Научная статья на тему 'Психологические аспекты проблемы самореализации и самоадаптации студентов в условиях рисков современного общества'

Психологические аспекты проблемы самореализации и самоадаптации студентов в условиях рисков современного общества Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
79
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / САМОАДАПТАЦИЯ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / РИСКИ В ОБЩЕСТВЕ / МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ / SELF-REALISATION / SELF-ADAPTING / DEVELOPMENT OF THE PERSON / RISKS IN A SOCIETY / MOTIVATIONS TO TRAINING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Таракин Д. С.

Проблема профессиональной подготовки в высшей школе молодых людей сохраняет свою актуальность для психолого-педагогической науки и практики образования в условиях построения гражданского общества. В обучении студентов требуется более адекватно учитывать дифференциацию мотивов, определяющих рост компетентности — стремления стать хорошим специалистом, получить прочные знания, обеспечить успешную профессиональную карьеру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Таракин Д. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The psychological aspects of a problem of self-realization and self-adapting of students in the conditions of risks of a modern society

The problem of professional training of young people in higher schools is topical for psychological and pedagogic science and educational practice, especially under conditions of formation of civilized society. The work shows that it is necessary to more adequately take into consideration differentiation of the motives which determine the increase in competence of students and their aspiration to become good specialists, go in solid knowledge and succeed in professional career.

Текст научной работы на тему «Психологические аспекты проблемы самореализации и самоадаптации студентов в условиях рисков современного общества»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ^¡^

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ И САМОАДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ РИСКОВ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Д.С. ТАРАКИН,

специалист по профессиональной подготовке группы психофизиологического обеспечения (ГПФО) Центра профессиональной подготовки УМВД России по Смоленской области, старший лейтенант полиции, аспирант кафедры психологии и педагогики Смоленского государственного университета (СмолГУ) Научная специальность: 19.00.03 — психология труда, инженерная психология, эргономика

E-mail: [email protected] Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии Смоленского государственного университета С.П. Иванов

Аннотация. Проблема профессиональной подготовки в высшей школе молодых людей сохраняет свою актуальность для психолого-педагогической науки и практики образования в условиях построения гражданского общества. В обучении студентов требуется более адекватно учитывать дифференциацию мотивов, определяющих рост компетентности — стремления стать хорошим специалистом, получить прочные знания, обеспечить успешную профессиональную карьеру.

Ключевые слова: самореализация, самоадаптация, развитие личности, риски в обществе, мотивации к обучению.

THE PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF A PROBLEM OF SELF-REALIZATION AND SELF-ADAPTING OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF RISKS OF A MODERN SOCIETY

D.S. TARAKIN,

expert in vocational training of group of psychophysiological maintenance Training center UMVD of Russia across the Smolensk region, the senior lieutenant of police, the post-graduate student of the departament of psychology and pedagogics of Smolensk state university

Annotation. The problem of professional training of young people in higher schools is topical for psychological and pedagogic science and educational practice, especially under conditions of formation of civilized society. The work shows that it is necessary to more adequately take into consideration differentiation of the motives which determine the increase in competence of students and their aspiration to become good specialists, goin solid knowledge and succeed in professional career.

Keywords: self-realisation, self-adapting, development of the person, risks in a society, motivations to training.

Актуальность исследования особенностей самореализации и самоадаптации человека как личности в условиях рисков современного общества состоит в том, что вследствие затяжных социально-экономических и политических реформ в России современная студенческая молодежь живет в условиях глубокого пересмотра основных ценностей [1]. В подобной ситуации важно определить психическую адаптивность, целеполагание, мотивационно-цен-ностные и когнитивные составляющие факторы, определяющие самореализацию и самоадаптацию студента как личности и системно социально-лич-ностно-поведенческие тенденции молодых людей.

Цель исследования — изучение факторов, влияющих на успешную самореализацию студен-

тов, устойчивость уверенности в себе и стремление к жизненному благополучию в условиях возрастающих рисков.

Испытуемыми явились 300 студентов, обучающихся в различных государственных вузах, 56% лиц мужского и 44% женского полов. Из них 75,3% респондентов обучаются на бюджетной и 24,7% — на коммерческой основе. Возраст респондентов: до 18 лет — 8,4%, от 18 до 20 лет — 61,1%, от 20 до 23 лет — 23,6%, от 23 до 25 лет — 6,9%.

В ходе исследования студентами оценивались 16 факторов (по семибалльной шкале), которые были классифицированы по трем группам.

В первую группу вошли факторы, определяющие индивидуально-типологические свойства: лич-

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ностные качества студентов и их способности, характер профессионализации, выраженный в мастерстве, образованности, готовности личности к профессиональной деятельности.

Вторая группа включала факторы, отражающие физическое развитие, гармоничность индивида.

Третью группу составляли факторы, определяющие качество жизни — условия проживания, материальный статус, материальная обеспеченность родителей, их социальные контакты с окружающими.

Результаты исследования показали, что наиболее значимыми для успешной самореализации в жизни студенты выделили как важное условие профессионализацию и мастерство (75,3%), получение высшего образования (60,6%), активную жизненную позицию (57,2%). Во второй группе оцениваемых факторов большинство респондентов отдали приоритет внешней красоте (69,8%), а среди третьей группы предложенных к оценке факторов наиболее значимыми оказались материальный статус и различные жизненные блага (61,9%).

Для большинства опрошенных студентов важным фактором адаптации и самореализации явилось понимание значимости роли выбора собственного пути и успеха. При этом респонденты важным условием успешной самореализации считают наличие финансовых средств (личных и у родителей), которые в современной жизни, по их мнению, необходимы на всех этапах самореализации, в том числе и в профессиональной деятельности.

Показательно, что последующие собеседования подтвердили, что своей жизнью и обучением в вузе в целом удовлетворены 56,2% респондентов, частично удовлетворены — 42,5%, не удовлетворены — только 1,4%. Можно увидеть, что оценки и мнения опрошенных в значительной степени свидетельствуют о достижении баланса между их экспектациями и реальным социальным и экономическим статусом, материальным положением, качеством и перспективностью получаемого высшего профессионального образования.

Характерно, что на психологическое самочувствие студенческой молодежи вузов существенно влияет самооценка жизненных возможностей. Так, студенты высоко оценивают свои предпочтения: высшее образование, выбор профессии и дальнейшие пути самореализации, достижение высокого уровня жизненного благополучия. Подобную точку зрения

разделяют 86% респондентов. При этом 32% опрошенных оценивают возможность получить высшее профессиональное образование как высокую по значимости и реальную и 58% — как среднюю и более труднодостижимую. К другим приоритетам, важным для профессиональной самореализации, студенты отнесли возможности устроиться на высокооплачиваемую работу (87%), поступать в соответствии с совестью и своими убеждениями (81%), получать необходимую информацию по интересующим вопросам (78%), добиться для себя и своей семьи достойного уровня материального благополучия (75%).

Более низкие оценки у студентов получила степень защиты государством личности от произвола преступного мира (60,3%). При этом только 13% характеризуют это как высокую, 55,5% — среднюю, а 40% отмечают как низкую потребность.

Практически 51% респондентов рассматривают возможность приобрести отдельную квартиру для себя и своей будущей (или уже созданной) семьи как нереальную в ближайшем времени. Самостоятельное решение жилищной проблемы оценивают как высоко значимую потребность только 8% опрошенных студентов.

На следующем этапе эмпирического исследования изучалась самореализация и самоадаптация студентов. Анализ полученных данных позволил установить, что только 2% респондентов полагают, что в условиях современного общества их «ничто не беспокоит». Отрицательные проблемы, указания на разнообразные преграды имеются почти у каждого студента. Вместе с тем, не было выявлено какой-либо типичной проблемы, которая была бы общей для опрошенных. Установлено, что для современных студентов большее значение имеют факторы материальной зависимости от родителей (30,1%), состояния собственного здоровья (25%); необходимости дополнительного заработка (24,9%); невозможности иметь комфортное жилье (17,8%); трудоустройства на престижную и хорошо оплачиваемую работу (20,1%).

Отмеченные студентами проблемы психологического характера отражают их интерес к анализу и осмыслению взаимоотношений с родителями (17,8%), взаимоотношений с друзьями (10,1%), темы создания своей семьи (6,5%), непонимание причин неразделенной любви (14%). Фактически не беспокоят студентов вопросы получения второго высшего образования (только 3,2% ответов пока-

106

Вестник Московского университета МВД России

№ 2 / 2012

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

зали актуальность этой задачи для обучающихся), недостаточность знаний для получения высокооплачиваемой работы (6,6% ответов), поступление и обучение в аспирантуре (7% ответов).

Существенное место в формировании структуры самоопределения и самореализации студентов занимает самооценка личностных качеств, которые присущи молодым людям [2]. В рамках пилотного исследования студентам было предложено определить, какие из 17 личностных характеристик в наибольшей степени соответствуют современной молодежи. Среди них: 1) целеустремленность; 2) повышенная творческая энергия; 3) вера в свои силы; 4) патриотизм; 5) стремление к осуществлению жизненных целей; 6) индивидуальность; 7) романтизм; 8) вера в идеалы; 9) высокая социальная активность; 10) стремление стать личностью; 11) стремление выделиться, стать лидером; 12) пессимизм, неверие в собственные силы; 13) иждивенчество; 14) отсутствие желания прикладывать усилия для достижения намеченных целей; 15) стремление к материальному успеху любым путем, цинизм; 16) рационализм, прагматизм; 17) эгоизм.

Показательно, что в оцениваемой структуре ведущих качественных характеристик, которые выделили бы все респонденты как наиболее значительные, выявлено не было. Обобщенный образ современного студента в восприятии респондентов диф-фузен и не имеет четких контуров. Но все же, при оценке наиболее характерных качеств современной молодежи респонденты выделили целеустремленность, стремление к осуществлению жизненных целей, повышенную творческую энергию, веру в свои силы, патриотизм, стремление приложить усилия для обеспечения процветания России (34,2%).

Вместе с тем, небезынтересно, что 39% опрошенных в качестве ведущей черты характера современной молодежи выделили эгоизм. Показательно, что современному студенту, по мнению опрошенных, свойственны индивидуальность (25,5%), романтизм, вера в идеалы (21,4%), высокая социальная активность (12,5%), стремление стать личностью (11%), стремление выделиться, стать лидером (14,2%), пессимизм, неверие в собственные силы и иждивенчество (12,5%), отсутствие желания прикладывать усилия для дости-

жения намеченных целей (25,5%), стремление к материальному успеху любым путем (20,2%).

Таким образом, в качестве объективных причин, влияющих на самореализацию, самоадаптацию и развитие личности в условиях рисков современного общества, выступают, прежде всего, когнитивный диссонанс, возникающий в ответ на противоречие между имеющимися и приобретенными знаниями и представлениями.

Существенным образом на отношение к самореализации влияет защита от некорректного вмешательства, протестность студентов против навязывания позиций. К сожалению, можно выделить свойственные опрошенным студентам отсутствие нравственно-ценностного «стержня» личности, изолированность и автономизацию ценностных позиций, переоценку ценностей, а также влияние ситуационных факторов среды.

Важно понять, что для преодоления у студентов духовных и нравственных кризисов и достижения ими адекватной самореализации в современном обществе, в образовательном процессе в вузе необходимо направленно содействовать формированию нравственно значимых ценностей личности обучающегося, обеспечить необходимую степень соотнесения обучающимися этических, культурных ценностей и различных жизненных ситуаций. Важно как никогда ранее создавать условия для самостоятельного осмысления молодым человеком ценностей, необходимых в последующей жизни для успешной самореализации и профессионализации [3].

Как показало исследование, в условиях рисков современного общества, только устойчивые проработанные ценностные ориентации могут обеспечить высокий уровень самореализации личности студента.

Литература

1. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002.

2. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 1995.

3. Свиридов Н.А. Адаптационные процессы в среде молодежи. М., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.