учебного процесса с теоретической и методической позиции в целом достаточно отработана. Значительно хуже положение с организацией коллективной ра-