Научная статья на тему 'Психолого-педагогический анализ мотивов учебно-профессиональной деятельности студентов вуза'

Психолого-педагогический анализ мотивов учебно-профессиональной деятельности студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
218
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / МОТИВЫ / УЧЕБНАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНТ ВУЗА / ADAPTATION / MOTIVES / EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL WORK / THE STUDENT OF HIGH SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Таракин Дмитрий Сергеевич

В работе показано, что в обучении студентов требуется более адекватно учитывать дифференциацию мотивов, определяющих рост компетентности стремления стать хорошим специалистом, получить прочные знания, обеспечить успешную профессиональную карьеру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Таракин Дмитрий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ANALYSIS OF MOTIVES OF EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL WORK OF STUDENTS OF HIGH SCHOOL

The work shows, that it is necessary to more adequately take into consideration differentiation of the motives which determine the increase in competence of students and their aspiration to become good specialists, going solid knowledge and succeed in professional career.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогический анализ мотивов учебно-профессиональной деятельности студентов вуза»

2. Ендальцев, Б.В. Адаптация к мышечной работе - основа здоровья и работоспособности человека / Б.В. Ендальцев // Физическая подготовка к профессиональной деятельности в мирное и военное время : междунар. межвуз. сб. / под ред. проф. В. Л. Пашута / М-во обороны Рос. Федерации, Воен. ун-т МО РФ, Воен. ин-т физ. культуры. - СПб., 2006. - С. 50-74.

3. Кузнецов, И. А. Подготовка военнослужащих к боевым действиям в условиях горно-пустынной местности : монография / И. А. Кузнецов ; Воен. ин-т физ. культуры. - СПб. : [б.и.], 2005. - 287 с.

4. Малик, А.И. Педагогическая технология интенсификации профессионального развития личности курсантов пограничного вуза / А.И.Малик // Ученые записки университета имени П.Ф.Лесгафта. - 2007. - № 9 (31). - С. 71-74.

5. Тындык, В.И. Организация физической подготовки курсантов пограничного вуза с использованием методики блочно-модульного обучения : учеб.-метод. пособие / В.И. Тындык ; КПИ ФСБ России. - Калининград : [б.и.], 2002. - 173 с.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МОТИВОВ УЧЕБНОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Дмитрий Сергеевич Таракин, аспирант,

Смоленский Государственный Университет (СмолГУ)

Аннотация

В работе показано, что в обучении студентов требуется более адекватно учитывать дифференциацию мотивов, определяющих рост компетентности - стремления стать хорошим специалистом, получить прочные знания, обеспечить успешную профессиональную карьеру.

Ключевые слова: адаптация, мотивы, учебная и профессиональная деятельность, студент вуза.

THE PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ANALYSIS OF MOTIVES OF EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL WORK OF STUDENTS OF HIGH

SCHOOL

Dmitriy Sergeevich Tarakin, the post-graduate student,

Smolensk State University,

Smolensk

Abstract

The work shows, that it is necessary to more adequately take into consideration differentiation of the motives which determine the increase in competence of students and their aspiration to become good specialists, going solid knowledge and succeed in professional career.

Keywords: adaptation, motives, educational and professional work, the student of high school.

Высокие требования нового времени и меняющегося отношения общества к специалисту определяют в процессе вузовского обучения необходимость создания более эффективных условий формирования у студентов готовности к самореализации в профессиональной деятельности.

Цель исследования - изучение мотивов учебно-профессиональной деятельности студентов.

Методика исследования. 16-факторный личностный опросник Кеттела, опросник СПА, методика Столина и стандартизированная беседа. Испытуемыми являлись студенты Смоленского и Орловского государственных университетов (n=200).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализировались мотивы учебно-профессиональной деятельности студентов. При этом предполагалось, что адекватная мотивация к учебной деятельности в процессе овладения профессией является необходимым и одним из определяющих усло-

вий успешности этой деятельности и одновременно удовлетворенности ею, а также будущей избранной профессией. В этом контексте обучение в условиях вуза видится не только как формирование у студентов знаний, профессионально важных качеств, что выполнялось всегда, но и содействие осознанию ценностного обоснования по-новому меняющегося мира. Это предъявляет более высокие требования к степени готовности студентов к самореализации в условиях рисков, роста конкуренции на разных уровнях современного общественного производства. На первом этапе исследований изучались факторы учебной мотивации [5].

Результаты исследования показали, что у современных студентов общий уровень учебной мотивации представлен неоднозначно. Во-первых, определена выраженность приоритетно доминирующих учебных мотивов студента. Во-вторых, установлена их различная структура. В частности, наиболее высокую степень значимости имели мотивы: стать хорошим специалистом, получить прочные знания, обеспечить успешную профессиональную карьеру, достичь интеллектуального удовлетворения. В-третьих, оказалось, что высокие значения учебных мотивов у многих современных студентов детерминированы двумя стремлениями: получить диплом и достичь уважения преподавателей. В-четвертых, менее выраженными оказались три мотива: достичь высокого уровня оценки своих профессиональных знаний, успешно учиться на старших курсах, не запускать предметы учебного цикла. В то же время наименьшее значение имеют мотивы: выполнение педагогических требований, быть примером для сокурсников, избежать наказания и осуждения. Результаты исследования также показали различные траектории развития самореализации, профессионализации и разную степень готовности современных студентов к рискам современного общества (уверенности в своем будущем). Установлено, что большое значение для обучающихся имеют возможности реализации потенциала личности, на который опираются студенты. Небезынтересно, что при ответе на вопрос: “Что вы предпринимаете для того, чтобы получить работу по специальности после окончания вуза?”, были зафиксированы следующие мнения: “помогают родственники, друзья, знакомые” (31%); “самостоятельно ищу работу” (20%); “в поисках работы использую сведения из СМИ” (17%); “оказывают помощь работники моего факультета, вуза” (5%); “систематически посещаю службу занятости” (3%); “ничего не предпринимаю для поиска работы” (48%).

Следовательно, уже в вузе студенты объективно выделяют формы самореализации, на которые они ориентированы в поисках работы, требующей адаптивности и личной активности. Достаточно большой выступает группа студентов, предпочитающих профессиональную карьеру под эгидой государственного патернализма. Значительное расслоение студентов происходит непосредственно и в учебном процессе. Речь идет не только об успеваемости, уровнях прилежания и пр., но и различиях в побудительных факторах профессионализации. Наряду с теми, кто достаточно адекватно реагирует на рыночные импульсы и вследствие этого проявляет активность в освоении знаний, наличествует большая группа студентов с противоположными устремлениями (до 65%). Для них характерно отсутствие более или менее четких ориентиров, формальное приспособление или отчуждение от учебно-воспитательного процесса, значимость внешних стимулов в учебе, таких как “силовое” воздействие деканата, жесткий контроль посещаемости занятий и т.д. Более того, ими игнорируется необходимость существенных собственных усилий для овладения знаниями, обретения профессионального самоопределения. Олицетворением подобного иждивенческого подхода могут служить зафиксированные в ходе опросов мнения: “университет обязан обучить студентов всему необходимому, довести их до статуса специалиста”, “прежде всего, университет должен нести ответственность за качество подготавливаемых специалистов”.

Из этого можно сделать заключение и о том, что социально-защитные функции высшего образования в ряде случаев формируют несамостоятельные позиции студентов, патерналистские модели поведения, низкий уровень самоадаптации. Поэтому счи-

таем, что одним из главных показателей сформировавшегося отношения будущего специалиста к окружающему миру выступает система ценностных ориентаций. Исходя из этого, нами изучались особенности ценностных ориентаций студентов. Две выборки испытуемых, выделенных по возрастным (1-3 и 4-5 курс) особенностям, были получены путем анализа документации и академической успеваемости. Были выявлены следующие особенности. Во-первых, у студенток на 1 и 3 курсе доминантами являются цели-ценности: здоровье, любовь, счастливая семья, аутсайдными: развлечения, счастье других, познание себя. Одновременно в ценностях-средствах достижения цели достоверно установлены доминанты: независимость, образованность, воспитанность; аутсайдны: непримиримость к недостаткам, высокие запросы, самоконтроль и терпимость. Во-вторых, на 4-5 курсах в целевых установках студентов обнаружены другие доминантные тенденции: здоровье, любовь, интересная работа, свобода в поступках; а в аутсайдных: развлечение, счастье других, общественное признание. Характерно, что изменение ценностей-средств достижения цели выявлено в таких ведущих компонентах структуры, как самоконтроль, жизнерадостность, перспектива. В то же время перестраиваются и аутсайдные ее компоненты: смелость в поступках, интересная работа. В-третьих, значительно возросли роль и значение для студентов личностного ресурса, прежде всего, приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для вхождения в конкурентную среду. Более того, наблюдается стремление студентов получить несколько специальностей.

Среди обучающихся в высших учебных заведениях также существенно возрастает число совмещающих учебу и работу. Совмещают учебу с постоянной работой 13% студентов, с работой время от времени - более 20%. Выразили желание, наряду с учебой на избранном факультете, одновременно учиться и на другом факультете от 40 до 50% респондентов. Основной мотив - свести к минимуму риск неудачи при будущем трудоустройстве. Важно отметить, что молодые люди существенно основательнее намерены опираться на свои силы и не полагаться лишь на обстоятельства. Имеется в виду установка на самостоятельность и самодостаточность, осознание того, что осуществление жизненных целей, в первую очередь, зависит не от общества и везения, а от своих способностей, знаний и целеустремленности. Среди тех, кто осуществление своих жизненных целей связывает, в первую очередь, с собственной целеустремленностью и активностью, доля адаптированных более чем в два раза выше, чем среди уповающих главным образом на положение дел в обществе (соответственно, 29 и 13%). Поскольку студенты в должной мере не защищены со стороны государства (высоко оценили этот фактор только 15%, а низкие оценки были у 50% респондентов), они обращаются за содействием и помощью к своему непосредственному окружению. На это указали 30% студентов, а 11% отметили, что им удалось приспособиться, умерив свои запросы. Характерно, что сознательная депривация потребностей и есть признак вынужденной адаптации личности.

Доминирующими ценностями остаются: родители; друзья, стабильность, порядок, безопасность в обществе; знание, образование; свобода; семья, дети; любовь. Определена тенденция, характеризующая, что в студенческой среде имеет место около 10% протестно-агрессивно («бунтарски») настроенных молодых людей. Ослаблению настроений радикализма может содействовать лишь решение коренных социальноэкономических, социально-политических и социокультурных проблем развития общества. Это и создаст предпосылки для устойчивой и стабильной адаптации студента. В качестве интегрального эмпирического показателя адаптации (или дезадаптации) были приняты позитивно-негативные оценки респондентами различных условий своей жизнедеятельности: материальной обеспеченности, социальной защищенности, возможностей получения желаемой профессии, условий для отдыха и досуга, свободы, социального самочувствия. По уровню адаптированности были выявлены три группы студентов. Первая - в основном адаптированные (выше среднего уровня) - 23%; вторая -среднеадаптированные - 56% и третья группа - низкоадаптированные (или дезадапти-

рованные) - 21%. Следовательно, различается адаптация к общесоциальным условиям и непосредственной среде жизнедеятельности.

Существенно, что интегральный показатель адаптации оказался связанным со следующими объективными и субъективно-личностными характеристиками адаптирующихся: возрастом; семейным положением, наличием детей; образованием; удовлетворенностью работой - для работающих, удовлетворенностью учебой - для учащихся; уверенностью в стабильном и благополучном будущем России; осознанием собственной определяющей роли в достижении жизненных целей; оценкой возможности своего влияния на положение дел в обществе (значения коэффициента Пирсона находятся в пределах 0,32-0,17; р < 0,05). Другими детерминационными признаками являются оценки следующих условий и сторон жизни (последовательно излагается, в зависимости от тесноты связи между признаком, характеризующим условие, и сводным показателем адаптации): возможностей обучения и развития детей; возможностей профессионального роста и продвижения по работе; личной безопасности и правопорядка в обществе; жилищно-бытовых условий; состояния здоровья; состояния нравственности и духовности как в обществе, так и в непосредственном окружении индивида (коэффициенты Пирсона от 0,22 до 0,42 при р < 0,01). Все перечисленные выше объективные и субъективно-личностные характеристики должны быть отнесены к факторам социальной адаптации современной молодежи. Можно объективно констатировать, что в процессе самоадаптации существуют устойчивые фундаментальные предпосылки, из них наиболее весомыми явились личностные характеристики студентов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выявлены следующие принципиальные особенности профессиональной самореализации студентов: первая - для большей части молодежи (ее доля составляет 56%) типична неполная, вынужденная социальная адаптация; вторая особенность - значительной доле респондентов (21%) не удается приспособиться к современным условиям жизни, именно они становятся резервом для формирования разного рода групп с отклоняющимся поведением, а также экстремистских движений; третья особенность -только 23% студентов смогли адаптироваться в социальной среде и приспособиться к условиям современной жизни в силу личных обстоятельств и собственной инициативы; четвертая особенность - возросло значение профессионально-трудового личностного ресурса, позволяющего успешно действовать в конкурентной среде. Господство «спроса-предложения» на рынке рабочей силы и массовая безработица делают императивом сведение к минимуму ошибок при выборе профессии, необходимость разностороннего, более широкого и глубокого образования, облегчающего смену видов деятельности и мест работы.

Можно заключить, что среди всех факторов, действующих на самореализацию студентов, особую группу образуют те, которые непосредственно связаны с характеристическими, адаптационными особенностями студента как личности - носителя определенного ценностно-смыслового отношения к реальной и прогнозируемой жизненной ситуации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды : в 2 т. / под ред. А. А. Бодалева, Б.Ф. Ломова. - М. : Педагогика, 1980.

2. Гордон, Л. А. Социальная адаптация в современных условиях / Л. А. Гордон // Социологические исследования. - 1994. - № 8. - С. 6.

3. Любивый, Я.В. Современное массовое сознание: динамика и тенденции развития/ Я.В. Любивый. - Киев : Наукова Думка, 1993. - 141 с.

4. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М. : Международный гуманитарный фонд "Знание",, 1996. - 308 с.

5. Реан, А. А. Психология изучения личности : учеб. пособие / Реан А. А. -

СПб. : Михайлов В.А., 1999. - 288 с. : ил.

6. Шабанова, М.А. Социальная адаптация в контексте свободы / М.А. Шаба-

нова // Социологические исследования. - 1995. - № 9. - С 10.

ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА ГИМНАСТОК НА МИРОВОМ ПОМОСТЕ

Раиса Николаевна Терехина, доктор педагогических наук, профессор, судья международной категории,

Санкт-Петербургский государственный университет физической культуры имени

П. Ф. Лесгафта,

Санкт-Петербург,

Любовь Викторовна Бурда-Андрианова, заслуженный мастер спорта, олимпийская чемпионка, вице-президент Международной федерации гимнастики,

г. Москва

Цветана Добрева, доктор наук, профессор, судья международной категории,

(Болгария)

Оливия Донди, доктор наук, судья международной категории

(Греция)

Аннотация

Статья посвящена анализу оценок А и Б соревновательных программ гимнасток на чемпионате мира - 2007 в квалификационных соревнованиях; определению вклада в процентом отношении оценок бригады А и Б в окончательный результат выступления гимнасток.

Ключевые слова: мировая гимнастика, развитие, A-оценка, B-оценка, квалификация, чемпионат мира, соскок, надбавка за трудность, ценность соединения.

EXPERT EVOLUTION OF PERFORMING SKILLS AT WORLD COMPETITIONS

Raisa Nikolaevna Terekhina, the doctor ofpedagogical sciences, the professor, the judge of

an international category,

St.-Petersburg state university ofphysical training of a name ofP.F. Lesgaft,

St.-Petersburg,

Lubov Victorovna Burda-Andrianova, the deserved master of sports, olympic champion, vice-president of the International federation of gymnastics,

Moscow

Tzvetana Dobreva, the doctor of sciences, the professor, the judge of an international category,

(Bulgaria)

Olivia Dondi, the doctor of sciences, the judge of the international category

(Greece)

Abstract

The article is devoted to analysis of scores A and B at the world championships - 2007, in qualification competition definition of evaluation of A and B score into the final result of performing.

Keywords: world gymnastics, development, A-score, B-score, qualification, world championships, dismount, difficulty value, connection value.

В настоящем олимпийском цикле исполнительское мастерство гимнастов оценивается по правилам соревнований (Code FIG-2006), которые претерпели значительные изменения, по сравнению с предыдущими документами. Члены Технических комитетов Международной федерации гимнастики провели большую работу, обобщены многочисленные исследования с целью конкретизации основных положений правил, чтобы они отражали истинную ценность соревновательных программ. Специализация судей по двум бригадам позволяет экспертам точнее воспринимать спортивнотехническую информацию. Оценкой бригады A определяется стоимость групп труд-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.