УДК 796.87 DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-1-55-63
Психолого-педагогические условия, необходимые для реализации технологии совмещения предметной и физической подготовки в групповых упражнениях по художественной гимнастике
Удалова МА.1*, Болотин А.Э.2
1Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
г. Санкт-Петербург, Россия [email protected] * 2 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
г. Санкт-Петербург, Россия ORCID: 0000-0003-3048-378X, [email protected]
Аннотация: Авторами определены основные психолого-педагогические условия, необходимые для реализации технологии совмещения предметной и физической подготовки в групповых упражнениях по художественной гимнастике. Этими условиями являются: обоснование специальных средств и методических приемов для применения в тренировочном процессе; разработка технологии совмещения предметной и физической подготовки; обеспечение надежности двигательных действий с предметами и без них; разработка показателей и критериев оценки эффективности тренировочного процесса; систематическая проверка эффективности применяемых средств и методических приемов; рациональное планирование объема и интенсивности нагрузки с учетом периодизации подготовки. Материалы. В статье рассмотрены методические аспекты и результаты исследований авторов по анализу психолого-педагогических условий, необходимых для реализации технологии совмещения предметной и физической подготовки в групповых упражнениях по художественной гимнастике, проведённому среди 78 высококвалифицированных спортсменок, тренеров и судей. Методы исследования: анализ и обобщение научной литературы, педагогическое наблюдение, анкетирование, анализ соревнований по художественной гимнастике, методы статистической обработки данных. Результаты. Авторами доказана необходимость создания и применения выявленных психолого-педагогических условий для реализации технологии совмещения предметной и физической подготовки в групповых упражнениях по художественной гимнастике. Заключение. Выявленные психолого-педагогические условия позволяют оптимизировать тренировочный процесс для практической реализации технологии совмещения предметной и физической подготовки в групповых упражнениях по художественной гимнастике.
Ключевые слова: психолого-педагогические условия, художественная гимнастика, тренировочный процесс, групповые упражнения, совмещение предметной и физической подготовки.
Для цитирования: Удалова М.А.*, Болотин А.Э. Психолого-педагогические условия, необходимые для реализации технологии совмещения предметной и физической подготовки в групповых упражнениях по художественной гимнастике. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2021; 16(1): 55-63. DOI: 10.14526/20704798-2021-16-1-55-63
Psychological-pedagogical conditions necessary for realization of subject and physical training combination technology in calisthenics group
exercises
Margarita A. Udalova1*, Aleksandr E. Bolotin2
1 Russian State Pedagogical University named after A.I. Gertsen Saint-Petersburg, Russia [email protected] * 2Saint-Petersburg Peter the Great Polytechnic University Saint-Petersburg, Russia
ORCID: 0000-0003-3048-378X, [email protected]
Abstract: The authors defined the main psychological-pedagogical conditions. They are necessary for the technology of subject and physical training combination realization in calisthenics group exercises. These conditions are the following: special means and methodical techniques substantiation for the use in the training process; creation of the subject and physical training combination technology; providing the reliability of motor actions with the subjects and without them; creating the indices and evaluation criteria for the effectiveness of the training process; systematic effectiveness check of the used means and methodical techniques; rational planning of the load volume and intensity taking into account the periodization of training. Materials. The article presents methodical aspects and research results of the authors concerning the analysis of psychological-pedagogical conditions. They are necessary for the technology of subject and physical training combination realization in calisthenics group exercises among 78 highly-qualified female athletes, coaches and judges. Research methods. Scientific sources analysis and summarizing, pedagogical observation, questionnaire survey, calisthenics competitions analysis, methods of statistical data handling. Results. The authors proved the necessity to create and use the revealed psychological-pedagogical conditions for the technology of subject and physical training combination realization in calisthenics group exercises. Conclusion. The revealed psychological-pedagogical conditions help to optimize the training process for practical realization of the subject and physical training combination technology in calisthenics group exercises.
Keywords: psychological-pedagogical conditions, calisthenics, training process, group exercises, subject and physical training combination.
For citation: Margarita A. Udulova*, Aleksandr E. Bolotin. Psychological-pedagogical conditions necessary for realization of subject and physical training combination technology in calisthenics group exercises. Russian Journal of Physical Education and Sports. 2021; 16(1): 55-63. DOI: 10.14526/20704798-2021-16-1-55-63
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в тренировочном процессе гимнасток в групповых упражнениях широко применяется технология совмещения предметной и физической подготовки. [1]. Для практической реализации технологии совмещения предметной и физической подготовки в групповых упражнениях тренерам по художественной гимнастике следует создавать определенные психолого-педагогические условия. [1]. Вместе с тем данные условия не изучены, поэтому для разработки специальных комплексов упражнений с предметом совмещенного характера с целью одновременного развития физических качеств у гимнасток, а также повышения уровня их технической подготовленности следует создавать определенные психолого-педагогические условия. Данные условия необходимо использовать в подготовительной части занятия во всех периодах годичного цикла тренировочного процесса.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ В ходе анализа проведенных
исследований выявилось, что основной тенденцией, превалирующей в художественной гимнастике, является стремительное повышение технической ценности композиции. [2,3]. Данная тенденция ставит перед тренерами трудную задачу по разработке специальных комплексов упражнений с предметом совмещенного характера с целью одновременного развития физических качеств у гимнасток, а также повышения уровня их технической подготовленности. [1]. Такое совершенствование методики проведения тренировочного процесса организуется в целях повышения спортивного мастерства гимнасток и экономии времени на развитие у них необходимых физических качеств. Для решения этих задач проводился опрос специалистов в виде анкетирования и бесед, обзор литературы по изучаемой проблеме исследования. Всего в опросе участвовало 78 высококвалифицированных спортсменок,
тренеров и судей.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ Уровень подготовленности спортсменок в групповых упражнениях по художественной
гимнастике определяется стабильными результатами выступлений на соревнованиях. В ходе исследования были определены основные задачи повышения качества подготовки гимнасток в групповых упражнениях:
- повышение технического мастерства, обеспечивающего решение поставленных задач на соревнованиях;
- разработка технологии совмещенной подготовки, направленной на уменьшение времени, затрачиваемого на развитие физических качеств у гимнасток;
- постепенное увеличение количества технических комбинаций в групповых
упражнениях на основе высокого уровня физической готовности гимнасток;
- овладение способами повышения надежности выполнения групповых упражнений на соревнованиях.
Для решения задач по повышению уровня подготовленности гимнасток были определены психолого-педагогические условия, необходимые для реализации технологии совмещения предметной и физической подготовки в групповых упражнениях по художественной гимнастике, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Ранговая структура психолого-педагогических условий, необходимых для реализации технологии совмещения предметной и физической подготовки в групповых упражнениях по
художественной гимнастике (п=78, при W>0,73)
Ранг Психолого-педагогические условия Ранговый показатель, %
1. Обоснование специальных средств и методических приемов для применения в тренировочном процессе 28,1
2. Разработка технологии совмещения предметной и физической подготовки 21,9
3. Обеспечение надежности двигательных действий с предметами и без них 15,3
4. Разработка показателей и критериев оценки эффективности тренировочного процесса 14,7
5. Систематическая проверка эффективности применяемых средств и методических приемов 11,8
6. Рациональное планирование объема и интенсивности нагрузки с учетом периодизации подготовки гимнасток 8,2
Первым условием, которое составило 28,1% суммарной дисперсии выборки, респонденты определили обоснование специальных средств и методических приемов для применения их в тренировочном процессе гимнасток. Они отметили, что основным психолого-педагогическим условием можно считать обоснование средств и методических
приемов, основанных на совмещении предметной и физической подготовки. Данное условие определяет необходимость создания таких комплексов упражнений, которые повышали бы уровень двигательных возможностей гимнасток, выступающих в групповых упражнениях, направленных на выявление средств координационной и
предметной подготовки и способствующих развитию психомоторных характеристик:
- проприоцептивной чувствительности (чувства предмета);
- координациидвижений тела и предмета при выполнении заданий в непривычных исходных положениях, совершенствованию движений в парах, тройках и пятерках;
- развитию способности гимнасток к распределению внимания на движения тела и предмета, на два предмета, на себя и партнёршу, на «свой» предмет и предметы партнёрши;
- реакции на движущийся объект -комплексы двигательных действий с предметом, включающие в себя фундаментальные и нефундаментальные технические группы предметов различной вариативности. Броски предмета правой, левой рукой, на заданную высоту, с различной частотой или на время, жонглирование предметами, ловли предмета согласно «критериям», предусмотренным правилами соревнований. [2,3].
В сочетании с ростом технического мастерства должны развиваться:
- координация движений - сложно координационные действия с предметами (передачи, удержания, вращения, перекаты, малые броски, «вертушки», «мельницы», «обволакивания») в сочетании с движениями из комплекса специальной физической подготовки;
- собственно-силовые и скоростно-силовые качества. Упражнения с отягощением, направленные на развитие скоростно-силовых качеств у гимнасток (комплекс прыжков со скакалкой различной вариативности, по количеству прыжков, разновидности вращений, с ускорением и без них). Упражнения с предметами (согласно правилам соревнований на текущий сезон), выполняющими функцию отягощения, направленные на развитие отдельных мышечных групп, а также упражнения с преодолением веса собственного тела;
- быстрота - должны использоваться хорошо освоенные двигательные действия. Упражнения с высокой частотой движений и их сочетания, а также упражнения под летящим
предметом (акробатические элементы).
- выносливость - способность к многократному повторению двигательных действий без снижения результативности. [4,5].
- гибкость - активная, пассивная.
По мнению специалистов, данные упражнения должны отражать структуру соревновательной композиции [6,7,8,9].
Следующим по значимости психолого-педагогическим условием специалисты отметили необходимость разработки технологии совмещения предметной и физической подготовки. Вклад в суммарную дисперсию выборки составил 21,9%. Исследовалась возможность применения данной технологии с целью повышения уровня спортивного мастерства гимнасток. Тренерами ведется постоянный поиск более совершенных видов специальной подготовки гимнасток, так как с повышением трудности композиции растет количество времени, затрачиваемого на ее успешную реализацию. В основном тренеры компенсируют данную проблему за счет времени, затрачиваемого в подготовительной части занятия, в которой решается задача подготовки организма к предстоящей работе над соревновательной композицией в основной части, а именно СФП, СТП (беспредметная - прыжковая, вращательная, равновесная), хореографическая подготовка. Плохо проведенная разминка негативно сказывается на дальнейшем тренировочном процессе в целом. Некачественно проведенная разминка приводит, во-первых, к травматизму, а во-вторых, к отставанию в развитии технического мастерства гимнасток.
В современной художественной гимнастике отчетливо проявляются тенденции к возрастанию сложности соревновательной композиции групповых упражнений, которые предъявляют повышенные требования к технической и физической подготовленности спортсменок.
Наибольшей сложностью в групповых упражнениях являются элементы обмена предметами между гимнастками посредством броска, к ним относятся переброски (ED),
сотрудничества (С). Элементы трудности тела (BD), динамические вращения и
танцевальные дорожки выполняются
каждой гимнасткой индивидуально. Это требует максимальной концентрации и синхронности действий каждой гимнастки в составе команды.
Потеря предмета на данных технических группах ведет к серьезным сбавкам за технику ф) и исполнение (Е). Повышение сложности композиции достигается путем использования новых форм движений телом, предметами и объединения их в связки, что позволяет гимнасткам более полно реализовать свои индивидуальные возможности.
В этой связи особое значение приобретает обеспечение надежности выполнения двигательных действий с предметом и без него, так как от этого напрямую зависит успех соревновательной деятельности команды в групповых упражнениях и всего тренировочного процесса.
Важным психолого-педагогическим условием, необходимым для реализации технологии совмещения предметной и физической подготовки в групповых упражнениях по художественной гимнастике является разработка показателей и критериев оценки эффективности тренировочного
процесса. Вклад в общую дисперсию выборки составляет 14,7%. Тренерам бывает очень сложно оценить эффективность совмещения предметной и физической подготовки в групповых упражнениях по художественной гимнастике. Практическая реализация данного условия позволит качественно решить данную задачу. Реализация данного условия тесно связана с оценкой эффективности применяемых средств и методов тренировки гимнасток. Оценка эффективности применяемых средств и методов, основанных на совмещении предметной и физической подготовки, является приоритетным условием, так как оно ориентировано на формирование необходимой информации о повышении уровня развития спортивного мастерства гимнасток, прогнозирование уровня спортивных достижений и отбора. Вклад в общую дисперсию выборки составляет 11,8 %. В ходе наблюдения за тренировочным процессом и опроса специалистов были определены наиболее значимые параметры развития, по которым можно определить эффективность применяемой технологии совмещения предметной и физической подготовки гимнасток, специализирующихся в групповых упражнениях (рисунок).
Параметры развития
гимнасток
!
л
Физической Технической
подготовленности и о дгото в л енн о сти
\
Рисунок - Основные показатели развития гимнасток в ходе применения технологии совмещения
предметной и физической подготовки
Используемые параметры оценки развития обеспечивают высокий уровень исполнительского мастерства гимнасток и надежность соревновательной деятельности. Это позволяет рассматривать технологию совмещения предметной и физической подготовки как универсальную для разных этапов многолетней подготовки в групповых упражнениях по художественной гимнастике.
Рациональное планирование
объема и интенсивности нагрузки с учетом периодизации подготовки гимнасток было определено респондентами в качестве шестого по значимости условия. Вклад в общую дисперсию выборки составляет 8,2%. Практика показала, что выполняемая гимнастками физическая нагрузка рассматривается как величина воздействия физических упражнений на организм, вызывающая прибавочную функциональную активность (относительно исходного уровня) и степень преодолеваемых объективных и субъективных трудностей.
Величину нагрузки характеризуют объём, интенсивность. Специфичность нагрузки определяется переносом результата тренировки с одного задания (выполнения вспомогательного упражнения) на другое (основное упражнение), уровнем развития двигательных способностей и владением техническими навыками.
Таблица 2 - Примерное построение трениров
втягивающем мезоцикле
Основное внимание должно уделяться компонентам специальной физической и предметной подготовки, так как тенденция к усложнению соревновательной композиции наблюдается именно в трудности с обменом предмета групповых упражнений, перебросок и сотрудничеств. В данном случае в большей степени превалируют броски и ловли предмета, что требует высокой степени проявления скоростно-силовых, координационных качеств, а также специальной выносливости, быстроты и гибкости. Объем и интенсивность нагрузки варьируются в зависимости от периодизации подготовки.
Тренировочный процесс каждого занятия включает в себя содержание подготовительной, основной, заключительной части. Для того чтобы специальные физические и двигательные способностигимнастокразвивалисьвсесторонне, необходимо включение в подготовительную часть тренировочного процесса групповых упражнений, различных видов разминок. Сюда можетвключатьсяхореографическаяподготовка, а также применение технологии совмещения предметной и физической подготовки. Пример построения тренировочного процесса на недельный микроцикл во втягивающем мезоцикле, одна тренировка в день, представлен в таблице 2.
очных занятий на недельный микроцикл (во одна тренировка в день)
ДД/н Подготовительная часть (1,5 часа) Основная часть (2 часа) Заключительная часть (30 мин) Объем и интенсивность нагрузки
Пн Применение технологии совмещения предметной и физической подготовки (комплекс упражнений): - блок № 1; - блок № 2; - блок № 3. 1 вид (однотипные предметы). - по элементам, по 5-10 раз чистых (переброски сотрудничества в соединении с другими группами трудности); - по частям, по 1-2 чистые части (под музыку); - по половинам, по 2 чистые половины (под музыку); - прогон(ы) от начала до конца; - исправление замечаний Работа над основными ошибками в ходе выполнения соревновательной композиции с 1 видом. Большое количество повторений О: средний И: низкая
Вт Хореографическая подготовка (классический урок) 2 вид (разнотипные предметы). - по элементам, по 5-10 раз чистых (переброски сотрудничества в соединении с другими группами трудности); - по частям, по 1-2 чистые части (под музыку); - по половинам, по 2 чистые половины (под музыку); - прогон(ы) от начала до конца; - исправление замечаний Работа над основными ошибками в ходе выполнения соревновательной композиции с 1 видом. Большое количество повторений О: средний И: низкая
Ср Применение технологии совмещения предметной и физической подготовки (комплекс упражнений): - блок № 1; - блок № 2; - блок № 3. 1 вид (однотипные предметы). - по элементам, по 5-10 раз чистых (переброски сотрудничества в соединении с другими группами трудности); - по частям, по 1-2 чистые части (под музыку); - по половинам, по 2 чистые половины (под музыку); - прогон(ы) от начала до конца; - исправление замечаний ОФП, СФП - развитие физических качеств (в тяжестях, резиновый жгут) О: средний И: низкая
Чт Хореографическая подготовка (классический урок) 2 вид (разнотипные предметы). - по элементам, по 5-10 раз чистых (переброски сотрудничества в соединении с другими группами трудности); - по частям, по 1-2 чистые части (под музыку); - по половинам, по 2 чистые половины (под музыку); - прогон(ы) от начала до конца; - исправление замечаний Работа над основными ошибками в ходе выполнения соревновательной композиции с 1 видом. Большое количество повторений О: средний И: низкая
Пт Применение технологии совмещения предметной и физической подготовки (комплекс упражнений): - блок № 1; - блок № 2; - блок № 3. 1 вид (однотипные предметы). - по элементам, по 5-10 раз чистых (переброски сотрудничества в соединении с другими группами трудности); - по частям, по 1-2 чистые части (под музыку); - по половинам, по 2 чистые половины (под музыку); - прогон(ы) от начала до конца; - исправление замечаний Работа над основными ошибками в ходе выполнения соревновательной композиции с 1 видом. Большое количество повторений О: средний И: низкая
Сб Применение технологии совмещения предметной и физической подготовки (комплекс упражнений): - блок № 1; - блок № 2; - блок № 3. 1 вид и 2 вид многоборья. - по элементам, по 15-20 раз чистых (переброски сотрудничества в соединении с другими группами трудности) ОФП, СФП -развитие физических способностей (в тяжестях, резиновый жгут) О: средний И: низкая
Бс Выходной
Втягивающий мезоцикл характеризуется значительным повышением объема нагрузок в тренировочном процессе гимнасток, интенсивность выполнения двигательных действий нарастает постепенно. Общий объем работы очень велик. Особое внимание уделяется технической и физической подготовке, так как создаются условия для дальнейшей работы и реализации сложных элементов в соревновательной композиции. Данный период подготовки характеризуется большим объемом потерь предмета и «неточного» исполнения. Ошибки устраняются путем многократного повторения двигательных действий с предметом и без него, развития отстающих физических качеств и специальных двигательных способностей. Тем самым повышается уровень специальной подготовленности гимнасток.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе опроса специалистов были выявлены психолого-педагогические условия, определяющие необходимость совмещения предметной и физической подготовки в тренировочном процессе по художественной гимнастике. Проведенное нами исследование показывает положительное влияние
выявленных нами психолого-педагогических условий на повышение эффективности технической и физической подготовленности гимнасток в групповых упражнениях, а также свидетельствует о необходимости их комплексного внедрения в тренировочный процесс.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Удалова, М. А. Многокомпонентная методика обеспечения надежности при выполнении групповых упражнений по
художественной гимнастике / М. А. Удалова, А. Э. Болотин, И. В. Быстрова // Научно-теоретический журнал «Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт». - 2021. - № 2 - С. 135-148. DOI: 10.24411/2305-8404-2021-10219
2. Удалова М.А., Болотин А.Э., Бондарчук И.Л. Обеспечение надежности при выполнении специфических групп трудности в групповых упражнениях по художественной гимнастике на основе композиционной подготовки. Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС. 2020; 15(2): 1004-1015.
3. Удалова М.А., Болотин А.Э., Бондарчук И.Л. Модель обеспечения надежности при выполнении специфических групп трудности в групповых упражнениях по художественной гимнастике. Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС. 2020; 15(2): 995-1004.
4. Bakayev V., Bolotin A. & You C. Reaction of vegetative nervous system to loads in female long-distance runners with different fitness level. Journal of Human Sport and Exercise. 2018; 13(2proc): 245-252. doi:https://doi.org/1Q.14198/ jhse.2018.13.Proc2.09
5. Bolotin A., Bakayev V. & You C. Comparative analysis of myocardium repolarization abnormalities in female biathlon athletes with different fitness levels. Journal of Human Sport and Exercise. 2018; 13(2proc): 240-244. doi:https:// doi.org/10.14198/jhse.2018.13.Proc2.08
6. Михайлова, Э.И., Михайлов Н.Г., Деревлёва Е.Б., Каймин М.А., Кудрявцева О.В. Содержание гимнастики в физическом воспитании школьников. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2018; 13(2): 156-165. DOI: 10.1452б/02_2018_321.
7. Hovemann G., Wicker P. Determinants of sport participation in the European Union. European Journal for Sport and Society. 2009; 6: 51-59.
8. Lera-Lopez F., Rapun-Garate M. The demand for sport: Sport consumption
and participation models. Journal of Sport Management. 2007; 21: 103-122.
9. Stamm H., Lamprecht M. Swiss sports participation in an international perspectives. European Journal for Sport and Society. 2011; 8(1): 15-29.
Статья поступила в редакцию: 20.02.2021
УдаловаМаргаритаАлександровна-аспирант,Российскийгосударственныйпедагогический университет имени А.И. Герцена, 191186, Россия, г. Санкт-Петербург, Набережная реки Мойки, дом 48, e-mail: margoshai99irita(mail.ru
Болотин Александр Эдуардович - доктор педагогических наук, профессор, профессор Высшей школы спортивной педагогики, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 195251, Санкт-Петербург, улица Политехническая, дом 27, e-mail: a [email protected]