3. Nazarenko, A.S. and Chinkin, A.S. (2011), “Cardiovascular, impellent and sensory reactions of various specializations athletes on vestibular irritation”, Human Physiology, No. 6, рр. 726-732.
4. Perrot, C., Deviterne, D. and Perrin, P. (1998), “Influence of training on postural and motor control in a combative sport”, J. Hum. Mov. Studies, No. 35, рр. 119-135.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 17.05.2014.
УДК 378
ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НЕОБХОДИМОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕСТОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ КУРСАНТОВ
Валерий Лукич Пашута, доктор педагогических наук, профессор,
Сергей Иванович Куликов, соискатель,
Военный институт физической культуры (ВИФК)
Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова (ВИФК), Санкт-Петербург
Аннотация
В статье представлены результаты исследований по обоснованию факторов, определяющих необходимость использования современных тестовых технологий в обучении. К их числу авторы относят следующие: проведение неоднократной процедуры тестирования способствует развитию навыков самостоятельной работы и самооценки курсантов; равноправие и объективность оценки всех участников процедуры тестирования; предоставление возможности каждому курсанту самостоятельно оценить уровень своей подготовленности. Сюда же они относят: предоставление возможности быстрого получения ответа в ходе тестирования на интересующие курсантов вопросы; обеспечение доступности прохождения процедуры тестирования для всех курсантов; повышение уровня объективности аттестации курсантов на разных этапах обучения. Важными факторами являются: предоставление достоверной информации о знаниях, полученных в процессе обучения курсантов; обеспечение учета индивидуальных возможностей курсантов при прохождении процедуры тестирования.
Ключевые слова: факторы; современные тестовые технологии; обучение; тестирование; курсанты.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.05.111.p128-132 FACTORS DEFINING THE NEED IN USE OF THE MODERN TEST TECHNOLOGIES IN TRAINING OF THE CADETS
Valery Lucic Pashuta, the doctor of pedagogical sciences, professor,
Sergey Ivanovich Kulikov, the competitor,
The Military Institute of Physical Training of Kirov Military Medical Academy, St. Petersburg
Annotation
The results of researches on justification of the factors defining need in use of the modern test technologies in training have been presented in the article. Authors carry the following to their number: carrying out the numerous procedure of testing promotes development of the skills of independent work and self-assessment of the cadets; equality and objectivity of the assessment of all participants of procedure of testing; provision of the opportunity for each cadet to estimate independently the level of the readiness. They carry here the possibility of fast answer obtaining during the testing for the questions interesting for the cadets; ensuring the availability of the testing procedure passing for all cadets; increase of level of objectivity of certification of the cadets at different grade levels. Important factors are the following: provision of the reliable information about the knowledge gained in the course of training of the cadets; providing the accounting of the individual opportunities of the cadets under passing the procedure of testing.
Keywords: factors, modern test technologies, training, testing, cadets.
В настоящее время совершенствование контрольно-оценочного процесса определяет качество современного образования. Изменение контрольно-оценочного процесса обусловливает необходимость создания научно обоснованной системы массового тестирования. [1-16].
Единство обучения и контроля определяет необходимость широкого использования тестов в целях контроля и обучения курсантов. Практика показывает, что научно обоснованная контрольно-оценочная система открывает новые возможности для улучшения процесса обучения курсантов в вузах силовых структур. По результатам тестирования преподаватели могут принимать правильные решения относительно корректировки образовательного процесса. Система массового тестирования позволяет получать объективную информацию о ходе обучения курсантов. Эта информация должна оперативно анализироваться, обобщаться и давать объективную оценку уровня подготовленности курсантов. [1-4, 14-16].
Вместе с тем, практика свидетельствует о неоднозначном отношении к тестированию знаний у курсантов. Это вызвано целым рядом причин.
Во-первых, само тестирование у большинства преподавателей ассоциируется с примитивной формой контроля знаний.
Во-вторых, очень высока трудоемкость создания качественных объективных тестов.
В-третьих, безграмотное применение тестовых заданий дискредитирует саму систему массового тестирования.
Все вышесказанное негативно сказывается на повышении эффективности процесса обучения курсантов в вузах силовых структур, а также на совершенствовании системы массового тестирования. Совершенствование системы массового тестирования требует выявления факторов, определяющих необходимость использования современных тестовых технологий в обучении курсантов. [5-6, 7-12]. С целью определения факторов, определяющих необходимость использования современных тестовых технологий в обучении курсантов, проводился опрос профессорско-преподавательского состава Военного института физической культуры, а также Военной академии тыла и транспорта. Всего в опросе приняли участие 79 респондентов. Результаты этого исследования представлены в таблице 1.
Таблица1
Ранговая структура факторов, определяющих необходимость использования
современных тестовых технологий в обучении курсантов (п=79)
Ранговое место (значимость) Факторы Ранговый показатель (в %)
1 Проведение неоднократной процедуры тестирования способствует развитию навыков самостоятельной работы и самооценки курсантов 18,4
2 Равноправие и объективность оценки всех участников процедуры тестирования 17,8
3 Предоставление возможности каждому курсанту самостоятельно оценить уровень своей подготовленности 15,3
4 Предоставление возможности быстрого получения ответа в ходе тестирования на интересующие курсантов вопросы 14,2
5 Обеспечение доступности прохождения процедуры тестирования для всех курсантов 10,8
6 Повышение уровня объективности аттестации курсантов на разных этапах обучения 9,7
7 Предоставление достоверной информации о знаниях, полученных в процессе обучения курсантов 7,2
8 Обеспечение учета индивидуальных возможностей курсантов при прохождении процедуры тестирования 6,6
Результаты исследований по обоснованию факторов, определяющих необходимость использования современных тестовых технологий в обучении курсантов, показали
их значимую роль в повышении качества образовательного процесса. Основными факторами являются: равноправие и объективность оценки всех участников процедуры тестирования; предоставление возможности каждому курсанту самостоятельно оценить уровень своей подготовленности. Сюда же относятся: предоставление возможности быстрого получения ответа в ходе тестирования на интересующие курсантов вопросы; обеспечение доступности прохождения процедуры тестирования для всех курсантов; повышение уровня объективности аттестации курсантов на разных этапах обучения. Важными факторами являются: возможность предоставления достоверной информации о знаниях, полученных в процессе обучения курсантов; обеспечение учета индивидуальных возможностей курсантов при прохождении процедуры тестирования.
Значительную роль при организации обучения в вузах силовых структур имеет контроль и оценка знаний курсантов, а также практических умений. В процессе обучения процедура массового тестирования выполняет функцию управления процессом обучения курсантов. Модернизация процедуры тестирования в образовательном процессе возможна на основе современной компьютерной техники. Процедура компьютерного тестирования обладает рядом достоинств, которые могут значительно повлиять на качество подготовки специалиста.
ВЫВОД. Анализ результатов практического применения тестирования показал, что к основным достоинствам тестирования относят: объективность процедуры тестирования; возможность массовости проведения процедуры за ограниченный отрезок времени; возможность широкого охвата материала, который подлежит проверке. Учет этих факторов и определяет необходимость использования современных тестовых технологий в обучении курсантов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Болотин, А.Э. Педагогическая технология управления развитием коммуникативных способностей у студентов вузов физической культуры / А.Э. Болотин, Н.Л. Стрельникова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 2 (108). - С. 21-25.
2. Болотин, А.Э. Структура и содержание педагогической концепции совершенствования многоуровневой системы физического воспитания в России / А.Э. Болотин, А.В. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 3 (97). - С. 35-41.
3. Болотин, А.Э. Педагогическая модель управления развитием юридической грамотности у руководителей ГПН МЧС России / А.Э. Болотин, О.В. Битюцкая // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 7 (101). - С. 31-36.
4. Болотин, А.Э. Технология управления развитием юридической грамотности у
руководителей ГПН МЧС России / А.Э. Болотин, О.В. Битюцкая // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 8 (102). - С. 34-39.
5. Руденко, Г. В. Модельные характеристики психофизической подготовленности
выпускника - горноспасателя / Г.В. Руденко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 4 (86). - С. 110-113.
6. Пашута, В.Л. Факторы, определяющие необходимость использования специального снаряжения для обучения военнослужащих ведению боевых действий / В. Л. Пашута, А.П. Греков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 4 (98). - С. 113-116.
7. Пашута, В.Л. Факторы определяющие необходимость психолого-педагогического сопровождения учебного процесса в военно- физкультурном вузе / В. Л. Пашута, Е.Н. Курьянович // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 3 (97). - С. 159-163.
8. Таймазов, В.А. Значение функциональной асимметрии как генетического маркера спортивных способностей боксера / В. А. Таймазов, С. Е. Бакулев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - Вып. 22. - С. 72-76.
9. Таймазов, В.А. Развитие системного подхода к изучению деятельности человека /
В. А. Таймазов, С. Е. Бакулев // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2007. - № 1 (23). - С. 68-76.
10. Таймазов, В. А. Прогнозирование успешности соревновательной деятельности спортсменов с учетом генетических основ тренируемости / В.А. Таймазов, С.Е. Бакулев // Ученые
записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2005. - Вып. 18. - С. 81-91.
11. Титушина, Н.В. Педагогическая технология поэтапного профессионального развития личности студента, вуза нефтегазовой отрасли / Н.В. Титушина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 1 (35). - С. 89-93.
12. Чистяков, В.А. Имитационное моделирование в сфере физической культуры / В.А. Чистяков, Г.З. Аронов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - Вып. 21. -
С. 83-86.
13. Чистяков, В.А. Магическое число семь - результат информационного взаимодействия человека с внешней средой / В. А. Чистяков // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2010. - № 5 (63). - С. 118-122.
14. Чистяков, В.А. Процесс маркетинговой деятельности в сфере физкультурнооздоровительных услуг как объект управления / В.А. Чистяков, Г.З. Аронов, Г.А. Пригода // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2005. - Вып. 18. - С. 91-100.
15. Чистяков, В.А. Структура педагогической концепции спортизации физического воспитания в техническом вузе средствами спортивного клуба / В.А. Чистяков, О.В. Костромин, О.О. Новосельцева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 1 (107). - С. 180-185.
16. Чистяков, В. А. Факторная структура психофизической подготовленности выпускника -горноспасателя / В.А. Чистяков, Г.В. Руденко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 5 (87). - С. 159-163.
REFERENCES
1. Bolotin, A.E. and Strelnikova, N.L. (2014), “Pedagogical technology of management of development of communicative abilities in students of higher education institutions of physical culture”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 108, No. 2, pp. 21-25.
2. Bolotin, A.E. and Chistyakov A.V. (2013), “Structure and contents of the pedagogical concept of improvement of multilevel system of physical training in Russia”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 97, No. 3, pp. 35-41.
3. Bolotin, A.E. and Bityutskya, O.V. (2013), “Pedagogical model of management of development of legal literacy in heads of GPN Emercom of Russia”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 101, No. 7, pp. 31-36.
4. Bolotin, A.E. and Bityutskya, O.V. (2013), “Technology of management of development of legal literacy at heads of GPN Emercom of Russia”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 102, No. 8, pp. 34-39.
5. Pashuta V. L. and Kuryanovich E.N. (2013), “Factors defining need of the psychologist - pedagogical maintenance of educational process in military sports higher education institution”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 97, No. 3, pp. 159-163.
6. Pashuta V. L. and Greekov, A.P. (2013), “The factors defining need of use of special equipment for training of the military personnel in conducting combat operations”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 98, No. 4, pp. 113-116.
7. Tajmazov, V.A. and Bakulev, S.E. (2005), “Forecasting of success of competitive activity of athletes taking into account genetic bases of a training”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Issue 18, pp. 81-91.
8. Tajmazov, V.A. and Bakulev, S.E. (2006), “Value of functional asymmetry as genetic marker of sports abilities of the boxer”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Issue 22, pp. 72-76.
9. Tajmazov, V.A. and Bakulev, S.E. (2007), “Development of system approach to studying of activity of the person”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 23, No. 1, pp. 68-76.
10. Chistyakov, V.A., Aronov, G.Z. and Pryhoda G.A. (2005), “The process of marketing activities in the field of health and fitness services, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 18, pp. 91-100.
11. Chistyakov, V.A. and Aronov, G.Z. (2006), “Simulation in the field of physical culture”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 21, pp. 83-86.
12. Chistyakov, V.A. (2010), “Magic number seven is the result of information interaction of the person with the environment”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 67, No. 5, pp. 118122.
13. Chistyakov, V.A., Kostromin, O.V. and Novoseltseva, O.O. (2014) “Structure of the pedagogical concept of the sportization of physical training in technical college by means of sports club”, Uchenye
zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 107, No. 1, pp. 180-185.
14. Rudenko, G.V. and Chistyakov, V.A. (2012), "Modeling characteristics of psychophysical readiness of the graduate - the mine rescuer", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 86, No. 4, pp. 110-113.
15. Titushina N.V. (2008), “Pedagogical technology of stage-by-stage professional development of the identity of the student of higher education institution oil and gas branch”, Uchenye zapiski universi-teta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 35, No. 1, pp. 89-93.
16. Chistyakov V.A., Rudenko G.V. (2012), “Factorial structure of psychophysical readiness of the graduate - the mine rescuer”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 87, No. 5, pp. 159-163.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.05.2014.
УДК 37.022
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА БАЗЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ
Татьяна Валентиновна Платонова, кандидат педагогических наук, профессор, Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье исследуются общие положения принципов здорового образа жизни, способствующие организации и ведению человеком здорового образа жизни. Этот процесс осуществляется путем формирования мотивированного интереса личности по реализации его активной жизненной позиции. Одновременно, в системе общественных взаимоотношений граждан общества этот процесс формирует элементы направленного воспитания у всего общества в целом необходимости ведения здорового образа жизни. В процессе реализации этого направления в жизнедеятельности человека авторы предлагают к внедрению в жизнь каждого разработанные психологопедагогические принципы. Данные принципы будут способствовать эффективному приобщению личности и коллектива к решению общенациональных оздоровительных программ для приобщения населения к ведению здорового образа жизни.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, принципы, толерантность, филогенетический фактор, учебно-тренировочное воздействие, категория меры, тенденция к равновесию.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.05.111.p132-135 FORMATION OF HEALTHY LIFESTYLE BASED ON PSYCHOLOGICAL PEDAGOGICAL PRINCIPLES
Tatyana Valentinovna Platonova, the candidate of pedagogical sciences, professor,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
The article deals with the general provisions of a healthy lifestyle conducive to the establishment and maintenance of a healthy lifestyle man. This process is performed by generating interest-motivated individual to implement its proactive stance. At the same time, in the system of social relations of citizens of society, this process generates elements aimed at educating society as a whole need to lead a healthy lifestyle. During the implementation of this direction in human life, the authors propose to introduce in the life of every developed psycho-pedagogical principles. These principles would effectively familiarizing individual and the collective to the solution of national health programs for familiarizing people to lead healthy lifestyles.
Keywords: healthy lifestyle, principles, tolerance, phylogenetic factor, trainer impact category measures the tendency toward equilibrium.