system of physical preparation ”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 73, No. 3, pp. 10-14.
6. Bolotin, A.E. and Bityutskya, O.V. (2013), “Pedagogical model of management of development of legal literacy in heads of GPN Emercom of Russia”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 101, No. 7, pp. 31-36.
7. Bolotin, A.E. and Bityutskya, O.V. (2013), “Technology of management of development of legal literacy at heads of GPN Emercom of Russia”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 102, No. 8, pp. 34-39.
8. Bolotin, A.E. and Chistyakov, V.A. (2013), “Scientific-theoretical approaches to improvement of process of physical training of students in higher education institutions”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 97, No. 3, pp. 35-41.
9. Sadovnikov, V.V. (2008), “Technique of carrying out special physical preparation of cadets of older years of boundary higher education institution to performance of fighting tasks in the conditions of the mountain district”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 42, No. 8, pp. 90-95.
Контактная информация: a_sdd@mail.ru
Статья поступила в редакцию 28.09.2013.
УДК 378
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ К ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Валерий Лукич Пашута, доктор педагогических наук, профессор,
Военный институт физической культуры, филиал Военно-медицинской академии имени
С. М. Кирова, Санкт-Петербург,
Павел Владимирович Пугач, соискатель,
Дальневосточный юридический институт МВД России, Хабаровск
Аннотация
В статье представлены результаты исследований авторов по обоснованию психологопедагогических условий, необходимых для формирования готовности курсантов вузов МВД России к оперативно-розыскной деятельности, с использованием средств физической подготовки. К ним авторы относят: выявление наиболее слабых мест в уровне профессиональной и физической подготовленности курсантов вузов МВД России; преимущественное применение на занятиях по физической подготовке профессионально-прикладных упражнений, моделирующих разные стороны профессиональной деятельности выпускников вузов МВД России; развитие у курсантов общей, скоростной выносливости, силы и ловкости; создание обстановки на занятиях, требующей проявления способности определять характер и содержание профессиональной деятельности в зависимости от сложившейся ситуации; включение в содержание занятий по специальной и физической подготовке упражнений, требующих проявления смелости, решительности и других моральноволевых качеств; наличие объективных критериев оценки уровня готовности курсантов, к оперативно-розыскной деятельности. Кроме того, сюда же относятся: использование комплексных упражнений по рукопашному бою для отработки практических действий при задержании правонарушителей; оценка и учет индивидуальных возможностей курсантов к обучению в вузе.
Ключевые слова: психолого-педагогические условия; формирование готовности; оперативно-розыскная деятельность; вузы МВД России; курсанты; средства физической подготовки.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.09.103.p127-131
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS NECESSARY FOR FORMATION OF READINESS OF THE CADETS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA TO OPERATIONAL SEARCH ACTIVITY, WITH APPLICATION OF THE MEANS OF
PHYSICAL PREPARATION Valery Lucich Pashuta, the doctor of pedagogical sciences, professor,
Military Institute of Physical Culture, branch of the Kirov Military Medical Academy,
St. Petersburg,
Pavel Vladimirovich Pugach, the competitor,
Ministry of Internal Affairs Far East Legal Institute of Russia, Khabarovsk
Annotation
The article presents the results of researches of authors on justification of the psychology-pedagogical conditions necessary for formation of readiness of cadets of higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia to operational search activity, with application of the means of physical preparation. Authors carry to them: identification of the weakest sides in level of the professional and physical readiness of the cadets of higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia; primary application of the professional and applied exercises modeling the different spheres of the professional activity of graduates of higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia at physical preparation classes; development of the general, high-speed endurance, force and dexterity among the cadets; situational modeling during the occupations, requiring the manifestation of ability to define the character and content of the professional activity, depending on the current situation; inclusion of the exercises demanding manifestation of courage, determination and other moral and strong-willed qualities in the content of classes on special and physical preparation; existence of the objective criteria for the assessment of the level of readiness of cadets to operational search activity. Besides, herein-to belong: the application of complex exercises for hand-to-hand fight for working off the practical actions at offenders' detention; assessment and accounting of the individual abilities of the cadets to training in higher education institution.
Keywords: psychological-pedagogical conditions, readiness formation, operational search activity, higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia, cadets, means of physical preparation.
Проблема реформирования профессиональной подготовки курсантов в вузах МВД России имеет уже довольно длительную современную историю. Это обусловлено изменяющимися социально-экономическими условиями и общественными отношениями в России. Сложившаяся к настоящему времени система профессиональной подготовки курсантов в вузах МВД России не в полной мере соответствует требованиям современного этапа развития страны, не обеспечивает эффективного решения оперативнорозыскных задач. В Федеральном законе Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № З-ФЗ «О полиции» установлены новые задачи, которые определяют особенности деятельности выпускников вузов МВД России по охране общественного порядка и противодействию преступности на основе формирования у них высокого уровня готовности к оперативно-розыскной деятельности. Все вышесказанное требует пересмотра профессиональной подготовки курсантов в вузах МВД России. Главной целью их подготовки в настоящее время должно стать формирование всесторонне развитой, профессионально подготовленной, морально, психологически и нравственно устойчивой личности сотрудника. При этом основным звеном в решении этой задачи является формирование высокого уровня готовности к оперативно-розыскной деятельности. [1-12].
Анализ практики показывает, что в системе органов внутренних дел МВД России все еще имеются существенные недостатки и даже нарушения законности, связанные с наличием фактов сращивания выпускников вузов МВД России с преступными элементами, несоответствием их подготовленности, предъявляемым требованиям. У некоторых
выпускников вузов МВД России отмечается отсутствие стремления к повышению профессионального мастерства. Основными причинами наличия этих недостатков являются: низкий нравственно-интеллектуальный уровень, недостаточный уровень профессиональной готовности выпускников вузов МВД России к решению оперативно-розыскных задач. Это является следствием недостаточного научно-методического обеспечения организации процесса профессиональной подготовки в вузах МВД России, а также отсутствием рекомендаций по обоснованию и использованию психолого-педагогических условий, необходимых для формирования готовности курсантов вузов МВД России к оперативно-розыскной деятельности, с использованием средств физической подготовки
[7].
Для определения ранговой структуры психолого-педагогических условий, необходимых для формирования готовности курсантов вузов МВД России к оперативнорозыскной деятельности, с использованием средств физической подготовки, был проведен опрос 118 респондентов, имеющих опыт работы в данной сфере более 10 лет. Результаты опроса представлены в таблице 1.
Таблица 1
Ранговая структура психолого-педагогических условий, необходимых для формирования готовности курсантов вузов МВД России к оперативно-розыскной дея-
тельности, с использованием средств физической подготовки (п=118)
Значимость (ранговое место) Психолого-педагогические условия Ранговый показатель %
1 Выявление наиболее слабых мест в уровне профессиональной и физической подготовленности курсантов вузов МВД России 20,1
2 Преимущественное применение на занятиях по физической подготовке профессионально-прикладных упражнений, моделирующих разные стороны профессиональной деятельности выпускников вузов МВД России 18,7
3 Развитие у курсантов общей, скоростной выносливости, силы и ловкости 15,5
4 Создание обстановки на занятиях, требующей проявления способности определять характер и содержание профессиональной деятельности в зависимости от сложившейся ситуации 13,2
5 Включение в содержание занятий по специальной и физической подготовке упражнений, требующих проявления смелости, решительности и других морально-волевых качеств 11,8
6 Наличие объективных критериев оценки уровня готовности курсантов, к оперативно-розыскной деятельности 9,5
7 Использование комплексных упражнений по рукопашному бою для отработки практических действий при задержании правонарушителей 6,3
8 Оценка и учет индивидуальных возможностей курсантов к обучению в вузе 4,9
Говоря об улучшении процесса профессиональной подготовки курсантов вузов МВД России, подразумевается такое его изменение, которое в рамках существующего бюджета учебного времени благоприятствует достижению наивысшей эффективности формирования профессиональных навыков в соответствии с целями обучения. Практика показала, что осуществление процесса профессиональной подготовки курсантов к оперативно-розыскной деятельности на основе выявленных психолого-педагогических условий, вносит существенные коррективы в его результаты. В свою очередь, изменение структуры процесса профессиональной подготовки приводит к более динамичным изменениям эффективности процесса формирования готовности курсантов, вузов МВД России к оперативно-розыскной деятельности.
ВЫВОД. Использование выявленных психолого-педагогических условий позволило улучшить у курсантов вузов МВД России показатели эффективности решения опе-
ративно-розыскных задач. Это требует внедрения этих условий в практику образовательного процесса вузов МВД России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Болотин, А.Э. Требования, предъявляемые к выпускникам вузов внутренних войск МВД России к эффективному выполнению служебно-боевых задач / А.Э. Болотин,
A.Н. Сивак // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 10 (92). -С. 30-35.
2. Болотин, А.Э. Требования, предъявляемые к профессиональной подготовленности специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях / А.Э. Болотин, В.С. Васильева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 6 (100). - С. 15-21.
3. Болотин, А.Э. Педагогическая модель профессиональной подготовки специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях в вузе, с использованием служебной деятельности в добровольных пожарных командах / А.Э. Болотин, В.С. Васильева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 2 (96). - С. 14-19.
4. Болотин, А.Э. Структура и содержание педагогической концепции совершенствования многоуровневой системы физического воспитания в России / А.Э. Болотин,
B.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 3 (97).
- С. 35-41.
5. Стародубцев, М.П. Педагогические условия, необходимые для эффективного формирования профессиональной готовности у сотрудников органов внутренних дел к выполнению служебных обязанностей / М.П. Стародубцев, А.П. Плаксин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 4 (86). - С. 153-156.
6. Пашута, В.Л. Проблемы правового обучения преподавателей вузов МО РФ/ В.Л. Пашута // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2010. - № 5 (9). - С. 224-230.
7. Пугач, П.В. Педагогическая модель формирования готовности курсантов вузов МВД России к оперативно-розыскной деятельности, с использованием средств физической подготовки / П.В. Пугач // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2013. - № 7 (101). - С. 113-117.
8. Чистяков, В.А. Имитационное моделирование в сфере физической культуры / В. А. Чистяков, Г.З. Аронов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006.
- Вып. 21. - С. 83-86.
9. Чистяков, В.А. Процесс маркетинговой деятельности в сфере физкультурнооздоровительных услуг как объект управления / В. А. Чистяков, Г.З. Аронов, Г.А. Пригода // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2005. - Вып. 18. - С. 91-100.
10. Чистяков, В.А. Магическое число семь - результат информационного взаимодействия человека с внешней средой / В. А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 5 (63). - С. 118-122.
11. Щеголев, В.А. Критерии и показатели эффективности процесса профессионально-педагогической подготовки военно-инженерных кадров / В.А. Щеголев, К.А. Грачев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 2 (96). - С. 174-178.
REFERENCES
1. Bolotin, A.E. and Sivak A.N. (2012), “Requirement made to graduates of higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to effective implementation of office and fighting tasks”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 92, No. 10, pp. 30-35.
2. Bolotin, A.E. and Vasilyeva, V.S. (2013), “Requirement made to professional readiness of experts in protection in emergency situations”, Uchenye zapiski universiteta imeni
P.F. Lesgafta, Vol. 100, No. 6, pp. 15-21.
3. Bolotin, A.E. and Vasilyeva, V.S. (2013), “Pedagogical model of vocational training of experts in protection in emergency situations in higher education institution, with use of office activity in voluntary fire brigades”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 96, No. 2, pp. 14-19.
4. Bolotin, A.E. and Chistyakov, V.A. (2013), “Scientific-theoretical approaches to improvement of process of physical training of students in higher education institutions”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 97, No. 3, pp. 35-41.
5. Starodubtsev M.P. and Plaksin A.P. (2012), “Pedagogical conditions necessary for effective formation of professional readiness at staff of law-enforcement bodies to performance of official for duties”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 86, No. 4 pp. 153156.
6. Pashuta, V.L. (2010) “Problem of legal training of teachers of higher education institutions of MO Russian Federation”, Actual problems of physical and special preparation of power structures, Vol. 9, No. 5, pp. 224-230.
7. Pugach, P.V. (2013), “Pedagogical model of formation of readiness of the cadets of higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia to operational search activity, with use of means of physical preparation”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 101, No. 7, pp. 113-117.
8. Chistyakov, V.A., Aronov, G.Z. and Pryhoda G.A. (2005), "The process of marketing activities in the field of health and fitness services, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 18, pp. 91-100.
9. Chistyakov, V.A. and Aronov, G.Z. (2006), "Simulation in the field of physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 21, pp. 83-86.
10. Chistyakov V.A. (2010), "Magic number seven is the result of information interaction of the person with the environment", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 67, No. 5, pp. 118-122.
11. Schegolev, V.A. and, Grachev, K.A.(2013), “Criteria and indicators of efficiency of process of professional and pedagogical preparation of military and engineering personnel”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 96, No. 2, pp. 174-178.
Контактная информация: pugach55@mail.ru
Статья поступила в редакцию 25.09.2013.
УДК 796.325
ТЕХНОЛОГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИТНЕС-ПРОГРАММ В СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВОЛЕЙБОЛИСТОК МАССОВЫХ РАЗРЯДОВ
Виктор Константинович Пельменев, доктор педагогических наук, профессор, Татьяна Григорьевна Гавраш, аспирант,
Балтийский Федеральный университет имени Иммануила Канта (БФУ им. И. Канта),
г. Калининград
Аннотация
В фитнес-программах собраны последние достижения оздоровительной тренировки, основанные на научно-технических разработках в данной сфере и послужившие дополнительным средством для совершенствования специальных способностей волейболисток. Исследуются вопросы практического применения фитнес-программ в тренировочном процессе по волейболу, которые направлены на совершенствование двигательно-координационных и скоростно-силовых способностей с помощью «метода направленного сопряжения», значительно повлиявшие на техникотактический показатель спортсменок-волейболисток. Интеграция различных компонентов, совокупность методологических и организационно-методических установок послужила основой для создания и экспериментального обоснования специальной технологии, максимально снижающей