4. Lisitskaya, T.S. and Sidneva, L.V. (2002), Aerobics. Theory and technique, Vol. 1, FAR, Moscow.
5. Lisitskaya, T.S. and Sidneva, L.V. (2002), Aerobics. Private techniques. Vol. 2, FAR, Moscow.
6. Lyuyk, L. and Muina O. (1998), "Management of loading in occupations by improving aerobics with girls and women of different age", Person in the sports world: New ideas, technologies, prospects, conference, Moscow, pp. 549.
7. Panov, V (1996), Coordination abilities of children: How to raise them?", Sports at school, No. 46, pp. 24.
8. Pogudin, S.M., Solovyova S.A. and Kotova, E.E. (1996), Complex assessment of individual development of school students, publishing house "TchSIPC", Tchaikovsky.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.06.2014.
УДК 378
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАКТИКУ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННО-ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА
Валерий Лукич Пашута, доктор педагогических наук, профессор, Эльдар Фаридович Капшанов, соискатель, Военный институт физической культуры, филиал Военно-медицинской академии имени
С.М. Кирова, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье представлены результаты исследований авторов по обоснованию психолого-педагогических условий, необходимых для внедрения информационных образовательных технологий в практику подготовки курсантов военно-физкультурного вуза. К их числу авторы относят следующие: понимание преподавателями высокой эффективности внедрения информационных образовательных технологий в практику подготовки курсантов; владение преподавателями этими технологиями для обучения курсантов, а также разработку и реализацию специального курса подготовки преподавателей для овладения ими. Сюда же они относят: приобретение знаний, связанных с изучением особенностей использования информационных образовательных технологий в подготовке курсантов; повышенное внимание к применению интерактивных средств и методов обучения; формирование психологической готовности преподавателей к использованию новых информационных образовательных технологий. Важными условиями являются: изучение передового педагогического опыта по внедрению информационных образовательных технологий в практику подготовки курсантов; повышение ответственности преподавательского состава по реализации информационных образовательных технологий.
Ключевые слова: психолого-педагогические условия, курсанты военно-физкультурного вуза, информационные образовательные технологии.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.06.112.p145-148
PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL CONDITIONS NECESSARY FOR INTRODUCTION OF THE INFORMATION EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN PRACTICE OF TRAINING OF CADETS OF MILITARY AND SPORTS HIGHER
EDUCATION INSTITUTION
Valery Lucic Pashuta, the doctor of pedagogical sciences, professor, Eldar Faridovich Kapshanov, the competitor, Military Institute of Physical Culture, branch of the Kirov Military Medical Academy,
St. Petersburg
Annotation
The article presents the results of researches of the authors on justification of the psychology and pedagogical conditions necessary for introduction of the information educational technologies in practice
of training of the cadets of military and sports higher education institution. Authors carry the following to their number: understanding by the teachers of high efficiency of introduction of the information educational technologies in practice of training of the cadets; mastering by the teachers of these technologies for training of the cadets, and also development and realization of the special course of training of teachers for mastering them. They carry there: acquisition of the knowledge connected with studying of the features of use of the information educational technologies in training of the cadets; special attention to application of the interactive means and training methods; formation of the psychological readiness of the teachers to use the new information educational technologies. Important conditions are the following: studying of the best pedagogical practices on introduction of the information educational technologies in the practice of training of the cadets; increase of responsibility of the teaching staff on realization of the information educational technologies.
Keywords: psychology and pedagogical conditions, cadets of military and sports higher education institution, information educational technologies.
В современных условиях одной из главных задач совершенствования профессиональной подготовки курсантов военно-физкультурного вуза является внедрение информационных образовательных технологий. [1-6]. Большое внимание в ходе подготовки курсантов военно-физкультурного вуза должно уделяться применению интерактивных средств и методов обучения.
Проблема совершенствования профессиональной подготовки курсантов военно-физкультурного вуза на основе внедрения информационных образовательных технологий постоянно находится в центре внимания представителей военно-педагогической науки. Проведение серьезных научных исследований в данной сфере педагогики не является случайным явлением. Поскольку система военно-физкультурного образования должна быть направлена на повышение качества подготовки специалистов для войск и флота. Это определяет перспективы развития Вооруженных сил России на современном этапе развития общества. [1-6].
В настоящее время в системе военно-физкультурного образования необходим переход от традиционной к современной педагогике. Для этого необходимо шире использовать информационные образовательные технологии. Другими словами необходима смена педагогического приоритета, основанного на широком использовании информационных образовательных технологий в практике подготовки курсантов военно-физкультурного вуза. И если при решении задач классического образования педагоги опираются на фундаментально разработанные теоретические положения, используя при этом многовековой опыт, то проблема развития творческих способностей у курсантов военно-физкультурного вуза может быть эффективно решена с применением современных информационных образовательных технологий. [1-6].
Известно, что физическая подготовка и спорт в военно-физкультурном вузе выполняют несколько важных функций. Реализация образовательной функции открывает возможность будущим специалистам по физической подготовке и спорту управлять своим физическим состоянием, самостоятельно решать задачи по организации физической подготовки военнослужащих воинских частей и подразделений.
Вместе с тем нельзя в полной мере реализовать названные функции, если деятельность преподавателей военно-физкультурного вуза не нацелена на постоянный поиск наиболее эффективных способов решения педагогических задач. В настоящее время общее количество преподавателей, не умеющих использовать в своей практике современные информационные образовательные технологии достаточно велико. Это в значительной степени снижает качество образовательного процесса в военно-физкультурном вузе.
Проблема совершенствования военно-профессиональной подготовки курсантов военно-физкультурного вуза с использованием современных информационных образовательных технологий сегодня актуальна как никогда.
Решение данной проблемы возможно лишь путем обоснования психолого-педагогических условий, необходимых для внедрения информационных образователь-
ных технологий в практику подготовки курсантов военно-физкультурного вуза. Для выявления ранговой структуры психолого-педагогических условий, определяющих необходимость внедрения информационных образовательных технологий в практику подготовки курсантов военно-физкультурного вуза, был проведен опрос 71 респондента, имеющих опыт преподавательской деятельности в военно-физкультурном вузе более 10 лет. Результаты опроса представлены в таблице 1.
Таблица 1
Ранговая структура психолого-педагогических условий, необходимых для внедрения информационных образовательных технологий в практику _подготовки курсантов военно-физкультурного вуза (п=71)_
Ранговое место (значимость) Психолого-педагогические условия Ранговый показатель (в %)
1 Понимание преподавателями высокой эффективности внедрения информационных образовательных технологий в практику подготовки курсантов 18,2
2 Владение преподавателями информационными образовательными технологиями для обучения курсантов 17,7
3 Разработка и реализация специального курса подготовки преподавателей для овладения новыми информационными образовательными технологиями 15,9
4 Приобретение знаний, связанных с изучением особенностей использования информационных образовательных технологий в подготовке курсантов 12,7
5 Повышенное внимание применению интерактивных средств и методов обучения курсантов 12,3
6 Формирование психологической готовности преподавателей к использованию новых информационных образовательных технологий 9,1
7 Изучение передового педагогического опыта по внедрению информационных образовательных технологий в практику подготовки курсантов 7,3
8 Повышение ответственности преподавательского состава по реализации информационных образовательных технологий 6,8
К числу наиболее важных условий респонденты относят следующие: понимание преподавателями высокой эффективности внедрения информационных образовательных технологий в практику подготовки курсантов; владение преподавателями этими технологиями для обучения курсантов, а также разработку и реализацию специального курса подготовки преподавателей для овладения ими. Сюда же они относят: приобретение знаний, связанных с изучением особенностей использования информационных образовательных технологий в подготовке курсантов; повышенное внимание к применению интерактивных средств и методов обучения; формирование психологической готовности преподавателей к использованию новых информационных образовательных технологий. Важными условиями являются: изучение передового педагогического опыта по внедрению информационных образовательных технологий в практику подготовки курсантов; повышение ответственности преподавательского состава по реализации информационных образовательных технологий.
Практика показала, что осуществление процесса подготовки курсантов военно-физкультурного вуза на основе выявленных психолого-педагогических условий, оказывает положительное влияние на уровень их готовности к профессиональной деятельности в сфере физической подготовки и спорта.
ВЫВОД. Результаты исследования свидетельствуют о необходимости использования, выявленных психолого-педагогических условий, для эффективного внедрения информационных образовательных технологий в практику подготовки курсантов военно-физкультурного вуза.
ЛИТЕРАТУРА
1. Болотин, А.Э. Требования, предъявляемые к выпускникам вузов внутренних войск МВД России к эффективному выполнению служебно-боевых задач / А.Э. Болотин, А.Н. Сивак // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 10 (92). - С. 30-35.
2. Болотин, А.Э. Педагогические условия, необходимые для улучшения качества процесса физической подготовки с ангольскими военнослужащими / А.Э. Болотин, А. Ж.-А. Фернандеш // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 10 (80). - С. 185-187.
3. Болотин, А.Э. Психолого-педагогические условия, необходимые для обеспечения физической готовности личного состава горноспасательных подразделений / А.Э. Болотин, А.В. Волков, И.А. Панченко // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 2 - С. 35-38.
4. Болотин, А.Э. Структура и содержание педагогической концепции совершенствования многоуровневой системы физического воспитания в России / А.Э. Болотин, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 3 (97). - С. 35-41.
5. Пашута В.Л. Факторы, определяющие необходимость использования специального снаряжения для обучения военнослужащих ведению боевых действий / В. Л. Пашута, А.П. Греков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 4 (98). - С. 113-116 .
6. Пашута, В.Л. Факторы определяющие необходимость психолого-педагогического сопровождения учебного процесса в военно-физкультурном вузе / В.Л. Пашута, Е.Н. Курьянович // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 3 (97). - С. 159-163.
REFERENCES
1. Bolotin, A.E. and Sivak, A.N. (2012), "Requirements made to graduates of higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to effective implementation of office and fighting tasks", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 92, No. 10, pp. 30-35.
2. Bolotin, A.E. and Fernandesh, A. Zh.-A. (2011), "Pedagogical conditions necessary for improvement of quality of process of physical preparation with the Angola military personnel", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 80, No. 10, pp. 185-187.
3. Bolotin, A.E. and Volkov, A.V. and Panchenko, I.A. (2014), "Psychology and pedagogical conditions necessary for ensuring physical readiness of staff of mine-rescue divisions", Theory and Practice of Physical Culture, No. 2, pp. 35-38.
4. Bolotin, A.E. and Chistyakov, V.A. (2013), "Scientific-theoretical approaches to improvement of process of physical training of students in higher education institutions", Uchenye zapiski univer-siteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 97, No. 3, pp. 35-41.
5. Pashuta V. L. and Kuryanovich, E.N. (2013), "Factors defining need of the psychologist -pedagogical maintenance of educational process in military sports higher education institution", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 97, No. 3, pp. 159-163.
6. Pashuta V. L. and Greekov, A.P. (2013), "The factors defining need of use of special equipment for training of the military personnel in conducting combat operations", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 98, No. 4, pp. 113-116.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.06.2014.
УДК 574: 796
МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА «ЭКОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И
СПОРТА»
Надежда Петровна Петрушкина, доктор медицинских наук, старший научный сотрудник, заведующая кафедрой, Ольга Ивановна Коломиец, кандидат биологических наук, профессор, Ольга Александровна Макунина, кандидат биологических наук, доцент,
Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск
Аннотация
В статье обосновывается актуальность программы Магистратуры «Экология физической культуры и спорта» в вузах физической культуры. В курсе изучения физиологии, теории и методики спорта, гигиенического сопровождения физкультурно-спортивной деятельности рассматриваются изменения, происходящие в организме спортсмена, находящегося в оптимальных условиях внешней среды (комфортная температура, чистый воздух, нормальное атмосферное давление, отсутствие излучений и интоксикаций и т.д.). Информация, касающаяся особенностей мышечной