способствуют повышению индивидуального тактического мастерства спортсменов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Губа, В.П. Теория и практика спортивного отбора и ранней ориентации в виды спорта : монография / В.П. Губа. - М. : Советский спорт, 2008. - 302 с.
2. Лебедь, Ф. «Формула игры»: общая теория спортивных игр, обучение и тренировка / Ф. Лебедь. - Волгоград : Изд-во Волгоградского гос. ун-та, 2005. - 392 с.
3. Макаров, Ю.М. Методология формирования игровой деятельности у юных спортсменов в игровых видах спорта : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Макаров Ю.М. - СПб., 2013. - 325 с.
4. Родин, А.В. Коррекция структуры двигательных действий квалифицированных баскетболистов с помощью методического приема «тренерские ключи» / А.В. Родин, П.С. Захаров, А.В. Артюгин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2017. - № 5. - С. 13.
5. Родин, А.В. Технология тактической подготовки юных волейболистов на основе метода игровых задач / А.В. Родин // Физическая культура в школе. - 2016. - № 6. - С. 18-22.
REFERENCES
1. Gyba, V.P. (2008), Theory and practice of sports selection and early orientation in sports: monograph, Soviet Sport, Moscow.
2. Lebed, F. (2005), "Game formula": general theory of sports, training and training, Publishing house the Volgograd state university, Volgograd
3. Makarov, Yu.M. (2013), Methodology offormation of game activity at young athletes in game sports, dissertation, St. Petersburg.
4. Rodin, A.V. and Artyugin A.V. (2017), "Correction of structure of physical actions of the qualified basketball players by means of methodical reception "trainer's keys"", Physical culture: education, education, training, No. 5, pp. 13.
5. The homeland, A.V. (2016), "Technology of tactical training of young volleyball players on the basis of a method of game tasks", Physical culture at school, No. 6, pp. 18-22.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.02.2018
УДК 796.41
АНАЛИЗ ТРУДНОСТИ И КАЧЕСТВА ИСПОЛНЕНИЯ ОПОРНЫХ ПРЫЖКОВ ГИМНАСТКАМИ НА МЕЖДУНАРОДНЫХ СОРЕВНОВАНИЯХ 2013-2017 ГОДОВ
Лариса Анатольевна Савельева, кандидат педагогических наук, судья международной категории (FIG), Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье представлен анализ разнообразия, трудности и качества исполнения опорных прыжков гимнастками - участницами чемпионатов мира 2013 и 2017 гг., и игр XXXI Олимпиады. Приведены результаты выступления финалисток указанных соревнований с описанием выполненных ими прыжков. Намечены перспективы развития опорных прыжков.
Ключевые слова: женская спортивная гимнастика, опорный прыжок, структурные группы опорных прыжков, чемпионат мира по спортивной гимнастике 2013 г., чемпионат мира по спортивной гимнастике 2017 г., женская спортивная гимнастика на Олимпийских играх 2016 г., тенденции развития опорных прыжков, правила соревнований.
ANALYSIS OF DIFFICULTY AND QUALITY OF EXECUTION OF VAULTS PERFORMED BY FEMALE GYMNASTS DURING THE INTERNATIONAL
COMPETITIONS 2013-2017
Larisa Anatolievna Saveleva, the candidate of pedagogical science, judge of the international category (FIG), The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
This article is dedicated to the analysis of the variety, difficulty and quality of execution of the vaults performed by female gymnasts during World Championships 2013 and 2017, and the XXXI edition of the Olympic Games. It contains the results of the vault apparatus finals with the description of the performed vaults, and also the development tendencies of exercises on this apparatus.
Keywords: women's artistic gymnastics, vault, groups of vaults, World artistic gymnastics Championships 2013, World artistic gymnastics Championships 2017, women's artistic gymnastics at the Olympic Games 2016, development tendencies, Code of points.
В 2017 году вступили в силу новые правила соревнований на очередной Олимпийский цикл. В связи с чем, был проведен анализ результатов выступления гимнасток в опорных прыжках на крупнейших международных соревнованиях: чемпионатах мира 2013 г. (Антверпен), 2017 г. (Монреаль), играх Олимпиады 2016 г. (Рио-де-Жанейро). Данные соревнования были выбраны не случайно. Оба чемпионата мира характеризуют начало новых Олимпийских циклов, а игры Олимпиады подводят итог всей четырехлетней работы спортсменов. Прежде чем непосредственно перейти к анализу прыжков, выполненных фи-налистками вышеназванных соревнований, необходимо отметить, что правила соревнований 2017-2020 претерпели некоторые изменения, касающиеся опорных прыжков, как в отношении оценки их трудности, так и в оценке исполнения. Неизменным осталось специальное требование: гимнастка, претендующая на попадание в финал, а также участвующая в финальных соревнованиях в опорном прыжке, должна продемонстрировать два разных прыжка из разных групп, имеющих разную вторую фазу полета. Также необходимо отметить, что таблица трудности XIII Олимпийского цикла содержала 80 прыжков (без учета тех, которые считаются одинаковыми), трудностью от 2,4 до 7,0 балла, а XIV - 80 прыжков (без учета одинаковых), трудностью от 2,0 до 6,4 балла соответственно. Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что количество предлагаемых гимнасткам для выполнения опорных прыжков не изменилось, но была снижена их базовая стоимость в среднем на 0,5 балла. При этом конкурентно способную базовую стоимость (5,8 балла и выше) имели лишь 11 прыжков XIII цикла и 12 - XIV (5,4 балла и выше). Как и прежде участницы финальных соревнований определялись восемью лучшими результатами (средней оценкой за два прыжка), показанными в квалификационных соревнованиях.
Анализ отчетов женского технического комитета международной федерации гимнастики позволил установить, что в 2013 г. из 134 гимнасток, принимавших участие в квалификационных соревнованиях, в опорном прыжке участвовало 106 (79%). Из них два прыжка выполнили 50 (47%) спортсменок. На играх Олимпиады 2016 г. - 98 - 82 (84%) -19 (23%), а на чемпионате мира 2017 г. - 146 - 103 (71%) - 44 (43%) соответственно.
Согласно правилам соревнований 2013-2016 и 2017-2020 все прыжки разделены на пять групп:
1) Прыжки без исполнения сальто с или без вращения вокруг продольной оси в I и/или во II фазе полета;
2) Перевороты вперед с или без поворота на 360° в I фазе полета - полтора сальто вперед или назад с или без вращения вокруг продольной оси во II фазе полета;
3) Перевороты вперед с поворотом на 90° и 180° в I фазе полета - полтора сальто назад с или без вращения вокруг продольной оси во II фазе полета;
4) С рондат фляка без поворота или с поворотом на 270° вокруг продольной оси в I фазе полета - полтора сальто назад с или без вращения вокруг продольной оси во II фазе
полета;
5) С рондат фляка с поворотом на 180° в I фазе полета - полтора сальто вперед или назад с или без вращения вокруг продольной оси во II фазе полета.
Распределение опорных прыжков, выполненных гимнастками в квалификационных соревнованиях по группам, а также наивысшие оценки за трудность и исполнение представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Распределение выполненных гимнастками в квалификационных соревнованиях опорных прыжков по группам и наивысшие оценки_
ЧМ 2013 ОИ 2016 ЧМ 2017
Наивысшая оценка 7,0 Pena Abreu Y. 7,0 Karmakar D. 6,0 Пасека M.
трудности, балл (DOM) (IND) (RUS)
Наивысшая оценка за 9,6 Biles S. 9,7 Biles S. 9,3 Steingruber G.
исполнение, балл (USA) (USA) (SUI)
Наивысшая оконча- 15,9 Biles S. 16,0 Biles S. 15,1 Steingruber G.
тельная оценка, балл (USA) (USA) (SUI)
Общее количество вы- 156 Один прыжок оце- 101 = Один прыжок оце- 147= Один прыжок оце-
полненных прыжков нен на «0,0» баллов 100+1 нен на «0,0» баллов 146+1 нен на «0,0» баллов
Прыжки группы № 1 - - - - - -
Прыжки группы №2, 45 29% 15 15% 36 25%
кол-во
Прыжки группы №3, 34 22% 7 7% 31 21%
кол-во
Прыжки группы №4, 71 45% 70 70% 72 49%
кол-во
Прыжки группы №5, 6 4% S 8% 7 5%
кол-во
Из таблицы 1 следует, что абсолютное большинство гимнасток, участвующих в квалификационных соревнованиях в опорном прыжке, отдали предпочтение прыжкам группы № 4, а прыжки группы № 1 вообще не исполнялись, что можно объяснить их низкой базовой стоимостью.
С целью определения разнообразия опорных прыжков, выполненных ведущими спортсменками мира, их базовой стоимости и оценки за качество исполнения, был проведен анализ видеозаписей финальных соревнований в этом виде многоборья, так как именно они являются показателем высшего уровня исполнительского мастерства гимнасток на конкретный момент времени (таблица 2).
Таблица 2 - Опорные прыжки финалисток крупнейших международных соревнований
2013-2017 гг.
Страна Фамилия И., окончательная оценка за два прыжка, балл Символ прыжка D-score (базовая оценка), балл E-score (оценка за исполнение), балл Сбавка за выход за линию, балл Примечание
USA Maroney M. У'.аЯ 6,3 9,766 0,1
15,724 Wïi/f 6,0 9,483
USA Biles S. Cisiß 6,3 9,633
15,595 Шг- 5,6 9,658
m PRK Hong U. \aß 6,3 9,266
о (N 15,483 6,4 9,0
& SUI Steingruber G. 6,2 9,3
S 15,233 Ач0/Е 5,8 9,166
Й UZB Чусовитина О. 6,2 8,533 0,1
о я 14,583 5,5 9,033
с s VIE Phan T. 6,2 8,866 0,1
CT 14,299 AvD/Ê 5,8 (6,3)* 7,933 0,1 Падение
DOM Pena Abreu Y. 7Ï Г\- 7,0 7,766 0,3 Падение
13,966 АчОЯ 5,8 7,666 Падение
NED Netteb C. /Г-.-оЯ 5,8 8,1 Падение,
6,95 - - - травма
Страна Фамилия И., окончательная оценка за два прыжка, балл Символ прыжка D-score (базовая оценка), балл E-score (оценка за исполнение), балл Сбавка за выход за линию, балл Примечание
USA Biles S. Г\аЛ 6,3 9,6
15,966 6,4 9,633
RUS Пасека M. 6,4 8,966 0,1
15,253 : ,<зЛ 6,3 8,941
О SUI Steingruber G. СХ-^1 6,2 9,333
15,216 ХГЛчО/Е 5,8 9,1
а IND Karmakar D. ёП-чСУЕ 6,0 8,866
<и 15,066 7Ï 7,0 8,266
CHN Wang Y. 6,0 8,866
« s 14,999 rw® 6,2 8,933
G S PRK Hong U. 6,4 9,0
Ц О 14,9 PiSlß 6,3 (6,8)* 8,2 0,1 Падение
UZB Чусовитина О. 7ТГ\ 7,0 7,933
14,833 STÎ^Â 6,0 8,833 0,1
CAN Olsen S. '.аЯ 6,3 8,666
14,816 5,9 8,766
RUS Пасека M. 6,0 8,7
14,85 '' .аЛ' 5,8 9,2
USA Carey J. С\аЛ 5,8 9,0
14,766 ÍTi-оЯ 5,6 9,133
с- SUI Steingruber G. rv<í^ 5,8 8,933 0,1
о <N 14,466 АП^Я 5,4 8,9
Л а CAN Black E. П/ 5,4 9,166
S 14,416 5,2 9,066
UZB Чусовитина О. 5,4 9,033
о я 14,366 5,2 9,1
с s CHN Wang Y. я 5,6 8,9
CT 14,35 5,8 8,5 0,1
CAN Olsen S. 5,8 7,833 0,1 Падение
14,233 6,0 8,933
JAP Miyakawa S. 5,8 8,7
13,8 /-■ГХ:}- 5,4 7,7 Падение
* - оценка гимнастки понижена из-за невыполнения технических требований
Как следует из таблицы 2, большинство финалисток всех трех соревнований выполнили прыжки из группы № 4, наиболее часто исполняемыми из которых стали - рондат фляк - полтора сальто назад прогнувшись с поворотом на 720° и 900°. Самым сложным прыжком на сегодняшний день является переворот вперед - два с половиной сальто вперед в группировке, который на последнем чемпионате мира 2017 г. в финале не выполнял никто, а предыдущие попытки, исполненные не очень удачно, не позволили гимнасткам бороться за пьедестал почета, несмотря на его высокую стоимость. Также необходимо отметить, что высокая базовая стоимость прыжков, далеко не всегда давала возможность гимнасткам бороться за лидерство. Здесь ведущая роль принадлежала качеству исполнения и, как правило, отсутствию нейтральных сбавок (например, за выход за линию).
Несмотря на то, что в финальных соревнованиях участвовали лучшие исполнительницы опорных прыжков, все же ни один финал не обошелся без падений. Учитывая результаты опроса тренеров, причинами этому могли послужить:
- отсутствие в финальных соревнованиях разминки на виде (по мнению респондентов, опорный прыжок наиболее сложен (уязвим) в этом отношении, так как выполняется всего один элемент и нет возможности скорректировать свое выступление на данном виде многоборья);
- гимнастки идут «ва-банк», выполняя сверхсложные прыжки, но теряя при этом в качестве исполнения. На играх Олимпиады 2016 г. был заявлен новый прыжок - рондат фляк - полтора сальто назад прогнувшись с поворотом на 1080°, стоимостью 6,8 балла. Но
гимнастка не выполнила поворот полностью, и базовая оценка была понижена до 6,3 балла.
Рассматривая представительство участниц финальных соревнований, можно отметить, что лидерами являлись спортсменки США, России, Швейцарии и Кореи, а подавляющее большинство гимнасток (73%) выполняло одни и те же прыжки, не изменяя их трудность от соревнований к соревнованиям (таблица 3).
Таблица 3 - Ранг участниц финальных соревнований в опорном прыжке
ЧМ 200 ОИ 20i6 ЧМ 20i7
Страна Фамилия И. Место Место Сложность прыжка Место Сложность прыжка
№i №2 №i №2
USA Maroney M. i
USA Biles S. 2 i «+»
PRK Hong U. З 6 «+»*
SUI Steingruber G. 4 З З
UZB Чусовитина О. 5 7 «+» «+» 5
VIE Phan T. 6
DOM Pena Abreu Y. 7
NED Netteb C. 8
RUS Пасека М. 2 i
IND Karmakar D. 4
CHN Wang Y. 5 6
CAN Olsen S. 8 7 «+»
USA Carey J. 2
CAN Black E. 4
JAP Miyakawa S. 8
Примечание: «+» - повышение, «-» - понижение сложности прыжка, по сравнению с предыдущими соревнованиями; * - гимнастка пыталась исполнить более сложный прыжок, но не выполнила необходимые технические требования
Из таблиц 2 и 3 следует, что две гимнастки участвовали в трех соревнованиях, при этом одна из них выступала все время с одними и теми же прыжками, другая - то усложняла, то упрощала их, но все же так и не смогла побороться за место на пьедестале. Из 15 участниц трех финалов лишь четверо попытались усложнить свои прыжки.
Таким образом, можно отметить, что опорный прыжок является достаточно консервативным видом. Как показали наши исследования, на сегодняшний день тенденция такова, что, обладая прыжками высшей трудности в самом начале Олимпийского цикла, а далее, совершенствуя лишь качество их исполнения, можно бороться за медали. Прыжки группы № 1 будут продолжать отсутствовать в финальных соревнованиях мирового уровня из-за их низкой базовой стоимости, а наиболее часто исполняемыми останутся прыжки группы № 4. Повышение трудности опорных прыжков будет происходить за счет увеличения количества градусов поворота вокруг продольной оси во второй фазе полета. Резервом повышения окончательной оценки будет являться улучшение качества исполнения опорных прыжков.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аркаев, Л.Я. Как готовить чемпионов / Л.Я. Аркаев, Н.Г. Сучилин. - М. : Физическая культура и спорт, 2004. - 328 с.
2. Савельева, Л. А. Анализ финальных соревнований в опорных прыжках у женщин (на примере чемпионата Европы 2015 года) / Л. А. Савельева, Л.Н. Ботова // Материалы V Всероссийской науч.-практ. конф. молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов (20 апреля 2017 года) : в 3 т. Т. 2 / Поволжская гос. акад. физ. культуры, спорта и туризма. - Казань, 2017. - С. 650-655.
3. 2017-2020 Со(!е of points. Women's artistic gymnastics [Электронный ресурс] // FIG : официальный сайт. - Режим доступа : www.fig-gymnastics.com/site/rules/disciplines/art. - Дата обращения: 10.01.2018.
REFERENCES
4. Arkaev, L.Ya. and Suchilin, N.G. (2004), How to prepare champions, Physical culture and sport, Moscow.
5. Saveleva, L.A. and Botova L.N. (2017), "Analysis of the women's vault apparatus finals (based on the example of the European Championships 2015)", Materials V of the All-Russian scientific and practical conference of young scientists, graduate students, undergraduates and students, In 3 volumes. (April 20, 2017) In 3 vol, Kazan., vol. 2, pp. 650-655.
6. 2017-2020 Code of points. Women's artistic gymnastics, available at: www.fig-gymnas-tics.com/site/rules/disciplines/art.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.01.2018
УДК 796.011.3
ТРЕБОВАНИЯ К ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММАМ ДЛЯ СОЛДАТ, СЕРЖАНТОВ ЗАПАСА АВТОМОБИЛЬНЫХ И ДОРОЖНЫХ ВОЙСК
Михаил Николаевич Савин, кандидат педагогических наук, Московское высшее общевойсковое командное училище, Москва, Валентин Иванович Авраменко, соискатель, Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала-армии А.В. Хрулева, Санкт-Петербург
Аннотация
Установлено, что в настоящий момент все процессы, которые протекают в различных сферах жизни нашего общества, предъявляют все новые, более высокие требования к выпускникам, обучающихся по программам военной подготовки в вузах. При этом наблюдается недостаточное соответствие физической подготовленности студентов, изъявившим желание проходить военную службу, особенностям военно-профессиональной деятельности. Проведенные исследования показали, что физическая подготовка студентов полностью оторвана от специфики возможной будущей профессиональной деятельности выпускников.
Ключевые слова: требования к физической подготовленности, студенты, солдаты и сержанты запаса автомобильных и дорожных войск, особенности военно-профессиональной деятельности.
REQUIREMENTS TO PHYSICAL FITNESS OF STUDENTS ACCORDING TO PROGRAMS FOR SOLDIERS, SERGEANTS OF THE STOCK OF AUTOMOBILE
AND ROAD TROOPS
Mikhail Nikolaevich Savin, the candidate of pedagogical sciences, Moscow Highest General Command School, Moscow, Valentin Ivanovich Avramenko, the competitor, General A.V. Hrulev Military Academy of Material Support, St. Petersburg
Annotation
It is established that at the moment all processes, which proceed in different spheres of life of our society impose new, more tough requirements to the graduates, studying according to the programs of military preparation in higher education institutions. At the same time, it is observed the insufficient compliance of physical fitness of the students, shown willingness to pass the military service, to the features of military professional activity. The conducted researches showed that physical training of the students is torn completely off from the specifics of the possible future professional activity of the graduates.
Keywords: requirements to physical fitness, students, soldiers and sergeants of a stock of automobile and road troops, features of military professional activity.